Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством

Примеры из психологической практики

Как правило, в любой ситуации, когда ребёнок страдает от одиночества, можно найти, как решить проблему. Вот несколько поучительных примеров:

Одарённый ученик Вася 14 лет перешёл учиться в привилегированную школу с английским уклоном. Следует заметить, что в ней учатся в основном дети обеспеченных родителей. В коллективе мальчика сначала не приняли, потому что он не имел столько карманных денег на расходы, как его одноклассники. Так как у Васи всегда было много друзей, сразу стало понятно, что дело в социальном неравенстве. Сначала подросток запаниковал и хотел вернуться в прежнюю школу. Отец повёл сына к психологу, после собеседования с которым мальчик пришёл к выводу, что это будет отличной тренировкой для его характера. Если он сильный, то справится. А Васе очень хотелось быть настоящим мужчиной. Через два месяца у него появилось несколько друзей в классе. Мальчику удалось завоевать уважение ребят благодаря дружелюбию и общительности.

Алёна 13 лет пришла с родителями на приём к школьному психологу после того, как пыталась отравиться таблетками. Как оказалось, девочка не имеет друзей в школе и страдает от одиночества. В процессе собеседования с девочкой и классным руководителем стало понятно, что всё дело в неправильных методах воспитания. Родители очень строго воспитывали дочь, постоянно критиковали, запрещали приглашать подруг в гости. В результате у ребёнка развилось тревожное расстройство личности. Алёна оказалась очень мнительным и неуверенным в себе ребёнком. Невинную шутку в свой адрес она могла принять за злую насмешку, поэтому одноклассники избегали дружбы с ней. К счастью, родители поняли свою ошибку и постарались исправить. Они начали намного мягче относиться к девочке. Где-то через год Алёна сильно изменилась к лучшему — стала более уверенной и спокойной, приобрела друзей.

Наташа 9 лет ни с кем в школе не дружила, на переменках всегда стаяла в стороне от других детей. Вид у ребёнка был грустный и тревожный. Классная руководительница пригласила в школу мать и серьёзно с ней поговорила. Выяснилось, что в доме очень напряжённая атмосфера. Мать рассказала, что она разошлась с отцом Наташи и теперь живёт с другим мужчиной, который не любит и постоянно унижает её дочь. В результате девочка находилась в постоянном стрессе, стала замкнутой и необщительной. Когда ради ребёнка мама Наташи рассталась со своим сожителем, девочка заметно повеселела, стала дружелюбнее, проблемы в отношениях с одноклассниками исчезли.

Опытный психолог сможет определить, почему ребёнок одинок

Первые друзья в жизни ребенка

Регулярные контакты с ровесниками чаще всего завязываются у малыша в момент поступления в ясли, садик или группы кратковременного пребывания. Как же начинается детское приятельство?

  • Двухлетки завязывают взаимоотношения с другими малышами через совместные игры. Дети обучаются игре и одновременно учатся дружить, наблюдая и подражая друг другу. Четкого лидера в таком взаимодействии нет, эта роль плавно переходит от одного малыша к другому.
  • Высокие способности к дружеским отношениям проявляются у тех деток раннего возраста, которые умеют свободно общаться с родителями и прочими значимыми взрослыми.
  • Трех-четырехлетние дошкольники уже могут поставить себя на место приятеля. Когда другой ребенок плачет или обижается, кроха может проявиться сочувствие, пожалеть, встать на его защиту.
  • И уже в четыре-пять лет мы можем говорить о постоянных дружеских отношениях, когда малыш по собственным критериям находит себе одного-двух близких товарищей, с которыми хочет поддерживать добрые отношения не только в садике, но и за его пределами.

Именно в раннем и дошкольном возрасте образуются первые социальные связи, которые потом упрочняются и переходят в полноценную дружбу.

Как научить ребенка защищать свои границы

Ребенок познает границы и учится быть автономным от пяти до семи лет. Границы тела, границы себя, свои возможности и страхи. «Что чужое, а что мое». Только осознавая все это, он начинает понимать, что такое опасность: «Идти с незнакомым человеком нельзя, потому что это опасно для МЕНЯ. Для МОЕГО здоровья. Мама не сможет мне сейчас помочь, ее нет рядом, я должен позаботиться о себе сам».

  • приготовить простое блюдо;
  • оказывать себе элементарную медицинскую помощь (помазать порез зеленкой, заклеить пластырем);
  • самостоятельно помыться;
  • следить за своим расписанием и планировать день;
  • самостоятельно встать и собраться в школу.

Разговоры про безопасность должны идти от того, что ребенок должен максимально многому научиться именно в этот период (пять — семь лет). Например, умение правильно переходить дорогу, это тоже про безопасность, которая связана с навыком — развитием глазомера. Развитие глазомера происходит, например, в процессе игры в мяч или бадминтон, где нужно уметь оценивать расстояние от себя до движущегося предмета.

Над чем и как стоит «поработать» с ребенком дошкольного возраста особенно внимательно:

1
Над границами тела.
Чтобы ребенок быстрее познавал себя, стоит не просто заставлять его выполнять простые задачи, но и обсуждать действия на каждом этапе. Например, он начинает самостоятельно мыться. Первое время вы все же ему немного помогаете и при этом комментируете: «Вот это спина, вот это руки, вот, смотри, на волосах остался шампунь». Так он учится инспектировать собственное тело.

2
Над самостоятельными перемещениями.
Впервые доверить ребенку сходить в ближайший магазин можно начиная лет с шести. Ходить в школу одному и возвращаться домой, если школа находится рядом, ребенок может с первого класса (шесть-семь лет). Если дорога до места требует перехода через участок оживленного движения автомобилей — лет с восьми.

3
Над ответственностью и управлением временем.
Знание ребенком распорядка собственной жизни — расписания — способствует принятию ответственности за все, что с ним происходит. Знает ли ваш малыш во сколько и когда у него тот или иной кружок? Может ли вовремя начать собираться? Отдает ли себе отчет, что это его занятия, а не мамины и бабушкины дела? Повесьте расписание жизни ребенка над его кроватью, научите его следить за временем и планировать день.

4
Над взаимодействием с окружающими.
Позвольте ребенку самому решать, какой формат общения с окружающими для него комфортный. Например, если он не любит, когда его часто обнимают и «сюсюкают» с ним, прислушайтесь к этому и не заставляйте его терпеть то, что ему неприятно. Если он медленно адаптируется в новом коллективе, дайте ему столько времени, сколько нужно, а не подгоняйте замечаниями «Ну что ты такой стеснительный, вон все дети уже играют! Иди и играй (дружи) с этим мальчиком (девочкой) прямо сейчас». Вы же сами не бежите навстречу всем незнакомцам с распростертыми объятиями тут же общаться и дружить.

Ребенок не хочет общаться с другими детьми – что делать

Ребенок сторонится других детей. Придя на детскую площадку, не спешит присоединиться к играющим ребятам, все в сторонке да в сторонке, а порой и вовсе прячется за деревьями, украдкой поглядывая на сверстников. Та же ситуация и в детском саду: ребенок ни с кем не дружит, все время проводит в одиночестве, без общения. Подобное поведение всегда вызывает тревогу у родителей. Что с малышом не так, какие психологические причины лежат в основе нежелания идти на контакт с ровесниками?

Когда главный друг – семья

Как считают психологи, необщительность в 2-3 года – это нормальное и закономерное явление. В этот период для ребенка главное общение происходит в семье, здесь он получает все необходимое для личностного развития, здесь удовлетворяются все его коммуникативные потребности. Он очень тесно связан с мамой и с ухаживающими за ним другими членами семьи или приходящей няней. А все, что происходит за пределами родного дома, для него малозначимо. Поэтому и нет стремления к контактам с чужими, в том числе с детьми.

Почему он необщительный?

Но вот ребенок взрослеет, и к трем-пяти годам, как правило, начинает социализироваться. Другие мальчики и девочки вызывают у него пристальный интерес, он хочет общаться с ними. Однако некоторые дети продолжают ограничиваться семьей. Психологи называют несколько причин подобного поведения.

Застенчивость

Многие дети стесняются чужих, испытывают робость в их присутствии, замыкаются. Им стоит труда просто поздороваться, к примеру, с соседями, а если те обращаются к ним с вопросом, прячутся за маминой спиной. Медики даже считают, что эта черта характера врожденная. Означает ли это, что ее нельзя преодолеть, ведь, как известно, против природы не попрешь?

Неумение общаться

В некоторых семьях не принято много говорить, активно обмениваться мнениями. У таких молчунов и дети не особо разговорчивые получаются. Но даже если родители общаются друг с другом, на разговоры с ребенком у них может не хватать времени и сил.

Индивидуализм

Такой ребенок не хочет никому подчиняться, приспосабливаться, подстраиваться, а ведь без этого нельзя влиться в группу, найти общий язык. Между тем в любом сообществе, даже детском, всегда присутствует один или несколько лидеров. Не признавая чужой авторитет, малыш предпочитает оставаться в одиночестве, чем участвовать в играх.

Гиперопека со стороны семьи

В этом случае малыша могут ограничивать в общении со сверстниками, чтобы избежать плохого, по мнению родителей, влияния. Ему могут запрещать приглашать к себе других детей, потому что кто-то из членов семьи нездоров и требует тишины, или родители устают после рабочего дня и не хотят слушать детскую возню, или же мама особо рьяно следит за порядком в доме, а после визита маленьких гостей приходится заниматься уборкой. Причин гиперопеки множество, но главное, что такое отношение к ребенку формирует в нем отшельника, он предпочитает проводить время у экрана телевизора или за компьютером, что не самым лучшим образом отражается на здоровье и на способности социализироваться.

https://youtube.com/watch?v=ttegAHIABoA

Последствия в будущем

На нежелании ребенка идти на контакт с детьми можно было бы не акцентировать внимания, если бы это не приводило в будущем к многим проблемам, не осложняло жизнь взрослого человека. Все комплексы, как известно, растут из детства. И милая детская робость в зрелые годы может обернуться замкнутостью, неумением строить отношения ни в семье, ни в рабочем коллективе, мизантропию, депрессивный настрой.

Как помочь ребенку?

Стеснительность, как и другие врожденные черты характера, можно корректировать. В этом поможет психолог. Почаще хвалите ребенка! За рисунок, поделку из пластилина, за хорошие поступки. Обязательно подчеркивайте, какой он умный, способный, и вообще добрый и хороший человек. Не закрывайте свой дом для гостей. Общайтесь с друзьями. Известно же, что мы своим примером воспитываем наше чадо. Приглашайте соседских ребят, детей своих знакомых. Приобщайте ребенка к семейным беседам, рассказывайте ему о каких-то своих наблюдениям. Научите малыша знакомиться: «Подойти к понравившемуся мальчику/девочке и скажи: здравствуй, меня зовут Саша, давай вместе играть».

Тимошенко Елена, Dealinda.ru

Причины, почему ребенок ни с кем не дружит

Друзья у ребенка появляются еще в детском саду. И пол друга не имеет значение, так как более важны общие интересы, секреты, схожести характеров

Если ребенок ни с кем не дружит, важно разобраться, в чем причина. Он сам не дружит или с ним не хотят дружить

Не стоит переживать, если у ребенка немного друзей или даже один.

Выделяют следующие причины, почему ребенок не хочет ни с кем дружить:

  • ребенку не нужна компания, так как он самодостаточный;
  • более высокий уровень развития интеллекта по сравнению со сверстниками, с которыми может быть скучно;
  • ребенок интроверт или стеснительный, ему не требуется проявление эмоций.

Если ребенок ни с кем не дружит, проблема может быть в семье, когда родители не демонстрируют дружеских чувств. Малыш, не слишком заинтересованный в чьем-то дружеском участии, со временем может адаптироваться в коллективе, подружиться и быть достаточно милым в общении, но не испытывать глубоких привязанностей. Сложнее тем ребятам, которые нуждаются в общении, но не знают, как подружиться с коллективом. Такие дети могут быть мнительными и застенчивыми, закомплексованными и робкими. Или, напротив, излишне порывистыми и агрессивными. Работу с такими детьми проводят родители или психологи.

Если ребенок имел негативный опыт взаимодействия с другими детьми в прошлом, например, над ним издевались или отвергли, он может прервать попытки дружить из-за страха повторения подобных ситуаций. Некоторым детям может быть сложно понимать социальные нормы и правила общения. Это может мешать устанавливать и поддерживать дружеские отношения.

Скорректировать поведение помогут специалисты нашего центра. В этом случае используются специальные программы и упражнения.

Ребенок ни с кем не дружит: что сделать родителям?

  • Если с ребенком не хотят общаться в виду того, что у него старый мобильник либо нет стильной одежды, не стоит бежать в магазин за дорогими девайсами и вещами. Намного лучше побеседовать с малышом, узнать его мнение по этому вопросу. Можно приобрести новый телефон, но с учетом имеющихся финансов. Необходимо выделить, что большинство родителей сами подбирают для ребенка престижную школу, в которой учатся более обеспеченные дети, однако при этом сами не выделяются большими доходами. Намного лучше, чтобы ребенок обучался в учреждении, где не будет испытывать комплекса неполноценности из-за финансового положения собственной семьи.
  • Можно записать ребенка в спортивный или танцевальный кружок, если у него есть избыточный вес, и также помнить про правильный рацион. Это даст возможность ребенку приобрести новое пристрастие, получить новых приятелей, и также стать намного стройным.
  • Всегда можно записаться на прием к психологу, если присутствуют характерности поведения, в результате которых у ребенка возникли трудности в контакте.
  • Любимому чаду обязательно необходимо чувствовать поддержку родителей: можно делиться своим опытом общения с ровесниками. Не надо обсуждать друзей ребенка, идеально, если они будут в границах видимости, чем будут шататься по подъездам и закинутым местам. Может быть так, что получится завести дружбу семьями и вот тогда можно организовывать грандиозные мероприятия, на которых получится расслабиться и самим родителям.
  • Можно выпечь печенье или приобрести конфеты, чтобы ребенок смог поделиться ими с ровесниками. Кроме того, родители способны собственными усилиями создать подходящие условия для игры, в которой любимый ребенок сможет открыть собственные способности и обучиться общаться с ровесниками.
  • Родители должны мотивировать ребенка знакомиться с новыми друзьями. Попросить можно учителей включать стеснительного ребенка в театральные занятия, которые будут помогать избавлению от застенчивости, отточат умения ораторского мастерства и позволят научиться работе в команде.

При попытках наладить отношения сына или дочурки с ровесниками, не стоит вынуждать к дружбе и общению. Вы во всяком случае должны не забывать, что ребенок – прежде всего, личность, и у него может быть своё своё мнение.

Почему с ребёнком не хотят дружить

Прежде чем беспокоиться о том, что ваш ребёнок не приводит в гости друга или не ходит на выходных гулять с ребятами из школы, постарайтесь оценить ситуацию спокойно и рассудительно

Для начала важно понять, в чём дело: с ребёнком никто не дружит или он сам не идёт на контакт. Бывают случаи, когда ребёнок действительно чувствует себя комфортно без приятельского общения и без близких друзей

Впрочем, истинная интроверсия встречается крайне редко, и лучше поговорить с психологом об этом, чтобы понять, действительно ли ребёнок не испытывает проблем из-за недостатка социализации.

Чаще всего за отсутствием друзей скрываются проблемы, о которых ребёнку неудобно говорить. Непроработанные комплексы и психологические травмы изолируют подростка от сверстников, мешают ему выстраивать отношения с друзьями в тот период, когда социальные контакты предельно важны.

К таким проблемам относится, например, низкая самооценка, которая часто развивается из-за чрезмерного давления в семье, страха не оправдать родительские ожидания.

Ребёнку также будет сложно заводить друзей, если родители осуждают его круг общения — запрещают общаться с «плохой» компанией, негативно отзываются о тех ребятах, с которыми у подростка складывается общение.

Отсутствие коммуникативных навыков, которые ребёнок не смог приобрести в детстве, естественным образом затрудняют для подростка поиск друзей и сближение с ровесниками. Другой причиной может стать избалованность ребёнка — гиперопека и вседозволенность дома приводят к тому, что ребёнок пытается проецировать такую же модель отношений на общение с посторонними, которые не готовы принимать такие правила игры. Мешать построить дружеские отношения или общаться с одноклассниками может агрессия, подхваченная ребёнком у родителей, если в семейном общении допускаются насилие, нездоровая коммуникация, оскорбления.

Помимо психологических проблем, также важную роль порой играют финансовые вопросы. Материальное положение семьи часто определяет возможности определённого досуга для ребёнка или статусного потребления — в школе, где у большинства семей примерно одинаковый уровень дохода, материальное положение может стать поводом для маргинализации ребёнка, когда он становится изгоем среди одноклассников.

Что такое детское одиночество

Общаться между собой детки начинают примерно в 2–3 года. Но о дружбе ещё речь не идёт. Трёхлетнему малышу просто интересно играть с ровесниками, не более того. И из-за отсутствия партнёров по играм он не станет переживать. Обычно первые друзья появляются у детей в возрасте 5 лет

С этого момента начинают активно развиваться навыки социального поведения, что очень важно для формирования личности человека. И чем старше становится ребёнок, тем важнее для него становится общение со сверстниками, и тем хуже переносит он одиночество. Но далеко не у всех малышей отношения с детским коллективом в детском садике, а затем в школе складываются удачно

По наблюдениям детских психологов, примерно 5–7% детей в возрасте от 5 до 15 лет — одиночки, у которых практически нет друзей. Такие дети или вообще не пытаются подружиться со сверстниками, или их попытки оканчиваются неудачей — коллектив отторгает их

Но далеко не у всех малышей отношения с детским коллективом в детском садике, а затем в школе складываются удачно. По наблюдениям детских психологов, примерно 5–7% детей в возрасте от 5 до 15 лет — одиночки, у которых практически нет друзей. Такие дети или вообще не пытаются подружиться со сверстниками, или их попытки оканчиваются неудачей — коллектив отторгает их.

Основные причины проблемы

Есть несколько факторов, которые могут отрицательно повлиять на отношения ребёнка с другими детьми:

  1. Неправильное воспитание. Первые навыки общения ребёнок получает в семье, взаимодействуя с матерью и отцом. И его будущая адаптация в социуме во многом зависит от того, какие отношения у него сложатся с родителями. Замечено, что когда ребёнка подавляют, излишне опекают и часто критикуют, он растёт робким, пугливым и застенчивым. Такой малыш будет бояться сближения со сверстниками, ожидая от них негативного к себе отношения. Чрезмерное потакание детским капризам тоже ни к чему хорошему не приводит. Если дома ребёнку всё позволяют, выполняют все его прихоти и постоянно говорят о том, какой он замечательный и исключительный, то к своим ровесникам он будет относиться свысока, ожидая от них восхищения и подчинения. Понятно, что дружить с ним никто не захочет.
  2. Смена коллектива. Часто бывает, что при переезде или по каким-то другим причинам, родителям приходится переводить ребёнка в другой детский садик или в новую школу. В таких случаях должно пройти определённое время прежде чем малыш адаптируется среди незнакомых детей, и у него появятся новые друзья.
  3. Особенности характера и темперамента. У общительных и инициативных малышей редко возникают проблемы со сверстниками. Куда хуже дела обстоят у детей замкнутых и нерешительных — они тоже хотят иметь друзей, но редко первыми начинают общение, а ждут, когда ребята пригласят их в свою компанию.
  4. Непохожесть на других. Чтобы ребёнка приняли в коллективе, его уровень развития, а также интересы и увлечения должны быть такими же, как и у других детей. Многие известные люди в детстве страдали от отсутствия друзей только потому, что были очень одарённым, оригинальными и нестандартными.
  5. Психические отклонения или физические недостатки. Таких деток в школе часто дразнят и обижают.

Робкие и стеснительные детки часто не имеют друзей

Причины детской отчужденности

Не секрет, что детей характеризует крайняя степень жестокости. Они не гнушаются придумыванием обидных прозвищ всем, кто хоть как-то отличается от большинства. Таким образом, повод для насмешек может ожидать детей с лишним весом, кто носит очки, с рыжими волосами, каким-либо физическим недостатком и т.д. Неудивительно, что ребенок в таком случае может замкнуться в себе и перестать общаться с другими ребятами. Наличие модной одежды, навороченных гаджетов, возможность тратить немало карманных денег – причины популярности большинства детей в современных учебных заведениях. Подростки могут морально издеваться над сверстниками, которые донашивают одежду за братом или сестрой, а также не могут похвастаться крутым мобильником. Ребенок может расти в семье, в которой родтели постоянно недовольны каждым его другом. Ему могут внушать, что не стоит дружить с тем или иным приятелем, так как у того асоциальные родители, или он плохо себя ведет. Появление в семье нового члена семьи или излишняя занятость родителей на работе также могут быть причиной нелюдимости ребенка

Из-за того, что самые близкие люди перестали уделять ему должное внимание, может возникнуть нежелание с кем-либо общаться в принципе. Дети, отличающиеся застенчивостью, могут стать настоящими изгоями в детском или учебном заведении. У них нет необходимых навыков, чтобы приобретать нужные знакомства, отсутствует смелость для того, чтобы предложить другому ребенку увлекательную игру

У них нет необходимых навыков, чтобы приобретать нужные знакомства, отсутствует смелость для того, чтобы предложить другому ребенку увлекательную игру

Изоляция могла возникнуть из-за хронического заболевания, тревожности родителей, желанию оградить ребенка от плохих компаний. Если у ребенка наблюдается стремление решить любые спорные ситуации с помощью рукоприкладства и выяснения отношений, он также может лишиться друзей. В большинстве случае подобное поведение возникает у детей, которые воспитывались у агрессивных родителей. Еще одни дети, лишенные друзей и испытывающие чувство одиночества – эгоисты. Их могли воспитать любящие родители, которые внушили ребенку, что тот является самым лучшим в своем окружении и никому ничем не обязан. В группе риска можно выделить детей, которые не ходили в детский сад, продолжая до школы пребывать в ограниченном социуме. Они способны испытать самый настоящий дискомфорт, когда начинают ходить в школу, так как не способны легко сориентироваться в новом коллективе.

Социальные навыки

«Меня довели до одиночества моя безграничная самокритичность, необщительный и робкий характер, отъезд немногих друзей на учебу в другой город и ощущение своей полной неспособности к общению. Год альтернативной службы в должности школьного помощника в спецшколе и упражнения в общении с „приятелями“ по музыкальной группе, к счастью, помогли в развитии социальных навыков и уменьшили склонность к бормотанию и заиканию, и я даже принял вполне серьезное решение касательно того, что моей необщительности и (нередко весьма болезненному) одиночеству нужно положить конец. Возможно, через полтора года я решусь называть этих ребят из группы просто приятелями, без ехидных кавычек».

«Что может помочь нам, одиноким, лучше всего? Я знаю, что никому нельзя показывать, что ты одинок, иначе будет плохо. Сейчас у людей так мало сочувствия, что одиночество считают явлением недостойным и жалким.

Это какой-то замкнутый круг — если нет ни одного приятеля, то их и не завести. Ну и вот нужно уметь как-то врать другим, что тебя знают и любят, даже если это не так, и стараться скрывать, как обстоят дела на самом деле. Но потом, если кто-то случайно заметит, что никаких приятелей у меня нет, он всем расскажет, и все усилия ― насмарку».

«Я всегда был достаточно замкнутым, и у меня никогда не было настоящих друзей. Жизнь меня не баловала. В школе я по-прежнему оставался одиночкой: несколько приятелей не в счет ― среди них не было ни одного друга. В седьмом классе началась травля. Меня так и норовили задеть, обзывали недоразвитым и еще по-всякому. Те, кто меня дразнил, начали разносить такие слухи, что моя репутация в родном городе и до сих пор чернее черного. Когда я туда приезжаю, даже сейчас, многие, увидев меня на улице, обзываются».

«В конце младшей школы у меня развилась депрессия. При переходе в старшую школу мое состояние ухудшилось, и я рассказала об этом друзьям. Они, видимо, испугались и оставили меня в одиночестве. Депрессия, которая у меня до сих пор, мешает заводить новых знакомых. Она привела к тому, что я стала сторониться общества других людей».

Распространенные ошибки родителей

Чаще всего родители допускают следующие ошибки в адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прекращают адаптацию сразу же, если ребенок не плакал Малыш вполне хорошо может перенести единоразовое расставание с мамой, но при этом не редкими являются ситуации, когда на третий день в садике ребенок плачет по причине того, что его сразу же оставили на целый день.
  2. Внезапно уходят, не попрощавшись. У ребенка это может вызвать самый сильный стресс.
  3. Шантажируют садом.
  4. Некоторые родители поддаются на манипуляции, если ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что поддаваться детским капризам или истерикам не стоит. От того, что вы разрешите малышу остаться сегодня дома он не перестанет плакать завтра или послезавтра.

Если родители видят, что ребенку тяжело адаптироваться к детскому саду, и они не знают, как помочь малышу, им следует обратиться к психологу. Консультации родителям в детском саду помогут выработать комплекс действий, благодаря которым малыш начнет постепенно привыкать к жизни в коллективе. Однако все это будет эффективным только в том случае, если родители настроены и заинтересованы водить ребенка в детский сад и не будут при первой возможности уклоняться от выполнения советов психолога.

Возраст ребёнка: 4г.5мес.

Ребенок не разговаривает с воспитателями в детском саду

Моя дочь (4г. 5 мес) ходит в детский сад. Проблема в том, что она категорически отказывается там разговаривать с воспитателями. Когда я ее спрашиваю почему так, говорит, что не хочет там разговаривать и все. С другими взрослыми та же самая ситуация, пока не привыкнет.

Психолог говорит, не надо настаивать, сама заговорит, но ведь уже второй год пошел как ходим в сад, а сдвигов никаких. На днях было очередное собрание, на котором сказали, что с дочерью не могут проводить занятия, т. к. она молчит и не отвечает, иногда только шепчет. Из чего был сделан вывод одним из воспитателей, что мой ребёнок нечего не знает, что скорее всего её надо переводить в младшую группу. Но ведь дома же мы занимаемся, она всё говорит и делает правильно. Ходим на развивающие занятия, которые ведёт школьный психолог, а она вот считает, что ребёнок просто застенчивый. На занятиях отвечает шёпотом.

Были у психолога. Проведя тестирование, она сказала, что девочка развита по возрасту, не замкнута, хорошо идёт на контакт. Как только я прихожу за ней в сад, из тихого ребёнка она превращается в активного. Дома и поёт и танцует, стихи рассказывает, математикой занимается и прочее. За пределами детсада она совершенно другая, легко знакомится с ребятами на улице, очень активная. В чем проблема не могу понять.

Подскажите, как быть, и как помочь девочке переступить этот барьер?

Анна

Добрый день!

Подобные перемены в поведении ребенка – от застенчивости до активности – связаны с его отношением к взрослым людям. С теми, кто вызывает у ребенка ощущение комфорта и безопасности, девочка ведет себя вполне уверенно и открыто. И наоборот – чем труднее осуществляется взаимодействие с взрослым, тем дискомфортнее чувствует себя ребенок.

Возможно, также, что возникшая трудность связана с тем, что ребенок тяжело адаптировался к обучению в детском саду. Такие проявления, как “молчит, не отвечает” говорят не столько о наличии застенчивости или тревожности у ребенка, а характеризуют способ его защиты. Самое оптимальное решение сложности, возникшей у Вас, связано с поиском такого воспитателя, который поможет девочке почувствовать себя комфортно. По возможности, попробуйте забрать ребенка из детского сада на какое-то время. Рассмотрите варианты иных занятий: в группе кратковременного пребывания; в группе, предполагающей присутствие родителей; в форме индивидуальных занятий. Главной задачей сейчас является помощь дочке в закреплении ощущения того, что окружающий мир дружелюбен и приветлив.

Помните также, что деятельность педагогических работников напрямую связана с подбором индивидуальной стратегии взаимодействия с каждым ребенком. А потому жалобы сотрудников детского сада на то, что девочка не контактна, как минимум, не обоснованы. Поэтому постарайтесь найти среди педагогов союзника, который обладает достаточным практическим опытом в решении возникшей сложности.

Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или , чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий