Играйте со страхами
Современные психологические подходы учат нас тому, что у любого страха есть функциональное начало. Страх нам для чего-то нужен. И идея избавления от него некоторым исследователям кажется содержащей элементы подавления и избегания.
Главная задача родителя — научить тревожного ребенка справляться со страхом, быть вместе с ним, выстроить с этим чувством новые и собственные отношения. Один из рабочих методов — поиграть со страхом. Например, предложите ребенку описать страшного персонажа из сна. Задайте ребенку вопрос: что чувствует монстр? Может быть, ему грустно и одиноко? Может быть, скучно? Может быть, чудовище просто устало? Тогда стоит отправить его в отпуск, нарисовать ему вкусняшки или друзей.
С детьми постарше можно попробовать поговорить о причинах появления страха и задать вопросы: когда появляется страх? О чем он хочет предупредить тебя? Может, он говорит, что тебе нужно порой быть внимательнее и осторожнее?
Наконец, один из действенных способов — драматическое проигрывание страхов. Предложите ребенку самому стать Бармалеем или Бабой-ягой, чудовищем из мультика или монстром, зомби, грабителем из книжки, который пугает.
Отдайтесь фантазии, будьте креативны. Перевоплощайтесь, раскрашивая лицо аквагримом или надев маску, наряжаясь в вещи, которые отсылают к страшному чудовищу.
Ребенку важно побыть на стороне того, кого все боятся. Пусть он рычит, кричит, пугает, проявляет агрессивность
Проигрывая свой страх, дети снижают степень собственной тревожности. Кстати, хорошими помощниками могут стать страшные игрушки. Их нелишне иметь дома для такого рода игр.
Родителям важно серьезно относиться к детским страхам
Обращайте внимание, когда и почему они возникают, насколько регулярно проявляются. Отличить разыгравшуюся фантазию или тревогу от галлюцинации не так просто
Поэтому, если замечаете, что детский страх стал хроническим и остро переживается ребенком, если ребенок внезапно стал бояться привычных вещей, например, любимой кошки или домашней черепашки, это сигнал, что следует обратиться к специалисту.
Иллюстрация: vecstock / freepik.com
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Почему дети боятся темноты?
Светлана Ройз
Страх темноты – это один из «возрастных страхов». Ребенок около 1,5–2 лет может ощущать тревогу в темноте. В возрасте 4–5 лет страх может проявляться сильнее, потом затихать.
Около 7 лет может быть «обострение». Ребенок перестает ходить по темному коридору, боится оставаться в комнате один, спать без ночника. Иногда дети боятся закрывать глазки, «потому что там темно».
После проявления страха темноты, буквально через три месяца – полгода ребенок может начать задавать вопросы о смерти (и нам важно к этим вопросам подготовиться). Это возраст активного развития фантазийной сферы
Время «гиперактивности» правого полушария мозга, которое различает «все сигналы», все видит, все слышит, а для анализа и объяснения ему еще не хватает функций левого полушария мозга.
Увиденные, «созданные кем-то» герои книг, мультфильмов могут становиться источником страха. Идеально, если в книжках для дошкольников страшные герои описываются, но явно не рисуются. Так ребенок, каждый раз читая книгу, по-разному представляет образ страшного героя, каждый раз его трансформирует, не фиксируясь на нем. А родители чередуют чтение книг с разглядыванием иллюстраций, с чтением, когда ребенок сам может фантазировать, какой мир и герои описываются в книге.
Как помочь ребенку победить страх и «превратить темноту в друга»?
Важно помнить, что ребенок боится не темноты, а того, ЧТО в ней. И нам важно конкретизировать – что же именно пугает, что может произойти самого плохого в темноте
Так мы постепенно «включаем» левое полушарие и нам легче понять природу страха и подобрать способ трансформации (в темноте кто-то может жить, кто-то может испугать, могут быть монстры и прочее).
Наша задача – пойти на территорию страха и превратить темноту в «инструмент» или друга. В этом нам может помочь:
Теневой театр.
Игра в темноте с фонариком (спрятать в небольшом неосвещенном помещении «сокровища» и в темноте искать).
Светить фонариком сквозь дуршлаг (на стене и потолке видно «звездное небо»).
Ангел-хранитель день-ночь (я покупала готовый у мастера, можно нарисовать или сделать из любого материала образ ангела-хранителя, которого бы можно было переворачивать разными сторонами – хранитель дня, хранитель ночи).
Спрей от монстров (защитные наклейки-рисунки) и пульверизатор с картинками. Можно поставить на тумбочке ребенка, чтобы он сам, приговаривая, например, волшебные слова: «Монстры, убегайте, меня не пугайте, я вас не боюсь!» – разбрызгивал волшебный спрей.
Сделать «Портрет монстра». Когда мы чего-то боимся, мы пытаемся от него дистанцироваться, когда мы позволяем себе изобразить что-то, мы входим в контакт и меняем «внутренний образ». Моя книжка-практикум «Путешествие Страшилки» во многом на этом построена.
Рисование на черной бумаге. Черная бумага – темнота. Можно рисовать белым маркером или восковыми мелками – уже само рисование на черной бумаге – чудесная терапия, можно наклеить глазки, «пугающие» в темноте, а потом представить, чьи они – ежика, зайчика, белки, котика.
Сделать ловушку для страшных снов или того, что может жить в темноте (сплести мандалу из ниток, нарисовать).
Из радиоконструктора сделать сигнализацию, защищающую от «страшил».
Сделать мобиль из существ, которые живут в темноте и могут стать «хранителями» (летучие мыши, совы)
Но важно их делать не из черной, а из цветной бумаги или фольги.
Сделать фонарики из бумаги и лед-свечей.
Играть в прятки.
С 3,5 лет дети часто играют в супергероев. Можно «превратить» ребенка в супергероя с той суперсилой, которая ему поможет в темноте
Например, нарисовать фломастером волшебную кнопку на ладошке или на руке, которая активизирует суперспособности – видения в темноте, в игрушечных магазинах есть «наборы для шпионов» с очками ночного видения.
В мультсериале «Тигренок Даниэль и его соседи» есть хорошая серия для трансформации страхов.
Проявление страхов, тревог, фантазий, истерик, болезней – совершенно естественная часть взросления детей. У самых лучших родителей дети болеют, иногда боятся и вредничают. Благодаря тому, что ребенку безопасно и надежно с нами развиваться, а также его опыту уважения и поддержки, некоторые «симптомы» будут проходить сами
Иногда важно сопровождение специалиста. Часто – мы сами можем стать таким «проводником» в путешествии на территорию страха для его трансформации
Добрых взрослений!
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Почему ребенок боится темноты
Не каждый ребенок мучается страхом темноты. Этому подвержены только дети с определенными свойствами. С раннего возраста они отличаются высокой эмоциональной возбудимостью. Могут быстро переключиться с веселого смеха на бурную истерику или надолго застрять в плаксивом настроении.
В любом случае такой ребенок — всегда фонтан эмоций, он бурно и драматически переживает даже то, что остальным кажется сущей мелочью. Причина в особом эмоциональном диапазоне, который задан таким детям. Он намного больше, чем у всех остальных людей, и требует особых условий развития, чтобы страхи и тревожность не мучили ребенка.
Что нужно знать, если ребенок боится темноты
Самый большой чувственный диапазон задан носителям зрительного вектора. В корне его лежит страх смерти, а еще точнее — страх быть съеденным (хищником или каннибалом).
Это древний бессознательный страх, он связан с эволюцией человечества и с теми опасностями, которые подстерегали людей на ранних этапах развития общества. Но и сегодня современный ребенок со зрительным вектором в своем психическом развитии повторяет этот путь, начиная с корневой эмоции — страха смерти. Само по себе это естественно и природно. Главное, чтобы малыш не застрял в страхах, а в достаточной мере развил свою чувственность.
Особую роль здесь играет темнота. Обладатели зрительного вектора имеют высокую чувствительность глазного анализатора. Их глаза отличают намного больше оттенков света и цвета, полутонов. Малыши с такими свойствами подмечают каждую травинку и песчинку, каждую мелочь, которую никто больше не углядит. Такие особенности позволяли зрительным людям в древности выполнять роль дневных охранников всей стаи. Они были способны заметить опасность намного раньше остальных.
Но в темноте даже особое зрение бессильно. И корневой страх смерти срабатывает у ребенка во всю мощь. Он ничего не видит ночью и испытывает неуправляемый страх: именно в темноте ему видится источник опасности.
Откажитесь от отрицательных посланий
Родители регулярно транслируют детям, что мир небезопасен. При этом создают у ребенка ощущение, что непредсказуемые и страшные вещи подстерегают буквально на каждом шагу: «далеко не уходи, заблудишься», «не лезь в воду, утонешь», «не бегай, упадешь», «не прыгай, ударишься», «к собаке не подходи, укусит», «не ешь грязное, отравишься», «не лезь в лужу, испачкаешься», «не трогай, обожжешься», «не отставай, украдут». Мало того, что подобные реплики влияют на повышение тревожности и способны породить у детей фобии. Это родительские послания с двойным дном.
Мама с папой вроде бы вкладывают в слова важное предостережение, которое должно обеспечить защиту, но ребенок слышит в них другое. «Лучше ничего не трогать, никуда не ходить, ничем не заниматься, ничем не интересоваться, потому что укусят, утонешь, упадешь, разобьешься, умрешь»
«Лучше ничего не трогать, никуда не ходить, ничем не заниматься, ничем не интересоваться, потому что укусят, утонешь, упадешь, разобьешься, умрешь».
Реплики взрослых ко всему прочему подчеркивают неспособность ребенка справляться с препятствиями самостоятельно, то есть в них заложено послание: «не действуй». В целом подобные фразы порождают в детях страх ошибиться, а значит, программируют на провал и поражение.
Отсюда вторая рекомендация. Откажитесь от отрицательного программирования. Не стоит лишний раз запугивать. Гораздо важнее дать понять ребенку, что мир в достаточной мере безопасен
Учите тому, как вести себя, чтобы не попасть в беду, правилам осторожности
Например, лучше сказать: «обрати внимание, лужа глубокая, а вода в ней грязная», «ты же помнишь, что собаки охраняют свою территорию от чужаков, мы для нее чужие», «чувствуешь, жар от огня», «видишь, какая крутая горка, ты помнишь, как тормозить на велосипеде»… Конкретные вопросы работают гораздо эффективнее, чем предостережения. Главное, они дают ощущение устойчивости, уверенности в своих силах и в целом в себе.
Не оставляйте со страхом наедине
Не отвергайте ребенка и не оставляйте наедине с его переживанием.
Иногда достаточно назвать чувства, чтобы нормализовать ситуацию: «Понимаю, ты испугался темноты. Одному в комнате тебе стало страшно». Простая фраза дает ребенку понимание, что рядом с ним человек, который осознает и принимает его чувства. Ребенку ничего не надо с собой делать. Он нормальный. И страх его нормален. Главное, вы закладываете камушек в фундамент развития эмоциональной осознанности.
Избегайте чрезмерного утешения. Иначе вы сами рискуете стать заложником собственной реакции
«Ага, родители уделяют мне чрезмерное внимание, когда я чего-то боюсь. О, даже готовы выполнить почти любую просьбу? Здорово! Буду пользоваться чаще», — считывает ребенок.
Не порождайте новые страхи запугиванием: «Будешь так себя вести, тебя заберет монстр». Не ставьте в пример других детей, которые ничего не боятся.
Гораздо продуктивнее рассказывать сказки о героях, которые чего-то сильно боялись, но справились со своим страхом.
Относитесь к страхам спокойно
Луиза Истомина
Страхи в детском возрасте — это естественная часть развития ребенка. В психологии даже существует классификация групп страхов и их соответствия определенному возрасту. Детские страхи напрямую связаны с началом самостоятельности и первыми открытиями ребенка о небезопасном для него мире.
Согласитесь, даже с точки зрения биологии, детям, в отличие от взрослых, приходится быть осторожнее. У них недостаточно опыта, знаний и в целом автономности. Главное, они физически беззащитны перед окружающим миром. Именно поэтому внутренние системы безопасности детей так чутки и чувствительны к угрозе. Дети трусливее и боязливее взрослых, и это нормально. Страх для человека — один из инструментов, с помощью которого сознание оценивает степень грозящей опасности с целью ее избежать. Первое, чего следует придерживаться взрослым: относиться к детским страхам спокойно.
Согласно принятой в психологии возрастной периодизации, в 6-7 лет у детей развивается самоощущение и самоосознание
Дети делают важное и страшное открытие — жизнь конечна. Следом возникает беспокойство о жизни и здоровье
Дети начинают бояться не просто потерять родителей, они опасаются, что родители умрут, исчезнут безвозвратно. Затем начинают понимать, что их тоже ждет смерть. Любые страхи, связанные с вредом здоровья — прямые. Ко второму типу страхов — опосредованному — относят боязнь глубины, высоты, темноты, чудовищ, врачей, наказаний, ограблений, различных катастроф и природных катаклизмов. Дети помладше остро боятся незнакомых громких звуков и животных.
Для младших школьников самым распространенным страхом становится страх темноты и засыпания в темной комнате, то есть страх неизвестности.
Страхи могут возникать у всех детей. Однако интенсивность и острота переживаний, станут ли страхи навязчивыми и необоснованными — сильно зависит от ряда факторов. Например, от того, насколько ребенок восприимчив к тревоге, как реагирует на переживания, может ли их выдерживать, как внешняя среда влияет на уровень тревожности и какие способы совладания с беспокойством диктует, наконец, каковы родительские послания.
Родители, следите за собой
Если вы сами чувствуете беспокойство, тревогу, если находитесь в состоянии напряжения и постоянной готовности к опасности, то ребенок будет впитывать и перенимать ваши реакции. В его сознании всегда работает простое правило: «Поступай, как родители! Мама волнуется, папа тревожится, значит, и мне стоит делать так же».
Рекомендация, которая опосредованно поможет вашему ребенку чувствовать себя увереннее и спокойнее, сводится к простой формуле: следите за собой
Обращайте внимание на собственное эмоциональное состояние. Работайте с ним
Разберитесь, почему вы беспокоитесь и отчего волнуетесь? Что вас пугает, в каких обстоятельствах и почему? Учитесь контролировать свои реакции и поведение, особенно в присутствии детей. Создавайте условия, которые позволят ребенку рядом с вами быть устойчивым. Как говорилось в одной популярной рекламе — «спокойная мама, спокойный малыш».
Ребенок боится темноты — что делать, если ничего не помогает?
Бывает, что ребенка никто и ничем не пугал, он много читает и разносторонне развит, но страх темноты все равно присутствует. Если вы сломали голову, что делать если ребенок боится темноты, но так и не находите ни одной видимой причины его состояний, то, скорее всего, дело в психологическом состоянии мамы.
Даже желая своим детям самого лучшего, мы не всегда способны это дать. Например, одинокая мама изо всех сил «пашет» на трех работах, чтобы прокормить ребенка и дать ему наилучшее образование. Еле живая доползает она вечером домой и просто уже не в силах дать ребенку необходимого наполнения чувством защищенности и безопасности, психологического комфорта.
Кроме того, зрительные дети легче других получают «эмоциональное заражение», то есть нахватываются негативных эмоций от других людей, поскольку сами — сверхэмоциональные от природы. От такого ребенка не скроешь ничего за внешним фасадом благополучия — он эмоционально очень восприимчив. Чувствует, когда мама раздражена, в депрессии или тревоге.
С другой стороны, мама — главный человек в жизни ребенка. Она способна восполнить даже тот ущерб, который ребенок может получить просто в процессе жизни. Мы ведь не можем закрыться в коконе и не взаимодействовать ни с кем, опасаясь травмировать ребенка.
Например, от смерти любимой бабушки не застрахован никто. Как ребенок адаптирует эту утрату? Упадет ли у него зрение, появятся ли страхи? Все зависит от состояния матери. Если мама обеспечивает ребенку гарантированное чувство защищенности и безопасности, то он преодолеет эту ситуацию без ущерба для своего здоровья и развития.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность решить любые задачи по воспитанию детей комплексно:
- На тренинге мама сама избавляется от любых плохих состояний и пережитых травм. Она способна максимально реализовать себя и в семье, и в обществе, удерживая любой стресс без потери психологического баланса.
- Тренинг дает полную картину врожденных психологических свойств и талантов ребенка (в этой статье кратко описан только один вектор из восьми возможных). Мама может получить детальный ответ на вопрос, что делать, если ребенок боится темноты или имеет другие страхи. Это самая действенная профилактика любых поведенческих и психологических расстройств у ребенка.
Вот что говорят мамы, которые уже получили результаты для себя и своих детей:
Когда ребенок боится темноты: возрастные особенности
До 3 лет ребенок еще полностью не осознает себя, поэтому страх темноты чаще всего проявляется как ночные истерики. Многое тут зависит от психологического состояния мамы: если она спокойна и не испытывает плохих состояний — малыш достаточно быстро успокаивается. До 3 лет у детей еще нет достаточного опыта зрительных представлений, фантазий, поэтому они редко могут объяснить, чего именно боятся.
После 3 лет ребенок уже отделяет себя от других, осознает, что он боится за свою жизнь. Если он успел набрать достаточно пугающих образов, то может объяснить, что боится монстров, скелетов, черную руку или других «страшилок», которых видел в мультиках, слышал о них в сказках или от других людей. На самом деле малыш просто придает своему бессознательному страху смерти определенную форму, пытается как-то «назвать его по имени».
В любом возрасте могут быть стрессовые факторы, которые провоцируют ночные страхи ребенка, фиксируют его в состоянии страха и даже наносят психологическую травму. Поговорим об этом подробнее.
Сохраняйте доверительные отношения
У каждого из нас есть базовые эмоциональные потребности. Одна из них — свободное выражение чувств. То, как будет развиваться личность ребенка, напрямую зависит от того, как, кем и в какой мере базовые эмоциональные потребности были удовлетворены. В детстве они удовлетворяются окружением, в первую очередь значимыми взрослыми.
Если ребенок приходит вечером со словами: «Мне страшно, у меня под кроватью чудовище», — первое, что должен понимать родитель: ребенок испуган.
Биохимический процесс — каскад химических реакций — уже запущен нервной системой. Это данность. Человек уже боится.
Часто родители, пытаясь утешить и успокоить, пытаются переубедить ребенка: «да все нормально, там никого нет». Кто-то высмеивает: «ну что ты как маленький ревешь», «тебе не стыдно каких-то привидений бояться». Кто-то угрожает: «хватит истерить, я тебя сейчас накажу». Только представьте, ребенку кажется, что под кроватью чудовище. С этим он приходит к главному человеку для себя, к авторитету и оплоту безопасности, опыту и знаниям которого он доверяет. А авторитетная фигура вдруг говорит, что чувства ложны, под кроватью ничего нет и бояться даже смешно.
Переубеждая и высмеивая, во-первых, родитель демонстрирует, как ребенку следует обходиться со своими переживаниями. Во-вторых, дает понять, что чувства ребенку изменяют. В-третьих, буквально запрещает плакать и бояться, то есть проявлять эмоции.
Подобное поведение взрослых приводит к нежелательным последствиям. Кто-то из детей становится скрытным. Такой ребенок уже не придет делиться с вами проблемами и чувствами, потому что перестал вам доверять. У кого-то страх превращается в хронический.
Самое неприятное последствие — деформация личности. Ребенок не научается доверять собственным чувствам и становится неуверенным в себе взрослым. Это напоминает старый анекдот:
— Аркаша, иди домой.
— Мама, я замерз?
— Нет, сынок, ты проголодался.
Привычка опираться не на свои чувства, а на чувства значимого взрослого порождает и неуверенность, и тревогу, и страх. Знаете, какой самый популярный запрос у взрослых клиентов? «Не понимаю своих чувств, нуждаюсь во внешнем подтверждении того, как я должен реагировать и что испытывать. Мне можно помочь?»
Что делать, если ребенок боится темноты: советы родителям
Избегать травмирующих для ребенка ситуаций необходимо. Но сам по себе страх темноты от этого никуда не уйдет. По мере того как малыш растет, растет и его диапазон чувственных переживаний, количество разных страхов может увеличиваться.
Единственный верный способ избавления от страхов — правильно развивать и направлять эмоциональную сферу ребенка. Достигается это чтением классической детской литературы на сопереживание и сострадание главным героям. Когда малыш переживает не за себя, а за другого — его чувственный диапазон направляется в сопереживание и страхи уходят.
Например, у Андерсена есть множество великолепных сказок на сопереживание: «Девочка со спичками», «Гадкий утенок», «Оловянный солдатик» и т. д. Богато хорошими сказками творчество русских и советских писателей: Бианки, Гайдара, Успенского, Заходера, Бажова. Развернутый список подходящей литературы можно найти здесь.
Совместное чтение такой литературы в кругу семьи способствует не только гармоничному развитию ребенка, но и созданию крепких семейных связей, душевного тепла между всеми членами семьи. Как только ребенок освоил навык самостоятельного чтения — привлекайте и его тоже читать вслух для остальных.
И пусть вас не пугает, если в результате чтения малыш рыдает взахлеб от сострадания героям. Это слезы, от которых его чувственность раскрывается, и ребенок получает сбалансированное внутреннее состояние.
По мере того как ребенок растет, направляйте его навык сопереживания и на реальных людей
Напомните ему, что важно позвонить и справиться о здоровье больного одноклассника. Проведать пожилую бабушку, помочь старенькой соседке
Факторы, влияющие на то, что ребенок боится темноты постоянно
Страшные сказки, особенно сказки, связанные со съедением персонажей (любые — от «Колобка» до «Трех поросят»). Поскольку природный страх в зрительном векторе — это именно страх быть съеденным, то чтение таких сказок может надолго зафиксировать ребенка в состоянии страха. В результате могут возникать и различные фобии, и тревожность, и, конечно, страх темноты.
Страшные мультики (оттуда ребенок черпает образы, в которых конкретизирует свой страх).
Любое запугивание фиксирует зрительного ребенка в состоянии страха. Даже если вы хотите оградить его от опасности, этот метод использовать нельзя. Ребенок необязательно будет бояться именно «чужого дядьки, который заберет», его ночные страхи могут потом иметь любую форму. Но главное, что страх как таковой останется, станет устойчивым.
Зафиксировать страх у ребенка могут похороны (нельзя брать туда маленьких зрительников). От этого ребенок получает комплексную травму: тут и особый «запах смерти», который он чувствует сильнее остальных, и яркие зрительные образы (венки, гроб), и тяжелые эмоциональные состояния взрослых (рыдающие родственники и т. д.).
Сильным стрессовым фактором для зрительного ребенка может стать обрыв эмоциональной связи со значимыми людьми и даже с домашним питомцем. Например, спровоцировать то, что ребенок боится темноты, может развод родителей. Или этот страх впервые появляется после смерти кого-то из близких, к кому ребенок был привязан всем сердцем. Даже гибель любимого хомячка или потеря горячо любимой игрушки может обернуться настоящей трагедией. В результате резкого обрыва эмоциональной связи страдает не только психологическое, но и физическое здоровье ребенка. Он реагирует своей самой чувствительной зоной: у него может существенно снижаться зрение.
Тяжелое психологическое состояние мамы может привести к тому, что ребенок утрачивает необходимое для развития чувство защищенности и безопасности. В результате страхи усиливаются
Причем здесь неважно, какое именно состояние возникло у мамы (возможно, у нее самой и нет никаких страхов, но она страдает депрессией, испытывает сильный стресс от развода и т. д.)
В любом случае ребенок со зрительным вектором, утрачивая чувство защищенности и безопасности от мамы, реагирует именно страхом.
Придайте ужасу форму
Можно использовать техники контейнирования и физикализации эмоций. Например, предложите ребенку нарисовать, вылепить, придать страху образ и форму, да даже просто проговорить. Такого рода овеществление страха позволяет на когнитивном уровне отделиться от предмета, вызывающего в ребенке ужас.
Можно спросить ребенка о том, что он хотел бы сделать со своим страхом. В классических психологических руководствах и методиках обычно предлагается утилизировать страх: «разорвать», «посадить за решетку», «утопить, то есть смыть водой»
Важно, чтобы это желание исходило от самого ребенка, а не от взрослого