Буллинг в школе: как защитить ребенка от травли

Причины буллинга

Как мы уже отмечали, буллинг – явление коллективное, значит, и одна из предпосылок этого явления кроется в группе. Школьный класс формируется «сверху»: ученики не выбирают, с кем они будут рядом в течение длительного периода времени. К примеру, дворовая компания формируется совсем по другим принципам.

Как и в любом другом коллективе, в классе начинает формироваться иерархия: от «звёзд» до аутсайдеров. И в определённый момент кто-то хочет установить свою власть, объединив в свою команду друзей по интересам. И этим самым интересом вполне может стать травля. Обидчики получают положительные эмоции, осознают себя лучше и успешнее. И это чувство они желают испытывать снова и снова.

Следовательно, буллинг в школе – это своеобразное проявление коллективной динамики. Но тогда почему не во всех классах процветает подобная практика? Тут огромную роль играет личность педагога. Если он попустительствует травле или даже одобряет её, то проблема неизбежна. И напротив: когда учитель создаёт благоприятный психологический климат в группе, то буллинг невозможен.

Кто же может стать объектом травли? Любой ребёнок, который чем-то отличается от остальных детей, причём не важно – в какую сторону. Издеваться с одинаковой силой могут как над отличником, так и над двоечником; как над богатым, так и над бедным; как над толстым, так и над худым. Чаще всего страдают дети, отличающиеся замкнутостью, стеснительностью, неуверенностью в себе

Чаще всего страдают дети, отличающиеся замкнутостью, стеснительностью, неуверенностью в себе.

Как часто встречается буллинг

Согласно результатам опросов, проведённых специалистами из Европы, жертвами буллинга в той или иной степени становился каждый второй ребёнок школьного возраста. Только представьте эту цифру! Если экстраполировать эти результаты на отечественную учебную систему, то можно предположить, что сотни тысяч детей в этот момент страдает от нападок агрессивных одноклассников.

Эти маленькие жертвы невнимания взрослых каждую минуту испытывают страх, стыд, другие негативные эмоции. Некоторым так плохо, что иногда они даже задумываются о самоубийстве. Нормально ли это? Нет, конечно.

Как помочь ребёнку

Но самое главное – помочь объекту травли. Как это сделать?

  • Продемонстрируйте, что вы на стороне подростка. Нельзя говорить ему, что это пройдёт, что он сам виноват, мол, не обращай внимания и пр. Ребёнок ищет у вас защиты и поддержки. Вы обязаны их предоставить.
  • Обратитесь психологу. У ребёнка из-за травли неизбежно страдает самооценка, нарушается понимание о том, как нужно общаться с ровесниками в социуме. Нужна квалифицированная помощь психолога.
  • Поднимите самооценку ребёнку. Конечно, это нелёгкий процесс, комплексный, продолжительный. Но без этого невозможно будет вернуть подростка к нормальной жизни. Что можно сделать? Предложите хобби, спортивные секции. То есть то занятие, где он сможет увидеть собственную значимость.

Не ждите, что ситуация наладится без вашего вмешательства. Конечно, в какой-то момент агрессорам может надоесть издеваться над вашим ребёнком и они переключатся на другую жертву (что тоже ужасно). Но к этому времени проблема зайдёт уже слишком далеко, а детская самооценка опустится ниже нижнего предела.

Может ли у человека появиться чувство вины из-за травли

Фото: pexels.com/ru-ru/@yankrukov

Если ребенок будет сам себя давить в этой ситуации и говорить, что это он какой-то не такой, то он просто уничтожит сам себя, свою самооценку. Защитный механизм психики устроен так, что человек не может сказать, что он виноват в том, что его травят. Что бы он ни делал, как бы ни выглядел – его травить нельзя. Травля – это систематическое преследование, унижение и агрессия в сторону другого человека. Она не может вызывать чувство вины. И если у человека вдруг возникло такое ощущение, то стоит обратиться хотя бы в бесплатную группу психологической помощи.

Ни один человек не может нести полную ответственность за поведение другого человека: каждый сам отвечает за свои поступки. Даже если один человек бегает и кричит «ударьте меня, ударьте меня!», приглашает, чтобы в его сторону проявляли агрессию, окружающие не должны отвечать на эту провокацию.

Причины буллинга. Основные мотивы

Агрессия — одна из защитных функций психики человека. Чаще всего тираны на самом деле очень тревожные и неуверенные в себе личности, которые остро чувствуют свою незащищённость. Недаром большинство булли — дети из неблагополучных семей. Заласканный и любимый ребёнок редко самоутверждается подобным образом.

Основные мотивы буллинга:

  • привлечение к себе внимания;

  • демонстрация своего могущества, физических преимуществ;

  • стремление к власти и потребность в доминировании;

  • попытка скрыть свою неуверенность или страх;

  • зависть;

  • столкновение различных ценностей, взглядов, субкультур и неумение находить компромисс.

Причины можно структурировать на группы:

  • Педагогические ошибки. Часто буллинг встречается в тех школах и классах, где и сами преподаватели позволяют себе насмешки, издевательства над подопечными. Школьная атмосфера, устои и правила очень влияют на развитие подобных ситуаций. Случается, что даже учитель знает о травле, однако никак не вмешивается;

  • Психологическая причина. Проблемы с психическим здоровьем самого агрессора, асоциальное поведение;

  • Пропаганда агрессивного и жестокого поведения, посредством интернета, телевидения и прочих источников;

  • Внутрисемейные причины. Насилие, жестокость, контроль со стороны родителей, недостаток их внимания и любви.

Рекомендуем интересную статью”Можно ли бить ребенка в воспитательных целях”

Как бороться с буллингом?

Травля в школе — серьезная и требующая незамедлительного решения проблема. Бороться с ней необходимо комплексно: помочь в этом может и жертва буллинга, и учителя, и родители.

Что делать родителям?

Травля в школе, о которой вам сообщил ребенок, не должна остаться без внимания. Ни в коем случае нельзя разводить руками, делая вид, что ничего не происходит или что происходящее просто в нравах современных детей. Ребенок нуждается в вашей защите вне зависимости от его роли: агрессор, свидетель или жертва.

Что делать учителю?

Именно учитель способен работать с группой постоянно: он может контролировать и направлять ее, следить за ее поведением и задавать цели. Поэтому травля в школе может быть прекращена во многом благодаря преподавателю и конкретным его действиям:

  1. Назвать проблему — нужно понять, что закрытие глаз на проблему не означает ее отсутствие, поэтому стоит показать, что проблема действительно есть и что это действительно насилие.
  2. Взять ответственность за решение проблемы — группе нужен взрослый, способный взять на себя решение проблемы и довести его до конца.
  3. Показать правильность различий — люди всегда по-разному оценивают других людей, и это абсолютно нормально; нельзя травить людей за различия.
  4. Показать буллинг как болезнь группы — если использовать ассоциации, то можно наглядно показать вред травли в школе; как немытые руки становятся причиной паразитов, так и «грязное общение» становится причиной буллинга.
  5. Активизировать мораль и показать наличие выбора — одобрение морально положительных действий, заключение договоров и поощрение позитивных изменений способны разрушить негативную групповую динамику.
  6. Гармонизация иерархии — на последнем этапе стоит подумать о предотвращении травли в школе в будущем, для этого нужно дать каждому ребенку возможность проявить себя, быть полезным группе.

Что делать ребенку?

Если вы подвергаетесь буллингу, стоит определить, насколько все запущено

Если травля в школе не переходит границы и не включает физическое насилие, то важно помнить: дело не в вас, а в агрессорах, в группе. Негатив в вашу сторону характеризует с плохой стороны не вас, а их. Поэтому для предотвращения эмоционального буллинга можно принять его:

Поэтому для предотвращения эмоционального буллинга можно принять его:

  • пожать плечами, как бы соглашаясь,
  • улыбнуться, показывая, что вы рады, что им весело,
  • задать встречный вопрос, интересуясь, хочется ли им так думать,
  • согласиться, что у вас есть недостатки,
  • дать разрешение так считать.

Главное — это не должно повлиять на вашу оценку самого себя, так как ни одно из сказанных обидчиком слов в действительности не относится к вам.

Если к вам применяют физическое насилие, то есть мешают есть, ходить в туалет, переодеваться, портят вещи и одежду, отбирают деньги, угрожают и причиняют тебе боль, это уже уголовное преступление. Об этом стоит немедленно сообщить учителю и родителям: они могут не только серьезно поговорить с обидчиком, но и пойти в полицию. Помните, сообщить о травле в школе взрослым необходимо, агрессоры не смогут причинить вам вреда и это не будет «ябедничеством».

Если же вы стали свидетелем буллинга, стоит помнить, что он держится именно на группе: если несколько ребят перестанут позволять издеваться над другим, группа будет разрушена и травля в школе прекращена.

Что такое буллинг в школе и на работе и как с ним бороться

Говоря простыми словами, это травля — форма насилия. По данным ВОЗ, 42% школьников и 37% школьниц подвергаются издевательствам. Однако травля возникает не только в школе, но и на работе, в быту. Разберем подробнее буллинг: что такое, каким бывает, как его победить.

Что такое буллинг — определение

Буллинг (от английского bullying — запугивание, издевательство) — это систематические и продолжительные издевательства группы или одного человека над ребенком или взрослым. Речь идет только об умышленном причинении физического или психического вреда.

Как отличить насмешки от издевательств

Насмешки могут быть частью эмоционального насилия, если они грубые и систематические. Говорить об отличиях некорректно, о чем свидетельствуют определения из словаря Т.Ф. Ефремовой:

  • насмешка — обидная шутка, издевка;
  • издевательство — злая, оскорбительная насмешка, обидная шутка.

Издевательства бывают не только вербальными (насмешки, оскорбления), но и физическими (побои, порча имущества, принуждение к чему-то унизительному). То же подтверждает АПА: «Издевательства могут принимать форму физического контакта, слов или более скрытых действий».

Как распознать буллинг и к чему он может привести?

Травля в школе отличается от непопулярности, конфликтов, агрессии тремя факторами:

  • наличие насильственных действий,
  • постоянство (регулярен и в отношении одного и того же человека),
  • наличие группы (агрессивной или поддерживающей агрессора).

Только три пункта в совокупности свидетельствуют о буллинге, по отдельности они указывают на другие явления, с которыми нужно бороться иначе.

Непопулярность — это явление, при котором группа постоянно не принимает ученика, неохотно контактирует, не заводит дружеских связей с ним. Непопулярный ребенок может чувствовать обиду, грусть, одиночество. Однако от буллинга это отличается отсутствием любой из форм насилия: так, ученик не испытывает страха, не переживает за свою безопасность, так как не подвергается нападкам со стороны коллектива.

При этом, травля в школе непопулярного ребенка, если она есть, не закончится с повышением его популярности: более того, выделяемого ученика могут травить чаще

Поэтому важно отличать буллинг от непопулярности

Конфликты — это единичное проявление агрессии между равными детьми. В таком случае ни один из участников драки или ссоры не испытывает реальный страх, может дать полноценный отпор. Чаще всего, конфликты заканчиваются на позитивной ноте: через несколько дней его участники добровольно общаются и играют друг с другом. В обратном случае — роли в драке могут меняться, зачинщик может стать жертвой, а жертва зачинщиком. При буллинге смена ролей и равенство участников невозможно: травля в школе происходит регулярно, одна из сторон всегда страдает, а другая всегда нападает.

В конфликтах помогают медиации, так как в них виноваты обе стороны как равные. Травля в школе же не зависит от жертвы, поэтому подобное утверждение нанесет жертве буллинга непоправимый вред: оно покажет, что взрослый на стороне агрессора.

Агрессивность — это систематическое проявление насилия со стороны одного или нескольких людей без поддержки группы. В отличие от буллинга, один терроризирует класс, а не класс терроризирует одного.

В таком случае работать необходимо с агрессором. Травля в школе устроена иначе: группа способна выдвинуть другого зачинщика или скрыть свои действия от глаз контролирующего взрослого, поэтому работа только с агрессором не поможет.

Травля в школе — это травматичный опыт для всей группы.

Жертва ежедневно подвергается насилию и осуждению, она теряет способность сосредоточиться и уверенность в себе, впадает в депрессивное и тревожное состояние, не хочет жить.

Зачинщиков травля в школе развращает, показывает вседозволенность. Это мешает формированию здоровых отношений и способов достижения целей, а значит, у агрессоров впоследствии меньше шансов на успешную карьеру и здоровые отношения с людьми.

Для свидетелей травля в школе не менее опасна: у них происходит внутренний конфликт, при котором они осознают аморальность буллинга, но не имеют возможности без страха это прекратить. Это сильно подрывает их оценку себя как «хорошего человека». Также, если травля в школе разрешена, кто сказал, что они не станут следующей жертвой. Это не позволяет им расслабиться и посвятить себя развитию.

Травля в школе оказывает разрушительное влияние также и на личность педагогов: осознавая, что в классе происходит буллинг, они не могут найти решение проблемы, что заставляет их сомневаться в себе и своем призвании, обвинять детей и их семьи.

Нередко впоследствии травля в школе приводит к несчастным случаям, самоубийствам или же ответному насилию со стороны жертвы (массовым убийствам в учебных заведениях).

Как выйти из сложной ситуации?

Жертвой травли может стать каждый ребенок — независимо от уровня достатка семьи, «крутости» родителей, уровня интеллектуального и эмоционального развития, а также атмосферы в семье. Поэтому очень важна реакция взрослых, их вовлеченность в ситуацию и активные действия. 

Что же поможет вовремя обнаружить проблему и решить ее с наименьшими потерями:

Родителям важно обращать внимание на поведение ребенка. Если оно существенно меняется — говорить с ним, наблюдать за ним, выяснять, нет ли каких-то причин, провоцирующих эти изменения. 

Учителя, завучи, другие сотрудники школы, которые видят детей каждый день, могут стать свидетелями неприятных сцен, разговоров, что также будет поводом для пристального внимания и контроля. 

Необходимо поддерживать связь с родителями других детей
При обнаружении подозрительных публикаций в соцсетях, странных сообщений в телефоне — инициировать расследование.

Что такое буллинг?

Буллинг – это агрессивная травля одного из представителей группы другим её представителем, имеющая постоянный характер.

Буллинг может проявляться как в физической, так и психологической форме, а также обретать как открытый, так и скрытный характер. Видами травли являются: угрозы, преследование, физическая агрессия, оскорбление, негативная оценка, постоянное недоверие, порча имущества и другое.

Обычно организовывается одним или несколькими буллерами, занимающими лидерские позиции в данной социальной группе. Также в группе могут быть свидетели – те, кто просто наблюдает со стороны, не нанося прямого вреда, но и не защищая жертву.

Что делать с буллингом ребенку

Печально, но практика показывает – в подобной ситуации у ребенка остается очень мало возможностей по реальному разрешению ситуации. В ряде ситуаций, можно попробовать поговорить с обидчиком один на один и понять, что именно его задевает

Важно быть откровенным и рассказать о том, что его действия обижают вас. Это помогает разрешить недопонимания, которые иногда возникают в классах, но не решает проблем с хулиганами

Ребенку нужно помнить три важных правила:

Молчать нельзя. Превращать свою жизнь в пытку из-за мнимых представлений о чести и извечном «ябедничать не хорошо» не стоит

Агрессоры уже опускаются значительно ниже, зачем проявлять к ним какую-то снисходительность и джентльменство? Важно помнить, что травля часто становится только хуже и хуже, ее нужно давить в зародыше.

Чем больше людей знает – тем лучше. Требуется рассказать родителям и учителям

Нельзя позволять отмахиваться от своей проблемы. Если есть какие-либо дополнительные доказательства буллинга, пусть даже нелицеприятные, их стоит обязательно сохранить и показать.

Психолог всегда на вашей стороне. Очень многие пренебрегают школьным психологом. Но даже если он не смог сработать так, как от него ожидали, ставить крест на всей профессии не стоит. Обязательно нужно найти профильного специалиста, который поможет решить проблему.

Огласка, внимание к проблеме, спокойствие и рассудительность – вот что помогает найти выход из сложной ситуации. Помните, что терпение и замалчивание подобных случаев не принесет никому ничего хорошего

Как понять, что ребенка обижают в школе

Подростки часто предпочитают молчать о своих проблемах: они думают, что вмешательство родителей или учителей лишь усилит конфликт. Ещё одна причина молчания – боязнь того, что взрослые не поймут или осудят (мол, уже большой, сам разбирайся).

И всё же существует ряд признаков, которые могут свидетельствовать об издевательствах со стороны одноклассников.

  • Физические повреждения, причины появления которых подросток не в силах объяснить. Либо его объяснения кажутся надуманными.
  • Изменения в характере, поведении.
  • Проблемы со сном. Ребёнка мучают кошмары, он не может заснуть.
  • У него «теряются» вещи: телефоны, наушники, золотые серёжки, куртки. Либо эти вещи «вдруг» ломаются, рвутся, пачкаются.
  • Подросток придумывает всяческие отговорки, лишь бы не идти в школу. То у него живот заболел, то температура поднялась. Кстати, возможно, боли в животе действительно присутствуют, поскольку так может проявляться психосоматика.
  • Меняется пищевое поведение. Подростки, особенно девочки, перестают есть. Такое часто происходит, если ребёнка дразнят из-за лишнего веса.
  • Портится успеваемость, учителя жалуются на то, что ребёнок потерял интерес к учёбе. В дневнике появляются соответствующие записи.
  • Внезапные ссоры с приятелями, одноклассниками. Подросток не гуляет после уроков, не звонит друзьям.
  • Любое отклоняющееся от прежней нормы поведение: скандалы, аутоагрессия, побеги из дома, истерики.

Когда пора бить тревогу?

Буллинг в школе и не только там может проявляться в разной степени. Рассмотрим его стадии:

  1.  Инаковость. Кто-то просто отличается от других
    внешностью, акцентом и прочим.
  2.  Конфликт. Обычно это разовые ссоры,
    после которых всё встаёт на свои места.
  3.  Вражда. Конфликты имеют некоторую периодичность,
    появляется «сильная» и «слабая» стороны.
  4.  Самозащита. На этой стадии жертва
    начинает бояться буллера, избегать его и сильно не проявлять себя (чтобы не
    нарываться на конфликт).
  5.  Злоупотребление. «Сильная» сторона
    регулярно и преднамеренно нападает на «слабую» сторону.
  6.  Растущая
    неуверенность жертвы. Жертва боится рассказывать о травле и винит в
    происходящем себя.
  7.  Изоляция
    жертвы. Травля становится менее явной, жертва – более замкнутой, а
    окружающим всё сложнее увидеть буллинг.
  8.  Длительный
    стресс. Несмотря на внешнее спокойствие, у жертвы
    развивается хронический стресс.
  9.  Исключение
    жертвы из сообщества. Буллеры хотят лишь убрать жертву из своего общества
    (например, одноклассника из класса).
  10. Болезнь жертвы. Стресс перерастает в болезнь: жертва жалуется на головную боль,
    проблемы со сном, кошмарные сны, постоянную усталость. У жертвы даже могут быть
    мысли о суициде.

Если дело дошло до
пятой стадии, то без сторонней помощи уже не обойтись.

Что такое буллинг в классе и зачем о нем знать

Вчера Ваня отобрал шапку у Миши и выкинул ее в сугроб. Сегодня Миша отомстил, повторив то же самое с шапкой одноклассника. А завтра они об этом могут не вспомнить или просто вместе посмеяться. 

Что это было? Конфликт, повлекший за собой мелкое хулиганство. Чаще всего дети в состоянии найти выход из таких ситуаций самостоятельно и безболезненно. Если все-таки провести разбор такого взаимодействия, окажется, что оба виноваты и оба пострадали, продолжения никто не хочет, а потому довольно легко отстраняются от произошедшего и переключаются на что-то другое.

Шапку Дани тоже вчера отобрали и выбросили в сугроб. Позавчера испинали портфель и играли в вышибалу его пеналом, пока не сломали. И каждый день до этого было что-то подобное. Даня знает, что сегодня и завтра будет что-то еще. 

Буллинг в классе — это затянувшийся конфликт с закрепленными ролями. Если кто-то оказался жертвой, это уже не изменить, пока тянется вся эта история.

Основные роли участников буллинга — это:

  • агрессоры — придумывают и возглавляют издевательства;
  • жертвы — принимают удар на себя, у них нет инструментов для противостояния, они просто терпят;
  • наблюдатели — напрямую в конфликте вроде бы не участвуют: смотрят со стороны, могут высказывать свое мнение, одобряя или осуждая происходящее, но ничего не решают и ни что не влияют.

На самом деле негативные последствия буллинга будут для всех его участников, потому что каждый из них понимает: «Так можно. Это нормально». Это становится новой жизненной установкой. Многие агрессоры, спустя годы и имея собственных детей, так и продолжают считать, что все это было веселое школьное детство. 

Буллинг — это, по сути, групповое насилие над человеком. Если психологическое, то это самая натуральная травля. Жертва постоянно находится в ожидании новых нападок — знает, что они будут, но избежать их часто даже не пытается. Если физическое, оно может закончиться — нет, не дракой — избиением. Один человечек против толпы, вернее, толпа на одного.

Чем опасен школьный буллинг

Распространенная ошибка многих родителей – восприятие школы как места, в котором личность ребенка должна закаляться в трудностях. Часто встречается мнение о том, что проходя через травлю, человек становится сильнее и выносливее психологически. Это ошибочное утверждение.

Школа – это место, где человек получает новые знания и социализируется. А значит, все помехи для этого должны быть устранены. Буллинг относится к списку таких помех и не обращать на него внимания попросту нельзя.

Есть сразу несколько негативных последствий буллинга:

  • Доведение до самоубийства. Часто ребенок просто не видит выхода из ситуации, его жизнь превращается в ад. На фоне гормональной перестройки в период взросления это становится особенно опасным. Травля часто становится причиной суицида.
  • Психологические проблемы. Так как личность в школе только формируется, попадание в ситуацию буллинга может нанести травму на всю жизнь. Процесс социализации нарушается, человек просто не может встроиться в общество.
  • Ухудшение успеваемости. В школе нужно думать об учебе. Но как этот делать, если ребенок понимает, что на перемене, по пути домой или внутри класса его ждет угроза? Здесь крайне сложно сосредоточиться на усваивании материала.

Причины буллинга. Основные мотивы

Агрессия — одна из защитных функций психики человека. Чаще всего тираны на самом деле очень тревожные и неуверенные в себе личности, которые остро чувствуют свою незащищённость. Недаром большинство булли — дети из неблагополучных семей. Заласканный и любимый ребёнок редко самоутверждается подобным образом.

Основные мотивы буллинга:

  • привлечение к себе внимания;

  • демонстрация своего могущества, физических преимуществ;

  • стремление к власти и потребность в доминировании;

  • попытка скрыть свою неуверенность или страх;

  • зависть;

  • столкновение различных ценностей, взглядов, субкультур и неумение находить компромисс.

Причины можно структурировать на группы:

  • Педагогические ошибки. Часто буллинг встречается в тех школах и классах, где и сами преподаватели позволяют себе насмешки, издевательства над подопечными. Школьная атмосфера, устои и правила очень влияют на развитие подобных ситуаций. Случается, что даже учитель знает о травле, однако никак не вмешивается;

  • Психологическая причина. Проблемы с психическим здоровьем самого агрессора, асоциальное поведение;

  • Пропаганда агрессивного и жестокого поведения, посредством интернета, телевидения и прочих источников;

  • Внутрисемейные причины. Насилие, жестокость, контроль со стороны родителей, недостаток их внимания и любви.

Рекомендуем интересную статью”Можно ли бить ребенка в воспитательных целях”

Почему возникает буллинг

В любой группе существует иерархия: есть те, кто занимает лидирующие позиции, и те, кто находится внизу списка – именно эти люди иногда становятся изгоями. Все потому, что в обществе существует борьба за лидирующие места. Это нужно, чтобы получить симпатию учителя, лучшие оценки, более лояльное отношение. И здесь есть два варианта, почему проявляется буллинг.

Фото: pexels.com/ru-ru/@thirdman

Попытки приблизиться к лидирующим позициям

Дети начинают травить одноклассников, чтобы приблизиться к лидерским позициям. Они создают коалицию против кого-то, чтобы самим чувствовать себя лучше. Возникает энергия агрессивности: самооценка обидчиков растет, поскольку они утверждаются за счет тех, кто младше и слабее. Это становится возможным из-за безнаказанности, потому что люди, отвечающие за порядок в школе, закрывают на это глаза: это негласное разрешение, что травить человека можно и ничего за это не будет.

Перенаправление агрессии

Вторая причина буллинга – это перенаправление агрессии с лидера группы. То есть вместо того чтобы проявлять агрессию в сторону учителя или школьного задиры, дети начинают травить более слабого. Потому что если проявлять агрессию в сторону учителя, будут последствия. 

Что делать, если ваш ребенок – буллер

Родители узнали от кого-то, что их чадо третирует одноклассника. Информация печальная, но делать что-то надо.

Начать с того, чтобы ближе познакомиться с ситуацией в классе, выяснить у других детей, как и что произошло.

Обвинения в недостойном поведении, унижения и наказание произведут обратный эффект: юный буллер станет лишь более тщательно маскироваться, а агрессия, гнев, злость и другие негативные эмоции никуда не уйдут.

Беседа с виновником должна проходить взвешенно и спокойно

Важно вывести его на анализ поведения, узнать, что он сам думает о сложившейся ситуации, а также четко объяснить, насколько недопустимо такое решение проблемы

Идеально, если родители воспримут происходящее с их ребенком как сигнал неблагополучия: ребенок несчастлив, ему плохо. Нужно срочно разобраться, что толкнуло ребенка на травлю другого человека, и постараться исправить ситуацию.

Возможно, юный агрессор ощущает себя в семье заброшенным, второстепенным и таким образом утверждается в классе за счет других.

Отвлечь от недостойного занятия ребенка можно, отдав его в какую-то спортивную или художественную секцию. Туда, где он почувствует свою успешность и поймет, что интересен единомышленникам не как «крутой перец», а своей надежностью, способностями, умением работать в команде.

Что (не) делать учителю, если дети травят ученика в классе

Эти 3 вещи учителю не стоит делать категорически

В буллинге в классе есть то, что еще хуже, чем игнорирование, и, как ни странно, эти модели поведения очень распространены в наших школах. 

1) Сводить проблему к формальностям. Участников конфликта заставляют извиниться друг перед другом, помириться, бывает, даже пожать друг другу руки, и делают вид, что это должно помочь. На самом деле, это только злит и еще сильнее провоцирует агрессоров.

2) Отказываться решать проблему самостоятельно. Учитель сразу ведет детей к завучу или директору, показывая свое бессилие — сам-то он ничего сделать не может. Этим он теряет свой авторитет в глазах детей и все его призывы жить дружно становятся бессмысленными.

3) Быть необъективным. Учитель принимает сторону одного из участников конфликта и откровенно защищает его. Ну, не может быть полезным человек, лишенный объективности.

Невозможное возможно — 4 вещи, которые стоит делать учителю

Максимально снизить риск буллинга помогают очень простые, на первый взгляд, вещи. На практике они требуют очень серьезного отношения, последовательной систематической работы. 

1) Помните, что главный лидер в классе — учитель. Он не подавляет лидерские качества детей, просто он настолько интересен, компетентен и великодушен, что дети всегда готовы пойти за ним. Это очень сложная работа. Со стороны может показаться, что это просто человек такой. На самом деле, это титанический труд. 

2) Проводите систематические беседы с детьми. Но не о том, как плохо обижать других (хотя и такие нужны), а о том, какие мы все разные. Этому миру нужны мы разные. Шустрые — те, кто быстро реагирует и легко приспосабливается к новому. Спокойные — те, кто позволяет этому миру сохранять стабильность и равновесие. Каждый со своими особенностями. И мы должны научить детей говорить об этих особенностях, видеть их в себе и в других и принимать людей такими, какие они есть. Такие разговоры не превратятся в формальность, если учитель сам заинтересован в них.

3) Объясняйте ученикам, что не все так однозначно. Детские конфликты — это деление на черное и белое, это самый простой способ восприятия: я — хороший, он — плохой. И задача учителя — усложнить это восприятие, создать условия, в которых придется размышлять и делать выводы. Тогда времени и сил на буллинг в классе просто не останется. 

4) Будьте внимательны. Нужно постоянно контролировать «горячие точки» школы, где, как правило, учителя бывают редко, и агрессорам очень удобно поджидать свою жертву:

  • узкие темные коридоры;
  • подвал;
  • раздевалка;
  • и другие неприметные уголки.

Кто чаще становится жертвой травли?

Мишенью для нападок, издевательств, злых шуток становятся тонкие чувствительные натуры, которые не могут постоять за себя. Им не свойственно агрессивное поведение. Они не умеют проявлять настойчивость, показывать окружающим уверенность в себе, отстаивать свои интересы. Чаще всего жертва старается продемонстрировать, что оскорбления, тычки, плевки совсем ее не задевают, хотя при этом может покраснеть, едва сдерживая слезы. 

По результатам исследований Дана Ольвеуса, можно выделить два типа жертв буллинга:

  1. Физически слабые, неуверенные в себе дети с повышенной тревожностью, которые очень эмоционально реагируют на все и предпочитают обществу своих ровесников общество взрослых. 

  2. Дети, которые своим внешним видом или поведением провоцируют негативное отношение к себе. Например, неряхи или слишком бурно реагирующие на действия преследователей. 

Невольным провокатором травли может стать учитель, который выделяет в классе ученика, которому чаще других предъявляет претензии, публично унижает его, «раззадоривая» тем самым буллеров. 

«Отверженными», «униженными и оскорбленными» могут быть:

«любимчики» учителей или воспитателей; 

«прилипалы», которые чувствуют себя в безопасности, только когда находятся в тесном контакте со взрослым, буквально виснут на нем; 

«шуты» — легковозбудимые, неуверенные в себе дети, которые стараются привлечь к себе внимание класса неуместными шутками-прибаутками и со временем превращаются в «козлов отпущения», на которых сыпятся все шишки. 

Травля в школе может привести к необратимым последствиям для всех ее участников. Жертвы буллинга погружаются в длительные депрессии, которые могут перерасти в более серьезные психические расстройства, задумываются о том, чтобы лишить себя жизни. У буллеров хромает не только дисциплина, но и успеваемость, а ощущение собственного «всемогущества» и безнаказанности в будущем может привести к проблемам с законом. Ребята, ставшие свидетелями травли одноклассника, страдают от чувства вины за свое невмешательство или живут в страхе оказаться на месте «отверженного». Словом, без вмешательства взрослых история может иметь печальный финал.

Как понять, что ребенок стал жертвой буллинга?

Чтобы понять, что ваш ребенок подвергается травле, нужно внимательно присмотреться к его поведению. Вот лишь несколько наиболее распространенных признаков:

  • Подавленное состояние. Ребенок может находиться в нем после школы или же перед походом в нее. Многие начинают пропускать уроки или под разными предлогами отказываются идти на занятия, симулируют болезни.
  • Одиночество. Отсутствие друзей – очень опасный признак. Он может указывать на проблемы с социализацией или травлю, когда с человеком не хотят общаться, опасаясь стать еще одним объектом ненависти хулиганов.
  • Нарушение поведения. Часто из-за проблем с нервной системой начинаются проблемы со сном. Ребенок становится более закрытым, часто срывается на вас. Распространены ситуации аутоагрессии, когда человек наносит вред самому себе.
  • Ухудшение успеваемости. Оценки начинают снижаться на фоне того, что ученика отвлекает от занятий что-то другое.

Многие психологи называют в списке признаков отказ от участия в школьной жизни или нежелание рассказывать о своих друзьях. Но это также может быть следствием особенностей характера.

Также о фактах буллинга говорят и внешние признаки – синяки, заплаканные глаза, грязная одежда или портфель, плохое состояние тетрадей и учебников

Проявлений подобного поведения множество, потому очень важно внимательно присматриваться к своему ребенку и не пропустить что-то важное

Как понять, что вашего ребенка притесняют?

Став жертвой одноклассника-агрессора или свидетелем травли, дети не спешат делиться своими переживаниями с родителями. Причины могут быть разные: стесняются, чувствуют себя виноватыми в происходящем, считают, что сами должны все решить, боятся стать стукачами или даже думают, что взрослые только все испортят, сделают еще хуже. При этом участие и поддержка родителей необходимы

Чтобы вовремя распознать неладное и прийти на помощь, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Ребенок стал хуже учиться, не хочет идти в школу. 

  • Участились простуды и другие заболевания. 

  • Возникают непонятные боли в животе, груди, 

  • Ухудшился аппетит. 

  • Сон стал беспокойным, нередко мучают кошмары. 

  • Повысилась тревожность. 

  • Большую часть времени ребенок пребывает в подавленном состоянии, грустит. 

  • Стал очень осторожным, излишне уступчивым, молчаливым. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий