6 причин, когда родители виноваты в тревожности ребенка

От вас слишком много защиты и заботы

Гиперопека, по мнению психологов, не имеет ничего общего с проявлением заботы о ребенке, а является одним из способов при помощи которого родители избавляются от своих комплексов. Взрослые члены семьи стремятся оградить ребенка от любых, чаще мнимых, рисков и опасностей, создать условия, чтобы он всегда находился в поле их зрения. Они приучают малышей всегда поступать так, как им кажется безопасно.

В результате ребенок уже не имеет права выбора. Ведь родители постоянно преподносят ему самое верное и единственно правильное решение. В итоге ребенок оказывается неспособным к самостоятельному преодолению трудностей. У него формируется состояние, называемое психологами «выученная беспомощность». И он начинает воспринимать как непреодолимое любое, даже совсем несложное препятствие.

При гиперопеке чувство постоянной тревоги родителей передается их детям, которые еще в силу своего возраста и маленького жизненного опыта не в состоянии мнимую опасность отличить от реальной. Это и становится причиной формирования детских страхов, чувства неуверенности в себе, попыток избежать любого риска и ответственности за свои поступки.

Методическая и научно-популярная литература на тему детской тревожности

Проблему детской тревожности подробно изучали российские и зарубежные педагоги и психологи. Среди них В. Астапов, Л. Костина, В. Мухина, А. Прихожан, В. Ветрова, А. Петровский, А. Спиваковский, Д. Эльконин, З. Фрейд, К. Роджерс.

Так, А.М. Прихожан в своей книге «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика» знакомит с результатами многолетних исследований. Психолог подробно рассматривает причины беспокойного состояния, формах проявления тревоги в соответствии с возрастом и особенностями психики ребёнка, знакомит со способами преодолеть переживаний.

Костина Л в своей работе «Игровая терапия с тревожными детьми» раскрывает роль игровых методов в психокоррекционном процессе. Автор детально описывает конкретные приёмы, предоставляет готовые программы.

В издании Астапова В.М «Тревожность у детей» исследуется роль тревоги в поведенческих расстройствах ребёнка, способы преодоления таких состояний. Пособие будет интересно психологам, а также детским психотерапевтам.

Тревожность — одно из распространённых переживаний ребёнка, которое крайне негативно сказывается на всех сферах его жизни. Её могут вызывать внешние факторы либо особенности детской психики. Задача же родителей и педагогов — выявить такое состояние на раннем этапе и попытаться преодолеть его всеми доступными способами. Помочь могут откровенные беседы или же нестандартные методы психотерапии. В любом случае главное — окружить мальчика или девочку атмосферой любви и взаимопонимания.

Стремление защитить ребенка от всех бед

Родители считают своим долгом защищать детей. Это благородный порыв, но он нередко становится причиной повышения тревожности у ребенка.

Узнав о проблемах в школе, первое, что хочется сделать, — пойти и разобраться с обидчиками. Вряд ли стоит поддаваться этому порыву, ведь в таком случае ребенок получит 2 сигнала: первый — он не может откровенничать с родителями, второй — самые близкие люди думают, что он не в состоянии разобраться со своими проблемами. Поэтому родителям нужно убедить свое чадо в том, что они станут защищать его только тогда, когда он сам этого захочет. Лучше помогите ребенку найти решение его проблемы, которое он воплотит в жизнь. Только так у вас получится воспитать самостоятельного человека, способного справляться с жизненными трудностями.

Что же делать?

Тревожно-мнительное воспитание объяснимо. У такого поведения есть понятные причины, но родителям в первую очередь нужно думать о будущем ребенка. Мама и папа не смогут быть рядом всегда, и поэтому дети должны быть готовы к трудностям.

Ребенок должен уметь противостоять болезням: знать об особенностях своего организма, приспосабливаться к ним, носить правильную одежду, разбираться в лекарственных препаратах, уметь оказывать первую помощь себе и окружающим.

Опасности на улице подстерегают всегда, и ребенок должен владеть навыками безопасного поведения в самых различных ситуациях. Должен знать, как общаться с незнакомцами, куда звонить в случае опасности, как защитить себя.

Научите ребенка справляться с трудностями без вашего личного участия, и тогда вам не придется за него волноваться.

Светлана Садова

Беспокойство — яд

Многие родители живут в постоянной заботе о своем ребенке. Их мысли постоянно вращаются вокруг того, а вдруг с ребенком случится что-то плохое, общается ли он только с «правильными друзьями», счастлив ли он и сможет ли найти свое место в обществе?

Во многих случаях родители воспринимают эти переживания как выражение своей любви и заботы: «В конце концов, я забочусь о своем ребенке. Есть достаточно родителей, которые не заботятся о своих детях и просто позволяют им делать все, что заблагорассудится». В результате особо чувствительные дети, которые находятся в близких отношениях со своими родителями, делают все возможное, чтобы максимально освободить их от забот и страхов. Они действительно хотят быть хорошими, чтобы показать: «Послушайте, у меня все под контролем, вам не о чем беспокоиться».

Например, ребенок приходит домой с плохой оценкой и в подавленном настроении. Мать или отец утешают ребенка, говоря ему, что такое может случиться с каждым, что плохая оценка — это не так уж и плохо. В то же время сами родители немного разочарованы: они спрашивают себя, почему возникла эта оценка, был ли ребенок подготовлен недостаточно и что им нужно сделать, чтобы избавить его от этого разочарования в будущем. Быстро присоединяются и тревожные мысли следующего рода: “А что, если так и останется? Что, если мой ребенок не такой умный как мне бы хотелось?”

На вербальном уровне они посылают сигнал, что оценки не так важны для них, что неудачи являются частью этого, что средняя школа не является важным фактором для достижения успеха в жизни. Но на эмоциональном уровне они посылают противоположные сигналы.

Ребенок чувствует эту неуверенность, которая накапливается в родителях, и вскоре начинает чувствовать себя виноватым и брать на себя ответственность: «Мои родители огорчены из-за меня». Только проблема заключается в том, что в детстве дети совершенно бессильны против родителей.

Беспокойство может быть скрытой формой давления

Фраза: «Я просто беспокоюсь о тебе», часто используется, чтобы дать понять другому человеку, что это важно для нас. Такие предложения и опасения можно понимать как давление: “Я не верю, что ты сам с этим справишься”. . Постоянные (даже подсознательные) сообщения в этом направлении со временем делают ребенка слабым

В то же время каждое высказанное беспокойство сопровождается скрытым призывом: “Пожалуйста, докажи мне, что мои опасения необоснованны”

Постоянные (даже подсознательные) сообщения в этом направлении со временем делают ребенка слабым. В то же время каждое высказанное беспокойство сопровождается скрытым призывом: “Пожалуйста, докажи мне, что мои опасения необоснованны”.

Если нас что-то беспокоит, то обычно для этого есть веская причина. Иногда это связано с определенной ситуацией: например, ребенку не удается соответствовать школьным требованиям в течение длительного периода времени, и родители по понятным причинам беспокоятся о том, как правильно им поступить. В результате, если оценки плохие, они всегда подвергают себя сомнениям: «Что эта плохая оценка говорит обо мне как о матери?». 

Страх редко бывает хорошим советчиком

Дети и подростки чувствуют эти страхи и беспокойства, а также связанное с ними давление, но обычно не могут определить, откуда они исходят. К сожалению, лежащие в их основе механизмы часто остаются незамеченными в течение длительного времени.

Как научить ребёнка справляться с тревогой

Адекватно реагируйте на его рассказы

Не кричите, не пугайтесь, не накладывайте дополнительных ограничений. Часто дети делятся своими тревогами не для того, чтобы вы немедленно начали что-то делать, а чтобы их выслушали, поняли, подумали вместе с ними.

Поймите, чего он опасается

Чаще всего причины для беспокойства у вас и ребёнка будут очень разными. Например, он прогулял урок. Вы можете тревожиться, что он отстанет от программы и не напишет контрольную работу, а его может волновать, не будет ли учительница кричать на него на следующем уроке.

Не запугивайте

Ваши предупреждения об опасностях и последствиях должны соответствовать реальности. Если ребёнок увидит, что вы адекватно оцениваете ситуацию, он прислушается. Специально преувеличивать или транслировать собственные опасения не нужно.

Социальные предпосылки высокой тревоги у родителей

Что же повышает родительскую тревогу?

Во-первых, сейчас государство достаточно плотно контролирует процесс воспитания ребенка. И родитель становится автоматически тем, кого оценивают, кто должен соответствовать каким-то нормам и предоставлять к школе ребенка, который соответствует нормам. Его контролируют незримо органы опеки. Я часто встречаю такую фразу в высказываниях родителей: «А вдруг, заберут. Вот соседи услышат, что я на него кричу или бью, и могут забрать ребенка».

С одной стороны, это действительно хорошо, потому что не каждый родитель старается выполнять свои обязанности хорошо. Мы все знаем про семьи, где родители зависимы, например, от наркотиков и алкоголя. При этом незримый контроль, ощущение, что всегда могут «настучать» куда-то «наверх», что воспитание идет не должным образом – это один из факторов, рождающих тревогу у родителей.

Школа также может быть источником родительской тревоги

И это мы еще не затрагивали систему образования, которая сама вся «пропитана» тревогой.

Действительно происходит очень много изменений в системе образования в последнее время. Сами учителя и воспитатели крайне нестабильно себя чувствуют в эмоциональном плане. И эта тревога транслируется на детей и родителей. Родитель, получается, в какой-то степени отчитывается перед школой за то, как одет его ребенок, как он себя ведет, что говорит. И если ребенок не попадает под нормы школы, родителю приходится оправдываться за это, его тут же ставят в позицию «не доучил, недовоспитал, недоделал свою работу, сделал ее плохо». И такое ощущение, что родитель сам превращается в ребенка, которого оценивает и которому поставили двойку. И учитель его отчитывает, что он плохо сделал свое домашнее задание.

Еще одной социальной причиной выступает общество в целом, те стереотипы о воспитании, которые сейчас транслируются везде. И одновременно – нечеткость этой позиции, ее противоречивость. С одной стороны, нельзя бить ребенка, но как наказывать? Вы удивитесь, сколько родителей на самом деле не могут придумать, как наказать своего ребенка. И если бьют ребенка, то понимают, что так нельзя, мучаются чувством вины. Но по-другому не могут, потому что не могут придумать других способов наказания. И ремень получается тем отчаянным жестом, на который идет родитель, потому что ну не осталось у него других аргументов, не осталось сил на то, чтобы терпеливо объяснять. Родитель чувствует, что это не работает, а что работает – непонятно. По крайней мере после ремня ребенок несколько дней сидит тихо и выполняет все, что скажут.

Непонятно, кому верить, а в интернете огромное количество информации.

Сейчас очень много таких вопросов, на которые нет четкого ответа в обществе. Раньше вроде как было более или менее понятно, можно бить или нет, как должен вести себя ребенок, как должен вести себя папа, как мама. У каждого роли были распределены. Сейчас все настолько конвенционально, что это само по себе рождает тревогу. Готовых ответов нет. Мы их читаем, ищем в интернете, но их так много, что мы теряемся в этом хаосе.

Один психолог говорит одно, другой – другое. Батюшка так советует делать, а мамочки на форуме – по-другому. И для того, чтобы выработать свою позицию, нужны силы, время, размышления, ресурсы, поддержка близких, в конце концов. А когда у папы с мамой совсем разные позиции воспитания – так это, вообще, сложнее. О какой взаимной поддержке идет речь? Там, скорее, противостояние, которое переходит уже в супружескую сферу.

А иногда смотришь на других мамочек и понимаешь, что у них все идеально, а у тебя не дом –  а катастрофа. И как родитель ты никудышный. Вон они все в инстаграме улыбаются и рассказывают о том, как вместе с 3хлетней дочкой булочки пекут, а тебе не то, что не до булочек, а суп хотя бы сварить. И возникает резонный вопрос: а что со мной не так? И ребенок начинает чувствовать неуверенность родительской позиции, и может начать манипулировать.

Причины повышенной тревожности

Основной корень тревожности у детей и подростков – это отношение к ним со стороны родителей. Вызвать данное состояние может гиперопека, когда каждый шаг ребенка контролируется и исправляется. Но и недостаточное уделение времени малышу тоже провоцирует тревожность. Чаще всего такой хронический стресс возникает у детей, чьи родители заняты активным построением карьеры: они каждый раз по-разному реагируют на успехи ребенка, то отталкивая его от себя, то приближая. В результате у ребенка возникает внутренний конфликт, в основе которого – непонимание, как относиться к родителям, боязнь, что родительская любовь может быть непостоянной.

Другими причинами тревожности становятся:

  • тревожность у родителей (например, из-за увольнения, постоянной нехватки денег, развода);
  • переезд;
  • смена школы или детского сада;
  • разными требованиями от родителей и воспитателей (учителей). Например, родители учат, что нужно постоять за себя, а воспитатели – что нужно терпеть или жаловаться им;
  • завышенными требованиями к ребенку: желанием его отдать в «достойную» школу, на максимальное количество кружков, требования одних положительных оценок, контроль выполнения всех уроков;
  • неадекватыми, противоречащими морали ребенка, требованиями: «сдать» товарища, скрыть увиденное, соврать.

Конечно, в первую очередь тревожность у детей проявится в том случае, если у них есть определенные особенности нервной системы. Но если раздражитель довольно силен, то даже здоровый ребенок, которого любят в семье (или, наоборот, очень ценят друзья и воспитатели), может стать тревожным.

Тревожность у детей дошкольного возраста чаще развивается у мальчиков: они боятся наказания. У девочек ухудшение их психического самочувствия, в основном, наблюдается позже – ближе к подростковому возрасту. У них это связано с взаимоотношениями со сверстниками, учителями, мальчиками из старших классов.

Симптомы повышенной тревожности

Говорить о повышенной тревожности можно, если у ребёнка регулярно проявляются следующие признаки:

  • неуверенность в себе, заниженная самооценка;

  • страх перед новыми делами или людьми;

  • отказ выполнять работу, которая связана с трудностями;

  • страхи, не соответствующие возрасту: если ребёнок старше семи лет боится идти в школу, выходить на улицу, оставаться дома один, засыпать один;

  • нарушения сна, ночные кошмары;

  • пониженный аппетит;

  • «вредные привычки»: ребёнок грызёт ногти, постоянно накручивает волосы на палец, выдёргивает волосы и т. д.;

  • плаксивость, ранимость;

  • скованность в новой обстановке;

  • приступы злости, раздражительности;

  • множество фобий.

Приступы тревоги сопровождаются также физиологическими проявлениями: учащённым сердцебиением и дыханием, сухостью во рту, дрожью, нарушениями пищеварения и другими признаками — у каждого ребёнка симптомы индивидуальны.

Тест: уровень тревожности вашего ребёнка

Иногда родителям бывает трудно определить, не перешло ли тревожное состояние ребёнка допустимые нормы. Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем опросник «Уровень тревожности ребёнка», основанный на наблюдениях. Прочитайте предложенные утверждения и отметьте те, с которыми вы согласны:

  1. Ребенок не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Если количество плюсов превысило 15, скорее всего, у вашего ребёнка тревожное расстройство. Если вы положительно ответили на 7 и более утверждений — ваш ребёнок в зоне риска

Мы советуем обратить внимание на проблему и принять меры по профилактике и лечению повышенной тревожности

Характеристика тревожного ребенка младшего школьного возраста

Не окрепший и не настроившийся на интенсивное обучение детский организм зачастую не выдерживает нагрузки, малыш заболевает. А желание учиться и вовсе пропадает, в то время как беспокойство от мыслей о предстоящей учебе стремительно растет.

Тревожность у детей младшего дошкольного возраста наблюдается на втором месяце после начала обучения. Именно поэтому им необходим небольшой недельный отдых. Развитие чувства тревоги младших школьников нередко возникает из-за родителей или педагога. В семьях с доброжелательной и спокойной атмосферой дети менее беспокойны, в отличие от тех, где постоянно возникают конфликтные ситуации.

По мнению психологов, в дошкольном и младшем школьном возрасте тревожностью больше страдают мальчики, девочкам это свойственно после 12 лет. При этом первых больше беспокоит наказание и насилие, в то время как вторые переживают по поводу взаимоотношений с окружающими.

Вы пропагандируете строгие моральные ценности

Далеко не всегда попытки родителей воспитывать своих детей в точном соответствии с традиционными моральными ценностями (полное послушание, семейная иерархия, страх перед Богом, отсутствие полового воспитания) приносят благо.

По мнению современных психологов «идеально» послушный ребенок, безотказно выполняющий все, что ему говорят взрослые, в будущем становится человеком с рядом психологических проблем, таких как:

  • низкая самооценка;
  • подавленная воля;
  • неверие в собственные силы.

При нормальном развитии ребенка уже в трехлетнем возрасте он должен начинать учиться отстаивать свои интересы, защищать свою точку зрения. В этом возрасте малыш начинает осознавать свою личность. Попытки постоянно подавлять собственное «Я» ребенка в конечном итоге приведут к тому, что спустя много лет родители начнут сетовать на его безынициативность, неумение добиваться поставленных целей.

Дерзновение – это стремление познать окружающий мир и понять свое место в нем. И «бунты» — это не попытка детей и подростков идти наперекор взрослым, а необходимый элемент их социального развития и взросления.

Что такое сепарационная тревога?

Сепарационная тревога — это расстройство, вызванное страхом разлуки, расставания с дорогим человеком (обычно это мама или папа у маленького ребенка) или каким-либо объектом (например, любимая игрушка). Страх разлуки считается нормальным в некоторых обстоятельствах: когда ребенку еще не исполнилось два года, если он идет в детский сад или в новую школу, если семья недавно переехала на новое место. Этот страх может проявляться по-разному: от легкого беспокойства до истерики и сильной постоянной тревоги. Родители могут помочь ребенку справиться с этим, но если страх перерастает в тревожное расстройство, малышу может требоваться помощь врача.

Тревога, вызванная разлукой, возникает почти у всех детей. Она может появляться уже в 4 месяца и обычно проходит в возрасте около двух лет. К этому моменту у ребенка формируется чувство постоянства объекта, он понимает, что родители продолжают существовать, даже если их нет рядом. Если тревога сохраняется в более старшем возрасте, малышу может потребоваться помощь.

Некоторые ситуации и факторы могут усиливать тревогу и увеличивать риск появления тревожного расстройства даже у детей старшего возраста. Среди них:

  • стресс, связанный с тяжелыми жизненными ситуациями: болезнь или утрата близкого человека, развод родителей, переезд;
  • темперамент, влияющий на уровень тревожности и повышающий его;
  • наличие проблем с тревогой или тревожных расстройств у близких родственников.

Сепарационная тревога проявляется характерным поведением. При расставании с одним из родителей, с любым близким человеком или важным для ребенка объектом (игрушкой, одеждой), он начинает плакать, тревожиться, беспокоиться. Ребенок может просить не оставлять его, умолять родителей не уходить. Если это не помогает, он может сильно переживать и продолжать плакать даже в отсутствие родителей. После их возвращения малыш успокоится, но если стресс был сильным, состояние может оставаться возбужденным или тревожным.

Основные симптомы тревожного расстройства, связанного со страхом разлуки, включают:

  • Проблемы с концентрацией. Ребенку сложно концентрироваться на игре или любых других занятиях, он постоянно проверяет, не оставили ли его;
  • Постоянное беспокойство: ребенок все время боится, что с ним или с его родными случится что-то плохое, их похитят, они пропадут, исчезнут;
  • Проблемы со сном: трудности засыпания, периодические пробуждения, ночные кошмары. Ребенок может отказываться спать один и приходить по ночам к родителям;
  • Нарушения аппетита;
  • Нестабильное эмоциональное состояние: раздражительность, беспокойство, постоянное напряжение, плаксивость;
  • Навязчивое поведение: малыш старается быть как можно ближе к родителям, даже если они никуда не уходят;
  • Частые позывы к мочеиспусканию, энурез.

По этим признакам можно отличить тревогу от манипуляции. Если ребенок пытается манипулировать родителями, он будет успокаиваться сразу же после их возвращения, вести себя обычным образом. Если же тревога или ее последствия проявляются в те моменты, когда родители никуда не уходят, это связано с сильным страхом потери.

Сепарационная тревога у взрослых

Тревожное расстройство из-за страха разлуки с дорогим человеком может возникать не только у детей, но и у взрослых. Тревога в этом случае сопровождается напряжением, нервозностью, беспокойством, учащенным сердцебиением и дыханием. Она может провоцировать бессонницу, панические атаки, навязчивые идеи. Боязнь расставания может быть связана с травмой или тяжелой ситуацией, депрессией, другими расстройствами

При появлении тревожности важно обратиться к врачу, чтобы он назначил лечение. Это может быть психотерапия, прием лекарств, лечение сопутствующих заболеваний

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Как справляться с тревожностью самостоятельно

«Звонок другу»

Когда вы тревожитесь, то не можете адекватно оценить ситуацию, в голову лезут только всякие ужасы. Например, ребёнок опаздывает домой с занятий на 20 минут, а его телефон недоступен. Если в этот момент позвонить подруге, она наверняка скажет: «Не волнуйся, наверняка у него просто сел телефон!»

Другой человек, который не охвачен этой тревогой, помогает запустить процесс мышления. Вы начинаете обдумывать ситуацию, и тревожность снижается.

«Худший вариант»

В момент, когда вы охвачены тревогой, представьте худший вариант развития событий и обдумайте стратегию ваших действий. Например, вы беспокоитесь, что ребёнок не сдаст ЕГЭ. Что тогда случится? Как вы и он будете выходить из этой ситуации? Какой план Б можно придумать? Размышляя над стратегией, вы успокоитесь.

«Кто критикует»

Если вы переживаете из-за возможной негативной оценки себя как родителя, подумайте, кто даёт вам эту негативную оценку. Какой образ возникает в вашем сознании, когда вы думаете о подобной критике? Поговорите с этим образом, вспомните, на кого он похож из вашего детства. Спросите себя, всегда ли критические оценки этого человека были адекватны? Быть может, в других вещах вы давно их переросли, а в родительстве ещё нет.

Разделение ответственности

С партнёром. Тревожной матери помогает разделение ответственности с отцом ребёнка — и наоборот. Не исключайте второго родителя из процесса воспитания. Пусть он тоже принимает решения, куда можно отпускать подростка, а куда нет, как планировать его будущее и так далее.

С тренером, педагогом, преподавателем. Если ребёнок идёт в поход или на экскурсию, разделите ответственность с сопровождающим: будьте с ним в контакте, обсуждайте ситуацию и возможные меры на случай форс-мажора.

С врачом. Этот способ подойдёт, если вас беспокоит здоровье ребёнка. Консультация врача и соблюдение его рекомендаций уменьшит тревожность.

Группа поддержки. Если вы беспокоитесь, достаточно ли вы хороший родитель и правильно ли растите ребёнка, найдите группу поддержки для родителей подростков. Сейчас таких групп очень много, иногда их ведёт психолог, иногда это просто коллектив родителей, собравшихся для взаимной поддержки. Вы можете сами создать такую группу, если у вас есть подруги с детьми того же возраста.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий