7 пугающих, но совершенно нормальных симптомов у ребенка

Виды заболеваний

Дети могут заболевать практически всеми психическими недугами, которым подвержены и взрослые, но малыши имеют и свои (сугубо детские) болезни. При этом точная диагностика того или иного заболевания в детском возрасте сильно усложняется. Сказываются особенности развития малышей, поведение которых и без того сильно отличается от аналогичного у взрослых.

Не во всех случаях родители могут легко распознать первые признаки проблем.

Даже доктора обычно ставят окончательный диагноз не ранее достижения ребенком младшего школьного возраста, используя для описания раннего расстройства весьма размытые, слишком общие понятия.

Мы приведем обобщенный список заболеваний, описание которых по этой причине не будет идеально точным. У некоторых пациентов отдельные симптомы проявляться не будут, а сам факт наличия даже двух-трех признаков не будет означать нарушения психики. 

В целом сводная таблица детских психических расстройств выглядит так.

Умственная отсталость и задержка развития

Суть проблемы вполне очевидна – ребенок физически развивается нормально, но по умственному, интеллектуальному уровню существенно отстает от своих ровесников. Не исключено, что он никогда не достигнет уровня хотя бы среднего взрослого человека.

Результатом может стать психический инфантилизм, когда взрослый человек ведет себя в буквальном смысле подобно ребенку, причем дошкольнику или школьнику младших классов

Такому ребенку куда сложнее учиться, это может быть вызвано как плохой памятью, так и неспособностью по собственному желанию сосредоточить внимание на конкретном предмете

Отвлечь малыша от обучения может малейший посторонний фактор.

Синдром дефицита внимания

Хотя по названию эта группа заболеваний может восприниматься как один из симптомов предыдущей группы, природа явления здесь совершенно другая.

Ребенок с таким синдромом в умственном развитии не отстает ничуть, а типичная для него гиперактивность большинством людей воспринимается как признак здоровья. Однако именно в чрезмерной активности и кроется корень зла, поскольку в этом случае она имеет болезненные черты – нет совершенно никакого занятия, которое ребенок бы любил и доводил до конца.

Если высокая активность не является странной для маленьких детей, то здесь она гипертрофирована вплоть до того, что малыш даже не может дождаться своей очереди в игре – и по этой причине может ее бросить, не доиграв.

Совершенно очевидно, что заставить такого ребенка прилежно учиться крайне проблематично.

Аутизм

Понятие аутизма крайне широко, но в целом характеризуется очень глубоким уходом в собственный внутренний мир. Многие считают аутизм формой отсталости, но при некоторых формах потенциал обучения таких детей не очень сильно отличается от сверстников.

Проблема кроется в невозможности нормальной коммуникации с окружающими. Если здоровый ребенок абсолютно всему учится у окружающих, то аутист получает из внешнего мира куда меньше информации.

Серьезной проблемой также оказывается получение нового опыта, поскольку больные аутизмом дети крайне негативно воспринимают любые резкие перемены.

Однако аутисты способны даже к самостоятельному умственному развитию, просто оно проходит медленнее – из-за отсутствия максимальных возможностей для получения новых знаний.

«Взрослые» психические расстройства

Сюда следует отнести те недуги, которые считаются относительно распространенным явлением среди взрослых, а вот у детей встречаются довольно редко. Заметным явлением среди подростков являются различные маниакальные состояния: мания величия, преследования и так далее.

Детская шизофрения поражает лишь одного ребенка среди пятидесяти тысяч, но пугает масштабами регресса в умственном и физическом развитии. Из-за ярко выраженных симптомов стал известным и синдром Туретта, когда больной регулярно использует нецензурную лексику (неконтролируемо).

Как правильно воспитывать чувствительного ребенка

Нужно сразу понять, что переделывать ребенка не нужно. Он здоровый, у него нет психологических отклонений. Но у него иное восприятие окружающего мира, и ему нужно помочь адаптироваться, чтобы не подвергать насмешкам окружающих.

Если научить его контролировать эмоции, перестать стесняться себя, он сможет легко входить в разные группы социума. А пока ребенок подрастает и осознает, чем он отличается от своего окружения, постараться создать ему спокойную обстановку.

Использовать меньше критики в разговорах

Нельзя общаться с ВЧД с иронией, позволять себе насмешки. Повышенная восприимчивость к мнению взрослых выращивает внутренние комплексы, заставляет стыдиться себя. В дальнейшем ребенок будет занимать позицию жертвы.

Нужно быть готовым всегда выслушать, объяснить, как можно воспринимать ситуации с другой стороны. Нельзя обесценивать переживания, усугубляя страдания. Если поступок неправильный, желательно объяснить почему и как его можно исправить.

Не пристыжать

Нельзя заставлять стыдиться своих потребностей. Например: «Все укрываются подобным одеялом, а ты не можешь». Или пытаться подавить чувствительность, специально причиняя дискомфорт, чаще заставляя присутствовать на многолюдных мероприятиях, потому что там «веселятся все».

Нужно учиться прислушиваться к просьбам ребенка, помогая ему раскрываться. Человек, который стыдится своего поведения, становится пассивным и начинает остро ощущать собственную беспомощность.

Помогая ребенку, открывая ему «большой мир», никогда нельзя концентрировать внимание на опасениях. Наоборот, дать возможность узнать самому, что новое интереснее и не опаснее старого

Сделать это легко – в первое время разделять с ним все, что кажется испытанием.

А для облегчения адаптации следует ограничить выбор. Такой подход поможет быстрее принять решение. Например, сразу сказать: пойдем в парк, но, если устанешь, сразу вернемся.

Не давите и не критикуйте своего чувствительного ребенка.

Обратиться к спокойной дисциплине без грубости

Приступы непослушания у ВЧД указывают на повышенную требовательность родителей и ошибки в воспитании. Приучая такого ребенка управлять эмоциями, нужно научиться сдерживаться самому.

Разговаривая с ним, необходимо:

  1. Проявлять терпение и внимательность.
  2. Всегда объяснять, почему данный поступок неправильный, как он отразится на других.
  3. Вместо запретов всегда предлагать альтернативу.
  4. Избегать физического наказания.

Хорошее поведение всегда следует поощрять. Подобное отношение поможет сформировать нужные навыки и ускорит социальную адаптацию.

Уметь разговаривать о чувствительности

Когда ребенку исполнится 6–7 лет, уже можно обсудить особенности темпераментов, объяснить их отличия. Рассказать, что все люди разные, и он, такой эмоциональный, не один. Поэтому не следует считать себя хуже или лучше других. Слово «чувствительность» лучше не употреблять.

Воспитывая ВЧР, необходимо осознавать его особенности, предугадывать реакции в некомфортных ситуациях.

Профилактика ОРВИ у детей

Для того чтобы избежать болезни или помочь ребенку как можно легче ее перенести, стоит озаботиться профилактическими мерами.

На сопротивляемость организма различным простудным заболеваниям влияет уровень закаленности ребенка. С раннего детства родители могут приучать малыша к процедурам закаливания, что укрепляет его иммунитет и здоровье.
Занятия спортом и правильный режим питания также способствуют получению и выработке необходимых витаминов и минералов, помогающих впоследствии бороться с инфекциями.
Частое мытье рук предотвращает распространение вирусов. В условиях, где нет возможности использовать воду и мыло, отличной альтернативой служат антисептические гели для дезинфекции рук и поверхностей предметов.
Изоляция ребенка от уже заболевших детей. А в период пика заболеваемости следует ограничить посещение людных мест: кружков, утренников и других детских мероприятий.
В холодное время года можно дополнительно принимать препараты, помогающие укреплению собственных защитных сил

Для этой цели хорошо подходит «Деринат».
Регулярные проветривания помещения, где находится ребенок, влажная уборка, кварцевание и увлажнение воздуха помогают снизить риск заболеть вирусными инфекциями.
Вакцинация против гриппа является одним из наиболее эффективных методов профилактики, но важно помнить, что прививки защищают только от отдельно взятых штаммов вируса.

Рекомендации и полезные заметки для родителей:

  • Не использовать антибиотики при первых симптомах ОРВИ у ребенка. Их применение оправдано только присоединением к вирусу бактериальной инфекции.
  • Обильное питье в любом виде помогает выздоровлению. Можно давать малышу любую несладкую жидкость: компот, сок, чай, воду.
  • Нельзя укутывать малыша слишком тепло и закрывать все окна, опасаясь сквозняков. Ребенку должно быть комфортно, а помещение необходимо проветривать для поддержания температуры воздуха на уровне 18-22 градусов. В тепле мокрота разбухает и сложно отделяется, что приводит к тяжелым приступам кашля, причиняющим ребенку боль и дискомфорт.
  • Прекрасно, если в квартире есть увлажнитель для поддержания влажности воздуха на уровне 50-70%. В противном случае слизистые оболочки в носу ребенка будут пересыхать, что затрудняет борьбу с инфекцией. При хорошей влажности слизь будет выходить наружу через нос, а не спускаться по задней стенке гортани, вызывая кашель. При сухом кашле влажный воздух будет помогать разжижать мокроту и не даст ребенку заходиться удушающими приступами кашля.
  • Нельзя сбивать повышенную температуру, если она не превышает 38,5 градусов, так как это показатель того, что организм вырабатывает интерферон и справляется с вирусами с помощью своего иммунитета. Если сразу давать жаропонижающие препараты, то организм привыкнет и в дальнейшем не сможет самостоятельно бороться с простудой. Исключение для этого правила составляют дети грудного возраста и малыши, у которых высокая температура держится более 3 дней. Высокой считается температура свыше 38 градусов.
  • Прогулки в любую погоду способствуют улучшению самочувствия. Если ребенок бодр и активен, то можно хотя бы ненадолго выйти прогуляться. Частицы вируса быстро погибают на свежем воздухе. Активность в течение 30 минут на улице помогает разогнать кровь и активизировать иммунитет малыша.
  • Если у ребенка диарея и рвота, что свидетельствует о сильной интоксикации, необходимо обеспечить ему обильное питье и давать сорбенты для вывода токсинов и электролиты для поддержания водно-солевого баланса в организме. Обезвоживание особенно опасно в первый год жизни детей.
  • Не стоит злоупотреблять сосудосуживающими каплями – использовать их рекомендуется не более 3 дней подряд. Иначе может выработаться зависимость. Симптомами передозировки подобными средствами может быть головная боль, тошнота, рвота, повышение артериального давления.
  • Применение противокашлевых препаратов чревато застоем мокроты в бронхах и началом воспалительного процесса в легких. Если ребенок сам в состоянии откашлять появляющийся секрет, то устранять кашель не следует. Для помощи простуженному малышу родители могут использовать народные средства, способные разжижать и выводить мокроту.
  • Безопасно и эффективно промывать нос физраствором раз в три часа и полоскать горло хлорофилиптом.

Детские страхи — определение, как проявляются

Детские страхи — специфические возрастные переживания тревоги и беспокойства, связанные с реальной или несуществующей угрозой.

Любой страх заложен природой в основу инстинкта самосохранения и выполняет защитную роль. Он заставляет человека бежать, бороться или нападать, быстро находить способы реагирования на опасность. Детский страх побуждает к тем же действиям, но возникает без всякой угрозы и связан с надуманными поводами и фантазиями.

Наиболее часто дети боятся смерти родителей, диких животных, необычных природных явлений, например, грозы, молнии и т.д. До 8 лет такие переживания проходят, но иногда сохраняются вплоть до подросткового возраста. Однажды возникнув, страх навязчиво преследует ребенка в течение 3-4 недель, а затем под влиянием бесед с родителями постепенно ослабевает.

По данным детских психологов, страхи переживают до 90 % детей, но в 1-1,5 % случаев тревога переходит в устойчивую фобию.

Устранение такого эмоционального расстройства требует участия профессионалов.

  • учащенные сердечные сокращения;

  • нарушения ритма дыхания;

  • мышечные спазмы.

В поведении детей тоже замечаются изменения:

  • малыши чрезмерно привязываются к взрослым;

  • не могут оставаться в одиночестве даже непродолжительное время.

Выявление детских страхов — совместная задача родителей и специалистов по детской психике. Лечением болезни занимаются психологи и психотерапевты.

Причины детских испугов

Часто, сами того не замечая, родители могут создавать предпосылки к возникновению детских страхов. «Если не будешь спать, тебя заберет бабай» или «Если будешь убегать от мамы, тебя украдут цыгане» и таких устрашающих баек может быть сколько угодно. С одной стороны, мама или папа пытаются подобным образом воспитывать свое чадо, прививая ему хорошие манеры, правила хорошего тона, учат вести себя, а с другой – запугивают малыша. Когда ребенок оказывается в какой-то новой для себя фантазийной ситуации, он может напридумывать ее завершение и детские страхи выползают наружу.

Родители могут закрепить страх своей реакцией на какую-либо ситуацию, которая произошла с ребенком. Например, ребенок упал, порезался, ушибся и другое, а реакция мамы на это событие становится настолько яркой и эмоциональной, что малыш больше пугается ее поведения. В следующий раз, когда с ним случится подобное, он вспомнит реакцию мамы и перепугается своей травмы больше, нежели ее реальных последствий.

Причинами детского испуга могут быть следующие факторы:

  • неожиданные крики или чересчур громкие звуки, возникающие неожиданно для малыша;
  • какие-то животные, которые малышу кажутся огромными, и потому очень страшными;
  • гроза или град могут сильно испугать ребенка, особенно если подобные явления он видит впервые;
  • различные стрессовые ситуации (громкая ругань или драка прохожих на улице, громкая ссора родителей при малыше и т. д.), от подобных инцидентов надо стараться оберегать малышей;
  • не стоит держать детей «в ежовых рукавицах», подобное воспитание также может оказать негативное влияние на их психику.

Малыш спокоен и уверен в себе только тогда, когда он чувствует, что находится под защитой родителей. Когда подобное чувство по каким-то причинам у малыша временно отсутствует – тут и начинают возникать различные страхи. С возрастом ребенок научится контролировать свои страхи, в этом ему обязательно должны помочь окружающие – объяснять, почему не надо бояться собак или грозу, стараться уводить ребенка от шумных кампаний и т. д.

Если кроха оказался в какой-то новой для себя ситуации, или месте, а котором его не предупредили (например, привели к стоматологу, но не предупредили, что врач может лечить зуб страшной бормашиной), ребенок может испугаться настолько, что в следующий раз подобный поход вряд ли завершиться хорошо. Правильнее будет рассказать детям, что их ждет в том или ином месте, даже если предполагаются только позитивные эмоции.

Родители должны постоянно сопровождать ребенка рассказами о том, что они вместе будут делать, куда пойдут, и с чем могут столкнуться в том или ином месте.

Стереотипное поведение

Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться

Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.

Выполнение ежедневных ритуалов

Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша.

Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки

Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке.

  • хлопанье в ладоши
  • щелканье пальцами
  • покачивание головой
  • другие однообразные движения

Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии

Ранние проявления аутизма у детей

Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.

Памятка для родителей

Если вы видите сильную истерику у чужого ребенка — это может быть ребенок с аутизмом или другим расстройством психики, поэтому следует вести себя максимально тактично.

Предложите помощь
Постарайтесь подбодрить родителей
Уберите все опасные предметы рядом с ребенком
Сохраняйте спокойствие
Дайте родителям понять, что вы все понимаете
Проявите заботу и понимание

Не думайте, что ребенок обязательно избалован
Не критикуйте ребенка
Не критикуйте родителей
Не смотрите пристально, это очень грубо
Не шумите, не привлекайте внимание к ребенку
Не говорите родителям обидные слова

Я чувствую — потому что — я хотел бы

Универсальная формула для детей и взрослых, помогает выразить свои чувства наиболее экологичным способом. Если ребенку уже есть пять, можете постепенно ее осваивать. Например, вы слышите, что он в своей комнате рычит от злости, или ноет, или вздыхает. Попросите его ответить последовательно на вопросы.

Что я чувствую? Я рассержен, я огорчен, я очень сильно удивился и даже немного испугался.

Потому что… Потерялась важная деталь от лего, не удалось пойти гулять из-за сильного дождя, вдруг я заметил, что наш кот может прыгать со шкафа на комод.

Я хотел бы… Чтобы детали больше не терялись. Чтобы дождь прекратился. Чтобы кот себе ничего не повредил.

Когда ребенок освоит эту формулу, можно продолжить ее диалогом: а что мы можем сделать, чтобы все получилось так, как ты хочешь? Скажем, давай придумаем специальный ящик для деталей лего, куда ты будешь их складывать, как только поиграешь? Или купим дождевик и пойдем гулять даже под проливным дождем?

Причины аутизма

В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков. Беременность у матерей протекает без особенностей. Строение мозга больных малышей практически не отличается от среднестатистической нормы. Многие даже отмечают особую привлекательность лица у ребенка-аутиста. Но в некоторых случаях связь болезни с другими признаками все же присутствует:

  • инфицирование матери краснухой во время беременности
  • ДЦП
  • туберозный склероз
  • нарушения жирового обмена — у женщин с ожирением выше риск рождения ребенка с аутизмом
  • хромосомные аномалии

Все эти состояния пагубно отражаются на мозге и могут приводить к аутистическим проявлениям. Есть данные, что генетическая предрасположенность играет свою роль: риск развития болезни при наличии аутиста в семье несколько выше. Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор.

Расстройства пищевого поведения

Расстройствами пищевого поведения страдают преимущественно подростки, самооценка которых сильно занижена из-за негативных мыслей о собственном весе и внешнем виде. Как следствие, вырабатывается патологическое отношение к питанию, формируются привычки противоречащие нормальному функционированию организма.

Данный тип нервно-психических расстройств распространяется очень динамично, постепенно принимая угрожающий характер. Более того, многие подростки успешно скрывают от родителей свою проблему многие месяцы, и даже годы.

Анорексия

Детей, страдающих анорексией, терзает постоянное чувство стыда и страха, иллюзии по поводу избыточного веса и искаженное мнение о собственное теле, размере и формах. Стремление похудеть подчас доходит до абсурда, ребенок доводит себя до состояния дистрофии.

Булимия

Подростки с булимией характеризуются периодическими резкими перепадами веса, потому как сочетают периоды обжорства с периодами голодания и очищения. Испытывая постоянную потребность есть все, что попало им в руки, и одновременно дискомфорт и чувство стыда из-за заметно округлившейся фигуры, дети с булимией часто применяют слабительные и рвотные препараты, чтобы очиститься и компенсировать количество съеденных калорий.
По сути анорексия и булимия проявляется практически одинаково, при анорексии ребенок также может использовать методы искусственного очищения пищи, которую только что съел, путем искусственной рвоты и употребления слабительных препаратов. Однако дети с анорексией чрезвычайно худые, а булимики часто имеют абсолютно нормальный, либо слегка завышенный вес.

Стадии и классификация

Детские страхи развиваются постепенно и напрямую зависят от возраста.

С природным инстинктом защиты сталкиваются новорожденные. Младенец просыпается и недовольно кричит, потому что испытывает самый настоящий страх. Проходит несколько месяцев, и только после этого малыш перестает пугаться собственных движений, громких звуков, холода и жары, т.е. всего, что не похоже на привычные и комфортные условия жизни до рождения.

После 1 года дети начинают бояться темного времени суток. Им страшно засыпать без яркого света, оставаться одним в комнате. Страх потерять родителей заставляет малыша громко протестовать, если приходится оставаться в малознакомом обществе (в детском саду, гостях).

От 3 до 5 лет активно формируются фантазия и воображение. Появляется боязнь чужих людей, пугают одиночество и возможные наказания. Родительские угрозы и запугивания очень сильно ранят нежную психику именно в этот период детства, и способствуют проявлению скрытых проблем.

От 5 до 7 лет дети боятся сказочных героев, мультяшных страшилок и монстров с экрана телевизора. Их пугающие образы связываются с новым для ребенка понятием смерти, заставляют бояться ее. Постепенно появляется страх непреодолимых природных сил (ураганов, наводнений, землетрясений) и войн.

Период от 7 до 11 лет насыщен школьными страхами. Дети начинают сильно переживать за плохие отметки, боятся неодобрения родителей, а иногда и жестокого наказания. Страх может вызывать кто-либо из учителей, представитель администрации школы.

11-16 лет — ответственный период взросления, тем не менее он тоже полон страхов. Подростки боятся потерять признание ровесников, опасаются общественного осуждения и порицания. Их пугает публичная критика поведения и внешности, появляется страх несоответствия молодежной моде и стилю поведения.

В связи с множеством причин негативного влияния на психику различаются и виды страхов у детей:

Событийные. Страх нередко является следствием негативного запоминающегося события. Ребенок длительно хранит в памяти яркие жизненные эпизоды, угрожающие благополучию, боится их повторения.

Внушенные. Обычно такие страхи привносят родители или близкое окружение ребенка. Попытки оградить его от всяческих неурядиц вызывают повышенное беспокойство. Частые запреты становятся основой для формирования устойчивого страха.

Выдуманные. Несуществующие опасности связаны с услышанными сказками. Дети воспринимают былинных и сказочных персонажей как реально живущих. Они прочно поселяются в детском воображении и вызывают искренние переживания. Страх темноты тоже относится к числу надуманных.

Конфликтные. Сильнейшее влияние на психику ребенка оказывают ссоры внутри семьи. Наиболее тяжело переживается развод родителей. Конфликты в школе со сверстниками или учителями усиливают негативные эмоции, ведут к хроническому стрессу, появлению страхов, переходящих в устойчивые фобии.

В зависимости от личного восприятия страхи могут быть:

  • осознанными;

  • неосознанными.

В первом случае ребенок вместе с родителями или психотерапевтом прорабатывает свои ощущения, находит их причину. Иногда страх существует на уровне подсознания. В этом случае он работает как бы исподтишка, вызывает хронические нарушения в нервной системе и внутренних органах. При наличии явных проблем в организме неосознанные опасения остаются за пределами лечебного воздействия.

По источнику возникновения различают детские страхи:

  • биологические — наиболее ранние, возникают при угрозе для здоровья и жизни, связаны с инстинктом самосохранения;

  • социальные — более поздние, причина которых находится в межличностном общении и затрудненной социальной адаптации ребенка.

Классификация детских страхов строится на степени их важности:

  • Сверхценные — результаты бурной фантазии ребенка. Надуманные поводы для боязни поглощают сознание, заставляют мысленно переживать их вновь и вновь.

  • Навязчивые — связаны с реальными жизненными обстоятельствами (страх высоты, закрытого пространства и т.п.). Опасность таких страхов заключается в их способности вызывать панику. На высоте тревожности человек утрачивает контроль над своими действиями.

  • Бредовые. Понять, какие страхи у детей имеют реальную основу, довольно сложно. Чаще они не поддаются логическому описанию и не связаны напрямую с причиной беспокойства. Например, ребенок испугался рычащего зверя в зоопарке, а бояться начал автобуса, на котором приехал вместе с родителями на экскурсию. Появился страх езды в транспорте.

Признаки ОРВИ у детей

Первые признаки ОРВИ у ребенка, как правило, выглядят следующим образом:

  • малыш меньше бегает, ведет себя тихо, занимается спокойными играми;
  • ребенок жалуется на недомогание, ломоту в теле;
  • у малыша появляется румянец на щеках и блеск в глазах — проявления повышения температуры;
  • ребенок теряет аппетит, отказывается от любимой еды.

Эта стадия заболевания называется инкубацией — в этот период вирус захватывает поверхностные клетки слизистых оболочек носа и горла и начинает в них размножаться. Далее начинается основная стадия ОРВИ, когда появляются типичные для того или иного вируса симптомы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий