Как развивать умения ребенка
А если у крохи ещё и присутствуют проблемы, например, гипертонус, это, вообще, строго запрещено. Но показывать, как нужно, необходимо. Давайте своим детям руку помощи, обучайте.
- Используйте способность подражать. Хвалите, пусть и неловкие попытки чада обслуживать себя самостоятельно. Пусть стягивает носочки, расстёгивает молнию. На всё требуется время, постепенно научится.
- Показывайте на личном примере, как встать, держась за опору. Если проблем со здоровьем у малыша нет, можно давать ему одну ручку, он будет, держась, ходить. Если дитя ходит только короткими перебежками от дивана к креслу, можно использовать вожжи, как на видео. Цель та, чтобы руки малютки были свободными. Так он скорее научится держать равновесие.
- И 9 месячного кроху можно и нужно учить порядку и участию в делах семейных. Он уже способен убрать игрушки в коробку, пусть и в сидячем положении. Если он делает робкие попытки ходить, дайте тряпочку для вытирания пыли. Конечно, толку от этого будет мало, но карапуз почувствует себя очень важным.
- Обязательно при прогулке, чтении рассказывайте малышу обо всём происходящем вокруг. Сейчас происходит активное звуковосприятие, дитя запоминает. Его разговорный аппарат должен быть подготовлен. Ведь через пару ― тройку месяцев он начнёт расширяться с невероятной скоростью.
- Подготовьте безопасное место для игр, уберите все опасные предметы из поля зрения. Вооружите карапуза интересными игрушками. Обязательно приобретите книги с крупными картинками. Читайте и давайте их малышу. Из игрушек возьмите пирамидку, кубики, можно крупные пазлы. Заинтересуют малышка мячики, посудка, музыкальные книги, пианино.
- Играйте, озвучивая действия. Просите «дай куколку», «возьми кружку». Подкрепляйте просьбы действиями.
- Можно потихоньку показывать цвета. Начните с основных: красный, синий, зелёный и жёлтый.
- Объясняйте простейшие вещи: привет, пока, спасибо, пожалуйста, солнце зашло. Пусть в девять месяцев дитятко не способно произнести такие фразы, зато прекрасно запоминает.
Как видите, существует целая масса мероприятий, направленных на помощь юному созданию. Пусть по крупинкам, но к году деточка будет многое уметь. Задача родителей направить эти умения в необходимую сторону, простейшими манипуляциями. Просто играя и обучая при этом. Такое развитие событий придётся по нраву крохотному созданию.
Читайте далее:
Что ребенок должен уметь в 8 месяцев: навыки и нормы развития
Развитие ребёнка в 7 месяцев: рост, вес и навыки малыша
Развитие ребенка в 10 месяцев: что должен уметь и знать малыш
Выбираем игрушки для крохи 9 месяцев
В девять месяцев малыш начинает осознанно получать удовольствие от первых игр, выражать свои эмоции и осваивать навыки общения. Развивать ловкость и моторные навыки ребенку помогут правильно подобранные игрушки. Итак, что желательно иметь в «арсенале» девятимесячному малышу?
Игрушки
Ребенок в девятимесячном возрасте все впитывает, как губка, поэтому важно окружать его полезными и нужными предметами. Приобретите фигурки домашних и диких животных
В игре называйте животное, и вкратце упоминайте, какие звуки оно произносит, чем отличается от других зверей. Пусть в вашем игрушечном мире будут несколько кукол, которых можно переодевать, укладывать спать, купать их. Постоянно проговаривая простейшие действия в игре, малыш запомнит их и в скором времени начнет воспроизводить сам.
Каталка
С каждым днем малыш, опираясь на опору, делает шаги и совершенствуется в ходьбе. Самое время приобрести игрушечную каталку на колесах, с возможностью опереться на неё. Дети в этом возрасте с удовольствием облокачиваются на такой предмет, позволяющий перемещаться по всей комнате. Будьте уверены, у крохи подобная игрушка вызовет большой восторг!
Книжки-игрушки
Издания с разноплановыми игровыми элементами развивают у ребенка зрение, слух, мышление и тактильные ощущения. Малыш учится вместе с такой книжкой осваивать множество действий – открывать и закрывать её, тянуть и дергать за вкладыши, прикасаться к разным фактурам, шуршать, звенеть и т.д.
Выбрать для изучения есть из чего, игровые книжки представлены сразу в нескольких категориях, например, картонные (с объемными фигурками, глазами, игрушками), резиновые (непромокаемые, с пищалками – брызгалками для ванной), текстильные (страницы с разной набивкой, блестящими и звуковыми вставками).
Развивающий центр
Этот предмет направлен на вовлечение в игру всех органов чувств младенца. Такой центр позволит родителям заметить, что умеет малыш на конкретный момент и чему научился спустя неделю. С тянущимися – выпадающими элементами тренируется координация движений, развивается мелкая моторика рук. Остановиться при покупке стоит на развивающих центрах с несколькими видами деятельности (не менее 5), позволяющими крутить предметы, мять, дергать, стучать, менять цвет. Такая игрушка потребует от ребенка в игре умственных и физических усилий, что положительно скажется на его развитии.
Основные навыки: что умеет 9-месячный малыш
Ребенок на девятом месяце жизни уверенно стоит, опираясь на борт кроватки, стену или руку взрослого. Если младенец чувствует достаточную поддержку, то он делает несколько шагов. Самостоятельную ходьбу малыш еще не практикует и предпочитает добираться до нужного места ползком. Навык ползания ребенок к этому возрасту осваивает «на ура» — за крохой бывает трудно угнаться.
Важно! В 9 месяцев начинается период влечения к предметам, находящимся на высоте, поэтому родителям следует проявлять особую бдительность и убирать опасные вещи, находящиеся чуть выше роста малыша.
Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев:
- Самостоятельно садиться из любого положения. Сидя ребенок может провести 10-15 минут без труда, при этом дотягиваясь до предметов и притягивая к себе нужную игрушку.
- Маленький непоседа пытается забраться на невысокие поверхности – диваны, стулья, кресла и т.д.
- Находясь возле опоры, самостоятельно встает и делает маленькие шажки. В детских ходунках приседает, пытается подпрыгивать, без устали передвигается в них до 10 минут.
- Активно использует в играх «щипковый» захват. Пытается подобрать двумя пальцами мелкие предметы с пола.
- Физическое развитие ребенка также претерпевает изменения, у крохи начинают появляться первые молочные зубки (или продолжают расти), иногда одновременно прорезываются сразу несколько зубов.
- Происходит активное развитие речи. Малыш произносит заветные слоги «ма», «па», «ба». Постепенно в речь ребенка входят новые звуки и даже короткие слова («на», «где» и т.д.).
- Предметы в ручках держит крепко и уверенно, но и разжать пальчики младенцу в 9 месяцев еще трудно – он до конца осознает весь «механизм» процесса. Поэтому отобрать у малыша предмет, который он схватил, бывает крайне непросто.
Различия в развитии мальчиков и девочек
Несмотря на то, что развитие у детей обоих полов проходит практически одинаково, можно заметить некоторые особенности в восприятии мира, играх, поведении у девочек и мальчиков даже в столь раннем возрасте.
Девочки вне зависимости от темперамента проявляют больше интереса к общению и эмоциям, чем мальчики. Сильному полу с младенчества больше интересны неодушевленные предметы, нежели люди.
Мальчики часто равнодушны ко звукам и голосам, нежели девочки. Именно поэтому словарный запас у женского пола пополняется быстрее, что благоприятствует раннему развитию речи.
Рассматривать предметы, активно играть и развивать пространственное зрение лучше получается у малышей мужского пола
У девочек более развито периферийное зрение, и они предпочтут игрушкам внимание и ласку.
Моторные функции
Позы и перемещения
Ходьба
В 9 месяцев наступает один из очень долгожданных моментов – начало ходьбы. Сравнимым по радости для взрослых часто является момент произнесения первого слова 🙂
Итак, в 8-9 месяцев малыш уже может стоять, держась за опору. Конечно, как только он почувствует уверенность в этом новом для себя положении, он начнет двигаться вдоль опоры, и это станет началом ходьбы.
Взрослые могут помогать в тренировке нового навыка, если начнут водить ребенка за две ручки. Постепенно малыш сможет шагать, держась только за одну руку взрослого.
Интересно, как ребёнок будет экспериментировать с положением своих ручек. Возможны варианты, когда малыш вытягивает ручки вперед, стараясь сократить расстояние до желаемого объекта, или прижимание рук к себе, чтобы уменьшить боль при падении. Постепенно ребёнок научится балансировать руками, расставляя их в стороны.
Всегда следует помнить, что каждый малыш индивидуален, и кто-то уже бегает в 10-11 месяцев, а кто-то начинает ходить в 1,5 года. Всё это варианты нормы.
Действия с предметами
Хватание
Как писали ранее, хватание – это сложный процесс, который требует:
- согласованной работы зрения и управления рукой,
- способности оценить расстояние до предмета, и
- подстройки кисти под размер желаемой игрушки.
Поэтому способ хватания рассказывает нам о гармоничном развитии многих систем.
В возрасте 9-10 месяцев ребенок уже начинает использовать так называемый ножницеобразный захват (смыкание большого и II-III пальцев по всей длине).
Установление причинно-следственных связей
В возрасте 9-ти месяцев ребенок начинает учиться понимать функции предметов.
Здесь особенно интересными будут такие игрушки, которыми ребенок может управлять, изменять их. Например, игрушечная мельница, у которой нужно потянуть за веревку для вращения крыльев. Потянув один раз, малыш будет стараться сделать это ещё и ещё, убеждаясь в своей способности именно таким образом воздействовать на игрушку и вызывать желаемый эффект.
Обучение новым действиям
В этом возрасте ребенок пока не сможет обучаться «по образцу», и взрослый интуитивно это понимает. Поэтому кроме демонстрации действия (как есть ложкой, или как держать чашку), взрослый вкладывает предмет в руку ребенка и пытается управлять рукой – метод «пассивных действий».
Развитие мимики и речи
Малыш не только понимает и слышит ваше настроение. Он может вполне «в тему» реагировать на него мимикой, собственной интонацией лепета и жестами. Сейчас развитие мимики становится особенно ярким. Раньше она просто выдавала кроху с потрохами – внимательная мама могла легко понять, маленькому правда плохо или это только капризы. А вот сейчас она становится яркой и своеобразной, развивая и окончательно формируя мимику уже взрослого человека.
Речь становится более оформленной. «Ма-ма» это уже не набор звуков, это уже родной и близкий человек, который откликается на это сочетание букв. И это малыш точно запомнил. В детском мозге формируются первые и крепчайшие связи. Он понимает, что определенный набор звуков означает определенный предмет, человека, животное. И если этот набор звуков сказать, то человек появится, а предмет дадут. Начинает формироваться взрослая речь.
Не стоит думать, что развитие речи вот сейчас понесется семимильными шагами. Пока малыш просто смотрит, слушает и запоминает. Мячик, собака, кошка, качели, спасибо, да, нет, привет, пока. Все эти слова (и многие другие) его мозг привязывает к определенным предметам и ситуациям. Потому, если кроха завтра скажет вам твердое «нет» на попытку впихнуть в него кашу для первого прикорма или пюре из брокколи – не удивляйтесь. Непоседа будет схватывать все слова на лету, не за горами тот день, когда он будет говорить, чего хочет, а не махать руками и хныкать.
Как развивать умения ребенка
А если у крохи ещё и присутствуют проблемы, например, гипертонус, это, вообще, строго запрещено. Но показывать, как нужно, необходимо. Давайте своим детям руку помощи, обучайте.
- Используйте способность подражать. Хвалите, пусть и неловкие попытки чада обслуживать себя самостоятельно. Пусть стягивает носочки, расстёгивает молнию. На всё требуется время, постепенно научится.
- Показывайте на личном примере, как встать, держась за опору. Если проблем со здоровьем у малыша нет, можно давать ему одну ручку, он будет, держась, ходить. Если дитя ходит только короткими перебежками от дивана к креслу, можно использовать вожжи, как на видео. Цель та, чтобы руки малютки были свободными. Так он скорее научится держать равновесие.
- И 9 месячного кроху можно и нужно учить порядку и участию в делах семейных. Он уже способен убрать игрушки в коробку, пусть и в сидячем положении. Если он делает робкие попытки ходить, дайте тряпочку для вытирания пыли. Конечно, толку от этого будет мало, но карапуз почувствует себя очень важным.
- Обязательно при прогулке, чтении рассказывайте малышу обо всём происходящем вокруг. Сейчас происходит активное звуковосприятие, дитя запоминает. Его разговорный аппарат должен быть подготовлен. Ведь через пару ― тройку месяцев он начнёт расширяться с невероятной скоростью.
- Подготовьте безопасное место для игр, уберите все опасные предметы из поля зрения. Вооружите карапуза интересными игрушками. Обязательно приобретите книги с крупными картинками. Читайте и давайте их малышу. Из игрушек возьмите пирамидку, кубики, можно крупные пазлы. Заинтересуют малышка мячики, посудка, музыкальные книги, пианино.
- Играйте, озвучивая действия. Просите «дай куколку», «возьми кружку». Подкрепляйте просьбы действиями.
- Можно потихоньку показывать цвета. Начните с основных: красный, синий, зелёный и жёлтый.
- Объясняйте простейшие вещи: привет, пока, спасибо, пожалуйста, солнце зашло. Пусть в девять месяцев дитятко не способно произнести такие фразы, зато прекрасно запоминает.
Как видите, существует целая масса мероприятий, направленных на помощь юному созданию. Пусть по крупинкам, но к году деточка будет многое уметь. Задача родителей направить эти умения в необходимую сторону, простейшими манипуляциями. Просто играя и обучая при этом. Такое развитие событий придётся по нраву крохотному созданию.
Читайте далее:
Что ребенок должен уметь в 8 месяцев: навыки и нормы развития
Развитие ребёнка в 7 месяцев: рост, вес и навыки малыша
Развитие ребенка в 10 месяцев: что должен уметь и знать малыш
Понимание речи девятимесячным ребенком
Поток слов для ребенка был набором непонятных звуков, сейчас он начинает понимать их. Эта способность далеко опережает, способность использовать слова. Его лепет превратился в болтовню и начинает звучать как реальные слова, фразы, предложений. Младенец думает, что он говорит что-то, реагируйте как будто и в самом деле так.
Малыш начинает понимать ваш тон. Он понимает, когда порадовал вас, так как получает конкретную похвалу. Чем больше вы говорите с ребенком — при готовке обеда, вождении, одевании, тем больше он узнает об эмоциях.
Малыш начинает понимать слово «нет», хотя он может и не подчиняться этому слову Например, вы ожидайте, что он попытается прикоснуться к чему-то даже после того, как вы сказали не делать этого. Лучше всего использовать слово «нет» экономно, и когда вы его использовали, удалите ребенка от места преступления и заинтересуйте чем то новым.
Становление личности девятимесячного ребенка.
Личность ребенка действительно начинает вырисовываться в 9 месяцев. Малыш может быть очень социальным, предоставляя широкую улыбку всем, кого встречает, или немного больше стеснительным, пряча лицо, когда чужие люди начинают общаться с ним. Настроение младенца может переключаться довольно резко. Кроха будет жаждать внимания и, возможно, даже помашет на прощание, когда он видит, что вы идете к двери. У него уже вырабатывается собственное мнение, которое вы увидите при попытке посадить его на сидение автомобиля или коляски.
Советы родителям
- Позволяйте малышу 9 месяцев развивать самостоятельность. Давайте крохе в руки ложку, когда кормите ребенка. Пусть малыш пробует умываться, снимать одежду, выбирать игрушку или книжку, с которой хочет поиграть.
- Следите за осанкой ребенка во время сидения. Хорошо, если малыш будет сидеть в специальном стуле, в котором его позвоночник не будет искривляться.
- Позаботьтесь о максимальной безопасности ребенка. Спрячьте и уберите все опасные предметы, до которых может добраться малыш. Пусть на краю стола не окажется ножей и чашек с горячим чаем, все розетки будут закрыты заглушками, а коробки и банки с бытовой химией надежно спрятаны под замок.
- Деткам в этом возрасте нравится помогать маме, поэтому во время уборки можете дать карапузу тряпку, а во время приготовления обеда – поварешку.
- В каждой комнате, в которой малыш проводит время, выделите место для игрушек или других предметов, которыми ребенок сможет поиграть. Для детских книг оборудуйте низкую полку, чтобы малютка мог самостоятельно выбирать для себя книжку. Игрушки стоит складывать в небольшие контейнеры, позволяя ребенку копаться в них в поисках самых любимых и интересных предметов.
Разнообразить ваш день помогут игры по методике «Маленький Леонардо», которые показывает в видео Теплякова О. Н. – эксперт по интеллектуальному развитию.
Как развивать малыша в этом возрасте?
Руководствуясь все тем же предстоящим кризисом, важно развивать в ребенке ощущение себя в мире: учить отношениям в семье и в социуме вообще, совместным действиям со взрослыми, поведению в разных ситуациях, самообслуживанию. На самом деле все это обычно происходит в повседневной жизни, поэтому каких-то особых занятий с ребенком проводить для этого не нужно. Главное – подавать достойный пример
Ведь маленькая «обезьянка» будет снимать с родителей кальку в поведении, поступках, речи, быту
Главное – подавать достойный пример. Ведь маленькая «обезьянка» будет снимать с родителей кальку в поведении, поступках, речи, быту.
Развивающие игры для детей в 9 месяцев должны подбираться таким образом, чтобы стимулировать основные сферы развития:
- совершенствовать координацию;
- улучшать имеющиеся двигательные навыки и осваивать новые;
- помогать изучению свойств предметов;
- развивать мелкую моторику рук;
- пополнять пассивный лексический запас малыша;
- давать возможность познавать окружающий мир.
Чтобы развитие крохи было эффективным и безопасным, родителям необходимо следовать простым правилам.
- Обезопасьте пространство, убрав все, что может поранить малыша или быть проглочено. Закрепите, спрячьте все, что может стать причиной травмы.
- Не ограничивайте свободу ребенка манежем или кроваткой. Пусть двигается как можно больше.
- Запрещайте что-то лишь в крайнем случае. Постоянное «нельзя» быстро и надолго отбивает познавательный интерес.
- Следите за чистотой всего, что ребенок может потянуть в рот, не оставляйте его без присмотра там, где есть риск достать опасные предметы.
Полезные советы родителям
- В девять месяцев развитие ребенка происходит очень стремительно. Он быстро осваивает новые двигательные навыки. Может бесконечное количество раз залезать на диван и слезать с него, ребенка уже не удержать в манеже или в кроватке. Все это – повод задуматься о безопасном пребывании ребенка в квартире. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша не было возможности споткнуться о пороги или торчащие провода. Не оставляйте его одного в стульчике для кормления или на диване без присмотра. Так вы оградите малыша от бытовых травм.
- Следите за тем, чтобы у малыша было достаточно развивающих игрушек, соответствующих его возрасту. Так, в 9 месяцев у него должны быть пирамидки и сортеры, мячи и кубики, первые пальчиковые краски и тесто для лепки.
- Навык сидения в 9 месяцев освоен на «отлично», значит, можно начинать высаживание крохи на горшок. Ознакомьтесь с тем, как приучить ребенка к горшку без истерик и плача.
- Малыш в этом возрасте ведет активную физическую и эмоциональную жизнь. За день он сильно устает, а это хороший повод узнать, как научить ребенка засыпать самостоятельно, если он все еще спит совместно с вами, или ритуал засыпания слишком долог и утомителен для вас.
- Время летит стремительно – не успеете насладиться успехами вашего ребенка и узнать, чему его учить в 9 месяцев, а уже пора выяснять, что должен уметь ребенок в 10 месяцев.
Стоит ли смотреть развивающие мультики?
Многие молодые мамы начинают показывать детям мультики уже с 6-9 месяцев. В интернете можно найти множество мультфильмов, доступных для просмотра в режиме онлайн.
В описании к ним указывают, что они подходят для новорожденных и грудничков, но специалисты предупреждают, что просмотр телевизора в таком раннем возрасте еще не рекомендован.
Просмотр мультфильмов приводить к таким негативным последствиям:
- нарушение формирования речи;
- появление проблем психологического характера;
- утрата интереса к просмотру картинок в книгах;
- нервное перенапряжение, появление проблем со сном, капризности, плаксивости;
- ухудшение качества зрения.
Начинать знакомство с мультиками специалисты ВОЗ советуют не раньше года. До двухлетнего возраста рекомендуется показывать диафильмы. Они не создают такую нагрузку на зрение, как обычные мультфильмы.
Шире круг
Если ваш ребенок уже научился играть во всевозможные прятки, наступило время для совершения обходных движений. Положите игрушку за какой-нибудь прозрачный барьер. Понаблюдайте, что будет делать кроха. Попытается достать игрушку сквозь барьер или обойдет преграду? Наклейте на плотный картон яркую картинку и покажите ее малышу. Теперь
поверните картонку так, чтобы малыш не мог видеть изображение. Понаблюдайте, поползет ли он вокруг картона, чтобы найти пропажу? Предложите крохе достать интересующую его звучащую игрушку из-за перегородки, (предварительно спрятав ее там и не прекращая «сигналить» ею). Малыш в возрасте 9-10 месяцев вполне способен выполнять такие задания. В 9 месяцев ваш кроха, сидя за столом, размахивает погремушкой (стараясь извлечь из нее знакомый звук), вращает подвижные части игрушки (например, колесики), берет мелкие предметы с поверхности стола, вкладывает мелкие игрушки в коробочку и вынимает их, звонит в колокольчик, стучит ложкой о ложку или тарелку, просовывает пальчик в небольшое отверстие (например, телефонный диск). Ребенок даже довольно ловко действует всеми пальчиками, поэтому можно усложнить задания с захватами. Предложите ему игру с парящими или падающими предметами. Возьмите несколько полотенец, шарфиков, поясков и платочков. Сядьте с малышом на ковер и подбросьте в воздух одну из вещей. Когда она начнет падать, протяните руки и поймайте ее. В следующий раз пусть ребенок поймает шарфик сам, а вы направляйте его ручки так, чтобы шарфик опустился прямо в них, Вы уже убедились, что малыш учится действовать с предметами, вначале разбирая их на части. 9-месячный кроха легко разрывает бумагу. Для этой цели стоит пожертвовать разноцветными листами разной фактуры. Если ваш малыш уже научился выбрасывать все подряд из кроватки, значит, пришло время игры с мягким мячиком. Сядьте на пол лицом к ребенку и покатите мяч в его сторону. Затем возьмите ручонки малыша и покажите, как надо катить мяч от себя (то есть в сторону мамы). Чем активнее вы восхищаетесь его маленькими удачами, тем скорее он усвоит урок, А теперь возьмите маленький мячик и пустую банку из-под кофе. Посадите малыша и дайте ему мячик, в нужный момент разожмите его пальчики, чтобы мяч угодил прямо в банку. Услышав, как мячик стукнулся о дно, скажите: «Бах!». Немного тренировки, и малыш не только начнет сам проделывать это, но и постарается усовершенствовать точность броска. Теперь действия рук и глаз ребенка хорошо согласованы. Развивается координация движений плеча, предплечья, запястья и пальцев.