Заикание у детей: причины и лечение

Признаки нарушения речи у ребенка

К основным симптомам нарушения речи относятся судороги речевого аппарата, изменения физиологического дыхания, бурная жестикуляция и логофобия. При заикании трудности возникают в начале или середине речи. Дыхание при логоневрозе неровное, сбивчивое, часто наблюдается одышка или частые вдохи.
Речь у детей, страдающих логоневрозом, сопровождается непроизвольным подергиванием мимических мышц, морганием, кусанием щек или губ. Присутствуют т.н. речевые уловки – ненужные звуки или слова, изменения интонации, ритма разговора или тембра голоса. Патология часто сопровождается потливостью, учащенным сердцебиением, бледностью кожи.

Специалисты выделяют три степени тяжести заболевания:

  • Легкая – проявляется запинками при спонтанной речи, сильном волнении.
  • Средняя – нарушения тембра заметны в монотонной речи, при чтении.
  • Тяжелая – речевые судороги постоянны, ребенок затягивает слова, вставляет лишние звуки. Характерны нарушения сердцебиения и дыхания при разговоре.

Сопутствующие симптомы

Заболевание, когда ребенок заикается, чаще дебютирует в возрасте 3-6 лет, что связано с интенсивным формированием речевой функции в обозначенный период, если появились первые признаки, нужно делать диагностику для подтверждения или опровержения подозрений. Дебютные признаки у ребенка 3 лет:

  1. Затруднения при инициации речи.
  2. Вынужденные остановки между отдельными слогами и словами.
  3. Повторение звуков, слогов в начале слова.
  4. Дополнительные звуки (обычно «а», «и») перед произнесением слова.
  5. Уменьшение объема речи.

Некоторые дети в возрасте 4 лет и старше, освоившие первичные речевые навыки, отказываются разговаривать из-за дефектов речи. Молчание может продолжаться до 24 часов. Сопутствующие проявления включают повышенную тревожность, раздражительность, агрессию, плаксивость.

На фоне нарушения психо-эмоционального фона ребенок становится замкнутым, отказывается возвращаться в детский сад, что связано со страхом перед насмешками сверстников. Такие дети часто страдают от бессонницы и отсутствия аппетита. Как следствие у них нередко выявляются заболевания желудочно-кишечного тракта психогенной этиологии.

Стадии заикания и симптомы

Различают 3 основные стадии (степени) патологии:

  1. первая или начальная стадия (симптомы проявляются слабо, только после влияния внешних негативных факторов);
  2. средняя (запинания в речи регулярны, но могут контролироваться);
  3. тяжелая (ребенок запинается постоянно, вне зависимости обстановки или настроения, симптоматика ярко выражена).

У детей до 3 лет признаки логоневроза нередко смазаны и плохо выражены. Малыш только учится говорить, поэтому родители списывают повторения на непоставленную и несформированную речь. Зная симптомы и внимательно наблюдая за малышом, можно легко определить заболевания на ранней стадии, вовремя заняться коррекцией речи и полностью вылечить недуг.

Чем старше становится ребенок, тем ярче проявляются признаки заикания. Пропустить патологию в 4, 5 или 7 лет уже невозможно.

Симптомы логоневроза:

  • малыш постоянно делает паузы, наблюдается заметное затруднение в речи и физическое напряжение (сжимает кулачки, напрягает лицевые мышцы, краснеет или бледнеет);
  • сбивается дыхание, перед произношением или сразу после него ребенок делает глубокий вдох;
  • запинания сопровождаются определенной мимикой (раздувается нос, бегают глаза, напрягается лицо);
  • при паузах речь становится громче;
  • повторение звука или слога происходит более 2-х раз подряд.

Вместо заключения

Лечение заикания у детей требует усилий не только от ребенка во время занятий с логопедом и в повседневной жизни, но и от всей семьи. Успех зависит от обстановки, психологической атмосферы дома, терпения родителей и их умения выделить время для занятий и общения с малышом. А это требует некоторой работы над своим поведением и коммуникативным стилем всех членов семьи. Ребенок с заиканием должен чувствовать, что его понимают, поддерживают и принимают таким, какой он есть. Поддержка семьи особенно важна, ведь в обществе люди с заиканием и другими расстройствами речи все еще подвергаются стигматизации.

Как отличить заикание от запинок

Иногда родители замечают, что ребенок в возрасте 2-3 лет, который до этого говорил бойко, начинает повторять или тянуть слоги. Не нужно впадать в панику, следует разобраться, заикается малыш или запинается.

Отличие логоклонии от запинки (итерации):

  1. Заикание возникает на фоне спазма, а запинки часто бывают у ребенка, мышление которого опережает речевое развитие.
  2. При заикании можно увидеть судорожные движения в области шеи, рта.
  3. Если ребенка с логоклонией попросить говорить более внятно и четко, он начнет заикаться еще больше. Если проблема вызвана запинками, то после подобной просьбы речь станет более внятной.
  4. Дети начинают запинаться, когда рассказывают что-то длинное, трудное и непонятное для них. Если родители зададут ребенку простой вопрос, можно услышать четкий ответ без запинок.

Если проблемы с речью не исчезают в течение 2-3 недель, ребенок говорит все хуже, следует посетить логопеда, детского психолога, психоневролога, дефектолога.

Лечение заикания у детей

Основные этапы лечения

Работа с логопедом

Занятия со специалистом проводятся длительное время, не меньше 8 месяцев. Логопед учит малыша произносить трудные звуки, говорить плавно и ритмично, правильно дышать. Часто используется логоритмика – специальные музыкальные упражнения для детей с дефектами речи. В той или иной форме предлагается игра в «молчанку», когда дети должны сдерживать речь на протяжении нескольких дней, а потом постепенно начинать общаться короткими фразами. Разные специалисты работают по различным методикам, выбор остается за родителями.

Дыхательные упражнения

Неправильная постановка дыхания и слабая диафрагма – частые спутники речевых судорог у детей. Комплекс действий, сочетающих движение, вдохи и выдохи, позволяет устранить этот недостаток.

  1. Исходное положение — стоя с опущенными руками. Нужно наклониться вперед, округлив спину, опустив голову. В конце наклона необходимо сделать шумный вдох, затем приподняться не до конца и сделать выдох. Повторить упражнение несколько раз.
  2. Исходное положение – стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч. Нужно поворачивать голову из стороны в сторону, при этом делать вдох в конечной точке, а в процессе поворота производить выдох. Повторить упражнение.

Аппаратные методы лечения заикания

Существует множество компьютерных программ, позволяющих скорректировать работу слухового и речевого центра. Это более актуально для старших детей, способных точно выполнять задания.

В основе аппаратных методик (Speech corrector, Демосфен) лежит проговаривание больным фразы, которую компьютер чуть замедляет и выводит в наушники. Попытка подстроиться под аппарат приводит к плавности и ритмичности речи. В результате судороги теряют свой невротический компонент (исчезают комплексы и стеснение), что положительно сказывается на течении болезни.

Медикаментозное лечение

Терапия этой болезни с помощью лекарств (транквилизаторы, противосудорожные препараты) имеет очень узкую сферу применения. Она возможна лишь при заикании на фоне тяжелого поражения мозга или серьезного психического расстройства. Все другие варианты лечения речевых судорог не включают в себя никакие медикаменты.

Длительность курса лечения заикания может варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет. Все зависит от тяжести симптомов и типа личности. Если логопед, родители и малыш работают сообща, в команде, то шансы на полное исцеление очень велики

Но даже при недостаточных результатах важно помогать малышу адаптироваться, чтобы он чувствовал себя любимым и полноценным, несмотря на дефект

Устройства обратной связи

Для лечения заикания у детей старшего возраста можно использовать специальные технические устройства. Принцип их работы заключается в моделировании звука собственного голоса.

Существуют следующие виды таких устройств:

  • С отсроченной слуховой обратной связью — они воспроизводят голос пациента за долю секунды после разговора.
  • Со смещенной по частоте слуховой обратной связью — человек слышит голос на более низкой или более высокой частоте.
  • Комбинированные — используются обе методики, упомянутые выше.

Такие устройства устанавливают внутри или вокруг уха, подобно слуховому аппарату. У некоторых пациентов они значительно улучшают беглость речи. Существуют также приложения для смартфонов и компьютеров, которые работают аналогичным образом.

Приборы обратной связи помогают не всем. Кроме того, в некоторых социальных ситуациях использовать их достаточно сложно.

Причины логоневроза у детей

Причиной заикания является тот фактор, при котором нервные речевые центры, отвечающие за движения речевого аппарата, находятся в состоянии судорожной готовности. Однако, что именно вызывает это состояние, на сегодня наукой точно не установлено. Ученые склонны объяснять эту патологию сочетанием неврологических и генетических факторов. Но в народе давно подмечено: заикание часто возникает из-за сильного испуга в раннем детстве.

Чаще всего логоневроз у детей появляется при наличии следующих факторов:

  • повышенная судорожная активность (спазмофилия) у детей;
  • разные виды задержки речевого развития (дизартрия, дислалия, алалия);
  • слишком раннее развитие речи, сопровождающееся завышенными требованиями взрослых, информационными и эмоциональными перегрузками;
  • конфликтные ситуации в неблагополучных семьях, особенно когда ребенок склонен к повышенной тревожности;
  • наличие заикающихся близких родственников, которым дети подражают;
  • двуязычные семьи;
  • нахождение в социальной депривации (лишение возможности общения).

Вторичный логоневроз часто сопутствует болезням центральной нервной системы, в частности — детскому церебральному параличу (ДЦП). Иногда он возникает после перенесенных инфекционных заболеваний, дающих осложнение на ЦНС.

Как правильно вести себя мамам и папам малышей, страдающих от заикания?

Сократите любые эмоциональные нагрузки ребенка. Оградите малыша от прослушивания громкой музыки, агрессивных игр, длительного просмотра телепередач

Приучите ребенка к прослушиванию спокойной классической музыки

Играйте с малышом, читайте ему добрые сказки, рассказывайте обо всех полученных положительных эмоциях

·Контролируйте отдых ребенка. Следите за режимом

Обязательно совершайте прогулки, выезжайте на природу, занимайтесь гимнастикой

На всем протяжении лечения патологии важно обеспечить ребенку доброжелательную обстановку. Не стоит критиковать и ругать малыша, если у него сохраняется дефект

Напротив, важно поощрять даже тот факт, что ребенок начал лечение, увлекся им, не боится посещать логопеда и другие сопутствующие занятия.

Как лечить заикание у ребенка 3-7 лет?

Причины

Заикание способно быть как врожденным – если появилось, как ребенок начал говорить, и приобретенным – если, например, заикание у ребенка 5 лет появилось впервые, а до этого он говорил нормально. Различаются они причинами.

Врожденное

Причины врожденного заикания у детей:

  1. Тяжело протекающая беременность. Если этот этап сопровождается гипоксией плода – когда ему не хватает кислорода, то это способно влиять на формирование его речевого аппарата. Также сказываются перенесенные женщиной во время вынашивания плода инфекционные заболевания.
  2. Родовая травма. На формирование артикуляционного аппарата может также влиять гипоксия, но уже возникшая не внутриутробно, а во время долгих, трудных родов. При получении родовой травмы способны пострадать клетки головного мозга. Часто страдают ранние детки, появившиеся на свет раньше срока.
  3. Наследственность. Нарушение речи передается и по наследству. И это достаточно распространенная причина.
  4. Особенности темперамента. Дети-холерики чаще подвержены заиканию, чем меланхолики или сангвиники. Их нервная возбудимость значительно выше.

Если же маленький человечек до определенного возраста говорил хорошо, а потом вдруг стал заикаться, это признак приобретенного заболевания.

Приобретенное

Причины приобретенного заикания у детей:

  1. Пережитый стресс. Это потеря близкого человека, резкая смена обстановки, сильный испуг. Также играет роль и психосоматика.
  2. Нехватка или переизбыток внимания. Зачастую заикаются избалованные, капризные детки.
  3. Повышенные требования родителей.
  4. Тяжелая домашняя обстановка. Часто страдают дети из неблагополучных семей, где часто бывают скандалы, ссоры, рукоприкладство. Может сказаться и развод родителей.
  5. Длительное пребывание за компьютером или перед телевизором. Это в целом сказывается на психическом развитии.
  6. Заболевания. Серьезные последствия за собой влекут менингит, энцефалопатит, травмы головы, грипп и иные заболевания.
  7. Псевдозаикание. Это явление возникает в семьях, где кто-то из старших страдает заиканием. Тогда малыш способен перенять манеру говорить у близкого человека, не страдая никакими нарушениями.

Чтобы определить, какие причины кроются в основе нарушения речи, нужно понаблюдать за ребенком. Проблема возникает при волнении, в присутствии незнакомых людей или в непривычной обстановке? Тогда, скорее всего, логоневроз – приобретенный. Если же малыш заикается стабильно, в любой обстановке, то проблема врожденная. Однако точно установить причины может только квалифицированный специалист.

Другие советы родителям

Общие рекомендации:

  1. Оградите ребенка от просмотра телевизора, игр в гаджетах, всего, что перевозбуждает нервную систему.
  2. Можно слушать классическую музыку: произведения Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена оказывают положительное влияние на детскую психику.
  3. Старайтесь больше времени проводить на свежем воздухе всей семьей, полезными будут посещение зоопарка и других мероприятий, вызывающих у малыша восторг.
  4. Не прерывайте занятия вне зависимости от динамики. Не допускайте длительных перерывов.

Чтобы избежать рецидивов нарушения речи, результат необходимо закрепить через год

В будущем всегда обращайте внимание на обстановку в семье, она должна быть доброжелательной. Уделяйте внимание профилактике неврологических нарушений у малыша

Прогноз при невротической форме заикания положительный. Сложнее корректировать дефект произношения при генетическом типе патологии или другой врожденной причине. Чем старше ребенок, тем сложнее лечить логоневроз. В основе невротической формы лежит сильное психотравмирующее переживание, такое расстройство проявляется резко. Снижается речевая активность, появляется логофобия с фиксацией на трудном звуке, судороги дыхательно-голосового характера.

К особенностям неврозоподобной патологии относятся повышенная активность речи, ребенок относится к заиканию некритически или не замечает его. Речь невыразительная, монотонная, быстрая. Отмечаются слабость мимики и моторики, неразборчивый почерк. Усиление клинических проявлений отмечается при переутомлении, повышенной речевой нагрузке, характеризуется постоянным нецикличным течением.

Нелечебные методы коррекции нарушения речи:

  • периодический контроль со стороны специалистов;
  • коррекция круга общения среди сверстников;
  • избегать эмоционального перенапряжения: как в бытовых ситуациях, так и в процессе игры;
  • не травмировать детскую психику литературой не по возрасту или взрослыми негативными передачами;
  • продолжать занятия на дому и после достижения результатов;
  • тренировать дыхание с помощью танцев и музыки;
  • не перебивать речь ребенка, не торопить его, делая акцент на нарушениях темпа;
  • исключить авторитарное воспитание;
  • приучать малыша к режиму дня, выполнению последовательных действий;
  • не перегружать ребенка учебными материалами (чтение вслух, пересказ).

Если ваш малыш быстро говорит, перейдите всей семьей на замедленный темп. Можно придумать сказку с подходящим сценарием, иногда играть в молчанку. Под музыку можно хлопать в ладоши, маршировать. Это способствует развитию ритмики. Шепот также является лечебным средством от судорожных запинок.

Диагностика

Чтобы узнать, почему ребенок заикается, нужно записаться на прием к врачу-неврологу. В логопедии классификация патологии осуществляется с учетом причин возникновения, что выясняется при помощи диагностики, это позволяет эффективно бороться с речевыми расстройствами. Диагноз ставят на основании данных анамнеза и клинической картины. Основные инструментальные методы:

  • Электроэнцефалография.
  • Электромиография.
  • МРТ, КТ.

В ходе визуального осмотра оценивается состояние мышечных структур, тонкая моторика и двигательная активность в целом. Параллельно исследуется уровень слухового и зрительного восприятия. Показаны консультации офтальмолога и отоларинголога.

Как лечить заикание у ребенка: специалисты и методы

Ребенок стал заикаться в 3-4 года, заикается в 6-7 лет. Что делать? Можно ли вылечить заикание и как? Кто лечит заикание у детей? Давайте по порядку.

Что делать, если ребенок заикается? При комплексном подходе заикание успешно поддается коррекции! Для этого необходимо пройти обследование, чтобы определить причину и своевременно начать лечение.

  • Логопед устранит нарушения в работе артикуляционного аппарата, научит правильному произношению звуков, откорректирует плавность и правильность речи.
  • Психолог выявит причину заболевания, поможет в преодолении страха, беспокойства, волнения, научит правильному отношению к стрессовым ситуациям.
  • Невролог назначит соответствующую терапию для нормализации работы нервной системы.

Стабилизация эмоционального состояния и приведение в равновесие нервной системы — главные моменты при невротическом заикании. Таблетки и лекарства в виде успокоительных травяных сборов, гипноз, массаж, а также дыхательная гимнастика и упражнения от заикания, согласованные с логопедом, которые вам предстоит регулярно выполнять в домашних условиях, — все это реальная помощь вашему ребенку.

В случае неврозоподобного заикания назначается терапия нарушений головного мозга, которая направлена на восстановление психических процессов. Применение транквилизаторов и спазмолитиков, работа с психотерапевтом и логопедом — таков комплекс лечения.

Симптомы невротического заикания у детей

Невротическая форма заикания у детей характеризуется нестабильной клинической картиной. В спокойной обстановке речь практически обычная, без затруднений. При волнении, эмоциональном перенапряжении, непривычной обстановке у ребенка развивается сильное заикание. Например, таким деткам проблематично отвечать на занятиях, знакомиться с людьми.

Постепенно речевые затруднения сказываются на поведении и характере. Ребенок сознательно не употребляет труднопроизносимые слова, маскирует свой дефект растягиванием звуков. Он избегает незнакомые компании, избегает волнительных ситуаций: выступлений на публике, споров. Дошкольники отказываются участвовать в праздниках, утренниках.

В дальнейшем это откладывает отпечаток на всю жизнь и приводит к огромным комплексам, неумению вливаться в коллектив, разговаривать с людьми. Вот почему нужно вовремя обратиться к специалистам и провести коррекцию заикания.

Первые признаки болезни

При острой психологической травме заикание возникает как невротическая реакция, когда у малыша проходит шоковое состояние.

Хронический стресс приводит к постепенному нарастанию симптомов. Сначала возникают эпизоды затрудненной речи, которые в дальнейшем или проходят, или закрепляются.

Невротическое заикание заключается в прерывистой речи или удлинении звуков (тоническая форма), повторах звуков, слогов или слов (клоническая форма). Встречается и смешанный тип.

Невротическому заиканию у детей сопутствуют другие признаки проблем по неврологии: нарушения сна, фобии, недержание мочи, неврозы.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Каков риск патологии у ребенка-билингва?

Ответ: Миллионы детей по всему миру говорят на более, чем одном языке. Билингвальность не вызывает заикания, так как многие дошкольники учат два или более языков и не заикаются. Риск появления заикания у двуязычного ребенка такой же, как и у человека, который говорит только на одном языке. Можно продолжать использовать два языка дома и разрешать их смешивать, что естественно для двуязычных детей.

Вопрос: Если ребенка переучить с левой руки на правую, может ли у него развиться болезнь?

Ответ: Согласно медицинским исследованиям, у 30% переученных левшей развивается заикание. Это связано с тем, что у леворуких людей доминирует правое полушарие, поэтому они плохо воспринимают слова на слух. Во время переучивания искусственно меняют доминирующие речевые центры, что отрицательно сказывается на развитии ребенка. Возникает дополнительный стресс и, как следствие, неврозы, тики, заикание и пр.

Вопрос: Передается ли заикание по наследству?

Ответ: Ребенок может унаследовать предрасположенность к этой патологии. В частности, тип нервной системы как у его заикающегося отца или матери

В этом случае важно избегать провоцирующих факторов и принять меры профилактики

Вопрос: Можно ли вылечить заикание самостоятельно?

Ответ: В домашних условиях избавиться от речевых проблем довольно сложно. Не стоит прибегать к помощи бабок, молитв и заговоров, лучше обратиться к логопеду или в специализированное учреждение для детей с нарушениями речи. Как дополнение к основной терапии можно использовать специальную литературу (например, Визель Т. Г.), аудиокниги, электронные устройства или программы для людей с заиканием.

Формы заикания

Чтобы вылечить заикание, необходимо разобраться, какой именно формой логоневроза страдает малыш.

Неврозоподобная форма

  • Эта форма заикания начинается во время активного формирования речи (2-3 года). Как следствие, может быть общее недоразвитие речи (ОНР).
  • Часто возникает из-за предрасполагающих причин (кислородное голодание, родовые травмы и т.д.).
  • Ребенок начинает заикаться из-за сильного переживания. Когда он спокоен, речевых судорог нет. 
  • Логоневроз усиливается при волнении или перевозбуждении. В этом случае ребенок торопится и не успевает спокойно высказать свои мысли.
  • Речь невыразительная и монотонная.
  • Обычно появляется у вспыльчивых, легко возбудимых и быстро истощаемых детей.
  • Заикание усиливается в подростковом возрасте, при этом возникает боязнь разговаривать.

Психогенная (невротическая) форма

  • Это заикание обычно появляется в 2-6 лет.
  • Может начаться из-за генетической предрасположенности.
  • Очень часто возникает из-за эмоционального перенапряжения или хронического стресса. В периоды, когда их нет, логоневроз бесследно исчезает.
  • Патологий речи и нервной системы нет. Наоборот, эти дети активно начинают говорить раньше среднестатистических детей.
  • От этой формы заикания обычно страдают робкие и впечатлительные дети.
  • Речевые судороги усиливаются в незнакомой обстановке или в состоянии стресса.
  • Заикание не возникает само по себе. Провоцирующим фактором является травмирующее событие — например, начало посещения детского сада, переход в другой класс школы и т.д.
  • Если стресс был очень сильным, ребенок может на время перестать говорить вообще.
  • Одновременно с логоневрозом могут появиться страхи (темноты, высоты и т.п.)  или энурез.

Сравнение невротической и неврозоподобной формы заикания у детей

Невротическое заикание у детей бывает в результате психической травмы, поэтому заболевание возникает практически внезапно. При таком заикании родители могут с точностью сказать, когда и почему у ребенка развилась патология. Такое заикание обычно появляется в 2-6 лет, когда уже имеется развернутая фразовая речь.

У таких детей уменьшается речевая активность по причине того, что они боятся разговаривать. Они фиксируются на сложных звуках. При этом могут наблюдаться дыхательно-голосовые судороги. У них имеется расстройство звукопроизношения, но при этом в лексическо-грамматической сфере они развиваются нормально. Во время разговора у этих детей расширяются крылья носа. При этой форме заикание носит волнообразный характер, то есть речь значительно ухудшается во время стресса.

Неврозоподобное заикание развивается постепенно в результате поражения ЦНС. Такое заикание не связано с какими-либо событиями, поэтому родители часто не могут найти причины возникновения расстройства. Неврозоподобное заикание начинает проявляться в 3-4 года, в момент становления фразовой речи.

Дети, страдающие этой формой заикания, общительны и активны, не пугаются своего расстройства. Заикание в этом случае происходит из-за артикуляционных судорог. Такие дети разговаривают монотонно, быстро и невыразительно. При неврозоподобном заикании в лексико-грамматической стороне речи также имеются нарушения. Часто имеется нарушение общей моторики, поэтому дети могут быть излишне скованными или неуклюжими. У них слабо выражена мимика, неразборчивый почерк. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, часто имеют проблемы с обучением. Данная разновидность заикания имеет устойчивый характер течения, обострения могут случаться нечасто — в основном при переутомлениях и больших речевых нагрузках. При проведении неврологических исследований обнаруживаются поражения ЦНС, при проведении ЭЭГ — высокая судорожная готовность.

Классификация

  • Органическое (неврозоподобное)
  • Функциональное (логоневроз)
  • Смешанное

Неврозоподобное состояние возникает у детей с особенностями развития мозга, травмами или инфекциями нервной системы, то есть в основе лежит конкретный дефект строения или функционирования органов. Такие малыши заикаются постоянно и почти одинаково, часто имеют сопутствующие болезни, задержку умственного и физического развития. В более позднем возрасте может присоединяться невротическая реакция, тогда форма заикания становится смешанной.

Логоневроз – нарушение речевой активности без внутренних причин. Он появляется у здоровых детей после психотравмирующей ситуации (испуг, неблагополучие в семье), чаще – при невротических особенностях психики. Такие дети развиваются по возрасту или даже опережают сверстников. При этом ранняя речевая нагрузка может быть фактором риска.

ПризнакиЛогоневрозОрганическая формаСмешанная форма заикания
Активность речиНизкаяОбычно высокаяВысокая, после появления невроза — снижается
Эпицентр судорогДыхательные, голосовыеАртикуляционныеВо всех группах мышц
Скорость речиЛюбаяВысокаяВысокая
Выразительность речиЛюбаяМонотонная, невыразительнаяМонотонная, невыразительная
Психомоторное развитиеБез особенностейДвижения однообразны и неуклюжи, мимика вялая, почерк невнятныйЛюбое
Течение болезниВолнообразное, ухудшение на фоне психологических стрессовПостоянное, с периодическими ухудшениямиЛюбое
Стремление преодолеть заиканиеВыраженное, порой чрезмерноНе выраженоВстречается
Боязнь говоритьВыражена резкоЧаще не выраженаВстречается
Возраст и обстоятельства возникновения болезниВ любом возрасте после психологической травмы, чаще у детей 3-7 летВ период формирования речиВ период формирования речи, к подростковому возрасту наслаивается логоневроз
ИнтеллектСохранен, часто — высокийЧасто сниженЧасто снижен

Место возникновение судорог

  • артикуляционные
  • дыхательные
  • голосовые

Артикуляционные судороги внешне выглядят как спазмы языка, перекашивание его в сторону, вытягивание губ и другие ненужные движения речевого аппарата.

При дыхательных судорогах человеку как будто бы мало воздуха, возникает так называемый «комок в горле».

Голосовая локализация встречаются гораздо реже. При ней появляется резкий срыв голоса, то есть на середине слова возникает попытка издать звук, но она является безуспешной.

Степень тяжести

  • легкая
  • средняя
  • тяжелая

Тяжесть болезни определяется степенью нарушения социализации. При легкой форме человек заикается совсем немного, редко, это практически незаметно для окружающих, а потому никак не сказывается на его общении в коллективе. Средняя степень тяжести приводит к затруднению общения, так как дети стесняются дефекта, стараются его исправить, что часто усугубляет ситуацию. При тяжелой форме общение с окружающими резко затруднено или даже невозможно.

Особенности протекания болезни

  • постоянное
  • волнообразное
  • рецидивирующее

Постоянное течение характерно для неврозоподобных состояний, при этом параметры, частота и тяжесть дефекта практически не меняются.

Волнообразная форма характеризуется периодами улучшений и ухудшений, последние могут быть спровоцированы стрессом.

Рецидивирующее течение похоже на волнообразное, но с более яркими проявлениями при обострении и почти полными отсутствием симптомов в остальное время.

Характеристика

Заикание у детей дошкольного возраста развивается поэтапно. В начальной стадии у ребенка, овладевающего навыками речи, наблюдается физиологическое повторение слогов как результат ассоциативной атаксии (нарушение согласованности движения мышц, управляющих элементами речевого аппарата).

Вторая стадия проявляется диссоциативной атаксией вторичного типа, которая коррелирует с запаздыванием или нарушением развития в результате повреждения мозгового вещества. Как следствие происходит нарушение тонкой дифференцировки (возникновение различий) произвольных функций, регулируемых двигательным компонентом речевого аппарата. Из-за неспособности элементов речевого аппарата точно выполнять команды мозга, происходит нарушение речи.

Третья стадия проявляется ассоциативной афазией. Ребенок в возрасте пяти лет, который неправильно произносит фонемы и слова, осознает дефекты речи и старается их корректировать. Концентрация внимания на произношении ассоциируется с рефлекторным возбуждением, в результате появляются акустические нарушения вторичного типа.

Логоневроз у детей – заикание невротического генеза, начинается по причине нарушения сократительной способности мускулатуры речевого аппарата, что учитывается при выборе тактики лечения. Логоневроз сопровождается нарушением плавности, скорости и размеренности устной речи.

Как распознать раннюю стадию заикания у ребёнка

Обращайте внимание на манеры, жесты, речь ребёнка, внимательно прислушивайтесь к его речи. Детская неуверенная речь с повторениями слов — это норма в возрасте от 2 до 7 лет

В более позднем возрасте обращайте внимание на признаки начальных стадий заикания:

  • частые повторения слов:
  • пролонгирование звуков, слогов, слов;
  • попытки избежать общения, боязнь разговора;
  • фразы ребёнка о м, что он не может что-то произнести;
  • расстроенный вид;
  • напряжение мышц лица, шеи или голоса;
  • речь с неожиданными подъемами громкости голоса;

Если заметили один или несколько признаков, то принимайте меры. Например, измените стиль общения с ребёнком.

Диагностика

Диагноз ставится после полного обследования ребенка с участием логопеда и невролога. При необходимости привлекаются другие специалисты: дефектолог, психолог, психотерапевт.

Выделяют следующие этапы диагностики:

  1. Определение темпа, ритма и плавности речи, наличие отклонений этих показателей;
  2. Выявление травмирующей ситуации;
  3. Исключение другой формы заикания — неврозоподобного, который возникает после черепно-мозговой травмы и других поражений центральной нервной системы, сопровождается изменением личности.

Для уточнения диагноза проводится ЭЭГ, РЭГ, МРТ или КТ. Аппаратные методы диагностики позволяют выявить структурные или функциональные изменения центральной нервной системы, если они есть, исключить или подтвердить проблемы по неврологии.

Советы родителям

Родители и другие члены семьи могут сделать многое, чтобы помочь ребенку с заиканием преодолеть свои проблемы с речью. Психологи и логопеды рекомендуют родителям:

Создать спокойную, приятную и веселую обстановку для разговора.
Найти время для общения с ребенком, когда телевизор, компьютер, телефон и другие раздражители не мешают этому общению. Например, сделать привычкой ежедневную беседу во время ужина в кругу всей семьи или каждый день уделять время ребенку и общаться с ним одним в расслабленной атмосфере.
Не критиковать речь ребенка, не исправлять и не требовать четкости произношения.
Не заставлять ребенка выступать на публике (прочитать стихотворение, спеть песню) или вербально взаимодействовать с людьми, когда заикание стало серьезной проблемой. Необходимо поощрять социальную активность, которая не требует много словесного общения.
Внимательно слушать, что говорит ребенок, и устанавливать обычный зрительный контакт, не выражающий нетерпения или разочарования.
Избегать негативных реакций, когда ребенок заикается, не поправлять его, не завершать за него предложения

Важно, чтобы ребенок понял, что люди с заиканием могут эффективно общаться с другими людьми.
Не употреблять фразы «Остановись и сделай глубокий вдох!», «Не торопись!» и другие. Хотя они и призваны помочь ребенку и формально не имеют отрицательного смысла, но на самом же деле они развивают в ребенке смущение и стыд за свое расстройство речи.
Сделать свою речь максимально медленной и расслабленной, чтобы помочь ребенку замедлить скорость его собственной речи.

Очень важно, чтобы родители не боялись говорить с ребенком о заикании. Если он задает вопросы или делится переживаниями, выслушайте его внимательно и ответьте так, чтобы это помогло ему понять, что расстройства речи абсолютно нормальны и у каждого они есть в той или иной форме

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий