7 правил, которые должен усвоить ваш ребенок, чтобы защитить себя от незнакомцев

Существует ли безопасное общение с незнакомцами?

Конечно да, ведь не все чужие люди представляют опасность для детей. Напротив, они могут быть отзывчивыми и заботливыми, помочь ребенку, если он, например, потерялся в торговом центре. В этом случае нормальный человек отведет малыша к охране или стойке информации, где работники сообщат об утере ребенка и помогут ему найти родителей. Малыш должен не бояться просить помощи у чужих людей, когда мамы с папой нет рядом.

Дети часто сталкиваются с незнакомцами в повседневной жизни — это продавцы в магазинах, врачи в поликлинике, учителя в школе, коллеги или знакомые родителей. Здесь бояться ребенку нечего, а напротив, следует познакомиться с новыми людьми и пообщаться с ними. Ведь обычно дети стесняются, скромничают и прячутся за родителями. Те, в свою очередь, должны ободрить малыша и не отдалять его от социума.

Итак, со временем ребенок будет лучше ориентироваться в общении с незнакомцами, станет внимательнее и научится видеть потенциально опасные ситуации. А пока малыш еще слишком доверчив, маме и папе нужно четко и ясно объяснить ему правила поведения с чужими людьми и по возможности не оставлять его без присмотра. Но не нужно запугивать ребенка. Главное – дать ему понять, что существуют и добрые, и злые люди, и малышу нужно всегда заботиться о своей безопасности.

Как научить детей правильно вести себя с незнакомыми людьми

Уродов во все времена хватало… и у каждой из нас наверное в детстве был опыт пусть даже мимолетной встречи с такими людьми. Как справлялись? Какие слова находили, как не поддались на уговоры? были ли какие-то знания, или действовали интуитивно? эта статья немного поможет нам научить наших детей как вести себя с незнакомыми людьми и чего от них ждать, а главное, как действовать. Предупрежден-значит вооружен, не так ли?

«Наши дети видят незнакомых людей повсюду: в магазине, на детской площадке, во дворе. Большинство из них – обычные люди, которые не желают зла ни вам, ни вашим детям. Но, к сожалению, не всех незнакомцев можно назвать приятными и милыми. Родители могут защитить своих детей, объяснив им, как правильно себя вести, если незнакомые люди подозрительно себя ведут.

Перво-наперво детям нужно рассказать, кого обычно называют «незнакомым человеком». Дети склонны думать, что «плохих незнакомцев» можно с легкостью отличить от тех, кому можно доверять (в мультиках у них обычно злое выражение лица, черный плащ и т.д.). Поскольку это очень опасное заблуждение, родителям нужно его развеять, объяснив, что даже у внешне приятных незнакомых людей может быть недоброе на уме.

Как ребенку определить, кому он может доверять? Расскажите, что в большей степени дети могут доверять людям в форме (милиционерам, пожарным, продавцам в магазине), в случае если они потеряются. К ним следует подойти и попросить о помощи.

Определить, опасен ли незнакомый человек, не силах даже взрослые. Чтобы обезопасить ребенка, научите его отличать потенциально опасные ситуации и уметь действовать в них.

Опишите возможные сценарии поведения незнакомых людей:

— Незнакомый взрослый в парке просит ребенка помочь ему найти собаку; — Незнакомый человек приглашает к себе ребенка, чтобы посмотреть мультфильм или угостить чем-либо; — Незнакомый взрослый предлагает подвезти ребенка; — Незнакомый человек следит за ребенком.

Объясните, почему такое поведение считается подозрительным, и что нужно делать:

— Отказаться; — Убежать; — Громко кричать «Это не мой папа (мама)!» — Обратиться за помощью к знакомому взрослому или взрослому, которому можно доверять.

Что еще могут сделать родители, чтобы обезопасить своих детей?

1. Всегда быть в курсе того, где сейчас находится ребенок. Приучите ребенка всегда спрашивать у вас разрешения, прежде чем куда-либо пойти. Помогите ребенку выучить ваш номер телефона, чтобы он в любой момент мог с вами связаться.

2. Указать ребенку безопасные места. Не пожалейте времени, пройдитесь по району, чтобы показать ребенку, какие места можно считать безопасными, а какие – нет.

3. Учить ребенка доверять своим инстинктам. Объясните, что если ребенок ощущает страх или дискомфорт, пусть срочно идет к родителям.

4. Напоминать ребенку, что он должен быть бдительным. Расскажите ребенку, что нет ничего плохого в том, что он развернется и убежит с криками от незнакомого взрослого, если тот покажется ему подозрительным.

5

Акцентировать внимание ребенка на том, что даже если незнакомый человек знает его имя, нельзя соглашаться на его предложения (имя можно случайно услышать)

6. Поощрять игру с другими детьми. Когда ребенок не один, а в компании, это намного безопаснее.»

Поведение с незнакомыми людьми в подъезде или в лифте

Вроде бы ребенок находится уже дома, вне уличных опасностей, но все-таки в подъездах и лифтах безопасность не гарантируется. Вместе с малышом в подъезд может зайти человек, не проживающий в этом доме и преследующий отнюдь не благие намерения. А среди соседей также могут найтись подозрительные личности, поэтому ребенок должен быть всегда настороже.

1. Лучше не заходить в лифт с незнакомцами

Пусть ребенок пропустит человека вперед, а сам или дождется следующего лифта, или поднимется по лестнице. Даже если малыш живет на высоком этаже, лестница может стать хорошей отговоркой, чтобы не ехать в лифте с чужим человеком. Поднявшись на второй этаж, ребенок может снова вызвать лифт, дождавшись, когда незнакомец уедет.

2. Быть готовым при малейшем подозрении выйти из лифта

Если все-таки случилось так, что малыш оказался в лифте с незнакомцем, он должен быть внимательным и осторожным. Если человек ведет себя неадекватно и неприемлемо, ребенку лучше сразу нажать на кнопку ближайшего этажа и выйти из лифта. В крайнем случае нужно вызвать диспетчера и попросить о помощи.

3. Не заходить с подъезд с незнакомыми людьми

Если за малышом идет человек, который намеревается тоже зайти в подъезд, ребенок должен пропустить его вперед и подождать на улице. Также малышу не стоит открывать дверь в квартиру и заходить туда, если с ним на лестничной площадке еще кто-то находится. Лучше зайти домой без подозрительных свидетелей.

4. Никогда не открывать дверь незнакомцам!

Ребенок должен четко уяснить, что дом – его крепость, куда никого нельзя впускать без разрешения родителей, особенно если их нет в квартире. Кем бы незнакомцы ни представлялись: полицейскими, сотрудниками газовой службы, соседями снизу, которых затопило. Лучше просто сделать вид, что дома никого нет и игнорировать навязчивые звонки и стуки в дверь. В крайнем случае, когда они не прекращаются, нужно звонить родителям или знакомым соседям. Но не в коем случае нельзя заводить диалог с людьми и говорить об отсутствии родителей дома.

Правила поведения с незнакомыми людьми на улице

Дети часто гуляют во дворе, ходят в школу, в магазин без сопровождения родителей

И здесь очень важно донести до ребенка, что он должен быть всегда на связи с мамой или папой. В любой непонятной ситуации ему нужно первым делом позвонить родителям и спросить, как действовать дальше. Родители должны знать, где находится малыш в конкретный момент и следить за его передвижениями

Поэтому приучите своего ребенка регулярно отсылать вам СМС, где он, как его дела и чем занимается. Так будет спокойнее вам и безопаснее малышу

Родители должны знать, где находится малыш в конкретный момент и следить за его передвижениями. Поэтому приучите своего ребенка регулярно отсылать вам СМС, где он, как его дела и чем занимается. Так будет спокойнее вам и безопаснее малышу.

Вот основные правила поведения с незнакомцами на улице, которые родители должны в обязательном порядке донести до детей:

1. Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми

Когда к малышу подходит тетя или дядя и начинает знакомиться, ребенок должен вежливо, но четко и ясно ответить, что ему нельзя разговаривать с чужими, и поскорее уйти, желательно к друзьям или в людное место. Любые контакты детей с незнакомыми людьми должны осуществляться строго через родителей или в их присутствии.

2. Нельзя соглашаться на предложения незнакомцев

Ни в коем случае не нужно садиться в чужую машину, чтобы поехать «в кафе, в кино, в парк аттракционов», брать угощения из рук незнакомцев, как бы они не уговаривали. Нередко похитители прибегают к такой уловке: они говорят ребенку, что его родители попросили отвести его домой/в школу, проводить в магазин и так далее. От таких предложений ребенку тоже нужно смело отказываться, ведь мама с папой обязательно предупредили бы его об этом и познакомили бы с человеком.

3. Нельзя говорить личную информацию незнакомцам

Свой адрес, номер телефона, информацию о родителях, о себе, свои интересы и планы – все это малыш не должен говорить чужим людям, даже если они по-доброму спрашивают, с целью «подружиться». Ведь зная эти данные, злоумышленники могут воспользоваться ими в совсем не благих целях. Исключение из правила составляют сотрудники полиции, врачи, учителя, к которым ребенок может обратиться за помощью в непредвиденной ситуации.

4. Возвращаться домой нужно до наступления темноты

Ребенок должен идти по хорошо освещенному пути, там, где много людей, избегая темных скверов, улиц и закоулков. А лучше всего будет, если малыш позвонит родителям и попросит его встретить или довести до дома

А если все-таки чужой человек пытается схватить ребенка или угрожать ему, нужно закричать, чтобы привлечь внимание прохожих к происходящему

5. Нужно избегать людей, которые выглядят подозрительно

Не стоит подходить к большим компаниям людей, особенно если они распивают спиртные напитки и громко ругаются. Если ребенок заметил, что его начали преследовать, он должен подойти к любому дому и, смотря на окна, позвать своих родителей или родственников. Это собьет с толку преследователя. Но если все же он не перестает идти за малышом, тому нужно выйти на многолюдную местность и позвонить родителям, чтобы они его забрали, и никуда не уходить, пока не прибудут взрослые.

Как научить ребёнка общаться с незнакомыми людьми

Изо дня в день мы общаемся с разными людьми. Кого-то знаем лучше, кого-то хуже, с кем-то видимся впервые, а некоторых – каждый день. Мы, взрослые, более или менее можем отличить ложь от правды, искренность от лицемерия, добрые намерения от злых. Что же говорить о наивных детях, чьи чувства всегда честные и настоящие? Как им обезопасить себя от ненужного общения? Ведь они едва отличают « хорошего» незнакомого человека от «плохого» и, зачастую, идут на поводу у взрослого.

Общение – способ познания мира

Наверняка, каждый помнит, как в детстве говорили родители: « С чужими дядями и тетями не общайся!», «Если кто-то подойдет на улице, что-то спросит или даст конфетку, не разговаривай ни в коем случае!». Неосознанно мы осваиваем семейные установки и родительскую модель поведения, которую переносим во взрослую жизнь. Если семья ведет затворнический образ жизни, к ним в гости никто не ходит, во дворе держатся обособленно от других мам с детишками, то ребенок может вырасти нелюдимым, будет вести себя настороженно с незнакомыми. В этом случае родителям необходимо научить малыша контактировать с разными людьми, чтобы у него был большой спектр общения. Ребенок научится общаться с другими, тем самым различая эмоции и слова взрослых, и сможет накапливать опыт общения. Если родители будут запрещать разговаривать даже со знакомыми и вхожими в семью людьми, то есть риск развития внутренних барьеров, которые помешают ему, будучи взрослым, вести непринужденную беседу.

Родителям следует с раннего детства говорить о безопасности

Важно не просто запугать ребенка, чтобы он не смог в дальнейшем нормально общаться с взрослыми, а предупредить об опасностях, которые могут его ожидать и рассказать, как на них реагировать. Общение с незнакомцами заключается не только в вербалике (речь), но и в невербальном общении (без слов, с помощью чувств и эмоций)

Вы должны объяснить, что любые прикосновения, которые ребенку не нравятся и вызывают отторжение, должны пресекаться на корню. Нельзя нарушать личные границы человека, даже если он еще маленький и вроде бы ничего не понимает

Нужно рассказывать, как правильно откликаться на общение с незнакомыми, а не заострять внимание, что кто-то целенаправленно причинит ему вред. Так у малыша сформируется навык, как реагировать в той или иной ситуации на слова или действия незнакомца

Как научиться общаться с незнакомцами?

• Внушать ребенку уверенность. Окружающая среда – это не нечто враждебное и злостное, а мы сами в той или иной мере отражаем наш мир

Важно, как вы учите ребенка контактировать с окружающими, каким правилам учите, что вкладываете в понятие «безопасность»

• Рассказать, кто входит в число «незнакомцев» и объяснить, что у них нельзя ничего брать, не стоит уходить или уезжать с ними.

• Чёткое правило для ребенка – соблюдать личные границы и не контактировать с теми, кого малыш не знает. После общения с незнакомцем подробно рассказать родителям о встрече.

• Как быть, если ребенок потерялся? Надо рассказать малышу, что он может обратиться, например, к кассиру, продавцу, милиционеру и сообщить об этом. Хорошо бы малышу знать имена, номера телефонов родителей или ближайших родственников. В этой ситуации можно попросить помощи и у незнакомца.

• Можно рассказать о шаблонных фразах и словах, которые используют незнакомцы:

« Хочешь, я угощу тебя вкусной конфеткой», « Поехали со мной, я тебя покатаю на машине», « Помоги мне прочитать надпись на бумажке/донести сумку до квартиры», « Пойдем, я покажу тебе кое-что интересное». Ответы ребёнка могут быть такими: «Спасибо, не надо меня угощать», «Извините, я не могу вам помочь», «Я не могу с вами пойти/поехать, расскажу об этом родителям». Ребёнку надо отвечать отказом на любые предложения и сразу уходить/убегать, а после рассказать родителям о случившемся.

• Между родителями и ребёнком должны быть доверительные отношения. Малыш может рассказать вам о своих тайнах и мечтаниях, об ожиданиях и страхах, о новых друзьях и о тех, с кем он не в ладах. Наблюдайте за ребенком, замечайте в нём изменения и спрашивайте, всё ли у него в порядке. Общайтесь, прислушивайтесь к тому, что его беспокоит, и отвечайте на вопросы. Когда малыш ведёт себя не так, как обычно и с ним что-то случилось, он замыкается и уходит в себя. Нужно поговорить с ребёнком о том, что произошло, и обязательно поддержать его!

http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/7-pravil-kotoryie-dolzhen-usvoit-vash-rebenok-chtobyi-zashhitit-sebya-ot-neznakomtsev.htmlhttp://m.baby.ru/blogs/post/313948479-307424787/http://www.b17.ru/article/42132/

голоса

Рейтинг статьи

Как правильно рассказать ребенку об опасности

Безопасному поведению нельзя научить через картинки, плакаты и страшилки. Ему нужно учиться в жизни, на примерах, в общении со взрослыми, в совместной деятельности.

Начинать разговоры о безопасном поведении стоит также с пяти лет. Но страшилки приводят исключительно к страхам и тревоге. Это неэффективный путь борьбы за его безопасность. Не запугивайте ребенка, объясняйте.

1 На собственном примере

Гуляя вместе, обращайте внимание малыша на то, что происходит вокруг вас и на свое поведение. Ведете через дорогу — почему не идете на красный свет, а ждете зеленого?

Задавайте ребенку вопросы, чтобы удостовериться, что он понимает, почему вы делаете что-то связанное с опасностью тем или иным образом. «Почему нельзя идти на красный свет?», «Что нужно сделать, когда переходишь дорогу? Почему нужно посмотреть именно в эту сторону?».

2 В игре. Ситуации также можно разыгрывать в сюжетно-ролевой игре. Например, кому-то из персонажей предлагают вкусную конфету и заманивают с собой. Он соглашается или отказывается. Мы обсуждаем с ребенком возможные последствия и опасность такого решения. Зайчик пошел за волком, который обещал морковку, а тот его съел.

3 В наблюдении за другими. Ситуацию с «нехорошими дядями и тетями» я бы рекомендовал объяснять следующим образом: «Обычно люди нормальные и доброжелательные. Заметь, они без дела не подходят к нам, не лезут в чужую жизнь. Но бывают люди, которым что-то нужно от других. Они могут подходить и предлагать тебе что-то, что обычно другие незнакомцы предлагать не станут. Они могут вести себя как родные или хорошо знакомые. Не стоит соглашаться на их предложения. Надо обезопасить себя и на всякий случай бежать от них в сторону, где ты видишь скопление других людей. Или звать на помощь».

Ребенок в шесть лет должен знать свое полное имя, домашний адрес и помнить (или носить с собой) номер телефона родителей.

Взрослый хватает ребенка за руки и уводит с собой

На улице 16-летнего Кирилла окликнул незнакомец, сказал, что заблудился, и попросил показать дорогу к нужному ему дому. Кирилл указал примерное направление и хотел уйти. Однако мужчина продолжал настаивать, что его нужно проводить, стал хватать Кирилла за рюкзак, за руки. Кирилл растерялся: он не хотел быть невежливым, но идти куда-то с чужим человеком было страшновато. Как ему быть в этой ситуации? 

Никогда не говорите фразу «Старших надо уважать» – 8 вещей, которые могут спасти ребенку жизнь

Наталья Безкорсая: 

— Есть жизненно важное правило: взрослый человек не должен обращаться к ребенку на улице ни по какому вопросу (а подросток, напомню, все еще ребенок, даже если давно перерос маму и говорит басом). Свои проблемы взрослый человек решит сам или с помощью других взрослых. . Сначала Кирилл повел себя абсолютно верно: он указал направление, но не пошел провожать мужчину

Когда тот продолжил настаивать, мальчику нужно было громко сказать: «Я вас не знаю, я с вами никуда не пойду»

Сначала Кирилл повел себя абсолютно верно: он указал направление, но не пошел провожать мужчину. Когда тот продолжил настаивать, мальчику нужно было громко сказать: «Я вас не знаю, я с вами никуда не пойду»

Есть вариант уйти быстро и молча, но гораздо лучше в этой ситуации привлечь внимание прохожих. В случае чего они смогут помочь. . Когда ситуация стала критической, Кириллу нужно было спасаться бегством

Когда ситуация стала критической, Кириллу нужно было спасаться бегством.

Ребенок должен знать: в опасной ситуации правила хорошего тона не работают.

Бросить рюкзак, какие бы ценные вещи там ни хранились, если нужно, быстро скинуть куртку — и бежать в безопасное людное место, звать на помощь. 

Когда незнакомец хватает за руки, тащит, нужно кричать, царапаться, пинаться, падать на землю и хвататься за все возможные предметы. Тащить лежащего человека очень тяжело, даже если он достаточно хрупкого телосложения

Если получится, стоит схватить камень или что-то тяжелое, разбить стекло в машине, в доме, то есть привлечь внимание любым способом. Главное — не позволить себя увести. 

Кодовое слово, как у секретных агентов

Придумайте вместе с ребенком секретные слова на момент опасностей. Это не должны быть странные малоупотребляемые слова, коды должны хорошо вписываться в обычную речь.

Пусть одни кодовые слова ребенок знает на случай, если его уже забрали, и он отвечает на ваш звонок. А также на случай, например, если кто-то предлагает его проводить к маме. Если человек не может назвать код, пусть малыш сразу бежит и зовет на помощь.

Объясните малышу, как важно всегда быть на связи с родителями, чтобы при малейшей опасности позвонить им. Пусть в его привычку войдет сообщать вам о своих передвижениях, намерениях и планах

Безопасность подростков

Для детей раннего подросткового возраста (с десяти-одиннадцати лет) ключевую роль играет сохранение контакта с ребенком. Доверительные отношения — это высокая вероятность, что ребенок расскажет правду о том, что с ним происходит. Мы не можем застраховать детей от всех ошибок. Наша задача хотя бы знать, что ребенок помнит о наших предостережениях и доверяет тем знаниям, которые мы ему дали.

Повторюсь, проблема в том, что у родителей во времена нашей всеобщей занятости нет времени научить ребенка узнавать себя: свои интересы, свои границы, свои возможности. Становясь подростком, он начинает пробовать и определять эти рамки, но уже на другом уровне — гораздо менее безопасном, чем в дошкольном возрасте.

7 правил, которые должен усвоить ваш ребенок, чтобы защитить себя от незнакомцев

Сотни незнакомцев вы и ваш ребенок встречаете ежедневно на улице, в торговых центрах, поликлиниках, кафе и т.д. На вид обыкновенные и даже очень приятные люди могут на поверку оказаться преступниками. В наше время частыми стали случаи, когда детей похищают прямо из под носа родителей, как только малыши теряются из виду. Причем происшествия, когда детей забирают силой, встречаются реже, чем когда они сами идут за чужаком. Дети очень доверчивы по своей сути, они легко ведутся на уговоры, заманчивые предложения, а стоит незнакомцу сообщить, что он друг родителей, так и вовсе согласны последовать за преступником.

Насколько бы вы не были бдительными родителями, постоянно следить за чадом невозможно.

Поэтому так важно рассказать ребенку, как относиться к незнакомым, что делать, если тебя уводят, уговаривают и просят о чем-либо.  1

Кто такой незнакомый человек

Кто такой незнакомый человек

 1. Кто такой незнакомый человек

Подобные темы для разговора уже можно поднимать, когда вашему крохе исполнилось три года, даже в таком нежном возрасте дети способны воспринимать  данную информацию.

Подробно расскажите ребенку, кто же такой незнакомец. Зачастую, в представлении детей человек, желающий тебе зла, некрасив, обладает суровой подозрительной внешностью. Этот стереотип малыши берут из сказок и мультфильмов, и действительно, какой сказочный злодей представляется обычным человеком.

Вы должны объяснить ребенку, что незнакомец, это любой человек, которого малыш не знает. Если чужой дядя или тетя говорят, что ребенок просто забыл его, то это все равно незнакомый человек.

Научите ваше чадо, ни при каких условиях не садиться в машины, не идти за чужаками и не помогать им, а еще лучше вообще не разговаривать без вашего присутствия, а сразу скрыться из виду.

Нормальным взрослым людям ничего не нужно от маленьких детей, и они сами не станут приставать с расспросами без присутствия родителей малыша.

Не стоит слишком запугивать ребенка, чтобы он не шарахался в сторону от каждого человека на улице.

Инструкция для родителей: как обезопасить ребенка от незнакомцев

Поисковый отряд «Лиза Алерт» провел социальный эксперимент: по предварительной договоренности с родителями добровольцы знакомились с детьми и пытались их увести с собой. В итоге в Печоре 18 из 20 малышей ушли с «похитителями». Оценив ситуацию, волонтеры составили список советов для родителей, которые помогут защитить их детей от чужих людей.

Иллюстративное фото из архива БНК

Выучить адреса и телефоны

Первый совет, который дают волонтеры родителям мамы и папы должны наизусть выучить с сыном или дочкой домашний адрес и адрес работы родителей, номера телефонов всех членов семьи.

Круг доверия

Ребенок должен понимать, что круг людей, которым можно доверять ограничен — это родители, братья и сестры и старшие родственники.

— Пусть ваши дети запомнят, что взрослые незнакомые люди никогда не обратятся к ребенку за помощью. Не нужно уходить с незнакомым человеком, даже если он говорит, что так попросила мама, — подчеркивают волонтеры «Лиза Алерт».

Крики о помощи

Также надо научить ребенка, что кричать, если кто-то чужой пытается его увести, не просто можно — необходимо. Это может спасти ему жизнь.

Безопасные маршруты

По оценкам волонтеров, чаще всего дети теряются, когда идут в школу или обратно. Поэтому родителям советуют построить маршрут ребенка так, чтобы не было потенциально опасных мест: гаражей, строек, люков, неосвещённых улиц или нерегулируемых пешеходных переходов. При переезде в другой район или город научите детей ориентироваться на местности и во времени, проходить маршрут вместе столько раз, сколько потребуется для досконального запоминания.

Куда звонить родителям потерявшихся детей

Если ребенок все же потерялся, то надо обращаться в полицию и подавать заявку на поиск «Лизы Алерт» по «горячей линии» 8 (800) 700-54-52. Вы можете подать заявление в ближайшем ОВД — при себе необходимо иметь документы, подтверждающие вашу личность, а также по возможности документы пропавшего и фотографию ребёнка, желательно самую свежую.

— Никакого «лимита времени» нет, заявление обязаны принять сразу, в любом отделении полиции (процесс пойдет быстрее, если вы обратитесь в полицию по месту жительства), независимо от ваших родственных связей с пропавшим — то есть, заявить о пропаже ребенка может бабушка, няня, друг семьи и так далее. Никто вас не оштрафует, если пропавший ребенок найдется через час у друга. Если заявление отказываются принимать, звоните по номеру 112. Этот звонок — уже заявление о пропаже, можно вызывать наряд на дом, — отмечают волонтеры.

БНК

Как научить ребенка защищать свои границы

Ребенок познает границы и учится быть автономным от пяти до семи лет. Границы тела, границы себя, свои возможности и страхи. «Что чужое, а что мое». Только осознавая все это, он начинает понимать, что такое опасность: «Идти с незнакомым человеком нельзя, потому что это опасно для МЕНЯ. Для МОЕГО здоровья. Мама не сможет мне сейчас помочь, ее нет рядом, я должен позаботиться о себе сам».

Есть список элементарных навыков самообслуживания и самоконтроля, которым должен овладеть ребенок до первого класса школы:

  • приготовить простое блюдо;
  • оказывать себе элементарную медицинскую помощь (помазать порез зеленкой, заклеить пластырем);
  • самостоятельно помыться;
  • следить за своим расписанием и планировать день;
  • самостоятельно встать и собраться в школу.

Разговоры про безопасность должны идти от того, что ребенок должен максимально многому научиться именно в этот период (пять-семь лет). Например, умение правильно переходить дорогу — это тоже про безопасность, которая связана с навыком — развитием глазомера. Развитие глазомера происходит, например, в процессе игры в мяч или бадминтон, где нужно уметь оценивать расстояние от себя до движущегося предмета.


Наталья Михайловна Кий

Вебинар
ВЕБИНАР: Навыки персональной безопасности: как защитить детей от преступных посягательств взрослых?
Подробнее

Над чем и как стоит «поработать» с ребенком дошкольного возраста особенно внимательно?

1. Над границами тела. Чтобы ребенок быстрее познавал себя, стоит не просто заставлять его выполнять простые задачи, но и обсуждать действия на каждом этапе. Например, он начинает самостоятельно мыться. Первое время вы все же ему немного помогаете и при этом комментируете: «Вот это спина, вот это руки, вот, смотри, на волосах остался шампунь». Так он учится инспектировать собственное тело.

2. Над самостоятельными перемещениями. Впервые доверить ребенку сходить в ближайший магазин можно начиная лет с шести. Ходить в школу одному и возвращаться домой, если школа находится рядом, ребенок может с первого класса (шесть-семь лет). Если дорога до места требует перехода через участок оживленного движения автомобилей — лет с восьми.

3. Над ответственностью и управлением временем. Знание ребенком распорядка собственной жизни — расписания — способствует принятию ответственности за все, что с ним происходит. Знает ли ваш малыш, во сколько и когда у него тот или иной кружок? Может ли вовремя начать собираться? Отдает ли себе отчет, что это его занятия, а не мамины и бабушкины дела? Повесьте расписание жизни ребенка над его кроватью, научите его следить за временем и планировать день.

4. Над взаимодействием с окружающими. Позвольте ребенку самому решать, какой формат общения с окружающими для него комфортный. Например, если он не любит, когда его часто обнимают и «сюсюкают» с ним, прислушайтесь к этому и не заставляйте его терпеть то, что ему неприятно. Если он медленно адаптируется в новом коллективе, дайте ему столько времени, сколько нужно, а не подгоняйте замечаниями «Ну что ты такой стеснительный, вон все дети уже играют! Иди и играй (дружи) с этим мальчиком (девочкой) прямо сейчас». Вы же сами не бежите навстречу всем незнакомцам с распростертыми объятиями тут же общаться и дружить.

Так почему же дети верят незнакомцам?

Дело в том, что в виду детской психологии малыши попросту не могут отличить опасную ситуацию от безопасной. Из-за своей наивной доброты, непосредственности, отзывчивости и любопытства дети легко соглашаются «помочь» незнакомцу, пойти вместе с ним «посмотреть на котиков», «купить конфетки» и «покататься на машинке». Неопытные дети представляют образ опасного и злого человека, как страшного разбойника из сказки, у которого бандитская наружность и злодейский вид. И они не могут предположить, что милые, на вид добрые, хорошо одетые люди могут причинить им вред. Поэтому дети подсознательно доверяют незнакомым людям, которые доброжелательно с ними разговаривают, улыбаются, что-то мило спрашивают. Они просто не чувствуют подвох, а воспитание не позволяет отказать «таким хорошим» людям в помощи и во внимании.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий