Что такое ментальная арифметика и для чего она нужна

Как развиваются способности ребенка с помощью ментальной математики?

А теперь давайте подробно рассмотрим ментальный метод развития математических способностей. Путь к успеху в изучении арифметики напрямую зависит от слаженной работы левого и правого полушарий головного мозга. У большинства людей земного шара развитие левого полушария происходит плодотворнее, оно преобладает над правым. Поэтому воображение, творческое мышление, фантазия работают плохо.

Левополушарное развитие мозговой деятельностиПравополушарное развитие мозговой деятельности
Интенсивная стимуляция мелкой моторики рукОдновременное использование правого и левого полушария мозга, так как работают левая и правая руки, а именно большой и указательный пальцы в одинаковом режиме
Визуальное представление этапов вычисления и результатов выполненных действийОсновная работа происходит в уме с воображаемыми счетами

Ментальный метод обучения арифметике ребенка успешно работает в 52 странах мира. С каждым годом количество учащихся увеличивается, так как методика дает высокие результаты, которые потрясают психологов, преподавателей, научных деятелей в математической отрасли.

Ментальная арифметика – что это такое?

Чаще всего ей интересуются взрослые, которые хотят, чтобы их дети увлекались интересным, и в то же время полезным занятием. Поэтому в поле зрения и попадает эта необычная программа. «Что такое ментальная арифметика?» – отвечаем на распространенный вопрос родителей, которые впервые встретились с этим термином.

Ментальная арифметика – это методика развития интеллекта для детей и подростков, которая позволяет им научиться быстро считать без калькулятора. Также эта программа направлена на развитие навыков обработки информации, мышления, логических способностей и творческих задатков. Она базируется на знании основ работы с древними азиатскими счетами – абакусом, а обучение этой технике можно разделить на два основных этапа:

  • вычисления на счетах для начинающих и улучшение навыков работы с ними. Сначала детям нужно научиться складывать и вычитать с помощью счетов, а затем отточить эти навыки. Только тогда, когда ребенок сможет считать не задумываясь, можно будет перейти к следующему этапу занятий.
  • переход к устному счету. Теперь уроки направлены на то, чтобы научиться считать ментально. Для этого нужно привыкнуть представлять абакус в своем воображении и научиться считать на нем. Этот этап может занимать много времени, но полученные в результате способности оправдают ожидания.

По окончании этого курса ребята приобретут навыки, которые позволят им производить вычисления в уме с высокой скоростью и без особых усилий. Продолжительность освоения этой техники во многом зависит от возраста ребенка. Так с каких лет можно учиться быстро считать в уме?

Что такое ментальная арифметика

Ментальная математика – программа по развитию обоих полушарий мозга у детей с 4 до 16 лет. В процессе занятий ребенок учится считать на счетах абакус, соробан, потом решает арифметические задачи в уме. Одновременно с математическими навыками развивается моторика, воображение, логика.

По мнению разработчиков программы, педагогов ментальных школ, такая арифметика открывает малышу путь к успеху. Он учится мыслить нестандартно, находить выход из любых ситуаций, держать самооценку на нормальном или высоком уровне.

Во время занятий тренируются нейронные связи в головном мозге школьника, улучшается качество мышления и скорость реакций. Левое и правое полушарие начинают взаимодействовать активнее. Это сказывается на успеваемости в школе по всем предметам. Отличные знания по стандартной учебной программе дают возможность будущему выпускнику сдать ЕГЭ на высокие баллы, поступить в престижный вуз.

Что такое ментальная арифметика?

Историки не могут сказать точно, когда появилась ментальная арифметика, но известно, что это произошло более 5 тысяч лет назад. Потом она исчезла, и о ней вспомнили в Азии в 1993 году. С тех пор, ментальной арифметикой занимаются в 52 странах мира: Япония, Великобритания, США, недавно пришла и в Россию.

Ментальная арифметика — это система счета в уме. Сначала вычисления проходят с помощью абакус/соробан — восточных счет. Второй этап — работа с карточками, а в финале — жонглирование цифрами в уме.

Ход обучения ментальной арифметики

Обучение в разных школах ментальной арифметики может отличаться. Некоторые включают в программу авторские методики, другие же придерживаются классического обучения. В стандартную часть входит работа на абакусе — восточных счетах.

Детям объясняют принцип перемещения косточек на счетах, рассказывают какие цифры закреплены за каждым рядом косточек. Интересно, что во время вычислений на абакусе, ребенок выполняет действия двумя руками одновременно. Такие образом у ученика задействованы сразу два полушария мозга.

На втором этапе переходят к развитию образного воображения. Дети работают с ментальными картами, на которых изображены счеты. Дети начинают представлять в голове счеты и проводят на них вычисления.

Заключительная часть — быстрый счет в уме без карт и счет. Ребенок продолжает представлять абакус перед глазами и передвигает в уме на нем косточки. Этот навык закрепляется в мозге, и сохраняется у ребенка на всю жизнь.

Что такое ментальная арифметика простыми словами

Ментальная арифметика – это один из методов развития интеллекта. В ее основе лежит использование абакуса или соробана – специальных счетов, которые помогают быстрее проводить математические вычисления в уме.

Программа подготовки составлена таким образом, чтобы сочетать сразу несколько действий:

  • Счет в уме.
  • Использование механических счетов.
  • Упражнения на логическое мышление.

Также тренируется и тестируется умение долго концентрировать внимание на конкретной задаче.Когда программа составлена правильно, а преподавание ведет специалист с большим опытом, наблюдаются выраженные позитивные результаты – от улучшения успеваемости до развития склонности к творческим занятиям. Исследования показывают, что лучшее время для занятий ментальной математикой – возраст от 4 до 16 лет

В силу биологических особенностей организма именно в это время эффективность восприятия информации находится на самом высоком уровне. Но и для других возрастов занятия приносят ощутимые положительные результаты

Исследования показывают, что лучшее время для занятий ментальной математикой – возраст от 4 до 16 лет. В силу биологических особенностей организма именно в это время эффективность восприятия информации находится на самом высоком уровне. Но и для других возрастов занятия приносят ощутимые положительные результаты.

Ментальная арифметика помогает совершенствоваться

Эти полезные советы по математике особенно хороши потому, что основаны на том, как работает наш мозг. При правильном использовании ваш мозг способен к невероятно сложным процессам.

Однако наш мозг довольно ленив. Он всегда находится в поиске способов, как добиться результата, прилагая как можно меньше усилий.

Мы живём в мире, который постоянно убыстряется. События повседневной жизни происходят за мгновения, но мы бы хотели всё равно их ускорить. Нам хочется, чтобы посуда была чистой ещё до того, как загрузили посудомоечную машину. Чтобы одежда была постирана и поглажена, а ужин — приготовлен к нашему приходу. Вот и мозг хочет того же, когда дело доходит до ментальной арифметики, — чтобы всё было сделано быстро, качественно и без его участия.

Но освоив арифметику, вы существенно упростите свою жизнь, а также прокачаете реакцию и получите математическую сноровку, которой позавидуют даже ниндзя!

Если вам нужна помощь в освоении математики, поищите хорошего репетитора. Частный преподаватель может стать именно тем наставником, который вам нужен.

В зависимости от вашего уровня и навыков, а также от ваших сильных сторон и ожиданий, вам может понадобится репетитор, который направит ваш учебный процесс и поможет разобраться с тем, что вызывает трудности.

Репетитор по математике онлайн может показать вам, как использовать вышеупомянутые советы и приёмы, а также помочь развить другие навыки, чтобы вам было проще освоить ментальную арифметику.

Лучшие преподаватели по математике доступны для занятий

5 (12 отз.)
Данис

₽500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (13 отз.)
Александр

₽1200 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (8 отз.)
Евгений

₽1100 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (8 отз.)
Всеволод

₽1500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (5 отз.)
Анастасия

₽1300 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (6 отз.)
Ирина

₽1000 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (6 отз.)
Екатерина

₽1500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (8 отз.)
Никита

₽1200 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (12 отз.)
Данис

₽500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (13 отз.)
Александр

₽1200 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (8 отз.)
Евгений

₽1100 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (8 отз.)
Всеволод

₽1500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (5 отз.)
Анастасия

₽1300 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (6 отз.)
Ирина

₽1000 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (6 отз.)
Екатерина

₽1500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (8 отз.)
Никита

₽1200 /ч

1е занятие бесплатно!

Поехали!

Ментальная арифметика гармонизирует работу мозга: что это значит?

Тема интеллектуального развития не всегда проста и понятна, а значит, за красивой формулировкой: «Улучшает работу мозга» чаще всего кроется тайна. Как именно методика счета, которую так высоко ценят в Китае и Японии, влияет на главный компьютер человеческого организма? Игорь Николаенко, профессор Института Прикладной Нейропсихологии, выступил на конференции «Эдьюкейтор-2019» с заявлением, что ментальная арифметика действительно позитивно сказывается на обучающем процессе: «Такая программа ребенку интересна, потому что она соответствует его текущему уровню восприятия

Чем больше мы накладываем на понятие цифры двигательных реакций, тем лучше мозг осознает важность этого действия. Например, мозгу запомнить цифру — сложно, потому что она ни к чему не привязана

Ментальная арифметика решает этот вопрос».

Как учат считать японских детей

Обучение счету на абакусе входит в учебную программу начальной школы в Японии. Абакус там является аналогом наших счетных палочек. Однако соробан помогает не только научить школьников считать, но и развить у них:

память; 

внимание; 

пространственное воображение; 

а также закладывает прочный фундамент для дальнейшего обучения в школе.

На курсах ментальной арифметики вы повторите этот путь и узнаете, что такое абакус и как на нем считать. Счет на абакусе строится по следующему принципам:

  1. Начинать отсчет можно с любой спицы. 

  2. Младшие разряды числа находятся справа, старшие — слева.

  3. Работа с младшими разрядами идет правой рукой. Со старшими — левой. 

  4. Костяшки на земной части самой правой спицы означают единицы; на той, что расположена левее — десятки, на той, что еще левее — сотни, и т. д. 

  5. Костяшки в небесной части означают, соответственно, пятерки, полусотни, полутысячи, пятерки тысяч и т. д.

  6. Для того, чтобы отложить на абакусе число от 1 до 4 сдвиньте вверх соответствующее число бусин на самой правой спице. Для того, чтобы отложить число 5, сдвиньте вниз бусину из небесной части, при этом бусины земной части не трогайте. Для того, чтобы отложить числа от 6 до 9, сдвигают вниз небесную костяшку и поднимают кверху нужное количество земных костяшек. Т. о., число 6 представляется в виде суммы 5 + 1, число 7 — в виде суммы 5 + 2 и т. д.  

  7. По такому же принципу на спице, расположенной левее, откладывают числа от 10 до 90, на спице еще левее — числа от 100 до 900 и т. д. 

  8. Таким образом, любое число, отложенное на соробане, представляется в виде поразрядной суммы. Например, число 297 будет представлено в виде суммы 200 + 90 + 7. 

Научившись откладывать числа, дети приступают к операциям сложения, вычитания, умножения и деления. При должном навыке все эти операции выполняются на абакусе на уровне автоматизма. 

История возникновения

Методика ментального счета имеет древние корни. И это несмотря на то, что разработана она сравнительно недавно ученым из Турции Халитом Шеном. Что же он использовал для своей системы ментального счета? Абакус, который был создан в Китае еще 5 тыс. лет назад. Этот предмет представляет собой счеты, которые внесли огромный вклад в развитие всей мировой арифметики. После изобретения абакус начал свое постепенное распространение по всему миру. В 16-м веке из Китая он попал в Японию. На протяжении четырех сотен лет жители Страны восходящего солнца не только успешно использовали такие счеты, но и тщательно прорабатывали их, пытаясь усовершенствовать такой нужный для совершения арифметических действий предмет. И это им удалось. Японцы создали счеты соробан, которые и до сегодняшнего дня используются для обучения детей в начальной школе.

На протяжении всей истории развития человечества совершенствовалась математическая наука. И сегодня она может предложить нам огромное количество своих достижений. Но, несмотря на это, ученые считают, что использование абакуса приносит больше пользы в обучении детей точному счету.

Этапы обучения ментальной арифметике

Все обучение условно делится на три этапа:

  • счеты на абаке;
  • вычисления с помощью воображаемого абака;
  • постоянное усложнение задач.

Основная цель ментальной арифметики — развить у ребенка память и концентрацию, так ему придется полностью сосредоточиться только на процессе счета, запоминая множество цифр и логических операций. Стоит отвлечься — последовательность будет утеряна.

Кубики Зайцева: плюсы и минусы методики раннего развития

При использовании метода ментальной арифметики развиваются не только зрительная память и быстрота реакции, но и мелкая моторика, воображение и интуиция.

В первый год вашего малыша научат быстро складывать и вычитать числа, далее — занятия посвящают обучению умножать и делить. В целом, навыкам ментальной арифметики ребенка можно обучить за 2–3 года.

<h2id=»3″ >Чему, кроме счета, учит ментальная арифметика

Навыки, которые приобретает ребенок при обучении ментальной арифметики, могут серьезно помочь ему во взрослой жизни.

Во-первых, методика учит максимально сосредотачиваться на решении одной, самой важной в данный момент, задаче.
Во-вторых, ежедневные тренировки быстрого решения задач в дальнейшем помогают принимать быстрые решения во всех сферах жизни.
В-третьих, раз за разом успешно справляясь с решение сложных задач, малыш приобретает уверенность в себе. А это также поможет ему в дальнейшем справляться со многими сложными жизненными задачами.
Ментальная арифметика активно развивает детское воображение, а это помогает ребенку мыслить нестандартно

Во многих ситуациях – это шаг к успеху.
Кроме того, благодаря гармоничному развитию обоих полушарий мозга, центры, отвечающие за эмоции и общение, постоянно активны. А значит, что ребенок будет легко находить общий язык с людьми, заводить новых друзей, уметь использовать активные навыки коммуникации.

Что это такое?

Ментальная арифметика — это программа умственного развития, дающая возможность детям в возрасте от 4 до 12-14 лет научиться выполнять математические операции с высокой скоростью на уме — без использования калькулятора, бумаги и карандаша.

Ребенок учится выполнять математические операции быстрее калькулятора, используя абак (счеты), четкий образ которого крепится у него в памяти. Тем самым, он больше не нуждается в дополнительных приспособлениях для решения простых и сложных математических задач.

Мы неоднократно слышали высказывание о том, что 2-хлетнего ребенка можно научить многому, нежели более старшего, что связано с наиболее активным развитием мозга ребенка в раннем детстве.

На чем основано действие?

Программа ментальной арифметики обеспечивает синхронную работу правого полушария мозга, отвечающего за творческую деятельность, и левого полушария, отвечающего за логическую деятельность. Благодаря этому ребенок, решая математические задачи, может одновременно петь, читать стихи и даже слушать собеседника и отвечать на его вопросы. В процессе обучения используется древнейший вычислительный инструмент абак (счеты) -устройство состоящее из прямоугольной рамы с косточками, которые можно перемещать на спицах.

Использование абака развивает мелкую моторику и позволяет ребенку наглядно увидеть процесс подсчета. Постепенно дети начинают считать в уме, работая с воображаемыми счетами, — так подключается правое полушарие мозга, отвечающее за воображение, интуицию, творчество.

Польза ментальной арифметики для детей

Мнения ученых о пользе этой методики расходятся. В Индии было проведено исследование: дети должны были выполнить математические действия, находясь в нестандартной ситуации. Их отвлекали, шумели, нарочно громко разговаривали. При этом те ребята, которые занимались ментальной арифметикой, справились с заданием лучше и быстрее, чем те, кто изучал математику традиционным способом.

Американские эксперты не получили столь однозначных результатов. Они проанализировали способности школьников младших классов, часть из которых занималась на абакусе, и не выявили разницы между ними. Еще одно наблюдение показало, что результат зависит от способностей ребенка.

Если оценить мнения ученых, можно сделать следующий вывод: не всегда польза от занятий восточной математикой видна сразу, но вреда от них точно не будет. А некоторые плюсы обучения неоспоримы.

Мелкая моторика

Программа обучения разделена на 2 этапа:

  1. Занятия с абакусом. Ребенок двигает косточки по металлическим стержням, используя обе руки одновременно. Таких стержней чаще всего 13.
  2. Счет в уме. На этом этапе доска с косточками уже не нужна, а все математические операции производятся мысленно.

В начале занятий, при работе со счетами, активно развивается мелкая моторика

Доказано, что она влияет на уровень владения речью, эмоциональный фон, память и внимание. Чем бы ни увлекся ребенок в будущем, моторика упростит освоение новых навыков, будь то игра на музыкальном инструменте, хореография или шахматы

Межполушарные связи

В программе используется асимметричный счет, при котором задействуют указательный и большой пальцы правой руки, а также средний и указательный левой. При этом укрепляется связь между правым полушарием, отвечающим за творческое мышление, координацию движений, формирование зрительных образов, и левым, которое формирует логику, помогает ставить цели и обрабатывать звуковую информацию.

Что может сигнализировать о нарушении связей между полушариями:

  • ухудшение почерка;
  • речь становится более путаной;
  • появляются проблемы с запоминанием информации;
  • ребенку трудно сконцентрироваться.

Занятия ментальной арифметикой помогут восстановить эффективное взаимодействие между полушариями и повысить продуктивность работы мозга. Если вернуться к соробану в зрелом возрасте, можно замедлить разрушение нейронных связей, отсрочить возникновение рассеянного склероза или болезни Альцгеймера.

Увеличение скорости мышления

Школьная программа предполагает, что первоклассники могут оперировать цифрами до 20, второклассники – до 100. Дети, обучающиеся на абакусе, независимо от возраста, через несколько месяцев способны работать в уме с трехзначными числами. Причем скорость счета и его точность возрастают. Это не значит, что ребенок непременно станет математическим гением. Зато навык пригодится во взрослой жизни и работе, когда будет необходимо быстро рассчитать стоимость покупок в магазине, спланировать расходы и доходы, произвести инженерный расчет или налоговые операции.

Концентрация внимания

Счет в уме требует сосредоточенности и осознанности. Ученики концентрируются на движении пальцев, а затем на ментальных вычислениях. Это помогает развить усидчивость, стрессоустойчивость, внимательность, перестать отвлекаться на посторонние раздражители. Со временем дети транслируют эти полезные привычки и на другие занятия, что повышает их школьную успеваемость.

Развитие памяти

Во время занятий нужно запомнить большое количество информации. В развлекательной форме, с использованием зрительных и тактильных образов, она усваивается проще. Объем памяти увеличивается, запоминание происходит быстрее. Улучшения распространяются на краткосрочную и долгосрочную память.

Развитие правого и левого полушария

Программа обучения построена таким образом, что детям приходится искать пути для решения новых, все более сложных задач. Они лучше адаптируются к нагрузкам, чувствуют себя уверенно. Иногда необходимо выполнять одновременно несколько видов деятельности. Это помогает улучшить работу мозга и защитить его от негативных возрастных изменений в будущем.

Поскольку правое и левое полушария задействованы в равной степени, чтобы найти выход из трудной ситуации, ребенок сможет применить творческий или логический подход. Сбалансированная работа мозга положительно влияет на работу иммунной, гормональной и пищеварительной систем.

В каком возрасте лучше обучаться ментальному счету

Мнение о том, когда лучше приступать к занятиям различается: кто-то считает, что заниматься ментальной арифметикой можно еще до школы, а кто-то предпочитает отложить обучение до момента, когда малыш пойдет в первый класс. Чтобы принять верное, взвешенное решение, нужно разобраться в основных нюансах развития интеллекта в раннем возрасте.

Умение производить арифметические операции предполагает задействование логических функций интеллекта. Но логика у ребенка нормально формируется примерно к 5 годам, а в более раннем детстве почти не задействуется. Именно поэтому педагоги и психологи не рекомендуют приступать к занятиям, пока малышу не исполнится 5-6 лет.

Еще одним важным фактором, влияющим на эффективность обучения, являются начальные навыки ученика

Чтобы продуктивно заниматься, он должен уметь читать, считать от одного до десяти и обратно, знать цифры и, что не менее важно, уметь соотносить их с количеством. Так занятия по ментальной арифметике подойдут для детей, которые обладают перечисленными способностями и уже достигли пятилетнего возраста

Считается, что занятия будет особенно полезны ребятам от 5 до 16 лет.

Выбирая программу обучения этой технике, родители нередко путают ее с ментальной математикой. Есть ли между ними разница?

Минусы ментальной арифметики

Занятия дают невероятные результаты, но по мнению педагогов, ребенок не приобретает знаний. Он не развивает навыки вычислений. Вот в чем фокус — ребенок решает сложный пример, но при этом не совершает арифметические действия в уме. Чадо просто представляет себе счеты «абакус» и в воображении передвигает на нем косточки.

Противники учения приводят пример, когда ученики считают в уме, в этот момент поют песни, рассказывают стихи, и при этом выдают правильные ответы. Это только подтверждает тот факт, что ребенок не может считать «по-настоящему», и в этот момент он просто представляет счеты и работает с ними. То есть по сути, ментальная арифметика развивает образное мышление. Помимо этого она дает знания о разрядах: сотни, десятки, единицы, но не более того.

Сложности в восприятии чисел

Преподаватели начальных классов замечают детей, которые ходили перед школой на ментальную арифметику. Такие дети с трудом решают примеры в тетради, еще сложнее им даются математические задачи. Они не вникают в суть задачи, а просто «вычленяют» из нее числа и сразу выдают ответ. Когда учитель просит объяснить, как ребенок пришел к такому решению, то чадо затрудняется ответить. В этот момент он видел перед глазами счеты.

Интересно, что такие дети чаще всего в ответ на задачу выдают только число, а не развернутый ответ. То есть вместо: «Папа купил 300 грамм яблок», они говорят просто число «300».

Некоторые родители могут подумать: «А зачем в принципе писать математические примеры, если можно решить его в уме?». Но не все так просто. Это развивает логику и, косвенно, причинно-следственную связь.

Речь идет как о научных открытиях, так и фармацевтике, инженерии, экономике и многих других отраслях. Специалисту недостаточно решить несколько примеров в уме. Они расписывают уравнения, чтобы прийти к заветному решению. Если была совершена ошибка, то он может оглянуться назад и понять, где она произошла. Если уравнение решено верно, то он может передать свои знания другим и использовать их для блага общества.

Недостаток — трудно отучить ребенка от движений руками

Перед тем как отдавать ребенка на ментальную арифметику, посмотрите видео, как считают дети без счет. Можете посетить занятия, и убедится лично как происходит «арифметика» в уме. На третьем этапе обучения, когда они работают без счет, дети используют руки для помощи. Ученики двигают ими в воздухе, представляя как передвигают косточки счет. В итоге, некоторым детям потом сложно отвыкнуть от этой привычки. Бывает такая манера сохраняется уже в школе.

Методика обучения ментальной арифметике детей дошкольного возраста

У людей каждое полушарие мозга отвечает за определенное направление. Развиваться творчески помогает правое, оно также отвечает за образное восприятие и мышление. Левое находится в ответе за логическое мышление.

В момент, когда человек начинает работать руками, деятельность полушарий активизируется.

Обратите внимание! В зависимости от того, какая рука задействована, происходит активизация соответствующего полушария. Именно поэтому основной задачей ментальной математики является задействование всего мозга в образовательном процессе

Программа по освоению устного счета основана на последовательном прохождении нескольких ступеней. Сначала ребенок знакомится с сутью выполнения арифметических действий с использованием косточек и овладевает техникой. В этом процессе задействованы сразу две руки и участвует как правое, так и левое полушария. Благодаря такому подходу усвоение и выполнение арифметических действий достигается максимально быстро. В процессе обучения ребенок использует абакус, который помогает свободно складывать и вычитать, умножать и делить, а также вычислять квадратный и кубический корни.

Урок ментальной математики с абакусом (счетами)

Второй этап изучения заключается в обучении детей ментальному счету в уме. Ребенок перестает постепенно привязываться к абакусу, в результате этого происходит стимуляция воображения.

Как правило восприятие цифр происходит в левом полушарии, а образ костяшек воспроизводится правым. На этом основывается методика ментального счета.

Обратите внимание! Для детей дошкольного возраста обучение ментальной математике является увлекательным и интересным процессом, помогающим подготовиться к школе

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий