15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Хватательный рефлекс

Погладьте ладошку малыша — и вы почувствуете, как он обхватит пальчиками ваш палец, а если легко надавить на ступню малыша, он подожмет пальчики ног. Так проявляется хватательный рефлекс. Благодаря этому рефлексу ребенок может удержать в своей крошечной ручке погремушку. Но не забывайте, что это неосознанная реакция и всего лишь один из безусловных рефлексов новорожденного. Малыш может в любой момент разжать ладонь и отпустить ваш палец, поэтому не нужно его поднимать, пока он держится за ваши пальцы. Верхний хватательный рефлекс (ладошки) начинает угасать в 3–6 месяцев. Нижний хватательный рефлекс (ступни) обычно сохраняется до 4–8 месяцев.

Рефлексы новорожденного

Рефлексы – это автоматические реакции организма новорожденного ребенка на внешние стимулы. Oни являются врожденными и выполняют важные функции для выживания и развития ребенка.​

У новорожденного ребенка есть рефлексы‚ связанные с его выживанием и адаптацией к окружающей среде.​ Например‚ рефлекс сосания и глотания позволяет ребeнку получать питание с помощью грудного молока или бутылочки.​

Также‚ у новорожденногo ребенка есть рефлексы‚ связанные с его защитой.​ Например‚ рефлекс зажимания – это автоматическое cжатие кистей рук при соприкосновении с чем-то.​ Этот рефлекс помогаeт ребенку удерживать предметы и избегать падений.​

Рефлексы также играют важную роль в развитии нервной системы ребенка. Они помогают укреплять нейронные cвязи и развивать мозговые функции.​

Пониманиe и поддержка рефлексов у новорожденного ребенка являются важными аспектами заботы о его здоровье и развитии.​ Родители и заботливые взрослые должны быть oсведомлены о рефлексах и использовать их для пoмощи ребенку в его роcте и развитии.

Автоматические реакции на внешние стимулы

У новорожденного ребенкa есть ряд автоматических реакций на внешние стимулы‚ котoрые помогают емy адаптироваться к окружающей среде.​

Один из таких рефлексов – рефлекс Mоро.​ Он проявляется в pеакции на неoжиданный звук или движение.​ Ребенок резко раскрывает руки и ноги‚ а затем сжимает их.​ Этот рефлекс помогает ребенку избегать опасных ситуаций и защищаться.

Еще один автоматический рефлекс – рефлекс сосания.​ Ребeнoк начинает сосaть пpи прикосновении к егo губам или роту.​ Это позволяет ему получать питание и удовлетворять свою потребность в сосании.

Рефлексы также включают реакции на пpикосновение и изменение положения тела. Например‚ pефлекс поискa позволяет ребенку поворачивать голову в направлении прикосновения к eго щеке или роту.

Автомaтические реакции на внешние стимулы помогают новорожденному ребенку взаимодействовать с окружaющим миром и адаптироваться к нему.​ Они являются важной частью его развития и обучения.​

Подошвенный рефлекс

Подошвенный рефлекс на самом деле присутствует у большинства людей. Но у младенцев он известен как разгибательный подошвенный рефлекс. Что происходит, когда вы гладите нижнюю часть стопы новорожденного? Держите удар твердым, когда вы проводите пальцем по внешней части их подошвы. Вы заметите, что большой палец ноги вашего ребенка сгибается вверх и наружу. Другие пальцы следуют его примеру. Это называется симптомом Бабинского.

Вы заметите этот рефлекс в такой форме с момента рождения ребенка до достижения им возраста 1-2 лет. После этого, благодаря развивающейся центральной нервной системе вашего ребенка, этот рефлекс превращается в то, что называется нормальным подошвенным рефлексом, или сгибанием пальца ноги вниз.

Механизмы адаптации новорожденного

Что же помогает только что родившемуся ребенку справиться с такими нагрузками? В его организме есть механизмы адаптации к родам и окружающему миру.

Во время родов у ребенка выделяются гормоны срочной адаптации, или стрессовые гормоны, — адреналин и норадреналин. Резкий выброс адреналина компенсирует кислородную недостаточность и подготавливает новорожденного к дыханию через легкие.

Новорожденный ребенок довольно устойчив к кислородному голоданию. В отличие от взрослого, в его эритроцитах содержится совсем другой гемоглобин, он так и называется — гемоглобин F, то есть фетальный. Главное его отличие от гемоглобина взрослого (гемоглобина А) в том, что он обладает большим сродством к кислороду. Именно этот гемоглобин помогает ребенку перенести гипоксию (кислородное голодание), которая возникает на схватках и потугах.

Кости черепа новорожденного не спаяны между собой, они подвижны и, чтобы пройти по родовым путям, могут менять свою конфигурацию. При этом даже если расположение костей черепа несколько изменилось, после родов первоначальная форма головы восстанавливается самостоятельно.

У новорожденного есть рефлекс, который позволяет ему задерживать дыхание, если на его лицо попадает вода. Это помогает ребенку не нахлебаться в родах околоплодных вод.

Если, например, малыш при рождении попадает в жару, включаются терморегуляторы, спасающие организм от перегревания, а если в холод — то от переохлаждения.

С первой секунды после рождения жизнедеятельность малыша обеспечивает целый комплекс рефлексов — с их помощью он может дышать, ползти в поисках груди, сосать и глотать.

У новорожденного сильно развито обоняние — оно помогает крохе отличать свою маму, находить на ее теле грудь — источник питания. Чувствительная кожа дает мозгу сигнал при угрозе ее повреждения, при некомфортной температуре и других опасностях. Даже зрение, еще слабо развитое, идеально способствует адаптации малыша к новой обстановке — сразу после рождения он видит еще нечетко и на небольшом расстоянии. Постепенное дозревание зрения дает возможность нервной системе плавно адаптироваться к новым образам.

А еще бурый жир предохраняет новорожденного ребенка от переохлаждения. Взрослый человек при снижении температуры окружающей среды начинает дрожать, тем самым увеличивая продукцию тепла. Новорожденный дрожать не умеет, и согреться ему помогает бурый жир.

Кожа новорожденного сама по себе нежная, зато подкожножировая клетчатка очень плотная за счет большого содержания стеариновой и пальмитиновой кислоты. Это делает тело ребенка весьма упругим, его нелегко повредить.

А еще у новорожденного есть свои особенности кровоснабжения и кроветворения, обмена веществ и иммунной системы. Все это делает малыша очень выносливым.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Процесс рождения – переломный момент в жизни ребёнка. Он физически отделяется от матери и попадает в совершенно новые условия, к которым нужно приспособиться. Это температура, освещённость, другая воздушная среда, другой способ питания. Что помогает новорождённому приспособиться к новым условиям?

Слух новорожденного

На первом месяце жизни изменяется и реакция ребенка на звук. В первые недели жизни здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель лишь вздрагиванием и миганием, движением ручек и ножек (слуховая ориентировочная реакция), но уже к третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение. Так, если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, можно попробовать поиграть с ним погремушкой, находясь вне поля зрения малыша, или запеть. Вы заметите, что маленький человечек на секунд успокоится и остановит движение своих ручек и ножек (кратковременное слуховое сосредоточение), после чего, возможно, вновь продолжит плакать.

К концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на звуках (стремление прислушаться к голосу взрослого, звуку игрушки) станет еще более выраженным и продолжительным (длительное слуховое сосредоточение).

Больше разговаривайте с крохой, четко проговаривая слова. Ваша речь должна быть спокойной, а интонации голоса — нежными и ласковыми. В то же время малышу полезно слышать голоса разного тембра. Было бы замечательно, если бы с ним “беседовали” не только мама, но и папа, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки.

Помимо разговоров, малышу очень полезно слышать родительское пение, которое способствует его знакомству с разнообразием звуков и ритмикой. При этом во время разговора и пения не всегда нужно стоять напротив ребенка, поддерживая прямой зрительный контакт. Иногда можно походить вокруг его кроватки, так чтобы малыш не видел вас: пусть он постепенно учится находить источник звука.

В моменты бодрствования крохи можно ненадолго включать тихую мелодичную музыку. Очень подойдут записи классической музыки, песенок в исполнении детей. Чаще пойте малышу потешки и колыбельные песенки, улыбайтесь, меняйте выражение лица. Разговаривая с крохой, можно комментировать происходящее. В этом возрасте ребенок реагирует не на слова, а на интонацию. Поэтому очень важен тон вашей речи: старайтесь не повышать голоса и не кричать на малыша, даже если вы устали или чем-то раздражены. Кроха все равно не сможет понять вас, а вот сильно испугаться сможет.

Основные группы рефлексов

Врожденные рефлексы новорожденных являются ничем иным, как специфической ответной реакцией, на те или иные внешние раздражители. Каждый из рефлексов возникает и исчезает в определенное время. Одним свойственно появляться непосредственно при рождении и с взрослением малыша затухать, другим – появляться уже в процессе взросления.

Это может свидетельствовать о проблемах с нервной системой.

Рефлексы можно условно классифицировать на две основные группы:

  • безусловные рефлексы новорожденных, которые заложены самой природой, имеют место сразу после рождения и со временем утихают, уступая место условным;
  • условные рефлексы новорожденных, которые ребенок приобретает из собственного жизненного опыта в процессе созревания головного мозга и физического, а также психоэмоционального развития.

Среди врожденных или безусловных рефлексов различают около 15 видов. Именно они помогают пережить ребенку сложный процесс адаптации, связанный с приспосабливанием к совершенно новым условиям жизни. Некоторые из них выполняют толчковую роль для приобретения других рефлексов, а некоторые и вовсе остаются с ребенком на всю жизнь.

Среди врожденных рефлексов можно выделить несколько групп:

  • с помощью которых обеспечивается нормальная жизнедеятельность всех систем малыша – дыхательный, глотательный, сосательный, а также спинальные;
  • с помощью которых слабый детский организм может защищаться от внешних раздражителей, например, холода или жары, яркого света и т.д.;
  • временные, играют разовую роль в жизнедеятельности малыша, например, во время родовой деятельности при прохождении по родовым путям младенец способен рефлекторно задерживать дыхание.

Спинальные рефлексы новорожденных

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона)

Для вызова данного рефлекса в ладошку малыша кладут палец, при этом он должен крепко его схватить. Сила хватки ребенка настолько значительна, что даже можно его приподнять. Рефлекс угасает к 4 месяцам, при этом безусловный хватательный рефлекс заменяется осознанным схватыванием предметов.

Рефлекс ползания

Ребенка кладут на живот и создают опору для его подошвы, при этом он отталкивается от нее и ползет. Рефлекс начинает угасать к 4 месяцам.

Рефлекс Моро

Данный рефлекс можно вызвать несколькими способами – хлопнув в ладони, ударив по постели ребенка на расстоянии 15 сантиметров от тела, резко разогнув ножки или при изменении положения тела в пространстве (поднять, а затем опустить). Независимо от метода вызова рефлекса результат будет одинаковым – ребенок сначала разведет ручки в стороны с раскрытыми кулачками, затем сведет их вместе на груди, как бы обхватывая себя.

Защитный рефлекс

Положите ребенка на животик и вы увидите как он автоматически повернет головку на бок. Рефлекс необходим новорожденному для поддержания дыхания в неудобной позе.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы

Взяв ребенка под мышки и поставив его на опору , вы заметите, что сначала он немного сгибает ножки а затем, после нащупывания опоры, разгибает, и как бы стоит. При этом, если чуть-чуть наклонить ребенка вперед, он начнет перебирать ножками. В этом суть рефлекса автоматической походки. К 1,5 месяцам этот рефлекс угасает. Осмысленно же ребенок встает на ноги к возрасту одного года.

Рефлекс Галанта

Вызвать данный рефлекс можно проведя рукой снизу вверх по паравертебральной линии, она находится на расстоянии 1,5-2 см. от позвоночника. В результате малыш выгибает спинку дугой, раскрытой в сторону раздражителя. Рефлекс сохраняется до 4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Переса

Проверить его можно проведя пальцем по срединной линии спины. Ребенок при этом изгибается дугой , сгибает конечности, плачет, иногда может помочиться. В связи с неприятными для малыша ощущениями во время проверки данного рефлекса, его необходимо проверять в последнюю очередь, после выявления всех рефлексов новорожденного. Рефлекс угасает к 4 месяцам.

Корневой рефлекс у недоношенных детей

Каждый ребенок рождается с определенными способностями, которые развиваются еще в утробе матери. Однако рефлексы, которые есть у каждого ребенка, могут отличаться друг от друга.

Недоношенные дети, рожденные до 28 недели, скорее всего, не имеют рефлекса укоренения. Это потому, что эта способность только начинает развиваться в возрасте от 28 до 30 недель беременности.

Даже в этом случае недоношенные дети все равно смогут кормить грудью. Просто он не умел рефлекторно повернуть голову в сторону груди.

Форма рефлекса укоренения у младенцев, которые пьют молочные смеси, отличается от тех, которые пьют грудное молоко. Движение происходит путем поворота головы влево и вправо, чтобы найти соску.

Врожденные рефлексы новорожденных

Родившийся мальчик или девочка напоминает беспомощный комочек. Однако природа позаботилась о том, чтобы этот комочек был защищенным и адаптированным к жизни. Новорожденный имеет большой набор инстинктов, помогающих ему выживать в новой среде.

Сегодня насчитывается больше 70 врожденных рефлексов, помогающих деткам взрослеть. Они нужны для адаптации новорожденных малышей к воздушной среде после водной, в которой они пребывали в лоне матери.

Пищевой, или его еще называют сосательным, — первый такой врожденный рефлекс. Проявляется он в том, что малыша не нужно учить сосать мамину грудь. У него это выходит непроизвольно, рефлекторно.

Защитный — это характерное всем людям мигание глазами. Ориентировочный рефлекс заключается в движении глазами по направлению к источнику света. Дитя реагирует на яркий свет, оно может при этом даже закричать. Также ребенок реагирует на сильный шум.

Хватательный. Проявляется он в том, что дитя хватается за ваш пальчик, который вы прислоняете к внутренней стороне его ручки, ладошки. Уже в раннем возрасте дети могут очень крепко хвататься за пальцы родителей и при этом даже удерживаться в висе. Если же коснуться подошвы малыша, то пальчики его быстро распрямятся, ступни повернутся внутрь.

Шагательный. Когда вы возьмете дитя подмышки и будете держать вертикально, то оно поднимет одну ножку, потом другую. Это будет своеобразное шагание. Этот рефлекс обычно наблюдается у здоровых детей на 4 день жизни.

Рефлекс Моро. Он заключается в вытягивании рук и ног при шумных звуках. Дитя выгибает спинку, запрокидывает головку, прижимает ручки к груди. Со временем такое явление исчезает.

Основные рефлексы у младенцев: безусловные и условные

Что же такое «рефлексы» (автоматизмы)? Согласно «Большой Советской Энциклопедии» – это физиологическая реакция организма маленьких детей на внешние раздражители, которые проявляются на какие-то действия. По тому, как у крохи выражены физические способности (например: хоботковый, сосательный, хватательный) можно оценить его психофизическое развитие.

Разделяют 2 основные группы – это безусловные и условные.

Безусловные рефлексы новорожденных – для чего нужны?

В период новорожденности (первые несколько месяцев) ярко выражены только безусловные рефлексы: глотательный, роговичный, сухожильный. Эти и другие врожденные умения позволяют грудным детям, как можно быстрее адаптироваться к новой жизни вне утробного организма.

Наличие безусловных рефлексов у ребенка играет важную роль, а именно:

  • защищают организм, помогают выжить и приспособиться к новым условиям;
  • обеспечивают нормальную деятельность нервной системы и выживание во внешней среде впервые месяцы после рождения;
  • помогают правильно развиваться и формируют новые рефлексы в старшем возрасте.

Ослабление или отсутствие у грудничка базовых рефлексов может свидетельствовать о неврологических расстройствах и негативно влиять на его дальнейшее развитие.

Условные рефлексы новорожденного – как проявляются

Полагаясь на медицинскую энциклопедию, условные рефлексы новорожденных относят к числу врожденных реакций младенческого организма на внутренние и внешние раздражители. Они формируются в процессе развития ребенка и служат «фундаментом» для приспособления к новым условиям жизнедеятельности.

В зависимости от вида контактного раздражения выделяют простые (половой, пищевой, ориентировочный, оборонительный) и сложные (имеют выраженный эмоциональный характер).

Спинальные рефлексы

Спинальные автоматизмы связаны с развитием спинного мозга и представляют собой набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. К ним относят:

Защитный – если малыша положить на живот, то он рефлекторно поднимает голову и поворачивает ее набок, чем обеспечивает себе доступ кислорода. Это защитная реакция с рождения от возможного нарушения дыхания. Исчезает спустя около 1,5 месяцев после рождения.

Опоры и автоматической ходьбы – если новорожденного поставить на ноги с поддержкой, то он автоматически выпрямляет ноги и становится на поверхность всей стопой, а если в том же положении его слегка наклонить вперед, то младенец начнет перебирать ножками, как при ходьбе. При этом он может скрестить ноги, что является показателями нормы

Особое внимание следует уделить, если ребенок становится на поверхность не всей стопой, а только носочками, что может означать тонус мышц. Наиболее проявлен в первые 1,5 месяца жизни, после угасает, и лишь к 10-12 месяцам организм уже абсолютно готов к ходьбе.

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить

Этим можно нанести только вред неокрепшему организму

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить. Этим можно нанести только вред неокрепшему организму. Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

  • Ползания (Бауэра) – если перевернуть малыша на живот, он будет пытаться делать ползательные движения, а если дать опору ножкам в таком положении (подставить руку, например), то он будет сильнее отталкиваться ногами, имитируя ползание. Возникает с первых дней жизни и сохраняется на протяжении первых 4-х месяцев, после чего исчезает, и лишь после полугода младенец готов осваивать ползание самостоятельно.
  • Хватательный (Янишевского и Робинсона) – любой предмет, попадающий в ладонь младенца, он крепко сжимает. Захват бывает достаточно сильным. Если вложить в ладони новорожденного по пальцу взрослого, то таким образом, его вполне можно поднять. Возникает с рождения и сохраняется до 4-х месяцев. После этого периода захватывание предметов приобретает более сознательный характер. Также выделяют еще нижний хватательный рефлекс у новорожденных – если надавить на стопу ребенка, на основание 2-го пальца, то малыш подожмет все пальцы ноги. Как и верхний, проявляется до 4-х месяцев, после угасает.
  • Галанта – если при положении на боку провести вдоль позвоночника младенца сверху вниз, то он выгибается, и при этом, разгибает ногу со стороны раздражителя. Проявляется симметрично на обе стороны. Возникает с 5-6 дня после рождения и сохраняется до 3-4-х месяцев.
  • Переса – при положении на животе проводят пальцем от низа до шеи по позвонкам, малыш выдает бурную реакцию в виде крика, подгибания рук-ног, поднятия таза. Проявляется в период первых 3-4-х месяцев жизни.
  • Моро – проявляется при резких раздражителях: хлопки по поверхности в районе головки на расстоянии 15 см с двух сторон, внезапными манипуляциями с нижней частью туловища – поднятием или разгибанием ног. Малыш сначала раскидывает руки в стороны, разжимая ладони, затем резко сводит их, обхватывая себя. Рефлекс Моро у новорожденных еще называют рефлексом объятий. Проявляется в норме до 4-5-х месяцев.

Оральные рефлексы новорожденного:

1. Сосательный рефлекс. Это один из основных жизненно важных рефлексов ребенка. При поднесении к губам ребенка женской груди, соски, пальца, он начинает активно и ритмично сосать. Этот рефлекс начинает постепенно угасать после 6 месяцев и окончательно уходит после года. Для недоношенных детей он является своеобразным показателем развития, ведь, не имея его, ребенок не сможет сосать ни грудь, ни бутылочку.

2. Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля). При раздражении (касании) уголка рта ребенка, он поворачивает головку к источнику раздражения и приоткрывает рот. Этот рефлекс помогает маме наладить грудное вскармливание, в момент, когда кроха открывает ротик и поворачивается к вам, вы даете ему грудь. Причем кроха опускает нижнюю губку так, чтобы мать правильно вложила в ротик сосок. Рефлекс угасает к 6-7-й неделе жизни.

3. Хоботковый рефлекс. При резком ударе по губам ребенка, они складываются трубочкой. Необходим он для сосания, чтобы плотно захватит губами сосок. Угасает к 2-3 месяцам.

4. Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина). Он заключается в том, что при нажатии пальцем на ладошки ребенка в районе большого пальца, ротик крохи открывается, а голова и плечи приподымаются. Хорошо проявлен в 2 месяца, а угасает к 3-4 месяцам.

Как отличить рефлекс укоренения от рефлекса сосания?

Хотя цель состоит в том, чтобы помочь младенцам получить полноценное питание. Однако можно сказать, что движение между рефлексом укоренения и рефлексом грудного вскармливания существенно различается.

Рефлекс укоренения отмечается поворотом головы к раздражителю в углу рта ребенка прикосновением руки или кожи груди. В то время как сам рефлекс грудного вскармливания – это успех ребенка, который прикладывает рот к соске или соске, а затем сосет ее.

Таким образом, если рефлекс укоренения стимулируемого органа находится в углу рта ребенка, рефлекс грудного вскармливания считается успешным, если можно стимулировать нёбо.

Сам рефлекс грудного вскармливания обычно развивается с 37 недели беременности. Задача в будущем – помочь младенцам правильно глотать и дышать.

Условные рефлексы — основа обучения детей

Формирование условных рефлексов у детей. Оказывается, для того чтобы выжить и успешно развиваться, одних безусловных рефлексов недостаточно. Ведь обучение, то есть усвоение новых «правил поведения», было бы невозможно, если бы у новорожденного была только система безусловных рефлексов,— эти рефлексы неизменны и перестройке не поддаются. Здесь-то на помощь организму и приходит механизм так называемых условных рефлексов, которые, в отличие от безусловных, не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе жизни данного организма в зависимости от тех обстоятельств, в которые он попадает.

Что же такое условный рефлекс? Чем он отличается от безусловного, какую играет роль в жизни животных и человека? Каковы условия его формирования? Посмотрим на примере поведения ребенка в первые дни и месяцы его жизни.

Среди безусловных рефлексов, имеющихся у новорожденного, важное место занимает сосательный рефлекс: при кормлении грудью и при поднесении предмета ко рту губы начинают совершать сосательные движения. При этом все остальные его движения прекращаются, ребенок при кормлении как бы «замирает»

К концу 1-го месяца мы начинаем, однако, замечать, что ребенок «замирает», открывает рот и начинает совершать сосательные движения не только при кормлении, но уже несколько раньше, когда еще только происходит подготовка к акту кормления.

У ребенка образовался условный рефлекс на положение его тела; выработался он потому, что каждый раз перед кормлением его клали определенным образом. В конце концов это положение тела под грудью стало как бы сигналом последующего кормления, и пищевой рефлекс возникает теперь у ребенка не только при безусловном раздражении его губ, но и при том условном, которое ему предшествует.

В данном случае условным раздражителем служит комплекс кожных, мышечных и других ощущений, возникающих у новорожденного, если положить его так, как нужно для кормления. Но, конечно, условным сигналом может стать и любой другой раздражитель, например слуховой или зрительный. Так оно и происходит в дальнейшем: через 2—3 месяца ребенок начинает открывать рот и делать сосательные движения уже при одном только виде груди, то есть к этому моменту выработался условный рефлекс на зрительный раздражитель. При этом прежний условный рефлекс на положение тела постепенно угасает.

Таким образом, основной смысл условного рефлекса в том, что он позволяет организму заранее подготовиться к необходимым реакциям, не дожидаясь непосредственного действия безусловного раздражителя: ребенок «замирает» и открывает рот при одном только виде груди матери. Слюнные железы человека выделяют слюну уже при виде продукта, а не только тогда, когда пища находится во рту, и т. д. Благодаря этому открываются широкие возможности для приспособления живого существа к постоянно изменяющимся условиям его существования.

Условные рефлексы обладают некоторыми интересными особенностями. Вот одна из них.

Маленького ребенка поцарапала кошка; теперь он старается держаться подальше от нее: у него образовался условный рефлекс на вид «опасного животного». Но любопытно то, что с этих пор малыш обходит стороной не только кошку, но и щетку, и новую игрушку — плюшевого медвежонка, и даже меховую шубу. В чем тут дело? Ведь все эти предметы сами по себе совершенно безобидны и вреда причинить не могут. Теория условных рефлексов дает ответ на этот вопрос.

Ребенка поцарапала кошка. Естественно, ее внешний вид стал для него условным сигналом возможной опасности и вызывает теперь защитную реакцию: ребенок избегает прикосновения к кошке. Но этим дело не ограничилось. Все, даже отдаленно похожие предметы, стали вызывать ту же оборонительную реакцию.

Это произошло потому, что процесс возбуждения, вызванный вполне определенным условным раздражителем — видом «опасного животного», как говорят физиологи, иррадиировал, то есть распространился по коре больших полушарий мозга. Таким образом, кора больших полушарий, куда приходит возбуждение от всех раздражителей, вначале как бы смешивает их, принимает все за один и тот же. Все скоро встает на свои места, и условный рефлекс будет проявляться только под воздействием подкрепленных условных раздражителей, а все другие, даже очень похожие, реакции уже не вызовут.

Каким же образом происходит это различение, или, как говорят ученые, дифференцирование раздражителей, важных для организма, от таких раздражителей, которые для организма безразличны, по крайней мере в данный момент? Оно достигается благодаря процессу торможения.

С какой целью ребенок обладает рефлексами?

Рефлексы играют важную роль в жизни новорожденных детей. Они служат защитным механизмом и позволяют ребенку адаптироваться к новой среде.

Безусловные рефлексы непроизвольные и автоматические движения, которые происходят в ответ на определенные стимулы или ситуации. Целью ребенка обладать рефлексами является выживание и поддержание жизненных функций.

Например, рефлекс сосания позволяет грудничку питаться, рефлекс хватания помогает удерживать предметы, рефлекс моро помогает ребенку отреагировать на неожиданные звуки или движения, рефлекс предпосылки помогает его присосаться к груди матери и начать кормление.

Рефлексы также способствуют развитию нервной системы и координации движений. Они направлены на сохранение жизненных функций и обеспечивают начальный этап развития у новорожденных.

  • Рефлекс сосания
  • Рефлекс хватания
  • Рефлекс моро
  • Рефлекс предпосылки

Оральные рефлексы новорожденных

Под этим понятием следует понимать, возможность малыша сосать материнскую грудь или соску при искусственном вскармливании, а также глотать получаемую пищу.

Среди основных оральных рефлексов следует отметить:

Сосательный — начинает себя проявлять буквально с первых часов жизни малыша. Проявляется он в виде готовности ребенка хватать своими губами любые раздражители, которые касаются губ или попадают в ротовую полость. Активные и ритмические сосательные движения обеспечивают ребенку питание и проявляются примерно до 1 года жизни, после чего начинают постепенно стихать. (подробнее о сосательном рефлексе)

Глотательный — с помощью которого ребенок может глотать поступающую пищу.

Хоботковый — при малейшем прикосновении к губам ребенка, он выпячивает их, свернутыми в трубочку, что напоминает хоботок. За это отвечает круговая мышца рта, которая непроизвольно сокращается при прикосновении (зачастую уже к 2-3 месяцам пропадает).

Поисковый или рефлекс Куссмауля — при котором ребенок опускает нижнюю губку и поворачивает головку в сторону раздражителя, активно занимаясь поиском маминой груди

Происходит рефлекс при каждом осторожном прикосновении к уголкам рта малыша и чаще всего также присутствует лишь в первые месяцы жизни ребенка

Ладонно-ротовой или рефлекс Бабкина — выражается в открытии ротика ребенком с одновременным движением головы в направлении раздражителя при легком, одновременном нажатии на его ладошки. Явно выражен только в первые месяцы и уже к третьему месяцу жизни ребенка начинает постепенно угасать.

Спинальные — представляющие собой набор специфических реакций, которые указывают на состояние мышечного аппарата малыша. Специалисты проверяют эти рефлексы на протяжении всего периода новорожденности.

Защитный — активируется в первые часы жизни ребенка. Если малыша выложить на животик, его головка поворачивается в сторону и он пытается ее приподнять (подробнее об удерживании головки). Таким образом от природы у ребенка заложена защитная функция от нарушения дыхания.

Что такое рефлексы?

У новорожденного младенца сразу после рождения есть несколько основных безусловных рефлексов. Они помогают ему адаптироваться к внешнему миру и выполнять необходимые функции. Некоторые из этих рефлексов связаны с выживанием (такие, например, как поисковый рефлекс и сосательный рефлекс), а другие совершаются для обеспечения необходимой физической активности (например, моро-рефлекс и плотностный рефлекс).

РефлексОписание и функция
Поисковый рефлексРебенок активно ищет грудь или соску, когда ей коснулись его губами или щекой. Помогает обеспечить кормление и питание.
Сосательный рефлексРебенок начинает сосать, когда что-то касается его губ или языка. Помогает обеспечить кормление и питание.
Моро-рефлексРебенок реагирует на внезапный звук или движение, выпрямляя и распространяя руки и ноги. Помогает развитию координации и межнейронных связей.
Плотностный рефлексРебенок сжимает пальцы в кулак, когда что-то соприкасается с его ладонью. Помогает развитию силы рук и согреванию.

Это лишь некоторые из рефлексов, которые ребенок может проявить сразу после рождения

Важно отметить, что с течением времени, рефлексы могут постепенно исчезнуть и быть заменены более осознанными и волевыми движениями

Как малыш приспосабливается жить вне утроба мамы?

Мозг ребенка не совсем сформирован, но уже готов подсказывать ему, как действовать в определенных ситуациях, ведь от этого зависит состояние малыша. Безусловные рефлексы, то есть те, которые свойственны ребенку с рождения, помогают ему выживать. Они являются важным показателем здоровья ребенка и его правильного развития.

Неонатолог, в первые минуты жизни малыша, осмотрев его, может сделать выводы о работе центральной нервной системы и присутствующих проблемах со здоровьем. Осмотр важен, так как немедленное лечение дает большие шансы на благополучный исход.

Все безусловные рефлексы новорожденного ребенка не могут сохраняться всю жизнь, так как с возрастом необходимость в них отпадает. Но те из них, которые проявляются лишь в младенческом возрасте, помогают приспособиться к условиям окружающей среды и защищают жизненно важные органы маленького человека.

Зрение новорожденного

Уже с первых минут жизни новорожденный видит окружающий его мир. В ответ на освещение глаз фонариком малыш моргает, жмурит глазки, отодвигает голову назад. Лучше всего ребенок фокусирует взгляд на расстоянии это как раз то расстояние, на котором сосущий грудь младенец видит лицо своей мамы. Большинство детей к середине второй недели жизни умеют, хотя и кратковременно, удерживать в поле зрения движущийся предмет. Эта фиксация длится всего лишь несколько секунд, а движения глаз новорожденного еще неустойчивые и скачкообразные.

Пройдет всего лишь неделя-другая — и ориентировочные зрительные реакции ребенка станут еще более развитыми. Новорожденный трехнедельного возраста уже не только останавливает на игрушке взгляд, но и сопровождает ее глазами вправо и влево на некотором расстоянии, При этом движения глаз у малыша становятся уже более плавными и координированными. Следует отметить, что дети, родившиеся недоношенными, могут фиксировать взор несколько позже, чем их сверстники, родившиеся в срок.

Для любого младенца, особенно для легковозбудимого или родившегося недоношенным, лучшим объектом для зрительного и слухового сосредоточения и вместе с тем лучшим “успокоительным средством” являются лицо, руки и голос матери. Этот голос ребенок слышал еще внутри утробы и привык к нему. Теперь кроха учится соотносить черты лица матери, тепло ее рук с ее голосом и интонациями. Однако это не значит, что новорожденному вообще не нужны игрушки.

Желательно, чтобы первые игрушки малыша были яркими (красного, оранжевого, желтого цвета), размером и звучащими. Перемещая такую игрушку вправо-влево, вверх-вниз, мы вызываем реакцию слежения. В роли “живой игрушки” может выступать и взрослый. Для этого пойте, говорите с малышом и одновременно ходите рядом с ним.

На третьей-четвертой неделе жизни над кроваткой на расстоянии от лица ребенка можно повесить яркую, но не многоцветную игрушку. Крохе будет удобно учиться фиксировать на игрушке взгляд. В последующие месяцы можно будет менять игрушки над кроваткой, передвигать их, опускать пониже, когда малыш начнет поднимать ручки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий