Схема занятий
Как же проходят занятия?
1. Вступительная часть
- Пение или прослушивание (для совсем маленьких учеников) песенки, для этого выбираются жизнеутверждающие произведения.
- Дыхательные упражнения. Они довольно простые. Например, нужно сидя на стульях или на полу, расслабиться, несколько раз глубоко вдохнуть – выдохнуть. Вдыхая, руки следует разводить в стороны, выдыхая – обхватывать тело. Малышам в выполнении дыхательных упражнений должны помогать родители.
- Медитация. За этим словом, которое может насторожить родителей-противников восточных практик, скрывается, скорее, нечто похожее на аутотренинг из любимого нашими зрителями фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Только настраивать маленького ребёнка должны родители. Спокойным и ласковым тоном необходимо сказать несколько ободряющих напутствий: «ты очень способный», «ты любим нами», «ты можешь всё», «тебе всё под силу» и т.д. Дети постарше вполне могут «проводить настройку» и сами.
После этого этапа дети до трёх лет могут переходить к основным упражнениям, а ребят постарше необходимо «переключить на образы». Макото Шичида предлагает для этого несколько способов, в том числе игры на развитие воображение, визуализацию. Ребёнок может представлять себя мотыльком или рыбкой, кузнечиком или птицей.
2. Основная часть
В основную часть занятия входит несколько блоков:
1 блок – тренировка сверхъестественных способностей
Пожалуй, это наиболее спорная для многих родителей составляющая методики Шичиды, она противоречит нашим традиционным взглядам на жизнь. Профессор Шичида уверен, что все люди обладают сверхъестественным (экстрасенсорным) восприятием и что его необходимо развивать, поскольку подобные умения невероятно расширяют возможности человека. Ведь в его арсенале появляются, например, телепатия, ясновидение, психометрия и предвидение. Учёный убеждён, что для маленьких детей выполнение этого блока заданий не составляет труда, а в ребятах постарше это «заснувшее» умение можно «разбудить».
2 блок – тренировка памяти
В этом блоке заданий активно используются так называемые мемо-техники, облегчающие запоминание. Вот, например, как может выглядеть упражнение:
- Ребёнку показывают карточки с разными изображениями, например, рыбкой и домиком.
- При этом произносят текст, помогающий запомнить, что изображено на картинках, к примеру, «рыбка живёт в домике».
- После этого карточки кладут изображением вниз и просят ребёнка вспомнить, что на них нарисовано.
Постепенно количество карточек необходимо увеличивать. Когда ребёнок сможет в нужной последовательности называть 15 впервые увиденных (!) карточек, его память будет натренирована настолько, что никакие вспомогательные тексты уже не понадобятся. Ведь он сможет запоминать любые образы без вербального подкрепления.
Шичида разработал множество подобных упражнений, развивающих, в том числе, и фотографическую память, которая способна значительно облегчить жизнь, пожалуй, каждому из нас. Поэтому этот блок пользуется огромной популярностью и вызывает большой интерес у родителей из разных стран.
3 блок – развитие музыкальных и математических способностей и др.
В этом блоке так же используются упражнения, помогающие лучше усваивать и запоминать новые сведения. Профессор призывает опираться не на один путь получения информации, а одновременно на несколько. Например, песни дети учат с опорой на зрительные образы, а музыку слушают, глядя на карточки с нотами.
Если дети не могут справиться с какими-то заданиями, родители должны выполнить их на глазах у малышей, обязательно объясняя каждое своё действие.
Задания для настольной игры танграм, развивающие абстрактное мышление
Многие из родителей, которые решили попробовать заниматься с детьми по методике Шичиды, рассказывают о том, что используют далеко не всё. Чаще всего отказываются от «экстрасенсорного» блока. А вот упражнения на развитие памяти, музыкальных и математических способностей, на овладение навыками скорочтения у наших соотечественников вызывают большой интерес. При этом родители-экспериментаторы отмечают, что исключение некоторых вызывающих сомнения заданий не влияет на достижения ребёнка в других направлениях. Поэтому тем, кто хотел бы попробовать методику Шичиды, но кого смущает «сверхъестественный» блок, можно посоветовать взять на вооружение не все задания, а лишь те, которые кажутся вам наиболее подходящими и допустимыми.
Как переходить к другим колонкам на карте
Допустим, вы решили, что ребенку необходимо параллельно развивать и другие навыки. Как плавно перейти к другой ветке навыков? Выберите тетрадь из соседней колонки, которая находится на одной строке с тем навыком, что вы изучаете сейчас, или выше.
Обратите внимание: на карте двойными линиями показаны наиболее плавные переходы для детей до 4 лет. Вы можете проводить с ребенком комплексные уроки, занимаясь сразу по двум и более (до четырех) тетрадям из разных колонок
Во время урока давайте малышу сначала один лист (или несколько) на один навык, потом столько же — на другой
Вы можете проводить с ребенком комплексные уроки, занимаясь сразу по двум и более (до четырех) тетрадям из разных колонок. Во время урока давайте малышу сначала один лист (или несколько) на один навык, потом столько же — на другой.
Тетради из серии «Готовимся к школе» закрывают на карте каждую ветку навыков в возрасте до 7 лет и помогают провести «диагностику», насколько ребенок владеет навыком и не требуется ли дополнительная отработка. Например, вы предлагаете ребенку выполнить задание из математической тетради и в нем нужно провести непрерывную линию, а у ребенка не получается. Это сигнал, что нужно вернутся к тетрадям с линиями и лабиринтами и научиться рисовать неразрывные линии.
Японское воспитание и Тору Кумон
Японский народ известен во всем мире своим терпеливым и мудрым подходом в воспитании детей. Именно в этой маленькой островной стране и зародилась знаменитая методика обучения Кумон. В настоящее время, ее преподают в 45 государствах. По этой методике обучается около 5 миллионов детей в возрасте от 2 до 17 лет. Недавно ею заинтересовались в России и других странах СНГ.
Японский учитель математики Тору Кумон, заметив, что его сын не успевает по его профильному предмету, придумал для него специальные листы с математическими задачами. Ежедневно решая приготовленные отцом задания, мальчик быстро стал получать отличные оценки по этому предмету. Другие родители упросили Тору подтянуть своих детей. Так и родился первый обучающий центр Кумон. Сейчас их продолжают открывать во всех странах.
Но почему эта методика дает такие потрясающие результаты? Вот главные принципы, которые должны заинтересовать всех родителей.
Почти конец…
Ради любопытства заглянула в пособие kumon для практики умножения и деления, которые, как я поняла, предназначены для начальной школы. И у меня сразу всплыли в голове слова одной бабушки, которая пришла ко мне на урок математики, посмотреть чему учат ее внучку: “Самое главное это таблица умножения! Ее надо крепко-накрепко вдолбить в начальной школе. А все эта экзотика: графы, круги Эйлера…. это не обязательно же знать”.
Вот и здесь, когда представляешь ребенка, который прорешал все эти примеры, становится спокойно за его арифметические знания и контрольные работы в школе. Они будут “на отлично”! А когда видишь грустный и замученный взгляд детей, которым вдолбили математику “отсюда и досюда”, то — тоскливо и жалко и хочется опять “непоследовательно и хаотично” учить детей ДУМАТЬ и видеть глаза, озаренные идеей.
А тетради kumon могут стать отличным подспорьем в деле развития интеллекта и творчества!
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
4 столпа метода Кумона
Для того чтобы дети могли выполнять упражнения, доступные для них по методу Кумона, за пределами своего возраста или школьного уровня, следует поощрять уверенность в себе и интерес к успеваемости со стороны учащегося. Для этого он построен на 4 основных опорах.
1. Индивидуальность в соответствии с вашими способностями
Уровень школы не является ограничением или целью в методе Кумона. Предполагается, что каждый ребенок в максимальной степени изучает и использует свои навыки в соответствии со своими индивидуальными и личными способностями. Для этого они должны стремиться к максимуму постепенно, ради чистого удовольствия от обучения и всегда с безопасностью и самоконтролем..
2. Дети-самоучки
Метод Кумона ценит прежде всего способность ребенка учиться в соответствии с его собственными усилиями.. Каждый мальчик решает упражнения своими личными усилиями, самообучаясь, самостоятельно находя решения..
3. Прогрессивная эволюция
Еще одной опорой, на которой основан этот метод, является прогрессивная эволюция. Материал специально подготовлен таким образом, чтобы каждый ребенок увеличивал сложность упражнений в соответствии со своим ритмом обучения. Все это индивидуально и основано на способности понимания и удовольствия каждого студента.
4. Консультант в качестве наблюдателя
Консультант также играет важную роль в методе Кумона. Он является наблюдателем академических способностей каждого ребенка и его личности. Это позволит адаптировать материал к своим способностям и станет частью прогресса мальчика, поощряя его прогрессировать и использовать все свои способности.
Что вы думаете о методе Кумона? Считаете ли вы, что это будет хорошим способом улучшить академические навыки и компетенции вашего ребенка?? Уже есть много теорий, которые оценивают, что лучший способ учиться естественно и прогрессивно, в соответствии с личными способностями каждого. Эта методология явно добавляет к этим токам, которые оказались эффективными.
30 заданий и 86 наклеек
Дети наклейки обожают. Наверняка у вас дома уже скопилось их немало. В этих тетрадках наклейки особенные — они не только яркие и любопытные, но еще и многому научат малыша.
Играя и приклеивая наклейки разных форм и размеров, ваш ребёнок разовьёт мелкую моторику, логику, пространственное мышление, познакомится с новыми словами и простыми геометрическими фигурами.
В каждой тетради — 30 заданий и 86 многоразовых наклеек. Занимайтесь и играйте вместе каждый день, и ваш малыш многому научится.
Чем особенны эти тетради
— Дизайн тетрадок разработан специально для маленьких детей: все просто, ярко и понятно.
— Во время занятий пальчики вашего ребёнка станут более ловкими, а это значит, что вскоре малыш освоит важный навык правильно держать карандаш и проводить им линии.
— Тут нет утомительных заданий. Все весело и просто. А польза от занятий — огромная.
Как заниматься
1. Чтобы ребёнку было легче выполнять задания, вырезайте из каждого листа картинки и кладите их перед малышом.
2. После того как малыш выполнит задание, от души похвалите его. Так вы привьёте ему желание продолжать обучение.
3. Старайтесь давать одинаковое количество заданий в день. Рекомендуем вам заканчивать занятия, пока ребёнок не устал и хочет ещё немного позаниматься.
В зоопарке
На страницах этой тетради живут самые разные животные. Забавные слоны, неугомонные обезьянки, сонные коалы, розовые фламинго, ленивцы, прекрасные павлины… Со всеми малыш сможет познакомится.
В тетради три типа постепенно усложняющихся заданий.
Сначала малышу предлагается приклеивать наклейки, куда он захочет.
Затем он должен приклеивать их на обозначенное место, восполняя недостающий фрагмент. В таких заданиях малыш запомнит геометрические фигуры и цвета.
В заданиях третьего типа ребенок должен расположить наклейку так, чтобы картинка стала цельной, то есть приклеить недостающие части животных. А значит, запомнить новые слова.
Транспорт
Эта тетрадь построена по такому же принципу, что и предыдущая. Это веселое увлекательное путешествие в мир машин. Посмотрите, какие яркие здания собраны в книге.
Такие задания вызовут настоящий восторг у маленьких любителей машин.
Рисунки машин крупные, четкие. Наклеек очень много, они большого размера и хорошо снимаются с основы. Любой малыш с удовольствием повозится с такими наклейками.
Процесс обучения детей лучше всего совместить с игрой: и наклейку наклеить, и поговорить о машинах.
И, конечно, детям очень понравятся сами наклейки. В тетради сначала ребенку предстоит приклеить наклейки, куда ему понравится, затем на определенное место. От странички к страничке размер и формы наклеек будут изменяться и уменьшаться, сами задания будут становиться сложнее.
После выполнения всех заданий ребенок получит поощрение — вот такой сертификат. Его можно повесить на стену в детской и показывать друзьям.
Веселые тетради с наклейками — отличный способ увлечь ребенка учебой. Занимаясь по ним, малыш не только будет узнавать новое, но и получать бесконечное удовольствие от самого процесса.
Статья предоставлена издательством «МИФ.Детство»
Т.Кумон «В зоопарке» Купить в Лабиринт.ru Купить в Ozon.ru Купить в Украине Купить в Беларуси Купить в Казахстане Купить в МИФ | |
Т.Кумон «Транспорт» Купить в Лабиринт.ru Купить в Ozon.ru Купить в Украине Купить в Беларуси Купить в Казахстане Купить в МИФ |
Микрообучение и KUMON
Вся методика KUMON построена на принципе микрообучения. Давайте разберемся, в чем это проявляется.
Для эффективного освоения того или иного навыка важно, чтобы задание раз за разом усложнялось. «Именно этот фактор дается нелегко в занятиях с ребенком
Родителям порой сложно отследить момент, когда стоит занятие уложить, чтобы оно не было слишком легким или же, наоборот, не стало слишком сложным, что демотивирует ребенка», — комментирует Полина Харина.
Занимаясь по тетрадям KUMON, об этом не приходится думать: сложность заданий постоянно увеличивается, часто незаметно для самого ребенка.
Возьмем для примера стикербук «Транспорт», предназначенный для малышей от 2 лет. Сначала ребенку предлагается наклеить стикеры в удобном ему порядке, затем — заполнить наклейками разные геометрические формы, затем — соотнести цвета и линии, а в конце — расположить наклейки тематически в отведенных для них местах.
Пример того, как меняется сложность заданий в тетради «Простые линии»
При этом в разных тетрадях сложность возрастает по-разному. К примеру, в серии «Давай заниматься!», рекомендованной для начала знакомства с KUMON, она меняется почти незаметно: ведь очевидно, что чем меньше ребенок, тем больше времени ему нужно для того, чтобы овладеть тем или иным навыком.
«Мой принцип — вырывать один листочек из тетради для выполнения
В итоге ребенок уделяет выполнению 1-2 минуты и ему легко удержать внимание, учитывая ранний возраст», — советует нейропсихолог Полина Харина
Даже самые скучные, на первый взгляд, занятия поданы в игровой форме: ребенку предлагается не просто провести линию, а помочь зайке дойти до морковки, не просто повторить порядковый счет, но соединить цифры, чтобы из них получился рисунок.
Пример задания из книги «Учимся раскрашивать»
Есть и тематические тетради: например, «Клеим наклейки. В магазине», где все сюжеты связаны с походом за продуктами, «Давай вырезать. Забавные животные», посвященная птицам и зверям, «Найди пару. Транспорт», где соотносить между собой придется разные виды машин, автобусов и самолетов. Подобные серии также отлично развивают кругозор и словарный запас.
Задания в тетрадях KUMON помогают развивать мелкую моторику и зрительное внимание, строить логические цепочки, считать, умножать, делить и многое другое. А еще с помощью тетрадей можно делать поделки, складывать объемные фигуры и даже собирать пазлы-аппликации
А еще с помощью тетрадей можно делать поделки, складывать объемные фигуры и даже собирать пазлы-аппликации.
Тетради KUMON подходят для детей от 2 до 8 лет и старше. Отдельная серия посвящена подготовке к школе. А те, кто уже учится в школе, могут оттачивать математические навыки: сложение, умножение, деление и даже дроби.
Кроме того, существуют тетради для взрослых на развитие памяти и интеллекта.
Сориентироваться в мире KUMON и понять, какое пособие подходит вашему ребенку, можно благодаря специальной карте. А посмотреть все многообразие тетрадей — по этой ссылке.
Когда ребенок с легкостью выполняет задания, он накапливает положительный опыт и укрепляет уверенность в себе. В конце каждой тетради есть сертификат о ее прохождении, который родители могут вырезать, подписать и торжественно вручить. Подобный жест очень важен детям и помогает им поддерживать веру в собственные силы и сохранять мотивацию к учебе.
Работаем с ножницами
Из серии «Работаем с ножницами» я выбрала рабочую тетрадь «Учимся клеить пазлы-аппликации».
Задача детей – научиться вырезать фигуры различных форм и размеров, а затем складывать пазл и приклеивать на основу. Благодаря одной рабочей тетради дети учатся вырезать и составлять пазлы от 4-х до 12-ти частей. Причем кусочки пазлов всегда разной формы: острые углы, закруглённые линии, маленькие и большие и т.д. В свою очередь складывание пазла в единую картинку формирует у ребёнка пространственное мышление и понимание различных форм. А третий этап закрепит уже имеющиеся навыки работы с клеем.
Не смотря на то, что одно задание рассчитано на один день (15-20 минут), а рабочей тетради должно хватать на 1 месяц, наши погодки обычно делают всё практически сразу. Их очень увлекают эти красочные тетради и занятия, и особенно то, что они могут справиться практически со всеми заданиями самостоятельно. Главное условие – делать упражнения по порядку. В противном случае пропадёт эффект обучения и закрепления навыков.
Об авторе
Макото Шичида (1929-2009 годы жизни) — японский профессор, доктор наук, более 40 лет занимался разработками и исследованиями в области человеческого мозга, его стимулировании, уникальных и бескрайних возможностях.
На протяжении всей своей жизни стал основателем многочисленных семейных и детских центров раннего развития в Японии. Так же написал лекционные и литературные труды, которые довольно сложно приобрести на русском языке.
Шичида уверен, что все дети без исключения от рождения гении, только не все умеют развить и вовремя воспользоваться своими возможностями, использовать их и довести до совершенства.
Любовь – основа всего
Первый постулат Макото Шичида может удивить: профессор уверен, что в основе успешного развития любого ребёнка всегда лежит огромная родительская любовь. Учёный отмечает: дети очень часто считают, что их любят недостаточно, в то время как родители уверены в обратном. И этот ощущаемый ребятами и не замечаемый родителями недостаток любви самым пагубным образом сказывается на развитии и воспитании детей всех возрастов. Для того чтобы такого не произошло, профессор предлагает использовать следующие способы:
Частые и крепкие объятия
Даже незначительные успехи малыша или ребёнка постарше, любая его помощь вам (пусть и неумелая) или даже просто готовность откликнуться на просьбу обязательно должны быть вознаграждены. И лучшая награда – объятия. Они не только помогают продемонстрировать детям глубину родительских чувств, но и прекрасно мотивируют их для будущих «подвигов». Обнимайте детей как можно чаще, шепчите им на ушко слова благодарности и любви. Только обязательно делайте это искренне, а не потому, что так «велит» методика. Объятия не должны быть формальными, «для галочки», ведь дети это очень тонко чувствуют.
Внимательное и чуткое отношение
Никогда не слушайте ребёнка «вполуха», не давайте бесконечные инструкции и откажитесь от постоянной (или очень частой) критики, ведь именно в этом кроется основная причина отчуждения, которое нередко возникает между родителями и детьми. Мы часто забываем о деликатности, когда общаемся с нашими чадами. А ведь они заслуживают чуткого и уважительного отношения ничуть не меньше, чем другие люди. Поэтому обязательно призывайте на помощь ещё и чувство такта и хорошее воспитание. А вот декларативности и нескрываемой назидательности в нашем общении с детьми должно быть как можно меньше. Вместо того чтобы заявлять: «Делай, как я сказала!», мягко и доброжелательно предложите: «Давай подумаем и решим вместе».
Правильный настрой
Профессор убеждён, что в течение первых пяти минут с момента засыпания, подсознание человека не спит. Эти драгоценные мгновения можно и нужно использовать для воздействия на детей. Положительные установки, полученные в это время, способны творить чудеса. Родители могут «надиктовать» чадам буквально всё: хороший аппетит или крепкий сон, уверенность в своих силах или доброжелательный настрой. Но самое главное – в эти минуты подсознание детей услышит и запомнит слова любви, которые, помимо прочего, обязательно должны звучать во время «настройки». Интересно, что даже прослушивание записей родительских «установок» самым благотворным образом влияет на детей. Поэтому, даже если родители часто уезжают и не имеют возможности ежевечернее давать «установки», они могут просто записать их и попросить бабушку или няню включать запись. Имейте в виду, что говорить нужно негромко (можно даже шёпотом) и ласково, а не вещать на всю квартиру. Этот способ Макото Шичида называет «пятиминутным внушением» и советует использовать регулярно.
Как заниматься
«Чем младше ребенок, тем меньше времени необходимо затрачивать на одну деятельность, — советует Полина Харина. — Для детей раннего возраста (1-4 года) лучше, чтобы занятия длились 15-20 минут. После обязательно переключайте ребенка на двигательную активность
Важно, чтобы не было никаких факторов влияющих на отвлечение ребенка: чистая, убранная комната, отсутствие лишних звуков, хорошо проветриваемое и освещенное помещение»
Постарайтесь заранее подготовить рабочее место. Идеально, чтобы это были стол и стул подходящего размера, однотонные, без отвлекающих рисунков на поверхности. Расположите его ближе к источнику естественного света
Уберите из зоны видимости игрушки и другие предметы, которые могут забирать на себя внимание
Оставьте на рабочем столе только те пособия, которые понадобятся вам в текущем занятии. Источник
Лучше всего заниматься в утреннее время, сразу после завтрака. Если ребенок ходит в сад, это могут быть 15-20 минут во второй половине дня, например, перед ужином (но не перед сном!).
Важно: не затягивайте время занятий. Переутомившись, ребенок может отказаться заниматься на следующий день
В то же время не настаивайте: лучше пропустить один раз, чем заставлять делать что-то через силу.
Системность и принцип «от простого к сложному»
Возникает вопрос — не будет ли способствовать микрообучение еще более «клиповому» восприятию информации, которое и без того характерно для современных детей?
«Нет, если процесс обучения не будет прерываться, а будет систематическим» — утверждает детский нейропсихолог Полина Харина. Системность — важный принцип микрообучения. Лучше, чтобы занятия проходили каждый день, в идеале — в одно и то же время. Так ребенок будет сразу настраиваться на обучение, его мозг уже будет в рабочем состоянии.
«Также очень важно грамотно выстроить схему обучения, чтобы навык развивался „от простого к сложному“ — это позволит отточить его на максимально глубоком уровне», — добавляет Полина. О том, как важно постоянно усложнять стоящие перед ребенком задачи, пишет и профессор Стэнфордского университета Джо Боулер в своей книге «Безграничный разум»
Он отмечает, что изначально нейронные связи в мозге крайне неустойчивы. Они становятся прочнее в процессе того, как ребенок все глубже изучает или осваивает что-то
О том, как важно постоянно усложнять стоящие перед ребенком задачи, пишет и профессор Стэнфордского университета Джо Боулер в своей книге «Безграничный разум». Он отмечает, что изначально нейронные связи в мозге крайне неустойчивы
Они становятся прочнее в процессе того, как ребенок все глубже изучает или осваивает что-то.
Чем сложнее решаемые задачи, тем лучше развивается и растет мозг.
Кто такой Тору Кумон?
Тору Кумон был учителем математики, особенно заботившимся об образовании своего сына.. Фактически, найдя тест своего сына Такеши по этому предмету, по которому он не получил хорошей оценки, отец решил создать учебный материал, чтобы стимулировать его интерес и, таким образом, улучшить его результаты. По этой причине Кумон пытался создать для своего ребенка стратегии самообучения, чтобы не перегружать мальчика и не делать его более автономным.
Но Кумон, глядя на проблемы своего сына у многих других детей, решили разработать материал, который даст студентам возможность столкнуться с проблемами, решения которых они могли бы найти без посторонней помощи, но которые из-за их трудностей с окончанием обучения действительно представляли проблему. Таким образом, целью было не что иное, как достижение полностью автономных студентов.
любопытно, Соседи Тору Кумона, наблюдая за лучшими ощупью Тахеси, попросили его применить его методы к своим детям.. Именно так в 1958 году этот учитель математики открыл свой первый офис в Осаке, Япония, и сегодня его услугами пользуются более 4 миллионов детей по всему миру.
«Развитие индивидуального потенциала каждого гражданина равносильно развитию потенциала общества или нации».
-Тору Кумон-