От чего зависит адаптационный период
Процесс привыкания к садику проходит по-разному. Это зависит от следующих факторов:
- Возраст – сложнее проходит адаптация детей раннего возраста – до одного года. У слишком маленьких деток еще нет самостоятельности, есть сильная психологическая привязанность к матери, чего нельзя сказать про более взрослых малышей. 3-4-летний ребенок меньше испытывает стресс, если поблизости нет родителей.
- Темперамент – сангвиники могут адаптироваться быстрее, чем меланхолики и холерики.
- Состояние здоровья и уровень развития – физически и психологически здоровому малышу легче адаптироваться. Советы родителям – болезненных деток отдавайте в ДОУ около 4 лет, перед посещением проконсультируйтесь с лечащим врачом. В адаптационный период может часто меняться настроение, еще больше снизится иммунитет, повысится восприимчивость к инфекциям.
- Уровень психологического развития – тяжелее адаптироваться умственно отсталым и одаренным деткам. Им сложно находить общий язык со сверстниками. Таким детям нужны специальные образовательные программы, серьезная поддержка родителей.
- Уровень коммуникабельности, социализации – общительные детки быстрее привыкают к педагогам, ровесникам. Перед садиком старайтесь создавать условия, где нужно проявлять новые формы поведения – ходите к друзьям, выезжайте на природу с незнакомыми людьми.
- Обстановка в семье – конфликты родителей могут спровоцировать психотравму у малыша. Ему будет сложнее адаптироваться – слушать педагогов, общаться с чужими людьми. Советы по поведению родителей – создавайте теплую атмосферу, выстраивайте близкие и доверительные отношения. Так малыш сможет положительно реагировать на любые требования старших.
Со скольки лет лучше отдавать в ДОУ
Психологи рекомендуют посещать садик с 3,5-4 лет. Такие детки владеют речью, с ними легко договариваться. Минусы возраста – сложнее адаптироваться из-за сформированных привычек – их тяжело менять. Это корректируется воспитанием родителей в условиях частой смены обстановки. Чтобы минимизировать риск сложной адаптации, посещайте садик в 2-2,5 года.
Этапы привыкания
Адаптация в ДОУ условно делится на несколько периодов. На каждом из них ребенок проявляется по-разному:
Острый – организм испытывает стресс, максимально напряжен, возбужден. Малыш становится плаксивым, раздражительным, капризным, истеричным. Адаптация к детскому саду проявляется физически – наблюдаются изменение кровяного давления, частоты сердечного ритма, снижение иммунитета, повышенная восприимчивость к инфекциям.
Умеренно острый – снижаются негативные проявления, кроха постепенно приспосабливается к новой обстановке. Снижаются возбудимость и нервозность, улучшается аппетит, сон, нормализуется психоэмоциональная сфера
На этой стадии важно, чтобы малыш не испытал дополнительный стресс (болезнь или конфликты дома). Иначе возможно возвращение истерик, плаксивости, нежелания расставаться с матерью.
Компенсированный – на данном адаптационном этапе стабилизируется уравновешенное состояние, ребенок хорошо взаимодействует с детьми, педагогами в садике
Удачно проходит обучение, привитие новых навыков – например, малыш начинает самостоятельно ходить на горшок, одеваться, пользоваться столовыми приборами.
Изначально неправильный настрой на посещение садика
Некоторые мамы заранее рисуют ребёнку идиллическую картину пребывания в садике (море игрушек, развлечения и прогулки с утра до вечера). Естественно, доверчивый малыш настраивается на всё это, а затем сталкивается с «суровой» реальностью.
Противоположный вариант — взрослые, наоборот, пугают садиком за непослушание («Вот скоро пойдёшь в детский сад — там воспитатели не будут терпеть такое поведение!»).
Иногда родители изначально запугивают ребёнка садиком, обещают, что там у него не получится баловаться так, как дома
Лучшая позиция в данном случае — осознанная необходимость. Рассказывать о садике нужно честно, без негатива и чрезмерного восторга. Можно почитать малышу рассказы и стихотворения о детском саде, показать картинки.
В качестве заключения
Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям.
Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность), следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации.
Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада. Бабушка может посидеть с малышом несколько месяцев? Вероятно, это будет наилучшим выходом из сложившейся ситуации. Удачной адаптации к садику!
Ощущение времени и пространства
Малыш остро переживает разлуку, потому что ему еще не охватить понятия времени и пространства. Даже если мать всего лишь вышла в другую комнату, но кроха ее не слышит, он может воспринимать это как потерю. Вспомните, как маленькие (до трех лет) дети играют в прятки. Ребенок уверен, что достаточно закрыть глаза – и он уже спрятался, для него не существует того, что он не может увидеть и потрогать прямо сейчас. Поэтому, когда мать исчезает из поля зрения, для малыша она исчезает совсем.
Вспомните, как любят маленькие дети играть в прятки, так они усваивают закон материи, ничто не исчезает в никуда и не появляется из ниоткуда. Поиграйте с ним в эту простую, но такую важную для развития малыша игру. Раз за разом теряя маму и потом находя ее, малыш убеждается в том, что разлука – это не навсегда, что после расставания обязательно будет встреча. Такой опыт будет хорошей поддержкой в период адаптации.
Дети еще ничего не понимают про время, они живут только настоящим. И очень часто, когда мать уходит, у ребенка есть ощущение, что это навсегда. При этом родители совершают еще одну ошибку: отдавая ребенка в детский сад, они забывают его предупредить о том, что они его заберут. Поэтому при расставании у малыша создается полнейшее ощущение, что его отдают насовсем. Через какое-то время кроха усвоит, что утром его всегда отводят, а вечером всегда забирают, поймет, что в садике все понятно и подчинено определенному ритму, тогда ему будет гораздо легче смириться с действительностью.
Вы можете облегчить этот процесс, если предупредите своего ребенка, когда вы придете за ним, и после какого момента это случится. Примерно это может звучать так: «Ты побудешь здесь, пока мама будет на работе (сходит в магазин, что бы купить тебе сок и т.д.). Поиграй с ребятами. Я приду сразу после того, как ты поешь суп (поспишь, покушаешь после сна и т.д.)».
Важные моменты, на которые необходимо обратить внимание вечером, после детского сада.Малыш провел больше времени, чем это было обычно, без вас, ему вас очень не хватало весь этот день в саду .Чтобы ему было проще с вами расстаться утром, ему просто жизненно необходимо побыть рядом с вам, получить от вас как можно больше любви и внимания.
Обязательно найдите время вечером на то, чтобы поиграть, порисовать, почитать или просто пообниматься с малышом. Пусть у него будет достаточно времени и на то, чтобы просто быть рядом, когда делаете какие-то домашние дела, видеть вас, слышать вас, чувствовать свою нужность вам. Каждый вечер находите занятие, которое вы будете делать вместе. Ведь ничто так не способствует душевному равновесию ребенка, как уверенность в том, что его любят. Одновременно с этим, ничто не создает больших проблем в поведении ребенка, чем дефицит положительного внимания близких.
Еще один, связанный с этим момент, многие дети вообще не понимают, для чего они ходят в детский сад. Им кажется, что родители сдали их туда, чтобы избавиться, чтобы они не мешали
Но ведь это совсем не так и важно это донести до своего чада. Если оба родителя работают, то вечером смело можно говорить о том, что было у папы на работе, что было у мамы на работе (одной фразой, без лишних подробностей) и спрашивать у ребенка, как у него прошел день в саду. Если мама дома, пусть она скажет о том, как много домашних дел она смогла сделать за день и что теперь у нее есть время на общение со своими близкими, в том числе с ребенком
Так мы включаем ребенка в семейную систему, говоря ему, что он сделал что-то важное для всех, проведя время в детском садике: позволил взрослым заработать, решить какие-то дела. Он часть семьи и тоже делает что-то важное для своих родителей.
Если мама дома, пусть она скажет о том, как много домашних дел она смогла сделать за день и что теперь у нее есть время на общение со своими близкими, в том числе с ребенком
Так мы включаем ребенка в семейную систему, говоря ему, что он сделал что-то важное для всех, проведя время в детском садике: позволил взрослым заработать, решить какие-то дела. Он часть семьи и тоже делает что-то важное для своих родителей.
Надеемся, что некоторые несложные рекомендации, приведенные в этой статье, помогут вам и вашему чаду пройти через период адаптации к детскому саду легче и быстрее. Со своей стороны хотим отметить, что вопрос привыкания малыша к детскому учреждению включает очень много разных аспектов, и не о всех мы сказали в данной статье. Если информации окажется недостаточно или вы не найдет в этом тексте ответов на своей вопрос, то вы всегда можете получить более развернутую консультацию у наших специалистов.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.
К чему придется привыкать
Отводя ребенка в детский сад, мы меняем привычный уклад его жизни довольно сильно. Появляются новые обстоятельства, к которым теперь ребенку надо привыкнуть.
К каким обстоятельствам придется приспособиться 2-3 летнему ребенку?
- Расставание с родителями на долгое время.
- Изменения отношений с родителями, теперь все общение только по вечерам и в выходные. Нет родительского покровительства, поэтому в какой-то мере неизбежно будет фрустрирована потребность в эмоциональном общении, безопасности. Ребенок остается один на один с новыми обстоятельствами.
- Нахождение с другими, чужими взрослыми почти весь день. С ними нужно познакомиться, наладить отношения, которые заменят в каком-то смысле отношения с родителями.
- Нахождение в постоянном контакте с большим количеством детей одного возраста, что, в принципе, не естественно. Даже в больших семьях не бывает столько детей, и дети разновозрастные.
- Бытовые моменты. Строгий режим дня, хочешь спать или нет, а надо. Хочешь есть или нет, а надо. Сон в другой кроватке. Смена ритуалов сна. Другая еда. Другой туалет. Другое место для прогулок. Другие игрушки и игры. Другое общение. Какие-то новые правила.
Как вести себя родителям, когда ребенок идет в детский сад
Расставание – самый важный момент при адаптации малыша на новом месте. Во избежание каприз, слез и прочих негативных проявлений учтите следующие советы:
- Если малыш сильно привязан к вам, пусть его отведет в детский сад хорошо знакомый человек – например, бабушка, дедушка или иной родственник.
- Идите в ДОУ с любимыми игрушками. С ними ребенок не будет чувствовать себя одиноким.
- Сначала оставляйте малыша в детском садике на 3 часа. Привыкание к новому месту должно быть постепенным.
- При адаптации обязательно сообщайте время своего возвращения (например, после завтрака, обеда или прогулки). Придумайте свой ритуал прощания в детском саду. Договоритесь, чем малыш будет заниматься без вас на игровой площадке. Так ребенок не будет чувствовать себя брошенным.
- Прощайтесь веселым голосом – это придаст уверенности.
Особенности и признаки пубертатного периода у мальчиков
Одно из наиболее часто используемых классификаций протекания
пубертатного периода у мальчика является система, предложенная Джеймсом
Таннером. Она также называется шкалой Таннера и включает в себя пять основных
этапов. Рассмотрим каждый из них.
Пубертатный период у мальчиков
Первая стадия
Обычно начинается в 10-11 лет, но иногда ее можно наблюдать
и раньше – с девяти лет. Обычно внешне признаки таких изменений не удается
отследить, они протекают во внутренних органах, стимулируются работой
эндокринной системы.
Вторая стадия
Время ее наступления – около 12 лет. В этот период
происходит уплотнение мошонки, она принимает более насыщенный яркий цвет, яички
становятся больше. В это время появляются первые волосы на лобке.
Третья стадия
Обычно приходится на 13-лейтний возраст. Происходит заметное
увеличение пениса и яичек, лобковые волосы распространяются все более обширно.
Еще один признак – разрастание тканей молочной железы, которое может
сопровождаться дискомфортными ощущениями. Некоторые мальчики из-за этого
комплексуют, потому стоит рассказать им, что процесс совершенно нормальный и в
будущем изменения уйдут. Также в этом возрасте обычно происходит первая
поллюция, а голос начинает меняться по тембру и тональности.
Четвертая стадия
Временем начала этой стадии становится возраст 14 лет.
Продолжает изменяться пенис, волосы начинают расти, в том числе, под мышками.
Появляется заметный сильный запах пота. Именно в этом периоде многие подростки
начинают жаловаться на акне.
Пятая стадия
У многих подростков-мальчиков пятая стадия начинается в
возрасте 15 лет и заканчивается в 18 лет. Кроме прогрессирующих изменений половых
органов, можно отметить рост волос на лице.
Стоит учитывать, что сроки наступления пубертата могут меняться. На это влияет наследственность, особенности работы эндокринной системы, масса тела и многое другое. Ученые до сих пор не называют четких факторов относительно того, что именно приводит к изменению сроков начала полового созревания и взросления.
Ошибка № 2: Долгое пребывание ребенка в садике
Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой.
Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.
Адаптация ребенка к детскому саду: типичные ошибки родителей
Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду детского сада. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры).
В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры).
Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами». Я предпочитала бы ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.
Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять»). Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки — формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома
Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.
Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся
До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.
Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.
Как детский сад влияет на ребенка?
В последнее время многие родители задумываются над тем, нужно ли отдавать своего ребенка в детский сад. Многие считают, что дети, которые были воспитаны дома, тяжело адаптируются в школе, не могут найти свое место в коллективе и плохо учатся. Всего несколько лет назад все считали, что именно детский сад является тем связующим звеном, которое необходимо для правильного развития малыша.
Домашние» ребятишки действительно достаточно сложно приспосабливались к правилам, урокам, общению со сверстниками. Данные трудности можно было объяснить тем, что в школе им встречались преимущественно дети, которые побывали в садике. Очень часто бывало, что малыши ходили сначала в одну группу в детском саду, а затем попадали в один класс.
И когда в их устоявшуюся компанию попадает ребенок, которого многие годы воспитывали дома, то последнему, безусловно, бывает несладко. На сегодняшний день ситуация несколько поменялась. Все больше детей не посещает детские сады. Тем более что существуют разные возможности для воспитания малыша.
- Поэтому кто-то приходит в первый класс после обычного детского сада, кто-то после какого-либо центра развития, кто-то все годы сидел с няней.
- И вот тут начало появляться все больше утверждений: «домашние» дети ничем не хуже тех, кто воспитывался в садике.
- Какие преимущества получает ребенок при посещении детского сада? Возможность общения с детьми и другими взрослыми; знакомство с некоторыми правилами поведения; физическое и интеллектуальное развитие.
Давайте рассмотрим все это поближе. Даже если вы, его родители, убежденные индивидуалисты, которые привыкли все свое время проводить в одиночестве, вам нужно понять одну истину: с трех лет любому ребенку необходимо общаться с детьми. И предоставить малышу такую возможность – необходимо.
- Еще одним преимуществом детского сада является то, что ребенок учится общаться не только с детьми, но и с взрослыми.
- Если он остается дома до первого класса школы, то авторитетом для него будут только родители.
- Но благодаря общению с воспитателями, малыш получает возможность избежать трудностей в общении с учителями.
В детском саду ребенок столкнется с первыми в своей жизни важными правилами, что научит его их соблюдать. В современных садиках дисциплина не настолько серьезная, как это было раньше, поэтому малыши не получают негативных эмоций, связанных с ней. Возможность физического и интеллектуального развития – важный элемент обучения в детском саду.
- Во многих учреждениях приняты определенные программы, хотя их возможности часто ограничены.
- Именно поэтому каждому родителю необходимо дополнительно следить за развитием своего ребенка.
- Но это совершенно не означает, что «домашние» дети получают в этом плане больше.
- Зачастую их оставляют перед экраном телевизоров, где они не могут ничему научиться.
Как правило, в детских садах занимаются физкультурой, рисованием, конструированием, лепкой, музыкой и развитием речи. Можно ли дома предложить ребенку подобные условия? Теоретически, это возможно. Но следует сразу же понимать, что перед вами будет стоять сложная и очень серьезная работа.
Основные подходы к лечению ДЦП
Помощь ребенку с ДЦП подразумевает задействование команды различных специалистов медицинского, педагогического и социального профиля. При этом важную роль играет активное участие родителей. Ключевым аспектом является непрерывность оказания помощи.
Лечебная физкультура при ДЦП. Фото: olesiabilkei / Depositphotos
Реабилитационная терапия
Детский церебральный паралич – неизлечимое заболевание. Поэтому раннее начало комплексной терапии играет важную роль в развитии доступных ребенку моторных и речевых навыков. Реабилитационная программа подбирается индивидуально, на основе имеющихся дефектов.
Основа реабилитации при ДЦП – массаж и лечебная физкультура (ЛФК), которые должны проводиться ежедневно. Поэтому базовыми навыками и упражнениями следует овладеть родителям ребенка.
Навыки двигательной активности приобретаются при помощи кинезиотерапии. Она заключается в многократном повторении нормальных движений, которые должны быть освоены. Наиболее эффективными подходами считаются Войта-терапия, Бобат-терапия, PNF-терапия.
Также в рамках реабилитации применяются технические средства: ортезы, вставки в обувь, костыли, ходунки, инвалидные коляски и т. п. Их назначение – компенсировать физические дефекты, например, различия в длине конечностей, деформации и моторные нарушения.
Что такое ортезы?
Ортез представляет собой специальное медицинское приспособление, которое позволяет изменить структурные и функциональные характеристики нервно-мышечной и скелетной системы. Они помогают разгрузить, зафиксировать или скорректировать функции поврежденного сустава или конечности. К их числу относятся разнообразные корсеты, бандажи, аппараты, специальная обувь и стельки.
При ДЦП часто наблюдается подошвенное сгибание стопы и голеностопного сустава, что связано с чрезмерной напряженностью икроножных мышц. Это приводит к изменениям структуры голеностопного сустава и стопы, что вызывает такие явления как вальгус (наклон стопы кнутри) или варус (наклон стопы кнаружи).
Для коррекции этих состояний и других деформаций нижних конечностей используются следующие ортезы:
- AFO (ankle and foot orthoses) – на голеностопный сустав и стопу.
- KAFO (knee ankle foot orthoses) – на коленный, голеностопный сустав и стопу.
Цель ортезов – помощь в передвижении и приобретении моторных навыков. Однако они не направлены на лечение или нормализацию мышечного тонуса, по этому они не могут быть единственными методомам коррекции при ДЦП.
Социально-педагогическая реабилитация
Основная цель восстановительного лечения ребенка с церебральным параличом – адекватная социальная адаптация. Для нее необходима не только возможность двигаться, но и навыки коммуникации, интеграции в среду сверстников, получение образования и профессии.
В связи с этим в комплекс терапии обязательно включаются:
- Трудотерапия. Позволяет развить навыки, необходимые для повседневной жизни (самостоятельное одевание, осуществление гигиенических процедур и т.п.)
- Логотерапия. Помогает решить проблемы с глотанием и справиться с речевыми проблемами. При этом могут применяться вспомогательные устройства: компьютеры с синтезаторами речи или изображениями предметов и действий повседневной жизни, при помощи которых ребенок получает возможность объяснить свои потребности. При выраженном дефиците речи больной обучается альтернативным методам общения, например языку жестов.
- Арт-терапия и реабилитация через спорт. Способствуют формированию мотивации к лечению и социальной интеграции.
Также широко используется кондуктивная педагогика. Она объединяет педагогические и реабилитационные цели. Во время занятий широко используют ритмические звуки и песни. С помощью ритма и текстов песен устанавливается фоновый ритм двигательной активности, который помогает обучению и мотивации ребенка4.
Использование животных в реабилитации детей с ДЦП
Действенным подходом считается вовлечение животных в процесс реабилитации детей с ДЦП – анималотерапия. Она основана на сочетании кинезиотерапии и позитивного эмоционального настроя4.
К основным разновидностям анималотерапии относятся:
- Иппотерапия – занятия с лошадьми.
- Канистерапия – общение со специально обученными собаками.
- Дельфинотерапия – плавание в бассейне с дельфинами.
Анималотерапия широко распространена среди детей с ДЦП. Фото: TUT.BY / YouTube