Эдипов комплекс у мальчиков

Эдипальные переживания с точки зрения классического психоанализа

Если мыслить психоаналитически ортодоксально, то в соответствии с фрейдовской концепцией все развитие детей (включая девочек) происходит вокруг переживаний, связанных с пенисом (или с его отсутствием).

В соответствии с классическим описанием Эдипова комплекса, мальчик отказывается от своих сексуальных притязаний на мать из-за страха кастрации, что приводит к гибели Эдипова комплекса (см. подробнее ).

Надо подчеркнуть, что Фрейд вел речь о страхе потерять анатомический орган пенис, а не о . Страх кастрации в узком смысле этого слова, очевидно, существует у мужчин, об этом свидетельствуют не только психоаналитические исследования, но и множество распространенных мужских шуток на эту тему (см. также ). Теме значения пениса для мальчика в эдипальном периоде посвящена статья .

В благоприятном варианте развития, по мнению Фрейда, в результате страха кастрации мальчик сублимирует свои сексуальные притязания в десексуализированные формы, которые определяют развитие его личности через достижения. Достижения формируют его успешность в жизни, что позволяет создать собственную семью, дав, наконец, возможность реализовать сдерживаемое столько времени сексуальное желание (по крайне мере, так считал Фрейд, и сам жил по этой схеме, см. ).

В неблагоприятном варианте, когда страх кастрации чрезмерный, его мысленная (идеаторная) составляющая в бессознательное, а чувственная (аффективная) составляющая остается в виде тревоги (беспредметного страха). Излишняя тревога «цепляется» за любые ситуации, могущие вызывать страх неудачи, усиливая эти страхи, которые мешают развитию личности, блокируют достижения и лишают способности вступать в конкуренцию – развивается кастрационный комплекс и невроз.

После рождения, и мальчики, и девочки привязаны к матери. Мальчик не меняет своей привязанности в эдипальный период. По мнению Фрейда, когда девочка обнаруживает отсутствие пениса не только у себя, но и у своей матери – это отвращает ее от «дефектной» матери, в результате чего у девочки возникает влечение к отцу (а, точнее, к его пенису). Получается, что если для мальчика страх кастрации знаменует собой конец Эдипова комплекса, то для девочки депрессивное переживание утраты пениса дает начало Эдипову комплексу (см. подробнее ). Страх кастрации для мальчика является мотивом выйти из эдиповой конкуренции, но девочке уже нечего терять, поэтому Фрейд считал, что «девочка попадает в эдипову ситуацию как в какую-то гавань» (“”). Из этого Фрейд делает вывод, что женщина никогда не расстается со своим кастрационным комплексом и бессознательно никогда не отказывается от желания заполучить себе пенис, о чем он пишет в своей книге, в которой подводит итог всей своей практики – “”.

В благоприятном варианте развития, по мнению Фрейда, «девочка переходит символическим путем от пениса к ребенку, ее Эдипов комплекс выражается до сохраняющегося в течение долгого времени желания получить в подарок от отца ребенка, родить ему ребенка» (“”). В конце концов, девочке также как и мальчику, приходится отказаться от эдипальных притязаний. По мнению Фрейда, с устранением страха кастрации отпадает и весьма веский мотив, и преодоление Эдипова комплекса девочкой является результатом воспитания, внешнего запугивания, угроз утраты родительской любви (там же). И девочке приходится отказаться от притязаний на отца и ждать пока она вырастет и сможет заполучить себе ребенка от мужа (суррогата отца).

В неблагоприятном случае кастрационный комплекс девочки формирует у нее комплекс неполноценности и, иногда, ненависть к мужчинам – счастливым обладателям пениса – порождая феминизм, женский гомосексуализм и клиническую депрессию. За любым неврозом женщины, по мнению Фрейда, стоит бессознательное желание заполучить себе пенис. По мнению Фрейда, счастье женщина может найти только в семье,  – это мнение соответствует социальной реальности викторианской эпохи, в которой жил Фрейд.

::

Вывод: таким образом получается, что с точки зрения классического психоанализа, вторым компонентом Эдипова комплекса в своем нормальном проявлении является страх кастрации для мальчиков и депрессивное переживание кастрированности для девочек (о чем и пишет Чарльз Бреннер в , но почему-то избегает такой четкой формулировки).

Как проводится психоанализ?

Если гипноз не годится для исследования своего бессознательного, т.к. человек в этот момент находится в бессознательном состоянии – как же ему тогда познать свое бессознательное?

Для этого Фрейдом была создана техника свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке или сидит в кресле и просто говорит, что ему приходит в голову. Можно рассказывать о своем прошлом (в том числе и о детстве), о текущих событиях жизни, делиться своими планами на будущее, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения, а также рассказывать о своих проблемах, опасениях и страхах. Запретных тем нет

Можно говорить без опаски,  потому что это никто не слышит, кроме психоаналитика – а психоаналитик никому ничего не расскажет (психоаналитик в реальной жизни пациента – это важное требование психоанализа, и, конечно же, существует профессиональная этика). Поэтому можно говорить все без опасений, потому что это только психоанализ, а психоаналитик – только психоаналитик. И, естественно, если пациент может говорить все, что ему приходит в голову, он может говорить все, что он думает и о своем психоаналитике (в психоанализе это называется переносом)

И, естественно, если пациент может говорить все, что ему приходит в голову, он может говорить все, что он думает и о своем психоаналитике (в психоанализе это называется переносом).

Психоанализ – это анализ чувств пациента, связанных с его прошлым, настоящим и будущим, а также чувств, которые он испытывает здесь-и-сейчас в кабинете психоаналитика, в том числе и в адрес самого психоаналитика. Это оказывается возможным благодаря нейтральной позиции психоаналитика, который не осудит пациента, что бы он ему ни сказал. Это создает особую атмосферу безопасности и доверия, которая называется психоаналитической ситуацией.

Свободные ассоциации

Метод свободных ассоциаций – основное открытие Фрейда, сделанное совместно с его учителем . Это было открытием естественной потребности человека говорить то, что приходит в голову. Но в реальной жизни взрослый человек лишен такой возможности – небезопасно говорить все, что приходит в голову (даже близкому человеку).

Маленький ребенок, который только научился говорить, всегда говорит все, что приходит ему в голову… До тех пор, пока родители и другие взрослые, шокированные его искренностью, не приучают его скрывать свои мысли.

В конце концов, сама жизнь учит нас, что далеко не все и далеко не всегда можно говорить все, что приходит в голову ().

Наша вынужденная неискренность принуждает нас, в конце концов, быть неискренними с самим собой: скрывать от себя самого собственные желания, мнения, обиды – культура социума вынуждает нас репрессировать самого себя. От этого – неудовлетворенность жизнью и, в конце концов, неудовлетворенность самим собой, что составляет синдром, называемый депрессией.

Только в кабинете психоаналитика можно говорить все, что думаешь, не думая. Легче это делать лежа на кушетке. Психоаналитик сидит вне поля видимости пациента, слышен только его голос. А если Вы не видите психоаналитика, значит его, как бы, и нет – поэтому легче говорить все, что приходит в голову.

Психоаналитик, также как случайный попутчик, внимательно Вас слушает (психоаналитик и есть, в каком-то смысле случайный попутчик, если пациент случайно забрел на его сайт в интернете). Но психоаналитик не выйдет из купе и не сойдет с поезда на следующей станции, как случайный попутчик, оставив своего собеседника со своими переживаниями и тяжелыми мыслями, зря растревоженными воспоминаниями, не дав ему договорить, так и не успев ничего сказать. Психоаналитик едет с Вами до той же станции, до которой едете Вы: он всегда в своем кабинете – и если Вы с ним договорились, что он будет Вас ждать по вторникам и пятницам в 19:30 – Вы неизменно будете его обнаруживать в этом кабинете в назначенное время в течение месяцев и лет. , что кардинально отличает психоаналитика от эфемерного случайного попутчика, исчезающего в самый важный момент.

Пациенту, конечно, требуется некоторое время, чтобы восстановить подавленную в далеком детстве способность говорить все, что приходит в голову. Для этого ему необходимо удостовериться, что он, в самом деле, может говорить все, что захочет, и не будет за это наказан (как происходило в детстве, и как происходит во взрослой жизни). Поэтому говорить сначала может быть сложно. Трудности в том, чтобы свободно говорить все, что приходит в голову – могут иметь и другие причины. Это значит можно  – проанализировать причины .

::

Сама по себе возможность говорить, не контролируя что говоришь, приносит облегчение – эффект случайного попутчика. Но случайный попутчик – это еще не психоаналитик. Просто выговориться, когда тебя слушают – это еще не психоанализ.

Как родители провоцируют развитие эдипова комплекса

Почти все дети проходят через стадии эдипова комплекса в той или иной степени

Важно обратить пристальное внимание на психологическое состояние ребенка в подростковом возрасте. Роль родителей сводится к тому, чтобы определить статус мальчика, предупредить патологические моменты в развитии или вовремя справиться с ними

Когда ребенка наказывают или хвалят за что-то, у него появляется сильное желание стать таким, как отец, чтобы получать еще больше внимания со стороны мамы. Но воспитание только методами поощрений и наказаний не всегда эффективно

Важно действовать слаженно, проявлять много терпения в отношениях с сыном, чтобы помочь ему справиться со всеми сложностями взросления.

Можно улыбаться, глядя на то, как мальчик заявляет свои права на мать, пытаясь при этом унизить отца или выставить его в худшем свете. Но без должной реакции на подобные ситуации выработать правильное поведение у ребенка не получится.

3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»


Заберите Ваши подарки!

Важно мягко, но настойчиво указывать на то, что сын и отец не конкуренты. Если всегда идти на уступки младшего члена семьи в его желании самоутвердиться за счет отца, эдипов комплекс запустит механизм отклонений, которые начнут деформировать психику будущего мужчины.

Если семья полная и в ней благоприятный климат, ребенок получает достаточно внимания и любви от родителей, то подобные проявления постепенно себя исчерпают, а малыш вместо конкуренции начнет подражать отцу

Агрессия в сторону папы сменится уважением и желанием брать пример. Эдипов комплекс у мальчика будет уничтожен на корню.

Если семья полная и в ней благоприятный климат, ребенок получает достаточно внимания и любви от родителей, то подобные проявления постепенно себя исчерпают, а малыш вместо конкуренции начнет подражать отцу. Агрессия в сторону папы сменится уважением и желанием брать пример. Эдипов комплекс у мальчика будет уничтожен на корню.

Значение

С этих источников психоаналитической теории Фрейд придавал Эдиповом комлекса приоритет и внимание в образовании всех невротических заболеваний. По Фрейду успешное решение Эдипова комплекса является ключом для психического здоровья человека. Неудача же ведет к неврозам и сексуальных отклонений: в этом случае говорят о нерешенный Эдипов комплекс или нерешенных Эдипов ситуации

В последствиях Фрейд придавал Эдиповом комлекса еще большее значение, и видел его практически во всех проявлениях человеческой цивилизации эдипальный корни. Так, например, в «Тотем (и) и табу» (1913) Фрейд пишет: «Таким образом, в конечном результате этого крайне сокращенного исследования, я хочу сделать вывод, что в Эдиповом комплексе совпадают начала религии, нравственности, общественности и искусства в полном объеме данным психоанализа, по которым этот комплекс составляет ядро ​​всех неврозов »

Неудача же ведет к неврозам и сексуальных отклонений: в этом случае говорят о нерешенный Эдипов комплекс или нерешенных Эдипов ситуации. В последствиях Фрейд придавал Эдиповом комлекса еще большее значение, и видел его практически во всех проявлениях человеческой цивилизации эдипальный корни. Так, например, в «Тотем (и) и табу» (1913) Фрейд пишет: «Таким образом, в конечном результате этого крайне сокращенного исследования, я хочу сделать вывод, что в Эдиповом комплексе совпадают начала религии, нравственности, общественности и искусства в полном объеме данным психоанализа, по которым этот комплекс составляет ядро ​​всех неврозов ».

На позднем этапе развития психоанализа Фрейд указывает на необходимость установления деких границ применения данного понятия и необходимость ограничений спекуляций на его счет («Конец Эдипова комплекса», 1924). Впрочем, от прежних взглядов Фрейд не отказался, а упомянутая работа стала целью «расставить все точки над i» в рядах психоаналитиков, которые допускали себе вольность в интерпретации явление (смотреть ниже). Известны также слова Фрейда, согласно которому признание Эдипова комплекса является своего рода опознавательным признаком психоаналитиков: «Признание Эдипова комплекса называется Шибболет, который отличает сторонников психоанализа от его противников».

На сегодня большинство психоаналитиков фройдиськои школы в след по Фрейду признают приоритетное значимость Эдипова комплекса в психосексуальному развития человека. Однако за пределами психаналитичнои теории понятие Эдипова комплекса не получило признания из-за своей ненаучность (смотреть также раздел «Критика»).

Стокгольмский синдром

Термин «стокгольмский синдром» был впервые введен психиатром Нильсом Бейерутом после известного захвата «Кредитбанка» в 1973 году. Этот интересный и страшный феномен заключается в том, что жертва начинает испытывать симпатию, а иногда и привязанность к мучителю. По мнению Бейерута, это происходит, потому что жертва видит гарантию своей безопасности в том, что будет солидарна с преступником. В 1973 году при захвате «Кредитбанка» некоторые заложники вступили в теплые отношения с захватчиками, а впоследствии даже оплатили им адвокатов. Да уж, наш мозг способен вытворять невероятные вещи во имя инстинкта самосохранения.

Есть ли выход?

Если в подобных случаях ситуация затягивается, то она, увы, чаще всего заканчивается весьма неблагоприятно, вплоть до опасности расширенного суицида (когда страдающий юноша убивает мать, а потом и самого себя). Поэтому основной рекомендацией здесь может быть следующая: мать, набравшись душевных сил, должна попытаться зацепиться за любую возможность, способную помочь ей разорвать порочный круг, прервать эти кровосмесительные отношения. Этому может в немалой степени поспособствовать и появление у нее адекватного любовника, а еще лучше – брачных отношений. Тогда все еще может встать на свои места.

Оправданна также надежда на военную службу сына или учебу вдали от дома, тогда связь может быть расторгнута естественным путем

Но, пожалуй, самое главное – необходимость обратить внимание на особенности психики молодого человека, который оказался склонным к весьма необычным эмоциональным проявлениям в психотравмирующей стрессовой ситуации

И конечно же, лучше всего при самых первых проявлениях эдипова комплекса обращаться за советом и помощью к соответствующему специалисту. Это можно сделать, даже не раскрывая главной интимной тайны, ведь опытный специалист – психолог, психотерапевт или суицидолог – наверняка и сам многое поймет и проведет необходимое лечение в деликатной форме.

Предпосылки развития

Синдром Электры и комплекс Эдипа развиваются далеко не у всех детей. Это происходит под влиянием некоторых факторов. Психологи выделяют общие предпосылки развития патологии:

Недостаток внимания со стороны родителей. Дети пытаются заслужить любовь.

Стресс в раннем детстве

Обычно это происходит при рождении брата или сестры, которые забирают все внимание родителей. Постоянные ссоры и конфликты в семье

Ребенок считает виноватыми в них мать или отца

Постоянные ссоры и конфликты в семье. Ребенок считает виноватыми в них мать или отца.

Воспитание ребенка в неполной семье

Родитель всецело при надлежит ребенку, поэтому появление соперника воспринимается очень остро.

Стоит ли переживать?

Знаете ли вы, в чём заключается суть возникающего у мальчиков в возрасте трёх – пяти лет комплекса, способного оказывать немалое влияние на формирование мужской психики?

Если вы любите сухой язык теории, то психоаналитические труды Фрейда определяют сущность термина следующим образом: начиная снова и снова желать свою мать, мальчик ненавидит своего отца и видит в нём соперника, попадая под «эдипов комплекс». Он не прощает ей оказанные сексуальные услуги не ему, сыну, а его отцу, и рассматривает как неверность.

Оооочень мудрёно! Ну что поделать, тема такая. Разбираться, дак до конца!

  • Можно сказать мыслями Фрейда, только на простом обыденном языке: наличие сексуального влечения к маме пробуждает у мальчика враждебность к своему же отцу. Видя проявление чувств у родителя, он пробует примерить на себя отцовский образ, постепенно формируя в себе мужчину. Хочет быть не только, как папа, но и вместо папы! Но его же, как будущего мужчину, воспитывают в семье на принципах морали и нравственности!
  • А ещё существует детский страх перед отцовским наказанием за неправильные действия. И вот тогда-то мальчик подавляет свои желания внутри. Добро пожаловать, злосчастный Эдип!

Психологи считают, что каждый мальчик должен преодолеть эдипову фазу. Внутренний бессознательный конфликт личности, когда стремление стоять на равных на одной ступени с отцом порождает эдипов комплекс в классическом варианте, нужно рассматривать как определённый этап формирования полового воспитания и дальнейших взаимоотношений с противоположным полом.

Ведь мальчик изначально занимает низшую иерархию в семье и мириться в раннем возрасте с этим никак не хочет.

Если эдипов комплекс складывается в раннем возрасте без особых ярких проявлений и постепенно годам к шести сходит на нет, возвращаясь или даже никак не проявляясь снова в подростковом периоде, то психологи говорят, что переживать не стоит. По мере взросления мальчишки закономерно переводят свои взгляды на сверстниц, с улыбкой вспоминая, как в детстве хотели жениться на маме.

Другое дело, когда Эдип своим тяжёлым мечом навис над головой мальчишки, вызывая постоянное чувство вины за его помыслы, и никак не хочет его отпускать. Такое состояние неизбежно приводит к неврозам. Затянувшийся внутренний конфликт непросто переносить детям с обостренной психикой.

Общие сведения

Эдиповым комплексом и комплексом Электры называется расстройство психосексуального становления связанное с наличием у детей (у мальчиков и девочек соответственно) внутреннего универсального неосознанного эротического влечения и привязанности к одному из родителей и ревностью к другому. Понятие ввел в психологию Зигмунд Фрейд в 1897 году, но оно и сейчас является важным составляющим психологического анализа человека. Можно предположить, что «все мы Эдипы» и каждый ребенок переживает фаллическую стадию развития и именно проблемы эдиповой констелляции становятся ядром всех неврозов.

История термина

Название «Эдипов комплекс» основано на истории древнегреческого мифа, повествующего о царе Эдипе, убившем родного отца и женившемся на своей матери. Так, Зигмунд Фрейд в своей переписке с другом Вильгельмом Флиссом сравнивал свою ревность к отцу и влюбленность в мать с «чарующей силой Эдипа» и называл это универсальным явлением раннего детства. Он выдвинул свое предположение в работе об особых типах выбора сексуального объекта мужчинами, где описал, что мальчик, возжелавший свою мать и ненавидящий отца, попадает под влияние Эдипового феномена.

Эдипов комплекс в психологии Фрейда и других вариациях

По Фрейду следует рассматривать Эдипова и Электры комплек как этапа психосексуального восприятия и развития, впервые проявляющийся в раннем детстве – между 2-3 годиками. Это так называемый период осознания приматом генитальности (фалличности), объединяющий оральное и анальное влечение предыдущих стадий в развитое либидо. Он может иметь первостепенное значение в формировании различных невротических отклонений и сексуальных нарушений. Однако, противники фрейдистской школы не признают первостепенной значимости Эдипова расстройства в психосексуальном развитии человека и вероятности психозов.

Так, согласно Адлеру, Эдипов комплекс следует воспринимать как проявление детской избалованности, результат погрешностей воспитания и материнского попустительства, ведь ребенок привыкший получать все, что хочет, например, много ласки и внимания, развивается и в сексуальном плане быстрее и считает, что и эротические желания также должны быть удовлетворены единственным на тот моментом доступным источником – матерью.

Эрих Фромм хотя и был в большинстве согласен с Фрейдом (источник данных — Википедия), однако предлагал рассматривать Эдипову стадию не только в сексуальном аспекте, но и в более широком спектре привязанностей. Таким образом, враждебность к отцу может быть вызвана авторитарностью патриархальности и собственническим отношением родителей, ограничением независимости и свобод ребенка.

Отто Ранк предполагал, что Эдипов комплекс может быть результатом стремления ребенка сохранить свою индивидуальность за счет настраивания родителей друг против друга. Тогда как они в свою очередь борются открыто или подсуподно за благосклонность ребенка, но выбор падает обычно на того родителя, кто меньше всего посягает на индивидуальность чада.

Кроме того, учение по Фрейду не считается с влиянием братьев и сестер при формировании Эдипова комплекса, занижает весомость влияния матери, запретов и искушений, а комплекс Электры в психологии женщины не достаточно обоснован.

Основные признаки Эдипова комплекса

Общие аспекты и признаки

  1. Раздражительность. Ребенок может вести себя нервно, так как находится в условиях постоянного психологического давления. Ему сложно справиться с внезапно возникшими чувствами, ощущениями, в том числе и ревностью.
  2. Капризы. Малыш может отказываться выполнять что-либо, если рядом не будет отец/мать. Добиться внимания от родителя, к которому сформировалась такая привязанность, ребенок пытается любым способом.
  3. Трудности с прощаниями. Например, если мама или папа уходят на работу. Ребенку очень сложно смириться с тем, что нужно отпустить дорогого человека на целый день. Возникает чувство собственности, и малыш постоянно будет раздражаться, когда объект его привязанности отлучается. Для Эдипова комплекса характерно то, что это будет только один из родителей и такой симптом развивается в возрасте ребенка от 3 до 5 лет.
  4. Отказ от общения со сверстниками. Частым симптомом также может быть нежелание ребенка играть и контактировать со своими одногодками. Малыш отдает предпочтение одному из родителей, вместо того, чтобы повеселиться с друзьями.

Значимость понятия в психоанализе

Эдипов комплекс носит временный характер в становлении личности и половом созревании, по мнению Зигмунда Фрейда. Авторитет родителей подрывается и перемещается в бессознательное детской психики. Он становится первым звеном в становлении «Сверх-Я», которое в дальнейшем формирует чувство вины. Оно вызывает сильнейшие невротические расстройства в дальнейшем. И поддаются лечению только с помощью курсов психоанализа.

По мнению психоаналитиков, люди, которые прошли стадию эдипова комплекса с отклонениями, начинают часто болеть, ударяются в религию и часто критикуют общество за его несовершенство, из-за чего сами сильно страдают. Им присуще излишнее морализаторство, осуждение.

Описание Эдипова комплекса

  • Оральная стадия. Наблюдается в возрасте до полутора лет. Все переживания и познание внешнего мира осуществляются через рот. В этом периоде, согласно Фрейду, ребенок склонен направлять сексуальную энергию на себя. Материнскую грудь как единственный источник удовольствия для себя малыш воспринимает своей и не отделяет. На этой стадии развития психики человека формируются задатки самооценки. Если в этом периоде малыш будет недополучать материнской любви, ласки и внимания, скорее всего он вырастет замкнутым в себе.
  • Анальная стадия. Заменяет оральную до 3 лет жизни малыша. Фрейд считал, что на этом этапе развития ребенка формируется важная привычка — контроль своих физиологических потребностей. Естественно, малыш не стесняется своих действий и, получив от родителей одобрение похода на горшок, старается выполнять свои обязанности. В зависимости от реакции и позиции матери и отца касательно приучивания к горшку можно предположить варианты психического развития. Если ребенка постоянно ругали, наказывали за то, что он не дотерпел до горшка, соответственно, будет более сдержанным в будущем. Если же поощряли правильное поведение, будет более открытым.
  • Фаллическая стадия. Наблюдается в возрасте от 3 до 5 лет. Другими словами, это стадия Эдипова комплекса. В этом периоде дети активно интересуются гендерными различиями, ставят массу вопросов касательно своего появления на свет. Интерес проявляется также к собственному телу, ребенок может начать бессознательно периодически касаться половых органов, что отнюдь не является признаком того, что он извращенец. Это абсолютно нормальная реакция, что позволяет узнавать этот мир и, прежде всего, себя самого. Также наблюдаются первые привязанности. Первая женщина для мальчиков, которая представляет собой цель направления своей сексуальности, является их матерью. Малыш подрастает, осознает свою половую принадлежность и тянется к тому, к кому привязан больше всего. Кроме этого, может испытывать ревность к отцу, который выступает «соперником» в каком-то смысле. Малыш боится лишиться любви к себе, воспринимая её как что-нибудь уникальное, что можно подарить лишь одному человеку.
  • Латентная стадия. Наблюдается от 6 до 12 лет. Если быть точнее, то до начала полового созревания. В этом периоде сексуальность ребенка дремлет и не проявляется. Тогда происходит развитие понимания своего «Я», формируются понятия, каких нужно придерживаться, и рамки, за которые не следует заходить. Так развивается «Сверх-Я» — набор правил и норм поведения, продиктованных окружающими, которые ограничивают возможности проявления своего «Я». То есть, сравнительно с предыдущими стадиями, на которых основными понятиями являлись собственные интересы и удовлетворение примитивных физиологических потребностей, здесь маленький человек начинает развиваться, учитывая специфику социализации в этом мире.
  • Генитальная стадия. Начинается от периода полового созревания и до конца жизни. Проявляется пониманием своих сексуальных потребностей в общении с противоположным полом, а также их реализации. Естественно, это не значит, что с началом полового созревания наступает период, когда человеку необходим секс. Чаще всего нужно просто направить свою симпатию в необходимое русло, оно может проявиться даже в простом общении. Желание проводить время вместе или же осознание первых привязанностей являются теми шагами сексуальности, которая реализовывается.

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Эдипов конфликт с точки зрения психоаналитической теории

В чём современное понимание Эдипова конфликта? Желание убить отца и переспать с матерью — чересчур примитивное, упрощенное толкование, за которым кроется тайное желание разделаться, высмеять ту теорию, которая так неудобоварима для наших желудков.

Рожденный ребёнок состоит в плотном симбиотическом контакте с матерью. Родившись, он окончательно «не вылупился» из неё. Человеческий детёныш очень долго сохраняет зависимость от матери. Физически и психически он представляет единое целое с ней. Примерно год спустя он начинает отбегать от матери на небольшое расстояние, но всё ещё не может самостоятельно добывать пищу.

Всё это время мать — центр его мироздания. Вернее, он сам в слитом состоянии с матерью и есть центр своего мироздания. Постепенно ребёнок осознает свою отдельность от матери, он понимает разницу себя и её. Наконец, в поле зрения ребёнка появляется фигура отца, третьего, и возникают отношения триангуляции — мучительного треугольника, в котором заперт ребёнок. Отец становится фигурой, благодаря которой ребёнок начинает отделяться от матери и исследовать окружающее пространство. Во-первых, мать иногда принадлежит отцу, а не ребёнку — это начинает осознавать ребенок. Во-вторых, отец расширяет диадное пространство «мать-дитя», образуя ещё один узел. У ребёнка есть связь с матерью, связь с отцом, и у родителей есть связь друг с другом.

Осознав, что у него есть пол, ребёнок идентифицирует себя либо матерью, либо с отцом: «Я — либо мальчик, либо девочка». И примерно в этот момент у него начинается дикая ревность к родителю своего пола и борьба с ним за любовь родителя противоположного пола. Это и есть арена будущего Эдипова комплекса. В процессе длительного взросления ребёнок должен преодолеть желание жениться на маме или выйти замуж за папу и сформировать стойкое намерение «быть как мама или как папа», чтобы впоследствии завести себе свою пару. Говорят о положительном разрешении Эдипова конфликта, когда ребёнок окончательно разрешает себе любить человека противоположного пола, и о негативном разрешении, когда уже выросший ребенок не разрешает себе любить или в самом крайнем случае осуществляет выбор в пользу партнёра своего пола. Это означает, что на арене Эдипова конфликта когда-то что-то пошло не так. Возненавидев родителя своего пола, ребёнок может возненавидеть своё собственное тело со всеми его проявлениями или просто себя. Это дорога в патологию или психосоматику. Ненависть к родителю своего пола, несомненно, должна рано или поздно стать метафорой, символом и пролиться на свет в виде творчества, поступков, в которых отдаленно есть конкуренция с родительской фигурой. Если метафора не образуется, то ненависть (а в вывернутом наизнанку виде ненависть может стать зависимостью) остается буквальной, а не символической, — это повод обратиться к личному анализу, к развитию у себя способности символизировать свои аффекты.

Биологи говорят, что окончательное взросление человеческого детёныша завершается к 4 годам — когда он уже действительно самостоятелен, может передвигаться и доставать себе еду, а исследователи нашего мозга утверждают, что окончательное созревание головной коры человеческого мозга завершается к 23 и даже к 26 годам, то есть всё это время человеческая особь развивается. Физическое отделение происходит к 4 годам, а психические процессы формирования и развития длятся почти 30 лет.

Эдипов конфликт имеет тысячи нюансов и оттенков в сценариях каждой жизни отдельного человека, и в одном случае может проявиться как патологическая ревность, в другом как желание конкурировать с людьми своего пола, в третьем как избегание любых парных отношений, в четвёртом как желание властвовать над партнёрами противоположного пола. Случаи самого крайнего разрешения конфликта, или, как говорят, перверсии, имеют также сотни вариантов.

Разрешением же конфликта является зрелая способность любить  другого человека противоположного пола, уметь строить длительные отношения, рожать и воспитывать детей, проживать свою жизнь и стареть в удовлетворении своей жизнью и собой. Недаром Эдипов комплекс называют главным комплексом или этапом развития взрослого человека.

Совестью называют ту надстройку, которая образуется в психическом мире ребёнка в результате его прохождения через Эдипов Конфликт. Отец, принесший в мир ребёнка нормы, правила и законы, должен стать внутренней категорией. Это тот алтарь, на который ежедневно будут приноситься жертвы психических конфликтов человека.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий