5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Как помочь ребенку с задержкой речи в домашних условиях

Задержка речи у ребенка может привести к проблемам в общении, обучении и социальной адаптации

Важно заметить задержку речи рано и начать помогать ребенку в его развитии. Многие родители интересуются, как оказать поддержку ребенку с задержкой речи в домашних условиях

В этой статье мы поделимся несколькими полезными советами.

1. Создайте речевую среду

Важно создавать для ребенка речевую среду, в которой он будет окружен разговорами и стимулами к развитию речи. Разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы, описывайте происходящее вокруг

Используйте простые и понятные слова, чтобы помочь ему усваивать новую информацию.

2. Читайте вместе

Чтение является одним из самых эффективных способов развивать речь у ребенка. Читайте с ним книги, стихи, сказки. Обсуждайте с ним прочитанное, задавайте вопросы, побуждайте его делиться своими мыслями. Постепенно ребенок будет развивать свой словарный запас и улучшать навыки понимания и выражения на родном языке.

3. Играйте в слова

Игры со словами могут быть не только увлекательными, но и полезными для развития речи у ребенка. Например, можно играть в «Виселицу», где ребенку придется угадывать слова по буквам. Или играть в «Ассоциации», где нужно называть слова, связанные с определенной темой или начинающиеся на определенную букву. Такие игры помогут развивать лексические навыки и активизировать речевую деятельность.

4. Обращайтесь к профессионалам

Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам – логопедам и психологам, которые смогут провести диагностику речевого развития ребенка и разработать рекомендации для домашних упражнений. Профессиональная помощь может значительно ускорить процесс развития речи у ребенка.

5. Постепенно повышайте требования
6

Отслеживайте прогресс
Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально. Поэтому начинайте с простых упражнений, постепенно повышая требования

Подбирайте задания, соответствующие уровню развития и возрасту ребенка.
Основывайтесь на прогрессе ребенка. Отслеживайте его успехи и поощряйте его за достижения. Это поможет ребенку улучшить самооценку и мотивацию для развития речи.

Помощь ребенку с задержкой речи требует терпения и настойчивости

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Со временем и с правильными подходами ребенок сможет преодолеть задержку речи и развиваться нормально

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса

Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу

Что делать родителям?

Речь у ребёнка должна развиваться нормально. Нарушения могут привести к большому количеству проблем в будущем. При недостаточно сформированной речи ребёнок будет испытывать сложности с социальной адаптацией, письмом и чтением. Поэтому родители должны внимательно следить за развитием своего малыша.

Если вы заметили, что речь ребёнка не развивается нормально, то следует:

проследить за его поведением

Обратите внимание на активность малыша, интересуют ли его игры и общение со сверстниками и взрослыми людьми. К задержкам речи часто приводит аутизм

Однако он всегда сопровождается сложностями с социализацией;
оценить понимание ребёнком речи, обращённой к нему. Малыш должен легко справляться с простыми заданиями;
проконсультироваться с неврологом, психологом и логопедом. Специалисты смогут выявить причину задержки речевого развития;
проверить слух ребёнка. Достаточно часто тугоухость является для родителей настоящей неожиданностью. Естественно, что ребёнок с плохим слухом нуждается в особом подходе;
водить ребёнка на занятия с педагогом-логопедом. Групповые игры, массаж и многие другие методики помогут малышу начать нормально говорить.

Помните, что важно своевременно выявить патологию. Чем раньше вы начнёте коррекцию, тем быстрее малыш заговорит

При этом занятия должны быть регулярными. Родителям также следует уделять больше внимания крохе. Необходимы совместные разговоры, игры, чтение, изучение стихов, песен и многое другое.

Причины

У взрослых пациентов речевые нарушения делятся на органические и функциональные. Классификация проводится на основании причин, спровоцировавших развитие отклонения. Патологии органического происхождения возникают при повреждении артикуляционного аппарата или отдельных участков центральной нервной системы, ЧМТ, заболеваний органов слуха. 

Первые признаки нарушения речи могут появиться после перенесенных заболеваний:

  • эпилепсия;
  • обширный инсульт;
  • наркотическая или алкогольная зависимость;
  • родовая травма;
  • злокачественные новообразования в мозгу;
  • ботулизм;
  • ДЦП;
  • употребление антибиотиков, приводящих к нарушению слуха;
  • спазм сосудов мозга;
  • болезнь Альцгеймера или Паркинсона у пациентов преклонного возраста;
  • менингит, энцефалит и иные нейроинфекции.

Также причинами нарушения речи могут стать следующие факторы:

  • тяжелая депрессия;
  • генетическая предрасположенность;
  • длительное употребление медикаментов для терапии психических отклонений (транквилизаторов или антидепрессантов);
  • олигофрения;
  • истерический невроз;
  • сильный испуг;
  • задержка речевого развития, диагностированная в детстве;
  • сильный стресс;
  • психоневроз.

Своевременное обращение в медицинское учреждение позволит больному улучшить собственное состояние и адаптироваться в социуме. 

Нормы речевого развития

Каждый ребёнок является индивидуальностью. Поэтому нормы относительны и допускают незначительные отклонения. Только заботливый родитель может установить для своего малыша «планку». Речь ребёнка развивается под влиянием физиологических, психологических и социальных факторов. Однако существенные отклонения от нормы могут стать причиной для обоснованного беспокойства.

  • от 1 до 2 месяцев. Дети общаются при помощи криков и звуков, сопровождающихся разными интонациями. С их помощью родитель может понять, доволен его ребёнок или чем-либо опечален;
  • от 2 до 5 месяцев. В этот период дети начинают «гулить». Ребёнок может произносить отдельные звуки, похожие на знакомые слова;
  • от 5 до 10-14 месяцев. Период лепета. У ребёнка могут получаться простые односложные слова, например, «ма», «дай», «ава»;
  • от 1,5 до 2,5 лет. Словарный запас малыша расширяется, он начинает строить простые предложения. Обычно дети быстро запоминают новые фразы. Чем взрослее становится малыш, тем больше он начинает говорить;
  • от 2,5 лет до 3,5 лет. Это один из важных этапов формирования речи, когда кроха закрепляет предложения. Малыши более чётко формулируют свои мысли, могут понять и пересказать смысл истории.
  • От 3,5 лет до 7 лет. Дошкольный период развития речи. Ребёнок начинает исправлять ошибки в произношении, осваивает грамматическое построение предложений. К шести годам дети начинают овладевать монологической речью, также заканчивается формирование звукопроизношения.

Стоит отметить, что девочки осваивают речь быстрее мальчиков. Они очень хорошо подражают взрослым, повторяя их артикуляцию и манеры. Мальчики быстрее осваивают речь, подкрепляемую действиями. Учитывая половые различия можно заниматься с ребёнком более эффективно.

Симптомы задержки речи у аутистов

Разницу между задержкой речи аутистов и другими задержками довольно легко заметить. Если вы узнаете своего ребенка в Бобби, возможно, стоит подумать о том, чтобы его обследовали на РАС.

Джонни вообще не разговаривает в возрасте 2 лет. Но пока он еще не использует слова, он использует бормочущие звуки и язык тела для общения с окружающими его людьми. Он указывает, подталкивает людей к тому, чего хочет, и взаимодействует с другими людьми. Ему очень нравится играть со своими родителями, братьями и сестрами, и он расстраивается, когда его оставляют одного, чтобы вздремнуть.

Бобби ровесник Джонни. У Бобби есть несколько слов, но он не использует их для общения. Вместо этого он повторяет их про себя снова и снова. Бобби еще не понял, как использовать жесты, звуки или слова, чтобы просить о том, чего он хочет

Его родители считают, что почти невозможно удерживать его внимание дольше нескольких секунд

У Джонни может быть задержка речи, что требует вмешательства на ранней стадии; Возможные варианты включают (но не ограничиваются) потерю слуха, апраксию речи и когнитивные проблемы. Бобби, однако, несмотря на то, что он использует несколько слов, возможно, проявляет первые признаки аутизма.

Речевые признаки аутизма

Помимо запоздалой речи, существует ряд других проблем, связанных с общением, которые могут быть признаками аутизма.3 В целом дети с аутизмом с большей вероятностью:

Не реагировать на свое имя или другие словесные попытки привлечь их внимание или не реагировать на них. Не справляйтесь или не спешите развивать жесты, например указывать и показывать что-то другим

Не справляйтесь или не спешите развивать жесты, например указывать и показывать что-то другим.

Воркать и лепетать в первый год жизни, а потом перестать так делать

Развивайте язык в замедленном темпе

Научитесь общаться с помощью картинок или собственного языка жестов

Говорите только отдельными словами или повторяйте определенные фразы снова и снова, не имея возможности объединить слова в осмысленные предложения.

Повторять слова или фразы, которые они слышат, состояние, называемое эхолалией.

Используйте слова, которые кажутся странными, неуместными или имеют особое значение, известное только тем, кто знаком с манерой общения ребенка.

Куда обращаться при первых симптомах задержки речи?

Первичное обследование если у ребенка задержка развития речи лучше всего пройти сразу у трех специалистов: психиатра, логопеда и детского невролога, это поможет поставить правильный диагноз и качественно пройти лечение. В первую очередь необходимо выявить причину, в чем она состоит. В этих целях проводится беседа с родителями: как проходила беременность, если не было осложнений во время родов, как малыш развивался первые месяцы жизни.

После разговора с родителями будет проводиться диагностика ребенка, состоящая из нескольких тестов, для выявления соответствия развития малыша его возрасту. Если причина задержки является неврологической, связанная с дисфункцией головного мозга, тогда будет назначено медикаментозное лечение. Ребенку пропишут препараты для повышения и улучшения мозговой активности.

Если причина в недостатке общения, в этом случае родителям укажут на это, и помогут с предложениями и рекомендациями для применения их в ходе дальнейшего воспитания своего малыша, и конечно в обязательном порядке посещение логопеда

Специалист подойдет к этому вопросу комплексно, и наряду с развитием у ребенка речи будет вестись работа по развитию над его мышлением, внимание, памятью и воображению. Все эти функции взаимосвязаны между собой, способные привести к активизации друг друга

Наряду с этим логопед проведет занятия для развития фонематического слуха, то есть восприятие звука при разговоре. Дети часто путают похожие при произношении согласные такие как, в и ф, т и д, из- за этого речь искажается, а если над этим не работать тогда она такой и останется.

Налаживания структуры правильного произношения слов и моторики — если малыш при разговоре путает местами, переставляет в словах слоги, тоже логопед сможет помочь.

Также будет уделено внимание пополнению словарного запаса малыша, расширению его кругозора, формированию речевых навыков и артикуляции. Для этого существует ряд занятий и упражнений, разработанные специалистами, которые при комплексном применении приведут к хорошим результатам

Причины отсутствия речи у ребёнка

При нормальном речевом развитии ребёнок в возрасте 2-2,5 лет начинает активно общаться с окружающими людьми. Он запоминает имена, названия вещей и может рассказывать небольшие истории. Однако в некоторых случаях у детей в 2-2,5 года речь отсутствует. Они не произносят слова или выговаривают их с большим трудом.

Отсутствие речи у ребёнка может быть обусловлено тремя причинами:

  1. Физиологическими. К ним относятся:
  • снижение слуха;
  • врождённые патологии языка, губ и нёба;
  • слабость лицевых и ротовых мышц;
  • поражения центральной нервной системы;
  • наследственные заболевания;
  • аутизм;
  • заболевания психики.

Психологическими. Речь может отсутствовать из-за:

  • сильного испуга;
  • скандалов и ссор в семье;
  • психологической травмы (потери одного из родителей, асоциального поведения родных и пр.).

Социальными. Задержки в развитии речи могут быть обусловлены:

педагогической запущенностью, недостаточным вниманием со стороны родителей, которые не развивали речь малыша;
чрезмерным увлечением телевизором, компьютером или телефоном;
повышенной опекой, когда родители договаривают за ребёнком слова и понимают его по жестам, не давая ему возможности развивать речь;
строгим воспитанием и попытками заставить малыша говорить в слишком раннем возрасте.

Нервные патологии, вызывающие проблемы с речевым развитием

К общему недоразвитию речи (ОНР) относятся следующие диагнозы:

  • дизартрии. Дефект может быть в тяжёлой, средней и стёртой формах. Он характеризуется нарушением звукопроизношения, ритма дыхания, лёгкой гнусавостью. Тяжелая дизартрия также проявляется в чрезмерном или недостаточном тонусе мышц лица. У ребёнка страдает не только речь, но и моторика. Наблюдаются сложности с удержанием равновесия, рисованием, лепкой и вырезанием. Дизартрия возникает из-за родовых травм, резус-конфликта, черепно-мозговых травм и заболеваний ЦНС;
  • афазии. Патология характеризуется резким распадом начавшей развиваться речи. Ребёнок может говорить нормально, а затем замолчать. Речь при афазии теряется полностью или частично. При этом слух и органы артикуляции развиты нормально. Афазия может привести к задержке в интеллекте. Патология возникает из-за черепно-мозговых травм, воспалений и опухолей мозга;
  • моторной алалии. Речевой дефект, который может вызвать как незначительные проблемы со звукопроизношением, так и полное отсутствие речи. При тяжелых формах патологии, развития ребёнка хватает, чтобы понять сказанное. Однако сам он проговорить ничего не может. Патология также характеризуется нарушениями в артикуляции, мелкой моторике, равновесии, памяти. Моторная алалия возникает вследствие повреждения отдела головного мозга, отвечающего за речь. К этому может привести травма при родах, инфекционное заболевание, токсины;
  • сенсорной алалии. В этом случае дети не понимают смысла речи. При этом они могут знать значения отдельных слов. Но связать их между собой у ребёнка не получается. Часто вместе с сенсорной алалией у малышей развивается логоррея (дети бессмысленно повторяют отдельные слова). Патологию речи сопровождают задержки в интеллектуальном развитии и нервные расстройства (нарушения моторики, агрессивное поведение).

Если отсутствует речь у ребёнка, то важно провести тщательное обследование. Важно отличать тяжёлые патологии ОНР от темповых задержек речевого развития

Нередко ЗРР возникают из-за недостаточного внимания к речи ребенка со стороны родителей или наследственных факторов. Самодиагностикой и самолечением лучше не заниматься. При отсутствии речи у вашего ребёнка необходимо обследоваться у невролога, психиатра, логопеда и психолога.

Мутизм

Этиология мутизма сложная — молчание развивается как у людей с сохранным мозгом и аппаратом речи, так и при многих поражениях мозга.

Иногда мутизм обусловлен атрофией зоны Брока или другими поражениями мозга, которые обнаруживаются не сразу. Акинетический мутизм развивается при утрате всех произвольных движений, в том числе речевых. Такой мутизм описан при коме, СПИДе, нейролептическом синдроме. Это состояние, при котором человек пристально смотрит в глаза собеседника, но не может ни пошевелиться, но произнести хотя бы один звук. Подобное состояние наблюдается в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы, когда не только нарушена речь, но и сознание вкупе с прочими произвольными функциями.

Часто причиной мутизма становятся психические болезни, особенно истерия, глубокая депрессия, кататония (особые двигательные нарушения, когда человек похож на восковую куклу) при эндогенных больших психозах. Истерический мутизм случается чаще у женщин, сопровождается демонстративным поведением, направленным на достижение своих целей.

Существует три вида нарушения темпа речи:

Тахилалия – патологически ускоренная речь. В отличие от предыдущего нарушения, речь при тахилалии будет очень быстрой, неразборчивой. Человек может переставлять, пропускать слоги в словах, повторяться, запинаться. (Всадурастетрастетдеверо и цветутцвецветы) Быстрый темп отмечается не только в речи, но и при чтении и письме. Школьник с тахилалией будет читать быстро, пропуская слова, «проглатывая» окончания, заменяя похожие буквы (о-а,и-ы,е-ё и др.)

Заикание – речь с запинками. Речь заикающегося будет с запинками, повторением некоторых звуков, слогов (Я ппппришел кккк вам. Я хо-хо-хотел скааазать). Но, в отличие от тахилалии, эти запинки будут вызваны судорогами, которые возникают в мышцах речевого аппарата (язык, мягкое небо, губы, нижняя челюсть). Выделяют два вида заикания: невротическое, когда имеются нарушения нервной системы и неврозоподобные, когда изначально здоровая нервная система под влиянием длительного стресса или сильного испуга дает сбой, что негативно сказывается на речи.

Если родители заподозрили у ребёнка нарушение темпа речи или взрослый человек, хочет исправить недостатки своей речи, то первым делом необходимо посетить логопеда. Специалист в ходе беседы выяснит всю необходимую информацию, проведет осмотр речевого аппарата, изучит особенности устной речи.

Коррекционная работа по преодолению нарушения темпа речи будет направлена на нормализацию плавности звучания. Она будет включать в себя: специально подобранные артикуляционные упражнения, упражнения на развитие правильного речевого дыхания, логоритмические упражнения.

Поскольку на темп речи влияет состояние нервной системы, не стоит пугаться, если логопед направит вас или вашего ребёнка на консультацию к неврологу или психотерапевту. С помощью различных исследований, они смогут точнее определить причину возникновения нарушения, а, следовательно, подобрать необходимое лечение для нормализации работы нервной системы. Помимо медикаментов может быть назначены лечебная физкультура, массаж, физиотерапия – все эти мероприятия направлены на укрепление нервной системы, для того, чтобы коррекционная работа с логопедом была более результативна.

Возможно, будет необходима работа с психологом или психотерапевтом для устранения тревожности, неуверенности в себе и других комплексов, негативно влияющих на речь.

Как мы видим, нарушение темпа речи не всегда зависит от особенностей характера человека, или какого либо эмоционального состояния.

В завершении статьи мы хотим предложить вам проверить темп своей речи.

Можно вооружиться диктофоном и записать на него небольшую историю, произошедшую с вами. Затем по записи подсчитать, сколько же слов вы произнесли за минуту.

Есть и другой способ: вооружитесь секундомером, или часами с секундной стрелкой и попробуйте прочесть стихотворение С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…». В норме взрослый человек может прочитать его за минуту, но помните, что при чтении не следует торопиться, читать необходимо в привычном для вас темпе. Если же чтение заняло у вас значительно больше или меньше времени, то стоит задуматься и понаблюдать за своей речью в повседневной жизни.

Когда говорят о задержке в развитии

Чаще всего задержки развития возникают в грудном возрасте и дошкольном. Это могут быть задержки в психомоторном развитии, становлении речи, формировании социальных навыков и эмоций, проблемы мышления, патологии, связанные с нарушениями со стороны слуха и зрения.

Задержки в развитии можно корректировать при правильном подходе, и это отличает их от нарушений в развитии, связанных с органическими поражениями – ДЦП, пороках развития головного мозга, аутизме, врожденной слепоте или глухоте.


Алена Парецкая Эксперт в сфере «Медицина»

Важно также понимать, что каждый ребенок индивидуален, и он может обучаться основным навыкам в своем темпе. Каждый малыш ползает, садится, начинает ходить и говорить, осваивает горшок в собственном ритме

Оценить задержку развития может только специалист, если страдает сразу несколько направлений (проблемы с речью, навыками сидения-стояния, эмоциональной сферой), а отставание от средних норм существенно превышает допустимое.

Диагностика и лечение

Диагностика нарушения речи заключается в обследовании артикуляционного аппарата. Врач проверяет рефлексы пациента, выявляет отклонения психологического характера. При необходимости дополнительно назначаются МРТ или КТ мозга. Для постановки точного диагноза проводятся нейропсихологические тесты. На основе полученных результатов назначается терапевтический курс.

Лечение подбирается в соответствии с обнаруженным отклонением. Например, при заикании требуются занятия с логопедом. Упражнения можно выполнять в клинике под присмотром врача и повторять дома для закрепления результата. Также дополнительно нужно заниматься специальной дыхательной гимнастикой.

Если патология обнаружена в результате иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности языка, то лечение нарушения речи включает в себя, помимо занятий со специалистом, прием лекарственных средств для нормализации мозгового кровообращения и метаболизма в ЦНС, а также, улучшения памяти. Также пациенту назначают физиопроцедуры, лечебные ванны, иглоукалывание. 

При выявлении экспрессивных отклонений хорошие результаты дает транскраниальная микрополяризация. Методика позволяет устранить нервную возбудимость и улучшить работу речевого аппарата. 

Занятия с психотерапевтом также являются частью терапевтического курса. Они помогают избавиться от разнообразных комплексов и мыслей о собственном несовершенстве, обрести внутреннюю гармонию и уверенность. При лечении нужно помнить о том, что коррекция речи – это длительный процесс

Для закрепления работы со специалистом, важно повторять дома все упражнения и тренировать правильную постановку языка.

Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

+7 (495)
121-48-31

Методы диагностики задержки речи

  • Наблюдение и сбор анамнеза. Специалист проводит подробный разговор с родителями ребенка, чтобы оценить его речевое развитие и выяснить возможные причины задержки.
  • Аудиологическое обследование. Позволяет исключить аудиологические проблемы, так как слуховое нарушение может быть одной из причин задержки речи.
  • Логопедическое исследование. Логопед проводит специальные тесты и задания, чтобы оценить различные аспекты речи ребенка, такие как звуко-фонематический слух, лексико-грамматические навыки, словарь и т.д.
  • Тестирование психомоторного развития. Позволяет определить уровень развития моторики и координации ребенка, что может оказывать влияние на его речевую активность.
  • Психологическое обследование. Помогает выявить наличие или отсутствие других психологических проблем, таких как задержка психического развития или нарушение внимания и концентрации.

Все эти методы могут использоваться совместно или по отдельности в зависимости от конкретной ситуации и возраста ребенка. Результаты диагностики позволяют определить степень задержки речи и разработать индивидуальный план логопедической реабилитации для ребенка.

Основные причины задержки развития речи

Недостаточное общения с ребенком

Первая и самая значимая причина задержки речи ребенка заключается в том, что родители не уделяют ему должного внимания, мало контактируют с малышом. На самом деле, ребенок нуждается в общении, даже если он еще не умеет разговаривать. С первых дней жизни он начинает все слова, привычки и действия «впитывать» от своих родителей. Чем больше мама и папа разговаривают с ребенком, тем лучше. Рассказывайте ему больше сказок, пойте детские песни, общайтесь между собой в семье. Тем самым, ребенок будет подражать родителям и начнет разговаривать в полной мере без нарушений.

Техника и гаджеты

Вторая причина, как ни странно, заключается в использовании в воспитательных целях современной техники: смартфонов, телевизоров и компьютеров. Звучит странно, не правда ли? Но на самом деле гаджет сегодня – это «паразит» в жизни человека. Мы не можем прожить без наших телефонов, выхода в интернет, любимой телепрограммы или сериала. Даже в воспитании ребенка родители нередко прибегают к использованию техники. Хочется выпить чашку кофе и отдохнуть? Не проблема! Можно усадить ребенка перед телевизором, включить ему мультфильм и забыть о нем на пару десятков минут. Но что в это время происходит с ребенком? Его нервная система возбуждается, тем самым начинается торможение развития речевого аппарата. Тишина и свобода – это конечно хорошо, но ребенок и его развитие должно стоять на первом месте, поэтому не прибегайте к данному методу воспитания, а лучше почитайте ему интересную детскую книгу.

Отсутствие культуры чтения

Из второй причины плохого развития речи малыша вытекает третья – нежелание ребенку читать. Чтение книг является основополагающим фактором в воспитании. Как было сказано выше, когда мы разговариваем с ребенком и читаем ему детские книги, он начинает все запоминать и пытаться повторить. Соответственно, чем больше этому мы уделяем времени, тем лучше. Купите хорошие детские книги: сказки, развивающие журналы, стихотворения. Главное, чтобы книга несла добрый и поучительный смысл, тогда вы принесете больше пользы для воспитания и развития своего ребенка.

Чрезмерное внимание к ребенку

Как ни странно, постоянное внимание и усиленная опека ребенка может вызвать у него нежелание разговаривать. И это еще один фактор нарушения речи

Как он проявляется? Очень просто! Замечали ли вы хоть раз, что ваш ребенок в детском саду разговаривает намного усиленнее, чем дома? Это связанно с тем, что там мало его понимают и не знают его предпочтения, поэтому ребенку нужно говорить, чтобы добиться того, что он хочет, чтобы с ним поиграли или дали покушать. А дома мама и папа задают только такие вопросы, на которые малыш дает ответ «да» или «нет», так как знают предпочтения своего чада. Поэтому необходимо провоцировать ребенка на диалог, больше с ним разговаривайте, чтобы малыш давал вам развернутый вопрос.

Нарушения в физиологическом развитии

И последней, но не маловажной причиной позднего развития речи являются физиологические причины, не зависящие от родителей. Проблемы с речью могут быть связаны со слабыми мышцами языка, тугоухостью, другими врожденными особенностями, а также гипоксией в родах и спецификой течения беременности

Все это можно исправить либо хирургическим вмешательством (например, подрезать уздечку), либо помощью логопеда.

Итак, разобравшись с причинами, влияющими на развитие речи ребенка, нужно понять, что делать, если все-таки эта проблема вас затронула.

Классификация

Дисфункции импрессивной и экспрессивной речи делятся на несколько типов в зависимости от симптоматики патологии. Самые распространенные виды нарушения речи:

  1. Дислалия. Характеризуется появлением проблем с произношением. При этом у пациента нормально работает артикуляционный аппарат, нет проблем со слухом или интеллектом.
  2. Тахилалия. Человек очень быстро говорит, проглатывая звуки и делая неуместные паузы в предложениях. Подобное отклонение считается одним из симптомов олигофрении и иных психических патологий.
  3. Афония. Пациент всегда говорит только шепотом. Произносить слова в полную силу не может из-за заболеваний гортани или перенесенного стресса.
  4. Заикание. Нарушение речевого ритма и темпа. Некоторые слова пациент не может произнести без запинок. Основные причины: генетика и сильнейший испуг.
  5. Дизартрия. Искаженное воспроизведение звуков и отклонения в речевой моторике. Патология развивается при неправильном развитии артикуляционного аппарата или при повреждении головного мозга.
  6. Афазия. Нарушение или полное отсутствие сформированной речи. 
  7. Алалия. Речевая функция не развита. Причины: врожденный аутизм или ЧМТ. При этом больной хорошо понимает собеседника, но ответить ему не может. Обычно пациент общается с помощью жестов или мимики.
  8. Ринолалия. Больной неправильно произносит звуки из-за аномального строения артикуляционного аппарата, например, заячья губа или волчья пасть. Речь такого человека очень сложно разобрать, т.к. обычно она невнятная.

Помещение в стационар при психических отклонениях требуется не всем пациентам. Некоторые отклонения можно лечить дома, главное соблюдать все рекомендации врача. 

Признаки задержки в эмоциональном и социальном развитии

Эту сферу оценить сложнее, поскольку развитие во многом зависит от того, что делают родители и окружающие, насколько активно занимаются с малышом. В целом, должны насторожить следующие признаки:

  1. К трем месяцам ребенок не улыбается и не оживляется при контакте с знакомыми людьми, не обращает внимания на новых людей и не настораживается.
  2. К возрасту 5 месяцев не выражает эмоций визгом, смехом, плохо засыпает по ночам, требует длительного успокоения.
  3. К возрасту 7-8 месяцев не выражает эмоций и любви в отношении близких, не просится на руки, не обнимается и не интересуется другими детишками.
  4. К возрасту 8-9 месяцев не играет в прятки или ку-ку, не реагирует на действия родителей.
  5. К девяти месяцам не старается поддерживать «разговор» за счет эмоций, звуков или жестов.
  6. К годовалому возрасту не машет ручкой «пока», не может показать пальцем, чего хочет и не тянет руки за нужными предметами.

Оценка двигательных навыков

Для того, чтобы вовремя обратиться к врачу, родителям важно оценивать развитие моторных навыков ребенка. Поводом для беспокойства могут стать:

  1. К возрасту 3-4 месяцев ребенок не удерживает голову, не поднимает ее при лежании на животе.
  2. К возрасту 4 месяцев не пытается дотягиваться, хватать и удерживать погремушки в руках, не тянет их в рот.
  3. К этому же возрасту при поддержке за подмышки и постановке на ровные твердые поверхности не отталкивается от них ногами.
  4. К возрасту 5 месяцев не переворачивается в разные стороны (с живота на бок и спину).
  5. К 6-7 месяцев не делает попыток сидеть, постепенно убирая поддержку.
  6. К возрасту 6-7 месяцев не делает попыток ползать по-пластунски, опираясь на руки или на четвереньках.
  7. К году не стоит уверенно у опоры, не делает шагов вдоль нее.
  8. К полутора годам не ходит, либо ходит с трудом, ставя ноги только на носочки.
  9. К этому же возрасту не толкает различные игрушки-каталки, передвигаясь за ними.

С чем связана тенденция, что современные дети начинают гораздо позже говорить, чем их сверстники 20 лет назад?

Действительно, современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 20-летней давности. Но пока нет каких-то достоверных фактов, подтверждающих влияние на это тех или иных факторов. Однако существуют многочисленные мнения, что на это могли повлиять сразу множество причин: ухудшилась экология и в какой-то степени здоровье женщин. Современные дети с самого рождения сталкиваются с переизбытком информации, а технические достижения заменяют простое человеческое общение. Многие вместо того, чтобы рассказать ребенку сказку или порассуждать о чем-то, включают на гаджете аудиоряд со сказками или какой-то другой интересной информацией, но это совсем не одно и то же. Вытесняя живую речь общением ребенка с техникой, родители сами провоцируют задержку развития речи у своих детей.

А еще современные родители благодаря появлению огромного количества товаров, облегчающих уход за детьми, помещают своих детей в максимальную зону комфорта. Вместе с этим, уделяя своим детям намного больше внимания, чем это было раньше, родители, таким образом, научились быстрее понимать и видеть все потребности своих детей. И молниеносно покрывать эти потребности родителям помогают памперсы, радионяни, электронные самоукачивающие кроватки, интерактивные ходунки и так далее. Поэтому, ребенок, находясь в столь уютных для себя условиях, пока его потребности минимальные, не спешит развивать свою речь, ведь он и так получает все, что ему необходимо, а значит, необходимость в развитии своих речевых навыках попросту отсутствует.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий