Паниковать
Быть мамой впервые – реально страшно. Не переживай, младенцы вовсе не такие хрупкие создания, как тебе кажется и вряд ли ты сможешь нанести ему настоящий вред какими-то своими действиями. Помимо того, ребенка обычно наблюдает участковый педиатр и медсестра. Если они говорят, что с новорожденным малышом все в порядке, доверься им.
Кроме того, дети очень восприимчивы к настроению взрослого, особенно своей мамы, и твоя паника обязательно передастся малышу и сделает его беспокойным.
Чтобы чувствовать себя организованно и уверенно, ознакомься с моим Планером беременности
Если ты еще не знакома с моим Планером беременности, то ты обязательно должна это сделать! Этот планер берет на себя все вопросы о подготовке к рождению ребенка. Он содержит 55 страниц самой полезной информации, которые помогут тебе оставаться организованной и подготовиться к появлению малыша, ничего не забыв (привет беременная память ).
В нем есть:
- Учет роста малыша неделя за неделей и сравнение размеров с фруктами и овощами
- Календари и обратный отсчет недель беременности
- Таблица для учета посещений врачей и списки для вопросов
- Страницы для памятных снимков УЗИ
- Помощь в выборе имени малыша
- Полный чек-лист покупок для новорожденного и подготовка детской комнаты
- Список фильмов и книг о беременности
- Чек-лист вещей для сумки в роддом
- План родов
Помимо всего, планер даже включает в себя страницы для послеродовых заметок и истории родов, таблицы для внесения данных о новорожденном и трекер “На кого похож малыш” ! Если ты станешь мамой впервые, то я настоятельно рекомендую тебе узнать подробнее о Планере беременности.
Правило первое. Выбираем одежду
Мало какая мама может удержаться от покупки ярких красивых детских вещей. И далеко не все задумываются о том, сможет ли ребёнок самостоятельно надеть эти наряды. Тем временем, воспитатели детских садов и родители с опытом «обучения одеванию» эмпирическим путём выработали целый ряд эффективных правил.
И первое из них касается выбора одежды.
Носки и колготки
Все мы помним хлопчатобумажные колготки и носочки из нашего детства. Да, возможно, они быстро растягиваются, на коленках и у щиколоток собираются в складки, линяют при стирке и быстро рвутся. Но при этом именно они наиболее удобны для первых самостоятельных шагов детей в процессе «обучения одеванию». Ведь даже совсем небольшой ребёнок ясельного возраста может надеть их без помощи взрослых.
Колготки, в состав которых входят синтетические волокна, дольше выглядят привлекательно, хорошо облегают ножку, реже линяют. Но зато надеть их малышам очень нелегко. А уж если они ещё и с рисунком, то и вовсе беда. Потому что с изнанки таких колготок или носков много нитей-перетяжек, которые цепляются за пальчики, мешают детям и заставляют их нервничать.
Поэтому хотя бы на первое время, до того как сформируются устойчивые навыки, лучше выбирать колготки и носки из хлопка. Красоту оставим для праздников. А для одежды на каждый день важнее удобство.
Очень хороши в этом смысле лосины (для девочек) или спортивная одежда и термобельё (для детей любого пола). Такие детали одежды надеть и снять безо всяких проблем может даже совсем малыш.
Верхняя одежда
Проще всего детям управляться с одеждой с крупными «тракторными» молниями. Они легко застёгиваются, бегунки у таких молний большие, с ними могут справиться даже неловкие малышовые пальчики. Старшим дошкольникам и младшим школьникам вполне подвластны уже и более сложные варианты «застёжек»: кнопки и пуговицы.
Для холодов очень удобны комбинезоны, представляющие собой единое целое. Однако надевать такие без помощи взрослых детям бывает нелегко.
Минимум деталей, усложняющих процесс одевания – тоже непременное требование к детской одежде. Всякие «красивости» пригодятся позже, когда ребёнок сможет справиться с ними без труда.
Варежки и перчатки
Разумеется, ребёнку проще надеть варежки, чем перчатки. Но и здесь могут возникнуть трудности. Внутренний слой двухслойных вязаных варежек имеет нехорошую привычку выворачиваться, когда ребёнок снимает их. Самостоятельно вернуть внутренний слой на место детям часто не под силу. Высокие варежки-краги – замечательное изобретение. Но если первую из них ребёнок наденет без труда, то со второй справиться самостоятельно нелегко: мешает уже надетая. Поэтому выбирать варежки следует, учитывая эти и другие нюансы.
Обувь
Детям до 5 – 6 лет бывает трудно справиться с молниями на обуви. Лучше остановить свой выбор на моделях на липучках или вовсе без застёжек. Утеплённые резиновые сапоги или обувь со вставляющимися внутрь «сапожками» из тёплых материалов (войлока, флиса и других) не всегда удобны для самостоятельного одевания. Если эти вставные части прикреплены к обуви, то могут при снимании тянуться за ножкой и выворачиваться. Вставить их обратно аккуратно дети не могут. Образовавшиеся складки натирают ножки или мешают при надевании. Примерно такие же проблемы возникают и с полностью вынимаемыми внутренними «сапожками».
На фото – детская одежда Lassie
Финансовая сторона
Ошибочно полагать, что чем больше денег, тем лучше будет воспитание. Семьи со скромным достатком нередко комплексуют из-за того, что ребенок ходит в старых вещах или донашивает их за старшими детьми. И тут стоит вспомнить старое выражение, которые актуально и сейчас — любовь не купить за деньги, а ведь именно в ней так нуждаются дети.
Давать ли? А если да, то сколько?
Поверьте, ребенок радуется гораздо больше, когда с ним проводят время, играют, интересуются его миром и когда дарят ему безусловную любовь и заботу, нежели, когда от него пытаются откупиться дорогими игрушками и гаджетами. Зачастую «финансовое» проявление любви создает у ребенка чувство ненужности и опустошенности.
И убедиться в правдивости этого очень легко — просто поставьте себя на место ребенка и подумайте, что для вас было бы ценнее — безграничная любовь, забота и понимание близких или регулярные подарки без всего этого? Так что перестаньте комплексовать и просто дайте своему малышу понять, что он для вас самый лучший и всегда таким будет.
Как только малыш встал у опоры, его нужно водить за руки?
Не нужно этого делать ни в коем случае. За руки мы водим детей привычным нам способом, шагая вперед, а если малыш сам встанет у опоры, то он пойдет сначала вбок приставным шагом. Это совершенно другая механика движения, которой нельзя мешать. Дайте крохе самому пройти свой путь развития, развернуться у опоры по ходу движения и начать держаться за опору только одной рукой. На это уходит в среднем около месяца.
Курс «Малышовый фитнес» массажиста Игоря Новокриницкого предназначен для тех родителей, которые хотят сразу научиться главному: чувствовать малыша и понимать его малейшие потребности в движении. Тактильный контакт, который быстро удастся наладить между малышом и родителями, поможет взаимопониманию, снятию лишнего напряжения с тела ребенка. Мамы и папы узнают, как избежать привычного наклона головы и загиба тела, и что делать, чтобы подготовить мышцы крохи к ключевым моментам развития — переворачиванию на живот, сидению, ползанию на четвереньках, стоянию у опоры и ходьбе.
Правило четвёртое. Обеспечиваем доступность и удобство
Почему многие дети, неплохо справляющиеся с одеванием в детском саду, дома саботируют процесс? Нередко в этом виноваты мы сами. И не только потому, что торопим, сердимся и в итоге одеваем чад сами.
Есть и ещё одна причина, про которую мы часто просто забываем: высоко расположенные вешалки или ящики шкафа не дают самостоятельно взять вещи – а в садике всё доступно и легко. Да и сесть, одеваясь дома, часто просто некуда – а в садике в распоряжении детей невысокие скамеечки или стулья. Благодаря этому малыш может полностью одеться сам. Отсутствие необходимости обращаться за помощью к взрослым в мелочах помогает дошколятам убедиться в собственных возможностях и «не впадать в детство», отказываясь одеваться.
Поэтому нам, родителям, если мы хотим добиться результата, следует подумать о доступности и удобстве. Дома у вещей должно быть постоянное место, откуда ребёнок их сможет взять сам, не прибегая к нашей помощи.
Кстати, этот же приём, который можно условно назвать «доступность и удобство», используется и в знаменитой методике Марии Монтессори.
Ошибка №7: Излишняя мягкость
Не идите на поводу у своих детей. Вы — родитель, а это означает, что именно вы являетесь «руководителем» в семье. «Ну, ещё пять минут, мамочка…», — знакомо? А потом эти пять минут превращаются в десять, тридцать и вы уже не знаете, как утащить ребёнка с детской площадки или от телевизора, чтобы не ранить его хрупкую психику. Нет! И точка. Ребёнок должен знать, что есть такое слово «нет». В семьях, где малышам ещё с детства объяснили значение этого слова, гораздо меньше истерик и конфликтов между родителями и детьми. Помните, ваша позиция самая твёрдая, и вас невозможно уговорить или «разжалобить» слезами. Таким поведением вы значительно облегчите вашу жизнь и жизнь ваших детей.
Игры, помогающие процессу обучения
- «Кто быстрее?» Малыш постарается сделать все возможное, чтобы одеться быстрее, чем мама и получить приз. Конечно, ребенку следует поддаться, но заметить этого он не должен.
- «Наряды для куклы». Эта игра очень понравиться девочке. Необходимо взять ее куклу и сшить для нее как можно больше нарядов, чтобы малышка одевала ее также, как и себя. Мальчик может одевать плюшевую игрушку.
- «Рисуем наряды!» Малыш вместе с мамой нарисует одежду, которая ему нравится.
- «Идем на рекорд!» Каждый раз малыш самостоятельно одеваясь, должен будет побить свой рекорд. К примеру, вчера ему удалось надеть штаны за 2 минуты, сумеет ли он сегодня сделать это быстрее?
- «Модный показ». Возможно ребенку понравиться сыграть роль модели, которая примеряет разные образы. Девочки могут превратиться в принцессу или волшебницу, а мальчики – солдата или пирата.
- Развитие мелкой моторики. Чтобы ребенку было проще справиться со шнурками и пуговицами, желательно купить ему игры, в которых нужно что-то зашнуровывать или нанизывать. Пластилин и конструктор также помогают крохе тренировать пальчики.
Помните, что то, каким будет ваш ребенок уверенным в себе и самостоятельным или же послушным и забитым, зависит только от того, как вы его воспитываете.
Неправильный материал
Летнюю одежду всё чаще производят из синтетических материалов (акрила, нейлона, лайкры, полиэстера и др.). Такие вещи прекрасно тянутся и высыхают за считанные часы после стирки. Однако нужно учитывать, что материалы такого рода не дают коже дышать и способствуют повышенному потоотделению. При надевании синтетической майки в летний зной возрастает риск возникновения потницы.
В летний зной стоит отказаться от синтетики и отдать предпочтение натуральным материалам
На лето стоит приобретать одежду из натуральных материалов — льна и хлопка, а также вискозы. Синтетические волокна могут содержать лишь элементы отделки (рюши, поясок, бантики).
Самым лучшим материалом на жару считается лён
На лето я всегда покупаю сыновьям трикотажные шорты и футболки на основе хлопка. Такой одежды хватает только на один сезон, она быстро растягивается. Но стоит она недорого и полностью безопасна в летний зной. Есть у нас также шорты изо льна, но они очень быстро мнутся.
Помните, что в свободной полотняной рубашке ребёнку будет прохладнее, чем в хлопковой футболке
Правило второе. Вырабатываем условный рефлекс
Нам, взрослым, это может показаться странным, но многие дети совершенно искренне забывают, в каком порядке нужно надевать вещи. Именно поэтому, а не по причине врождённой вредности и желания вывести из себя родителей, они могут надеть сначала куртку, а потом вспомнить о свитере и т.д.
Поэтому желательно одевать детей, когда они ещё не делают этого сами, придерживаясь определённого, раз и навсегда заведённого порядка. Причём обязательно озвучивайте свои действия, проговаривайте, какую вещь следует надевать первой, какую за ней и т.д. Постепенно малыш запомнит повторяющийся изо дня в день алгоритм.
Забывать о себе
Многие мамы настолько растворяются в своем ребенке, что теряют свои увлечения, интересы и перестают ухаживать за собой. Уставшая и погрязшая в рутине мама очень быстро может скатиться депрессию.
Конечно не обязательно каждый день наносить боевой макияж, надевать одежду “на выход”, тратить часы на укладку волос. Достаточно выглядеть аккуратно: не забывать о мытье головы, принимать регулярно душ, следить за чистотой своей одежды. Не забудь и о своем здоровье и послеродовом восстановлении.
Хоть и уход за новорожденным будет отнимать все 100% твоего времени, очень важно не терять свои хобби и то, что тебя радует. Если ты любишь шить, вязать, рисовать или тебе нравится вести страничку в соцсетях, то обязательно находи на это время, пока малыш спит или кто-то может с ним посидеть
Это позволит отвлечься от повседневных забот, не выпасть из жизни и сохранить себя.
Многим мамам декрет наоборот помогает переосмыслить свои карьерные планы. Кто-то полностью меняет профессию, кто-то уходит с работы и открывает свой бизнес, у кого-то получается перевести свою работу на фриланс из дома. Если ты не знаешь как можно заработать маме в декрете из дома, прочти мои Возможно после этого списка ты уже не захочешь выходить из декрета обратно в офис.
В любом случае, помни, что твое моральное состояние – важнее всего. Твоему малышу нужна счастливая, отдохнувшая и спокойная мама.
Узнай больше о беременности и материнстве из моих онлайн-курсов! Становиться мамой впервые может быть очень непросто. Когда я была беременна, я не знала ничего о рождении и уходе за детьми. И у меня ушло очень много времени и денег, чтобы разобраться в этом. Именно поэтому я решила создать курс, где ты найдешь ВСЮ необходимую тебе информацию о беременности и материнстве В ОДНОМ МЕСТЕ
Тебе не придется тратить много денег на покупку сотен мелких курсов на каждую тему по отдельности, ведь я расскажу тебе все, что тебе важно будет узнать, начиная от зачатия и заканчивая первым походом в садик твоего ребенка!
Узнать подробнее о курсе
Ошибка №3: Завышенные ожидания
Сегодня существует множество методик и школ раннего развития, огромное количество литературы по детской психологии и воспитанию, курсов для будущих и уже состоявшихся родителей. И порой ещё до рождения ребёнка у мамы уже есть чёткий план активностей, в которые будет вовлечён малыш. Ведь все родители хотят, чтобы дети выросли более умными и знающими, добились большего, чем они сами. Конечно, иметь возможность всесторонне развивать ребёнка – это замечательно. Но тут есть опасность перегрузить кроху объёмом информации не по возрасту, которая не будет усвоена и не даст результата. А когда у ребёнка что-то не получается, он теряет к этому интерес. Другая сторона вопроса – родители, фанатично желающие, чтобы малыш воплотил их детские нереализованные мечты или продолжил династию: стал великим футболистом, пианистом или художником. Увы, далеко не всегда дети имеют те же таланты, что и родители
Поэтому важно распознать истинные способности малыша, чтобы не огорчаться неоправданным ожиданиям
Совершают ошибки в кормлении
Самой главной и роковой ошибкой в этом случае может стать необоснованный переход на искусственное вскармливание. Нежелание мамочки кормить грудью из-за риска «испортить грудь» или из-за иллюзии, что малыш недоедает в период так называемого «лактационного криза», лишает кроху необходимых для здоровья витаминов и микроэлементов, а также иммунитета, ведь с материнским молоком в организм ребёнка поступают антитела.
Помимо этого, в периоды кормления мама и малыш особенно близки друг с другом: такое визуальное общение уже с пелёнок учит кроху контактировать с людьми.
Если у вас есть молоко, ни в коем случае не отказывайтесь от грудного вскармливания!
Другая распространённая ошибка молодых мамочек – раннее введение прикорма. Из-за этого может нарушиться работа поджелудочной железы, что в дальнейшем может привести к сахарному диабету. Поэтому прикорм вводите только по назначению педиатра или не раньше 6-месячного возраста малыша.
Можно ли часто носить ребенка на руках — говорят, это вызывает привыкание?
До трех месяцев физиологически длится период так называемого донашивания (особенно это актуально для деток, которые родились раньше срока или получили осложнения во время родов). Малышу в этот момент физически и эмоционально необходима близость с мамой или папой — с тем значимым взрослым, который искренне готов делиться теплом, так формируется привязанность. Контакт «тело к телу» очень важен еще и потому, что ребенок таким образом учится ощущать собственное тело и его границы.
Когда малыш смотрит в лицо взрослого, он начинает подражать и открывает таким образом собственную мимику, поэтому так важно подходить к младенцу в хорошем настроении, спокойным и уравновешенным.
Обязательно меняйте руку, на которой вы держите или носите малыша — это важно в качестве профилактики привычного наклона головы или загиба корпуса, ведь в первые месяцы тело ребёнка очень пластично
На курсе «Малышовый фитнес» под кураторством дяди Игоря родители узнают об основных этапах развития малышей и навыках для каждого возраста (0-3, 3-6, 6-9, 9-12 месяцев), учатся делать массаж и упражнения дома сами. Мама или папа могут определить наличие у крохи гипертонуса, то есть перенапряжения в мышцах, и помочь при мышечном дисбалансе, который быстро корректируется в раннем младенчестве правильно обученным родителем без привлечения специалиста и поездки в поликлинику (в период коронавируса это особенно актуально).
Курс разделен на четыре основных направления с учетом возраста и уровня развития малышей: 0-3 месяца, 3-6 месяцев, 6-9 и 9-12 месяцев
Очень важно, чтобы родители вместе с крохой выполняли соответствующие именно его потребностям упражнения. Это нужно, чтобы последовательно подготовить ребенка к переворотам, лежанию на животе, активному (симметричному!) ползанию, сидению или первым шагам
Каждый курс включает в себя обязательные упражнения с фитболом, массаж и лечебную физкультуру. Информация предоставляется в подробных видео-уроках, в чек-листах и памятках, а дополнительные рекомендации родители получают в текстовых уроках. Во время прохождения курса вы сможете задавать вопросы в любое время и получать обратную связь от дяди Игоря. Внутри курса также предусмотрены консультации с педиатром, неврологом и ортопедом.
Запишитесь на курс «Малышовый фитнес», а если у вас возникают сомнения, какой курс выбрать, пройдите короткий двухминутный тест на сайте.
Обязательно ли ребенок должен ползать?
На четвереньках начинают ползать все здоровые дети, кто-то раньше, кто-то позже, если родители создали им для этого условия.
Симметричное ползание:
– укрепляет мышцы рук-ног-спины перед вертикализацией маленького человека;
– способствует правильному формированию поясничного отдела;
– Развивает зрение – ребенок одновременно контролирует пространство под собой и перед собой;
– способствует формированию межполушарных связей головного мозга;
– помогает ребенку осознать свои возможности и проверить в свои силы – ведь теперь он может без помощи мамы достичь цели (игрушку).
Если же малыш проводит в кроватке или манеже все свое время, потому что на полу «грязно или холодно», то он встанет на ножки у такой близкой к нему опоры в виде перил уже в 6-7 месяцев, ведь у него нет места для ползания, и важнейший период развития будет пропущен.
3. Не приучать к рукам
Новорожденные дети еще не умеют манипулировать. Их жизненная необходимость, чтобы рядом был взрослый, который о них позаботится. Ведь малыш еще пока не умеет передвигаться, самостоятельно кушать, обеспечивать свою безопасность и даже заснуть. Без тебя ему просто не выжить и он это понимает. Поэтому будет кричать, пока не почувствует безопасность в твоих руках.
Подумай о своем маленьком ребенке, который только что вошел в этот страшный, холодный и большой мир, впервые увидел яркий свет и услышал громкие звуки. Дай максимум любви и обнимашек, которые нужны ему в первые пару месяцев.
Со временем ты научишься чувствовать младенца и отличать крик с требованием внимания от крика необходимости.
Детей следует баловать и делать все за них
Этим по большей мере «страдают» любящие мамочки, которые стараются оберечь свое чадо от всего. Действительно, иногда проще что-то сделать самой для ребенка, это будет и качественнее и быстрее, нежели позволить ему сделать все самому, ведь «он еще такой маленький и ему это не по силам». А еще, у «ребенка должно быть все самое лучшее, ведь у нас этого не было». И так приятно смотреть на счастливые глаза ребенка, который получает игрушки и сладости, о которых мечтает.
Радуя свое чадо, родители роют ему огромную яму. Во взрослом возрасте таким детям приходится очень нелегко, ведь они привыкают к тому, что каждое их желание исполнялось просто потому, что они этого захотели, этого же они ждут и когда повзрослеют. Вот только во взрослой жизни все блага приходится добывать трудом, к чему они не привыкли.
Баловать или не баловать?
Более того, детям также нужны победы после преодоления трудностей — это повышает их веру в себя, укрепляет самооценку и позволяет радоваться своим успехам. Те же, за кого все делают родители и бабушки с дедушками, этого не испытывают и поэтому они редко ощущают настоящее счастье — зато в них взращивается чувство никчемности и беспомощности.
Верьте в своего ребенка и позволяйте ему делать то, что ему уже по силам. Начинайте с самых мелочей — прекратите убирать за ним игрушки, постель и т.п. Пусть он начинает делать это сам. А по мере взросления расширяйте спектр его умений.
Избыток строгости
Немало родителей всерьез полагают, что дети просто обязаны их слушаться на 100% и на столько же подчиняться. Вот только подобный метод, во-первых, больше походит на дрессировку, а, во-вторых, ни к чему хорошему это не приведет, и вот почему. Если удастся подчинить ребенка полностью своей власти, думая, что так ему будет лучше — да, он будет вас слушаться, но только пока вы рядом с ним. В остальных случаях, желая проявить свою личность, он будет «плевать» на все правила и самоутверждаться, делая все на зло.
И строгости бывает с перебором.
Никто и не сомневается, что родители желают только хорошего своим детям, но ребенок должен понимать, зачем он делает что-то. Т.е. говорить с ним нужно не в приказном тоне, а объясняя мотивацию поступков, на которые вы его толкаете. Так воспитание возымеет положительный успех. В особо экстренных случаях можно сказать: «Сделай так, как я сказала, а вечером обсудим это».
Ошибка №1: Ненужные запреты
«Не трогай – сломаешь» или «сам поранишься», «не бегай быстро – упадёшь, будет больно», «не кричи – это неприлично, тут люди» — на игровой площадке во дворе можно услышать и более жёсткие ограничения «детской свободы». Представьте себе, малыши любят бегать и кричать, им это жизненно необходимо. Так они познают мир, выражают себя и высвобождают лишнюю энергию, которой у здорового ребёнка хоть отбавляй. Иначе – скопившиеся и невыраженные эмоции могут осесть в детском теле тяжёлым грузом неврологических и поведенческих проблем. Отсюда и зажатость, низкая самооценка и неспособность самому принять решение, некоммуникабельность, агрессия. Слово «нет» и «нельзя» ребёнок должен слышать в конкретных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью. Так малыш будет чётче понимать, что реально опасно, а что нет: острый нож, электрический ток, глубина, высота, горячая плита и прочее.
Ошибка №5: Невыполненные угрозы
«Сейчас ты у меня получишь, больше никакого планшета, телефона, мультиков» – и далее по списку тех предметов, без которых ваш малыш не может прожить и пары часов. Как часто мы раздаём такие обещания, не претворяя их в жизнь?
Нет, мы не призываем вас становиться поклонниками ремней, подзатыльников и созерцания обоев в углах, но если ребёнок провинился и сделал это осознанно, то он должен получить «штраф». И обязанность родителей – привести в исполнение то, что будет для вашего ребёнка уроком на будущее. В цивилизованных семьях принято договариваться о наказании до момента «икс». Поговорите с вашим чадом и выясните, что он сам считает для себя серьёзным наказанием. Как правило, хорошо работают всякого рода лишения или общественные работы по дому. Маленькие «нарушители» могут остаться без мультиков, игрушек или сказки на ночь. Дети постарше — без похода в кино, карманных денег или пары дней без своих любимых гаджетов. Здесь главное — доводить до конца свои обещания. Иначе ребёнок будет чувствовать полную безнаказанность и воспринимать вас, как говорящую куклу.
Помните, подобная строгость поможет заложить в ребёнке правильную причинно-следственную связь на всю жизнь. Вот увидите, когда он вырастет, то скажет вам спасибо.
В каком возрасте ребенок должен сам одеваться
Конечно, ребёнок никому ничего не должен, однако существуют нормы, которые позволяют отслеживать особенности овладения навыками. К примеру, можно изучить Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых учтены, в том числе, и навыки самообслуживания, которыми малыши овладевают до начала школьного обучения.
Итак, что же должен уметь ребёнок в разные возрастные периоды?
В 2 года дети:
- начинают одеваться и раздеваться, но только с помощью взрослого человека;
- могут натягивать и снимать с себя одежду и обувь, но пока не умеют расстегивать и застёгивать их;
- знают последовательность надевания одежды (сначала трусы, затем колготки, брюки и пр.).
В 3 года ребёнок:
- надевает одежду, но не застёгивает пуговицы (особенно мелкие);
- самостоятельно снимает и надевает трусики, брючки;
- снимает майку и кофту;
- застёгивает и расстегивает липучки, молнии;
- может складывать одежду на стул.
В 4 года малыши:
- самостоятельно раздеваются и одеваются;
- застёгивают кнопки на кофте и брюках;
- справляются с пуговицами;
- просят помощи у взрослых, если застёжки на одежде находятся сзади или на боку.
В 5-летнем возрасте ребёнок:
- полностью своими силами управляется с одеванием и раздеванием;
- может застёгивать пуговицы и любые застёжки;
- завязывает шнурки;
- аккуратно развешивает одежду;
- поддерживает порядок в своём внешнем виде.
В 6 лет ребёнок:
- абсолютно самостоятелен в плане одевания и раздевания;
- может почистить свою обувь с помощью щётки;
- пришивает крупные пуговицы под контролем взрослого человека;
- способен поддерживать относительный порядок в своём шкафчике;
- сортирует вещи на чистые и требующие стирки.
Это примерные ориентиры того, во сколько ребенок должен сам одеваться. Конечно, всё очень индивидуально, поэтому один малыш сможет уже в 3 года натягивать без особых проблем куртку, а другой и в 5 лет будет просить маму о помощи. Но, в любом случае, нужно заранее готовить детей к подобной самостоятельности.
Каких ошибок следует избегать
Фото: https://pixabay.com/photos/baby-tears-portrait-people-babe-3363419/ Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, хотя ему уже скоро исполнится 5 или 6 лет, то нужно ругать не его, а себя. Да-да, именно родители, а не дети чаще всего виноваты в запаздывании развития навыком самообслуживания.
Рассмотрим типичные ошибки, которые нередко совершают мамы и папы.
- «Иначе опоздаем». Обычная ситуация: мама в спешке бегает по комнате, хватает одежду и ребёнка в охапку, одевает его сама и быстро спешит в сад и на работу. Как результат – малыш попросту не имеет времени, чтобы нормально, без лишней суеты, своими ручками натянуть на себя брюки и кофту. Естественно, что после этого у него пропадает желание одеваться и раздеваться самостоятельно.
- «Ты неаккуратен». Иногда мам-аккуратисток сильно раздражает, что их дети одеваются слишком небрежно. То рубаха у него торчит из-за пояса, то колготки натянуты «в складочку», то шнурки завязаны некрасиво. В общем, придираться можно бесконечно, поскольку у малышей моторика развита слабо, так что аккуратности на первых этапах можно и не дождаться. Нужна постоянная тренировка.
- «Слишком много нервов». Многие дети в процессе одевания начинают капризничать и упрямиться. А это лишние нервы, раздражение, которого хватает и на работе. Поэтому мамы и папы просто всё делают сами, несмотря на желание ребёнка к самостоятельности. Капризы же возникают по двум причинам: либо малыш недоволен спешкой, либо он не в состоянии справиться со сложными застёжками и пуговицами.
Итак, это основные причины того, почему ребенок не любит одеваться. Также следует упомянуть о кризисном этапе 2-4 лет, когда дети могут протестовать против любой просьбы родителей. Мама просит одеться? Малыш назло ей бросает одежду на пол, топает ножками. Этот этап нужно пережить, параллельно используя стремление ребёнка к самостоятельности в своих целях.
Одеваться — это интересно
Конечно, родителям придется помогать ребенку вывернуть с изнанки кофточку или застегнуть мелкие пуговицы, но при этом необходимо проговаривать свои действия, объяснять, как и что нужно делать. Чтобы поддерживать интерес малыша, которому только два-три года, лучше подбирать что-то простое в надевании. Можно наполовину натянуть штаны, чтобы карапуз продолжил. Воспринимая это занятие как игру, он быстрее наловчится справляться и с более сложными элементами одежды.
Наглядный пример можно показать с помощью игрушек. Дети любят кормить их, укладывать спать, можно также наряжать, особенно для этого подходят куклы. Полезны и предметы, которые предназначены для развития мелкой моторики. Например, в магазинах представлен большой выбор шнуровок. Можно сделать их и самостоятельно. Нашить на мягкие игрушки и одежду пуговицы, шнурки и липучки. К тряпочке пришить пуговицы разных размеров, в другой сделать петлю — так малыш получит возможность тренироваться и осваивать полезный навык.
Не надо забывать и о личном примере. Ребенок стремится походить на взрослых. Наблюдая, как одевается мама или папа, он сам этому учится. Ему понравится наряжаться наперегонки со старшими, выбирая свои предметы гардероба из разложенных на диване.
Чтобы поддерживать интерес крохи, можно рассказывать стишки, петь веселые песенки, рассказывать, что интересного ждет на улице. Можно перевести одевание в игровую форму. Например, представить, что ноги — это поезда и им надо заехать в тоннели (штаны или колготки). После того, как надели кофточку, можно похлопать в ладоши, когда натянули штанишки — потопать ножками.
Создавать атмосферу стерильности
Забудь о том, что говорят бабушки. Мыть полы 3 раза в день, гладить пеленки с двух сторон, кипятить игрушки после каждого использования – все это абсолютно не нужно твоему ребенку.
Первое время, конечно необходимо стерилизовать бутылочки и соски для новорожденного вручную или при помощи стерилизатора, что конечно удобнее. Но после 3 месяцев достаточно просто промыть водой с моющим средством для детской посуды.
Твой малыш должен сталкиваться с бактериями и микробами, чтобы его иммунитет креп и развивался. Рано или поздно он все равно пойдет в садик или на детскую площадку, где ему придется столкнуться с вирусами и бактериями и он должен быть к этому готов.
Как научить ребенка одеваться самостоятельно – начинаем с раздевания
Даже совсем маленькие дети понимают назначение предметов, в нашем случае – одежды. А уже к двум годам начинают принимать активное участие в процедуре одевания и раздевания. Вот они тянут ручки в рукава, а вот они с завидным упрямством пытаются затолкать ножки в ботинки. Главное для родителей – не пропустить это благодатное время и использовать желание ребёнка быть самостоятельным в своих «корыстных» целях.
Как научить ребенка быстро одеваться? Специалисты предлагают начинать… с раздевания. Этот процесс более простой, на нём малыш сможет отточить свои навыки, приноровиться к нужным движениям. А уже потом перейти к главной процедуре. Алгоритм одевания и раздевания можно изучить на следующих предметах гардероба.
Колготки и штаны
Сначала нужно научить ребёнка снимать колготки (штаны). Для этого подойдёт следующий алгоритм действий.
- Ребёнок подходит к стулу и поворачивается спиной к сиденью.
- Берётся обеими ручками за резинку колготок (пояс штанишек) и спускает их ниже колен.
- Садится на стул.
- Выпускает из ручек резинку и берётся одной ручкой за пятку чулка, а второй – за носок. Стягивает чулок.
- Делает всё то же самое с другим чулком.
- Поочерёдно стягивает оба чулка (штанины) вниз.
- Берёт колготки за поясок, расправляет их и встаёт со стула.
- Поворачивается к сиденью, кладёт на него колготы резинкой к спинке стульчика и двумя «полосками» (швами) вверх.
Итак, всё сделано верно. Тогда можно перейти к вопросу, как научить ребенка надевать колготки. Для этого нужно выполнить следующие шаги.
- Малыш подходит к стулу, берёт колготы обеими руками за резинку.
- Прижимает колготы к себе, не переворачивая и не вращая их.
- Садится на стул, всовывает ножки поочерёдно в чулки и тянет колготы вверх. Всё!
Платье, рубашка или футболка
И опять начинаем с раздевания. Как научить ребенка снимать футболку, рубашку или платьице? Нужно действовать следующим образом.
- Малыш расстёгивает (при помощи мамы) пуговицы на воротнике платья и 2-3 верхние пуговки на рубашке. Если снимается футболка, ничего обычно расстёгивать не нужно.
- Немного наклоняется, тянет одежду за расстёгнутый воротник обеими руками вперёд и чуточку вниз, чтобы освободить голову.
- Тянут рукав вниз за манжету с одной ручки.
- Делает всё то же самое с другим рукавом.
- Встаёт за спинкой стульчика и вешает на него рубашку подолом вверх, а пуговицами вниз (то есть передняя сторона должна быть внизу).
Последовательность одевания будет выглядеть следующим образом.
- Малыш подходит к спинке стульчика.
- Наклоняется в одежде, приподнимает её, не переворачивая и не вращая.
- Просовывает в горловину голову, выпрямляется и поочерёдно проталкивает руки в рукава. Всё!
Обувь
Сначала традиционно учим ребёнка снимать обувь правильно. Порядок действий в этом случае такой.
- Малыш встаёт рядом со стулом (пуфом в прихожей).
- Ставит обутые ножки вместе.
- Наклоняется и расшнуровывает шнурки (родитель помогает поначалу) или отстёгивает липучку.
- Вынимает по очереди ноги и встаёт таким образом, чтобы обувь находилась между ступнями.
- Задвигает ботинки под стул или полку, при этом обязательно парой.
Чтобы надеть ботинки или кроссовки, нужно всего лишь сделать следующее.
- Ребёнок выдвигает из-под стула пару ботинок, не разъединяя их (это обязательно!).
- Встаёт таким образом, что между стопами ног поместилась обувь.
- Поочерёдно вставляет ступни ног в ботинки и застёгивает их (поначалу понадобится помощь родителей).
Не стоит пугаться слишком подробного алгоритма. Со временем порядок действий станет менее дробным, а ребёнок начнёт действовать автоматически. Но поначалу необходимо обучить его этой пошаговой инструкции, чтобы он понимал – что и как делать по порядку.