Истерики у ребенка в 3 года – как вести себя родителям

Как же быть с истериками?

Когда-то проводили эксперимент с детьми этого возраста. Их сажали смотреть на кубики с одной стороны стола, а напротив сажали куклу и спрашивали: “Какой кубик ты видишь перед собой? А какого цвета кубик видит кукла?”. Дети не могли посмотреть на реальность “глазами куклы”. Так же они не способны понять, что есть взгляд другого человека. Эта особенность часто проявляется в виде истерик после 1,5-2 лет, если ребенку не установили четких границ с самого рождения. Если до определенного возраста все было можно, а потом вдруг появились запреты и ограничения в разных областях жизни, то малыш не понимает, почему мир так резко изменился, и старается истерикой вернуть его в прежние границы.

Важно в первую очередь выстроить четкие границы, которые вы будете соблюдать изо дня в день. Если сегодня нельзя есть не за столом или ходить босиком по холодному полу, то этого нельзя будет делать и завтра, и послезавтра..

Во-вторых, будьте сами лучшим примером для ребенка в том, как вы устанавливаете и выстраиваете собственные границы, подавайте ему положительный пример во всем. Возможно, сами родители в ответ на то, что не получают желаемого, “закатывают истерику” — обижаются, повышают голос, не разговаривают, хлопают дверью и т.д. (последите за собой).

В-третьих, наберитесь терпения: процесс переучивания более трудный и длительный, чем процесс научения. Истерики будут повторяться и даже поначалу могут стать более яркими — ребенок будет пытаться добиться своего тем способом, который срабатывал до этого.

В-четвертых, делайте все это с любовью

Это очень важно! Ведь истерика — от ощущения ребенка, что мир рушится. Дети очень любят стабильность и повторяемость, а если требования и реакции воспитателей (родителей) не постоянны, меняются, то нет ощущения безопасности мира

Четкие границы в воспитании и четкие “это можно, а это — нельзя” — то, к чему ребенок стремится от природы. Если этого нет, то возрастает его тревожность. Истерика — это “крик о помощи”.

Истерики у ребенка 2-3 года – видео от детского доктора Комаровского

На этих видео – записи программ известного доктора, в которых он рассказывает, что такое истерика, и как с этим бороться.

В истерику впадают все дети – и хорошие, и плохие. Если у родителей достаточно силы воли и терпения, малыш после 2-3 концерта прекращает безуспешные попытки манипулировать взрослыми. Ну, как минимум теми, кто на это «не ведется».

Иногда истерика – это просто капризы, иногда – серьезная патология. Задача мам и пап, в первую очередь, выяснить причину такого поведения и либо идти к врачу, либо пересмотреть свои методы воспитания.

Истерики у ребенка 2-3 лет – советы психолога

Если истерика – обостренные капризы, маме ни в коем случае нельзя сдаваться и идти у ребенка на поводу. Проделав с успехом такой трюк однажды, малыш всегда будет использовать его.

Если ребенок не слушается, это одно, а если причина истерики не в капризах – всегда обращайтесь к специалисту.
Истерику всегда легче предупредить, чем ликвидировать

При первых признаках того, что ребенок сейчас зайдется в приступе, нужно переключить его внимание. Хорошо помогают отвлекающие маневры вроде «смотри-ка, что это у нас тут» или «ой, а мы же сегодня бабушке не звонили, а давай вместе позвоним».
Учите ребенка разговаривать

Малыш должен знать, что он уже большой, и для решения его проблемы нужно не плакать и истерить, а рассказать о проблеме взрослым.

Что делать, чтобы истерики у ребенка в 3 года и позже никогда не повторялись

Вовлекайте ребенка в чтение классической литературы. Выбирайте такие произведения, которые побуждают ребенка сопереживать герою. И не пугайтесь, если ребенок после такой сказки уснул в слезах, — это не слезы истерики о себе самом, а слезы сопереживания. Это развивает чувственную сферу малыша.

По мере взросления учите его переносить навык сопереживания в реальную жизнь

Покажите, что его поддержка, сочувствие и помощь могут потребоваться слабому, пожилому или больному человеку.

Важно обеспечить те условия развития, которые соответствуют полному набору врожденных качеств и свойств ребенка. Зрительный вектор не бывает единственным в структуре психики человека.

Например, подвижного и юркого малыша с кожно-зрительным сочетанием векторов полезно отдать в танцевальный или театральный кружок

Усидчивого и обстоятельного малыша с анально-зрительным сочетанием лучше отвести в художественную школу или на кружок декоративно-прикладного творчества. Музыкальная школа также необходима для чувственного развития ребенка.

Современные городские дети наделены в среднем свойствами 3-4 векторов одновременно, поэтому родителям важно иметь собственную психологическую компетенцию. Понимать, о чем говорит то или иное поведение ребенка.

Позаботьтесь о том, чтобы семья (особенно мама) стала надежным гарантом чувства защищенности и безопасности малыша. Когда у ребенка 3 лет истерики — советов психолога по воспитанию недостаточно. Секрет благополучного и счастливого развития наших детей — это хорошие отношения и психологические состояния родителей, крепкая эмоциональная связь с малышом и неугасающий интерес к нему.

Если вы чувствуете, что вам трудно обеспечить своему ребенку надлежащие условия (не хватает психологических знаний или мешают плохие состояния), то получить помощь можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Он позволяет родителям избавиться от любых психологических проблем, наладить парные отношения и выстроить оптимальную модель воспитания и обучения ребенка. И тогда любое проблемное поведение малышей уходит навсегда.

Как воспитывать малыша, склонного к истерикам

Зрительного ребенка нельзя пугать, даже в шутку. Иначе огромный чувственный диапазон остается фиксирован в страхе за свою жизнь. А это, естественно, сопровождается всевозможными фобиями, страхами, паникой, а также истериками.

Зрительному малышу не стоит заводить домашних питомцев. Иначе желание строить эмоциональные связи будет направлено не туда, куда нужно — на зверушку, а не на людей.

Правда, большинство маленьких зрительников очень умиляются при виде милых питомцев и просят их завести для себя

Но родителям важно знать, что, направляя свои эмоции на животное, ребенок идет путем «наименьшего сопротивления», ведь строить связи с людьми намного сложнее. При этом душевная связь со зверушкой всегда будет за счет связей человеческих

То есть в компании ровесников малыш будет социализироваться хуже — будет бояться, что его обидят или ударят, болезненно переживать, когда его дразнят, будет отстраняться от компании других ребят.
Есть и еще один риск: срок жизни питомцев, увы, недолог. Если милый зверек погиб или потерялся — зрительный малыш испытывает резкий обрыв эмоциональной связи и реагирует психологически — нешуточно горюет. Есть и физические последствия: у ребенка может существенно снижаться зрение. Так реагирует на сверхстресс самая чувствительная зона маленьких зрительников — глаза.

Зрительных малышей нельзя брать на похороны. Даже если около подъезда вы столкнулись с обрядом прощания — лучше поскорее увести ребенка. Тяжелые эмоциональные состояния людей на похоронах и особый зрительный ряд (венки, гроб) надолго отпечатываются потом в психике ребенка и могут фиксировать его в страхе смерти.

Нельзя читать сказки, в которых кто-то кого-то съедает. Эволюционно первый страх в зрительном векторе возникает в древние времена именно в связи с опасностью быть съеденным (хищником или каннибалом). Любые сюжеты подобного рода в сказках попадают прямиком в бессознательный страх ребенка и значительно травмируют его.

Получено 2 совета от психологов

Здравствуйте, Алёна.

Для возраста вашего ребёнка вполне закономерно выражать какое-либо недовольство очень ярко. На данном этапе времени очень чётко проявляется связь между хочу и можно, по-другому это ещё называется границы

В этом возрасте ребёнок начинает искать способы взаимодействия с окружающим миром и здесь важно как раз выстраивать взаимоотношения с ребёнком адекватно ситуации

Если брать пример, что вы ребёнка в чём-то ограничиваете (что нормально в воспитательных целях) и он начинает выражать яркий протест, важно не всегда уступать ему, не вестись так сказать на его истерики, потому как это манера поведения может закрепиться, как только ребёнок поймёт, что так он сможет от вас добиваться того, что он хочет это будет ведущий механизм взаимодействия с вами, а в последствии и с окружающими во взрослой жизни. Бываю ситуации, когда рекомендуют на истерику ребёнка, не реагировать или просто выходить из комнаты, как только пропадают «зрители» бывает что ребёнок быстро успокаивается

Терпения вам и здоровья вашему чаду 🙂

7
Хороший ответ

1

Границы ребёнка в 1.3 года (1 ответ)

Добрый вечер, Алена!

Достаточно понятны Ваши переживания и конечно же есть способ минимизировать подобные проявления. Если коротко:

Важная информация – в этом возрасте у детей сильно выражен познавательный интерес к объектам и предметам окружаещего мира и это не просто нормально, а наоборот является необходимым условием развития. Поэтому старайтесь не ограничивать активность ребёнка с целью познания. Но в этом возрасте ребёнок также впервые начинает понимать и принимать, что существуе взрослое “нельзя”.

Правила: 1. Как можно реже используйте слово “нет”, “нельзя”, “не…” в отношениях с ребёнком. Иначе эти слова перестают быть действенными, современем ребёнок к ним привыкает.

2

Если “нельзя” в какой-то ситуации оправдано, то такие запретные высказывания должны быть категоричными в исполнении, а не только на словах, а также не меняться ни при каких условиях (даже в случае “истерики” и если все на Вас обратят внимание). Подобные правила должны быть согласованы со всеми, кто берёт участие в воспитании ребёнка и все должны придерживаться той же категоричности

3. Если какое-то недопустимое действие или поведение ребёнка было замечено впервые, то лучше его проигнорировать, чем обратить внимание и тем самым подкрепить. 4. Научитесь делать более уместные инструкции ребёнку

Например, вместо “нельзя выбегать на дорогу” – “мы гуляем только по тротуару”

4. Научитесь делать более уместные инструкции ребёнку. Например, вместо “нельзя выбегать на дорогу” – “мы гуляем только по тротуару”.

5. Перед тем как что-либо запретить постарайтесь предупредить ребёнка, и если поведение повторяется сразу же реагируйте используя очень простую и доступную лексику, например, “если…, то ты упадёшь и тебе будет больно” 

6. В этом возрасте очень хорошо срабатывает переключение внимания ребёнка, поэтому когда вы вовремя переключите внимание ребёнка с одного предмета или деятельности на другую (значимую для него), то не будет и почвы для истерики. Удачи и терпения Вам и меньше волнуйтесь о реакциях окружающих – большинство имели в жизни подобный опыт!  

Удачи и терпения Вам и меньше волнуйтесь о реакциях окружающих – большинство имели в жизни подобный опыт!  

16
Хороший ответ

1

Как реагировать на истерики ребенка

Для начала следует выяснить, что стало причиной истерики. Если есть подозрение, что с ребенком не все хорошо – сразу к доброму дяде доктору. Он точно определит, почему ребенок истерит, и либо развеет ваши подозрения, либо назначит лечение.

Если вы четко видите, что истерика направлена, что есть причина из серии «хочу», «не буду» и в том же духе – с этим нужно что-то делать именно вам. Если у ребенка в 2-3 года периодически бывают истерики, вам нужно четко знать, как его успокоить. Для эффективных действий определите причину истерики.

Что нужно делать, если у ребенка истерика по поводу «хочу»:

  1. Обеспечьте минимум зрителей. Малыш в первую очередь играет на публику.
  2. Не показывайте, что вас волнует его поведение. Оставайтесь спокойной и не проявляйте негативных эмоций.
  3. Говорите с ребенком так, как будто он ведет себя нормально. Он должен почувствовать, что его концерт не имеет смысла. Используйте тактильный контакт.
  4. Объясняйте, что такой хороший ребенок так вести себя не может. Объясняйте, почему вы не собираетесь удовлетворять его запрос сию секунду.
  5. Когда ребенок придет в себя, поясните, что такое поведение неприемлемо, и что в случае повторения ситуации он будет наказан.
  6. Четко поясните ребенку, за что он будет наказан и каким образом, чтобы ребенок понимал, что следующие такие выходки будут иметь конкретные последствия. Всегда держите данное слово.

Как успокоить ребенка во время истерики по поводу «не хочу, не буду»:

  1. Начало алгоритма то же, что и в случае с «хочу».
  2. Спросите у малыша, что именно он не хочет.
  3. Выясните, почему он этого не будет.
  4. Объясните возможные последствия его «не буду».
  5. Спросите, почему он не мог простыми словами объяснить, что он этого не хочет.
  6. Пообещайте, что если он впредь будет подробно объяснять свой отказ (не хочу обедать, потому что плотно и поздно позавтракал, а потом еще и печенья наелся, вот и не голоден), вы не будете настаивать, а если опять начнет истерить – последует дисциплинарная мера.

Как остановить истерику у ребенка, если вы не знаете причины:

  1. Установите контакт с малышом, лучше тактильный.
  2. Спросите, что произошло. Задавайте наводящие вопросы: у тебя что-то болит? Тебя кто-то напугал?
  3. Выяснив причину, вы сможете продолжить диалог и предложить малышу решение проблемы.

Избавиться от истерик можно! Практические советы

Можно перелопатить множество советов психологов об истериках у детей 2 или 3 лет. Обращаться к Комаровскому и другим. Однако без знаний особенностей зрительного вектора невозможно понять причины истерик у детей.

Как помочь ребенку справиться с этими состояниями? Что делать маме, чтобы у ребенка с 2 лет не возникали истерики?

Вот простые практические советы от системно-векторной психологии:

Прежде всего необходимо насытить жизнь ребенка эмоциональными переживаниями, причем акцент делать на сопереживании и соучастии, пусть вначале это будет даже плюшевый мишка.

С таким ребенком желательно поддерживать игры в театр, в доктора. В этих играх ребенок оживляет и разыгрывает самые разные эмоции и переживания за игрушечных персонажей. Тем самым вы научите его проигрывать разнообразные чувства: радости, сожаления, обиды, злости, жалости и сострадания. И ничего страшного, что эти чувства вместе с карапузом испытывает игрушечный пингвин или бронтозавр.

Проследите за репертуаром мультиков, которые смотрит малыш. Все мультфильмы прежде всего должны проходить через вашу цензуру. Недопустимы всякого рода страшилки, битвы монстров или другие варианты «мочилова», которые все чаще появляются в детских мультиках. Огромное воображение малыша со зрительным вектором быстро вовлекает его в сюжет, но при этом все эти страшилки активизируют в нем врожденные страхи. Если постоянно смотреть такие сюжеты, то у ребенка обязательно будут истерики, а ночью могут сниться страшные сны. А причина очевидна. Так что рекомендуем вам убрать из репертуара такого рода фильмы и игрушки.

Бывает и так, что мама не обладает такой высокой эмоциональностью, как ее малыш, и тогда ребенок испытывает эмоциональный голод. Что же делать с этими эмоциональными троглодитами? Читайте им сказки с выражением – так, чтобы ребенок проживал чувства героев, рассказывайте истории, водите на представления и детские спектакли. Это лучшее, что можно сделать для вашего ребенка, если он истерит по любому поводу и без повода

И не важно, 2 ему года или 3.

Тем самым ребенок не замыкается только на себе. Он дает волю своему воображению, фантазии, проигрывает воображаемые ситуации с игрушками, потом с букашками и животными, затем уже с другими детьми и взрослыми. Когда малышу показывают выход для развития его врожденной фантазии и эмоциональности, ему уже нет смысла закатывать истерики

И даже если такое случается, маме несложно обратить все в игру и перевести внимание малыша с себя на другие предметы, игрушки или людей

Какая среда нужна ребенку 2-3 лет?

В идеале, по ходу всего периода взросления ребенок должен находиться в заботливом лоне, расширяющемся вокруг него с течением лет. Сначала это — материнская утроба, а после рождения мать превращается для него во внешнее “прибежище”. Затем лоном становится комната, квартира, семья, микрорайон, город, страна… Если бы мы только умели сохранять это обволакивающее ощущение теплоты, если бы оно не исчезало, а ширилось с годами, то наши дети чувствовали бы себя в безопасности. Окруженные любовью, они пропускали бы весь мир через себя, чтобы проникаться всё более сильным ответным чувством. Тогда вся их жизнь была бы естественна, приятна и прекрасна.

А потому для поддержки в ребенке чувства любящего окружения матери стоит как можно больше контактировать с ним в первые два-три года, держать его на руках или в слинге — по мере сил и возможностей. Не стоит опасаться привыкания: ведь связь с мамой — самая естественная для малыша вещь. Он должен чувствовать себя так, как будто все еще находится в материнской утробе, ловить ее запах, чувствовать ее прикосновения, нежиться в ее объятиях…

Что же, теперь и из дома не выйти? По правде говоря, несмотря на всю сложность, по крайней мере вначале желательно выходить как можно меньше…

В первые три года стоит всеми силами оберегать ребенка от постороннего окружения и тем более от среды, которая может выглядеть для него враждебной. Он должен по возможности ощущать себя вблизи матери, под ее опекой и защитой. Только в районе трехлетнего возраста он созревает для более широкого “поля деятельности” и начинает прокладывать настоящую связь с внешней средой, развиваясь в социальном плане и по-иному формируя взаимоотношения с матерью.

Луис Сандер, известный исследователь в области психологии развития, пишет, что успешные возвращения к матери после отдалений от нее имеют важные психологические последствия. Когда малыш знает, что у него всегда есть возможность восстановить прежнюю близость в случае необходимости, он свободно раскрепощает весь свой потенциал.

Почему ребенок закатывает истерики

  • слабый;
  • сильный;
  • неуравновешенный;
  • медлительный.
  • «Медлительные» дети в силу особенностей нервной системы просто не могут закатить истерику. Пока нужные импульсы проносятся в коре головного мозга, причины для капризов исчезают или становятся несущественными на фоне нового занятия.
  • Дети с сильной нервной системой закатывают истерики очень редко, они устойчивы к перевозбуждениям.
  • Обладатели слабой и неуравновешенной нервной системы наиболее подвержены истерикам. И дело не в патологии. Просто их неокрепшая к 2-3 годам нервная система плохо справляется с эмоциональными перегрузками, и малыши «взрываются».

Важно! Вне зависимости от типа нервной системы, ни один здоровый ребенок не закатывает истерики без причины.

Если вы хотите успокоить ребенка в 2-3 года, когда он часто психует, капризничает и истерит, нужно непременно до этой причины докопаться:

Хочу. Это самая распространенная причина. Ребенок что-то хочет, ему этого не дают (не позволяют), и при помощи истерик и капризов он ищет брешь в вашей психике.

Не хочу. Встречается довольно часто в виде протеста на слово «надо». Надо покушать – не хочу, надо ложиться спать – не буду. А начинаете проявлять твердость – наталкиваетесь на категорический протест в виде истерики.

Нервное явление. Есть куча нервных явлений, симптомом которых становится истерика. Аффективно-респираторные приступы, нервозы, психозы, детские страхи.

Болезни. Ну кому хорошо, когда что-то болит, зудит, температура? Малышу плохо, вот и ревёт.

Перевозбуждение

Неважно, какими эмоциями пресытился ребенок – положительными или отрицательными. Нервная система крохи просто пытается выбросить лишнюю энергию, не справляясь с потоком эмоций.

В истерике мама должна научиться определять главное – к какому виду она относится:

  1. Произвольная. Ребенок понимает, что он делает, зачем он это делает, и четко нацелен на результат – получить то, ради чего истерика закатана.
  2. Непроизвольная. Эту истерику малыш не контролирует. Она опасна для его здоровья, это состояние близко к настоящему психическому расстройству, наблюдаемому у взрослых – истерии. Малыш во время такого приступа практически ничего не слышит, не видит и не ощущает, и может вполне серьезно сам себе навредить. Это состояние – прямой повод для обращения к опытным специалистам.

Однако есть и другие классификации истерик.

Как справиться с кризисом 2-х лет у ребёнка: памятка для родителей

23.07.2023

Один из важнейших этапов развития ребёнка – это кризис двухлетнего возраста. Изменения в поведении малыша могут начаться от 18 до 36 месяцев и закончиться в 3−3,5 года. Кризис двух лет – абсолютно нормальная стадия развития ребёнка, во время которой у малыша растет стремление к независимости. Для многих родителей этот этап взросления один из самых тяжёлых, потому что настроение ребёнка меняется каждую минуту, и мама часто ничего не может с этим поделать. Дети могут начать кусаться, драться, абсолютно перестать слушаться, убегать и кричать.

Это происходит из-за того, что дети начинают по-новому смотреть на собственное «Я»: руки уже хорошо слушаются, ноги ходят, речь достаточно развита. Это даёт ребёнку возможность активно тестировать окружающую действительность, личные границы родителей и правила взрослых.

Причины капризов:

  • у него недостаточно речевых навыков, чтобы чётко сказать, чего он хочет, поэтому расстраивается из-за непонимания близких;

  • не хватает терпения дождаться, например, своей очереди на качели;

  • он не может трезво оценить свои возможности, например, надеть кольцо на пирамидку или поймать мяч.

Что делать?

Важно всегда помнить, что ребёнок капризничает не с целью навредить вам и окружающим. Просто у него отсутствуют необходимые навыки общения, из-за чего появляется трудность выразить свою независимость

Главная задача родителей в этот период – научить ребёнка необходимым навыкам коммуникации. А крики и ультиматумы, наоборот, покажут, что агрессия и есть приемлемое средство общения. Такая реакция родителей укрепляет и продлевает негативное поведение, а не помогает ребёнку расширить словарный запас, в котором он нуждается.

Как узнать, что ваш ребёнок столкнулся с кризисом 2-х лет?

  1. Истерики. Они могут начинаться лёгкими капризами и доходить до настоящей эмоциональной бури. Помимо слёз, ребёнок может начать применять силу и выражать агрессию: бить, пинать, кусаться, бросать вещи. Такие истерики могут казаться родителям постоянными и бесконечными. Но на самом деле приблизительно 75% истерик у детей от 18 до 60 месяцев длятся не более 5 минут. Капризы одинаково распространены и у мальчиков, и у девочек.

  2. Чрезмерное проявление самостоятельности. Каждый день ребёнок приобретает новые навыки и способности, которые хочет постоянно испытывать, демонстрировать и тренировать. Это часто приводит к тому, что он будет категорически возражать против помощи взрослых. Например, держать вас за руку, когда нужно перейти улицу. Также внезапно малыш может решить, что ему необходима ваша помощь даже в тех делах, которые ему удаются. Такая внезапная беспомощность говорит о том, что ребёнок хочет побыть рядом с вами.

  3. Перепады настроения. В возрасте двух лет ребёнок остро воспринимает все события, он легко разочаровывается даже в бытовых ситуациях. Например, когда мама приготовила манку вместо овсянки.

Как понять, что кризис 2-х лет затянулся или перерос в нечто большее?

Истерики и капризы в двухлетнем возрасте – нормальное явление, но если вы чувствуете, что поведение совсем вышло из-под контроля, лучше обратиться за профессиональной помощью.

Поведение ребёнка, которое может сказать о нарушениях:

  • не отзывается или не обращает внимания на других людей;

  • не поддерживает зрительный контакт;

  • очень агрессивный или конфликтный;

  • пытается причинить вред себе или другим;

  • истерики постоянно включают в себя удары руками, ногами, укусы или другие формы физического насилия по отношению к взрослым;

  • частые истерики: от 10 до 20 раз в день;

  • капризы, которые длятся более 25 минут;

  • ребёнок не способен успокоиться.

Поддержка и консультация специалистов никогда не повредит, а в случае проблемы, от них можно получить направление к врачам, которые помогут наладить взаимопонимание с вашим малышом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий