Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью и как приучить детей к труду

Какая награда и мотивация за труд?

Часто родители, не зная как заставить ребенка помогать им, пытаются его простимулировать деньгами. Убрался в квартире — получил вознаграждение, сделал уроки — получил вознаграждение. Не сделал — вернул часть в казну. Пусть знает, как зарабатывать и имеет тем самым личные деньги на карманные расходы.

Это ошибочное представление о мотивации. Лучшим стимулом труда должно быть получение конечного результата. Прививайте ребенку наслаждение тем, что он получит в итоге. Учите ребенка выявлять даже в самой рутинной работе интересное и полезное.

Если садите дерево, присмотритесь какие у него листики, какое оно будет красивым в последствии. Если делаете скворечник, скольким птичкам поможете вывести потомство.

Если ребенок отказывается от выполнения работы, предложите ему альтернативу. Не хочет мыть посуду, предложите пропылесосить или протереть пыль. Так ребенок будет понимать, что просто отойти от работы не получиться.

Лучшей наградой для вашего трудяги может стать интересная книга или давно желанная игрушка, поход в зоопарк или цирк, совместные игры с ребенком.

Лучшая мотивация — сотрудничество, что вы одна команда, поиграйте в космический экипаж, где у каждого своя забота, кто-то в отсеке борт-питания моет посуду, кто-то в спальном: прибирает постель и протирает пыль.

Как диагностировать лень

В противоборстве с ленью действует то же правило, что и в борьбе с любым недугом: чтобы правильно подобрать лечение, нужно сначала его диагностировать. Прежде чем приводить разные «рецепты против лени», озвучим два правила её распознания.

1. Учитывать возраст. С 7 до 12 лет нежелание учиться может быть вызвано банальным отсутствием привычки или рассеянностью. С 12 до 16 лет лень чаще всего имеет под собой психологические причины: неуверенность в себе, отсутствие мотивации.

2. Разговаривать с ребёнком. Включите режим активного слушания и расспросите ребёнка, почему он откладывает или отказывается выполнять какое-то дело.Внимательно отнеситесь к его словам и рассуждениям, покажите, что вы искренне интересуетесь его жизнью.

От лени нет целебной пилюли, которую можно «назначить» ребёнку, и забыть о проблеме. Борьба с ленью требует времени, так что не ждите быстрых результатов. Но игра стоит свеч.

Основные причины появления колик у детей

Оказывается

Курение матери во время лактации, по единодушному мнению исследователей, служит фактором риска усиленных колик за счет повышенного уровня L-мотилина в плазме и кишечнике у ребенка

Точная причина колик до сих пор неизвестно, но есть много теорий о том, почему у ребенка возникают кишечные колики:

Нарушение техники кормления способствует избыточному заглатыванию большого количества воздуха (аэрофагия). У грудных детей это возникает, например, во время сосания пустой соски или груди с малым количеством молока. К признакам аэрофагии у грудных детей относятся: крик во время кормления, вздутие живота, отказ от еды, а после кормления – срыгивание или (реже) рвота «фонтаном». Умеренная аэрофагия нередко отмечается у детей первых месяцев жизни в связи с незрелостью нервной регуляции процесса глотания. В большей степени аэрофагия характерна для недоношенных, а также детей, незрелых к моменту рождения. Насильственное кормление и неправильное приготовление пищевых смесей (чрезмерное или недостаточное разведение) также могут провоцировать колику.

Дискинетические явления в толстой кишке. Чаще наблюдается во время или после приема пищи. Это связано с возникающими одновременно гастроилеальным и гастроцекальным рефлексами. Через 10 минут после приема пищи возникает периодическое повышение моторной активности кишки, которое сопровождается гиперемией и секрецией слизистой оболочки. Гастроцекальный рефлекс вызывает массивную моторную деятельность одновременно всех сегментов толстой кишки. Гастроцекальный рефлекс возникает после каждого приема пищи.

Повышенное газообразование. Газонаполнение кишечника на фоне кормления или в процессе переваривания сопровождается спазмом участков кишечника и, как следствие, болевым синдромом и растяжением стенки кишечника.

Незрелость нервной регуляции деятельности кишечника. Основную роль в нервной регуляции функций ЖКТ играет собственная нервная система кишечника, которая является частью центральной нервной системы. В целом созревание нервной системы кишечника продолжается до 12–18–месячного возраста.

Незрелость эндокринной системы. Помимо нервной системы, регуляцию функции ЖКТ осуществляет эндокринная система. Целый ряд гормоноподобных веществ (гастрин, секретин, холецистокинин, мотилин и другие) оказывают регулирующее влияние на моторную и секреторную функции ЖКТ.

Незрелость ферментативной системы, нарушениями микробиоценоза кишечника. Ряд авторов отмечают незрелость ферментных систем у новорожденных, как следствие усиления бродильных процессов. Становление микробиоценоза (совокупности микроорганизмов) на первом году жизни ребенка также способствует усиленному газообразованию.

Неправильный режим питания матери при грудном вскармливании ребенка – еще одна причина появления детских колик. Употребление очень жирных, острых, пряных и продуктов, вызывающих повышенное газообразование, а также цельного коровьего молока.

Образ жизни женщины во время беременности. Курение матери во время беременности и после родов увеличивает риск возникновения колик у ребенка в 2 раза. Социальный статус, образование, работа матери не имеют значения для развития данного состояния у малыша. Некоторые авторы отмечают, что несколько повышается риск развития колик у детей, чьи матери во время беременности занимались «умственным трудом». Возможно, это связано с гиподинамией женщины и, как следствие, развитием гипоксии плода с последующей незрелостью систем ребенка.

В литературе есть работы, указывающие на возникновение колик, как реакции организма ребенка на неблагоприятную психоэмоциональную среду в семье.

Теория привязанности

Кроме физиологии существует и психологический аспект ношения на руках. В первые двенадцать месяцев жизни у ребенка закладывается базовое доверие к миру
. Это основа формирования гармоничной личности, уверенной в себе. К сожалению, как-то развить это доверие позже уже невозможно, и человек, у которого в раннем детстве это доверие не сформировалось или недостаточно сформировалось, рискует обзавестись множеством комплексов, остро реагировать на любые неприятности и т.д.

Для новорожденного формирование доверия происходит через выстраивание отношений с его матерью, поскольку на данном этапе развития именно она и есть весь его мир. Именно ее присутствие рядом, в непосредственном телесном контакте с малышом и является основой этого доверия.

Для ребенка потерять маму из поля зрения панически страшно
, ведь у младенцев нет чувства времени, поэтому каждая минута без матери словно вечность. Ребенок надрывно кричит, призывая маму, до тех пор, пока верит, что она вернется. Он испытывает сильный стресс, не чувствуя себе в безопасности без мамы. Прокричав долгое время, ребенок может уснуть, но это происходит не от того, что он успокоился, а от того, что устал кричать, и наступает сон как реакция на стресс. Такой сон даже сравнивают в некоторой мере с состоянием в забытьи.

С каждым таким стрессом от отсутствия мамы тревожность у младенца только растет, а уверенность, что мама вернется, все меньше и меньше. Доверие падает. Таким образом, подрастая и становясь старше, ребенок старается сделать все для него возможное, чтобы маму не потерять, чтобы всегда оставаться с ней. Стараясь не приучать к рукам, мы гарантированно получаем «ручного ребенка».

Как же научиться жить здесь и сейчас?

Мы попросили нашего эксперта поделиться своим видением решения проблемы:

В принципе, вопросы могут быть любые, но они должны быть обращены к себе самому. Честные ответы на них дадут возможность определить для себя истинные, а не навязанные социумом цели.

Поскольку при прокрастинации цели размыты, вы не можете четко их обозначить, не понимаете, к чему нужно стремиться. Такой инсайт поможет не только наметить цели, но и определить их приоритетность.

Откладывая в долгий ящик кажущиеся трудноосуществимыми задачи и дела, о которых нам даже думать неприятно, мы испытываем мнимое облегчение. При этом мозг подает сигнал, что можно никуда не спешить и расслабиться. Для нас это служит своего рода вознаграждением. Мы неосознанно будем повторять это действие снова и снова, ожидая награды. В психологии это называется отрицательным подкреплением. Поэтому, чем чаще мы откладываем дела «на потом», тем труднее нам их начинать.

Прокрастинируя, человек фактически откладывает свою жизнь: открытие собственного бизнеса, получение высокооплачиваемой работы, воплощение в жизнь мечты, к которой стремился. Всех этих благ мы лишаем себя сами.

Время проходит, а мы так и не начинаем делать необходимые дела, каждый раз находя оправдания своему бездействию. Тем самым еще больше загоняя себя в ловушку собственных страхов и неуверенности.

Тяжелее других приходится перфекционистам, привыкшим все делать на высшем уровне. В этом случае нужно признать, что мир несовершенен, что идеального не существует, и тем самым дать себе право на ошибки.

Главный способ борьбы с прокрастинацией (и не только с ней) — позитивное отношение к себе, к миру, к тому, что нас окружает.

В заключение психолог приводит слова древнеримского философа и оратора Цицерона:

pixabay.com &nbsp/&nbspAlfonso Cerezo

Подростковая лень для родителей

Давление и насильственные методы не помогут подростку перестать лениться, а ухудшат ситуацию. Нельзя кричать, забирать телефон/компьютер, ограничивать общение с друзьями. Так подросток только озлобится на вас ещё больше.

Как избавить подростка от лени

Подростки уклоняются от домашних обязанностей, потому что не видят в них смысла. Они знают: придет мама с работы и выбросит мусор, приготовит ужин и уберется в квартире. Смысл делать работу за маму?

Выполнять всю домашнюю работу самостоятельно, а потом злится, что ребенок не помог – частая ошибка родителей. Распространенная ситуация, когда ребенок предлагает свою помощь, а родитель отказывается. Такое повторяется несколько раз, у подростка в голове закрепляется утверждение: «моя помощь не нужна, раз от нее отказываются». Неправильной моделью поведения родителей провоцируется подростковая лень. Что делать в таких ситуациях:

  1. Чаще просите подростка о помощи. Не ждите, что он придет самостоятельно. Скажите, что вы очень устали, вам нужна помощь. Главное – спокойный тон, без агрессии и обиняков.
  2. Не попрекайте ребенка за лень, неправильно сделанную работу. Обязательно хвалите за выполнение: «ты отлично пропылесосила, на ковре ни пылинки»; «ты очень помог мне с готовкой, благодаря тебе ужин получился очень вкусным». Похвала – лучшая мотивация.
  3. Если нужно покритиковать, обязательно перед этим похвалите за старания. Критика должна быть спокойной и мягкой, иначе это отобьет желание помогать.

Как побороть лень ребенка раз и навсегда с помощью системы ценностей

Важные вещи для подростка – общение и развлечения. Превратите их в привилегии. Проанализируйте, на что ребенок тратит большую часть времени: прогулки, компьютерные игры или социальные сети. Установите правила: компьютер или смартфон до определенного времени, и в случае выполнения домашних обязанностей

Важно четко ограничить работу по дому подростка, например:

  • заправить постель после пробуждения;
  • сразу помыть посуду после еды;
  • помочь с приготовлением обеда/ужина;
  • раз в неделю прибираться в своей комнате, в гостиной.

За грубое невыполнение обязанностей придумайте штрафы. Дайте возможность ребенку избавиться от штрафа, если он выполнит маленькое задание (протрет пыль, сходит за продуктами и т. п.). За исполнение всех обязанностей в течение недели или месяца придумайте поощрение: деньги, покупка новой вещи, поездка в развлекательный центр.

Что делать, если подросток ленится учиться – советы психолога

Если ленится учиться ребенок до 14-15 лет, помогите ему сделать уроки интересными. Придумайте необычные задания, которые помогут эффектно освоить материал. Отведите вечера на просмотр научно-популярных видео по предметам, которые даются наиболее тяжело в школе. Покажите, что учеба это не только конспекты и заучивание материала. Если позволяет финансовое положение, наймите высококвалифицированного репетитора.

Подросток ленится перед поступлением в университет

Подростки в старших классах часто не знают, куда поступать. Если вы настаиваете на том, чтоб ребенок пошел на определенную специальность, задайтесь вопросом:

«А нужно ли это моему ребенку»?

Обеспечить подростку хорошее будущее невозможно, заставив его поступить на неинтересную, но прибыльную специальность. Если он не хочет поступать, будет саботировать учебу, проваливать экзамены.

В 10-11 классе чаще разговаривайте с подростком о его мечтах, планах на жизнь. Если он выберет творческую специальность, которая в ваших глазах кажется провальной – не давите. Он и без того напуган. Побороть лень возможно только тогда, когда ребенок сам этого захочет.

Какие продукты могут повлиять на работу кишечника?

— Задерживают опорожнение кишечника продукты, содержащие танин: сушеная черника, кофе, черный чай, какао. А также пища в протертом виде, вязкой консистенции, например, слизистые супы, протертые каши (особенно манная и рисовая).

Фото: Jana Sabeth, unsplash.com

А вот способствуют опорожнению кишечника черный хлеб, сырые овощи и фрукты, сухофрукты, хлеб, содержащий значительное количество отрубей, гречневая, ячневая, овсяная крупы, мясо с большим количеством соединительной ткани, копчености. Помогут работе кишечника соленья, маринады, сельдь, безалкогольные напитки (минеральные воды, соки), квас, сметана, сливки, кисели, мед, кисломолочные продукты (простокваша, кефир). Обязательным является употребление жидкости — до 2 литров в сутки.

Совет 1. Помогайте и поддерживайте

«Спасибо, что не рэпером» — подумала я, когда сын сказал, что хочет стать блогером. Меня, как и многих родителей, пугало увлечение школьников блогингом. Моя внутренняя «яжмать» вопила, что это верный путь к деградации и проблемам с учёбой. Но взвесив все плюсы и минусы, я решила поддержать сына. В конце концов, блогерство может надоесть ему уже на следующей неделе, а выражая готовность помочь, я стану в глазах ребёнка крутой мамой, и мы начнём работать как сплочённая команда. Может быть, именно этого не хватало нашим отношениям?

Итак, какая помощь может потребоваться юному блогеру.

В первую очередь, техническая. Далеко не все дети знают, как зарегистрировать электронную почту, создать аккаунт на YouTube и оформить обложку для видео. Родителям младших школьников наверняка придётся погрузиться в эти нюансы. Не волнуйтесь — вы справитесь! Интерфейс соцсетей прост и понятен, а в интернете множество подробных инструкций.  

По промокоду BLOGING2020 дарим вам 7 дней доступа к курсу «Основы блогинга: создание контента», на котором под руководством экспертов Instagram, TikTok и Youtube дети учатся придумывать идеи для видео и реализовывать их.

Обложка ролика с канала юного блогера Ивана Сомова‍

Вторая составляющая родительской помощи — генерация идей для видео. Ребёнок не всегда может проанализировать существующий контент, разобраться, какие жанры в топе, и придумать тему для съёмок.  

Почему ребенок ленится: лень как протест

Я не оправдываю лентяев (в том числе и детей-лентяев). Постоянная лень может создать проблемы с учебой, а в перспективе и вовсе негативно отразиться на формировании личности ребенка!

Но прежде чем думать, как отучить ребенка лениться, надо понять – почему он ленится в данном конкретном случае, что дало толчок к появлению лени?

И лучше бороться с первопричинами, чем заставлять ребенка что-то делать «из-под палки»: угрозой наказания, нотациями, криками и т.д. Да, заставить в большинстве случаев можно – но целью-то является появление реальной внутренней мотивации у ребенка!

Перед тем, как решать, что делать, если ребенок ленится, нужно понять одну бесспорную истину: лень – это защитная реакция психики! И проявляется эта защитная реакция тогда, когда от ребенка хотят большего, чем то, на что он способен без ущерба для психического и физического развития и т.д.

Невероятно распространенная ситуация: мать приводит к детскому психологу «патологического лентяя», который не интересуется ни одним из пяти кружков, куда его водят, ни школой, ни домашними делами — а в изредка выпадающее свободное время норовит просто побездельничать, расслабиться перед телевизором или компьютером и т.п. С ребенком беседуют – и оказывается, что он и впрямь ничего не хочет и мечтает только о блаженном ничегонеделании или играх! Мать ахает и охает, что у него же такие разносторонние способности, он такой умненький, так хорошо начинал учиться, и… откуда взялся этот ленивый ребенок?! Что делать?!

Психолог предлагает разгрузить график ребенка – потому что чем  он младше, тем больше свободного, никак не регламентированного времени у него должно быть!

Мама ужасается: а как же скрипка? изостудия? карате?! Неужели лентяя можно исправить… разрешив ему лениться?!

На самом деле – именно так! При чрезмерной нагрузке на детскую психику, переутомлении, у ребенка «срывает предохранители» — и срыв проявляется в виде тотального равнодушия к ранее интересовавшим его занятиям, в виде лени!

Как бороться с детской ленью?

Если ваш ребенок ленится, стоит задуматься о том, как исправить ситуацию.

Не забывайте, что дети впитывают все то, что делают и говорят родители, поэтому в первую очередь присмотритесь к собственному поведению. Если вы вместо приготовления ужина заказываете пиццу на дом, оставляете на ночь грязную посуду в раковине, вечернюю прогулку заменяете на «просиживание» за компьютером или на просмотр телевизора, а вместо утренней зарядки нежитесь в постели лишние двадцать минут — ребенок просто берет с вас пример! Вам нужно изменить собственное поведение, чтобы малыш равнялся на вас.
Поощряйте самостоятельность ребенка и помните, что чрезмерная опека лишь вредит ему. Ничего страшного не случится, если малыш подметет пол не так чисто, как это сделали бы вы, или же разобьет одну чашку из сервиза, пока расставляет их в серванте. Это не беда и не трагедия!
Не наказывайте принудительным трудом («За непослушание сегодня будешь мыть посуду!», «Раз не сделал уроки — иди убирайся в комнате!»). Подобные взыскания вызовут в ребенке отвращение к любой работе и абсолютное нежелание трудиться. А нежелание трудиться, в свою очередь, породит лень.
Почаще давайте ребенку мелкие поручения, только делайте это не приказным тоном, а в форме просьбы. Так малыш почувствует, что вы доверяете ему — это повысит его самооценку. Не ругайтесь, если у него что-то не получается с первого раза, лучше спокойным и доброжелательным тоном объясните, как можно все исправить.
Составьте расписание домашних дел для всех членов семьи и научите ребенка его придерживаться, закрепите за ним несколько посильных занятий. Но не забывайте следовать расписанию и сами! В противном случае, наблюдая за вами, малыш однажды заявит, что не хочет сегодня убирать игрушки и сделает это завтра, потому что устал.
Следите за режимом ребенка

Помните, что помимо домашних заданий и выполнения поручений по дому, он должен гулять, играть и полноценно отдыхать (однако обращайте внимание, чтобы ребенок не злоупотреблял такими «ленивым» досугом, как просмотр телевизора и времяпрепровождение за компьютером). Если режим сна, отдыха и работы ребенка постоянно меняется, то сбиваются и его биоритмы, а это провоцирует проблемы со здоровьем и появление плохого настроения.
Всегда поощряйте стремление ребенка помочь вам. Помните, что лень развивается именно тогда, когда вы запрещаете ему что-то делать

Выполняйте домашние дела вместе с ребенком, придумывайте игровую форму для обычных дел и не забывайте всегда хвалить его за помощь.

Помните, что лень развивается именно тогда, когда вы запрещаете ему что-то делать. Выполняйте домашние дела вместе с ребенком, придумывайте игровую форму для обычных дел и не забывайте всегда хвалить его за помощь.

Виктория Котлярова

Воспитание: Что вам ближе?

Вы родитель-диктатор или мягкий, всё дозволяющий, воспитатель? Вам кажется, что методы воспитания дают прекрасные плоды, а отношения с ребeнком близки к совершенству? Ответив на вопросы теста, вы узнаете, какие методы воспитания вам ближе.
Пройти тест

Что делать, если ребенок ленивый: 5 рекомендаций психологов​

Борьба с детской ленью — длительный процесс. Постарайтесь не наседать на ребенка, требуя от него активности и «уплотняя» его дневной график домашними делами. Действуйте мягко — без упреков, шантажа и громких скандалов.

Психологи дают следующие рекомендации, которые помогут бороться с детской ленью:

  1. Показывайте личный пример

Дети копируют поведение взрослых. Если ребенок с раннего детства видит, с какой неохотой мама и папа выполняют домашние дела, то и сам, скорее всего, потом начнет отлынивать от уборки.

Подавайте ребенку исключительно положительный пример. При детях не рекомендуется демонстрировать недовольство своей работой, отзываться в негативном ключе о начальстве и коллективе, рассказывать о том, как вам самим было скучно учиться в школе. К выполнению бытовых дел подходите легко и с оптимизмом, который будет заряжать и вашего ребенка. Сами будьте активны, чтобы и ваш малыш стал более деятельным.

  1. Забудьте о «методе кнута»

В борьбе с детской ленью «метод кнута» совершенно не работает. Не помогут ни угрозы, ни крики, ни наказания. Так вы только усугубляете положение дел, поскольку ребенок из вполне естественного чувства противоречия будет всячески сопротивляться любым указаниям взрослых. Особенно ярко у детей это проявляется в периоды возрастных кризисов.

  1. Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно

Дайте ребенку больше свободы. Возможно, малыш сам хочет каждое утро заправлять постель, но вы ему просто не даете это сделать, излишне опекая. Да, шестилетка будет дольше возиться с одеялом и подушками, но зато сделает все сам. Ребенок, которому дают возможность проявить себя и поддерживают в процессе, не будет отлынивать от работы.

  1. Правильно мотивируйте

Мотивация играет огромную роль в борьбе с детской ленью. Ребенок должен понимать, почему нужно выполнить определенное действие и какую пользу это принесет. Примеры правильной мотивации:

  • «Собери разбросанные игрушки, тогда у тебя будет больше свободного места, чтобы играть дальше».
  • «Сделай уроки сейчас, чтобы у тебя остался целый вечер на игры».
  • «Давай уберемся, тогда не будет стыдно пригласить в гости твоих друзей».

Многие родители практикуют мотивацию в виде денег и дорогих подарков за какие-то достижения. Да, это наверняка заставит ребенка прилежнее учиться и охотнее выполнять работу по дому. Но есть риск, что это трансформируется в меркантильность и станет еще одной негативной установкой — не буду ничего делать, если нет вознаграждения. Сначала малышу будет достаточно 10 рублей за хорошую оценку в школе, но потом «тарифы» непременно возрастут.

  1. Критикуйте обоснованно

Завышенные требования родителей и постоянная критика развивают в ребенке неуверенность в себе. Отсюда и мнимая лень, которая на самом деле вызвана страхом поражения. Ребенок, привыкая к тому, что маме и папе сложно угодить, и вовсе перестает что-то делать.

Не кричите и не обвиняйте ребенка, а лучше разберитесь, почему он недостаточно хорошо учит уроки и редко помогает вам по дому. Дайте ребенку совет, который поможет ему справиться с задачей. Если и делаете замечания, то они должны быть полностью обоснованы.

Вред компьютерных игр и гаджетов при лени

Отсутствие движения. Когда ребенок сидит за компьютером или гаджетом, он не двигается, не бегает и не прыгает. Это приводит к снижению физической активности и метаболизма, что может вызвать ожирение. Ожирение, в свою очередь, может стать причиной лености и нехотения заниматься физической активностью.

Вред для зрения. Просмотр экранов компьютера и гаджетов может нанести вред зрению. Длительное время проведенное за экраном может вызвать напряжение глаз, раздражение и даже катаракту. Усталый и болезненный глаз также может привести к лености и нежеланию заниматься другими видами деятельности, в том числе физическими.

Похищает время. Проводить слишком много времени за компьютером и гаджетами может отнять время у других важных вещей в жизни, как домашнее задание, чтение книг или общение с родителями и друзьями. Кроме того, проведение большого количества времени за экраном может привести к нарушению режима дня, что в свою очередь может сказаться на здоровье и производительности ребенка.

Если ребенок проводит слишком много времени за компьютером и гаджетами, это может привести к проблемам с ленью и отсутствием желания заниматься физической активностью. Следует ограничивать время проведенное за экраном и поощрять детей заниматься физическими упражнениями и другими видами активности.

С какого возраста?

Мнения родителей разделяются по этому поводу. Некоторые считают, что детям нужно прививать ранний труд, другие напротив стараются от этого оградить как можно дольше, якобы не отнимать у ребенка беззаботное детство, что поработать он всегда успеет.

Уж не в этом ли кроется порочный ключ от нежелания ребенка помогать своим родителям в последствии?

Чем раньше, тем лучше. Как только ваш ребенок научился сидеть можно уже начинать.

В моем случае, когда мой сын начал хорошо сидеть, он любил такое занятие: ему давали коробку с игрушками и он доставал игрушки из нее и раскладывал перед собой, затем обратно складывал. Очень ему это нравилось. Как ребенок поиграл, я ему показывала, что нужно в итоге, чтобы все игрушки оказались в коробке, тогда и можно закончить игру. Такая была его первая помощь.

Ну вот и все, спасибо, что прочитали до конца.

Ответственных вам помощников, дорогие родители!

В процессе взросления младенца и превращения его в сознательную личность, перед родителями неизбежно встает множество вопросов, связанных с темой детского труда
и распределения в семье домашних дел. Это и необходимость приучения ребенка к собственному кругу обязанностей
, и воспитание чувства ответственности
и трудолюбия
. Приучать ли ребенка к труду и с какого возраста это делать? Заставлять ли его что-либо делать против собственного желания? Как не ущемить свободу личности и не вырастить “домашнего раба” и, в то же время, не получить “махрового эгоиста и лентяя”? Где та золотая грань в воспитании “помощника”? Давайте попробуем разобраться.

Замечу сразу, что все мысли, высказанные в статье – мое глубоко личное мнение, подкрепленное работами современных психологов, опытом знакомых семей и собственным печальным примером)) Именно потому, что воспитывать в себе трудолюбие мне пришлось самой, и я занимаюсь этим до сих пор, в своей семье я пошла другим путем. И хочу предложить вам несколько полезных советов по приучению подрастающего чада к собственным домашним обязанностям
.

Будьте последовательны. Устанавливая правила, не изменяйте им без крайней необходимости

Дети обожают правила. В их маленьком мире именно система правил и обязанностей, ритуалов дает ощущение надежности и уверенности
.
Перед сном мы убираем игрушки, принимаем душ, делаем массаж и читаем книгу.
Перед прогулкой – убираем игрушки и достаем верхнюю одежду, а домашнюю аккуратно складываем.
Мама помогает убирать игрушки и одеваться младшему брату. Потому что он еще маленький. Но скоро малыш сможет делать многое сам.
И здесь опять действует правило “делай с удовольствием”
. видя, как старший брат с радостью намывает пол на кухне, малыш тоже норовит стащить швабру и “мыть пол”, солидно вращая попой и пыхтя. Это же престижно, помочь маме.) А как замечательно плюхать тряпку в ведро! ммм..)

И наконец, зачем все это надо?

Есть мнение, что приучать ребенка к труду – дело хлопотное и трудоемкое. Вырастет – сам всему научится, никуда не денется.
Вот с этим я тоже не согласна.)
Может быть, научится. Но ведь гораздо труднее работать над собой
в 21, выйдя замуж и впервые став у плиты. А как обидно “ничего не уметь”, впервые оказавшись среди друзей в туристическом походе. Как беспомощно себя чувствуют “тепличные” мальчишки в детском лагере, или на спортивных сборах.. А в армии?
Я думаю, всему свое время. И время быть хорошим человеком, не перекладывая полностью заботу о себе на других, наступает с самого детства.
Как и время учиться человечности и доброте, взаимопомощи и заботе о людях. Давайте растить детей, которые не боятся обычной жизни, с ее необходимостью трудиться.

Ребенка нужно приучать к труду с самого раннего детства. Уже в два года можно найти много занятий, которые малыш с удовольствием будет выполнять, если представить их в игровой форме. Дети любят во всем подражать взрослым, сейчас самый возраст чтобы познакомиться с домашним трудом. Вот такие занятия можно освоить с ребенком:

Подростковая лень и ее причины

Ухудшение оценок в школе, бардак в комнате, уклонение от домашних обязанностей – первые звоночки приближения переходного возраста. Подростки 12-17 лет особо чувствительны к окружающему миру в силу особенностей развития организма. Подростковая лень может появится в следствии следующих причин:

  • гормональная перестройка;
  • отсутствие мотивации к учебе, уборке;
  • повышенная возбудимость, активность;
  • синдром дефицита внимания.

Ребенок ленится учиться, в чем причина?

Отсутствие мотивации – главный ключ к пониманию лени, в том числе у взрослых. Проблема государственных школ в том, что преподаватели чаще всего не заинтересованы в необычной и эмоциональной подаче материала для детей. Монотонные уроки, сменяющиеся таким же неинтересным домашним заданием, не вызывают у детей желания учиться.

Проблема может быть и в отношении преподавателей и сверстников к ребенку. Если в школе подросток испытывает психологическое давление и буллинг, он начнет прогуливать уроки.

Разделение труда

Виды деятельности детского труда тоже может различаться. Есть общий труд, который под силу детям любого пола. Приобщение к нему вырабатывает привычку у мальчика помогать не только папе, но и маме. В последствие мы получаем мужчину в состоянии разогреть себе ужин, постирать самостоятельно свою одежду и даже помочь женщине в уборке или готовке. Так же можно сказать и про девочек.

Но не забывайте про мужскую и женскую работу, которая должна обязательно присутствовать в жизни каждого мальчика и девочки. Так с детства приучайте вашего мальчика к рабочим инструментам, для начала игрушечным, затем и настоящим.

Для девочек: работа в саду или помощь маме с цветами: садят, поливают, протирают листики. Учатся женскому рукоделию: работать с иголкой и ниткой — шить, вязать, вышивать, изготовлению мелких подарков для друзей, например открыток.

Благодаря разделению труда мальчики и девочки учатся быть самостоятельными и ответственными, приобретают определенные навыки и техники, об этом учит .

Любимое дело

Еще один эффективный способ, как отучить ребенка от лени – найти ему занятие по душе. Самое главное, что могут сделать родители – помочь своему чаду обрести и найти себя. Они должны помочь понять ему, что действительно он хочет делать в жизни, и чем хотел бы заниматься. Только тогда, когда человек будет находиться в полной гармонии с самим собой, он не будет лишний раз лениться и воспринимать все просьбы о помощи «в штыки». Тогда и никакие способы борьбы не нужны будут.

Для того, чтобы этого достигнуть, родители, в первую очередь, должны внимательно следить за всеми интересами своего ребенка

Совершенно неважно, если в Вашей семье каждое поколение – это прирожденные художники. Вполне возможно, что малыш увлечется больше наукой или музыкой. Нельзя забирать у него этот интерес и прививать свой

Тогда ему все занятия будут «невмоготу» и ни к чему хорошему это не приведет

Нельзя забирать у него этот интерес и прививать свой. Тогда ему все занятия будут «невмоготу» и ни к чему хорошему это не приведет.

Нельзя полностью погружать ребенка в его хобби. Дело должно приносить удовольствие, а не усталость. Поэтому, у каждого чада должно быть свое свободное время. Он должен, как и все дети играть, дурачиться и заниматься тем, чем хочет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий