Как нельзя наказывать ребенка

За что можно наказывать ребенка?

Каждая семья — целый микромир. Правила в ней устанавливаются старшими и зависят от моральных установок последних. Кто-то сурово наказывает за малейшей проступок, кто-то позволяет садиться неразумному отпрыску на голову.

В стане педагогов и психологов тоже нет единого мнения. Многие говорят о недопустимости любых форм насилия, душевных травмах ребенка после наказания. Другие, приверженцы традиционных взглядов, противоречат им. Звучит высокопарно, но правила наказания записаны в сердце каждого любящего родителя. Только они знают, что лучше для их чада.

Advertisement

Есть разные цели наказания:

  • Изменить поведение ребенка;
  • Укрепить авторитет родителя и заставить подчиняться;
  • Уберечь от опасности.

Детям нужно дать понять, что некоторые их поступки неприятны близким. Им предстоит жить в социуме и уметь адаптироваться к нему. Полное отсутствие запретов вызывает внутренний дискомфорт и чувство потерянности. Дети должны знать, что нарушение границ дозволенного имеет свои негативные последствия.

Родители — главные учителя малыша. Как они могут чему-нибудь научить, если их авторитет ставится ребенком под сомнение? Подчиняться взрослым для малыша во многих ситуациях — залог выживания. Конечно, авторитетный стиль воспитания отличается от диктаторского. При последнем ребенок растёт безвольным человеком и часто оказывается под влиянием разных негодяев.

Слово «наказание» буквально значит давать наказ, предписание. Поэтому действовать нужно в интересах малыша. Если после экзекуции мама чувствует себя виноватой, возможно, она не права. Наказывать надо не только в моменты непослушания. Бывает, что любимое чадо причиняет боль другим. Такие вещи нельзя оставлять без внимания.

Допустимо ли физическое наказание?

Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

  • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
  • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
  • агрессивность;
  • стремление бунтовать по любому поводу;
  • стремление отомстить;
  • испорченные детско-родительские отношения.

Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

Более подробно о том, почему нельзя бить ребёнка и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога.

Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства

Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание

Как устанавливать правила и запреты

Запреты вида «нельзя, потому что ты еще маленький» не работают, а только обижают малыша, подрывают его уверенность в себе и своих способностях. Ему непонятно, почему ему нельзя, а маме и папе можно. Ребенок будет стремиться нарушить запрет, сделать назло родителям, доказать, что он тоже может.

Чтобы ребенку стало понятно, почему нельзя трогать те или иные предметы, совершать определенные действия, нужно объяснять. Электричество, огонь — это очень нужные вещи

Но с ними нужно обращаться осторожно. Если не соблюдать правила, то может ударить электричество, обжечь огонь. Если мама и папа не будут соблюдать правила обращения с огнем, он обожжет и их тоже

Есть правила и запреты для всех, а не только для детей

Если мама и папа не будут соблюдать правила обращения с огнем, он обожжет и их тоже. Есть правила и запреты для всех, а не только для детей.

Наказания — бессмысленны. Если ребенка наказывать, когда он пытается дотронуться до горячей плиты или прикоснуться к розетке, то опасность будет ассоциироваться у ребенка с родителем. Франсуаза Дальто приводит в пример своего сына, который после удара током из розетки сказал: «Там папа». А потом еще долго показывал на розетку и говорил: «Папа там». То есть ребенку кажется, что это его не ток ударил, а папа. Ведь это он приказывал не трогать розетку, вот и наказал за нарушенный запрет.

Покажите, как нужно и можно. Ножницы можно трогать, аккуратно. Это значит сесть за столик рядом с мамой и без лишних резких движений отрезать кусочек бумаги. Когда отрезал, нужно положить ножницы на место. Теперь снова можно бегать. Мама и папа тоже режут аккуратно, ведь они острые

Мама и папа тоже могут порезаться, им тоже будет больно, если они не будут обращаться с ними осторожно. Мама уже много раз резала ножницами, она знает, как с ними обращаться, поэтому она посидит рядом и подскажет, как правильно. Ребенок получил опыт обращения с острым предметом, он понял, как его использовать, он понял, что взрослые обращаются с ним так же, что правила есть для всех

Мама и папа рядом чтобы помочь ему, а не наказать и запретить

Ребенок получил опыт обращения с острым предметом, он понял, как его использовать, он понял, что взрослые обращаются с ним так же, что правила есть для всех. Мама и папа рядом чтобы помочь ему, а не наказать и запретить.

Дайте ребенку прожить ситуацию самостоятельно в облегченном виде. Многие дети очень не любят теплую одежду. Родители кутают их, боясь, что ребенок простудится и заболеет. Каждая просьба надеть шапку или теплое пальто сопровождается истериками. Однако если бы ребенок мог выйти в прихожую или на балкон без одежды хотя бы на несколько минут, он бы понял на своем опыте, что без теплой одежды может быть холодно. Он бы замер, забежал в дом, отогрелся. Тогда мамины слова «Ты замерз, потому что на балконе холодно. Поэтому я просила тебя надеть куртку» приобретают конкретный смысл.

Конечно, если возникает опасность для жизни ребенка, тут не до разговоров. Нужно срочно оттащить ребенка от розетки, отнять нож, снять с подоконника. Но потом вместо наказаний гораздо эффективнее поговорить с ребенком и объяснить ему, с какой опасностью он столкнулся и что вы тоже так не делаете. Объясните так, как понимаете сами, как чувствуете. Только настоящие, понятные самим взрослым правила принимает ребенок. Это касается любых запретов.

Мнение доктора Добсона

Христианский психолог Америки Д. Добсон является автором книг, посвященных воспитанию.

В связи с тем, что он сторонник применения физических методов наказания, к нему неоднозначное отношение.

Однако он сгенерировал 6 основных положений, которые заслуживают отдельного внимания:

  • Установить границы дозволенного. Требовать от ребенка соблюдения правил можно только после того, как их четко обозначат. Только в этой ситуации можно говорить о справедливости наказания.
  • Решительные действия. Отсутствие адекватной реакции на неподобающее поведение, дети расценивают как слабость. Это приводит к тому, что взрослые теряют авторитет.
  • Научиться отличать своенравие от безответственности. В случае, когда ребёнок не выполнил поручение или не до конца понял, что от него хотят, за это его наказывать не стоит. У малышей память и мышление не достаточно развиты, поэтому от родителей требуется терпение, пока у малыша достаточно разовьется чувство ответственности.
  • Требования адекватные возрасту. К примеру, за сломанную игрушку или ночное недержание детей наказывать не стоит, так как это проявление любознательности или особенностей физиологии.
  • Главное в воспитании – любовь. Перед применением наказания необходимо разобраться, почему малыш поступил так или иначе, сохранять спокойствие. Только тогда строгость родителей будет оправдана.
  • Родителям объяснять мотивы поступка. Следует утешить и примириться с ребёнком после наказания, рассказать, что вы его любите, и необходимость наказания доставляет вам неприятные ощущения.

Данные правила, описанные психологом, позволяют свести к минимуму необходимость применения строгих дисциплинарных мер, сделать основой отношений между детьми и родителями любовь и теплые чувства.

Как эффективно наказать ребенка?

Наказывая ребенка, не кричите, не злитесь: нельзя наказывать, когда вы в приступе гнева, раздражены, когда ребенок попался «под горячую руку». Лучше самому остыть, успокоиться и только тогда наказывать ребенка. На вызывающее, демонстративное поведение ребенка, явное неповиновение нужно отвечать уверенно и решительно.

Как правильно наказывать подростков?

Как наказывать подроста с пользой для формирующейся личности —

  1. В основе наказания должны лежать правила, выработанные совместно с ребенком и принятые им. Это своеобразный «договор» между родителями и ребенком.
  2. Среди форм наказания должны отсутствовать все варианты насилия.
  3. Наказание, по возможности, должно следовать сразу же за провинностью. Отсрочка возможна в случае болезни подростка, его пребывания в стрессовом и других неблагоприятных эмоциональных состояниях.
  4. За один проступок нельзя наказывать дважды.
  5. Наказание должно быть соизмеримо проступку.
  6. Если родитель предупредил о наказании за проступок, то надо придерживаться выбранной линии.
  7. Наказывая, демонстрируйте искренние эмоции, но не давайте подростку повода думать, что теперь вы стали любить его меньше, чем любили до проступка.

Как показывает практика, чаще всего непослушание наблюдается в семьях, где нарушен эмоциональный контакт между родителем и ребенком

Это возможно в семьях с гипоопекой, где подросток чувствует себя нелюбимым и ненужным, предоставлен сам себе, и своим неподобающим поведением он привлекает внимание значимых взрослых

  1. Что бы чувствовал я, если бы меня наказывали подобным образом?
  2. Понимает ли подросток, за что именно его наказывают?
  3. Пойдет ли наказание на пользу ребенку?

Только после этого принимайте взвешенное решение. Имейте в виду: частое использование наказаний обесценивает их. Подросток уже не ребенок, ему многое понятно и доступно, потому самое действенное наказание – это понимание содеянного, угрызения совести. Маргарита Логвинова Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете. Пройти тест

Способы конструктивного наказания

Порой детские проступки способны довести взрослых до белого каления. В этот момент отчаявшимся папам и мамам кажется, что единственная возможность унять малыша – задать ему хорошую порку. Предлагаем вам не менее эффективные, но более конструктивные и лояльные методы наказания.

1. Лишение удовольствия

Родители могут отказать детям в определенной привилегии: просмотр мультфильмов, компьютерные или видеоигры, встреча с друзьями. Нельзя лишать ребенка основных потребностей – сна, еды или общения с близкими.

2. «Исправительная работа»

Если малыш после предупреждения продолжает рисовать фломастером на столе, потребуйте отмыть свои художества. Только не наказывайте трудом, так как домашние поручения должны восприниматься как благо, а не трудовая повинность.

3. Перерыв

Предложите ребенку уединиться в комнате или посидеть на кресле несколько минут. Он должен подумать над своим поведением, поэтому подберите такое место, где нет игрушек и увлекательных гаджетов.

4. Игнорирование

Если ваше чадо закатило истерику, вам следует выйти из комнаты и подождать, пока малыш успокоится. Тем самым вы покажете, что такой поступок вам не нравится. Только помните, что лишение на долгое время своей любви – настоящая пытка для детей.

5. Извинение

Учите ребенка просить прощение и исправлять нанесенный вред. Это даже не наказание, а воспитание ответственности. Если кроха сломал замок из песка у сверстника, заставьте принести извинение и помочь построить такую же песочную башенку.

6. Личный опыт

Позвольте детям на собственном опыте убедиться, справедливы ли ваши запреты и требования. Отбирал игрушки у приятелей – детки не хотят играть, не сделал домашнее задание – в результате получай плохую отметку.

7. «Временный арест»

Этот метод действенен с подростками, так как для них особенно важны взаимоотношения с ровесниками. Именно по этой причине не стоит применять его постоянно. Если поведение ребенка вас категорически не устраивает, не пускайте его на вечеринку или день рождения приятеля.

Безусловно, у всех перечисленных способов наказания детей за непослушание и плохое поведение есть свои минусы и плюсы.

Поэтому вам стоит запастись терпением и найти свою собственную эффективную меру дисциплинарного воздействия.

Помните, только вам решать, как наказывать ребенка и следует ли вообще это делать. Возможно, будет достаточно объяснить малышу без шлепков и криков, почему его поступок вы считаете неправильным. Если он вас поймет, то вопрос о наказаниях попросту исчезнет.

Эффективные техники наказания

Самое важное — найти грань и, с одной стороны, объяснить ребенку, почему он поступил неправильно и к каким последствиям это приведет, а с другой, — дать понять, что вы любите и принимаете его в любой ситуации. Несколько простых правил, которые помогут наказывать и ругать эффективно:

Несколько простых правил, которые помогут наказывать и ругать эффективно:

Правило одной минуты. Установите таймер на 1 минуту и говорите о проступке ребенка не больше этого времени. Постарайтесь за минуту объяснить ему, что он сделал неправильно и почему. Ограничение по времени поможет вам сконцентрироваться на главном и лучше формулировать мысли.

Я-сообщения. Не говорите про ребенка, говорите про себя: «Меня расстроило, что ты разбил стакан, потому что теперь вместо того, чтобы вместе почитать книгу, мне придется убираться и мыть полы» или «Меня огорчает, что ты не купил хлеб, потому что я хотела сделать на завтрак твои любимые бутерброды». Во-первых, я-сообщения не обвиняют, а рассказывают про вас. Во-вторых, они помогают лучше понять последствия поступка.

Тайм-аут. Не наказывайте сразу. Выдержите небольшую паузу, во время которой ребенок должен находится в отдельной комнате. Время тайм-аута зависит от возраста ребенка. Для трехлетки безопасным промежутком считается 3–5 минут, для подростка — 15–20 минут. Это время поможет вам и ребенку остыть и не наговорить друг другу того, о чем вы можете пожалеть.

Один проступок — одно наказание. Вам необходимо установить четкие правила для всех членов семьи. Если вы запрещаете ребенку пользоваться телефоном или читать за едой, то и сами не должны так делать. Если вы обещаете позвонить, когда задерживаетесь, но не звоните, то и ребенок не будет этого делать. За каждый проступок должна быть составлена адекватная шкала наказаний. Если, например, вместо уроков ребенок играл в телефон или играл с друзьями, то ему придется делать домашнее задание вместо вечернего отдыха и настольных игр. Придумайте такие правила для всех членов семьи. Помните, что нельзя наказывать авансом или за несколько проступков сразу. Это размывает наказания и делает его бесполезным.

Конечно, самое важное — говорить и объяснять. Чем лучше у нас налажен контакт с ребенком, чем больше доверия в отношениях, тем реже нам придется прибегать к наказаниям

Рекомендуем для изучения

Для тех, кто хочет четко расставить границы с детьми и выработать в себе позицию настоящего взрослого.

Что еще почитать:

Почему наказания ребенка не помогают?

Наказание очень часто назначается «в сердцах», когда взрослый выходит из себя и неожиданно решает наказать ребёнка – что-то у него забрать, что-то запретить, поставить в угол, шлёпнуть и т.д.

В таких случаях ребёнок заранее не предупреждён о последствиях, у него не было выбора повести себя так или иначе, наказание в буквальном смысле «сваливается ему на голову». У ребёнка в такой ситуации нет возможности что-либо исправить, как-то изменить ситуацию – уже поздно. Здесь нет никакого обучения на будущее, есть только карательная составляющая, часто пугающая ребёнка своей неожиданностью.

Как можно наказывать ребенка, способы наказания детей.

Первое правило при наказании, чтобы ребенок видел причинно-следственную связь между своим проступком и результатом. Ребенок должен знать за что его наказывают. Наказание должно стать последствием нарушения правил, которые ребенок знал заранее, а иначе за что наказывать.

Он должен усвоить: если что то потерял или сломал, то этого у тебя в ближайшее время больше не будет; если не убрал за собой игрушки, то не будешь смотреть мультфильмы; если не слушаешься маму, то мама не пойдет с тобой гулять. Для этого совместно надо выработать правила, которых ребенок должен придерживаться, объяснить ему каждое из них.

При наказании, критикуйте сам поступок, а не личность самого ребенка, избегайте личностные характеристики малыша (плохой, неряха, дурак).

Озвучивая наказание, старайтесь оговорить и временные мерки, иначе формулировка » Не получишь больше сладкого» воспринимается ребенком, как запрет на всю жизнь. А вы забыв об этом, сами предлагаете сладости через какое то время, в этом случае ваш авторитет может пошатнуться.

Самое главное это нельзя лишать его физиологических потребностей, еды, питья, но вы вполне можете не дать ему вкусненького.

За некоторые проступки, не оговоренные правилами, или когда ребенок становится не управляем, его можно поставить в угол, чтобы он остался наедине с собой и подумал, предварительно объяснив спокойным тоном, за что он наказан. Этот способ наказания детей должен быть пропорционален возрасту, то есть пятилетний стоит 5 минут.

Любое наказание заканчивается и у вас должна быть процедура примирения, чтобы малыш знал, что вы его любите и больше не обижаетесь, например «обнимашки».

Когда ругать нельзя?

Если мы сами не соблюдаем установленные правила, то наказывать за них ребенка тоже не нужно. Поведение родителя — эталон и образец для подражания для детей. Если мы сами не любим овощи или ужинаем с телефоном в руках, очень сложно объяснить ребенку, что ему нужно полюбить брокколи на пару или отложить гаджет во время приема пищи.

В присутствии других людей отчитывать и ругать ребенка тоже не нужно. Особенно это касается значимых для него людей — друзей, учителей, тренеров. Это не помогает лучше осознать поступок. Наоборот. Ребенок думает, что вы его предали. То же самое относится и к ситуациям, когда вашего ребенка ругают другие люди. Даже если ребенок неправ, вежливо, но жестко скажите, что сами решите, как и когда наказывать. Ребенок должен знать, что вы — одна команда в любой ситуации.

Когда мы сильно испугались за ребенка, первой нашей реакцией может стать крик, а то и шлепок по попе. Например, когда ребенок выбежал на дорогу, залез на слишком высокую горку или долго не отвечает на наши звонки. Страх — естественная реакция, и вполне естественно злится на того, кто стал причиной этого страха. Но ругать ребенка за наши реакции неправильно.

Если ребенок не нарочно разобрал дорогую игрушку или решил проверить, умеет ли кот плавать, ругать и наказывать его за познавательную активность, тоже не надо. Нужно спокойно объяснить последствия его поступков и сказать, что в некоторых случаях в устройстве игрушки или плавательных способностях кота лучше разобраться вместе со взрослыми.

Когда проступок совершен из-за особенностей развития, ругать за него тоже не стоит. Трехлетний малыш еще недостаточно хорошо координирует свое тело, именно поэтому он роняет чашку и разливает молоко. Мозг подростка занят сотней дел одновременно, поэтому вполне логично, что он мог забыть про хлеб, который вы его попросили купить. Это не значит, что поступки должны пройти без последствий. Это значит, что наказывать за эти поступки не надо.

Воспитание ребенка без наказаний

Полностью избежать наказаний невозможно. Тем или иным методом, все родители наказывают своих детей. А не наказывают только те, кто абсолютно безразлично относиться к жизни малыша. Однако, в силах каждой семьи свести наказания к минимуму.

  • Проявить терпение и понимание. Ребенок — такая же личность, как и вы. В каждом его поступке заложен смысл. Постарайтесь понять мотивы поведения малыша. Тогда, подход к небу будет найти значительно проще
  • Соблюдайте собственные правила. Например, есть правило не смотреть телевизор до полного завершения уроков и домашних дел. Естественно, ребенок будет снова и снова спрашивать разрешения, чтобы вы ему уступили. И уступив однажды, можете забыть об этом правиле
  • Воспитательный процесс должен быть основан на личном примере. Например, сложно привить у ребенка любовь к чтению, если он не видит родителей с книгой в руках
  • Не давите на ребенка. Вместе составляйте правила поведения
  • Воспринимайте ребенка, как личность. Даже в маленьком возрасте ребенок имеет особенности характера и темперамента. Особенно это нужно учитывать при воспитании подростков. Не относитесь к ребенку, как к малышу
  • Поощряйте ребенка за хорошее поведение и соблюдение правил. Однако, всему должна быть мера. Ребенок не должен вести себя хорошо только ради поощрения
  • Разделяйте интересы малыша, проводите чаще время вместе. Если ребенок будет видеть, что нужен вам, он сам захочет идти на контакт

Физические наказания

Душепагубные проявления

В поведении детей надо вовремя увидеть и искоренить душепагубные поступки. К ним можно отнести разнузданную вседозволенность в виде гневных проявлений.

Малыш в досаде, сердясь на родителей и на еду, смахивает хлеб со стола, бросает на пол. Как отнестись к такому поведению? Строго, очень строго! Небрежное отношение к еде не должно ускользнуть от родительского внимания, т. к. за этими проявлениями детского негодования возрастает душепагубное чувство неблагодарности, потребительства.

Нельзя позволять ребенку упражняться в гневливости, раздражении, капризах. Надо искоренять самые первые росточки разнузданности. Может быть, вразумление будет строгим и болезненным, но ведь и лекарства чаще всего горькие.

Ребенок толкнул, пихнул, ударил… К самому малому проявлению агрессии нельзя относиться снисходительно! Малыш как можно раньше должен усвоить правило о неприкосновенности человека. Никому и никогда нельзя причинять боль и страдания.

«Не будь побежден злом, побеждай зло добром»

Если рука поднялась, чтобы вразумить, или начинается словесная атака — надо остановиться! Хотя бы на полсекунды. Надо честно ответить себе: я сейчас люблю своего ребенка, или это накал моего негодования? Если нет этой простой и мудрой любви, а лишь накипь гнева, то нельзя спешить. Впоследствии будет стыдно и за действия, и за слова, которые были обрушены на малыша. Следует уйти, перемолчать, но не дать злобному гневу вырваться в действие против ребенка. Только приведя свои чувства в порядок, можно вразумлять и наставлять своего ребенка.

И пусть верностью выбранной тональности наказания будут наши родительские чувства и переживания. Что в нашей душе после «педагогического воздействия»? Душа не даст солгать: мучает совесть, стыд — значит, воздействие неверно!

Более того, одна ошибка порождает многие последующие. Родители могут начать заискивать, «подлизываться», искупать свою вину. И вместо урока, подчас сурового, ребенком усваивается родительская «плохость» — ведь была возможность усомниться в справедливости наказания.

Наказание, как неотъемлемая часть воспитания, в любом виде должно быть прикровенным и интимным. О нем должны знать только двое: ребенок и тот, кто рядом. Мы, взрослые, тяжело переживаем любые замечания, высказанные нам при посторонних. Мы подчас не понимаем и не помним сути сказанного, но обиду помним и подчас разбираемся только в том, как нам было сделано замечание. Что же говорить о ребенке?

Можно ли наказывать или ругать ребенка?

Если под наказанием подразумевать побои и крики, то нет. Если же мы говорим о запретах и методах поддержания правил и установления границ дозволенного, то да. Запреты в любом случае должны быть.

Полноценный родитель — не тот, кто только хвалит ребёнка, а тот, кто создаёт условия для развития.

Это человек, который знакомит с миром, правилами и способствует адаптации ребёнка в мире и социуме.

Если ребёнок в семье не научился придерживаться правил поведения, то он будет их нарушать и вне семьи, только мир не будет с такой готовностью его прощать, как родители.

Границы в воспитании

Важную роль в воспитании играет правильное установление личностных психологических границ.

Здоровые границы:

  • служат для сохранения целостности: физической и эмоциональной;
  • позволяют бесконфликтно строить отношения с другими людьми.

Если ребёнку во всем потакали в семье, создавали сверх комфортные условия, то вполне вероятно, что когда он выйдет в мир, этот мир покажется ему слишком жёстоким и непредсказуемым. В результате такой человек травмируется больше обычного взрослого и испытывает колоссальное напряжение.

Выводы:

На мой взгляд, применение телесных наказаний к детям несет один лишь вред, но никак не пользу. Надеюсь, я смогла убедить в этом и вас.

Поступая таким образом, вы вредите не только физическому, но также и психическому, психологическому и эмоциональному здоровью вашего ребенка. Не говоря уже о том, что такие дети (а потом и взрослые) не умеют принимать поощрения и похвалу; “я недостаточно хорош”, “со мной не все в порядке” – это намертво “вбито” в них.

В этой статье вы могли наглядно убедиться в неэффективности телесных наказаний и в том, что посредством их применения вы ничего не добьетесь от своего ребенка и ничему его не научите. Нет! Вру! Научите! Научите: решать все конфликты только силой, бояться и не доверять не только всему миру и всем людям, но даже вам. И также мы оговорили с вами тот факт, что есть множество альтернативных, гуманных методов воспитания, которые, конечно же, требуют терпения.

А что хорошее может родиться без терпения и прикладывания нужных усилий?

И хотя Гамлет в своем монологе «Быть или не быть, вот в чем вопрос», ставит его скорее риторически, не давая точного ответа, мы с вами, ответим на наш перефразированный вопрос четко и однозначно:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий