Избегайте их, и процесс пойдет более гладко, легко и быстро!
- Не спешите. Не торопите чадо — «ешь быстрее», «мне еще посуду мыть» и прочими фразами. Во-первых, есть быстро — вредно, а во-вторых, процесс приема пищи — это еще общение с мамой.
- Не сбивайтесь с курса. Если начали приучать к ложке/чашке — так и продолжайте. Не позволяйте себе сбиться с курса из-за нехватки времени, лени и пр. Это касается всех членов семьи.
- Не заставляйте чадо брать ложку, если он не хочет ее брать, не хочет есть, болен.
- Не ругайтесь, если кроха чересчур перепачкался, измазал кашей все вокруг, включая собаку, а новая футболочка заляпана так, что стирке не поддается. Это временно, это придется пережить. Стелите клеенку, уберите ковер с пола, надевайте на кроху одежду, которую не жалко испачкать соками и супом. Но ни в коем случае не показывайте малышу своего раздражения — он может испугаться, и процесс обучения застопорится.
- Не включайте телевизор во время обеда. Мультики и передачи отвлекают от того процесса, на котором ребенок должен полностью сосредоточиться.
- Не накладывайте малышу порцию, которая его испугает своим объемом. Кладите по чуть-чуть. Лучше положить добавку, когда ребенок попросит.
- Не потакайте капризам. Конечно, начинать лучше с пищи, которую кроха любит, но впоследствии не поддавайтесь на «шантаж». Если малыш, который уже научился работать ложкой, отказывается от каши и требует «десерт» в обмен на то, что он будет есть сам, просто убирайте тарелку — он не голоден.
- Не заставляйте кроху съедать все полностью. Несмотря на установленные возрастные «нормы», каждый ребенок сам знает, когда он наелся. Переедание ни к чему хорошему не ведет.
- Не меняйте правил питания. Как вы питаетесь дома, так и питайтесь и в гостях, поездке, у бабушки и пр. Если в гостях разрешают кушать, когда придется, и что придется, то почему дома должно быть по-другому? Если дома «локти на столе» и вытертый о скатерть рот — норма, то почему в гостях нельзя также? Будьте постоянны в своих требованиях.
Ну, и главное — не паникуйте, если процесс затягивается. Рано или поздно малыш все равно освоит этот сложный столовый прибор.
По-другому и быть не может.
Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье!
Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим опытом приучения ребенка к самостоятельному приему пищи.
Выбираем ложку, тарелку, слюнявчик
Если пищевой интерес со стороны крохи продемонстрирован, пора отправляться за принадлежностями для первого прикорма. Традиционно это ложка и тарелка. Правда, и без слюнявчика не обойтись. Он сэкономит маме время и нервы. Как их выбрать? Оказывается, это целая наука.
Ложка
Чтобы сэкономить, бабушки настаивают на кормлении ребенка чайной ложечкой. Правы ли они? Нет, и это станет очевидным после первых же посиделок за столом. Первый прикорм называют самым тяжелым и непродуктивным, во всяком случае, для малыша. Судите сами, ему дали приспособление, которое хочется изучить, прежде чем попасть им себе в рот. В таких условиях вся еда, которая и попадает на него, впоследствии падает на пол, на вещи грудничка и… прибавляет маме работы.
А ведь от нее можно было бы избавиться, купив первые ложечки для грудничков. Они неглубокие, а порой даже практически плоские. Знаете почему? Чтобы смесь, которую ими пытаются донести до рта, меньше пачкала все вокруг. В конце концов, в этом возрасте предлагают преимущественно пюрешки, а они отлично липнут и к плоской поверхности, чем и избавляют от стрессов, ненужного труда.
Предъявляются к этому столовому прибору и другие требования, в том числе удобство. Для малыша – это, в первую очередь, размер
Обратите внимание, что ложки и вилки для детей продаются в упаковках с надписями о том, для какого возраста они рекомендуются. Самые маленькие – для деток с 4 месяцев
Начинать можно с них, но если ребенок совсем не может совладать с подобным предметом, есть смысл «перепрыгнуть».
Ложки для деток в возрасте 1 – 1,5 года выпускаются с немного изогнутой ручкой, где круглая часть (на ней лежит еда) и удлиненная (за нее мы держим) находятся в одной плоскости. По сути, это прототип взрослой ложки, и он невероятно удобен. У ложек для деток помладше ручка выгнута вверх. Это сделано специально для того, чтобы облегчить работу маме (считается, что она сама будет до года ею кормить).
Детям такими ложками есть обычно неудобно, но нельзя забывать о том, что все они разные. Именно поэтому нужно пробовать разные варианты. Быть может, именно Вашему малышу немного непрактичный придется по вкусу.
Кстати, выбирая ложки, обратите внимание на термо-приборы из силикона. Если на них попадает слишком горячая еда, они меняют цвет, сигнализируя об этом
Заслуживают внимания и модели с прорезиненными ручками – они не выскальзывают из неумелых ручек.
К слову на первых порах нужно иметь хотя бы две ложки. Одну – для ребенка, вторую для мамы – чтобы процесс шел быстрее. И это без учета дополнительных приборов на смену падающим.
Тарелка
Тарелочки для первого прикорма делают из пищевого пластика. И пусть материал критикуют за неэкологичность, он выигрывает у стекла, фарфора и металла хотя бы тем, что не бьется при падении и не нагревается.
Основные требования, которые к ним выдвигаются:
- удобство – порции для первого прикорма маленькие, поэтому и тарелки должны быть неглубокими (с них удобнее будет есть);
- устойчивость – рассмотрите варианты с прорезиненным дном, обеспечивающим противоскользящий эффект (думаю, почему, рассказывать не стоит);
- привлекательный внешний вид – тут, как говорится, на любителя, но на форумах мамы пишут, что их дети охотнее ели из посуды, которая им самим приглянулась в магазине.
В конце концов, именно поэтому в продаже есть варианты в голубом цвете для мальчиков, и в розовом – для девочек.
Слюнявчик
Больше всего на рынке – махровых. Они мягкие, красивые, но не практичные, так как защищают только от еды, но не от воды. Другое дело – слюнявчики с подкладом из клеенки или из плащевки. Есть модели, которые закрывают не только грудь, но и руки, шею. Также разработаны слюнявчики с карманчиком. Их преимущество – в том, что как раз в него и собирается жидкость, оставляя все вокруг сухим.
Какой выбрать – дело вкуса. Причем не только Вашего, но и малыша. Есть дети, которые напрочь отказываются надевать неугодные им одежки.
Когда можно учить ребенка кушать самостоятельно?
Пожалуй, в первую очередь каждый малыш тренируется пользоваться ложкой. Причем обращение с ложкой для него будет весьма серьезным делом – в первое время ему обязательно потребуется помощь кого-то из взрослых.
Когда, и главное, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, каждый родитель решает для себя сам. Если одним свойственна чрезмерная опека, то другим предлагается достаточная свобода в освоении новых навыков. Причем, в том случае, когда родители не ограничивают стремление своего чада к самостоятельности, у детей обычно быстрее получается освоить эту непростую задачу.
Так или иначе, родителям потребуется терпение, чтобы научить ребенка 2 лет кушать самостоятельно. Нужно быть готовым к тому, что на кормление будет уходить достаточно много времени. При этом ребенок будет пачкать себя, а также те предметы, которые его окружают. Здесь главное, вдруг, для собственного спокойствия и экономии времени, не начинать вновь кормить ребенка с ложки.
Все дети разные, поэтому и освоение навыка использования ложки будет приходить постепенно, ко всем в разное время. Обычно, уже к полутора годам дети без особого труда учатся самостоятельно кушать.
Для облегчения процесса детские психологи рекомендуют предлагать крохе ложку уже с того возраста, как он начнет уверенно сидеть, то есть, начиная с 7-8-месячного возраста. В это же время малыш может самостоятельно кушать печенье. Такая тренировка просто необходима, ведь поедая хлеб или печенье, ребенок впервые тренируется брать пищу, и класть ее к себе в рот. Только когда этот навык будет освоен, можно переходить к использованию ложки.
Что делать, если ребенок отказывается есть сам?
Дети бывают разные. Многие тянутся к ложке, воспринимая ее как очередную игрушку. Есть и такие, которые наотрез отказываются брать в руки столовые приборы. В любом случае нельзя принуждать малыша есть самому. Родительское давление приведет к тому, что у малыша сформируется негативное отношение к приему пищи.
Если ребенку уже исполнился год, а он все еще отказывается взять ложку, попробуйте пойти на хитрость:
- Покормите ребенка сами, дайте ребенку расслабиться, а через пару дней повторите попытку.
- Попросите братьев или сестер малыша показать ему, как они ловко орудуют ложками.
- Организуйте детский праздник — в компании друзей ребенок сможет отработать навыки.
Ошибки родителей, или как не надо учить ребенка есть ложкой
Учить малыша кушать самостоятельно сложно, и вначале многие родители допускают ошибки. Используйте опыт других мам и пап — и вы существенно ускорите и облегчите воспитательный процесс.
Не торопите ребенка, когда он ест. Фразы наподобие «жуй быстрее, мне нужно мыть посуду» должны пропасть из вашего лексикона
Еду важно тщательно разжевывать, чтобы она хорошо переварилась, а для этого требуется время. Кроме того, сам прием пищи — это прекрасная возможность маме пообщаться с малышом, подарить ему свою заботу. Не прерывайте обучение
Не прерывайте обучение
Если вы начали учить свое чадо пользовать ложкой, продолжайте гнуть свою линию. Не поддавайтесь лени, не ищите отговорки. Объясните всем членам семьи, что отныне малыш будет кушать без их помощи.
Не заставляйте ребенка брать ложку. Если он сыт, болен или просто капризничает, оставьте малыша в покое. Урок по самостоятельности всегда можно перенести.
Не ругайте малыша за то, что он испачкался едой, даже если он баловался. Это временные трудности, ведь скоро кроха научится есть, как взрослые. Ваша агрессия напугает ребенка, и у него пропадет вся мотивация на обучение.
Не позволяйте включать телевизор во время еды. Мультфильмы и любые передачи отвлекают малыша, а ведь ему нужна концентрация, чтобы научиться пользоваться ложкой.
Не накладывайте в тарелку огромную порцию. Лучше дайте ребенку меньше каши, а потом положите добавку, если он попросит.
Не поддавайтесь на детский шантаж. Малыши пытаются управлять своими родителями с помощью капризов. Так, ребенок, который уже прекрасно орудует ложкой и вилкой, может заявить, что будет есть сам только котлету, но не суп. Это значит, что малыш не голоден, поэтому смело убирайте тарелку.
Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он ест столько, сколько нужно его организму для нормальной работы. Если ваш малыш отодвинул тарелку — значит, он сыт, пусть там и осталась треть порции.
Не используйте двойные стандарты. Если в поездке вы разрешаете ребенку сладкое на обед вместо супа, то дома должно быть точно так же. Если на своей кухне вы закрываете глаза на то, что малыш вытирает испачканное лицо о скатерть, не делайте ему замечаний и в гостях.
Кормление с ложки и речь
Что такое кормление с ложки? Всего лишь открыл, прожевал, закрыл. Но оказывается, что сенсорно-моторная система участвует в в процессе кормить с ложки. Приведем несколько примеров преимущества правильного кормления с ложки.
1. Когда ложка подается в рот в прямом / поступательном движении, ребенок должен использовать мышцы губ, чтобы очистить ложку от пищи. Это те же мышцы, которые используются для создания звуков «М», «П», «Б».
2. Предложение ложки прямо облегчит округление губ. Округление губ помогает издавать звуки «О», «У», «А».
3. Предложение ложки сбоку или с угла губ облегчит закрытие губ. Закрытие губ помогает издавать звуки «М», «П», «Б».
4
Закрытие губ также важно для управления слюной и для задерживания пищи во рту во время еды
5. Со временем ложка помогает ребенку практиковать использование мышц челюсти, когда они открывают и закрывают рот, чтобы принимать пищу более контролируемым образом.
В каком возрасте учить ребенка кушать самостоятельно?
И хотя на освоение этого процесса уходит не один месяц, не стоит начинать слишком рано. Некоторые мамочки дают малышу ложку в ручки с момента введением прикорма – едва ему исполнится полгода. В этом возрасте координация у детей еще не развита, поэтому спешить не стоит. Единственное, что хорошо получится у крохи – кляксы из еды на полу и стенах. Итак, когда и как научить ребенка самостоятельно кушать?
Любое обучение ребенка каким-либо навыкам нужно начинать в возрасте, когда он готов слушать и понимать.
Но важно не упустить момент. Чем старше непоседа, тем его труднее заинтересовать
В 2 года многих не минует кризис, проявляющийся упрямством, и малыш может не захотеть питаться самостоятельно.
Итак, оптимальный возраст для приучения к самостоятельной трапезе – 1 год +/- пару месяцев. Однако, если в этом возрасте малыш не хочет держать ложку, значит он еще не готов.
«Не пытайтесь заставить ребенка есть самостоятельно, если он не созрел для этого или, если он не проявляет интереса. Это приведет к другим трудностям», – утверждает детский врач Евгений Комаровский.
Для начальных попыток есть самостоятельно в 8-10 месяцев
нужна твердая пища – кусочки мягких фруктов, детские печенья, которые быстро размякнут и не застрянут в горле. Он будет брать их ручкой и пытаться попасть себе в рот. Можно пробовать давать ложку с пюре ему в ручку, но не ждите особых успехов. Кружка-непроливайка в этом возрасте лучшая замена бутылочке и первый шаг к умению пить из чашки.
В 1 год
уже можно зачерпывать пюре ложечкой и вкладывать в руку малышу. Все маленькие дети в 1 год сжимают ложку в кулачок. Расскажите, как пользоваться прибором, но не надо паниковать, если правильный способ ребенку не по душе, пусть держит его, как может. Скоро когда пальчики перестанут быть неуклюжими, малыш, повторяя за родителями, тоже научится держать ложку. В этом возрасте можно знакомить кроху с чашкой. Разумеется, она должна быть пластиковой, ведь малыши любят бросать новые предметы на пол и смотреть, что будет.
В 2 года
, как правило, ребенок уже уверенно орудует ложкой и умеет или учится пользоваться вилкой, накалывая крупные кусочки еды
В этом возрасте стоит обратить внимание малыша на правила этикета. Учиться пользоваться салфеткой и правильно класть столовые приборы, чтобы не пачкать весь стол – очень полезные навыки
В 3 года
дети уже уверенно кушают, недаром именно в этом возрасте ребенок начинает свою самостоятельную жизнь – идет в детский сад. В этом возрасте можно показать, как пользоваться ножом
Внимание! Это должен быть либо специальный детский нож, либо обычный столовый, которым невозможно порезаться. И обязательно покажите, как правильно им пользоваться
Какой должна быть правильная ложка?
Чтобы после первого же опыта малыш с ревом не отбросил ложку и не запомнил обиду надолго, столовые приборы нужно выбирать правильно. Вы можете приобрести специальную анатомическую ложечку. Она удобно ложится в крохотную ручку, малышу будет несложно зачерпывать пищу. Есть только один недостаток: ребенок не научится кушать обычными столовыми приборами и через несколько месяцев его придется переучивать.
Первая ложечка обязательно должна понравиться малышу. Иногда дети по непонятным причинам категорически отвергают какой-нибудь предмет, плачут при одном его виде. Если такое произошло, не заставляйте его пользоваться нелюбимыми приборами, приобретите другую ложку. При этом учтите основные требования.
Детская посуда должна быть:
- небольшой;
- легкой:
- безопасной:
- удобной.
Внимательно подойдите к выбору материала, из которого изготовлены детские столовые приборы. Традиционно малышей кормили из металлической чайной ложечки. Лучше, чтобы она была сделана из серебра, этот металл обладает способностью уничтожать инфекцию.
В продаже можно встретить модели из разных материалов.
Резиновая (силиконовая) ложечка мягкая, удобно входит в маленький ротик и не травмирует его в случае неосторожного движения.
Пластмасса хороша тем, что из нее можно изготовить изделия разных расцветок. Красочные легкие столовые приборы очень нравятся малышам
Кроме того, можно найти пластиковую ложку, которая меняет цвет зависимости от температуры пищи
Но в любом случаем маме всегда важно пробовать пищу, которой она собирается накормить ребенка, чтобы не обжечь его, поэтому это качество скорее способно развлечь кроху и пригодится для экспериментов и игр с водой в большей степени, чем для кормления.
Для приучения к садику лучше пользоваться стальными или железными ложками. С ребенком можно пойти в гости, там он будет спокойно кушать и не искать с ревом свою любимую красную ложечку.
Основные моменты и рекомендации по освоению ложки
Конечно, существует немало советов от бабушек и подруг, правил и рекомендаций в специальной литературе, а также видео, размещенное в интернете, как научить есть ребенка самостоятельно. Но самое главное, каждая мама должна запомнить: все дети разные, графики развития и познания окружающего мира у малышей индивидуальные.
Поэтому, в своих попытках научить чадо есть самостоятельно все мамы должны запастись терпением. Сегодня ребенок кидает ложечку или балуется с ней, а завтра уже уверенно держит ее в руках и делает первые успехи. Все мамы должны стараться проявить свой талант и вооружиться упорством и терпением, прежде чем она подберет подход к малышу и сможет научить его кушать правильно.
Отличным стимулом взять ложку в руки и попытаться кушать без посторонней помощи — это присутствие за обеденным столом всей семьи. Взрослые должны с пониманием относится к долгому приему пищи, ведь зачастую совместные обеды для маленьких детей — это не утоление голода, а время, когда можно поиграть и пообщаться с близкими людьми. Также можно разумно позволять малышу есть с тарелок родителей, если при этом он пользуется ложкой.
Часто бывает так, что наука приучения карапуза к ложке, не всегда простая и легкая. Можно потихоньку взять маленькую ручку вместе с ложечкой в свою руку и легонько направлять ко рту малыша. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка и ставить его в какие-либо рамки.
Специалисты по питанию давно доказали, что любое насилие во время приема пищи негативно влияет на пищеварение и психику человека, особенно детей.
Важно приучать ребенка к ложке тогда, когда ребенок действительно голоден и хочет кушать. В желании утолить свой голод ему будет не до баловства с едой, и голодное состояние станет неплохим стимулом научиться есть ложкой. Также следует не упустить момент, когда ребенок насытится и начнет хватать еду руками либо размазывать ее по столу
Необходимо сразу пресекать такие действия и убирать тарелку с ложечкой
Также следует не упустить момент, когда ребенок насытится и начнет хватать еду руками либо размазывать ее по столу. Необходимо сразу пресекать такие действия и убирать тарелку с ложечкой.
Есть ложкой лучше всего ребенка могут научить его любимые блюда, которые неизменно вызывают его особый восторг и интерес. Немаловажный момент — это консистенция приготовленного блюда. Кушанье должно легко зачерпываться ложкой, не быть слишком жидким либо твердым. Соответственно, это могут быть каши, густые супы, детский творожок.
Существенным в учебе будет являться соблюдение режима кормления. Даже если кроха еще не совсем умеет использовать ложку, следует ее сразу давать ему в ручки, как только он усаживается за стол.
Опытные мамы практикуют такой способ учебы обращения с ложкой как еда «в две ложки». Одна ложка находится в ручке у малыша и он пытается кушать в меру своих возможностей, а другой аккуратно его кормит мама.
Почти все педиатры, выпустившие книги об уходе за ребенком, в том числе доктор Комаровский, подчеркивают, что вначале, когда ребенок еще только изучает такой предмет, как ложка, маме следует кормить его основным блюдом самой. Ну а вкусненький десерт можно предложить попробовать съесть самостоятельно. Особенно, это касается тех мам, которые переживают, что после самостоятельного использования ложки ребенок останется голодным.
Также разнообразные популярные методики воспитания детей (методики Монтессори, Домана и другие) доказательно аргументируют, что ребенку необходимо предоставлять свободу и выбор действий. Поэтому, когда взрослые навязывают ложку вопреки желанию крохи, то это может привести к увеличению периода привыкания к ней.
Полезные советы — что нужно помнить родителям?
- Наберитесь терпения — процесс будет сложным. Москва не сразу строилась, и наполненная ложка никогда малышу с 1-го раза в рот не попадает — на обучение уйдет от месяца до полугода.
- Тренируйтесь не только на кухне. В песочнице тоже можно учиться: осваивая игру с лопаткой, кроха быстро учится орудовать и ложкой. Кормите пластмассовых зайцев песком, эта игра вам поможет в координации движений на кухне.
- Не бросайте чадо с полной тарелкой в одиночестве. Во-первых, это опасно (ребенок может подавиться), во-вторых, от бессилия или усталости малыш обязательно закапризничает, а в-третьих, его все равно нужно докормить, даже если 3-4 ложки он донесет до рта сам.
- Для начала обучения выбирайте такую пищу, которая по консистенции будет удобна для зачерпывания и «транспортировки» в рот. Конечно, суп не подойдет — малыш просто останется голодным. А вот творожок, пюре или каша — самое то. И не накладывайте сразу всю порцию — по чуть-чуть, постепенно подкладывая в тарелку по мере ее опустошения. Еду кусочками тоже не кладите, ведь ее можно и руками взять.
- Вместе с ложкой приучайте и к вилке. Естественно, к безопасной вилке. Как правило, детишкам проще справиться именно с вилками. Но в этом случае не забудьте поменять и содержимое тарелки (кашу на вилку не нацепишь).
- Если вы начали процесс и решили довести его до конца — то есть, научить чадо есть самостоятельно — то объясните другим членам семьи, что они и тоже должны придерживаться ваших принципов обучения. Неправильно, когда мама учит кроху есть самостоятельно, а бабушка принципиально (хоть и с любовью) кормит его с ложечки.
- Кормите чадо строго по расписанию и ежедневно закрепляйте навыки.
- Если ребенок капризничает и отказывается есть сам, не мучайте его — кормите с ложки, отложите обучение на вечер (утро).
- Обедайте всей семьей. Не следует кормить ребенка отдельно. Правило «коллектива» срабатывает всегда. Именно поэтому в детском саду дети быстро приучаются кушать, одеваться и ходить на горшок самостоятельно — срабатывает данное правило. Если вы будете кушать всей семьей за одним столом, чадо быстрее начнет подражать вам.
- Придумывайте веселые игры, чтобы у малыша была мотивация кушать самостоятельно.
- Начинайте самостоятельное кормление только с любимой еды крохи, и только когда он голоден. Помните, что он устает работать ложкой, и докармливайте малыша сами, когда он начинает нервничать.
- Обязательно хвалите ребенка за его старания. Пусть даже самые малые. Малышу будет приятно порадовать вас еще и еще.
- Создавайте ребенку обстановку, которая располагает к еде. Выбирайте красивую посуду, стелите красивую скатерть, украшайте блюдо.
Учимся убирать за собой
Где-то с 1 года – с 1 года 3 месяцев уже можно начинать объяснять ребенку, как надо убирать за собой на место игрушки, с которыми он только что поиграл. О том, как это делать можно подробнее почитать в статье, посвященной методике Марии Монтессори. Система Монтессори, это не только рамки-вкладыши и переливание водички, как многие привыкли думать, в ней очень много внимания уделяется именно предоставлению ребенку максимальной самостоятельности во всем, в том числе и в уборке.
Итак, самое главное при обучении малыша первым навыкам самообслуживания:
Всегда помните это, и у вас все получится. Ну а напоследок хочу рассказать, о том, как мы с дочкой учились самостоятельно кушать ложкой.
В 11,5 месяцев я заметила у Таси существенный интерес к ложке, она стала смотреть на нее не как на игрушку, а именно как на орудие. Я тут же начала предлагать ей кушать самостоятельно, и она с удовольствием начала осваивать эту науку. Уже на второй день своих попыток Тая довольно достойно справлялась со своим обедом, во всяком случае, с его частью, потому что остатки, конечно, приходилось докармливать. Но стоило только мне несколько дней порадоваться, как дочь почему-то стала отвергать ложку. Стала нервничать при любом предложении помочь ей. В какой-то момент мне показалось, что лучшим решением будет сделать небольшой перерыв и не давить на ребенка. И мы вернулись к кормлению из ложечки с маминой помощью.
Чуть позже я стала прибегать к такой хитрости. Накладывала еду себе и дочке одновременно. Давала ей съесть несколько ложечек, а потом, оставив Тасину ложку в тарелке, принималась за свой обед, объясняя, что мама не успевает кушать и кормить ее одновременно. Поев немного сама, я вновь поворачивалась к дочери, чуть-чуть ее кормила и снова ела сама и т.д. Иногда Тая терпеливо ждала, иногда возмущалась, а иногда пыталась сама поковыряться ложкой в тарелке. Вскоре она, видимо, поняла, что никто ее ни к чему не принуждает, и стала даже иногда забирать у меня ложку, когда я ее кормила. В итоге в год и несколько дней дочь стала съедать сама часть еды, а в год и месяц уже съедала подчистую всю тарелку, собирая все до последней крохи. С тех пор ест сама.
Ну вот и все, до встречи! Рекомендую также почитать статью:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
Искренне ваша, Яна Разначенко