Учим ребенка жевать

Как научить ребенка жевать пищу

Одной из причин, по которой дети поздно начинают жевать самостоятельно, можно назвать готовые детские смеси. Подобные каши и пюре очень удобны для мамочек, особенно для молодых и неопытных. Поскольку не нужно утруждать себя лишним приготовлением пищи.

Если вы все же предпочитаете готовые смеси самодельным, советуем вам обращать внимание на то, что написано непосредственно на баночках. Потому как фирмы-изготовители, как правило, ориентируют свою продукцию на детей определенного возраста

И на баночках с пюре должно быть указано, для какого возраста данный продукт предназначен

Главной отличительной чертой является именно консистенция готовой смеси. Для деток постарше пюре гораздо более плотное и даже может иметь в своем составе плотные комочки.

И на баночках с пюре должно быть указано, для какого возраста данный продукт предназначен. Главной отличительной чертой является именно консистенция готовой смеси. Для деток постарше пюре гораздо более плотное и даже может иметь в своем составе плотные комочки.

Следует обратить внимание, что в период, когда у ребенка начинают резаться зубки, он тянет в рот все, что попадается ему на глаза. И это, между прочим, происходит не только из-за потребности почесать десны, но и из-за того, что с эти действием непосредственно связано развитие жевательного рефлекса

Если вы не упустите этот момент и будете давать ребенку вместо резиновой погрызушки, скажем, свежую сушку, то проблем с дальнейшим переходом на твердую пищу у вас может и не возникнуть

Свежие сушки или детское печенье, конечно, не из тех продуктов, которые содержат большое количество полезных веществ. Но именно для развития жевательного рефлекса – именно то, что нужно

Если вы не упустите этот момент и будете давать ребенку вместо резиновой погрызушки, скажем, свежую сушку, то проблем с дальнейшим переходом на твердую пищу у вас может и не возникнуть. Свежие сушки или детское печенье, конечно, не из тех продуктов, которые содержат большое количество полезных веществ. Но именно для развития жевательного рефлекса – именно то, что нужно.

Если в раннем возрасте не начать понемногу давать ребенку более густую пищу и до двух лет кормить его продуктами, перемолотыми в пюре, то это может привести к плачевным последствиям. Поскольку любой возраст ребенка сопровождается качественными изменениями в его организме. А в случае, когда к положенному сроку изменений в пищевой системе малыша, он не начинает употреблять твердой пищи, желудочно-кишечный тракт начинает «лениться». Что ведет к нарушению его работы, снижению функциональности, а, следовательно, и нарушению ферментации всего организма в целом.

Советы от доктора Комаровского как научить ребенка жевать

Тем, кто задается вопросом, как научить ребенка жевать, Комаровский дает несколько полезных советов:

  • Если вы все-таки обеспокоены тем, что ваш ребенок еще не хочет самостоятельно жевать, то вам придется побыть немножечко актерами. К примеру, можете сделать вид, что у вас сломался блендер или в магазине не было любимого пюре вашего ребенка. И предложить ему самостоятельно размять еду вилочкой в тарелке. Естественно, большая часть продуктов окажется где угодно, только не в тарелке, но первый шаг будет сделан. Главное заинтересовать малыша;
  • Придется побаловать вашу кроху чем-нибудь вкусненьким. Подойдет все то же детское печенье, свежие сушки или мягкие сладкие фрукты;
  • Попробуйте есть с ребенком в общественно месте. На прогулке в парке или в местах общественного питания. Отсутствие другого вида еды и присутствие других детей может также положительно повлиять на формирование жевательного рефлекса.

Полезные статьи:

Почему ребенок не хочет жевать твердую пищу?

Бывает так, что ребенок, которому больше года, никак не хочет жевать, буквально давится кусочками, они вызывают рвотный рефлекс. Как правило, это отсутствие постепенного приучения. Если малыш давится, скорее всего, он просто незнаком с твердой пищей и его постоянно кормили только пюре. На самом деле, такое случается очень часто – мама не хочет воевать с капризным ребенком, просто хочет, чтобы малыш, наконец, поел. Так происходит из раза в раз, ребенок растет, но к взрослой пище так и не приучается. В этом случае можно пойти на хитрость, ведь детки после года уже довольно многое понимают. Расскажите, что блендер сломался, а баночки с пюре кончились. Предложите малышу самому измельчить кусочки вареных овощей – дайте пластмассовую вилку. Конечно же, измельчить качественно ребенок не сможет. Но иногда голод в совокупности с интересом и любопытством приносит прекрасные плоды – ребенок с удовольствием насаживает на вилку мелкие кусочки и отправляет их в рот. И не беда, что половина содержимого тарелки окажется на полу – это совершенно другая проблема, с которой вы справитесь позже.

Некоторые дети буквально испытывают рвоту при кормлении кусочками. Причиной этого может быть просто неправильно подобранная ложка. Кормить малыша нужно небольшими порциями – не более 3 мл. Если мама располагает ложку слишком глубоко, может быть раздражена задняя часть языка, что естественно вызывает приступ рвоты. Нужно давать малышу пищу небольшими объемами, только на край языка. Брать еду с ложки, пережевывать ее и сглатывать – уже работа для ребенка. И еще, ни в коем случае не давайте малышу лекарство с ложки, которой вы обедаете. Маленькие дети прекрасно запоминают детали, горечь лекарства может ассоциироваться с приемом пищи, это неправильно. Если же рвота все равно сохраняется, нужно обязательно посетить детского гастроэнтеролога – это может быть признаком некоторых заболеваний. Если ребенок долго и упорно отказывается от еды, это может быть связано с нарушением чувствительности полости рта, гипотонусом лицевых мышц, аденоидитом (когда малыш дышит только ртом), врожденными дефектами полости рта.

Научить ребенка жевать твердую пищу несложно, но на это потребуется немало времени и терпения. Старайтесь обедать рядом с малышом — положили перед ним пищу и сели кушать рядом. Во-первых, это научит ребенка есть самостоятельно ложкой, во-вторых, малыш увидит, как вы прожевываете пищу. В-третьих, это добавит ему самостоятельности, он сам будет выбирать размер кусочков, которые он сможет прожевать и съесть. Как говорится, терпение и труд – все перетрут!

Как научить жевать годовалого ребенка

Сегодня больше половины детей не умеют жевать к 2-х летнему возрасту.

Развивать этот навык нужно с полугода:

  1. Купить красивые прорезыватели (несколько видов).

Ребенок должен не только снимать напряжение с десен, но и учится жевать. Главное, не забывать следить за их чистотой и регулярно мыть.

  1. Твердая пища.

В качестве знакомства с пищей вместо прорезывателя можно дать небольшую баранку, кусочек моркови, яблока. В процессе жевания деснами, малыш будет получать маленькие кусочки лакомства. Так малыш поймет, что получить новый вкус можно самостоятельно.

При этом родители не должны оставлять детей без присмотра. Баранки достаточно хрупкие, могут раскрошиться, мелкие кусочки способны перекрыть органы дыхания.

  1. Купить ниблер.

Специальное приспособление с пластиковой (силиконовой) сеточкой, внутрь которой можно помещать кусочки фруктов и овощей. Ниблер позволит ребенку познакомиться с новыми вкусами и при этом задерживает кусочки, поэтому безопасен для малыша.

  1. Приучать к новым продуктам постепенно.

Не стоит резко начинать кормить ребенка супом, как у взрослых. Часть привычного питания нужно заменить кусковым, например, оставить в пюре несколько небольших кусочков картофеля или украсить кашу свежими фруктами.

  1. Уменьшать помол.

Не нужно сразу давать малышу крупные куски, можно измельчить продукты на терке, ножом или просто размять вилкой. Это не относится к мясным продуктам: ребенок может не разжевать волокна и подавиться. Лучше предложить ему суфле или паровые котлеты и тефтели.

Обычно этих мер достаточно, чтобы дети в полтора года полностью овладели жевательными навыками.

Более подробно о том, как научить малыша жевать твердую пищу разными способами, можно узнать, посмотрев видео.

Срочные меры

К сожалению, некоторые дети и в 2-3 года не могут есть твердую пищу. В первую очередь такого ребенка нужно показать педиатру для исключения возможных патологий.

Если малыш полностью здоров, и отказ самостоятельно жевать связан с ленью или избалованностью, решить проблему можно, но придется запастись терпением.

Есть несколько способов, как научить жевать детей после 2 лет:

  1. Покажите пример.

Начните с приготовления простых блюд, пусть ребенок принимает посильное участие. Сядьте за стол всей семьей, разложите продукты в красивые тарелки (у всех одинаковые).

В игровой форме покажите малышу, как нужно жевать, можно устроить соревнование.

Главное, сохраняйте спокойствие, не будьте излишне строги и не ругайте, а тем более, не наказывайте за неудачу.

  1. Пригласите в гости детей.

Или старше или ровесников, уже овладевшими навыками жевания. Глядя на них, вполне вероятно, что малыш начнет повторять.

  1. Уберите из рациона пюреобразную пищу.

Предложите ребенку измельчить овощи или фрукты самостоятельно. Скорее всего у малыша не хватит сил сделать это самостоятельно, помогите ему.

  1. Используя мягкие и вкусные продукты.

Например, натуральный мармелад или зефир. Разжевывать их очень легко, а вкус намного приятнее привычной еды.

  1. Не используйте блендер. Можно сказать, что он сломался.
  2. Оставляйте на видном месте вкусные продукты для перекуса: бананы, нарезанные яблоки.
  3. Освойте актерское мастерство.

Предложите малышу сыграть в семейство зайчиков, белочек, лисичек (любых животных, которые привлекают ребенка). Предварительно можно посмотреть мультфильм или сходить в зоопарк. Войдите в роль полностью, вероятно, придется даже передвигаться на четвереньках.

  1. Сводите ребенка в детский развлекательный центр, зайдите в кафе и купите малышу новый для него продукт, привлекательный внешне.

Иногда причиной отказа от твердой пищи становится просто плохой аппетит. В этом случае можно попробовать такие способы:

  • больше времени проводите за занятиями, требующими физической активности;
  • вместо привычного сока предлагайте компоты из сухофруктов или отвар шиповника;
  • избегайте перекусов между приемами пищи.

Заинтересуйте ребенка едой: приготовьте новое блюдо, оформите необычно, как можно эмоциональнее продемонстрируйте, насколько оно вкусное. Научить жевать нужно как можно раньше, вся ответственность в этом ложится на родителей.

Категорически нельзя заставлять малыша есть твердую пищу, повышая на него голос или наказывая. Это вызовет стресс у него и страх перед самим процессом еды.

Другие дети могут начать проявлять характер и отказываться из-за обычного упрямства. Терпение и творческий подход помогут крохе освоить жевательный навык и подготовят к переходу в новый период жизни — детский сад.

Особенности кормления детей, родившихся с дефектами

Значительно труднее научить жевать детей с выраженными особенностями развития – с ДЦП, болезнью Дауна, умственной отсталостью и т. д. Поможет родителям консультация соответствующего специалиста и такие советы:

  1. Зацикливаться на основном заболевании и считать, что такого ребенка нельзя научить, родителям не следует. Обучить навыку жевания можно, просто для этого придется приложить больше усилий и настойчивости.
  2. Терпение потребуется на более продолжительный период обучения. Ребенку нужно будет и рассказывать, и наглядно демонстрировать с комментариями, как откусывать, жевать и глотать пищу.
  3. Необходимо обеспечить удобство для ребенка во время приема пищи, использовать для этого соответствующую мебель и посуду.
  4. Разрешать малышу рассматривать продукты, трогать их. Следует поощрять проявление интереса (к пище, к посуде или столовым приборам), любопытства, инициативы. Показывать, как пользоваться, например, понравившейся ложечкой, придется неоднократно, к этому родителям нужно быть готовыми.
  5. Обучение следует начинать с продуктов мягких, которые легче жевать (банан, мармелад и др.). Переход к другой, более твердой пище должен быть постепенным.

Почему возникают проблемы с жеванием?

Основные причины того, что ребёнок не жуёт твёрдую пищу:

Позднее введение прикорма;

Но к твёрдой консистенции еды грудничку привыкнуть нелегко, на это требуется довольно много времени, поэтому промедление с введением прикорма часто становится причиной того, что ребёнок не хочет жевать еду, подаваемую кусочками.

Длительное преобладание в рационе малыша пюреобразной пищи;

Многие мамы боятся того, что ребёнок подавится или не сможет проглотить твёрдую пищу, поэтому долгое время кормят его протёртой или полностью размятой едой, а также злоупотребляют баночным пюре (это ведь так удобно!).

Безусловно, это расслабляет и никак не способствует тому, чтобы ребёнок научился жевать пищу.

По каким причинам ребенок может отказываться от твердой пищи, пищи с комочками?

Исходя из вышесказанного – это несоответствие размеров кусочков пищи возрасту ребенка. Скорее всего, ваша попытка раннего введения (до 5-6 месяцев) пищи с комочками будет неудачна, так как в этом возрасте у детей еще не угас сосательный рефлекс, и автоматически срабатывают защитные рефлексы. Ребенок еще не способен снять еду с ложки, не то что жевать. Если же малыш достиг 6 месячного возраста, у него прорезываются зубки, он проявляет интерес к пище, к посуде, а кормление пищей с комочками сопровождается отказом, ее выталкиванием изо рта, не отчаивайтесь – изо дня в день повторяйте свои попытки. Не каждое новое блюдо (например, овощное пюре) нравиться детям, и для того чтобы наконец-то его ввести в рацион требуется предпринять много попыток. Отнеситесь к этому с терпением – ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям. Ни в коем случае не предпринимайте насильных действий, не заставляйте малыша есть через силу – это не приведет ни к чему хорошему, у ребенка только закрепится негативное отношение к новой консистенции продукта и к приему пищи в целом. Многие детские психологи предлагают вариант «собственного примера»: перед тем как начать кормить ребенка сами съешьте первую ложку из его тарелки, всячески изображая удовольствие, показывая, как это вкусно. Все движения делайте медленно и выразительно, чтобы ребенок успел рассмотреть.

Ребенок может отказываться от кормления твердой пищей с ложечки, если это действие у него связано с неприятными ассоциациями, например, вы даете лекарства из этой же посуды. Поэтому постарайтесь давать лекарства, осуществлять малоприятные манипуляции (рассматривать зубки и прочее) другими предметами.

Отказ от твердой пищи, и рвотный рефлекс может вызвать неправильная техника кормления, а также неподходящий размер ложки для крохи. Глубокое введение ложки в рот, ее большой объем могут привести к раздражению корня языка, что непременно вызовет рвотный рефлекс. Эти ощущения крайне неприятны не только для детей, но и для взрослых. Не допускайте «закрепления» рвотного рефлекса и негативных ассоциаций у малыша, соблюдая правильную технику кормления: ложка должна касаться кончика языка или его середины. Проследите за тем, чтобы ложка, которой вы кормите ребенка, была небольших размеров по длине, ширине и глубине (объем – 2,3-3 мл).

Негативное отношение ребенка к твердой пище может быть вызвано тем, что вы слишком быстро вводите новые продукты, стремительно увеличивая объем твердых частичек. Не торопитесь, старайтесь придерживаться врачебных рекомендаций по срокам введения, объемам и консистенции пищи

К моменту введения твердой пищи в рацион, у ребенка уже появились свои вкусовые пристрастия, начните введение мелких частичек того продукта, который ему нравится, обращая внимание на самочувствие крохи и индивидуальную переносимость продуктов. Помните, что ваш малыш – личность, не терпящая насилия, и что для знакомства с новым, ему нужно время

И пожалуй, самая серьезная причина по которой ребенок отказывается от твердой пищи – это плохое самочувствие или наличие медицинских проблем. Если все ваши попытки введения более твердой пищи в рацион питания ребенка были правильными, но не увенчались успехом и малыш по-прежнему отказывается от «новой» еды, возможно, его необходимо проконсультировать у специалистов (невролога, гастроэнтеролога) для исключения патологии, мешающей принимать твердую пищу. Возможно, ребенку понадобятся лечение и наблюдение врача. Если же ваш ребенок полностью здоров, но все-таки продолжает капризничать – отнеситесь с терпением к особенностям его характера. У вас все получится!

Способствуйте развитию мышц челюсти

Многие из мышц, которые ребенок использует во время речи, также участвуют в жевании. Примерно к восьми месяцам дети начинают лепетать. Поощряйте эти первые попытки заговорить — отвечайте на «реплики» ребенка и корчите смешные рожицы, чтобы ребенок повторял за вами (тем самым тренируя мышцы челюстей).

Обратите внимание на снижение рвотного рефлекса ребенка

Каждый ребенок рождается с рвотным рефлексом, который помогает ему с помощью языка выталкивать посторонние предметы изо рта, уберегает его от удушья. Примерно к шести месяцам этот рефлекс ослабевает, и это значит, что ребенок готов к тому, чтобы учиться жевать. Этот рефлекс не уходит сразу, и вначале, когда ребенок будет учиться жевать, рефлекс будет проявляться (ребенок давится, выплевывает пищу). Самое худшее, что вы можете сделать на данном этапе, это переволноваться и вернуться к жидким пюре. Вам нужно успокоиться и под пристальным присмотром продолжать давать ребенку пищу с кусочками, такую пищу, которую он сам может взять руками и попытаться прожевать. Чем больше практики у него будет, тем лучше он научится контролировать рвотный рефлекс.

Какая еда способствует жеванию малыша

Примерно через три недели после того, как ваш ребенок начал есть пюре, ему необходимо постепенно знакомиться с продуктами, которые нужно жевать, чтобы развить данный навык. Сначала нужно предложить ему более густое пюре. Позже можно добавить хорошо проваренный рис или кусочки банана или яблока, вместо того, чтобы перемалывать их блендером. Также предложите ему еду, которую можно взять руками и жевать. Скорее всего, вначале ребенок вряд ли откусит кусочек хлеба или огурца, но вы продолжайте предлагать ему твердые, но легко жующиеся кусочки еды, которые он может сам взять руками. Со временем мышцы челюстей станут сильнее, у ребенка начнут прорезываться зубки, что облегчит жевание. Помните, что не стоит давать слишком твердую пищу. Она должна быть такой консистенции, чтобы ребенок мог размять ее языком. Если вы добавляете кусочки пищи в пюре, то добавляйте какой-нибудь один вид еды в одно блюдо, чтобы ребенок почувствовал одну текстуру, а не сразу несколько. Так ему будет проще понять, как жевать.

Разновидности еды

Есть восемь факторов, которые помогут вам определить, насколько легко или сложно вашему ребенку прожевать ту или иную еду:

  • сила давления, которую ребенок прилагает, чтобы прокусить еду
  • сенсорное восприятие (например температура и сезонность пищи)
  • размер (более тонкие кусочки легче жевать, чем толстые)
  • форма (еду, нарезанную узкими полосками будет удобнее жевать, чем если это будут толстые полоски)
  • мягкая текстура, которая легко разминается во рту
  • консистенция (еду с однородной консистенцией, например, банан, проще прожевать, чем с неоднородной, например, неочищенный огурец)
  • часть рта, которой ребенок кусает и жует (боковая, средняя, передняя)
  • количество жевательных движений, необходимых, чтобы размягчить определенную пищу для глотания.

Когда вы будете выбирать еду для малыша, который начинает учиться жевать, начните с самой простой для него, такой как полоски вареной моркови — они узкие и тонкие, не требуют больших усилий для того, чтобы их откусить и жевать, и быстро размягчаются во рту. Когда он научится справляться с такими видами еды, можете перейти к более сложным, таким как свежие фрукты и овощи, мясо и печенье.

Что указывает на то, что есть проблема: ребенок не жует

У некоторых детей слишком чувствительный рвотный рефлекс (обычно это дети, страдающие рефлюксом). Такие дети дольше учатся жевать и глотать пишу. Многие мамы замечают, что детям проще есть, если они сами берут еду руками, а не когда их кормят с ложки. Так они контролируют ситуацию. Большинство детей перерастают свой слишком чувствительный рвотный рефлекс к двенадцати месяцам; поэтому, если в год ребенок не жует или не может жевать кусочки и еду, которую может сам взять руками, обратитесь к врачу.

Как правильно действовать

Но что делать, если ребёнок все же попал в ситуацию травли и кибербуллинга? Как действовать родителям?

Илляна Матвиенко

Илляна Матвиенко отметила, что на самом деле анонимность в интернет-пространстве –только кажущаяся. В 78% случаев жертва знает своего обидчика, и этого обидчика вполне можно «успокоить».

Даже радикальными мерами – обратиться в милицию с заявлением, что ребёнку угрожают в интернете или оскорбляют. Вычислить IP-адрес обидчика не так уж и сложно.

Даже если обидчик не достиг возраста привлечения к ответственности, отвечать за кибербуллинг будут его родители, и совсем не в интернете. Недаром в нашем административном кодексе есть статья за «ненадлежащее воспитание ребёнка».

После такого, наверное, обидеть бывшую жертву НЕ решится уже никто.

Эффективнее, конечно, не доводить ситуацию до радикальных мер. Но для этого ориентироваться в популярных соцсетях должны сами родители.

Ни для кого не секрет, что наиболее популярная пользовательская социальная сеть у детей и подростков – «ВКонтакте».

Если ребёнка начинают травить в этой соцсети, в какой-то группе или персонально, следует делать скриншот оскорбительной переписки и давить на кнопки «пожаловаться модератору» или «пожаловаться администратору».

Может быть, травлей занимается сам модератор сообщества, но администрация «ВКонтакте», как правило, быстро реагирует на буллинг баном такого участника на разные сроки – от трёх дней до «навсегда». И это будет для обидчика довольно больно – особенно если он узнает, что его жертва превратилась в охотника.

Иногда «кибербуллинг» на буллинг совсем не похож. Например, дети в классе создают в том же Viber группы по интересам, а кого-то туда не зовут или удаляют. И человек, разумеется, чувствует себя обиженным.

Тут уж родителям нужно объяснять, что эти «ситуационные» группы – в основном в смысле содержания пусты (зачастую оно так и есть). И что ребёнок может найти более «крутые» и содержательные группы в том же Viber.

Например, одноклассники не приглашают ребёнка в группу для обсуждения творчества какого-то поп-кумира (пусть это будет, например, певица IOWA). Но можно подписаться на официальный паблик IOWA в Viber или на канал на YouTube, или на группу в социальной сети. И тогда если кто-то скажет ребёнку: «А мы тебя в группу IOWA не примем!» – то можно будет с гордостью ответить: «Да кто вы такие? Я с самой IOWA переписываюсь!».

И, конечно, нужно учить ребёнка безопасному поведению в интернете. Не гоняться за «лайками» любым способом, не добавлять кое-кого в друзья, не выкладывать в интернет личную информацию, не делиться компрометирующими фотоснимками, не травить другого одноклассника и не участвовать в такой травле. И вообще, не делать там того, что ребёнок не сделал бы в реальной жизни.

То есть стоит объяснять (и неоднократно), что интернет – это инструмент. Инструмент по добыванию дополнительных знаний, дополнительных квалификаций, может быть, инструмент для развлечений. Но он не место для жизни и не является заменителем «Реал».

Но опять же, ребёнок берёт пример с взрослых. Когда родители читают книги – у него возникнет интерес к книгам. Если родители, приходя с работы, зависают в телефоне – он будет подражать их поведению. И если родители сами не придерживаются правил безопасного и уважительного поведения в сети, вряд ли они будут способны научить этому своего ребёнка.

Ведущая ток-шоу Анастасия Комлик-Яматина привела немного парадоксальный пример. К ней попросился в друзья какой-то незнакомец. Когда она его спросила, что у них общего и с какой целью он хочет быть её другом, получила ответ: «Не твоё дело».

Не очень уютно вам теперь стало, правда?

budzma.by

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий