Миф первый. Эта педагогика – для детей с отклонениями в умственном развитии.
Да, действительно, сто лет назад Мария Монтессори начинала свои исследования с проблемными детьми. По специальности она была врачом и психологом. А как известно, многие свои гипотезы люди этих профессий подтверждают, исследуя именно детей с ограниченными возможностями – яснее виден результат. Если гипотеза подтверждается, то с утроенной силой она может работать у обычных детей и с удесятеренной – у одаренных. В том-то и дело, что все методы, которыми М.Монтессори пыталась добиться реальной детской самостоятельности (а именно это она ставила в основу своих исследований), оказались действенными для всех детей. Именно для всех! Независимо от того, отстает ли ребенок в развитии от своих сверстников или опережает их.
Поскольку в нашей стране единой системы работы с любыми детьми, к сожалению, не родилось (если не считать отдельных методов), то государство и посеяло миф о том, что Монтессори-педагогика – это педагогика для больных, а обычным ребятишкам в таких детских садиках и школах делать нечего. В курсе истории педагогики для студентов педагогических вузов в единственном абзаце о системе саморазвития детей в специально подготовленной среде, которую создала Мария Монтессори, так и написано: “…это педагогика для детей с ограниченными возможностями”. Но в том-то и дело, что центральным понятием педагогической системы М.Монтессори является понятие саморазвития. А оно объективно происходит с каждым ребенком. Никто не говорит детям об их норме, не выдвигает базовый стандарт. Существует лишь перечень личных достижений детей на том или ином этапе жизни. И нет в этой педагогике понятия “ребенок должен”. Он сам стремится чего-то достичь, а наставница лишь помогает ему по его просьбе.
При этом специально созданная развивающая среда, типичная для любой Монтессори-школы мира, позволяет самостоятельно учиться всем детям без исключения, в том числе и с отклонениями в развитии. Потому что у них, как считают психологи, преобладает интеллект операционально-технический. Им надо все окружающие предметы трогать, они не воспринимают информацию на слух, как большинство здоровых детей
Но не надо думать, что в жизни любого ребенка, даже самого одаренного, нет периода, когда ему важно самостоятельно действовать с окружающими его простыми предметами среды. Возможность прикасаться к Монтессори-материалу, брать его с полки, действовать, получать собственные навыки в овладении окружающим миром волшебным образом способствует саморазвитию детей, позволяет им всем без исключения самостоятельно и успешно учиться
Миф о гармонии
- Как звучит: если я буду плыть по течению и не создавать никому трудностей, все будут счастливы.
- В чем проявляется: стремление всеми силами поддерживать гармонию и не вступать в конфронтацию, без которой невозможны изменения.
- Стратегия, чтобы заслужить одобрение: быть покладистой, приятной и располагающей.
- Чем приходится жертвовать: своим внутренним голосом и истиной.
Многие из нас с детства боятся конфликта, и в результате мы прячем гнев и разочарование. Это основной компонент мифа о гармонии. Он подавляет личностный рост, а также способность строить отношения и высказывать свои убеждения. Он препятствует общению с людьми, карьере и развитию общества в целом. Под властью мифа о гармонии мы перестаем видеть, что различия между людьми способствуют росту. Мы избегаем трений вместо того, чтобы работать с ними и строить настоящие крепкие отношения.
Когда что-то нас беспокоит — мы молчим.
Для большинства из нас эта привычка вырабатывается в подростковом возрасте. Исследователи Гарвардского университета Лин Микель Браун и Кэрол Гиллиган пришли к выводу, что в подростковом периоде даже бойкие на язык девочки перестают доверять своему опыту и высказывать свои чувства и мысли. Девочки словно теряют голос, становятся молчаливыми, тихими и миллион раз повторяют: «Я не знаю», предпочитая лечь на дно и спрятаться. Почему? Исследователи считают, что «высказывать свои чувства и мысли — зачастую значит рисковать, избавляться от изживших себя отношений, показывать свою ранимость, быть одной против целого мира».
В подростковом возрасте девочки особенно склонны к тому, чтобы избегать противостояния. Эта привычка остается на всю жизнь. — Источник
В стратегии молчания скрыта чудовищная ирония: в страхе потерять близкие отношения девочки отказываются быть честными и откровенными, что приводит к фальшивым, а не искренним связям.
Противоположность мифа о гармонии — социальная смелость. Единственный способ справиться с мифом о гармонии — использовать голос, чтобы скинуть с себя цепи, установить четкие границы и соблюдать их, а также не убегать от сложных разговоров. Говорить правду нелегко, но дискомфорт равен росту.
Как стать воспитанным
Часто слово «невоспитанный» становится мерилом множества поступков, когда люди утрачивали контроль над собственным реагированием. Нервничая, злясь, люди начинают демонстрировать не самые привлекательные черты характера, что свидетельствует о слабой степени воспитанности.
Сегодня проблема воспитанности заключается в людском эгоизме, ставшем неотделимой частью общества. Хвастовство и выпячивание собственного эго оказались практически нормой современного бытия, тактичность, взаимоуважение, вежливость стали рудиментарным образованием нынешнего социума.
Формировать в людях воспитанность нужно, прежде всего, путём выработки уважения к деятельности, труду, которому индивид себя посвятил, поскольку недостаточно только трудиться, необходимо выполнять выбранную деятельность хорошо, а также уважительно относиться к труду других.
Воспитанность заключается не только в приятных манерах. Она нечто большее и значимое в личности. Это в первый черёд внутренняя интеллигентность, внимательность, уважительность, деликатность, тактичность, скромность.
Современная жизнь предоставляет множество поводов к злости, агрессивности, беспричинному раздражению. Как просто нагрубить человеку в утренней толкучке на остановке либо в бесконечной очереди. Не сдержавшись и вспылив по незначительному поводу, человек унижает не только своего визави, но и себя. Именно так проявляется низкая воспитанность людей.
В действительности, человек, обладающий адекватным уровнем воспитанности, действует так:
– незамедлительно оказывает помощь;
– не преступает нормы законодательства;
– адекватно реагирует на неизбежные обстоятельства;
– уважает воззрения окружения, даже противоречащие его собственной позиции;
– умеет при необходимости поддержать беседу;
– говорить ёмко и по делу;
– не склонен перебивать собеседника;
– признаёт ошибки;
– избегает неуместных шуток, оскорблений.
Психологи советуют начинать повышения собственного уровня воспитанности с нижеприведённых действий:
– стараться понимать мотивы поступков, мысли других индивидов, вникать в их обстоятельства;
– следовать общеустановленным поведенческим нормам;
– контролировать эмоции;
– не пытаться перевоспитывать окружение.
Способность вести содержательный диалог также считается значимой особенностью воспитанной личности.
Помимо того важна и манера говорить, поэтому необходимо перед любым высказыванием, прежде всего, подумать о чувствах собеседников.
Дабы обладать должным уровнем культурности следует развивать самообладание.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Что это такое
В повседневном бытие обычно воспитанность характеризуется хорошими манерами, способностью адекватно держать себя в социуме и уважением к окружению. При этом перечень хороших манер варьируется в различных социокультурных общностях, вследствие чего рассматриваемое понятие определяется в качестве умения и привычки руководствоваться поведенческими нормами, установленными в определённой группе.
Таким образом, отвечая на вопрос, что такое воспитанность, можно трактовать её в качестве внушённого индивиду уважения к социальному окружению. Если человека, как следует обучили манерам поведения, нормам воспитания, а индивид, в свой черёд, усвоил знания, то он является воспитанной личностью. Если индивида не учили, и он не впитал воспитание, то такого человека считают невоспитанным. Иногда люди самостоятельно обучаются манерам поведения и результат зачастую аналогичный тому, когда он впитывает эти азы от родителей, школьной среды, ближайшего окружения.
Как и всякий навык, рассматриваемое понятие бывает хорошо усвоенным, ставшим личностной чертой, и наносным, то есть легко слетающим в проблемных жизненных обстоятельствах, либо спадающим с субъекта при исчезновении с его стороны контроля.
Элементарная воспитанность рознит индивида, получившего минимальные азы культурности от вовсе невоспитанного. Если кроха, пребывая в социокультурной среде, не орёт беспричинно словно резаный, не дерётся, не пытается залезть в чужую миску, то у него присутствуют элементарные черты культурности. Элементарное воспитание предписывает, что следует делать, но не в минимальной степени предписывает поведенческий стиль.
Истинная воспитанность характеризует больше поведенческий стиль. То есть это далеко не формально-бездумные поведенческие паттерны, а прежде всего разумение смысла действий, внутренняя склонность к воспитанности.
Миф №1. Нужно всегда договариваться с ребёнком
В жизни случаются различного рода ситуации, и в некоторых из них родители действительно должны идти на прямой контакт со своим чадом, разговаривать с ним, находить взаимопонимание. Маленький ребёнок должен быть посвящен в курс дел своей семьи, но только отчасти.
Основную ответственность за комфорт и безопасность «семейного очага» несут взрослые, поэтому не стоит приучать себя к постоянным диалогам с ребёнком на тему быта и личных вопросов. К примеру, у многих женщин наблюдается привычка спрашивать разрешения о чем-либо у дочери или сына. Такие мамы не могут ступить шага вправо и влево без одобрения малыша. И это совершенно неправильно. Если нужно кому-то позвонить – звоните, нужно уйти – предупредите и позаботьтесь о том, чтобы ребёнок остался с надежной «нянькой», но не спрашивайте у него разрешения. Это лишнее.
Детям хочется быть услышанными, и закрывать эту потребность должны в первую очередь родители. Однако каждый ребёнок должен понимать, что мама и папа являются авторитетами в доме. Они не друзья и не прислуга, а главные члены семьи, принимающие ответственные решения. В какой-то мере нужно давать ребёнку понять, что он пребывает на вторых ролях и не имеет права влиять на определенные ситуации. Самое главное – следовать этому правилу без соприкосновения с крайностями. Чтобы не причинять ребёнку боль, родители могут даже создавать видимость того, что чадо принимает участие в решение каких-либо вопросов, но дальше видимости это заходить не должно.
Миф 3: Детей нужно постоянно контролировать (за детьми нужен глаз да глаз)
Никто не говорит, что родители должны оставлять маленьких детей без присмотра. Речь идет о тотальном контроле. Когда они пытаются уберечь (оградить) своих чад от всего.
29 увлекательных книг, которые должен прочитать каждый ребенок
Давайте вспомним мам, который бегают за детьми по площадке, чтобы те не упали, не ударились или не засунули в рот чужую игрушку. Или случаи на кухне с криками: «выбрось каку», «не трогай»…
Вот именно такое отношение современных родителей мешает детям вырастать сильными и самостоятельными личностями. Приобретать опыт, который можно получить, наступая только «на собственные грабли».
Роль семьи в воспитании ребенка
Главный институт воспитания, безусловно, — семья. То, что ребенок получит в семье в первые годы своей жизни, останется с ним на всю последующую жизнь. Значительную часть своей жизни маленький человек проводит в кругу семьи, и нет ничего, что бы сильнее воздействовало на его личность. Именно в семье закладываются основы характера малыша, так что ко времени поступления в школу, он уже почти сформирован, как личность.
В полной семье, при наличии папы и мамы, ребенок приобретает опыт взаимодействия с людьми обоих полов, поэтому в жизни ему будет легче. В полной семье он легче переживает конфликты с одним из родителей, так как чувствует поддержку другого. Если же в семье нет, например, отца, ребенок тяжелее переживает ссоры с мамой, так как в эти моменты ему будет казаться, что у него совсем никого не осталось. К тому же, в нем всегда может жить страх, что и второй родитель может уйти, если он будет вести себя недостаточно хорошо.
В воспитании ребенка у каждого родителя своя важная роль. Так, мать учит малыша адаптироваться в окружающем мире. Она прививает основные навыки гигиены, общения, самостоятельности и самообслуживания. А вот под влиянием отца формируется характер. Папа должен учить ребенка ставить перед собой цели и добиваться их, отстаивать свое мнение. Он должен собственным примером показать, как преодолевать препятствия, защищая себя и окружающих.
При этом роль семьи в воспитании ребенка может быть как положительной, так и отрицательной. С одной стороны никто, кроме самых близких малышу людей, не любит его так сильно. С другой – ни один другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда, как семья. Существует множество примеров, когда у тревожных матерей вырастают тревожные дети, а честолюбивые родители подавляют детей так, что у них появляется комплекс неполноценности.
Миф 4. Переохлаждение провоцирует возникновение простуды
Как полагает большинство родителей: если ребенок замерзнет, то обязательно заболеет, снимет шапку на морозе – получит воспаление мозга, поэтому его нужно кутать как капусту и всячески устрашать. Понять такое стремление можно, вот только взрослые путают причину и следствие. Болезни не вызываются переохлаждением, их провоцируют вирусы и бактерии, которые пасутся в закрытых людных местах – маршрутках, школах, бассейнах, садах. С другой стороны, холод действительно ослабляет иммунитет, тот перестает сопротивляться, и микробы наступают
Важно не просто утеплять тело, но также и закалять его, не забывая о витаминах
МИФ № 4. “Вежливость нужно прививать с пелёнок!”
Главные мифы о воспитании детей
В каких случаях родители должны быть предельно жесткими, не взирая на общепринятое мнение
На тему воспитания написано много умного и глупого. Если вы — молодые родители, то по совету старших может быть вы и почитаете Бенджамина Спока ( кумир мамочек из 90-х), но вряд ли вы полезете читать философа Жан Жака Руссо ( 18 век), который еще тогда заложил в основу воспитания самые ключевые моменты. А надо бы. Рассмотрим мифы о воспитании детей, которыми все же руководствуются при выращивании младых членов общества.
1. Ребенка нужно сильно, очень любить и за многое прощать!
Вы поразитесь, насколько часто вбивается эта мысль в голову всем. Что значить — любить? Если вы его воспроизвели на свет, то вы его по-любому полюбите, это итак понятно. А вот заменять понятием «я же его люблю, мне жалко его наказывать» — это уже преступление. Причем против этого же ребенка. В будущем ваша псевдолюбовь ударит и по вам и по нему. Не заменяйте понятие «любить» на понятие «жалеть».
2. Ребенка нельзя заставлять!
Еще как «льзя!». Ребенка нужно постоянно заставлять. Не принуждать физической силой, но настаивать на выполнении необходимых действий. Начиная с горшка в два года, заканчивая принудительным мытьем посуды, уборкой и так далее. Понятно, что принуждение к определенным действиям, которые в определенном возрасте должен совершать ребенок, должно быть сознательным. Если ребенок в три года ходит в памперсах и какает в штаны, это, извините, частенько следствие вот такой родительской «любви», жалости и маминой лени. Если 15-летняя девочка не моет посуду, а мальчик-подросток совсем не участвует в мужских семейных задачах, то это — следствие псевдолюбви, за которое общество вам потом спасибо не скажет.
3. Ребенка нельзя наказывать!
Опять «льзя»! Ребенка нужно наказывать, иногда и телесно. Наказывая ваше дитя, вы спасаете его от ошибок в будущем. Вы помогаете ему выстраивать свою линию защиты, пока он — неразумен, просто комок рефлексов. Вы ответственны за это существо, ваша задача его вырастить живым, здоровым и приученным выживать. Если вы позволяете ему совершать асоциальные поступки в детстве без наказания, вы ставите на его развитии крест. Потому что не формируете причинно-следственные связи.
4. Ребенок сам определится, кем он будет когда вырастет
Это — один из самых разрушительных мифов, который погубил много судеб. Нет и снова нет! Подросток, как правило, сам не в состоянии понять, что у него в этой жизни будет лучше всего получаться
Здесь как раз и нужны внимательные и наблюдательные, ( внимание!) любящие родители! Вот где любовь. Любовь — это внимание, пристальное внимание. Да, в мире правят IT-технологии, но это совсем не означает, что нежный чувствительный, к примеру, музыкальный подросток должен пойти непременно в программисты, потому что «без работы не останется…»
Или — если родители — врачи, то будешь врачом тоже! Наблюдайте за своим ребенком, смотрите беспристрастно на его увлечения. Вот что он делает в свободное время, с упоением и наслаждением — это и есть его сфера. Рисует? Отлично, есть шанс рассмотреть профессию архитектора. Возится с животными, обожает их и по-честному ухаживает? Звезда ветеринарии, почему бы и нет. Идите от качеств ребенка, а не от реалий современного мира. Если вы повлияете на его неправильный выбор, другого шанса прожить жизнь у него уже не будет
Да, в мире правят IT-технологии, но это совсем не означает, что нежный чувствительный, к примеру, музыкальный подросток должен пойти непременно в программисты, потому что «без работы не останется…». Или — если родители — врачи, то будешь врачом тоже! Наблюдайте за своим ребенком, смотрите беспристрастно на его увлечения. Вот что он делает в свободное время, с упоением и наслаждением — это и есть его сфера. Рисует? Отлично, есть шанс рассмотреть профессию архитектора. Возится с животными, обожает их и по-честному ухаживает? Звезда ветеринарии, почему бы и нет. Идите от качеств ребенка, а не от реалий современного мира. Если вы повлияете на его неправильный выбор, другого шанса прожить жизнь у него уже не будет.
Фото RachelBostwick
Миф 3: нужно рожать сейчас, чтобы не было поздно
Это тот самый миф о «тикающих часиках», на котором основаны многочисленные мемы из интернета. Он опирается сразу на два факта. Первый – зачать, выносить и родить естественным путем женщина действительно может лишь до определенного возраста, второй – по мере взросления матери растут риски врожденных патологий у плода. Оба этих утверждения верны, однако «народная» мудрость порой слишком сильно их искажает. К «пожилым» первородящим порой относят женщин, которые рожают первенца в возрасте после 26 лет, тогда как средний возраст наступления менопаузы сегодня – 50 лет.
Исследование, проведенное Дэвидом Дансоном, показало, что рост процента бесплодия среди возрастных женщин не носит слишком критичного характера. Если в возрасте от 19 до 26 лет бесплодие выявляется у 8% женщин, то в группе от 35 до 39 лет – 18%. При этом процент полностью стерильных женщин и вовсе не связан с возрастом и составляет примерно 1%.
Что касается рисков рождения больного ребенка, то возраст матери здесь всего лишь один из большого количества факторов риска, и как раз остальные могут быть никак не связаны с возрастом. Зачастую большее значение имеет наследственность, течение беременности, состояние здоровье матери и т.д.
Кроме того, в повальной пропаганде материнства зачастую упускается очень важный факт – биологическая и психологическая готовность к рождению ребенка зачастую могут не совпадать. Физиологически организм готов к беременности с момента первой менструации (13-14 лет), а вот психологический возраст – куда более индивидуальный показатель.
В современном обществе в целом наблюдается тенденция к более позднему рождению детей. Женщины хотят реализоваться в карьере, достигнуть определенного финансового благосостояния и только потом погружаться в материнство. Меняется еще и традиционный уклад семьи, где мужчина зарабатывает деньги, а женщина занимается только домом и детьми. Все эти факторы вносят свой вклад в выборе женщиной времени для рождения детей.
МИФ № 2. «Нельзя жалеть из-за любой мелочи – вырастет плаксой»
Воспитание свободой в веке
В настоящее время возобновился интерес к свободному воспитанию. В ряде городов России и Европы открываются центры развития по методике М. Монтессори, создаются вальдорфские сады и школы.
С 1921 года и по сей день функционирует школа «Саммерхилл» в Великобритании. Основана Александром Ниллом. Учебное заведение базируется на самоуправлении.
Вальдорфская система
Основоположник австрийский ученый Р. Штайнер. Первая школа была открыта в Германии в 1919 году, а в 1925 — первый детский сад.
Вальдорфский детский сад. Сильно отличается от традиционных садов государственного образца. Вся мебель и игровое оборудование из натуральных материалов. В одной группе дети разных возрастов: от 3 до 7 лет. Взрослым запрещено повышать голос на детей и наказывать. Слово «Нет!» употребляется в исключительных случаях: для предотвращения опасности.
Игрушки сделаны из соломы, дерева, ткани. Зачастую имеют вид незаконченности, для развития детского воображения.
Воспитатель занимается в присутствии детей домашними делами или ручным трудом. Готовит, убирает, шьет и время от времени уделяет время детям. Малыши могут свободно наблюдать и участвовать в деятельности взрослого.
Дневной сон, питание, игры — по желанию. Ребенок вправе отказаться от организованного воспитателем занятия.
Пища готовится прямо в группе. Дети принимают в приготовлении блюд непосредственное участие. Порции раскладывают в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанников.
Малыши занимаются различными видами ручного труда: вышивание, резьба по дереву, гончарное искусство, работа на ткацком станке, в саду, на огороде, на кухне
Большое внимание уделяется знакомству с народной культурой
Вальдорфская школа. Систематическое обучение строится без принуждения. В младших классах дети познают науку играючи. В старших — используется метод вовлеченности.
Обучение длится 12 лет. Отсутствует оценочная система. Много внимания уделяется духовному развитию, знакомству с культурой и традициями.
В школе дети занимаются ручным трудом и садоводством, шьют, вяжут, танцуют, ставят спектакли. Занятия построены таким образом, чтобы умственная деятельность чередовалась с физическим трудом. Мотивацию к обучению ребенок получает путем сравнения нынешних достижений с собственными за прошлый период.
Штайнеровская система свободного воспитания не использует наглядные методы обучения, делая упор на познание чувствами. Основой тому служит подтверждение психологов о том, что эмоциональная память устойчивее наглядной. Главный упор — включить чувства детей, их заинтересованность.
В вальдорфских школах нет директоров. Ими управляет совет, который состоит из родителей и учителей. Взрослые активно участвуют в жизнедеятельности детей.
Свободное воспитание — это умение взрослых слушать и слышать ребенка. Уважать чувства, потребности и желания маленького человека.
Читаем также:
Миф восьмой. У воспитанников Монтессори-школ плохо развивается речь, поскольку, как известно, Монтессори советовала учителям: “Ведите счет словам своим”.
Действительно, учителя в таких школах не читают детям нотации и предпочитают показывать, а не рассказывать. При этом речь детей развивается ничуть не хуже, чем у сверстников. Более того, их словарный запас гораздо богаче и они точнее других описывают понятия
Они привыкают говорить, образно и четко выражая свою мысль, потому что именно так разговаривает с ними учитель, давая знаменитый «трехступенчатый урок» М.Монтессори или обсуждая нечто важное на ежедневном рефлексивном кругу. Ребенок воспринимает такую ясную речь с малолетства, впитывает ее и затем воспроизводит
Вряд ли можно упрекнуть в этом педагогику М.Монтессори.
Как евреи воспитывают успешных детей
Еврейские родители, как и любые другие, очень любят своих детей. Однако их методы воспитания несколько отличаются, что позволяет им растить успешных детей.
Евреи уверены, что ни в коем случае не стоит создавать комплексы собственному сыну или дочери. Они никогда не скажут, что у их малыша есть недостатки, даже если это так.
Евреи дают своим детишкам полную свободу. Они считают, что малыш имеет право на всё, что делает его счастливым. Однако они с раннего детства знают, где та черта, которую им не стоит переступать.
Евреи всегда хвалят своих деток, даже если те сделали какую-то незначительную мелочь. Более того, делают они это в присутствии чужих людей и самого малыша.
Евреи уверены, что независимо от воспитания дети всегда берут пример со своих родителей. Именно поэтому они много времени уделяют самосовершенствованию, чтобы малыш мог ими восхищаться.
Евреи с самого детства внушают своим детям, что для отца на первом месте стоит мать, а для матери отец. Так ребёнок чувствует, что растёт в любящей и крепкой семье.
С самых ранних лет евреи воспитывают своих потомков как будущих продолжателей рода. Поэтому девочка, выходя замуж, знает, как быть хорошей женой и матерью, а мальчик знает, как обеспечить свою семью.
Воспитание – это всегда сложный и длительный процесс. Однако если приложить немного усилий, родители смогут вырастить успешного и счастливого человека.
Стереотип №1. «Мой ребенок — будущий гений»
Миф пятый. Монтессори-педагогику нельзя назвать творческой, поскольку существуют правила обращения с дидактическим материалом, построения классной среды, уклада жизни. Дети вряд ли выйдут из такой школы творческими людьми.
Действительно, из “розовой башни” педагог не позволит детям строить паровоз, как невозможно расческой чистить зубы. Но после того как ребенок поймет, ради чего эта «розовая башня» придумывалась, он может создавать все новые и новые способы работы с ней. И дети с удовольствием делают это. Ведь у любого настоящего творчества должны быть внутренние основания. Ничто не возникает на пустом месте. Такое количество детских творческих работ, вывешенных на каждом сантиметре стен Монтессори-школы, вряд ли можно увидеть в любом другом учебном заведении. И не каждая обычная начальная школа может похвастаться, что все ее ученики пишут стихи, играют на флейте и участвуют в международных выставках детской живописи. Причем все это происходит не по требованию взрослых (учителей или родителей), а по неутолимому естественному желанию самих детей, каждого конкретного ребенка.
«Кумир»
Это тот случай, когда родителям свойственно сверх меры баловать свое чадо, ни в чем ему не отказывая и выполняя его капризы. Жизнь семейства сосредотачивается вокруг дочери или сына. При таком воспитании в характере ребенка начинают преобладать такие отрицательные качества, как своенравие, упрямство, капризность.
Детки-кумиры отказываются признавать любые запреты, они лишены понимания того, что родители не всегда имеют возможность выполнить любое пожелание или каприз. Результатом воспитания по типу «ребенок-кумир» становится то, что он вырастает эгоистом, не желающим выполнять свои обязанности и относящимся к людям потребительски.