Стоит ли поощрять или наказывать ребёнка деньгами
Взрослые в последнее время полюбили мотивировать подрастающее поколение звонкими монетами, оплачивая учёбу и домашнюю работу. Специалисты не приветствуют подобный метод воспитания, поскольку детско-родительские отношения плавно переходят в товарно-денежные. Лучше другими способами объяснить простую вещь: хлопоты по дому – обязанность каждого члена семьи, их вклад в общее дело.
За хорошие отметки тоже не стоит платить. Исследования зарубежных психологов показывают, что материальное вознаграждение не стимулирует ребёнка к дальнейшим учебных успехам, скорее наоборот. Хотя возможен вариант, когда родители делают дорогие (как в денежном, так и в эмоциональном плане) подарки за определённые выдающиеся результаты. Например, за поступление в университет или за победу на конкурсе.
Наказывать деньгами тоже не нужно, особенно если причина наказания – плохая учёба. Если вы всё же вынуждены уменьшить денежное довольствие за грубость, недопустимое поведение, обязательно заблаговременно предупредите об этом подростка. А сокращение доходов возможно лишь после повторного проступка.
Аргументы против карманных денег у детей:
- Они провоцируют бездумные траты и не учат ребенка ценить деньги;
- Карманные деньги создают условия для лишних соблазнов;
- Если Вы выдаете ребенку деньги за какие-то определенные заслуги (помощь по дому, хорошее поведение, хорошие оценки и т.п.), дети могут начать Вас шантажировать;
- У ребенка может развиться жадность и завистливость;
- Дети не будут знать цену деньгам.
Истина, как всегда, находится прямо посередине. Карманные деньги рекомендуется выдавать детям уже с 6 лет. Так Вы подготовите ребенка к самостоятельности распоряжаться ограниченными средствами. Перед тем, как выдавать детям карманные деньги, проведите с детьми беседу.
Как правильно давать карманные деньги
Психологи советуют обязательно выделять карманные деньги детям. Получая свою «копеечку», ребёнок учится самостоятельности: он сам решает, на что потратить деньги, учится планировать и выбирать покупки
Делая выбор, ребёнок задумывается о стоимости вещей, определяет для себя важность той или иной покупки
Первые карманные деньги можно давать, когда рёбенок пойдёт в школу. В этот период у малыша появляется относительная свобода передвижения и доступ к покупкам. Так, если в детском саду деньги были не нужны, то в школьном буфете они очень даже пригодятся. В 6–7 лет дети уже умеют считать, но вот вести бюджет и планировать траты им пока сложно — лучше выдавать карманные деньги небольшими суммами и не на весь месяц сразу. Например, по 100 рублей в неделю. Детям постарше делать это можно реже: подростки могут планировать траты сами.
Сколько денег выделять на карманные расходы, зависит от материального состояния семьи. Однако нужно отталкиваться от здравого смысла и реальных потребностей ребёнка. И обязательно объясните, что деньги на личные расходы — это не способ поощрения, не зарплата и не элемент наказания, а регулярная сумма, которую он будет тратить по своему усмотрению.
Юлия Горохова
Эксперт по финграмотности МТС Банка
Для развития навыков правильного обращения с деньгами важна не столько сумма, сколько регулярность и соблюдение правил, которые вы оговорили вместе с ребенком. Вы можете повышать сумму карманных денег и устанавливать правила. Например, тратить часть на оплату дополнительных занятий, которые ребенок посещает с удовольствием. Таким образом, вы формирутете опыт ответственности в распределении средств.
Ошибки родителей при формировании правильного отношения к деньгам
Дмитрий Карпачев и многие прогрессивные психологи считают, что в процессе обучения детей умению ценить деньги, родители могут допустить некоторые ошибки:
- Не стоит постоянно отказывать в покупке вещей, о которых он мечтает. В этом случае, как только в руках малыша окажутся купюры и монеты, сработает «ментальный дефицит» и он сразу же потратит все до копейки. Просто предложите накопить средства на то, что он желает купить.
- Мысль, что финансы несут только негатив, заставят вашего сына или дочь во взрослой жизни сразу же избавляться от «вселенского зла», как только оно попадет в его руки. Ни о какой рациональности при распоряжении наличности в этом случае речь не идет. Поясните, что материальные блага — это не плохо и не хорошо. Они всего лишь позволяют решать проблемы, которые возникают ежедневно: питание, покупка одежды, образование и так далее.
- Ставить финансы во главу угла тоже не стоит. Так формируется жадность. Объясняйте подросткам, что финансовые ресурсы хоть и важны, но с их помощью невозможно получить здоровье, любовь или дружбу.
- Удовлетворение любых просьб о покупке. К сожалению, запросы постоянно растут. Вскоре вы не справитесь с этой функцией. Донесите мысль, что ассигнования необходимо зарабатывать, они не появляются просто так.
Начните формировать правильное отношение к деньгам как можно раньше. Это поможет избежать развития таких негативных качеств как расточительность, жадность, стремление к азартным играм.
Стоит ли контролировать расходы ребенка?
Когда родители регулярно выдают деньги, они хотят быть уверены, что дети потратят их рационально и с пользой. Контролировать не только можно, но и нужно, но вот делать это следует очень деликатно. И если вы поймете, что ребенок обращается с наличными неправильно, то ни в коем случае не нужно лишать его карманных денег. В противном случае вы просто потеряете доверие со стороны ребенка, вернуть которое будет весьма непросто.
Для контроля лучше всего использовать современные инструменты. Так, например, многие банки предоставляют возможность отслеживать все платежи, совершаемые по карте. Ежедневно вам будет приходить отчет о расходах и текущем остатке, что очень удобно. Помимо этого вы можете установить лимит на покупки, благодаря чему ребенок не сможет потратить все сразу.
Стинг присоединился к числу тех, кто не хочет оставлять детям наследство
Не знают о команде или должности: самые частые ошибки на собеседовании
Эксперты рассказали, как баланс между работой и жизнью делает нас счастливее
Углубите знания в области финансов
Мы включили в список проверенные десятилетиями бестселлеры по управлению деньгами и несколько современных пособий, выпущенных издательством «Альпина Паблишер».
Идеи книги «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона легли в основу разных пособий по управлению финансами. На примере ситуаций из жизни древних торговцев автор рассказывает о правилах использования денег.
«Думай и богатей» Наполеона Хилла впервые издана в 1937 году. Более 80 лет книга входит в число бизнес-бестселлеров и рассказывает, как добиться успеха в любом деле.
В книге «Kakebo» отражена японская система ведения семейного бюджета. Она помогает разобраться, почему не хватает денег, и содержит практичный инструмент учёта семейных финансов — «Паспорт kakebo».
Авторы Гэри Бельски и Томас Гилович предлагают читателям ответить на вопросы и найти решения в различных ситуациях, а затем анализируют их. Книга «Психологические ловушки денег» поможет разобраться с шаблонами неэффективного мышления и научиться принимать рациональные решения.
В «Основах финансовой грамотности» инвестор Артём Богдашевский рассказывает, как учитывать расходы и получать пассивный доход с помощью облигаций.
Начинаем с азов
Итак, вы понимаете, что ваш уже повзрослевший ребенок не знает цену деньгам. Например, просит купить вещи, которые ваша семья не может себе позволить, тратит карманные деньги в первый же вечер и пренебрежительно относится к работе.
Упреками и обвинениями из разряда «неблагодарный» тут не поможешь: идеальный возраст для обучения финансовой грамотности вы уже упустили. За свои 13-14 лет подросток уже привык жить так, а вы вдруг захотели его перевоспитать. Психологи прежде всего советуют начинать с разговоров, чтобы вы сами могли понять, в каком направлении стоит двигаться.
О чем говорить
- Поинтересуйтесь у подростка его планами на будущее: где он хочет жить, на какой машине ездить, во что одеваться.
- Сколько денег ему нужно в будущем для того, чтобы позволить все то, о чем он мечтает.
- Как она/она планирует себя обеспечивать.
Такие наводящие вопросы помогут вам и подростку представить картинку жизни, к которой нужно стремиться
Родителям важно понимать, что финансовая грамотность — это не врожденное умение, а приобретенные знания, которые во многом передаются от родителей
Расскажите свою историю создания капитала, поиска работы, опыта накоплений. Это может вдохновить ребенка. Но не нужно сравнивать подростка с собой или с его ровесниками — так это не работает.
Рекомендации родителям по выдаче карманных денег:
- Объясните ребенку, на что Вы даете ему деньги и почему Вы их ему даете;
- Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом;
- Выдавайте карманные деньги раз в неделю в определенный день;
- Фиксируйте сумму на определенный промежуток времени. Даже, если ребенок все потратил в один день, ему не нужно потакать и выдавать еще деньги. Так он научится планировать свой бюджет и в дальнейшем не будет бездумно относиться к тратам;
- Если Вы не можете выдать ребенку карманные деньги, объясните причину;
- Если ребенок нецелесообразно потратил карманные деньги, вычтите эту сумму из следующей выдачи;
- Если ребенок не может планировать бюджет и тратить все деньги сразу после выдачи, выдавайте деньги по частям.
Карманные деньги – инструмент финансовой грамотности
При проведении опросов около 80% родителей за карманные деньги для детей и всего 20% против. Те, кто за, считают, что выдавая на руки определенную сумму, учат сына (дочь) финансовой грамотности. Поначалу тот совершает ошибки в виде необдуманных трат, потом учится строго контролировать свои расходы.
Карманные деньги за что-то или по графику
В этом вопросе у мам и пап нет единого мнения, в одних семьях правильный подход: родители выдают карманные деньги по графику, это для детей полезно. В других семьях нет определенной системы ни по сумме, ни по периодичности выдачи. И тем, и другим родителям полезно ознакомиться с правилами, которые помогут сформировать правильное отношение к денежным средствам у младших школьников, подростков.
Азы финансовой грамотности
Правило 1
Ученикам начальных классов деньги давать часто − 1−2 раза в неделю, подросткам выдачи стоит сократить до 1−2 раз в месяц. Дни выдачи лучше оговаривать с детьми заранее. Регулярные поступления фиксированных сумм учат планировать бюджет, грамотно расходовать наличные.
Правило 2
Поведение, оценки не должны влиять на размер выплат. Родители должны озвучить сумму регулярной выплаты, потом ее не уменьшать, не увеличивать в течение определенного периода (учебного года, летних каникул).
Если сын или дочь истратили все карманные деньги в первый день, просят повторить выплату, нужно быть жесткими, только выдача определенной суммы приносит пользу младшим школьникам, подросткам:
- учатся ценить деньги;
- думают, как рационально потратить свой бюджет.
Шестилетним детям дарят копилки, складывая в нее монетки, они делают первые накопления под присмотром взрослых, тратят их на мелочи. Делая покупку, малыши общаются с продавцом, у них формируются первые финансовые навыки, чувство уверенности, самостоятельности.
Правило 3
Нельзя контролировать траты, ругать за ненужные покупки. При чрезмерной опеке карманные деньги не учат подрастающего школьника финансовой грамотности. Не научившись самостоятельно распоряжаться своими доходами, став взрослым, он не сможет правильно планировать бюджет.
Правило 4
Нельзя наказывать и поощрять деньгами. Если лишать детей плановой выплаты из-за провинностей, они начнут хитрить, обманывать. За оценки платить точно не стоит, потому что подросток должен учиться не ради оценок, а ради получения новых навыков. У детей, получающих вознаграждение за пятерки, аппетит на деньги растет быстрее, чем интерес к знаниям.
Ненавязчивый родительский контроль
Мотивировать работы по дому оплатой тоже неверно. Сын, дочь должны уяснить, что уборка, мытье посуды, уход за домашним животным это обязанности, которые все члены семьи выполняют бесплатно.
Какую сумму давать
Регулярной выплаты должно хватать на мелочи, на покупку серьезной вещи школьник должен копить. Получая крупные суммы, подросток не научится грамотно планировать расходы. Ориентироваться на то, сколько получают на карманные расходы одноклассники сына, дочери не стоит, у каждой семьи свой бюджет.
С возрастом сумма должна увеличиваться, потому что чем старше дети, тем больше у них расходы. К 18 годам подросток может получать сумму, которой должно хватать на все текущие нужды:
- покупка одежды;
- оплата репетитора;
- досуг (кафе, кино).
Нужно ли детям давать деньги?
Большинство родителей «за».
Около 95% опрошенных считают, что детям необходимы личные средства. При этом оптимальный возраст получения денег на карманные расходы по мнению родителей – старше 10 лет.
Около 26% придерживаются мнения, что распоряжаться собственными деньгами дети могут уже начиная с 7-летнего возраста, однако тоже считают, что 10 лет – это оптимальный возраст для распоряжения своими финансами.
И лишь 7,4 % родителей полагают, что в 10 лет ребенку деньги не нужны вовсе.
www.vseodetyah.com
Практика показывает, что деньги у ребенка начинают водиться гораздо раньше 10-ти лет – стоит ему только пойти в школу, как у него постоянно возникает необходимость что-то купить или за что-то заплатить. Как правило, сперва это целевые деньги – на обеды, на проезд, на булочку и пр.
Работа над ошибками
Деньги в семейных отношениях играют очень важную роль. А в отношениях между детьми и родителями — особенную. Однако они не должны заменять настоящую любовь и доверие. Никогда не ругайте ребёнка из-за растраты денег, право распоряжаться которыми вы ему предоставили сами. Он должен знать, что у него есть выбор: пусть он сам поймёт, какие у этого выбора могут быть последствия.
Чтобы не провоцировать на лишние траты, предоставляйте в качестве карманных денег небольшие суммы — лучше меньше, но регулярно. Но самое главное — никогда не платите детям деньги за хорошие оценки или работу по дому. Такая плата развращает, а ребёнок начинает учиться не из-за интереса к предмету и будущей профессии, а из-за сиюминутной выгоды. Заправлять кровать или выносить мусор — не потому что это правила хорошего тона в семье, а потому что может получить за это свою «копеечку».
Возраст и сумма
Если вы все же решились давать детям карманные деньги, то сразу же возникает вопрос о том, с какого же возраста стоит делать это и какую сумму рекомендуется выдавать. Стоит отметить, что на данный вопрос попросту не существует единого мнения, поэтому родители обычно сами решают его в зависимости от ситуации, царящей в семье. Хотя надо признать, что период выдачи карманных денег в России обычно начинается после того, как ребенок пошел в школу.
Сумма тоже может варьироваться в зависимости от финансового достатка
Однако даже если зарплаты родителей высоки, нужно относиться к этому вопросу осторожно и не выдавать слишком много. Также стоит все обернуть так, чтобы выдаваемые финансы не становились стимулом для выполнения работы по дому или хорошей учебы, а только в качестве средства, помогающего малышу обучиться финансовой грамотности
Урок 1. Приучайте к деньгам с младшего возраста
Марина, наш клиент из Архангельска, убеждена: приучать детей пользоваться деньгами нужно с младшего возраста. Умение рационально распоряжаться ими — обычный навык взрослого человека. И чем раньше он будет применён, тем лучше.
Марина — мама двоих сыновей трёх и семи лет — Вити и Коли. Когда старшему, Коле, было три года, Марина купила ему копилку и предложила складывать туда те монетки, которые она будет ему дарить, а через некоторое время посмотреть, как много монеток удастся собрать. Это была своеобразная игра о которой молодая мама прочитала в популярной книге по воспитанию детей. Автор книги утверждает, что таким образом у детей вырабатывается привычка экономить ещё до того, как они осознают, зачем нужны деньги, и как можно ими распоряжаться.
В дальнейшем, когда Коля подрос и уже начал понимать ценность денег, мама и сын подсчитали, какая сумма набралась (к слову, там уже были не только монетки, но и купюры, и саму копилку пришлось поменять на большую). Оказалось, что собранных денег чуть-чуть не хватает на велосипед, о котором мечтал Коля. Марина предложила сыну распорядиться этими деньгами так, как он хочет: «Коля, я знаю, что у тебя сейчас много желаний: игрушки, кроссовки, велосипед и разные мелочи — от конфет до газировки. Ты можешь потратить все эти деньги сейчас на вещи, от которых будет мало пользы, а можешь продолжать копить на велосипед. Поступай, как считаешь нужным».
Коля немного подумал и решил, что велосипед всё-таки важнее, и согласился копить дальше. Незаметно для сына Марина доложила в копилку ещё немного денег, чтобы нужная сумма набралась скорее, к семилетию Коли. В день рождения мама и сын отправились в магазин: Коля сам выбрал себе велосипед и расплатился за него на кассе. При этом, Марина была приятно удивлена тем, что сын выбрал не самый дорогой велосипед, а на оставшиеся деньги вечером купил ей большую коробку конфет. Коля подарил оставшиеся деньги младшему брату вместе с копилкой. Теперь старший постоянно помогает копить младшему «на мечту» вместе с мамой.
С вас берут пример
Психологи утверждают: дети учатся отношению к деньгам и обращению с ними у собственных родителей. Но не потому, что те учат их этому, а потому, что дети наблюдают за родителями, многое усваивают, делают выводы. Так что если малыш будет видеть, что вы привыкли совершать покупки импульсивно, скорее всего, в будущем он будет поступать также. Впрочем, как и наоборот, если ребенок будет видеть, что прежде чем что-то купить, вы каждый раз составляете список необходимых покупок или же долго обсуждаете друг с другом предстоящую большую покупку, наверняка он будет также вести себя и в своей взрослой жизни.
За и Против карманных денег ребенку
Тема карманных денег – это вопрос, волнующий многих родителей. Нужно ли их давать ребенку? В каких размерах? Является ли это обязанностью? Например, в Германии власти даже установили размер ежемесячной суммы, которую рекомендовано выдавать детям в зависимости от их возраста. Конечно, окончательное решение в любом случае остается за старшим поколением
Но здесь важно отметить, что только родители могут научить своего ребенка правильно обращаться с деньгами
За и Против карманных денег ребенку
Давайте посмотрим, что говорит на эту тему статистика. Сколько карманных денег дают своему ребенку родители из разных стран:
- Средний размер карманных денег на одного ребенка в неделю в России, Украине, Белоруссии составляет $20-25.
- В Штатах эта сумма увеличена до $100.
- Подростки из Египта еженедельно получают карманные деньги в размере $6-10.
- В Турции детям выдают по 10-27 долларов.
- В Венгрии средний размер составляет порядка $12.
- Ученикам младших классов во Франции дают около 12 евро еженедельно, а старшеклассникам – порядка 25.
- В Германии подростки получают от родителей по 15 евро.
Карманные деньги школьнику дают его родители или ближайшие родственники. Когда дети учатся в старших классах, они начинают задумываться о подработке, чтобы доход стал несколько выше.
Доводы тех, кто считает, что детям не нужны карманные деньги:
- Все, что нужно ребенку, родители могут купить сами.
- Всякая ерунда – вот на что тратят карманные деньги дети.
- Ребенок не сможет осознать ценность денег.
- В детях, у которых есть собственные деньги, развивается жадность. Некоторые из них даже шантажируют родителей.
Конечно, вероятность того, что случится так, как описано выше, имеется. Но это лишь в том случае, если родители дают ребенку карманные деньги с целью откупиться, а не для развития у него финансовой грамотности. Такое отношение характеризуется следующими проявлениями:
- Родители дают ребенку деньги каждый раз, когда он попросит. Необходимую сумму дети оговаривают сами.
- Старшие не объясняют, как нужно расходовать карманные деньги.
- Не говорят своим детям о том, что некоторые их покупки с карманных денег абсолютно не разумны.
- Не подсказывают, как рациональнее использовать деньги.
- Не обсуждают с ребенком его неразумные траты, только ругают за них.
- Поощряют ребенка деньгами за достижения и хорошее поведение или же наказывают их отсутствием.
Поощрение ребенка карманными деньгами
Доводы тех, кто считает, что детям необходимы карманные деньги:
Самостоятельно распоряжаясь собственным, пусть даже совсем небольшим, бюджетом, ребенок учится финансовой грамотности.
Дети могут понять достоинства финансовой независимости.
Они учатся тратить деньги рационально, откладывать, если на что-то не хватает.
Дети приобретут навыки использования современных платежных средств – банковских карт и электронных кошельков.
Подростки не будут чувствовать себя белыми воронами на фоне одноклассников, которым родители дают деньги на карманные расходы
С точки зрения психологии это, кстати, очень важно.. Карманные деньги положительно влияют на детей, но только при условии грамотного подхода к этой теме родителей
Последние, в свою очередь:
Карманные деньги положительно влияют на детей, но только при условии грамотного подхода к этой теме родителей. Последние, в свою очередь:
Дают деньги стабильно, некрупными суммами
Важно, что успеваемость в школе и поведение не должны влиять на регулярность выплат.
Объясняют ребенку, что важно откладывать, и помогают определиться с инструментом накопления (электронный счет, пластиковая карта, бумажный конверт).
Родители помогают ребенку осознать свои права и обязанности в рамках денежных отношений, рассказывают о своем опыте, помогают проанализировать его траты. Крайне важно обсуждать эту тему так, чтобы она не казалась ни одной из сторон стыдной и неудобной.
Выдают средства по графику
Если ребенок растратил все выданные ему карманные деньги,родители не дают их еще, а предлагают подождать назначенной даты.
Подавляющее большинство психологов придерживаются мнения, что давать деньги на карманные расходы нужно в том случае, если родители имеют правильный подход к этому вопросу.
Нужно ли контролировать детские расходы
В этом вопросе взгляды психологов и родителей несколько расходятся. Специалисты считают, что абсолютный контроль не нужен, поскольку ребёнок должен учиться на собственных ошибках, растрачивая деньги на бесполезные вещи и выходя за оговорённый бюджет. Многие же родители уверены в том, что контролировать расходы нужно, поскольку есть риск того, что деньги уйдут на покупку не просто ненужных, а небезопасных вещей.
Истина, как всегда, находится где-то посередине. И ориентироваться родители должны на своего ребёнка. Если с ответственным подростком достаточно просто в начале месяца поговорить о возможных тратах, то с другим стоит откровенно побеседовать о том, что вас настораживает отсутствие материальных результатов. То есть деньги просто уходят в никуда.
Одновременно с этим тотальный диктат со стороны родителей замедляет развитие самостоятельности у ребёнка. И пусть лучше небольшие ошибки будут сейчас, в детстве, когда взрослые могут посоветовать и направить на «путь истинный». Намного хуже, когда процесс финансового образования затягивается на годы, а молодой человек бездумно тратит зарплату, берёт неподъёмные кредиты и влезает в долги.
Сбережения
Откладывая свободные деньги, подросток сможет в будущем позволить себе купить необходимые или желанные вещи. Во многих банках подросткам предлагаются простые сберегательные счета, но стоит изучить ситуацию и выбрать оптимальные условия. Можно настроить регулярные платежи на сберегательный счет, и тогда откладывать деньги на будущее станет проще.
Если ребенок достаточно взрослый, можно познакомить его не с копилкой, а со сберегательным счетом в банке. Источник
Объясните ребенку, что откладывать надо не в конце месяца, а в самом начале, иначе можно не заметить, как потратились все деньги.
Подросток и карманные деньги
В этом случае вопрос стоит наиболее остро. Но бесконтрольность недопустима! Подростки жаждут самостоятельности, а соблазнов в современном мире много. Здесь нужна адресная финансовая поддержка, и то если вы не опасаетесь за поведение подростка.
Подработка же во время каникул должна приветствоваться
Первые деньги, заработанные своим трудом — важное событие в жизни подростка. Они начинают реально оценивать свои возможности, понимать, как «достаются» деньги
От них уже не услышишь залихватского — подумаешь, какие-то сто баксов! Происходит своеобразная переоценка ценностей.
Хорошо, когда часть заработанных денег подросток отдает в семью. Именно так прививается забота о близких людях.
Карманные деньги
Сейчас большинство людей от 30-ти лет и старше не припомнят, чтобы им давали деньги на карманные расходы в детстве. Эта практика пришла к нам сравнительно недавно с запада. Мы учились обращаться с деньгами на своей собственной зарплате, что, согласитесь, достаточно больно бьет по кошельку. А вот своего ребенка можно начать учить финансовой грамоте уже чуть ли ни с пятилетнего возраста. Как? С помощью практики — выдавая ему карманные деньги. Однако, чтобы наличность не была вашему ребенку во вред, и тут есть свои нюансы.
Прежде всего вы должны понимать, что основная функция карманных денег — это не контроль и не указание того, что ребенок должен с ними делать, а возможность научиться. Пусть ваш отпрыск на своем опыте поймет, что такое когда денег не хватает, сам решит нужно ли ему откладывать и сколько ему потратить в зависимости от своих «хотелок» или потребностей.
Во сколько лет начать выдавать карманные — дело индивидуальное. Это зависит от готовности самого ребенка (от его развития), от индивидуальных особенностей семьи и условий проживания. В среднем в 6-7 лет малыш уже вполне готов к тому, чтобы получать и тратить наличные.
Сколько стоить давать, чтобы не навредить? Очень хорошо, когда карманные деньги равняются какому-то минимальному количеству, на которое ребенок может купить то, что он хочет. Сумма должна перекрывать, например, проезд и обед в школе, и «сверху» — оставаться еще какой-то минимум. Это вызовет у ребенка желание либо накапливать, либо думать, как заработать больше, чем дает мама с папой, чтобы позволить себе купить нечто подороже. Поэтому в каждой семье сумма выдаваемой наличности разная.
Главная идея карманных денег в том, что вы уменьшаете затраты на детские желания из своего кошелька. Нужно обязательно объяснить ребенку, что с этого момента он может покупать то, что он хочет, а вы будете покупать только необходимые ему вещи и подарки по праздникам. Теперь он достаточно взрослый, чтобы нести ответственность за свои «хотелки» и приобретать их самостоятельно, а родитель при этом прекращает на них тратиться.
Как часто давать карманные?
Желательно два раза в месяц, так же как взрослые получают зарплату. Если у ребенка закончились деньги раньше, то давать ему раньше не нужно, чтобы он понимал, что есть определенная сумма, которую он должен распределить на определенное с ним время. Сразу, конечно, все не получиться, нужно будет время, чтобы малыш пережил и принял новую «игру».
Как показывает практика, ребенок, получивший свои первые карманные деньги, тратит все до последней копейки в первый же день. А потом две недели он ничего из своей прихоти не может себе купить и ему, соответственно, ничего из этого не приобретают родители. Жестоко? Это бесценный опыт, наука, которую пусть он лучше переживет в 7-9 лет, чем во взрослой уже жизни.
Помните, карманными деньгами вы ни в коем случае не должны управлять поведением ребенка. Они — именно средство научить обращению с финансами. За хорошую или неважную учебу, за помощь или плохое поведение вы никак не должны поощрять или наказывать деньгами — давать больше или тем более лишать наличности совсем. Если вы хотите научить ребенка достойно себя вести, то карманные здесь совершенно не причем. Раз в год вы можете повышать сумму, но это по желанию. Никогда не поощряйте ребенка деньгами за то, что он должен делать по возрасту или за свои обязанности.
Рассмотрим как описанное выше работает в жизни. Например, вы пошли в магазин, и ребенок захотел мороженое. Вы говорите — у тебя есть деньги, иди покупай. Ребенок говорит — я потратил. Значит все, без мороженого. Или предложите ему купить лакомство сейчас, но потом выдать меньше средств. То же самое и с игрушками. Это не значит, что вы перестанете покупать ребенку игрушки. Конечно, вы будете делать ему подарки, но какие-то мелочи пусть он покупает себе сам. Отпрыск стал постарше — пусть приобретает на свои деньги одежду, которая ему нравится. Хочет сверхмодную майку, порванную во всех местах — пожалуйста. Но только за «свои», а не за ваши средства. Если вы делаете какую-то работу, за которую вам платят деньги, то привлекайте ребенка в качестве своего подмастерья и давайте ему соразмерный его труду процент. Но, помните, если вы даете чаду наличность, то с каждой выданной суммой вы уменьшаете затраты на него из своего кошелька.