Физическое развитие.
- Хорошо бегает. Стоит отпустить руку малыша, он тут же убегает и куда-то несется. Маме предстоит приложить усилия, чтоб догнать бегуна. Ведь если попытаться бежать за малышом, он, в свою очередь, будет убегать еще дальше, думая, что это такая игра в догонялки. Но стоит маме сказать: «До свидания!», обратившись к карапузу по имени и направившись в противоположную сторону, как маленький спортсмен, оценив увеличивающееся расстояние между ним и мамой, сам к ней вернется.
- Любит ходить задом наперед.
- Ловко и четко переступает препятствия – поднимает ногу и переносит ее через предметы.
- Поднимается по ступеням с поддержкой за одну руку. Учится делать это без опоры.
- Самостоятельно ставит ногу на перекладину, подтягиваясь на руках, ставит рядом вторую ногу и так стоит, оценивая высоту.
- Умеет ходить по узенькой дорожке (доска 15-20 см шириной), приподнятой над землей на 15 см.
- Учится открывать дверь не только толкая ее вперед, но и потянув на себя за ручку.
- Становится одной, а затем и другой ногой на низкий детский стульчик, чтоб дотянуться до умывальника.
- Если включить ритмичную музыку, малыш тут же начнет танцевать, махать руками и делать такие движения, которые не каждый взрослый сможет повторить. Можно дать в руки маленькую зверушку в руки, чтоб малыш танцевал с ней в паре.
1 год 6 месяцев Развитие ребенка и вехи
Физическое развитие
К настоящему времени малыш ходит и, возможно, бежит, и вы можете видеть, что теперь он / она более уверенно стоит на ногах. Ваш малыш поднимается по лестнице, если вы держите
его за руку и можете ползти назад. Он / она может даже начать прыгать! У вашего ребенка, вероятно, будут развиты предпочтительные руки, поэтому вы, наконец, знаете, правша он или левша
На
самом деле неважно, кто ваш ребенок, но если это еще не ясно, не волнуйтесь. В рамках развития малыша в возрасте 1 год 6 месяцев он / она в любом случае будет хватать все, что
находится в поле зрения, обеими руками! Ваш малыш также научился складывать блоки и, возможно, сможет построить башню высотой от двух до четырех блоков.
Ему / ей действительно понравится сбивать их, чтобы построить их снова!
Проявляются и другие мелкие моторики
Ваш малыш любит каракули на бумаге, особенно если он / она часто видит, что вы пишете заметки или списки. Его / ее каракули в основном
представляют собой следы и узоры, поэтому не ожидайте появления каких-либо рисунков!
Вся эта активность означает, что вашему крошечному малышу трудно замедлить темп. Время сна может быть проблемой.
Многие дети переходят на однократный сон примерно в это время, а некоторые даже перестают спать, хотя это происходит немного раньше, чем обычно.
Нарушение сна и изменение режима сна также могут означать раннее пробуждение. Уделяйте немного больше внимания привычкам сна вашего малыша и, если нужно, скорректируйте расписание. График, в который сейчас входит малыш, вероятно, продлится ему / ей до конца его / ее детства.
На этом этапе средняя длина и вес вашего ребенка * должны быть следующими:
• Мальчики
— Длина: 82,2 см
— Вес: 10,9 кг
• Девочки
— Длина: 80,7 см
— Вес: 10,6 кг
И окружность головы вашего ребенка * должна быть:
• Мальчики : 47,4 см
• Девочки : 46,2 см
Подсказки:
• Нанижите вместе с ребенком большие деревянные бусины.
• Приучите ребенка к горшку, если ребенок хочет пойти в туалет. Однако не принуждайте ребенка приучать его к горшку, если он к этому не готов. Большинство детей не могут полностью контролировать мочевой пузырь до своего второго дня рождения.
• Продолжайте выводить малыша на улицу. Это не только помогает сжечь всю лишнюю энергию, но и дает ему / ей больше места для практики физических движений.
Развитие речи и языка
Слушай внимательно! В рамках развития вашего малыша в возрасте 1 год и 6 месяцев ваш малыш, вероятно, может сказать в среднем 10 слов на этом этапе, даже если он / она может понять больше слов, чем он / она может сказать. Сюда входят слова, обозначающие маму, папу и имена других воспитателей. Другими словами, ранними словами могут быть «нет», «мой», «не хочу», а также любимые вещи или предметы, такие как «молоко», «мяч» или «кошка». Малыш может указывать на обычные предметы, если вы дадите им имя и определите части тела. Он / она также может узнавать людей на картинках и на экране.
Некоторые малыши могут начать формировать предложения из двух слов, но большинство все еще набирает словарный запас, внимательно слушая.
Подсказки
• Постоянный комментарий того, что вы делаете в данный момент, действительно помогает вашему ребенку выучить новые слова и их использование.
• Читайте и пой детские стишки. Песни с действиями или треки, требующие от него / нее указать на части своего тела, являются дополнительным плюсом.
• Описание того, что вы видите, когда гуляете вместе, или чтение ребенку-хороший способ расширить его словарный запас.
• Вы заметите, как у вашего ребенка растет память, когда он начинает протестовать, если вы пропускаете страницы! Да, малыш помнит эту историю и хочет, чтобы вы прочитали ее как следует.
Необходимые исследования
Регулярные медицинские осмотры обязательны, посещать педиатра придется несколько раз в год. Обязательно наносить визит логопеду — чем раньше определить проблему с развитием речевых навыков, тем проще ее устранить в полуторагодовалом возрасте.
В 18 месяцев малыш должен произносить большинство букв, повторять их за взрослыми людьми
Рекомендуется обратить внимание, как правильно выговариваются определенные звуки (р, с, в, л). Если есть проблемы, посоветоваться с логопедом, как правильно реагировать на проявление, совместно разработать ряд упражнений, направленных на исправление дефектов речи
Игрушки для детей
Итак, мы определили, что развитие ребенка в 1 год и 10 месяцев отличается жаждой малыша к обретению независимости. Дети стараются понять и осознать пределы своих умений. Ребенок испытывает терпение, хлопая дверями, откручивая ручки и выковыривая розетки. Заметим, что игрушки типа матрешек и машинок с открывающимися дверями отвлекут малыша от исследовательской деятельности. Ребенку в этом возрасте придутся по душе кукольные сервизы, кубики, музыкальные инструменты, стирающиеся фломастеры и ручки, а также паззлы.
Посредством таких игрушек вы даете возможность ребенку копировать действия взрослых и одерживать небольшие победы.
Как годовасики могут себя обслуживать и чему ребенок может научиться в 1 год
Если вы дали малышу возможность быть самостоятельным, то к 12 месяцам он научится:
- мыть и вытирать руки;
- держать в руках ложку (а, возможно, и вилку) и использовать их;
- хорошо жевать, откусив твердую пищу, а прожевав, проглатывать ее;
- пить из небольшой чашечки или из «непроливайки»;
- интересоваться горшком и начать им пользоваться (малыш понимает логическую цепочку между естественными потребностями и горшком, особенно, если вы приучили его к этому каким-то условным знаком или звуком);
- делать попытки самостоятельно одеться и обуться (особенно, если в свободное время вы даете ребенку его одежду, чтобы у него была возможность потренироваться).
Безопасность
1 год и 6 месяцев – возраст, характеризующийся небывалым скачком в развитии двигательной активности ребенка: осваивание бега и прыжков, что повышает риск получения травм. Поэтому главной задачей родителей становится создание безопасного места для тренировки новых навыков малыша.
Во-первых, необходимо очистить пространство комнаты от предметов, на которые можно наткнуться при беге.
Во-вторых, следует постоянно следить за чистотой пола и отсутствием на нем мелких деталей.
Самое главное, первое время стараться находиться рядом с карапузом и страховать его на случай неожиданностей.
Тактика ваших действий
Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия
Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети
Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.
Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.
Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.
Игры
Дети в этом возрасте очень подвижны. Они любят побегать, поиграть в догонялки. Не менее увлекательное занятие – изучение предметов, особенно тех, которыми пользуется взрослый. Предпочтение отдается эмоциональным играм, например пряткам, где взрослый активно использует мимику, меняет голос. Малышам в 1 год и 9 месяцев нравится выразительное чтение сказок и стишков.
Какие игрушки интересны в этом возрасте:
- сортеры;
- конструкторы с крупными деталями;
- простые головоломки;
- крупные пазлы из 4-8 элементов;
- разные виды машин (строительные, пожарная, скорая);
- пластилин, тесто для лепки, кинетический песок;
- механическая юла;
- толокар;
- матрешка;
- неваляшка;
- детская посудка, кухня;
- магнитная рыбалка;
- игрушки-попрыгуны (большие резиновые животные, мячи);
- фигурки людей, зверей, сказочных героев;
- альбом для рисования, мягкие карандаши, краски;
- игрушки для улицы (мяч, набор для песочницы, каталка).
Самостоятельная игра может длиться 15-20 минут, за редким исключением – дольше. Малыш все еще нуждается во внимании взрослого, его подсказках, одобрении и восхищении.
Во что можно поиграть вдвоем?
- Найди два одинаковых предмета. На стол ставят 5-6 видов фруктов (разных чашек, машинок, кубиков), всех в единичном количестве, и только к одной разновидности добавляют пару. Ребенок находит и показывает, какие предметы одинаковые.
- День-ночь. Взрослый произносит «день», и вместе с малышом начинает активно бегать, топать, шуметь. При команде «ночь» замирает и не шевелится.
- Повторяй за мной. Родитель показывает движение: погладить себя по голове, присесть, поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши. Ребенок повторяет. Темп постепенно нарастает. Очень весело игра проходит под музыку.
Что должен уметь ребёнок в 1 год: навыки самообслуживания
Несмотря на то, что вашему малышу всего 1 год, он должен овладеть базовыми навыками самообслуживания.
Питание
Если вам надоело довольно специфическое питание кормящей матери, нужно срочно вернуться в форму или карьера не позволяет засиживаться в декрете, грудное вскармливание вполне можно «свернуть». К этому возрасту рацион питания ребёнка уже достаточно широк и малыш многое ест и пьёт самостоятельно. Конечно, до расставания с летающей по кухне кашей ещё далеко, но ложку карапуз держит вполне уверенно, не говоря уж о чашке.
Туалет
Пора отвыкать от таких привычных и комфортных памперсов – приучайте ребёнка к горшку. Первое время придётся «ловить момент», высаживая малыша на горшок при первых признаках беспокойства, но уже очень скоро и вы научитесь понимать всё без слов, да и ребёнок привыкнет и начнёт подавать сигналы.
Порядок
Там, где живут маленькие дети, порядок всегда весьма условен, но вы можете начать воспитывать в малыше привычку к дисциплине. Привлекайте ребёнка к несложным задачам: сложить игрушки на места, собрать с пола порванную бумагу, отнести в ванную грязную одежду, собрать в коробочку набор цветных карандашей. Превратите это в привычный и понятный ритуал – и из вашего карапуза никогда не вырастет неряха.
5 полезных занятий для годовалого малыша
Основная цель игр с ребенком в возрасте года — это общение и удовольствие. Малышу необходимо выражать свои эмоции, развивать ловкость и моторику рук. Развивающие пособия пока лучше отложить в сторону, не стоит перегружать ими интеллект. Осваивать знания ребенок сможет с помощью крепкой базы в виде навыков, которую и необходимо для начала создать.
Игры с водой
Малыши любят плескать в воде, это факт. Чтобы совместить приятное с полезным, устраивайте пару раз в неделю водные игры. Переливание воды из стакана в стакан, плавающие утята, водный конструктор с присосками и пищащие игрушки/брызгалки — все это доставит маме с ребенком море удовольствия и поспособствует развитию навыков малыша.
Простые аппликации
Аппликации помогают развивать воображение, мелкую моторику и усидчивость. Нарежьте из цветной бумаги простые геометрические фигуры — круги, квадраты, треугольники. Покажите малышу, как из прямоугольника и двух кругов получится машина. Слегка смазав клеем-карандашом, предложите крохе прилепить нос или ушки медведю. Такие простые занятия вместе с родителем принесут младенцу много положительных эмоций.
Сенсорика с сыпучими материалами
Годовалый ребенок только начинает знакомиться с различными материалами, развивая свое восприятие ощущений. Хороший способ развить сенсорику внешнего восприятия — игры с крупой. Начните с малого: насыпьте в баночки из-под детского питания крупу или мелкие макароны, дайте ребенку их потрясти. Будем интереснее, если в каждую баночку добавить пищевой краситель. Также можно поиграть с манкой — распределите крупу на подносе и порисуйте с малышом пальчиками на ней.
Учимся лепить
Отличный способ развить мелкую моторику крохи — дать поиграть ему с кусочком обычного теста. Покажите малышу, как можно сминать тесто в ком. Делая мелкие движения кистями и пальцами рук, у ребенка формируется ловкость, стимулируется развитие мозговой деятельности.
Интересно! Для занятий подойдет и солёное тесто. Сделать его очень просто: нужно смешать 200 г муки, 200 г соли, 125 мл воды и 2 ст.л. растительного масла. Первые «поделки» малыша или отпечаток ладошки на тесте можно подсушить на воздухе и сохранить на память.
Очень хорошее видео — пальчиковая гимнастика для малышей. Полезно для развития вашего малыша:
https://youtube.com/watch?v=mhkC4I94Ek8
Читаем сказки
В годик удержать внимание на книге и её прослушивании малыш еще не сможет, но он непременно обратит внимание на яркие иллюстрации. Знакомьтесь с простыми сказками — «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба»
Ребенок постепенно будет запоминать героев, а после полутора лет может пытаться воспроизводить фрагмент из полюбившейся истории. Добрые сказки с детства учат правильному поведению и навыкам общения.
Питание
В полтора года питание либо четырехразовое, либо пятиразовое (со вторым завтраком или легким перекусом между завтраком и обедом). В рацион входят овощи, злаки, молочные и кисломолочные продукты, ягоды и фрукты, птица, мясо и рыба, растительное масло, куриные или перепелиные яйца. Не следует предлагать полуфабрикаты, сладости, копчёное, маринованное, газированные напитки и прочие вредные продукты.
В таблице рассмотрено примерное меню на день для полуторагодовалого малыша:
Приём пищи | Блюда |
Завтрак | 150 г молочной каши, 50 г приготовленного на пару омлета, 100 мл фруктового сока или детского чая |
Обед | 100 мл овощного супа, 30 г отварной натертой свеклы, 50 г макарон со сливочным маслом, 50 г говяжьего пюре и 60-70 мл компота из сухофруктов |
Полдник | 150 мл кефира или йогурта, 15-20 г детского печенья (например, галетного),100 г фруктов |
Ужин | 150 г овощного рагу или пюре (из кабачков, цветной капусты, картофеля, брокколи, моркови), 50 г рыбных паровых котлеток, 20 г пшеничного хлеба, 100 мл детского чая (можно с добавлением молока) |
Важно! Суточная норма объёмов пищи составляет 1000-1200 г
Развитие речи, связь и общение.
- Активно развивается речь. Некоторые детки, ближе к 1,8 года, начинают говорить без умолку. Могут от избытка восторженных чувств такого речевого прорыва даже днем не лечь спать, а говорить и говорить до самого вечера.
- Слова становятся более понятными для взрослого.
- Появляются первые фразы из двух слов: «Тетя на…». «Пали гяны (пальцы грязные)». «Мама, иди сюда». «Мама, сати (мама, смотри)». В дальнейшем, свои действия ребенок все чаще и чаще сопровождает словами и фразами из двух слов.
- По картинке на вопрос: «Что это?» отвечает, называя предметы.
- Словарный запас насчитывает от 40 разборчивых слов.
- Проявляет интерес к сверстникам с целью установления эмоционального контакта. Наблюдает и повторяет их движения, улыбается в ответ, использует речь.
- Карапузы сверстники могут толкаться и ссориться из-за игрушки, забирать ее друг у друга. Отвоевывают свои игрушки громким криком: «Ну, ну, ну!» Играют рядом, но не вместе.
- Для ребенка по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями, близкими.
Что умеет ребенок в 1 год?
Когда говорят про развитие ребенка в 1 год, нужно понимать, что требования к обязательному наличию навыков и умений достаточно условны, поскольку все дети очень индивидуальны. И то, что умеет ребенок в 1 год и что считается нормой для всех годовалых детей, необязательно присутствует у вашего малыша, и уж тем более, не говорит об отклонениях. Это всего лишь особенности развития: при помощи любящих родителей малыш приобретет необходимые навыки, когда будет к этому окончательно готов.
- Ребенок в 1 год уже ходит, может быть, не самостоятельно, но встает на ножки, и передвигается, держась за мебель или за вашу руку.
- Ребенок в 1 год может брать целую горсть маленьких игрушек, у многих получается держать несколько предметов одной рукой.
- Если попросить годовалого ребенка дать вам игрушку, он уверенно исполнит просьбу. В это время он уже отпускает пальцы, отдавая взрослому предмет.
- Ребенок в 1 год приседает и может сидеть, не опираясь на спинку.
- Играя с кубиками, строит из них башенку, или одевает колечки на детскую пирамидку.
- Ребенок в 1 год может сгибать большой и указательный пальцы, захватывая мелкие предметы, например, пуговицы на одежде.
- Словарный запас у малыша в год достаточно большой. Это не значит, что он говорит все слова, которые понимает. Произношение слов отдаленно напоминает правильное.
- Если родители позволяют ребенку в год пользоваться при еде ложкой, малыш ее быстро осваивает, хотя иногда может продолжать пользоваться руками.
- Если взрослые показывают малышу новые жесты, он быстро запоминает, и пользуется ими (целует в воздухе, остужает горячее, «грозит» пальчиком).
- Ребенок в 1 год способен выполнять простые поручения и просьбы взрослых.
- Вы можете понять, узнает он человека или нет: если входящий знаком и приятен, он с радостью машет ему ручкой, может посылать воздушные поцелуи.
- В годик дети очень любят подражать взрослым. Если у папы или мамы есть какие-то яркие привычки, не сомневайтесь, в этом возрасте малыш обязательно вас удивит точным копированием вашего поведения.
- Годовалые детки – очень музыкальны. Они с удовольствием пританцовывают под музыку и раскачиваются в такт. Некоторые детки в 1 год подпевают (мычат), подражая и повторяя интонацию музыкальных исполнителей.
- Если спросить вашего ребенка, где у него носик, он со смехом покажет на нос (или на ваш). Годовалый малыш уже знаком с частями тела, может показать ручку, ножку, животик и глазки. Особенно малышам нравится показывать, что они знают на любимых игрушках.
- Все годовалые малыши очень подвижны, их любознательность очень высока. Они могут часами провести на диване, забираясь на самый верх.
- Ребенок в 1 год любит изучать закрытые от него пространства, особенно кухню, ведь там так много всего интересного: многочисленные баночки, крышки, незнакомые и красивые предметы. Оставлять одного малыша на кухне нельзя: он обязательно попробует забраться в самые укромные уголки.
- Все дети в возрасте года любят, когда им читают или показывают красивые книжки. Даже если малыш не сидит, а постоянно бегает вокруг вас, разговаривайте с ним – он впитает вашу речь, как губка.
- К году ребенок пробует держать ложку и вилку, постарайтесь дать ему в руку карандаш. Многим малышам очень нравится, как после их руки остаются следы на бумаге. Это могут быть его первые рисунки.
Развивающие игры с шестимесячным ребенком
Чтобы малыш развивался быстрее и активнее, ему в этом надо помогать. Даже именитые авторы говорят, что дети, с которыми занимались в детстве, лучше усваивают знания в будущем. Исследования говорят , что у них даже выше шанс получить хорошее образование. Конечно, чрезмерно стараться и пытаться учить полугодовалого ребенка математике не надо. Достаточно развивать те его умения, что малыш уже пытается проявить: помогать учиться ползать и садиться , работать с мелкой моторикой и восприятием новой информации.
Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое. Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки. Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.
Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина. Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем. Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению .
Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка. Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний. Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками – ребенок будет в восторге.
Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его. Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым. Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.
Физическая активность
Что должен уметь ребенок в полтора года:
Малыши способны забираться по ступенькам и слазить с них, приседать, выполнять наклоны. Некоторая неуклюжесть в действиях все равно присутствует. Не редко дети падают, спотыкаются. А при отсутствии должного чувства самосохранения, передвижения ребенка становятся весьма опасными.
Дети еще не могут оценить угрозу от каких-либо предметов, а излишнее любопытство двигает их на покорение все новых вершин. Детей в этом возрасте не стоит оставлять одних, даже если на первый взгляд, опасностей в комнате нет.
Они любят качаться, кататься на горках и забираться в самые неподходящие места. Кроха еще не в состоянии оценить свои силы, поэтому родителям необходимо всегда быть рядом.
Они спокойно удерживают ложку в руке, пьют из кружки, откусывают кусочки пищи. Малыши становятся более самостоятельные в своих физических действиях. Они готовы сами мыть руки, убирать игрушки, чистить зубы, читать. Заметно все больше самостоятельности.
Проявляются первые навыки общения, причем не только со знакомыми, но и с другими людьми
Дети интересуются всеми происходящими событиями вокруг, играми других детей, поведением взрослых.
Физическое развитие ребенка в 18 месяцев
Развитие мальчиков и девочек в 18 месяцев в норме должно затрагивать каждую сферу его жизни, об этом мы и поговорим ниже.
Слух.
Ребенок должен воспринимать свой голос, понимать, что это его собственный. Он может говорить или кричать громче, когда понимает, что его не слышат. Малыш понимает, откуда доносится тот или иной звук, поворачивается в сторону источника или идет к нему.
Зрение.
В полтора года малыш начинает видеть все вокруг гораздо четче, нежели до года. Ребенок может оценивать и определять расстояние между предметами. Сменяющие друг друга картинки еще неподвластны крохе, поэтому просмотр телевизора может оказать негативное влияние на зрение ребенка.
Речь.
В возрасте 18 месяцев ребенок говорит в пределах 15-20 слов, но некоторые дети знают уже до 40 слов. Малыши начинают произносить несложные фразы, которые состоят из двух или трех слов.
Зубы.
Как правило, в полтора года у ребенка уже прорезались следующие зубы: нижние и верхние центральные резцы, верхние и нижние боковые резцы, верхние и нижние малые моляры и верхние клыки, нижние клыки появляются практически сразу после полутора лет.
Моторика.
Если раньше ребенок просто хватал любые предметы, то сейчас он берет именно то, что ему интересно или нужно. Ребенок понимает, какой предмет как лучше взять, чтобы он не выскользнул из рук. Малыш начинает кушать ложкой, старается держать ее самостоятельно, без посторонней помощи.
Ребенку 1 год: что умеет?
При оценке способностей годовалого ребенка важно понимать, что все дети разные. Одни малыши начинают ходить уже в 9 месяцев, а другие делают первые шаги только ближе к году
Аналогичная ситуация происходит и с навыками.
Физическое развитие: базовые навыки
До года дети растут очень быстро. После годовалого возраста их рост и вес начинает увеличиваться медленнее. Регистрировать показатели веса и роста нужно каждые 3 месяца. Это можно делать взрослым самостоятельно дома или во время профилактического осмотра у педиатра.
В среднем, вес у детей в 1 год должен превышать их вес при рождении в 3 раза. Рост увеличивается примерно на 20 см (по сравнению с ростом при рождении).
Нормы роста и веса годовалых детей:
- Мальчики — рост 75,5 см, вес 10 кг.
- Девочки — рост 73,5 см, вес 9,5 кг.
Параметры роста и веса не должны точно соответствовать вышеуказанным нормам. Допустимо как отставание, так и опережение в росте и весе. О патологических нарушениях можно утверждать лишь тогда, если рост и вес малыша аномально низкий или, наоборот, аномально высокий.
В год у детей меняется внешний вид. Самыми большими частями тела у крохи являются животик и голова. Лицо принимает округлую форму и мягкие очертания. Ручки и ножки относительно тела кажутся короткими, на ощупь они мягкие без присутствия мускул.
- Окружность головы — 46,6 см.
- Количество зубов — от 4 до 10 прорезавшихся зубиков.
Взрослым необходимо помнить, что нет универсальных показателей нормы физического развития ребенка в 1 год. Развитие у детей происходит по-разному. Вышеуказанные показатели — это примерные данные, на которые следует ориентироваться родителям при оценке физического развития ребенка.
Навыки
По мнению специалистов, и девочки, и мальчики развиваются примерно одинаково. Но по примерам из жизни можно судить о том, что девочки начинают говорить раньше мальчиков. Мальчики же более активны, они с удовольствием играют в игрушки, общаются со взрослыми, стараются самостоятельно познавать мир.
Дети в 1 год очень непоседливы. Они активно двигаются, много играют. Некоторые малыши в год уже ходят, другие — только ползают. С освоением навыка ходить спешить нельзя. Если ребенок проявляет интерес к самостоятельной ходьбе, то мама должна его постоянно страховать.
Что должен уметь ребенок в год?
- Сидеть на корточках и легко вставать из этого положения.
- Открывать и закрывать дверки у шкафчиков. Доставать из шкафов одежду и складывать ее обратно.
- Вскарабкиваться на невысокий диван или кресло. Дети в год должны уметь и слезать с них.
- Малыш должен уметь брать двумя пальцами (большим и указательным) мелкие предметы и крепко держать, не роняя. Также годовалые дети должны уметь собирать пирамидки, кубики по картинкам (около 4 кубиков).
- Копировать поведение и мимику взрослых (расчесывать волосы, умываться, ремонтировать машину и т. п.).
- Играть в сюжетные игры.
- Узнавать животных, показывать, где кошка, а где собака.
Если какой-то из навыков малышу дается трудно, то родители должны помогать осваивать его. Все должно происходить в форме игры.
Какие трудности в развитии ребенка в год могут возникать? Как их решить?
Дать оценку нормальному развитию ребенка помогут следующие тесты:
- Умеет ли малыш твердо стоять на ногах, ползать на четвереньках, ходить (с помощью взрослых)?
- Выполняет ли ребенок простые просьбы взрослых (принести мячик).
- Использует ли малыш в процессе общения жесты?
- Присутствуют ли в его речи осмысленные слова?
Если что-то родителей в физическом и психическом развитии малыша настораживает, то они должны проконсультироваться по этому поводу у специалиста.
Какие обычно возникают трудности?
- Малыш часто плачет, не интересуется игрушками, пассивен. Проблема может заключаться в стрессе, который когда-либо он получил. Оценить его психологическое состояние поможет психолог.
- Малыш не произносит звуки и слова. Многие дети начинают говорить после 1-2 лет. Но проконсультироваться с педиатром не помешает.
Малышу важно уделять много времени и внимания. Детки любознательны и, играя с родителями, они способны обучиться многим навыкам
автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко, врач-педиатр, к. м. н.
Теперь вы все знаете о том, что должен уметь ребенок в год. Надеемся, вам понравилась наша статья. Делитесь с друзьями, оставляйте комментарии – мы с радостью ответим!
Особенности рациона
В 18 месяцев дети кушают 4 раза в день. Интервалы между трапезами составляют максимум 3,5-4,5 часа
Важно, чтобы малыш позавтракал не более чем через 60-90 минут после утреннего пробуждения. Его ужин не должен быть слишком поздним, минимальный промежуток между едой и укладыванием в постель – 1 час
Желательно, чтобы кроха получал пищу примерно в одно время каждый день с небольшими отклонениями. Ориентировочный график питания:
- завтрак – 8:00;
- обед – 13:00;
- полдник – 16:00;
- ужин – 19:00.
Режим питания можно варьировать в зависимости от традиционного графика семейных трапез, однако интервалы между кормлениями увеличивать не рекомендуется. В 1,5 года гармоничное развитие ребенка зависит не только от сбалансированности блюд, присутствующих в меню, но и от их рационального распределения в течение дня.
Кушанья, содержащие большое количество белков, жиров и экстрактивных веществ лучше давать до полудня – они перевариваются длительное время, а также могут возбуждать неокрепшую нервную систему, мешая спокойному ночному сну. Каждый прием пищи должен содержать то или иное горячее (теплое) блюдо.
Основные правила составления меню:
- В завтрак и ужин нужно включать кашу. В качестве дополнения к трапезе крохе можно предложить овощное блюдо или кисломолочный (молочный) продукт.
- Обед, являющийся самой питательной трапезой, должен состоять из двух блюд и свежего овощного салата. На первое стоит приготовить борщ либо суп, на второе – рыбу или мясо с гарниром из отварных (тушеных, запеченных) овощей.
- Каждый прием пищи можно дополнять сырыми фруктами и овощами. Другой вариант – их можно давать в виде перекусов.
- Вечером перед отходом ко сну ребенку следует предложить стакан кефира или подогретого молока.
Это важно понимать
В педиатрии и психологии есть только определенные рамки, которые могут показать, что может уметь ребенок в этот период. И если у малыша не наблюдается или слаборазвит тот или иной навык, то это никак не говорит о каких-то его дефектах.
Это его особенность. Развитие может быть связано с темпераментом, и очень скоро он всему научится. Предпосылками такого отставания в развитии должны быть определенные факторы, например, сложные роды, заболевание малыша.
Но если кроха здоров, то не стоит бить тревогу о том, что он не умеет того, чему уже давно научились его сверстники.
Важно знать, что программы и нормы развития, которые разработаны педиатрами, берут во внимание среднестатистического ребенка. Здесь не учтены физические или психологические особенности малышей. Поэтому строго придерживаться и ровняться на них не стоит
Поэтому строго придерживаться и ровняться на них не стоит.
Базовые навыки
В первый год жизни ребенок осваивает множество навыков. Он должен обладать следующими базовыми умениями:
- Наблюдение за перемещением людей или объектов. Малыш реагирует на музыку, яркий свет, домашних животных и внимательно наблюдает за происходящим вокруг него.
- При виде мамы, папы, бабушки и других близких людей ребенок улыбается и тянет к ним ручки.
- Хорошо умеет держать голову в вертикальном положении.
- Легко переворачиваться с животика на спину или со спины на живот. При многократных манипуляциях малыш не испытывает дискомфорта.
- Выбирает игрушки и просит ту, которая нравится больше всего.
- Умеет самостоятельно садиться.
- Пытается произносить слова (гулит).
Нормы роста и веса
Ребенку 18 месяцев, каким же должен быть его «идеальный» вес и рост? Каждый малыш развивается и растет по своему «индивидуальному плану», поэтому нельзя назвать точных цифр, есть лишь диапазон значений, на который можно опираться. Ниже приведена таблица с показателями примерного веса мальчиков и девочек, а также их роста в 18 месяцев.
Показатель | Развитие у мальчиков в 18 месяцев | Развитие у девочек в 18 месяцев |
Вес | 8,8 кг – 13,7 кг | 8,1 кг – 13,2 кг |
Рост | 76,9 см – 87,7 см | 74,9 см – 86,5 см |
Оценить развитие малыша в полной мере сможет ваш педиатр, так как по одним только показателям роста и веса нельзя делать заключение о норме развития.