Праворукость / леворукость
Ученые всего мира из давних времен пытаются понять и разобраться в природном феномене – леворукости людей. За многие десятилетия провели немало исследований и на их основании изложили ряд выводов и заключений.
Для того, чтоб определить возможность наследования того или иного признака, следует понять как они передаются. Генетики выделяют два вида генов – доминантные и рецессивные. Доминантные – это гены, способные угнетать, подавлять действие более слабых генов. Рецессивные гены – это гены, которые подавляются.
С точки зрения генетики праворукость считается доминантным (преобладающим) признаком, ведь им владеют около 90% населения планеты. Соответственно, леворукость будет рецессивным признаком, ведь левши составляют всего около 10% людей в мире. Процент левшей во всем мире медленно растет, поскольку быть левшой становится все более социально принятым явлением.
Ранее считалось, что у людей преобладающим является одно из полушарий головного мозга. Если у человека превосходит в развитии левое полушарие, то вероятнее он будет правшой, если правое – левшой. Возможно также смешанное преобладание, когда для различных задач используются разные руки, а также амбидекстрия, когда человек одинаково хорошо владеет обоими руками.
Считается, что на выбор руки человеком влияет генетическая предрасположенность и внешнее окружение.
Генетические факторы
Мысль о том, что преобладание той или иной руки может быть наследственным, пришла еще к Чарльзу Дарвину, который был праворуким, но имел сына левшу. При этом он отмечал, что его брат, мать и дедушка тоже были левшами. Его предположение оказалось верным. Генетика играет определенную роль в доминировании правой или левой руки.
Ученые на протяжении многих лет пытаются найти гены, отвечающие за леворукость. В 2007 году в ходе научных исследований ученые одного из британских университетов открыли ген LRRTM1 – первый ген, связанный с повышенной вероятностью доминирования левой руки. Но вскоре выяснилось, что связь гена с леворукостью проявляется только, если ген наследуется со стороны отца.
В 2010 году обнаружилась связь между вариациями гена PCSK6, который отвечает за межполушарную асимметрию головного мозга, и выбор доминантной руки у детей с языковыми растройтсвами (например, дислексией). Ученые полагают, что этот ген влияет на асимметрию мозга во время развития эмбриона и, следовательно, на доминирование правой или левой руки.
В 2017 году ученные из Германии обнаружили, что определить предпочтение ребенком руки (правша или левша) можно уже на восьмой неделе беременности, когда формируется позвоночник. Примерно после 13 недели беременности во время УЗИ можно увидеть, что ребенок сосет большой палец правой или левой руки, указывая на предпочтение руки в будущем. Согласно исследованию, еще задолго до того, как при развитии ребенка мозг и спинной мозг будут функционально связаны, в спинном мозге уже видны генетические различия, которые позже повлияют на то, будет ли ребенок правшой или левшой.
В сентябре 2019 года были опубликованы результаты исследования, согласно которому, впервые определены области человеческой ДНК, тесно связанные с тем, является ли человек правшой или левшой. Ученые также обнаружили, что правый и левый участки мозга, которые отвечают за языковые навыки, более скоординированно работают у левшей.
Согласно исследованиям близнецов и их семей, около 25% случаев леворукости можно объяснить влиянием генов, в то время как остальные 75% определяются влиянием окружающей среды. Чем больше в семье левшей, тем больше шансов у ребенка тоже стать левшой. У идентичных близнецов, которые имеют один и тот же набор генов, могут быть разные доминирующие руки. Это говорит о том, что генетика тут играет далеко не основную роль.
Научные факты о левшах
- Начиная с 1976 года ежегодно 13 августа во всем мире празднуется Международный день левши (International Lefthanders Day)
- Левши более склонны к аллергиям и мигреням
- Мужчин-левшей больше, чем женщин-левшей
- Левши лучше справляются с многозадачностью
- Левши более часто выбирают творческие профессии
- Левши примерно в два раза чаще встречаются среди близнецов
- Левши имеют более высокий уровень интеллекта (миф). Согласно исследованию 2007 года левши чаше имеют более высокий уровень IQ, однако исследование 2010 года говорит об обратном. В 2018 году ученые собрали и проанализировали данные нескольких отдельных исследований. В результате обнаружилось, что разница в интеллекте между левшами и правшами настолько мала, что ее можно не учитывать.
Трудности леворуких детей
Сразу нужно сказать, что левшество – это вариант нормы, поэтому нижеследующую информацию родителям леворуких детей не следует воспринимать в штыки. Напротив, знание трудностей должно помочь выделить сильные стороны и снизить проявление отрицательных психофизиологических качеств.
Как уже было отмечено, ребёнок-левша отличается более развитым творческим мышлением, нежели праворукие сверстники. Однако в то же время у леворуких детей отмечается замедленное формирование тех умений, которые требуют межполушарного взаимодействия.
Американские учёные установили, что среди эмоционального фона у левшей превалируют такие качества, как несдержанность, робость, пониженное настроение, тревожность. В целом для детей характерны отрицательные, а не положительные эмоции.
Основная же проблема детей-левшей – нарушенное или недостаточно развитое зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-двигательная координация.
Недостаточность этих функций может привести к таким трудностям, как:
- замедленное обучение чтению из-за нарушенного восприятия и запоминания буквенных конструкций;
- создание неправильных зрительных образов цифровых и буквенных обозначений (ребёнок нарушает соотношения элементов, путается в похожих буквах и цифрах, приписывает лишние части либо забывает дописать нужные элементы букв);
- слабое дифференцирование геометрических фигурок, замена похожих по начертанию фигур (кружок с овалом, квадратик с прямоугольником);
- сложности с копированием в тетради различных изображений;
- некрасивый почерк (кривые штришки, вытянутые, увеличенные в размерах буквы, постоянное изменение их наклона);
- зеркальное начертание букв, цифр и некоторых изображений;
- низкая скорость письма.
Выраженность подобных недостатков можно снизить при учёте особенностей леворуких детей. В ином случае проблемы только усилятся (особенно при переучивании).
Кроме того, психологи отмечают, что многие леворукие дети с трудом привыкают к школьному обучению. Именно поэтому первоклассники-левши требуют к себе повышенного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Левша и музыкальный инструмент
В отличие от общеобразовательной школы, в музыке левшам всё-таки придётся переучиваться.
Скрипач, музыкальный педагог, автор уникальной методики раннего музыкального развития Екатерина Путря:
«В среде музыкантов много левшей (как и в других профессиях). В основном все играют в том же положении, что и правши. Конечно, есть исключения, когда педагоги в раннем детстве подстроились под ребёнка, и теперь во взрослом возрасте исполнители играют, держа инструмент в другом направлении. Я знаю, как минимум, двоих таких музыкантов: очень талантливого гитариста и весьма посредственного скрипача. Минус такого положения в том, что методика обучения на инструменте не предусматривает таких физиологических особенностей, поэтому результаты гораздо лучше, если ребенка всё-таки научат держать инструмент и смычок в той руке, в какой это принято. Обучение на инструменте – процесс долгий, многолетний, требующий выработать привычку, как у правшей, так и у левшей. Также знаю талантливого виртуозного виолончелиста, преподающего в Гнесинке, который по природе левша, но прекрасно играет (в стандартном положении) на таком сложном инструменте, как виолончель».
Шаг в науку. Как воспитать из ребёнка учёного?
Подробнее
Методы определения ведущей руки у ребенка
Когда ребенку 3-4 года, можно провести ряд специальных тестов, которые позволят максимально точно определить, левша он или нет
Когда подрастающий мужчина учится писать, держать карандаш в руке, очень важно понимать, какая рука его проводник, и ни в коем случае не пытайтесь переучить его делать все правой рукой, если он левша
Поэтому в детском саду или школе учителя и воспитатели часто настаивают, чтобы ребенок держал ручку или ложку в «правой» правой руке. Если родители точно знают, что ребенок левша, необходимо заранее известить воспитателя и попросить его не переучивать его.
Если ребенка учили писать и рисовать правой рукой до того, как выяснилось, что он левша, ни в коем случае нельзя его переучивать, потому что это может задеть его психику, привести к повышенной нервозности, неуверенности.
Существует ряд тестов и анкет, предназначенных для определения доминирующей руки. К наиболее распространенным из них относятся:
- определить, какой рукой ребенок пишет наиболее красиво и точно;
- какая рука используется при использовании ножа;
- какой рукой он зажигает спички;
- в правой или левой руке держит расческу;
- которые режут ножницами вручную.
Тест М. Озьянс
Психологи считают, что для того, чтобы узнать, левша ребенок или правша, необходимо подолгу наблюдать за ним и отмечать, какой рукой он точнее, легче, искуснее выполняет движения.
Когда ребенок учится писать и родители сомневаются, какая рука должна быть основной, рекомендуется провести серию тестов, включающих простые повседневные действия. Затем вы можете использовать серию тестов, разработанную М. Озянсом, которая состоит из 20 заданий.
Во время теста ребенку предлагается:
- Заправка бусинок на нитку: правша обычно держит иглу и нитку в правой руке, а бусинки — в левой.
- Переливание воды из бутылки в стакан: емкость, из которой правша наливает воду, держит правой рукой и наоборот.
- Сотрите рисунок ластиком: если ребенок держит ластик в левой руке, это может указывать на то, что он левша.
- Удалите пыль с мебели.
- Стряхните пятна с одежды.
- Капните из пипетки в горлышко бутылки.
- Расставьте карты.
- Навинтите крышку на бутылку.
- Намотайте нить на шпульку.
- Заправьте нить в иглу.
- Положите в стакан горошину или бусину и попросите ребенка вынуть ложкой.
- Возьмите чашку в руку и сделайте несколько глотков воды.
- Пришейте пуговицу.
- Положите бусинки в бутылку с узким горлышком.
- Возьмите щетку и почистите обувь.
- Закройте и расстегните молнию на куртке, сумке.
- Звенит звонок.
- Зажгите спичку.
- Режьте ножницами что угодно.
- Проделайте иглой несколько отверстий в бумаге.
В процессе обучения ребенка навыкам письма, рисования, использования ножниц родители всегда кладут в правую руку ножницы, ручку или кисть. Поэтому определенные действия он может выполнять правой рукой, а задания, которые ребенок выполняет впервые, он будет выполнять исключительно левой рукой. Поэтому, наблюдая за ним во время перечисленных выше тестов, необходимо внимательно следить, какая рука используется при выполнении тех действий, которым ребенка не учили особым образом,
Результаты наблюдения необходимо занести в специальную таблицу, состоящую из 4 столбцов. В первом вводятся все тесты, которые планируется провести, во втором — действия, выполняемые левой, а в четвертой — правой рукой. В третьем столбце отмечены задания, которые ребенок выполняет одинаково хорошо обеими руками. Если во втором столбце содержится более 7 записей из 10, то можно сделать вывод, что левая рука ребенка является основной.
Тест Ф. Кречмер
Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает оценивать выполнение ребенком следующих действий:
- играть в песочнице с веслом;
- чистка зубов;
- поливать цветы из лейки;
- освещение спичек;
- снять шапку с ванной;
- шаблоны рисования и круги;
- поднимать с пола любые предметы;
- вырезать фигурки ножницами.
Кречмер рекомендует наблюдать так, чтобы ребенок не осознавал цель заданий. К обучению желательно привлечь группу из нескольких детей, а задания должны быть представлены как соревнование скорости и ловкости. Если ребенок точно и просто выполняет их левой рукой, то он левша.
Преимущества левшей
Поскольку леворукие люди были вынуждены всегда жить в мире правшей, основное их качество – гибкость и высокий уровень приспосабливания к изменяющимся условиям среды. Эта черта относится, например, к климатической адаптации.
Кроме того, среди уникальных черт левшей выделяют следующие позитивные особенности:
- леворукие способны создавать неповторимые и своеобразные продукты творчества, поскольку их способ переработки информации уникален – схватывание целостного образа, а не разрозненных частей;
- левшу отличает глубокий и богатый эмоциональный мир, что позволяет таким людям достигать успеха в творческих профессиях и видах деятельности;
- «инновационный» характер мышления, когда человек способен генерировать множество идей и одномоментно «прокручивать» в голове различные решения;
- ведущая левая рука позволяет левшам выделяться среди спортсменов-правшей, поэтому среди победителей боксёрских, теннисных и фехтовальных турниров немало леворуких.
Помимо этого, нельзя не упомянуть про большое число талантливых и даже гениальных людей среди левшей. Возможно, именно эта информация успокоит мам, которые считают, что с леворуким ребёнком будет слишком много хлопот.
Левша или правша: тесты
Рисование
Положите перед ребенком лист бумаги, карандаши или фломастеры. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребенок правильно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.
Открывание небольшой коробочки
Можно взять, например, спичечный коробок. Но лучше предложить ребёнку несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Говорите малышу: “Найди, например, ластик в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.
Построй фигуры из палочек
Даёте задание ребёнку построить из палочек какую-нибудь геометрическую фигуру. Можно также выкладывать различные предметы: зонтик, рыбку и т.д.
Игра в мяч
Нужен небольшой мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.
Вырезание ножницами рисунка по контуру
Можно нарисовать различные линии или же контур несложного для вырезания предмета и попросить ребёнка вырезать. Более активной в данном случае будет рука, которой ребенок держит ножницы
Но в данном случае нужно обратить внимание на то, чтобы ребёнок двигал именно ножницы, а не поворачивал другой рукой открытку. Размер и форма ножниц при этом должна соответствовать руке ребенка
Разложить карточки
Приготовить картонные карточки (10-15 штук). Это могут быть, например, карточки лото. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой”. Ведущей рукой ребёнок будет раскладывать карточки.
Выполнение вращательных движений
Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.
Развязывание узелков
Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
Цепочка из скрепок
На середину стола кладется несколько крупных скрепок. Ребёнок должен составить из них цепочку. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить ведущей рукой.
Построить из кубиков дом
Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.
Скрестить руки на уровне груди. Ведущая рука будет сверху.
Рисование двумя руками
Двумя руками нужно рисовать простую геометрическую фигуру. Ведущая рука будет совершать более точные движения.
Можно также подметить, каким ухом малыш прислушивается, какой ногой топает, какой глаз смотрит в калейдоскоп – всё это поможет сделать вывод, если ли признаки левши или нет.
Задание для родителей
Это данные о семейной леворукости. Есть ли в семье у ребенка леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки?
В последнем задании, при ответе «да» поставьте плюс в графе «Левая рука». И теперь смотрите в какой графе у вас больше плюсов.
Надеюсь, что данная диагностика помогла вам определить левша или правша ваш малыш. Стоит ли переучивать ребёнка? Это решать вам. Но детские психологи едины в своем мнении, что переучивать ребенка не только не стоит, но даже опасно, так как это может повлиять на его психическое развитие и на всю его дальнейшую жизнь. Ведь приоритет одной руки над другой определяет работа мозга. Поэтому, даже переученный на правшу ребенок останется в своей голове и по принципу работы мозга, левшой.
Рекомендую для прочтения:
Трудности, к которым должны быть готовы родители
Не все педагоги относятся к работе творчески, многие просто выполняют свою обязанность – заложить в головы учеников определенное количество знаний за отведенное время. Если левше не повезет, и он попадет к такому учителю, родители могут увидеть у него в дневнике двойки по точным наукам. В самых критических случаях преподаватель станет утверждать, что ваш ребенок тупой и его место в школе для недоразвитых. Не спорьте и не расстраивайтесь, просто в душе пожалейте человека, посвятившего свою жизнь нелюбимому делу. Переломить ситуацию все равно невозможно, зато в ваших силах найти учебное заведение, где к каждому ученику подходят с учетом его индивидуальности.
Нельзя сказать, что левша совершенно неспособен к точным наукам. У него вызывают сложности задания, требующие пространственного, абстрактного или логического мышления. Родителям нужно несколько раз объяснить ему сложную тему. Когда ребенок поймет основы, он сможет находить для задач совершенно неожиданные пути решения. В будущем специалист, умеющий находить креативные нестандартные методы выхода из сложных ситуаций, станет востребованным в любой отрасли.
Перед поступлением ребенка в школу познакомьтесь с программами разных учебных заведений, узнайте, какой области там уделяется особое внимание. Физико-математические лицеи лучше сразу отбросить, зато гимназии с гуманитарным, музыкальным, художественным или спортивным уклоном станут неплохим вариантом
Кстати, в боксе и некоторых других видах спорта у левшей есть преимущество перед противником: их действия непредсказуемы, бросок или удар с неожиданной стороны часто приносит победу.
Заранее договоритесь, какой рукой будет писать ребенок. Даже если обе кисти у него развиты одинаково, перекладывать ручку из правой руки в левую нельзя. Устал – прервись, сделай гимнастику для пальчиков, отдохни, а потом снова займись рисованием. Научите левшу, как нужно правильно держать карандаш, располагать листок и в какой позе сидеть. Фломастер должен лежать на среднем пальце, сверху письменный прибор придерживает указательный палец, а сбоку – большой. Оптимальное расстояние от пальцев до пишущего кончика – 4 см, так ребенку будет хорошо видно, что выходит из-под его пера. Не требуйте стандартного наклона букв вправо, вашему ребенку удобнее выводить прямой шрифт.
Психологические особенности леворуких, праворуких детей и амбидекстров
Разные полушария мозга по-разному воспринимают информацию, что объясняет некоторые особенности и отличия в поведении праворуких и леворуких людей, а также амбидекстров.
Психологический портрет левшей, правшей, амбидекстров
- Правши — консервативны, принципиальны, последовательны, предсказуемы. Они отличаются эмоционально стабильным поведением, обладают аналитическим, абстрактным мышлением, практически никогда не спорят и не ссорятся, им свойственны точность и аккуратность.
- Левши — импульсивные, эмоциональные, упрямы и замкнуты, стремятся к переменам, прогрессу, плохо ориентируются в пространстве, обладают творческой натурой.
- Амбидекстр — универсален, интеллектуально развит, при хорошей интуиции имеет высокий творческий потенциал, мышление аналитическое со склонностью к гениальности, высоких результатов добивается во всем.
Дети амбидекстры и левши часто испытывают сложности в обучении, поэтому требуют особого внимания к себе. Воспитывать любого ребенка необходимо с учетом его особенностей. Однако, если у вас возникают сложности при воспитании леворуких детей и амбидекстров, то необходимо обратиться к психологу, который поможет раскрыть потенциал вашего чада.
Стоит ли переучивать левшей?
Раньше владение левой рукой считалось патологией, отклонением от нормы, поэтому детей переучивали в правшей. Это сопровождалось психологическими травмами у маленьких левшей, да и применяемые для переучивания методы не всегда можно было назвать гуманными. Сейчас психологи и педагоги не рекомендуют переучивать левшей на правшей, так как это может стать причиной тревожности, страхов, неврозов и протестов у ребенка. Вмешательство в природное распределение функций между полушариями способствует развитию у ребенка замкнутости, неловкости в движениях и заниженной самооценки.
Совет от специалиста
Педагогический и клинический психолог, психолог-психоаналитик Людмила Владимировна Алтыева (Санкт-Петербург) дает родителям левшей, правшей, амбидекстров следующий совет:
Заметить, что ребенок предпочитает пользоваться той или иной рукой, родители могут уже на самом раннем этапе. Так, младенец будет чаще манипулировать предметом ведущей рукой (сосать кулачок, хватать игрушку, бутылочку и т.п.). К 1,5 — 2 годам эта тенденция приобретает более постоянный характер. Например, ребенок берет ложку только правой или левой рукой. Именно в это время родители/воспитатели делают попытку приучить ребенка пользоваться «правильной» рукой. Однако основной помощью для малыша будет предложить ему самому определиться в этом вопросе — не вкладывать предмет в ручку, а положить его так, чтобы можно было взять его и той, и другой рукой. В детском саду/школе можно и нужно предупредить педагогов, что ребенок предпочитает пользоваться левой рукой. Сейчас педагоги относятся к таким детям с пониманием. И, пожалуй, самое главное. Прочитав о психологическом портрете правшей, левшей и амбидекстров, нужно улыбнуться, принять к сведению и прийти к выводу, что интуиция, творческий потенциал и умение выстраивать отношения — это не только физиологическая данность, но и то, что можно и нужно активно развивать в ребенке.
В каком возрасте можно определить левша или правша ребенок
Более детально установить какая рука преобладает у ребёнка представляется возможным к трём годам. Для определения этого необходимо только пристально наблюдать за ребёнком. Однако в эти года кроха может совершать данные манипуляции не основной рукой. Окончательно понять левша ребёнок или правша представляется возможным только к четырём годам.
Правое полушарие головного мозга ответственно за эмоциональное состояние, левое – за логическое мышление. Из этого следует вывод, что различие таких детей не только в том, какой рукой они пишут. Малыш-левша излишне впечатлителен, что требует грамотного выбора в вопросах воспитания.
Левша обожает сказки, очень восприимчив и эмоционален. Подвержен внезапным изменениям настроения. Отличительная черта – быстрая речь, жестикуляция, фантазёр.
Не стоит пытаться переучить левшу. Любое вмешательство может травмировать психику ребёнка. Правильным подходом будет помощь крохе в привыкании к этой особенности. Следует давать ребёнку больше времени для релаксации.
Некоторые рекомендации для детей левшей
1.Развивать в ребёнке навыки ориентирования в пространстве. Такие малыши имеют возможность переписывать или срисовывать что-либо зеркально.
2.Избегать чрезмерной загруженности во избежание нежелания обучаться.
3.Не посещать дошкольное детское учреждение. Это связано с тем, что левшам сложно пребывать в больших группах и соблюдать строгий режим.
Как определить левша или правша ребенок тесты
Отец и мать, замечающие, что их чадо рисует или пишет левой ручкой, начинают волноваться. Для определения доминирующей руки можно воспользоваться тестами:
1. Какой рученькой малюет малыш?
а) правой
б) левой
в) обеими
2. Рука, которой ребёнок берёт ложку?
а) правая
б) левая
в) любая
3. Может ли вырезать, держа ножницы в левой руке?
а) нет
б) да
в) не имеет значение нахождение ножниц в определённой ручке
4. Какой рукой малыш ловит мяч?
а) правой
б) левой
в) постоянно разными
5. Какой рукой чадо берёт телефон?
а) правой
б) левой
в) постоянно разными
6. Бывает ли такое, что ребёнок пишет либо рисует зеркально?
а) никогда
б) часто
в) редко
7. Играя с конструктором или кубиками он пользуется:
а) правой
б) левой
в) двумя одинаково
8. Аплодируя, какая рука наиболее действенна?
а) правая
б) левая
в) обе
9. Где оказывается пальчик правой кисти при сплетении пальцев в замок?
а) вверху
б) внизу
в) когда как
10. Откручивает крышку:
а) правой
б) левой
в) двумя попеременно
При преобладании положительных ответов «а» — ребёнка считают правшой.
Большинство ответов «б» говорит о том, что малыш левша.
Равное количество положительных ответов в обоих пунктах либо преобладание ответов «в» — ребёнок обладает двурукостью. Это значит, что обеими руками кроха владеет одинаково.
Рекомендуется не заниматься переучиванием малыша.
Способы занятий с ребенком левшой
Преобладание левой руки – не повод для переживаний. Это следствие того, что мозг функционирует иначе. Причинами леворукости могут являться генетические аспекты в период развития плода. Пытаться переучить такого малыша не стоит. Вмешательство негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии ребёнка, чревато отразятся на здоровье. Следствие этого – агрессивность, импульсивность, апатия, расстройство сна, мигрени, заикание. Нарушается почерк, и возникают трудности в процессе обучения письму.
При развитии мелкой моторики делать акцент на левую руку. Это же касается и пальчиковых упражнений.
Ребёнок-левша быстро и без трудностей проходит период адаптации.
Следует помнить, что переучивание поспособствует торможению развития. Малыш может растеряться. Грамотно способствовать развитию того, чем наделила чадо природа, будет лучшим выходом.
Не упустите эту возможность!
отзывы женский форум мам вуманик ру (беременность, дети, лечение и другое)
Левшу определяет не рука, а голова
Ученые установили, что нежелание действовать правой рукой не упрямство, у этого явления есть физиологические причины. Каждое полушарие головного мозга отвечает за противоположную половину тела. Правое полушарие полностью формируется в 5 лет, оно связано с левыми конечностями и органами, а также отвечает за творчество, фантазию, эмоции. Этот участок серого вещества воспринимает информацию от органов чувств, расположенных с левой стороны, и сразу создает единый образ.
Более практичное левое полушарие начинает работать в полную силу только после 8 лет. Эта часть мозга руководит работой правой половины тела и органов, расположенных справа. Мышление, логика, умение решать абстрактные задачи связаны с левой половиной мозга. Там проводится анализ полученной информации, сведения систематизируются и раскладываются «по полочкам».
Чтобы полушария работали согласованно, они соединены мозолистым телом, которое созревает уже в школьном возрасте. Пока согласованность между полушариями сформирована не полностью, ведущую роль играет то одна, то другая половина мозга. Родители могли заметить, что год назад их ребенок рисовал одной рукой, а сейчас переключился на другую. В школьные годы у ребенка окончательно устанавливается ведущая рука.
Теоретические основы понятия левшества
Семенович А.В. так определяет левшество и леворукость: «Левшество – это проявление устойчивой, неизменной, психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, это левшество истинное, генетически заданное». И там же Леворукость – это термин, «отражающий предпочтение, активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека».
Благодаря проведенным исследованиям, было установлено, что ребенок «правополушарный» – левша – намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.
Некоторые дети начинают оказывать предпочтение левой или правой руке с младенческого возраста, в то время, как другие и в детском саду не делают никакого различия. Большинство малышей выбирают ведущую руку около трех лет. В это время переключение с одной руки на другую является правилом. Однако есть дети, которые “тянут” с выбором до шести лет. И приблизительно 20 процентов детей так и вырастают, одинаково хорошо владея обеими руками.
Психологи отмечают следующие качества леворуких детей:
- “Левши” часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.
- Обычно — это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.
- У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
- Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.
- Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.
- Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда — плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.
Но в то же время специалисты подчеркивают: леворукость – индивидуальный вариант нормы. Ведь и среди детей-правшей упрямых, капризных и возбудимых ничуть не меньше, чем среди левшей.
Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде.
Левое полушарие:
- Конкретное мышление
- Математические вычисления
- Сознательное запоминание
- Правая рука
- Речь
- Правый глаз
- Чтение и письмо
- Двигательная сфера
Правое полушарие:
- Абстрактное мышление
- Образная память
- Бессознательное запоминание
- Левая рука
- Ритм, восприятие музыки, интонации
- Левый глаз
- Ориентировка в пространстве
- Чувственная сфера
При этом важно отметить, что тип мозговой организации (соответственно правшество и левшество) и предпочтение той или иной руки (соответственно праворукость и леворукость) не всегда совпадают. Очень часто, особенно у детей, леворукость оказывается временным признаком. Он отражает лишь факт задержки формирования межполушарных взаимоотношений и закрепления доминантности левого полушария (правой руки), в таких случаях происходит «превращение» левши в правшу
Он отражает лишь факт задержки формирования межполушарных взаимоотношений и закрепления доминантности левого полушария (правой руки), в таких случаях происходит «превращение» левши в правшу.
Тренируем руку
Как помочь компенсаторному левше, который не любит рисовать и коряво пишет?
- Предлагайте ему как можно больше шнуровать, завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно.
- Пусть выкладывает мозаику, собирает пазлы.
- Полезно собирать-разбирать модель-ки из «Лего», раскручивать-закручивать мелкие детали конструкторов.
- Раскладывать карточки, сдавать карты – тоже хорошая тренировка.
- И самая лучшая – это сучить нить или хотя бы крутить карандаш в руке.
- Не спешите такого левшу учить писать. Письмо – один из самых сложных навыков, который осваивает человек. На письме руку тренировать нельзя.
Кто-то может подумать: все-то у этих левшей не так. Спокойно, история человечества доказала: левши ничуть и ничем не хуже правшей.
Как научить писать ребенка левшу
Для того, чтобы ребенку левше писать правильно и красиво существует несколько правил в организации рабочего пространства:
лампа находится справа от него;
листок повернут примерно на 20° вправо и сдвинут от центра тело в левую сторону;
правая рука придерживает листок и при необходимости его поворачивает;
левая рука ребенка держит ручку примерно на 4 см выше ее кончика;
ручка, как бы является продолжение руки, то есть составляет одну линию;
рука находится под линией письма (на это следует обратить особое внимание, т.к. если не научить, левша как бы заглядывает под руку при написании);
буквы и соединения вначале лучше обводить по точкам;
каждый раз подробно разбираете с ребенком алгоритм прописывания буквы или ее соединения.
Негативные итоги переучивания левшей
Допустимо ли переучивание таких детей? Разумеется, нет. Следует помнить, что, говоря о левшах, мы имеем в виду не просто доминирующую руку, а определённую организацию работы головного мозга.
Даже если родители или учителя смогут заставить ребёнка брать пишущие принадлежности правой рукой, они не в состоянии изменить латерализацию мозговых функций.
Результатами столь необдуманных действий нередко становятся серьёзные изменения в эмоциональном состоянии ребёнка. Появляется вспыльчивость, капризность, раздражительность.
Родителями переученных леворуких детей могут отмечаться разнообразные неврологические нарушения, среди которых особо выделяют несколько групп неврозов:
- Астенический невроз. Проявлениями этого состояния являются высокая утомляемость, нервная истощаемость, пониженная работоспособность. Маленькие левши полноценно работают только в начале учебного дня, а затем устают. Наблюдаются трудности и с выполнением домашних заданий.
- Невроз навязчивых состояний. Если взрослые чрезмерно сильно переживают из-за детского левшества, пытаются заставить работать правой рукой, наказывают за непослушание, у ребёнка вырастает тревожность. В результате у детей отмечаются различные страхи и фобии, например, боязнь письменных работ в школе.
- Недержание мочи. Чаще всего у переученных левшей возникает лишь ночной энурез, однако в тяжёлых случаях непроизвольное мочеиспускание может наблюдаться и днём. Такая интимная проблема только ухудшает состояние ребёнка, ещё больше снижая эмоциональный настрой.
- Неконтролируемые движения. Ещё один вариант невротического состояния – тики. Ребёнок непроизвольно мигает, облизывает губы, морщит лоб, подёргивает носом и пр. Подобные проявления усиливаются, когда переученный левша устаёт или излишне нервничает.
Именно от мам и пап будет зависеть, как пойдёт развитие левши: или он станет развиваться в соответствии со своими особенностями, или превратится в переученного правшу с невротическими реакциями, комплексами и психологическими нарушениями.