В каких ситуациях воспитывать чужих детей нельзя
Согласно рекомендациям психологов, существуют ситуации, при которых делать замечания чужим детям категорически нельзя.
Ситуация 1: если ребёнок плачет и истерит в присутствии своих родителей
Довольно часто можно встретить в общественных местах плачущих детей в сопровождении «равнодушных» родителей, которые никак не реагируют не истерику ребёнка. Такая картина — раздражающий фактор для окружающих, которая нередко заканчивается замечаниями с их стороны. При этом замечания могут быть адресованы как в адрес ребёнка, так и его родителей. Однако вмешиваться в такую ситуацию не следует по следующим причинам:
- «равнодушие» родителей может быть частью воспитательного процесса. Например, ребёнок при помощи плача может пытаться манипулировать родителями. В такой ситуации игнорирование истерики ребёнка взрослыми — абсолютно правильное решение;
ваше замечание может усилить детскую истерику. Во время плача ребёнок находится в неадекватном состоянии и не может нормально воспринимать ваши слова;
- чужая детская истерика — не ваша забота. Каждый родитель сам знает, как правильно вести себя со своим ребёнком.
Ситуация 2: если поведение ребёнка вам не нравится, но оно нормально для детей
Если поведение ребёнка кажется вам неправильным, но оно не агрессивно и не угрожает окружающим, то следует несколько раз подумать, прежде чем делать замечания. Очень часто случается так, что нас раздражает нормальное детское поведение. Детям свойственны яркие эмоции и бурное их выражение. Громкий смех, гиперактивность, повышенная возбудимость — естественные особенности любого ребёнка. Нельзя требовать от детей «взрослого» поведения, которое не соответствует их физиологическому и психическому развитию.
Радостные детские эмоции должны не раздражать окружающих, а вызывать улыбку
Ситуация 3: если ваше мнение субъективно
Бывают ситуации, когда поведение ребёнка раздражает только вас, но не вызывает никакого недовольства у других. Например, ребёнок может громко петь в общественном транспорте. У большинства людей это вызовет улыбку и восхищение, и лишь у некоторых — недовольство. Если ваше мнение о ребёнке субъективно, то следует справиться с собственным раздражением и не высказывать свои мысли вслух.
Среднестатистический ребёнок слышит в течение дня 432 замечания
Знаете ли вы, что в течение дня среднестатистический ребёнок слышит в свой адрес примерно 432 негативных суждения и всего лишь 32 позитивных? (Исследования Ричарда Кволса «Как изменить поведение ребёнка»)
Представьте, что в вашем доме были бы установлены скрытые камеры и вам нужно было бы постоянно контролировать, что вы говорите. Как вы думаете, сколько раз в день вы бы ловили себя на словах: «Нет», «Не делай этого», «Прекрати», «Перестань», «Не лезь», «Не трогай» и т.д.? Слова-команды «Прекрати» и «Не далей этого» и тому подобные создают целый ряд проблем для маленьких детей. Давайте посмотрим, почему так получается.
Ловушки, которых нужно избегать, когда вас критикуют
Желание поддаться эмоциям
Первая реакция (гнев, обида, желание уязвить в ответ) повторяет реакцию на стресс, и она всегда неправильная. Многие кидаются в контратаку и начинают сыпать ответными обвинениями, другие шокировано молчат, третьи – оправдываются. Ничего из этого не подходит для адекватного решения проблемы
Поэтому важно отставить эмоции в сторону
. Если прямо сейчас это сделать невозможно, постарайтесь взять таймаут и дождитесь, пока вы успокоитесь.
Чувство напряжения
Выслушивание критики – такой же стрессовый фактор для организма, как падение с высоты. Чтобы минимизировать повреждения при ударе об землю, необходимо максимально расслабить мышцы тела
. То же правило работает в ситуации, когда кто-то критикует ваши действия. Отрицательная обратная связь заставляет большинство людей напрягаться, потому что они ожидают получить травму и подсознательно хотят заблокировать боль, но вместо этого только делают хуже. Постарайтесь успокоиться, расслабьте мышцы, контролируйте дыхание.
Стремление ответить как можно скорее
Лучше хорошо осмыслите сказанное, при возможности возьмите время на раздумье. Сделайте глубокий вдох, сконцентрируйтесь на своей эмоциональной реакции и на невербальном сообщении критикующего. Сосредоточьтесь на том, что вы хотите добиться решения конфликта, а не его усугубления
Если отложить разговор не получается, используйте тактику задержки, отразив сказанное человеком. Повторите его мысль: «Вы говорите, что…?». Или скажите прямо, что вам нужно несколько минут, чтобы собраться с мыслями.
Попытка оправдаться
Подумайте: что если сказанное – правда? Чтобы более объективно оценить критику, представьте, что на вашем месте другой человек
и вы смотрите на проделанные им действия от имени кого-то третьего. Как бы оценили свои поступки, результат своей работы и т.д.? Оправданная критика (то есть та, которую вы сами оправдали) вызывает меньше отрицательных эмоций и может принести вам большую пользу.
Помните: негативная обратная связь, как и неудача, является хорошей возможностью для самосовершенствования, это стимул посмотреть на себя со стороны.
Требуем справедливости
Перед тем как сделать выговор, следует иметь в виду немаловажную деталь. Наказать одного сотрудника можно только за то же самое, за что наказали другого. За одинаковый проступок недопустимо отчитывать одних, а другим спускать его с рук. Справедливость одна на всех, и никаких исключений здесь быть не может. Такие вещи в коллективе не забываются очень долго, а заодно крайне негативно сказываются на отношении к начальству.
Наконец, для того чтобы самый корректный и тактичный выговор все же привел к желаемому результату, нужно:
- четко выяснять фактическую сторону дела, чтобы не попасть впросак своими замечаниями;
- поставить сотрудника в известность о нарушении им корпоративных норм своевременно, не дожидаясь, пока проблема станет хронической;
- при необходимости ввести процедуры, которые позволят контролировать ситуацию в перспективе.
И самое главное: стоит помнить о том, что в деле общения с людьми нет и не может быть схем, безотказно работающих в 100% случаев. Ни для кого не секрет, что одни и те же замечания у разных сотрудников могут вызвать совершенно разную реакцию. Перечисленные выше советы не являются панацеей, но они помогут найти баланс между желанием указать подчиненному на его ошибки и сохранить комфортную атмосферу в коллективе.
Анастасия Иванец, эксперт журнала “Консультант”
М.Г. Суховская, юрист
Как правильно применять эти дисциплинарные взыскания к работнику
На нерадивых сотрудников, безусловно, надо воздействовать. В частности, с помощью дисциплинарных взысканий, которых всего трист. 192 ТК РФ
:
- замечание;
- выговор;
- увольнение (в строго оговоренных законом случаях).
Других взысканий нет и быть не может.
Никаких там строгих выговоров или выговоров с занесением в личное дело.
Внимание
За один дисциплинарный проступок
может быть применено только одно взыскани ест. 193 ТК РФ
.
Если подвергнуть работника несуществующему взысканию, а потом за повторный проступок уволит ьп. 5 ст. 81 ТК РФ
, суд может признать увольнение незаконным лишь на том основании, что первоначально наложенное взыскание не предусмотрено Трудовым кодексо мсм., например, Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского облсуда от 05.10.2011 № 33-6209/2011
.
И уж тем более в качестве взыскания нельзя применять к работникам штраф ысм., например, Определение Мосгорсуда от 17.06.2010 № 33-18087
, понижение в должности, перенос отпуска и тому подобное. Что касается удержания из зарплаты работника так называемого дисциплинарного штрафа, то в случае обжалования такого взыскания работодателю придется выплатить работнику все удержанные деньги вместе с процентами за задержку выплаты зарплат ыст. 236 ТК РФ
.
Например, для гражданских госслужащих это предупреждение о неполном должностном соответстви ип. 3 ч. 1 ст. 57 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ
. Аналогичное взыскание есть и для работников таможенной службы и органов внутренних дел, также к ним может применяться и строгий выгово рст. 29 Закона от 21.07.97 № 114-ФЗ
; ч. 1 ст. 50 Закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ
.
ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
Если трудинспекция выявит факт применения к работнику взыскания, не поименованного в ТК РФ,
работодателю грозит штра фч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ
:
- на фирму – 30 000- 50 000 руб.;
- на руководителя – 1000- 5000 руб.
Сам приказ о таком взыскании обяжут отменить. А если это не будет сделано, то фирму и ее директора снова могут оштрафовать за невыполнение законного предписания контролирующего орган ач. 1 ст. 19.5 КоАП РФ
.
В статье мы рассмотрим процедуру оформления таких взысканий, как замечание и выговор. Но прежде хотим напомнить вот о чем. Работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание при неисполнении или ненадлежащем исполнении работником своих обязанносте йст. 192 ТК РФ
. Но обязанности эти должны быть закреплены документально – в трудовом договоре, должностной инструкции или локальном нормативном акте (например, в правилах внутреннего трудового распорядка), а работник должен быть ознакомлен с ними под роспис ьст. 68 ТК РФ
. Иными словами, тут действует правило: если работодатель не ознакомил работника с документом, где закреплены его обязанности, то работник освобождается от ответственности за их неисполнени есм., например, Определение Самарского облсуда от 30.07.2012 № 33-6996
.
Можно ли делать замечания чужим детям – ситуации, в которых просто необходимо вмешаться
В 2017-м году долго гуляло по Сети видео, в котором в очереди на кассу маленький ребенок упорно толкал магазинной тележкой постороннего мужчину в то время, как мама мальчика никаким образом на дерзость сына не реагировала. Нервы мужчины сдали, и он вылил молоко из пакета на голову мальчугана. Эта ситуация разделила «соцсети» на 2 лагеря, в одном из которых защищали ребенка («Да я бы за своего сына ему морду набила!»), а в другом – мужчины («Правильно сделал парень, наглых детей и их мам надо учить наглядно!»).
Кто прав? И в каким ситуациях действительно нужно реагировать?
На самом деле, вмешиваться или не вмешиваться – решать каждому самостоятельно в силу воспитанности, но важно понимать, что поучать чужих детей – не ваша забота, а их родителей
Для начала нужно расставить приоритеты
Проще всего укоризненно покачать головой, соглашаясь с незнакомым человеком, или отчитать свое чадо за совершенный проступок, может даже незначительный. Чаще всего, родители так и делают. Одернут порицающе малыша и забывают через несколько минут об этой ситуации. А вот дети такое запоминают. Вам кажется что ребенку все равно, но посмотрите на ситуацию со стороны – вы, по сути, переходите на сторону обидчиков, незнакомых и чужих людей, и вместе с ними ругаете свое родное чадо! Это не предательство?
Представьте ситуацию: в спешке молодая жена красит глаза и в итоге стрелки получились кривыми. Они с мужем заходят в лифт и соседка начинает комментировать: “Вы видели как ваша жена стрелки подвела? Она в зеркало смотрится или как?” А муж вместо того, чтобы стать на сторону своей половинки ответит: “Да, она у нас неумеха, постоянно так глаза подводит!”
Правда же нелепая и смешная ситуация получается? А с ребенком взрослые именно так и поступают. Прежде чем отреагировать немедленно на провокацию случайного прохожего по поводу вашего малыша, подумайте кто вам дороже – какая то тетка или ваш ребенок?
6 правил вежливости
Делать ли вообще замечания чужим детям – вопрос непростой и очень спорный. Но есть несколько общих правил. По сути эти правила – о воспитанности и вежливости.
Общее правило номер один
С детьми разбираются родители.
Правило, из которого, как ни старайся быть корректной, есть исключения:
- чужой ребенок обижает твоего ребенка,
- чужой ребенок берет без разрешения ваши игрушки,
- родители чужого ребенка не реагируют либо их не видно – и ты вынуждена вмешаться.
Как?
Общее правило номер два
Мы не воспитываем чужих детей, мы обозначаем границы допустимого в отношении своего ребенка и свое право на свои игрушки, вещи, гаджеты.
Как это выглядит (звучит) на практике.
- Не “не толкайся”, а “я не разрешаю тебе толкать мою девочку”, либо “пожалуйста, не толкай мою девочку”.
- Не “не трожь!”, а “это наш самокат, я не разрешаю тебе его брать”, либо “это наш самокат, прежде чем его взять, попроси, пожалуйста, разрешения у Маши”.
Мы не воспитываем чужих детей, мы устанавливаем (контролируем) правила игры.
- Не “не отбирай у Маши самокат!”, а “давайте кататься по очереди, ты прокатился, сейчас Маша проедет круг, потом снова ты”.
- Не “отдай Маше самокат”, а “сейчас Машина очередь кататься”, и крепко держите самокат.
Почему важно вмешиваться в детские конфликты (особенно в малышовые)?
Говорит психолог Ирина Катин-Ярцева:
“Правила мирного сосуществования, правила вежливости появились у человечества не за год или два, это плод тысячелетнего опыта проб и ошибок. Вряд ли кто-то из нас сознательно хочет этим опытом пренебречь и растить детей, как маленьких дикарей.
Поэтому наша задача и ответственность как взрослых – научить детей приемлемым в обществе, цивилизованным способам общения и разрешения конфликтов. И вмешиваясь в детские ссоры, мы показываем им модель правильного взаимодействия”.
Общее правило номер три
Мы не даем оценку поведению ребенка, мы просим его не доставлять дискомфорт другим людям (нам).
Не “не болтай ногами, это некрасиво” и тем более не “сиди ровно, девочки не должны болтать ногами”, а “пожалуйста, осторожнее, ты задеваешь меня ногами”.
Если чужой ребенок мешает вам, например, болтает ногами в автобусе и задевает вас – не “не пинайся” или “не болтай ногами”, а “пожалуйста, не пинай меня”.
Общее правило номер четыре
Вежливость.
Уверенный, но доброжелательный тон. Мы не ругаем чужого ребенка, мы просим его не мешать нам. Вежливость поможет также не настроить родителей ребенка против себя. И не вызовет резкий протест против вас у самого ребенка.
Дети учатся социальному взаимодействию у взрослых. Уважайте малыша, и он, когда вырастет, будет уважать вас, когда вы состаритесь. Не кричите на чужого ребенка, и он не будет кричать на вашего.
Общее правило номер пять
Чего делать нельзя:
1. Нельзя делать замечания, когда ребенок плачет. Какой бы дискомфорт у вас это ни вызывало, родители разберутся сами. Как бы вам ни казалось, что родители не справляются, родители разберутся сами. Только родители знают, почему ребенок плачет, почему ребенок не перестает плакать и что делать, чтобы ребенок перестал плакать.
2. Фамильярничать с ребенком. “Ты че дерешься”, “Ты че ревешь” – это фамильярность. И для детей она столь же оскорбительна, как и для взрослых, но ребенок, в силу возраста и субординации, не может вам адекватно ответить и защитить свои границы, которые вы нарушаете формой обращения, резко входя в близкий круг ребенка.
3. Обсуждать поведение ребенка и его родителей в третьем лице при ребенке и родителях. Это недопустимое нарушение личных границ ребенка и родителей. Понятно, что вы рассержены и вам хочется “отомстить”, но воздержитесь, не опускайтесь до базарного уровня.
Общее правило номер шесть
Обращайтесь к родителям без обвинений, без грубости.
Допустимые формы:
— “Будьте добры, вмешайтесь, ваш малыш расстраивается, что я не даю ему наш самокат”.
— “Кажется, в песочнице назревает ссора. Ваш ребенок там есть?”
— “Извините, вы не могли бы придержать ножки малыша?”
— “Помогите мне, пожалуйста, организовать очередь на горку”.
И если родители попросили прощения за своего малыша и вмешались в ситуацию, не стоит продолжать разговор.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
Вправе ли мы делать замечания чужим детям
В прошлом году (в 2017) достаточно длительное время в Интернете ходило видео: в очереди к кассе ребенок толкал продуктовой тележкой одного мужчину, при этом мама ребенка не проявляла никакой реакции. После того, как терпение мужчины закончилось, он взял пакет молока и вылил его содержимое на меленького хулигана. Такое поведение мужчины разделило пользователей сети на две оппозиции. Одна оппозиция горой стояла за ребенка, которого в любом случае должна защитить мама, другая – поддержала мужчину, мол, таких детей и их мамочек нужно ставить на место.
Но кто в этой ситуации прав и как нужно вести себя человеку?
На самом деле, вмешиваться или не вмешиваться – решать каждому самостоятельно в силу воспитанности. Здесь нужно осознавать, что поучение чужих детей – не ваша забота, это должны выполнять их родители.
Поэтому любые жалобы можно предъявлять исключительно родителям.
Но все же, бывают случаи, когда вмешательство должно произойти:
- Если родителей ребенка поблизости нет, а ситуация требует немедленного реагирования со стороны взрослых людей;
- Если родители просто не хотят ввязываться, к примеру, считая, что ребенка невозможно и не нужно воспитывать до пятилетнего возраста. А в это время ситуация требует разрешения;
- Когда поведение ребенка может повлечь материальный вред для других людей. К примеру, вы – сотрудник магазина, мама ребенка отлучилась в другой отдел за продуктами, а в это время ее дите бегает с дорогостоящим товаром;
- Когда поведение ребенка может причинить физический вред вашему чаду, вам либо другим людям. Да, случается и такое. К примеру, часто возникают случаи, в которых мама постороннего ребенка увлеченно разговаривает по телефону или с подругами и совсем не замечает, как ее дите начинает бить, толкать вашего. Вследствие этого ваш ребенок может получить травму, и здесь совсем не нужно чего-то ожидать, поскольку цена ожидания – здоровье вашего ребенка;
- Когда чужой ребенок нарушает комфортное состояние и удобство других людей. К примеру, в автобусе своей обувью пинает вашу сумку, намеренно громко похрустывает чипсами рядом с вами в кинозале, стучит по вашему сиденью ногами.
Но нужно разграничивать случаи, в которых дети могут себя вести намеренно неприлично или соответствующее возрастным особенностям.
К примеру, если ребенок бегает по холлу больницы (помещению банка, магазина и проч.), то это вполне естественное его поведение, ведь все дети активные и веселые, и для них естественно — бегать и веселиться…
Совсем другая ситуация, когда ребенок ведет себя плохо, при этом родители не обращают на это никакого внимания. Именно последнее может привести к ощущению вседозволенности и прочим последствиям.
Какой можно сделать вывод? Границы поведения должны быть у каждого ребенка! Эти границы, которые подразумевают выполнение общественных правил, могут сделать из нас человека вежливого, доброго и человечного.
Помимо этого, не стоит забывать, что моральные законы существуют, поэтому, если дети их нарушают, то должно быть и наказание, или хотя бы, порицание. Хотя, тут уж дело за родителями.
Если критика объективна
Фильтруйте сказанное
Нельзя верить каждому слову
– даже конструктивные высказывания могут быть гиперболизированы, особенно если человек говорит на эмоциях. Но и отрицать все тоже нельзя. Если слишком серьезно относиться к негативным отзывам, вы рискуете получить психологическую травму, а если полностью их отвергнете, не ища в них полезного, тоничему не научитесь .
Примите правду
Если «обвинитель» прав, будьте честны, признайте это и предпримите соответствующие меры . Принятие ответственности за свои действия – хорошая стратегия, присущая эмоционально взрослым, гармоничным личностям.
Успокойтесь
Даже после справедливой критики вы можете чувствовать себя уязвленным, и это нормальная реакция. Постарайтесь не действовать сгоряча
и найдите, чемуспокоить себя . Побалуйте себя чем-нибудь приятным, чтобы расслабиться и отвлечься: примите горячую ванну, обсудите проблему с другом, сходите в кинотеатр и пр.
Действуйте
По возможности воплотите полученные справедливые замечания в жизнь
. Если вы увидите позитивные изменения, это поможет вам понять и принять, что критика – не всегда зло и внимательное отношение к ней действительно способно помочь.
Так как же донести свою мысль?
Для начала нужно сделать мужчине комплимент (приятные слова всех радуют), а затем добавить такую фразу: «У тебя все хорошо получилось. Но может получиться еще лучше, если ты сделаешь вот так. Почему бы тебе не попробовать так сделать?». И такой совет мужчина примет и будет следовать ему.
Если мужчина сделал ошибку, не рекомендуется его оскорблять, говорить, что у него ничего не получится или смеяться над его промахом. Лучше с приветливой улыбкой на лице ему сказать: «Сегодня, видно, ты был занят, раз забыл об этом. Но, пожалуйста, в следующий раз обязательно это сделай».
За положительные поступки мужчину надо хвалить и поощрять, чтобы у него был стимул делать то или иное действие еще лучше прежнего.
Нельзя мужчину сравнивать с другим человеком, говоря при этом, что тот человек делает что-то намного лучше.
Нужно помнить о том, что каждый человек индивидуален, и что присуще одному, может совсем не относится к другому. Полностью поменять человека невозможно, но вполне возможно некоторые его качества усовершенствовать, отрицательные устранить или сделать менее заметными, и при этом сам человек поменяется в лучшую сторону.
Следуя этим весьма несложным правилам общения с мужчиной, можно избежать многих конфликтов и нюансов в отношениях и построить гармоничную и теплую связь между партнерами.
Применение той или иной меры наказания при различных трудовых спорах регламентируется в том же законодательном акте. В данной статье рассмотрим такой вид дисциплинарного взыскания, как замечание.
Замечание является самой лояльной мерой наказания сотрудника за несоблюдение требований, прописанных в трудовом договоре.
Данное дисциплинарное взыскание обычно осуществляется в письменной форме
. Нарушитель в объяснительной записке может указать факты его невиновности или уважительные причины, вследствие которых был совершен проступок.
Если указанные в документе аргументы работодатель сочтёт весомыми, замечание не будет вынесено сотруднику. Уважительными причинами считаются болезнь, несоблюдение начальством условий труда, отсутствие материалов для работы.
Работодатель имеет право применять любое дисциплинарное взыскание (в частности замечание) только в тех случаях, когда сотрудник не соблюдает юридически закреплённые в трудовом договоре обязанности.
ПРАВИЛЬНОЕ воспитания детей
Как сделать замечание чужому ребенку правильно? Лучше обратиться к его родителям, так как именно они должны разрешить проблему. Однако есть ситуации, когда замечания неуместны ни в каком виде.
Одни люди считают, что нельзя оставаться равнодушными к происходящему и вполне можно вмешаться в ситуацию, если вопрос касается воспитания детей. Другие придерживаются правила о том, что делать замечания чужим детям неэтично. Ну а третьи предпочитают отталкиваться от конкретной ситуации.
«Летидор» уже выяснил, когда мы имеем полное право сделать замечание чужому ребенку
Но при этом важно научиться сохранять баланс между стремлением помочь и умением не нарушать чужие границы
Предлагаем послушать нашего постоянного эксперта – семейного психолога Алексея Ивановича Голева , который рассказал нам, в каких ситуациях нам не стоит вмешиваться, если речь идет о поведении детей.
Алексей Иванович Голев
Итак, замечание чужому ребенку неуместно в следующих случаях.
Ни в коем случае нельзя делать замечание плачущему ребенку
И не так важно, по какой причине он плачет. Возможно, это следствие возрастного кризиса, а может быть, ребенок просто плохо воспитан
Даже если это второй случай, не пытайтесь утихомирить чужого плачущего ребенка своими замечаниями.
Кстати, неуместными окажутся и ваши советы маме или папе о том, как можно быстро успокоить ребенка.
Каждый родитель сам знает, как успокоить своего малыша. Конечно, иногда детский плач может сильно раздражать посторонних, особенно когда мама или папа в это время игнорируют происходящее.
На первый взгляд может показаться, что проблема здесь именно в родителях, которые не обращают внимания на детскую истерику. Но не стоит забывать о том, что это может быть один из методов воспитания, а вмешиваться в процесс воспитания чужих детей категорически запрещается. К тому же истерику иногда необходимо просто переждать, поскольку ребенок в это время не воспринимает слова окружающих.
Поведение чужого ребенка кажется вам выходящим за рамки приличия, но это никак не отражается на личном комфорте? Тогда делать замечания ни самому ребенку, ни его родителям не рекомендуется.
Не позволяйте людям переступать через свои личные границы, но и сами следите за тем, чтобы не нарушать чужие.
Если ребенок своими действиями причиняет дискомфорт, тогда нужно обратиться к родителям с вежливой просьбой объяснить ему о правилах поведения в обществе. Но если вам просто не нравится, как ведет себя чужой малыш на улице, делать замечания категорически нельзя.
Например, одни родители водят своего ребенка на многочисленные кружки, а другие даже не думают записывать своих детей на дополнительные занятия, потому что у детей нет определенных предпочтений. Иногда мамы и папы делятся своим мнением с другими родителями, мол, «для развития ребенка кружки просто необходимы!», попутно сделав замечание их детям: «Почему тебя ничего не интересует?»
Каким бы ни оказалось ваше мнение относительно воспитания детей, следует помнить, что оно субъективно.
Давайте проанализируем, имеем ли мы право делать замечания чужим детям? Если – да, то как это сделать правильно, что можно и нельзя говорить чужому ребенку. В каких ситуациях вмешательство постороннего взрослого просто необходимо и как нужно себя вести с родителями, которые не желают реагировать на ваши замечания? Выделим основные правила поведения и общения с детьми.
Грустно, что современные детки о вежливости знают намного меньше, чем дети предыдущих поколений. Часто люди возмущаются и даже теряются от бесcкультурных и невежественных поступков или изречений чужих детей в общественных местах. Но что можно сделать в ситуации, когда замечание так и хочется выразить? И возможно ли это сделать по отношению к чужим детям, и главное – как это сделать тактично и вежливо?
И претензии вы можете предъявлять только родителям этих невоспитанных детей, за исключением следующих случаев:
- Родителей рядом с ребенком не наблюдается, а его поведение требует срочного вмешательства взрослых.
- Родители демонстративно не желают вмешиваться (например, по причине, что «ребенка до 5 лет воспитывать нельзя»), а вмешательство просто необходимо.
- Действия ребенка влекут за собой причинение материального вреда вам или окружающим. Например, вы – продавец в магазине, мама ребенка ушла в соседний отдел, а ребенок бегает вдоль стеллажей с дорогим алкоголем или иным товаром.
- Действия ребенка влекут за собой причинение физического вреда вам, вашему ребенку или окружающим. Бывает и такое. Например, частая ситуация, когда мама чужого ребенка слишком увлечена чем-либо и не видит, как ее ребенок толкает или бьет другого ребенка. В результате этих действий ребенок, которого толкнули, падает и получает травму. Естественно, в данной ситуации нельзя ждать, пока мама драчуна, наконец, оторвется от своих важных дел (телефона, подруг и проч.), потому что на кону – здоровье собственного малыша.
- Ребенок нарушает ваш (общественный) комфорт. Например, в метро специально вытирает ботинки о вашу шубу, или же, сидя в кинотеатре, демонстративно громко хрустит поп-корном и стучит ботинками по впередистоящему креслу.
Важно понимать, что есть ситуации, в которых дети ведут себя соответственно своему возрасту. Например, носятся по коридору поликлиники или помещению банка (магазина и проч.). Дети всегда активны, и для них естественно — бегать и веселиться
Дети всегда активны, и для них естественно — бегать и веселиться.
Другой вопрос, когда дети намеренно ведут себя отвратительно, а их родители демонстративно не вмешиваются. Отсутствие реакции в ситуации, которая того требует, ведет к ощущению полной безнаказанности у ребенка со всеми вытекающими последствиями.
Зачем нужна критика?
Строго говоря, критика — это просто разбор сложившейся ситуации. Но из-за того, что многие критикующие указывают только на недостатки, репутация этого явления стала не самой лучшей. Действительно, кому приятно, когда его отчитывают за ошибки или выставляют его недостатки на всеобщее обозрение? Такая критика действительно бьет по самооценке и заставляет сомневаться в себе и своих сил.
Однако при помощи критики можно решить множество самых разных задач. Основные из них:
- Критика учит адекватно оценивать себя. Если мы говорим с ребенком только о его достоинствах и достижениях и совсем не обсуждаем промахи и недостатки, у него складывается не очень правильная оценка своих возможностей. В случаях, когда он столкнется с тем, что на самом деле у него не все получается, это может ударить по самооценке больнее, чем корректное указание на неудачи.
- Критика помогает найти точки роста и переживать неудачи. Когда мы обсуждаем проблему или разбираем ошибки, то учим ребенка понимать, что он сделал неправильно, почему так произошло и что можно сделать, чтобы исправить ситуацию. А это, в свою очередь, помогает развиваться и находить возможности для саморазвития. Кроме того, если работа над ошибками проводится постоянно, эти самые ошибки и оплошности станут для ребенка частью жизни, а не поводом для трагедии.
- С помощью критики можно научиться принимать чужое мнение. Конечно, приятнее получать похвалу за достижения, а не разбираться с критикой и недостатками. Но когда мы учим ребенка принимать критику и не обижаться на нее, мы помогаем ему понять, что его мнение и мнение окружающих его людей не всегда могут совпадать. Принятие чужой точки зрения — очень важный навык.
- Критика помогает найти оптимальное решение. Если ситуацию не обсуждать и делать вид, что ничего не произошло, ошибки могут повторяться из раза в раз. Их разбор учит искать выходы из трудных ситуаций и брать на себя ответственность за их разрешение. Обсуждение и мозговой штурм помогают сделать это решение наиболее оптимальным.
Однако все это работает, если мы не просто критикуем ребенка и указываем ему на ошибки. Критика тоже должна выражаться правильно.
Правило №3
Тон, которым мы озвучиваем просьбу для ребенка, должен быть вежливым и доброжелательным. Во-первых, ребенок это почувствует и у него не возникнет желания сделать вам «на зло» в случае враждебного отношения. Он не испугается и не будет плакать, а также родители малыша не будут недовольны вашим замечанием.
Валерия Протасова
Время на чтение: 6 минут
А
А
Современные дети о вежливости, к сожалению, знают гораздо меньше, чем дети лет 15-20 назад. Все чаще можно наблюдать, как взрослые теряются от некультурных, а иногда и просто возмутительных поступков и слов чужих детей в общественных местах.
Что делать, если ситуация требует того, чтобы сделать внушение постороннему ребенку? Можно ли вообще поучать чужих детей, и как это делать правильно?