Домашние дела, которые можно доверить двухлетнему ребенку

Привычка 10. Находить время на себя

Это самая сложная, но самая важная привычка. Часто свои дела и свои потребности мы отодвигаем не просто на второй — на десятый план. Из-за этого мы чувствуем эмоциональное опустошение и выгорание

Поэтому очень важно находить время на себя. Постарайтесь как минимум полчаса в день уделять планированию

В этот момент вас не должны тревожить и отвлекать

Просматривайте списки дела, актуализируйте списки и удаляйте все, что перестало быть важным. Выделите время на сериал, маску перед сном, прогулку или чтение любимой книги. Помните, что это время, когда вы восстанавливаете ресурс и ищете контакт с собой

В этот момент вас не должны тревожить и отвлекать. Просматривайте списки дела, актуализируйте списки и удаляйте все, что перестало быть важным. Выделите время на сериал, маску перед сном, прогулку или чтение любимой книги. Помните, что это время, когда вы восстанавливаете ресурс и ищете контакт с собой.

Также важно хотя бы один раз в месяц выходить из дома без мужа и детей. Встречайтесь с подругами, ходите на выставки и концерты, запишитесь к парикмахеру или на маникюр, отправляйтесь на шопинг

С детьми в это время может побыть муж, ваши родители или приходящая няня

Не забывайте о своих потребностях. Вам нужно прежде всего позаботиться о себе, чтобы у вас были силы и желание заботиться обо всех остальных

С детьми в это время может побыть муж, ваши родители или приходящая няня. Не забывайте о своих потребностях. Вам нужно прежде всего позаботиться о себе, чтобы у вас были силы и желание заботиться обо всех остальных.

Рекомендуем для изучения

Как найти свой личный путь к успеху, победить свои страхи, расправить крылья и подарить ребёнку Счастливую маму.

Что еще почитать:

Эффективность домашних тренировок

Если вы все еще сомневаетесь в эффективности домашних тренировок, то вот несколько примеров:

Обладатель титула «Мистер Вселенная», Лу Фериньо, начал свой путь к успеху с занятий в родительском доме. В течение трех лет он «качался» при помощи чугунных утюгов и других подручных хозяйственных предметов.

В свое время Сильвестр Сталлоне проводил домашние тренировки со шваброй, к которой привязал несколько стопок книг.

В одном интервью известный московский фитнес-тренер Григорий Якушев рекомендовал приобщаться к специализированным занятиям в клубе, имея уже некоторую подготовку:

– пробежать один километр трусцой;

– присесть пятьдесят раз подряд;

– пятьдесят раз подряд выполнить «верхний пресс» без поддерживающего тренажера.

При этом пульс должен увеличиться не более, чем на 60%, иначе профессиональные занятия могут принести вред. Приобщаться к тренировкам стоит постепенно, приучая застоявшийся организм к ритмам движения. В этой подготовке отличным средством является программа занятий дома.

Исследователи в Англии и Италии пришли к выводам, что самыми эффективными занятиями дома являются тренировки через час после пробуждения, в средине дня – через час после обеда и за два часа до сна.

Итак, начинаем тренироваться!

Что ещё может облегчить вам жизнь

Эти советы не являются правилами, но по моим наблюдениям, сильно упрощают жизнь и планирование времени с двумя детьми в семье.

Заведите ежедневник

Жизнь мамы двоих малышей невероятно суетлива, и в этой суете немудрено забыть о важных датах и делах. Ежедневник поможет отследить ход времени. В месячной раскладке можно помечать не только дни рождения, но и время посещения докторов, кружки и секции детей, события жизни мужа — и много чего ещё!

А на странице ежедневника или еженедельника можно выделять самые главные дела дня. Так вы точно о них вспомните.

Привыкайте составлять план на неделю, ставить себе и семье цели — ваши личные или цели развития и занятий с детьми. Цели придают жизни смысл, потому что многие мамы двух маленьких детей живут как в дне сурка.

О том, зачем нужен ежедневник и как его выбрать, я подробно рассказала в статье Как за 3 простых шага научиться вести ежедневник и планировать.

Освойте слинг

Слинг — современное изобретение, которое невероятно облегчает жизнь маме младенца. Особенно, если освоена намотка на спину. Ведь с ребенком в слинге можно многое успеть, потому что руки свободны, а младенец спокоен. Многие мамы готовят, убирают, работают, ходят в магазин и занимаются вторым ребёнком в слинге.

Как можно раньше приучайте детей к самостоятельности

Это несложно в большой семье. Да, вначале, когда дети только учатся кушать, класть вещи на место, чистить зубы, бывает непросто. Зато потом вы будете вознаграждены за свои старания — сил будет уходить меньше. Самостоятельные дети — подарок для любой мамы.

Заведите гарнитуру или беспроводные наушники

Так вы сможете болтать с подругами, слушать подкасты, аудиокниги и вебинары — и заниматься делами. Только сделайте звук потише, чтобы было слышно детей.

Двое детей — не предел! Высший пилотаж — это успевать уделять время себе, если у вас уже трое. Кто знает, вдруг вам захочется ещё одного. Поэтому учитесь управляться с двумя, и надеюсь, я вам чем-нибудь, да помогла.

Подписывайтесь на мои соцсети, чтобы не пропустить полезные посты и сториз! Очень вам рада!

https://vk.com/olga_grizlova

Можно ли избаловать ребенка, если носить его все время на руках?

Нет, нельзя. Так можно создать у него ощущение безопасности и собственной ценности. Он будет чувствовать себя нужным. Но не надо стремиться к количественным показателям — то есть к тому, чтобы любой ценой всё время носить младенца на руках, в ущерб здравому смыслу. Бесспорно, нужно часто брать ребёнка на руки

Важно делать это не только в те моменты, когда он плачет

Но здесь нужно всё-таки исходить из конкретных обстоятельств. Когда есть возможность и желание — всегда брать малыша на руки. Если в данный момент не получается – ничего страшного. Публикации, советы и видеоматериалы на сайте носят информативный характер. Консультации специалистов портала носят справочный характер и не могут заменить визит к вашему лечащему врачу.

Влияние возраста на интересы ребёнка

Двухлетний малыш разительно отличается от своих младших сверстников, он уже балансирует на гране непослушания, пробуя отвоёвывать свои права, поскольку обладает выраженными задатками характера. Из-за расширения эмоционального восприятия дети в два года подвержены сильным и противоречивым эмоциям, которые иногда бьют через край, поэтому родителям бывает сложно отыскать золотую середину между запретами и разрешениями. Дети неоднозначно реагируют на давление, поэтому при воспитании оно не допустимо – требуется чёткое, но доступное объяснение, почему «можно» или «нельзя».

Стоит разобраться, какие занятия ребенку в два года будут, особенно полезны и интересны:

В физическом плане детишки уже не только уверенно ходят, но и бегают, прыгают, бросают и ловят предметы, используя обе ручки. На данный момент родителям можно посоветовать чаще предлагать ребёнку игры с мячом, поскольку они, несомненно, важны для развития мускулатуры, ориентировки в пространстве, улучшения координации движений, меткости и даже осанки

Ведь при таких занятиях активируются все основные отделы детского организма.
Также родителям следует обратить внимание на то, чтобы малыш научился прыгать вперёд, отталкиваясь обеими ножками. Прыжки отлично развивают суставы, связки, основные ножные мышцы, дети учатся соблюдать равновесие, координировать свои движение и зрительный контроль

Благодаря подпрыгиваниям, маленький человек приобретает силу и выносливость.
Поскольку дети уже способны складывать детали простого конструктора и кубики, необходимо поощрять такие игры, постепенно увеличивая число фрагментов для сборки. К тому же, можно предложить крохе создать простое здание по определённой схеме. Пазлы, состоящие из 3-4 деталей, также помогут совершенствовать мелкую моторику ребёнка, что положительно отразится на его речевых способностях.
Среди развивающих игр для малыша можно выбрать такие головоломки, как квадрат Никитина, способствующий развитию сообразительности или карточки Домана, отлично тренирующие память. Для логического мышления актуальны разные виды сортёров, одновременно, это поможет ребёнку лучше различать цвета, форму, количество предметов, их другие важные свойства.
Двухлетние дети способны удивлять своих мам и пап своими проявляющимися всё сильнее творческими дарованиями. Некоторые дети сами придумывают сказки, рисуют сказочных существ. Многие делают серьёзный прорыв в развитии речи, постоянно рассказывая родителям об увиденных явлениях, описывая недавние картинки, сюжеты мультфильмов.

И, конечно, все детки, тянутся к незнакомым для себя предметам, новым играм и занятиям. Поэтому заинтересовать их можно многими вещами, о которых они пока не имеют представления.

Особенностью двухлетнего возраста является и то, что все действия малышей становятся более последовательными, и они уже могут осознанно выбирать тему для своей игры, равно, как и игрушки.

Труд

Все маленькие дети обожают помогать маме на кухне или по дому: подержать блендер, помешать кашу, подметать, мыть посуду, пылесосить, складывать одежду в стиральную машину. И особенно они рады, когда мама их за это хвалит. Совсем маленьким детям можно, конечно, поручать только простейшие задания, облекая их в игровую форму. Например, полить цветы или протереть пыль на полке, сопровождая занятие забавными комментариями. Ребёнку нельзя отказывать в желании помочь, даже если у него это не слишком здорово получается. В этом возрасте важен не результат, а желание взять на себя частицу общих семейных дел. Уборка игрушек также может обернуться игрой: можно дать малышу корзинку и предложить собрать в комнате урожай игрушек, который затем отнести на место.

«Не хочу помогать!»

Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.

И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Что домашние обязанности прививают детям

  • привычку находить время на дела по дому;
  • способность уважать домашний труд своих близких;
  • понимание, что в семье все должны заниматься домашними делами и помогать друг другу;
  • умение заботиться о себе и о других;
  • умение находить пользу и даже удовольствие в рутинных делах;
  • умение планировать и организовывать свои дела;
  • чувство собственной значимости, полезности в семье.

Очень важно объяснить ребенку, что обычные домашние хлопоты — это часть жизни семьи. Каждый член семьи вносит вклад в общее семейное дело

Ни мама, ни папа, ни бабушка, никто другой не обязан обслуживать остальных в одиночку, все должны поддерживать порядок, заботиться о растениях и домашних питомцах и т. п.

Как найти время на себя с двумя детьми

Главное правило такое: пока дети спят — вы тоже отдыхаете! Только так можно быть психически здоровой и отдохнувшей мамой.

Это правило применяет множество женщин, которые всё успевают.

Прежде, чем найти время на себя, составьте список того, что бы вы хотели в это время делать. Это — тоже планирование! Иначе вы потеряетесь, а в итоге — займётесь тем, что знакомо — то есть, домашними делами.

Используйте любую возможность для отдыха. Если вы недосыпаете — поставьте сон в приоритет. Если же нет — в списке должны быть дела, после которых вы чувствуете себя отдохнувшей (и не должно быть никаких соцсетей! Они только тянут из нас силы). Чтение, вышивание, вязание, йога, даже медитация (очень помогает расслабиться!).

Обычно время сна двух детей не совпадает. Нужно приложить максимум усилий, чтобы оно совпало, хоть на немного. Тогда у вас будет время поспать днём.

Примерный список, чем можно заняться, пока дети спят

Ещё можно спать с младшим, если вы заняли чем-то старшего, и он сидит рядом. Можно даже мультики использовать — так делают даже те, кто против того, чтобы ребёнок пялился в экран.

Если вы высыпаетесь, попробуйте вставать раньше утром, чтобы побыть в одиночестве, сделать какие-то дела, поработать или заняться хобби.

Подключайте детей к своим делам. Например, они с удовольствием понаблюдают за вами и даже позанимаются с вами гимнастикой.

Трудовое воспитание в игровой форме

Игра – лучшее средство развития ребенка. В игре его можно научить не только бегать или прыгать, но и думать, принимать решения, развивать речь, делать выводы, вести себя в социуме, строить коммуникации – и, конечно, трудиться.

В детском саду с дошкольниками проводят различные игры: как на познание теории, так и практические.

Первые направлены на расширение представлений дошкольников о разных профессиях, о навыках, необходимых для каждой из них, а также на умение соотносить действия людей с их профессиями, средствами и орудиями труда. К ним относятся, например, такие:

  • Кто где работает?
  • Кто это делает?
  • Кто это умеет?
  • Кто что делает?
  • Кому что нужно для работы?
  • Что сначала, а что потом?
  • Угадай, что я делаю? И др.

Вторая категория позволяет в игровой форме освоить различные практические навыки. В таких играх дети учатся трудиться, подражая взрослым:

  • водят и чинят машинки;
  • накрывают стол для кукол;
  • «готовят» в детской посуде;
  • учатся пользоваться игрушечными приборами (утюгами, духовками, стиральными машинами, пылесосами).

Дома с успехом можно использовать все эти виды игр. Кроме того, прекрасным обучением являются такие домашние «трудовые» игры:

  • кто быстрее (вытрет пыль, соберет игрушки);
  • у кого лучше получится (убрать в комнате, сложить вещи);
  • «Веселые истории» — в процессе бытовой домашней работы родители сочиняют и рассказывают детям интересные истории из «жизни» чашек и кастрюлек, гвоздей и молотков;
  • «Ревизоры»: ребенку объясняют, что сегодня качество его уборки в игровой зоне проверит его любимый мишка (кукла, зайка) — старательность малышей при этом резко повышается;
  • «Игрушечный быт» — родители вместе с детьми моют игрушечную посуду, стирают кукольные одежки, чинят сломанные игрушки и т. д.;
  • «Конкурс талантов» — соревнование между детьми (можно пригласить соседей или друзей) в рисовании, изготовлении всевозможных поделок, аппликаций. Это тренирует навыки ручного труда, развивает мелкую моторику.

Уход за растениями и домашними животными

Если хотите воспитать добрых девочек и мальчиков, разрешайте им завести домашних питомцев, за которыми они непременно должны ухаживать сами.

Маленькие дети вполне могут насыпать корм в миску или налить воды в плошку. Ну, а остальные дела пока придется делать вам самим. Я имею в виду, убирать за питомцами.

Наши внуки могут донести миску с едой собаке во двор, налить воды (у них огромный бульмастиф), убраться в будке.

У нас в городской квартире — кот Мурка. Девчонки насыпают корм, наливают в миску воду, дают с руки специальную пасту от комочков шерсти.

Комнатные цветы тоже нуждаются в постоянном уходе. Полить из маленькой леечки растения вполне по силам даже карапузу под присмотром мамы или бабушки.

После всех этих процедур нужно обязательно проследить, чтобы дети тщательно помыли руки.

Максимально упростите быт

Некоторые бытовые дела мы делаем не из необходимости, а по привычке. Если отказаться от них, можно сэкономить много времени и сил. Людмила Петрановская рекомендует:

  • перестать гладить постельное бельё и полотенца;
  • подобрать одежду, которая не мнётся после стирки (например, трикотаж);
  • купить достаточно комплектов школьной формы (или одежды для детского сада), чтобы стирать реже;
  • избегать стрижек, которые требуют сложной укладки.

Можно придумать и другие способы сделать быт проще. Например, временно перейти на полуфабрикаты. Купить одинаковые носки, чтобы не разбирать их по парам после стирки. Заказывать продукты и бытовую химию с курьером и не тратить силы на магазины.

Упрощаем быт

Обучающие занятия

Даже дома двухгодовалого крошку нужно занимать так, чтобы он продолжал развиваться. Современная педагогика утверждает, что интенсивное развитие по специальным программам 2-3-летних детишек, невероятно полезно для них. Подобные занятия должны проводиться в форме игр, индивидуально подбираемых для каждого малыша, поскольку игра ему должна обязательно нравиться. Малыш в процессе этой игры должен пользоваться всеми органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, тактильным восприятием. Занятие должно длиться столько, пока не надоест малышу, после чего его следует завершить.Для двухлеток придуманы разные виды развивающих игр:

  • Кубики Н. Зайцева. Детям в этом возрасте труднее произносить отдельные звуки, чем слоги или свободно растягиваемые гласные звуки. Кубики Зайцева представляют собой склад звуков, которые понятны ребёнку и легко им произносятся. С помощью этих кубиков малыш способен создавать слова. В игре присутствуют кубики разного размера и цвета, издающие разные звуки, помогающие малышам уловить между отдельными звуками разницу.
  • С помощью разноцветных пирамидок, включающих 10 колечек, малышей можно обучать счёту. Немного потренировавшись, малыш становится способен быстро охватить взглядом и запомнить все цифры, после чего ему будет легче ориентироваться в счёте.
  • Если предложить малышу разноцветные шарики или кубики, то он сможет научиться сортировать их по цветам, попутно запоминая и названия цветов.
  • Подбор недостающей части картинки. Для игры потребуются два одинаковых набора картинок с фруктами, ягодами, животными и т. д. Один из этих наборов нужно разрезать пополам. Вначале взрослые показывают малышу, как собирать картинку, а потом он действует сам. Эта игра является прелюдией к собиранию пазлов.

Как правильно учить ребенка читать или Какую методику обучения чтению выбрать?

Прошло то время, когда в школу отдавали детей, не умеющих читать. Сейчас детей начинают знакомить с грамотой гораздо раньше, и обязанность эта ложится, как правило, на родителей. Кто-то учит детей «по старинке» — по азбуке и по слогам, а кто-то наоборот берется за современные методики обучения чтению, каких сейчас немало (самые популярные из них – методики Домана и Зайцева). Какой же подход выбрать, чтобы обучение прошло с удовольствием, и чтобы малыш действительно проникся любовью к книгам? Ведь можно сколько угодно нахваливать новую современную методику, но если занятия по ней проходят из-под палки и только портят ваши отношения с ребенком, то грош ей цена.

Сегодня я попытаюсь осветить основные методики обучения чтению, их достоинства и недостатки, а также расскажу про то, как заинтересовать ребенка чтением. Я очень надеюсь, что статья поможет вам определиться с направлением, в котором нужно двигаться. Ну а про конкретные игры и занятия читайте в новом разделе «Учимся читать».

Что должен делать ребенок в возрасте четырех лет?

В четыре года ребенок должен:

  1. Помогать маме сервировать стол. Выкладывать на него тарелки, вилки/ложки. В зависимости от того, какую еду вы планируете кушать.
  2. Помогать маме убираться на кухне.
  3. Уметь выбирать качественные продукты. Хлеб, разные виды сыров, макароны, каши и так далее.
  4. Если у вас есть собственный земельный участок, то ребенок должен помогать вам на нем. Например, он может поливать грядки вместе с вами. Это несложно. Ребенку достаточно всего лишь взять в руки шланг.
  5. Помогать маме во время уборки дома. 
  6. Ребенок должен уметь расстилать свою постель перед сном. А затем застилать ее утром.
  7. Помогать маме мыть грязную посуду. Хотя бы одну-две тарелки. Или вместе с ней класть грязную посуду в посудомоечную машину. Запускать ее.
  8. Вытирать пыль с полок. И других предметов мебели.
  9. Готовить себе бутерброды с маминой помощью. Ребенок должен научиться намазывать масло на хлеб. А также заливать молоком хлопья.
  10. Заниматься своими делами, не требуя взрослых развлекать его.
  11. Относить на балкон вещи после стирки, вешать их на специальную сушилку.
  12. Помогать маме развешивать полотенца на балконе.

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие. Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.
  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка. Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
  5. Обязательно хвалите за помощь. Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

Крупы, макароны, сахар, соль

В отдельной емкости или мешочке можно смешать несколько видов круп, макарон, сахара, соли, спрятать в них различные игрушки – пупсика, машинку, яйцо из киндер сюрприза, пуговицу,  кисточку для рисования, кусочек теста для лепки или пластилин. Малыш с удовольствием будет опускать руки в сыпучую смесь и каждый раз находить новые предметы. Это вызывает интерес  искать дальше, неоднородная среда благотворно сказывается на развитии мелкой моторики, развивает воображение. Помимо поиска игрушек можно поиграть в сортировку составляющих – более крупные макароны складывать в отдельный стаканчик, крупинки в другой, сахар и соль насыпать в третий. Разровняв сыпучую поверхность можно рисовать различные узоры, выкладывать картинки из макарон, зубочисток, ватных палочек, дисков.  Занятия ребенку в два года с крупой и сыпучими продуктами – одно из самых полезных и увлекательных, главное, включить воображение!

Домашние обязанности ребёнка по возрасту

Психолог Оксана Бланк считает, что три года — благоприятный возраст для приучения к домашним обязанностям. В это время у ребёнка происходит кризис трёхлетнего возраста и малышу хочется научиться делать всё самому, быть самостоятельным

Поэтому важно не упускать момент и помогать ребёнку выработать привычку ухаживать за собой и своими вещами. 

Домашние обязанности ребёнка 4–6 лет

В этом возрасте  ребёнок способен: 

— убирать квартиру: под контролем родителя ребёнку по силам подмести полы, вытереть пыль с мебели, убрать игрушки после игры, полить цветы; 

— помогать готовить еду: ребёнку можно поручить простые задачи на кухне — смешивать ингредиенты или складывать продукты в холодильник;

— накрывать на стол: разложить ложки или поставить стаканы; 

— кормить своего питомца, обновлять миску с водой;

— собирать грязные вещи для стирки. 

Домашние обязанности ребёнка 7–9 лет

Обязанности, которые ребёнок может выполнять в этом возрасте:

— поддерживать порядок в своей комнате: отвечать за личные вещи, складывать одежду в шкаф и заправлять кровать;

— самостоятельно собирать рюкзак в школу или садик;

— готовить простые блюда под присмотром взрослого;

— помогать пылесосить, мыть посуду, сортировать мусор;

— ухаживать за домашними животными: выгуливать их и убирать за ними под присмотром взрослого. 

Домашние обязанности ребёнка 10 лет и старше 

В этом возрасте ребёнок может взять на себя больше ответственности и выполнять более сложные домашние дела: 

— поддерживать порядок в квартире: убирать свою комнату, складывать одежду, чистить обувь, вытирать пыль, пылесосить, собирать бельё для стирки, выносить мусор;

— готовить еду на всю семью, покупать продукты по списку, убирать со стола и мыть посуду; 

— участвовать в генеральной уборке: помогать мыть окна, полы, кухонный гарнитур; 

— самостоятельно выгуливать животных.

Ребёнок не хочет помогать по дому

«Не хочу», «Не умею», «Пусть взрослые делают» — такие фразы знакомы многим родителям. Но почему детям не хочется помогать по дому и как мотивировать их это делать, особенно если они настойчиво отказываются?

Детский психолог Надежда Плотникова объясняет, почему детям нет дела до домашних обязанностей: 

— родители не приучили ребёнка к ответственности с раннего возраста;

— детей слишком опекают и делают всё за них;

— родители используют наказания, чтобы заставить ребёнка помогать по дому;

— родители сами выполняют домашние обязанности нерегулярно или не выполняют совсем; 

— ребёнок боится сделать неправильно или испортить что-то и понести за это наказание; 

— ребёнок не уверен в своих навыках или не знает, как правильно решить задачу;

— ребёнка не хвалят за выполненные дела. 

Как научить ребёнка помогать по дому

Вот несколько рекомендаций от Надежды Плотниковой, которые помогут приобщить детей к домашним обязанностям: 

— Будьте примером: если  хотите, чтобы дети помогали по дому, обратите внимание на то, как вы сами выполняете домашние обязанности. Если вы приходите домой и кидаете вещи на кровать, а не убираете в шкаф, то и ребёнок  будет делать так же. . — Не ругайте за ошибки: ни у кого не получается сделать идеально с первого раза

Разбитые чашки и тарелки — вполне вероятный итог детской помощи. Поэтому, если дети делают что-то не так, не критикуйте и не наказывайте их за это. Ошибки позволяют нам получать опыт и расти. 

— Не ругайте за ошибки: ни у кого не получается сделать идеально с первого раза. Разбитые чашки и тарелки — вполне вероятный итог детской помощи. Поэтому, если дети делают что-то не так, не критикуйте и не наказывайте их за это. Ошибки позволяют нам получать опыт и расти. 

— Не просите делать всё на свете: начните с простых задач, которые ребёнок может выполнить, и постепенно добавляйте новые.

— Будьте последовательными в своих требованиях: не позволяйте ребёнку отлынивать от  работы, но и не забывайте хвалить его за то, что он делает.

— Сделайте уборку интересной: дети охотнее будут помогать по дому, если это будет весело и увлекательно. Например, разнообразьте уборку какой-нибудь игрой. 

— Объясните, зачем нужно выполнять обязанности по дому и что это значит для вас: воспользуйтесь методом ненасильственного общения, чтобы экологично выразить свои чувства и потребности. 

— Не наказывайте домашними обязанностями : так помощь по дому в глазах ребёнка станет чем-то негативным, расплатой за плохое поведение. 

— Не платите за работу: по мнению детского психолога Марины Мишиной, невозможно совмещать семейные и товарно-рыночные отношения. В семейных отношениях главное —  доверие и уважение. В них не платят члену семьи за то, что он делает из заботы о любимом человеке.

Как развивать речь?

Обязательно рассказывайте ребенку сказки, учите вместе детские стишки и песенки. Детские произведения, как правило, имеют короткий запоминающийся сюжет, и вы сможете легко разыграть мини-спектакль по их мотивам. Например, читая того же «Мишку косолапого», можно повторять движения мохнатого героя самому или с помощью любимой игрушки.

Обязательно четко проговаривайте слова, ведь ребенок учится их произносить, основываясь на данном вами звуковом образце. Если он произнес слово неправильно, сразу же дайте правильный образец.

Общайтесь с ребенком. Спрашивайте у него, как дела, что он видел интересного на улице, какая лапка болит у любимого зайчика и т. д. В этом отношении очень полезны ролевые игры, так как в них ребенок учится правильно использовать фразы и клише, услышанные в аналогичной ситуации.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

Какие задачи в соответствии с его возрастом?

Дети могут помочь с детского сада! «Они часто очень требовательны и любят подражать своим родителям , особенно когда им около 4 лет», — объясняет доктор, уточняя, что родители должны принять это без каких-либо гендерных различий. «Парадоксально, но даже сегодня, если мальчик хочет сделать уборку, это не всегда ценится. Кажется, дисбаланс все еще есть», — сожалеет он.

Вот что может делать ребенок в соответствии со своим возрастом:

С детского сада: ребенок может начать убирать свои игрушки, складывать грязную одежду в корзину для белья, убирать стул, нести столовые приборы на кухне, класть свое пальто или обувь на нужное место. Он также может начать одеваться сам. «Когда ему меньше 6 лет, мы всегда остаемся с ним и сопровождаем его в его действиях», — сообщает доктор.
С начала начальной школы: Он может заправлять свою постель по утрам, участвовать в сервировке стола, класть грязные столовые приборы в раковину или посудомоечную машину, начинать собирать свою сумку

«Мы ему помогаем, проверяем, но он может попробовать справиться сам».
Окончание начальной школы: вымыть посудомоечную машину или убрать посуду, осторожно обращаться с ножами, выгулять собаку, если место безопасное, пропылесосить дом, помочь на кухне, убрать пыль … обращаться с бытовыми товарами, потому что они токсичны и аллергенны», — предупреждает эксперт.
В колледже: Он может помочь помыть машину, очистить мусорные баки, вымыть пол…

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий