Рассеянность дома
Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.
Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.
Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:
Время Действие
07:00 — 07:05 | Ребёнок просыпается |
07:05 — 07:20 | Зарядка, гигиена |
07:20 — 07:35 | Завтрак |
07:35 — 08:00 | Сборы в школу |
08:00 — 08:30 | Дорога в школу |
08:30 — 13:05 | Уроки |
13:05 — 13:30 | Дорога домой |
13:30 — 13:40 | Переодевание, гигиена |
13:40 — 14:00 | Обед |
14:00 — 16:00 | Свободное время, секции |
16:00 — 18:00 | Выполнение домашнего задания |
18:00 — 18:30 | Ужин |
18:30 — 20:00 | Свободное время |
20:00 — 21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 — 07:00 | Ночной сон |
Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.
Интересные упражнения
Чтобы развивать внимательность ребенка 8-10 лет, можно также воспользоваться специальными упражнениями.
Описание по памяти главного героя сказки, которую недавно прочитали. Нахождение всех отличий на двух похожих картинках. Для школьного возраста нужны яркие рисунки с обилием мелких деталей. Ребенок учится концентрироваться на нескольких вещах одновременно. Чтение слов задом наперед. Казалось бы, примитивное занятие, но это отличный тренажер для зрительной памяти. Разгадывание кроссвордов. Ребенок начинает проявлять больше усидчивости. Решая занимательные задания, малыш тренирует свою память. Мозг настраивается на будущее решение более сложных задач. Упражнение «Найди цвет». Суть — правильно назвать цвета, которыми написаны слова. Ребенок сосредотачивается на цвете шифра, а не на слове. Вся сложность в том, что они не соответствуют друг другу. Например, слово «зеленый» написано красным цветом, «фиолетовый» — черным. В общем перечни букв или цифр необходимо отыскать только какие-то определенные. Можно воспользоваться таблицами Шульте
Смотря на них, ребенок должен отыскать все числа по порядку, при этом как можно скорее переключая свое внимание. Повторение упражнений за взрослым
Игра в слова. Взрослый называет слово на определенную тематику. Ребенок его повторяет и добавляет свое. Так постепенно выстраивается длинная словесная цепочка. Задача игроков — не оборвать ее как можно дольше. Например: яблоко-банан-виноград-апельсин… (тема «Фрукты»). Срисовывание по клеточкам. Ребенку предлагают нарисовать фигуру, согласно образцу. Она может состоять как из разомкнутых фигур, так и из замкнутых. В ходе выполнения развивается не только концентрация внимания, но и мелкая моторика.
Как распознать нарушение концентрации внимания?
Ответьте себе на несколько вопросов:
1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?
2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?
3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?
4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?
5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?
6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?
Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.
Правильно организованный режим дня
Залог успешного обучения ребенка — это правильно организованный режим дня. Ребенку будет легче «влиться» в школьный процесс, если у него будет четкий режим труда и отдыха. Один из важнейших аспектов — сон. Младшеклассник должен спать ночью около десяти часов. Ни о какой сосредоточенности и продуктивности не может идти речь, если ребенок будет приходить на уроки сонным.
Факультативные занятия — это хорошо, но если в меру. Когда родители сразу после школы отводят малыша с одного факультатива на другой — пользы не будет. Ребенок не способен справиться с таким объемом информации и просто устанет. У малыша должно быть свободное время, когда он сможет отдохнуть.
Также для здорового развития ребенка ежедневно нужно устраивать прогулки на свежем воздухе, длительностью два-три часа. Кстати, прогулки могут включать и активные игры, например, с мячом
Вообще спортивные занятия очень эффективно повышают внимание и концентрацию. Поэтому малыша можно отдать на танцы или в спортивную секцию
Очень важно организовать рабочее место малыша дома
Очень важно организовать рабочее место малыша дома
Это может быть отдельная комната или собственный уголок в квартире
Очень важно организовать рабочее место малыша дома. Это может быть отдельная комната или собственный уголок в квартире
Здесь школьник будет выполнять свои задания, а также хранить все свои учебники и тетради
Также важно научить малыша содержать рабочее место в порядке. Желательно, чтобы ребенок каждый день делал домашнюю работу в одно и то же время
В дальнейшем этот принцип поможет ребенку быстрее включаться в процесс изучения школьных предметов
Здесь школьник будет выполнять свои задания, а также хранить все свои учебники и тетради
Также важно научить малыша содержать рабочее место в порядке. Желательно, чтобы ребенок каждый день делал домашнюю работу в одно и то же время. В дальнейшем этот принцип поможет ребенку быстрее включаться в процесс изучения школьных предметов
В дальнейшем этот принцип поможет ребенку быстрее включаться в процесс изучения школьных предметов.
Во время выполнения домашней работы ребенка ничего не должно отвлекать. Лучше выключить телевизор, члены семьи не должны громко разговаривать. Отсутствие внешних раздражителей поможет малышу лучше сконцентрироваться и быстро выполнить домашнюю работу.
7 советов родителям невнимательного ребенка
- Всячески поощряйте самостоятельность. Давайте малышу задания под его личную ответственность. Без вмешательства и подсказок родителей он быстрее научится быть собранным, концентрироваться на поставленных задачах.
- Создайте удобное, спокойное рабочее место. Уголок для занятий должен быть организован таким образом, чтобы настраивать на учебу, а не отвлекать от нее. Правильная организация учебного пространства — это отсутствие в зоне видимости игрушек, гаджетов, ярких плакатов, источников шума.
- Помогите оптимизировать обучение. Следите, чтобы ученик имел возможность отдохнуть после школы, чередовал умственную и физическую занятость, имел свободное время, которое мог бы тратить на свои увлечения, общение с друзьями, игры.
- Не перегибайте палку в учебных нагрузках и развитии. Как бы вам ни хотелось вырастить гения, нельзя забывать, что школьнику и без дополнительных занятий приходится много работать. Переутомление негативно сказывается не только на внимании, но и на других когнитивных способностях ребенка, усвоении материала.
- Чередуйте разные виды деятельности. Переключение внимания полезно для его тренировки. Особенно полезно такое средство в обучении гиперактивных учеников.
- Не критикуйте. Постоянные замечания по поводу невнимательности, рассеянности расстроят ребенка. Он начнет переживать, а от этого вообще не сможет сконцентрироваться.
- Развивайте интерес к занятиям. Ищите курсы, занятия, где используются неординарные методы преподавания. И помните, что лучший вид развивающей деятельности для детей — это игры.
Как можно помочь мозгу развиваться
Фото: pixabay.com
Развитие мозга, как и его созревание – процесс индивидуальный. Однако можно постараться ускорить этот процесс. Для этого нужно знать, при каких условиях происходит развитие мозга. Сюда входит:
- ощущение безопасности – если ребенок спокоен, то мозг открыт для получения новой информации и, соответственно, развивается. Однако если малыш постоянно находится в состоянии ожидания неприятностей, испытывает страх или стресс, то в этом случае мозг активирует особый режим, который можно охарактеризовать тремя словами: «бей», «беги», «замри». Естественно, что в этом случае ни о каком развитии речь идти не может;
- сильная привязанность – если в семье существуют доверительные отношения, ребенок растет, ощущая себя нужным и любимым, то он будет успешно развиваться;
- помогает мозгу получать больше информации и общение. Детям очень полезно, если с ними разговаривать, так они узнают новые слова и определения. Однако тут, как и во всем другом, нужно знать меру и понимать, что следует делать паузы;
- возможность игры. В играх идет познание мира, развивается воображение, он учится думать и размышлять, получает навыки взаимодействия в обществе.
Все эти факторы способствуют развитию различных навыков, которые помогут детям в будущем и могут стать основой для успешной учебы и ускорят созревание мозга.
Упражнения и игры для развития внимания у детей
Воспитание и развитие в ребенке внимательности – это серъезная и ответственная работа родителей. Приучайте детей к порядку. Дела и обязанности формируют собранность. Для того чтобы привить это качество понадобится время, усидчивость и терпение
Игры, развивающие память и внимание детей разного возраста, отличаются. Для того чтобы начать воспитывать внимание младенца понадобятся простые красочные игрушки, которые увлекут его
Покажите малышу яркую погремушку и начните водить ее из стороны в сторону, пусть малыш следит за ней и фокусирует свое внимание
Для того чтобы начать воспитывать внимание младенца понадобятся простые красочные игрушки, которые увлекут его. Покажите малышу яркую погремушку и начните водить ее из стороны в сторону, пусть малыш следит за ней и фокусирует свое внимание. Игра для развития внимания ребенка 3-х лет
Игра для развития внимания ребенка 3-х лет
Это простые, но очень эффективные занятия. Деревянные развивающие игрушки для детей, которые складываются в фигуры – отличный помощник в развитии внимательности и усидчивости.
Развитие внимание у детей 6 7 лет
Привить ребенку это качество в школьном возрасте намного сложнее. В первую очередь перед занятиями необходимо исключить все, что сможет отвлекать ребенка (телевизор, телефон, музыка, вид из окна). С ребенком такого возраста уже можно договориться
Психологи и педагоги советуют попросит ребенка, чтобы после того, как вы произнесете слово «внимание», он положил руки на стол и слушал вас
Внимание детей 4-5 лет и раннего школьного возраста можно развивать, используя игру «В гости в мультфильм». После просмотра мультфильма попросите ребенка рассказать как можно больше деталей из него, во что были одеты герои, что они ели, чем занимались. Путешествия с детьми – еще один метод развития детского внимания
Попросить ребенка рассказывать все интересное, что он видит за окном. Так развивается зрительное внимание у детей
Путешествия с детьми – еще один метод развития детского внимания. Попросить ребенка рассказывать все интересное, что он видит за окном
Так развивается зрительное внимание у детей
Если постоянно использовать игры и упражнения для развития внимания и усидчивости, то уже вскоре появятся первые результаты. Ребенок будет быстрее и легче запоминать, станет менее рассеянным, более собранным и самостоятельным.
Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен? Диагностируем проблему
Теперь нужно присмотреться, как именно проявляется детская невнимательность, поскольку внимание измеряется по нескольким параметрам:
- объем;
- концентрация;
- устойчивость;
- распределение.
Объем — это способность удерживать в зоне внимания одновременно несколько объектов. Для дошкольника 5-7 лет нормально замечать 3-5 предметов. В старшем возрасте объем внимания развивается до 7 объектов. Определить объем несложно: разложите на столе перед малышом несколько игрушек (карточек с картинками, цифрами, других вещей). Предложите внимательно посмотреть на них нескольких секунд, а затем накройте эти предметы. Объем внимания ребенка будет соответствовать количеству названных вещей со стола.
Концентрация — способность целиком сосредоточиться на занятии (объекте), не обращая внимания на отвлекающие факторы. Например, школьник не успел сделать письменную работу на уроке, но спокойно продолжает писать, когда другие ученики уже перешли к устным занятиям. Уровень концентрации в норме
Если же ребенок из-за каждой мелочи теряет мысль, отвлекается, начинает делать ошибки, у него есть проблемы с вниманием
Устойчивость — еще один критерий, связанный с концентрацией на объекте/занятии. Но устойчивость внимания измеряется тем, сколько времени ученик способен заниматься делом, сосредоточенно исследовать предмет изучения
Это важное качество, которое помогает детям продуктивно работать на уроках. Без него ребенку невозможно усидеть на месте, трудно решить сложную задачу или довести до конца хоть какое-то дело
Распределение — способность полноценно уделять внимание одновременно нескольким занятиям/объектам. Умение направить свое внимание на выполнение сразу двух-трех дел называется многозадачностью. Эта способность имеет большую ценность для обучения и решения сложных задач
Неспособность к распределению внимания усложняет для ребенка даже простые задачи
Эта способность имеет большую ценность для обучения и решения сложных задач. Неспособность к распределению внимания усложняет для ребенка даже простые задачи.
Зачем развиваем внимание
Внимание – один их познавательных процессов, который является обязательным для формирования учебных навыков. Вместе с мышлением, памятью и воображением внимание помогает эффективно усваивать школьную программу. Многочисленные исследования педагогов и психологов установили, что если ученик еще в младших классах не овладевает всеми приемами мыслительной работы, в средних классах он пополняет ряды неуспевающих
Многочисленные исследования педагогов и психологов установили, что если ученик еще в младших классах не овладевает всеми приемами мыслительной работы, в средних классах он пополняет ряды неуспевающих.
Обычно психологи при тестировании перед поступлением в школу определяют развитость когнитивных процессов у будущих первоклассников
Однако родители могут распознать неразвитое внимание у ребенка, просто понаблюдав за ним. К примеру, если малыш часто допускает нелепые ошибки при выполнении домашних заданий, с трудом находит собственные промахи, постоянно отвлекается при разговоре – нужно позаботиться о том, чтобы исправить положение. Надо знать, что внимание – это умение сосредоточиться на каком-то явлении или объекте
Оно помогает усваивать информацию, выделять из нее важную
Надо знать, что внимание – это умение сосредоточиться на каком-то явлении или объекте. Оно помогает усваивать информацию, выделять из нее важную. Никогда не бывает, что внимание не развито вообще, потому что оно имеет несколько свойств: устойчивость, концентрацию, переключение, объем и распределение
У ребенка могут быть одни свойства хорошо развиты, другие не очень, а некоторые и вовсе не выработаны
Никогда не бывает, что внимание не развито вообще, потому что оно имеет несколько свойств: устойчивость, концентрацию, переключение, объем и распределение. У ребенка могут быть одни свойства хорошо развиты, другие не очень, а некоторые и вовсе не выработаны
Бывает произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание – это кратковременная сосредоточенность на ярких предметах и звуках. Произвольное внимание требует волевого усилия
А вот послепроизвольное появляется после того как человек заинтересуется информацией. Развивать произвольное внимание не поздно в любом возрасте. Для этого существуют упражнения и увлекательные игры
Произвольное внимание требует волевого усилия. А вот послепроизвольное появляется после того как человек заинтересуется информацией
Развивать произвольное внимание не поздно в любом возрасте. Для этого существуют упражнения и увлекательные игры.
Игры на развитие внимания
1. Концентрация внимания
«Найди треугольник». Нарисуйте на листе в клетку в произвольном порядке контуры множества различных геометрических фигур. Предложите ребенку найти все треугольники и закрасить их.
Игру можно усложнить: перед выполнением задания предложите порядок поиска различных фигур, сначала все треугольники найти и закрасить желтым карандашом, затем все овалы – синим цветом, далее прямоугольники – зеленым карандашом, круги – красным, квадраты – коричневым.
2. Распределение внимания
Дайте ребенку сразу два задания – лепить шары, после каждого слепленного предмета перекладывать одну пуговицу из коробки в шкатулку.
Попросите маршировать по периметру комнаты – на каждом повороте топать ногой.
3. Переключение внимания
Как развить внимательность у ребенка? Играть, играть и еще раз играть!
Используйте любую иллюстрацию детской книги. Например, репка. Предложите ребенку положить на каждого персонажа определенные геометрические фигуры: на деда квадрат, бабку — прямоугольник, внучку – треугольник, собаку-круг, кошку – овал, мышку – трапецию.
В следующий раз измените задание – используйте объемные фигуры, иллюстрации природы. Фантазируйте. Предложите придумать аналогичные игры ребенку
Это заставит думать, мыслить, вспоминать и переключать внимание, отыскивая в комнате подходящие предметы
4. Устойчивость внимания
Пазлы, конструкторы, лабиринты различной сложности помогают удерживать внимание длительное время. Хорошо тренируют устойчивость внимания рисование по клеточкам, срисовки силуэтных изображений животных, растений, мультяшных героев, автомобилей
Хорошо тренируют устойчивость внимания рисование по клеточкам, срисовки силуэтных изображений животных, растений, мультяшных героев, автомобилей.
5 Объем внимания
Разложите на столе материалы для конструктивной деятельности, например, пластилин, краски, альбом, цветную бумагу, ножницы, карандаши, ластик. Пусть ребенок закроет глаза, уберите один предмет, спросите что изменилось, затем снова пусть закроет глаза – поменяйте принадлежности местами. Для поддержания интереса в следующий раз возьмите любые другие предметы.
https://youtube.com/watch?v=G6qxlmAlU9M%3F
Виды внимания
Внимание — избирательная направленность восприятия на определенные объекты. Это особое состояние, при котором ребенок или взрослый способны сосредоточить познавательные процессы на конкретных предметах
Существуют различные классификации внимания. Наиболее традиционной из них является по признаку произвольности:
Непроизвольное внимание. Не требует от объекта каких-либо усилий, а привлекается сильным раздражителем
Основная функция — моментальная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды. Также такой вид внимания называют эмоциональным или пассивным.
Произвольное внимание. Свойственно только для человека и характеризуется волевыми усилиями. Данный вид называют активным или волевым вниманием. Возникает в тех ситуациях, когда человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно прорабатывает для этого алгоритм действий. Основная функция — активное регулирование психических процессов. Произвольное внимание тесно связано с волей.
Послепроизвольное внимание. Обнаруживается в тех ситуациях, когда человек обо всем забывает и с головой погружается в работу. Волевая направленность сочетается с благоприятными условиями деятельности. Внимание связано с сознательной целью и поддерживается сознательным интересом.
Правило пятое
Осознанно контролировать переключение внимания.
Очень часто бывает невозможно создать в условиях квартиры или дома библиотечные условия, где царила бы тишина и спокойствие
Внешние факторы, не зависящие от ученика и его родителя, такие как звуки с улицы, от соседей, могут и будут непроизвольно отвлекать внимание от концентрации на предмете. Да и не всегда, тем более в начале, получается не думать ни о чем, кроме занятия. В этих случаях поможет только сознательный самоконтроль самого ребенка
Необходимо, чтобы он понимал самостоятельно, что мысль уходит в другое направление, приложил волевое усилие к возврату ее на то место, где произошло «отключение». Этот навык придет не сразу, для этого нужно потрудиться, но с каждым разом общая устойчивость внимания будет становиться все выше и сильнее
В этих случаях поможет только сознательный самоконтроль самого ребенка. Необходимо, чтобы он понимал самостоятельно, что мысль уходит в другое направление, приложил волевое усилие к возврату ее на то место, где произошло «отключение». Этот навык придет не сразу, для этого нужно потрудиться, но с каждым разом общая устойчивость внимания будет становиться все выше и сильнее.
Что такое внимание?
Внимание — это свойство ума, которое имеет несколько граней:
Концентрация отражает способность сфокусировать внимание на конкретном занятии, несмотря на наличие отвлекающих обстоятельств. Пример — решение задач в классе, где присутствует еще 20 других учеников
Если ученика сбивает с мысли любой шорох, то нужно работать над развитием концентрации
Если ученика сбивает с мысли любой шорох, то нужно работать над развитием концентрации.
Объем — показатель того, сколько разных предметов ребенок может удерживать одновременно в фокусе своего внимания. Норма для малышей 5-7 лет — 3-5 объектов, для школьников постарше — до 7 вещей.
Устойчивость — как долго может ученик быть сосредоточенным на одной задаче. Именно это качество помогает в выполнении сложных трудоемких заданий, доведении дел до логического завершения (в работе на результат).
Распределение внимания — это многозадачность, одновременная работа ума в двух-трех разных направлениях. Очень ценный навык как в учебе, так и в решении текущих жизненных задач. Помогает преодолеть любые трудности, найти выход из сложной ситуации.
Основные ошибки родителей
Теперь кратко коснёмся других ошибок, которые родители делают, пытаясь исправить рассеянность своего чада.
Что нельзя делать:
- ругать за невнимательность нельзя;
- насмешки – это оскорбление ребенка, особенно прилюдные;
- нельзя сравнивать вашего и «хорошего» ребёнка – так вы утверждаете, что ваш плохой;
- самостоятельно делать то, что может выполнить малыш – это провоцирует его нестарательность, инфантильность;
- заставлять малыша помногу раз (для запоминания) переделывать работу.
Ставить в вину маленькому ребёнку свои собственные промахи в воспитании нечестно. Дорогие родители, постарайтесь принять, что рассеянность внимания малыша, если она не вызвана болезнью, это ваше упущение.
Только работая вместе, вы исправите ситуацию, но нужно относиться друг к другу с уважением.
Что такое усидчивость и зачем ее развивать?
Усидчивость – это способность сосредотачиваться на определенном виде деятельности в течении нужного времени
Это очень важное качество для любого человека, и оно отнюдь не дается при рождении. Усидчивость нужно развивать. Без нее воспитать ответственную и дисциплинированную личность невозможно
Без нее воспитать ответственную и дисциплинированную личность невозможно.
Первые проблемы начинают проявляться уже в начале учебы в школе – неусидчивый ребенок не в состоянии сконцентрировать свое внимание на протяжении всего урока, и естественно учиться ему трудно. По этой причине развитием усидчивости надо начинать заниматься в раннем дошкольном возрасте, тем более, что привить данные качества быстро не получится ни у кого – это процесс длительный и постепенный. Таким образом, собираясь развивать усидчивость у ребенка, нужно отталкиваться от его возраста, а также темперамента и скорости реакции
Дети-меланхолики могут более продолжительное время оставаться на месте и выполнять монотонные действия, а вот холерикам это делать сложнее, поэтому развивать у них усидчивость нужно по-другому
Таким образом, собираясь развивать усидчивость у ребенка, нужно отталкиваться от его возраста, а также темперамента и скорости реакции. Дети-меланхолики могут более продолжительное время оставаться на месте и выполнять монотонные действия, а вот холерикам это делать сложнее, поэтому развивать у них усидчивость нужно по-другому.
Если родители замечают, что их ребенок не может длительное время заниматься одним и тем же, он часто бросает незаконченными начатые дела, все время отвлекается и переключается на другие занятия – его стоит показать неврологу или психологу
Данное поведение зачастую наблюдается при СДВГ, а гиперактивные дети практически всегда имеют проблемы с вниманием и усидчивостью
Причины неусидчивости:
- Незрелость нервной системы — кара головного мозга, стволовые клетки, нервные волокна находятся в той стадии своего развития, когда длительные занятия невозможны.
- Аномалии развития — синдром гиперактивности и дефицита внимания, аутизм, дислексия, задержка речевого развития, дисграфия.
- Депрессия — это состояние ребенка можно распознать по страхам, повышенной тревожности, капризам.
- Неправильное питание — для нормальной работы мозга ребенку банально не хватает витаминов и микроэлементов.
- Отсутствие познавательной мотивации — ребенку просто неинтересно выполнять какие-либо задания.
- Педагогическая запущенность – если родители не занимаются со своим ребенком с первого года жизни, его мозг не сможет развиться для учебы к школьному возрасту. Телевизор и мультики не могут развивать мозг, напротив, это негативно отражается на нервной системе ребенка.
Внимание – как основа развития ребенка
Часто родители допускают одну и ту же ошибку – ожидают, что школа научит их чадо всему необходимому, а также воспитает полезные качества. Они не понимают, что такое отношение становится причиной серьезного стресса у детей. Из состояния детсадовца или домашнего любимца, малыши неожиданно становятся учениками, к ним начинают предъявлять суровые требования
Рассеянное внимание у ребенка – лишь одно из потенциальных негативных последствий такого подхода. Не совсем логично требовать идеального поведения в течение урока и четкого выполнения инструкций от маленького человечка, который никогда с этим не сталкивался. Рассеянный ученик зачастую испытывает такие трудности:
Рассеянный ученик зачастую испытывает такие трудности:
- задержка развития познавательных процессов – мышление, память, воображение;
- негативное отношение к необходимости учиться – результатом становится низкая успеваемость;
- отсутствие успехов в видах деятельности, не связанных напрямую с освоением школьной программы;
- допущение грубых ошибок и невозможность их найти, что становится причиной насмешек и осложняет положение ребенка в социуме;
- буквальное игнорирование увиденного и услышанного, приводящее к невозможности запоминать важную информацию, объем которой со временем только увеличивается.
Дети лучше усваивают учебный материал, если они достаточно сосредоточены и усидчивы.
По статистике, невнимательный ребенок чаще всего оказывается выходцем из семьи, в которой у него не было хотя бы номинальных обязанностей. Также в группу риска попадают дети, не посещавшие по состоянию здоровья или убеждениям родителей детский сад.
Практически невозможно безболезненно научить ребенка усидчивости, если он в течение 6-7 лет был предоставлен сам себе. Не стоит надеяться, что школа все это исправит – если за дело возьмутся родители и близкие, положительные результаты будут более очевидными.
Как повысить внимательность у ребенка
- Повторение инструкции: когда вы дали инструкцию ребенку, попросите его повторить её, чтобы убедиться, что он услышал / понял то, что от него ожидается.
Сенсорная интеграционная терапия: устраняет проблемы с вниманием, которые имеют сенсорную природу
- Взгляд глаза в глаза: подойдите к ребенку ближе, чтобы он мог слышать вас и видеть ваше лицо; спуститесь до его уровня.
- Простой язык: используйте ясный, конкретный язык, когда делаете запросы, и, при необходимости, показывайте, что вы от него хотите.
Уменьшите фоновый шум и отвлекающие факторы, чтобы помочь ребенку удерживать внимание достаточно долго и усвоить информацию, необходимую для выполнения задания
- Развивайте восприимчивость речи (т.е. понимание сказанного), чтобы он лучше понимал ожидания и информацию и, следовательно, мог лучше реагировать на услышанное.
Занятия, помогающие развить внимательность у школьника
Научить ребенка быть внимательным и собранным можно через разные виды деятельности и специальные занятия. Приведём лишь некоторые примеры.
Сенсорная деятельность, такая как:
- полосы препятствий, требующие выполнения физических задач,
- прогулки с животными,
- прыжки на батуте,
- езда на велосипеде и самокате,
- махи (вперед и назад, из стороны в сторону, поворотные),
- тактильные игрушки.
Дискретные навыки: действия, которые имеют определенную начальную и конечную точки, такие как головоломки, строительные задания, лабиринты и рисование по точкам.
Узконаправленные задачи: действия, которые очень специфичны и требуют очень целенаправленного внимания, такие как сортировка, организация и категоризация действий (например, карточные игры, такие как Uno или Memory).
Визуальные расписания позволяют ребенку увидеть и понять, что будет дальше. Расписания также помогают людям организоваться, планировать наперед и, таким образом, более эффективно привлекать внимание, поскольку они знают, что приближается завершение. Таймеры (в идеале визуальные) помогают с переходами, поскольку они сообщают ребенку, как долго и когда ему придется выполнять какое-либо действие. Таймеры позволяют предупредить ребенка о приближении задачи или требования. Таймеры (в идеале визуальные) помогают с переходами, поскольку они сообщают ребенку, как долго и когда ему придется выполнять какое-либо действие. Таймеры позволяют предупредить ребенка о приближении задачи или требования
Таймеры (в идеале визуальные) помогают с переходами, поскольку они сообщают ребенку, как долго и когда ему придется выполнять какое-либо действие. Таймеры позволяют предупредить ребенка о приближении задачи или требования.
Обработка слуха: постепенно увеличивайте количество отвлекающих факторов, пока ребенок выполняет задание. Начните с выполнения задания в тишине, затем введите «белый шум» (например, помехи по радио), затем классическую музыку, затем передачу по радио и, наконец, ведите разговор с собеседником в комнате.
Почему концентрироваться всё сложнее
Мы способны создавать сложные идеи только из тех фактов и опыта, которые хранятся в долгосрочной памяти. При переносе информации из краткосрочной памяти в долгосрочную может образоваться брешь: любое отвлечение может привести к потере информации, так как краткосрочная память неустойчива.
Карр утверждает, каждый раз, когда мы отвлекаемся, мозг «перезагружается», затрачивая на это избыточные ресурсы
Онлайн‑пространство способствует этому, так как по структуре своей прерывисто: оно наполнено гипертекстами, уведомлениями и визуальными материалами, которые постоянно борются за внимание пользователя и способствуют отвлечению
Упражнения для развития внимательности и усидчивости
Если вышеуказанные меры не помогли, то придется подключить дополнительные инструменты для развития внимания. Это могут быть специальные упражнения:
- Играть с ребенком в игру, которая позволяет сохранять и угадывать позу. Для этого ему нужно замереть в определенном положении, а взрослый будет угадывать, кого изображает малыш.
- Часто детям мешает сосредоточиться их привычка постоянно болтать ни о чем. Болтунам будет полезно поиграть в обычную молчанку.
- Для развития внимания нужно научиться удерживать свой взгляд на определённом объекте. Поможет игра «Дартс», набрасывание колец на палочки, поход в детский тир. Более старшим детям, которые понимают правила техники безопасности, можно доверить вышивание или выжигание по дереву.
- Поиграть в путаницу. Например, показывать ребенку картинки с животными и нарочно неправильно их называть. Ребенок должен быстро исправлять ошибки взрослого.
- Взять мелкие предметы типа карандашей, пуговиц, маленьких игрушек, фишек. Их нужно разложить в определенном порядке и дать ребенку задание запомнить последовательность. Потом малыш отворачивается, а взрослый меняет местами некоторые объекты. Задача ребенка – вернуть их на места. Постепенно нужно увеличивать количество задействованных объектов, усложнять задачу.
От чего зависит развитие внимания
Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.
Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.