Задачи и содержание умственного воспитания детей
Главными задачами умственного воспитания являются:
- Сенсорное развитие — воспитательный процесс, содействующий формированию чувственного познания, совершенствующий ощущения и восприятие. Детей знакомят с такими показателями как: цвет, габариты, фактура, форма, масса, звук, запах.
- Развитие мышления — обучение малышей сравнению, сопоставлению, обобщению, анализу, классификации, побуждению высказывать свое мнение. Индивид решает задачи, учится фантазировать.
- Развитие речи — обогащение запасом слов, формирование культуры звуковой речи.
- Воспитание любознательности — знакомство малышей со свойствами предметов, явлений, нахождение связей между ними. Значение познавательных интересов — в активном мыслительном процессе. Отражение любознательности ребенка находится в его рисунках, играх, рассказах, творчестве.
- Образование системы общих знаний, которые должны соответствовать правилам энциклопедичности и носить воспитательный характер. Полученные в повседневной жизни и на занятиях знания должны систематизироваться и обобщаться. Таким образом, дети приобретают навык определять базовые стороны реальности и укладывать их в мировоззрение. Эта форма теоретического мышления имеет особую актуальность в современной школе.
Что такое метод обучения
В педагогике существует множество определений этого термина. Например, известный советский педагог Юрий Бабанский называл методом обучения «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». А советский и российский педагог Исаак Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» сформулировал это понятие так:
«Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения».
Определения могут различаться в деталях, но сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность учителя и ученика для достижения целей обучения.
Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания — юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее. Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся.
Философы во все времена искали и практиковали наиболее действенные методы обучения. Например, Сократ стал родоначальником эвристического метода, в котором учитель не просто передаёт ученику знание, а с помощью специально выстроенной беседы помогает самостоятельно его отыскать. А французский гуманист Мишель Монтень в XVI веке пропагандировал индивидуализацию обучения, поощрял любознательность и самостоятельное изучение явлений природы.
Лучшие книги по теоретической психологии и педагогике
Детская психология и педагогика — это значительная отрасль современного гуманитарного знания, огромное количество важных идей и практических руководств, изложенных в ряде классических монографий. Язык научных монографий не всегда понятен непрофессионалам в этих отраслях, поэтому нужно искать более доступные пути для домашнего изучения.
Януш Корчак «Как любить детей»
Существуют книги по детской психологии, которые окажутся не только полезными, но и приятными в чтении. Януш Корчак — это человек, который не только занимался теоретической разработкой проблем детской психологии и педагогики, но и посвятил свою жизнь воспитанию детей-сирот.
Антон Макаренко «Педагогическая поэма»
Об известной советской педагогической работе, написанной Макаренко, знают все педагоги, детские психологи и воспитатели.
Как и книги Корчака, «Педагогическая поэма» — это описание психологических взлетов и падений, которые происходили в действительности. Труд Макаренко доказывает, что предательство, разочарованность, глупость, пагубные наклонности детей и подростков можно и нужно преодолевать. Читать далее: Лучшие онлайн-курсы по уходу за ребенком
Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
О детях раннего возраста и об их проблемах, связанных с воспитанием, пишет Гиппенрейтер несколько кнниг, но именно в этой книге максимально количество ответов на детские проблемы, кризисы и капризы. В ней родители найдут яркое подтверждение того, что их дети не смогут прожить полноценную и счастливую жизнь, если взрослые в нужное время не позаботятся о гармоничном детском становлении. Слабый, пассивный и несчастный человек, неудачник и лентяй — результат дурного воспитания. Книга «Общаться с ребенком. Как?» должна стать настольной для заботливых родителей.
Алис Миллер «Драма одаренного ребенка»
Проблемная сторона детской психологии хорошо изложена в тексте книги. Алис Миллер — психотерапевт из Швейцарии, а ее «Драма» выдержала 5 переизданий и множество переводов на основные мировые языки. Автор показывает, что детская психология — область тонкая и хрупкая. Грубое вмешательство в нее грозит не только гармоничному развитию ребенка, но и его дальнейшей психической жизни в целом.
Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Идеальные родители за 60 минут»
Авторы подарили миру такую книгу о детской психологии, которая призвана учить родителей и детей сводить регулярные конфликтные ситуации к нулю. Быть идеальными родителями — это работа об общении, о налаживании разорванных связей между членами семьи, о взаимопонимании и поиске тепла и заботы в кругу самых близких и родных людей.
Глен Доман – воспитываем с пеленок
Американский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями. Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас. (Подробно о методике Глена Домана)
Фундамент успешного воспитания
Речь идёт о том, что определённые условия («если») взаимодействия с младенцем от рождения до года влияют в дальнейшем на его развитие, послушание и усвоение новых навыков. Итак, воспитание ребёнка от 1 года и старше будет проходить более благоприятно, если с первых дней его жизни:
- между вами и ребёнком сформировалась здоровая привязанность;
- вы относились к малышу с любовью и нежностью, проявляли заботу;
- откликались на его потребности;
- не оставляли его плакать в одиночестве, а были рядом и старались успокоить, помочь;
- дарили позитивные эмоции, улыбались ребёнку;
- постоянно поддерживали физический контакт (брали на руки, обнимали, целовали, делали массаж и т. д.)
Если у родителей искренне получалось проявлять такое поведение, то они смогли наладить с ребёнком положительный эмоциональный контакт и доверительные отношения. Значит, и направить его поведение в нужное русло в дальнейшем будет легче.
Если же что-то было упущено, и во взаимодействии с крохой выявились «пробелы», то и в воспитании могут возникнуть трудности. И чем раньше вы их заметите и захотите скорректировать, тем исправить ситуацию будет легче.
«Музыкальная» методика Железновых
«Музыка с мамой» – именно так называется цикл занятий для раннего музыкального воспитания, разработанный отцом и дочерью Железновыми. В программу входят упражнения по развитию моторики, речи, тактильных ощущений и музыкального слуха.
По мнению авторов, музыка должна сопровождать все виды деятельности ребенка:
- подвижные игры;
- пальчиковую гимнастику;
- сюжетно-ролевые игры;
- зарядку и массаж.
Приступать к упражнениям можно уже с первых недель жизни младенца. Мамы занимаются по этой методике дома (приобретя аудио- и видеоуроки) или с педагогом в небольших группах.
Минусов у метода Железновых нет, ведь всем известно о позитивной роли музыки и пения в развитии ребенка.
«Когда ваш ребёнок сводит вас с ума» – Эда Ле Шан
Хотя Эда Ле Шан по роду деятельности психолог и педагог, её книги больше похожи на задушевный разговор с мудрой бабулей, готовой поддержать родителей безо всяких нотаций и наставлений, основанных на исследованиях. Автор утверждает, что уставать и иногда не ощущать любви к своим детям – это норма. В книге разобрано несколько конфликтных ситуаций, выход из которых не всегда кажется очевидным.
Главное, о чём напоминает Ле Шан, – необходимость унять собственный негатив в момент семейной ссоры и понять, почему ребёнок ведёт себя именно так. Вы узнаете, что хотят сказать дети, когда сбегают из дома, когда ноют и боятся, когда грубят или врут. Также Ле Шан касается тем воспитания ребёнка как будущего достойного гражданина и защиты детей от разочарования во взрослых и ровесниках. Когда освоите книгу, можете прочитать следующий хит автора – «Как перестать беспокоиться и стать лучшими на свете родителями».
Книги о детской психологии
«Педагогика для всех», Симон Соловейчик
О чём
Симон Соловейчик — журналист и теоретик педагогики, который ввёл понятие «воспитание без воспитания». Книга «Педагогика для всех» впервые издана в середине 1980-х и выдержала несколько переизданий. Это история о том, что происходит между каждым взрослым и ребёнком. Автор написал её, когда стал отцом в третий раз и осознал, что не только он воспитывает сына, но и сын воспитывает его.
Чтобы посмотреть на мир глазами детей и самим ненадолго почувствовать себя маленьким.
«Эмоциональный интеллект», Джон Готтман
О чём
«Не реви!», «Не будь трусом!», «Смейся тише!» — родители часто ругают детей за сильные проявления страха, гнева и даже радости. Профессор психологии Джон Готтман считает, что вместо этого необходимо научить ребёнка распознавать свои эмоции и уметь владеть ими. Автор убеждён: от того, как взрослые общаются с ребёнком в эмоциональные моменты, зависит его счастье и успех во взрослой жизни.
Книга содержит практические советы о том, как правильно реагировать на детские истерики, развить у ребёнка эмпатию и помогать справляться со сложными чувствами.
Чтобы стать ближе со своим детьми и помочь им регулировать свои эмоции.
«Ваш непонятный ребёнок», Екатерина Мурашова
О чём
Известный семейный психолог Екатерина Мурашова рассматривает в книге комплекс детских проблем: агрессия, страхи, отставание в развитии, нарушения речи и асоциальное поведение. Каждая проблема разбирается на примере из практики автора, повествование ведётся простым и обаятельным языком.
Чтобы лучше понимать, что творится в голове у ребёнка, помочь ему расти и развиваться.
О чём
Оливье Револь — психиатр. Он рассматривает неуспеваемость в школе с медицинской точки зрения. Автор считает, что отстающие дети не лентяи и не бездари. У ограниченного словарного запаса, повышенной тревожности или чудовищного почерка есть свои причины. Из книги вы узнаете, как адаптировать к жизни детей, склонных к дислексии, дизорфографии, гиперактивности, синдрому навязчивых состояний, детским депрессиям, школьной фобии и проблемам одарённости.
«Вопросы детской психологии» – Лев Выготский
Советский психолог Лев Семёнович Выготский в 1930-х гг. изучал не только мышление и восприятие взрослого человека, но и то, как созревают и развиваются эти «высшие психологические функции» (главный термин в его концепции) в раннем возрасте. Выготский рассказывает, как культура и социальная среда (а также игры и первые кризисы) влияют на индивидуальное развитие ребенка, а также на какие периоды можно разделить детство в соответствии с особенностями психики. Впрочем, начинать знакомство с психологией именно с этой книжки не стоит: её сложный язык, ориентированный на специалистов и профильных студентов, может сбить с толку.
Учимся понимать ребенка
Эта методика является продолжающей, расширяющей базовую методику воспитания Глена Домана. Сесиль Лупан справедливо считала, что ребенок всегда сам показывает, что он хочет узнать в данный момент. Если он потянулся к мягкому шарфу или ковру – необходимо дать ему образцы различных тканей для сенсорного исследования – кожу, мех, шёлк, рогожу и т.д. Если ребенок хочет греметь предметами или стучать посудой, то ему можно показать игру на музыкальных инструментах. Наблюдая за своими двумя маленькими дочками, Сесиль Лупан выявила закономерности детского восприятия и развития, воплотив в новой методике воспитания, включающей в себя очень много разделов – например, географию, историю, музыку, изобразительное искусство. Сесиль Лупан также утверждала, что с раннего возраста младенцу очень полезно плавание, и это занятие также вошло в её программу воспитания и обучения детей раннего возраста.
Почему современных детей не получается воспитывать «по старинке»
В традиционном обществе вопросов о воспитании детей не возникало. Детей воспитывали теми же способами, как и предыдущие поколения.
Когда жизнь стабильна, такой подход к воспитанию абсолютно нормален.
Например, представим себе какое-то общество, где столетиями все идет по накатанной колее. Люди живут в одних и тех же климатических условиях, трудятся одним и тем же способом, никак не меняют свой жизненный уклад.
В таком обществе традиционное воспитание — полностью оправданная модель. Можно делать также, как делали предки, ведь это работает.
В современных реалиях мы видим совершенно другую ситуацию. Наша жизнь очень быстро меняется. Меняются условия и образ жизни, информационное поле, общественные нормы и т.д.
Поэтому мы не можем позволить себе традиционное воспитание. Уже не получится растить детей так, как растили нас, потому что все изменилось.
В ситуации, когда у родителей не получается воспитывать детей также, как воспитывали их, они начинают искать ответ на вопрос «А как нужно воспитывать»?
Если воспитывать простым воспроизведением усвоенной в детстве модели — это легко. В нужное время в нужном месте просто воспроизводятся нужные модели поведения. Если так делать не получается, приходится постоянно думать и принимать решения по поводу воспитания, а это – наиболее затратные по количеству энергии виды психической деятельности.
Если действовать на автопилоте — это не энергозатратно, но неэффективно.
Принимать решения — затратно, и поэтому тоже неэффективно, особенно когда нет практики осознанности и соответствующего состояния Осознанности. Что же делать?
Об эмоциональном воспитании
Эмоциональное воспитание. — Источник.
1. Как сформировать здоровую самооценку
Во-первых, нужно приучить ребенка реалистично оценивать свою ответственность за ситуацию. Во-вторых, добиться того, чтобы объектом самокритики стали его отдельные поступки, а не поведение вообще.
2. Как научить оптимизму
Основу оптимизма составляют вовсе не позитивные фразы, а то, как человек трактует причины происходящего. Дети отчасти перенимают оптимизм и пессимизм у взрослых. Они, как губка, впитывают и то, что вы говорите, и то, как вы говорите. Так что первый способ помочь им — самому научиться справляться с пессимизмом.
Когда вас обуревают эмоции — ребенок это чувствует. Он воспринимает ваш дисплей эмоций, тусклый или ослепительно яркий, как указание, что надо относиться серьезно к тому, на что вы так реагируете. Эмоциональное обучение происходит именно в такой форме. Дети не только воспринимают конкретное содержание ваших поступков, но и усваивают их общий стиль.
3. Как спасти от депрессии
Для детей со склонностью к депрессии обычно характерен один из двух стилей поведения. Они ведут себя либо как задиры, которые взрываются сразу же, если не получают желаемого, либо как безвольные жертвы, которые позволяют собой помыкать и отступают, потому что не хотят никаких проблем. Неудивительно, что пассивный ребенок становится легкой добычей для забияк.
Первых надо научить сдерживаться и показать им неагрессивные пути преодоления недовольства. Вторых убедить в том, что они не беспомощны, и помочь им стать более решительными.
4. Как стать ближе с ребенком
Эмоциональное воспитание ребенка — дело непростое. Многим взрослым сложно самим говорить об эмоциях. А ведь задача родителей — научить этому детей. Есть простой способ, который подходит абсолютно всем, — это чтение книг.
Совместное чтение с детьми может стать отличным средством эмоционального воспитания. Книги помогают детям узнавать новые слова для разговора о чувствах, в них содержится множество примеров того, как разные люди справляются с порывами гнева, печали, страха.
Как стать ближе с ребенком. — Источник.
5. Как решать детские проблемы
Очень часто взрослым кажется, что детские проблемы — сущие пустяки, на которые не стоит обращать внимание. Например, кто-то обозвал малыша или ребенок волнуется перед первым выступлением с докладом
Вам кажется, что это не повод для переживания, и вы попросту игнорируете детскую проблему. И зря, в итоге малыш остается наедине с собой и замыкается в себе.
Чтобы этого не произошло, старайтесь проявлять больше сочувствия. Если вам сложно это сделать — попробуйте представить похожую ситуацию во взрослом мире. Вспомните, как обычно приходится понервничать перед первым днем на новой работе или как обидно бывает услышать насмешку в свой адрес со стороны коллег.
6. Избегайте чрезмерной критики в отношении ребенка
Многие родители, сами того не осознавая, постепенно разрушают самооценку своих детей. Они делают им ненужные замечания, одергивают, подшучивают или вмешиваются и исправляют, когда ребенок что-то делает и у него не получается с первой попытки. Часто родители навешивают ярлыки на своих детей: «неряха», «неумеха», «вредина». Все это пагубно влияет на ребенка.
Поэтому, если вам свойственно такое поведение, в следующий раз прежде чем что-то сказать или сделать, помните, что ваши слова обращены к маленькому ранимому человеку. Старайтесь меньше критиковать малыша, использовать в общении с ним сарказм. Помните: дети склонны верить родительским словам. Если вы каждый день говорите малышу, что он вредный, он начинает считать себя именно таким. Придираясь к детям, вы постепенно утрачиваете их доверие, а значит и близость с ними.
7. Право на ошибку
Позволяйте своим детям быть самостоятельными, когда они учатся чему-то новому. Не вмешивайтесь и разрешайте им ошибаться.
Доктор Сузуки – воспитание музыкой
Шиничи Сузуки полагал, что дети обладают немалым талантом и интеллектуальными способностями от природы, а следовательно, каждый ребенок может овладеть музыкальными инструментами с раннего возраста. Если родители с детства будут включать малышу произведения классической музыки, он сможет по-настоящему полюбить искусство и прослыть всесторонне образованным человеком. Главная задача методики – не воспитание великого музыканта, а возможность ребенку стать прекрасным взрослым, способным тонко чувствовать и понимать других людей.
Вывод
Родителям стоит помнить, что каждый ребенок особенный, поэтому не нужно отдавать предпочтение лишь одной развивающей методике. Наиболее оптимальный вариант – взять из каждой то, что окажется наиболее полезным в воспитании и развитии ребенка. Это позволит стать истинным педагогом-новатором, способным воспитать счастливую личность, которая будет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
«Мой метод» – Мария Монтессори
Об уникальной системе обучения Монтессори хотя бы раз в жизни слышал каждый родитель. Эту педагогическую систему разработала итальянская врач в 1910-х гг., и сегодня метод Марии Монтессори даже признан ЮНЕСКО. Обучение касается детей младшего возраста (поэтому можно встретить множество детских садов, работающих по этой системе) и основано на развитии способностей ребёнка через практические игры. В книге автор делится, в каких условиях нужно воспитывать детей в возрасте от 2 до 12 лет, каким действиям их нужно обучать (от исследования до общения), как помогать им с выражением эмоций и физической активностью, как улучшить их творческие навыки.
«Мой метод» – первая книга Монтессори, изданная в России в 2006 году. Вы можете найти дополненные переиздания, а также отдельные сборники советов и книги об изучении отдельных школьных предметов по методу Монтессори. Альтернативный вариант – почитать современных авторов, которые давно работают с этой концепцией на практике. Например, подойдёт книжка Пола Лилларда и Линн Джессен «Монтессори с самого начала. От 0 до 3 лет».
Воспитание каждую минуту
Философ, педагог, профессор, Леонид Береславский утверждал, что ребенок должен развиваться каждую минуту, каждый день. Ежедневно он может научиться новому, и взрослые люди вокруг должны предоставлять малышу такую возможность
Примерно с полуторагодовалого возраста необходимо развивать внимание, память, мелкую моторику у малыша. С трех лет у ребёнка можно развивать логику, пространственное мышление
Эта методика не считается революционной, но такой взгляд на комплексное развитие детей раннего возраста в педагогике возник впервые. Многие считают, что методики Леонида Береславского и Глена Домана имеют большие сходства.
Как эффективно использовать различные методики воспитания
Если родитель взаимодействует с ребенком осознанно, стремится осознать все истинные причины его и своих состояний, то он «проникает» в своего ребенка, чувствует и осознает его, а не механистически «вталкивает» его в методику. Это помогает ему взять из любой методики то, что он считает лучшим.
На сегодняшний день существует множество методик воспитания детей, например, методика Глена Домана, Вальдорфская школа, методика Монтессори, японская методика и т.д.
Некоторые методики воспитания достаточно трудозатратны. Например, в японской методике мамы полностью посвящают себя ребенку первые 3 – 5 лет: мама постоянно ходит за ребенком, мягко его перенаправляет и отвлекает.
Любое трудозатратное решение требует ресурсов. Поэтому, прежде чем применять в своей жизни какую-либо теорию, задайте себе вопрос: есть ли у вас нужные ресурсы?
Отдельный вопрос – последствия той или иной методики воспитания (они часто неочевидны и не исследованы).
Все дети разные, у одного ребенка могут быть одни последствия применения методики, у другого – другие. С людьми так не работает: делай так и все будет хорошо.
Поэтому самое лучшее решение в условиях обилия методик воспитания — ориентироваться на свой внутренний отклик— это повышает вероятность того, что рекомендация подойдет.
Если методика вам не подходит, скорее всего, уже на стадии знакомства с ней вы будете скептически на нее смотреть; у вас не будет с ней никакого резонанса.
Конечно, положительный внутренний отклик может возникнуть в том числе из-за того, что вас воспитывали похожим способом. Иногда это хороший вариант, так как многое из выбранной методики воспитания у вас будет на автопилоте, вам будет проще что-то делать, и будет лучше получаться.
С другой стороны, если вас так воспитывали, и вам нравится такая методика воспитания (у вас нет обид и претензий к родителям) – значит, этот стиль воспитания вам подходил. А поскольку ребенок со значительной долей вероятности может быть похож на вас по темпераменту, психотипу, то эта методика может подойти и ему.
Но, если ребенок на вас не похож, вы столкнетесь с проблемами — вы можете делать то, что делали ваши родители, а это не будет работать. В этом случае вам придется искать какие-то другие способы воспитания.
Пример: родители сказали ребенку, что учеба – зона его ответственности. Ребенок сам делал уроки, всех все устраивало, он закончил школу и ВУЗ и благодарен родителям, что они все эти годы не стояли у него над душой.
Потом, став родителем, этот человек предлагает своему ребенку самостоятельно делать уроки
А у ребенка, например, сложности со вниманием и самоорганизацией, и он не может самостоятельно успевать по школьным предметам
В качестве заключения
Ошибки родителей в воспитании детей могут быть обусловлены несколькими факторами:
- отсутствие элементарных знаний про правила воспитания детей;
- несоответствие представлений и полученных знаний о том, как воспитывать детей реальности;
- проблемы в семье материального или духовного порядка;
- трудности в воспитании, связанные с психологической незрелостью самих родителей.
Эти проблемы довольно частые, но исправимые. Процесс воспитания двухсторонний и дети часто тоже влияют на образование черт характера и способностей родителей.
Правильное воспитание детей подразумевает не только следование правилам. Скорее целью должно быть успешное раскрытие личности малыша. Психологический дискомфорт, обусловленный чрезмерной опекой, вызывает трудности и ошибки в воспитании детей. Выработка самостоятельности невозможна без взаимного доверия и предоставления свободы выбора.
Поэтому любите своих детей, давайте им все возможности для развития, и благодарите судьбу за каждый день проведенный вместе.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
«От пелёнок до первых свиданий. Что нужно знать родителям о сексуальном развитии своих детей» – Дебра Хаффнер
Книга на важнейшую для каждого прогрессивного родителя тему. Дебра Хаффнер – президент Совета США по сексуальному просвещению и воспитанию. Свою работу она написала, собрав вопросы мам и пап из разных стран. Из книги можно узнать, например, что сексуальное развитие начинается вовсе не в подростковом возрасте, а намного раньше. Здесь вы найдёте рекомендации, как говорить с детьми о сексе, как защитить подростка от половых болезней, как реагировать на раннюю мастурбацию или нетрадиционную ориентацию.
Важно, что Хаффнер выбрала бережный и аккуратный стиль повествования, поэтому обсуждение даже самых интимных вопросов не отталкивает читателя. Никакого навязывания: только заботливые советы о том, как правильно слушать и слышать ребёнка, а также доносить ему полезную информацию
Цели
Целями умственного воспитания являются:
- Улучшение умственных способностей ребенка — свойств индивида, которые создают предпосылки к эффективному овладению определенными видами деятельности. Это свойство характеризуется следующими качествами: сообразительностью, критичностью, пытливостью, вдумчивостью. Примером развития быстроты умственной реакции может служить следующее занятие: в форме игры воспитатель просит ребенка: «Назови следующее число», «Большое — маленькое», «Съедобное — несъедобное».
- Приобретение интеллектуальных знаний и навыков: изучение предметов, наблюдение за доступными детскому пониманию явлениями, определение существенных и несущественных характеристик предмета, понимание причинно-следственных связей и т.д.
Классика литературы о воспитании детей
1. «Как любить ребенка» — Януш Корчак
О книге: Это настоящая библия для родителей и педагогов и одна из немногих книг о детской психологии, которая не потеряла актуальности более чем за 100 лет с момента издания. Польский педагог и врач Януш Корчак посвятил свою жизнь работе с детьми-сиротами. За годы практики он пришел к выводу, что ребенка важнее любить, уважать и давать ему свободу, а не читать нотации и строить систему запретов. Наблюдения ученого и литературный талант писателя-лирика складываются в душевный текст, полный бесценного опыта.
В чем польза: Книга дает заряд любви к детям и учит философии, которая поддерживает воспитателя в самые трудные профессиональные моменты. Корчак учит понимать и принимать детей с младенчества до конца переходного возраста, не меняя и не делая их «удобными». Самим учиться жить с этими «иностранцами», которые пока плохо знают язык и законы.
2. «Все-все-все о воспитании детей» — Людмила Петрановская
О книге: В книге собраны три бестселлера психолога Людмилы Петрановской: «Если с ребенком трудно», «Тайная опора» и «Selfмама: лайфхаки для работающей мамы». Петрановская разбирает самые частые проблемы и кризисы в отношениях с детьми, дает практические советы по каждому случаю. Например, объясняет, почему дети внезапно впадают в состояние истерики и как ее прекратить.
В чем польза: Автор рассказывает, как помочь ребенку выйти из конфликта или сложной ситуации, гармонично расти и не тратить время на борьбу и конкуренцию. Книга учит взрослых становиться значимыми в жизни детей и понимать, что на самом деле стоит за «невоспитанностью». Читатели узнают, почему современные психологи умоляют не делать детей послушными.
3. «Большая книга общения с ребенком» — Юлия Гиппенрейтер
О книге: Дополненное издание бестселлеров Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и глав из книги «У нас разные характеры. Как быть?». Книги переиздаются с 1990-х годов, а педагоги часто ссылаются на работы автора — по совместительству профессора МГУ и доктора психологических наук. Ответы на вечные вопросы нескольких поколений родителей собраны здесь в коллекцию. Книга строится по принципу небольших уроков.
В чем польза: Автор учит правильному поведению с детьми «от противного»: приводится разбор неверных стратегий воспитания и пути их изменения, способы решить эмоциональные трудности и создать теплые, доверительные отношения.