Как приучить ребёнка к горшку за 3 — 7 дней: обзор лучших методик от детских психологов

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

Какой горшок выбрать

Идеальный горшок — это не розовый и голубой, купленный по половому признаку, а такой, который отвечает анатомическим особенностям строения тела ребенка. Выбирать его нужно по следующим характеристикам:

  • Форма. Мальчикам — овальная, девочкам — круглая.
  • Наличие выступа. Обязателен для мальчиков.
  • Теплопроводность материала. Холодный горшок вызывает неприятные эмоции, чувство отвращения к процедуре. Остановите выбор на пластиковых моделях.
  • Удобство при сидении. Первый горшок должен подходить по росту, размеру попы. Купите вариант со спинкой. Младенец удобно облокотится на нее ночью, рано утром, писая в полудреме.
  • Устойчивость. Обеспечивается безопасность крохи. Края должны плотно прижиматься к полу. Перекосы, сгибы по каркасу характерны для бракованных изделий.
  • Горшок без дополнительных функций. Песенки, подсветку оставьте для музыкальных игрушек.

Методика для деток в 1 год: как приучить ребенка к горшку?

Приучить ребенка к горшку в таком возрасте достаточно сложная задача, но вполне реальная. Стоит запастись терпением и главное, желанием. В наше время, многие родители предпочитают использовать подгузники, и приступить к обучению уже ближе к 2 годам.

Но бывают и такие случаи, когда у деток проявляется аллергическая реакция на памперс или подгузник. В этом случае, стоит заранее приучать к новому аксессуару.

На первом этапе обучения важно донести ребенка до горшка, а не бегать за ним и стараться посадить кроху. Он должен четко понимать предназначение данного предмета, и как правильно им пользоваться.
Когда кроха начинает ползать и ходить, он сможет самостоятельно добираться до горшка, главное чтобы тот находился в доступном месте для малыша, например, в детской комнате или игровой.
При выборе горшка стоит избегать сложных конструкций,  изображений различных животных и пр

Также, для дома вам понадобятся удобные штанишки без ремней, веревок и застежек, их можно будет быстрее снять. Майки и футболки должны быть короткими, чтобы их не намочить.
Задолго до процесса обучения стоит познакомить ребенка с «туалетом». Его нужно просто садить, но не разрешать играть на нем или с ним. Не стесняйтесь брать ребенка с собой в санузел, можно даже усадить его рядом и показать на своем примере, что нужно делать. Малыши часто повторяют как за родителями, так и за старшими братьями/сестрами, поэтому так гораздо легче приучить ребенка к горшку.

Учите ребенка

Детям нужно проговаривать их действия, и в случае оплошности не стоит выплескивать свой гнев и недовольство. Маленькие дети очень плохо воспринимают критику и осуждение, не стоит надеяться, что ребенок после вашего гнева будет впредь сдерживать свое мочеиспускание, наоборот, кроха может на долгое время отказаться от горшка.
Постарайтесь посадить малыша, пока вы готовите ванную, например. После стоит похвалить за успех, но не перестарайтесь чтобы ребенок не думал, будто вы его хвалите лишь за то, что он удачно сходил в «туалет».
Не стоит приучать ребенка, если он переболел или вы знаете, что будете слишком заняты, например, готовитесь к празднику или переезду. Все действия должны быть систематические. Также, в холодное время года, приучить кроху к хождению на горшок гораздо сложней, т.к. мочеиспускание происходит чаще, и одежды на нем намного больше

К тому же, если в летнее время малыш написал в штанишки, если вероятность не простудиться.
Очень важно, чтобы у мамы было достаточно свободного времени, т.к. дети в 1 год, совершенно не умеют контролировать свое мочеиспускание

И потребуется гораздо больше времени и усилий, чем деткам постарше.

Годовалый кроха

Высаживать кроху на горшок нужно через каждые 15 минут. Стоит почитать с ним книжку или показать новую игрушку

Даже если малыш не справился, важно чтобы он посидел на горшке хотя бы 5 мин. Если малыш несколько раз справился на отлично, стоит увеличить промежуток времени между посадкой на горшок.
В процессе обучения важно, чтобы у ребенка не был загружен день, и была возможность вспомнить, что необходимо воспользоваться горшком

Поэтому, если вы заранее знаете, что будете ехать в гости или на отдых, стоит отложить обучение.

Важно выработать рефлекс «позыв-горшок», но не наоборот. Не принуждайте силой и криком, если малыш не хочет даже сидеть, постоянно ерзает по горшку, крутится, пытается что-то достать, убегает и т.д

необходимо отложить обучение до тех времен, пока ребенок немного не сосредоточиться, иначе ваши усилия будут потрачены бесполезно.

Не критикуем

Также не стоит опираться на успехи других деток, все совершенно разные. Кто-то более усидчив, и маме не составляет труда посадить малыша на некоторое время на горшок, другой же – при всех объяснениях совершенно не понимает предназначение, и воспринимает горшок как игрушку.

Как отказаться от подгузников

Отказаться от подгузников в дневное время намного проще, нежели ночью. Днем мы можем «подловить» малыша, напомнить, если он заигрался, а вот как быть с ночным сном?

После того, как у вашего крохи выработается устойчивый навык к регулярному посещению горшка, вы можете заметить, что ночной подгузник остается сухим каждую ночь, а это значит, что вам повезло и пришло время укладывать его спать в одной пижаме.

Но не все детки одинаковы, многие малыши попросту не контролируют во сне акт мочеиспускания, здесь вам поможет непромокаемая пеленка или клеенка и запасные простыни. Со временем ребенок привыкнет вставать в туалет даже ночью. Не поднимайте кроху в ночное время специально для похода в туалет, в противном случае всякий раз, когда вы забудете или не успеете его разбудить, в результате получите лужу. Малыш должен сам научиться распознавать свои позывы к походу на горшок.

Можно порекомендовать, перед сном ограничить потребление жидкости, а также посадить малыша на горшок.По каким причинам ребенок может бояться горшка и что делать в таких случаях

Есть некоторые причины, почему малютка боится ходить на горшок:

  • Иногда родители слишком сильно ругают малыша за испачканные штанишки или даже шлепают его. Эти негативные эмоции сказываются на нежелании общаться с горшком;
  • Если первое знакомство прошло не совсем удачно. Бывает так, что горшок просто не понравился малышу с первого взгляда или же он мог быть холодным или неприятным на ощупь. Уберите ненадолго его. А потом повторите «первое знакомство». Но уже с чем-то новеньким и интересным. Яркая накидка или еще более практичная вещь, которую вы может сделать сами: сшить мягкий чехольчик из теплого материала (может понадобиться не один, так как в процессе использования может пачкаться или намокать). Это обязательно привлечет кроху и поможет удачно продолжать пользоваться горшком;
  • Часто ребенок начинает капризничать из-за того, что его посадили на холодный горшок сонным. Эти неприятные ощущения запоминаются надолго;
  • Возможно, малыша напугали какие-то резкие звуки, или он упал с горшка в процессе и больно ударился;
  • Бояться горшка кроха может и при запорах. В результате даже у привыкшего к горшку ребенка процесс дефекации может ассоциироваться с пытками. Ему трудно объяснить, что в этом виноват не горшок, поэтому ребенок может избегать контакта с ним.

Способы, правила, рекомендации и методики приучения ребенка к горшку

Изобретение памперсов помогло облегчить жизнь мамам. Но теперь наступает время, когда придется, что называется, «засучить рукава» и набраться терпения. Процесс приучения малыша к горшку далеко не самый простой и быстрый. Некоторые советы более опытных мам окажутся кстати:

  • Не стоит слишком настаивать на горшке в первый день, новая странная вещь может напугать. Ласково и спокойно поясните малышу, что это за предмет, посадите на него сначала любимую игрушку. Если ребенок привык к памперсам, то придется их снять. Старшие дети станут хорошим примером, ведь малыши зачастую копируют поведение своих братьев и сестер.
  • Малыши в этом возрасте уже пытаются знакомиться со своим телом. Пояснения мамы, зачем нужны внешние выделительные органы, помогут понять, для чего существует горшок. Дети в состоянии ощущать, что находиться в описанных штанишках очень неприятно, и избежать этого поможет «дружба» с новым предметом.
  • Нужно обязательно хвалить малыша, если освоение горшка проходит удачно. Положительные эмоции помогут закрепить новый навык. При неудачных попытках не стоит отчаиваться и ругаться, нужно терпеливо и ласково снова напоминать ребенку о горшке и возможности быть сухим и чистым.
  • Придется постоянно следить за временем и высаживать малыша на горшок после сна, еды, некоторого времени бодрствования, пока он сам не станет напоминать о туалете при возникновении позывов. Ни в коем случае не стоит делать это силой, отчего у ребенка может возникнуть стойкое неприятие туалета. Спокойно и ласково нужно предлагать сходить на горшок.
  • Пока формируется навык, новый предмет должен быть там, где постоянно находится ребенок, чтобы имелась возможность быстрого использования его в случае необходимости. Если горшок стоит, что называется, «под рукой», малышу при первых позывах легче до него добраться.

Если малыш упрямится и не желает ходить на горшок, следует придумать небольшие хитрости, чтобы сам процесс был более увлекательным. Например: читать в это время определенную книгу, играть в выбранную игрушку, что поможет ребенку расслабиться и забыть о своих страхах. Не стоит, однако, слишком увлекаться этим методом, чтобы не заменить естественный процесс игрой. Многим малышам интересен механический слив воды в унитазе. Можно воспользоваться этим и во время формирования привычки к горшку.

Не нужно спешить и с силой сажать на горшок. Чрезмерные усилия могут вызвать у малыша обратную реакцию, и в качестве протеста он будет делать «свои дела» где угодно, только не там, куда следует. При такой ситуации лучший выход – не вспоминать о горшке некоторое время. А пока мальчиков стоит поучить мочиться по-взрослому, стоя как мужчина, а девочкам «запустить ручеек» в ванне или тазу. Спустя несколько дней можно попробовать вернуться к горшку, но постараться не настаивать, а мягко предложить сесть и пописать.

Никогда не равняйте своего малыша с кем-то из детей и не сетуйте, если что-то не сразу выходит. Каждый ребенок индивидуален, и все получится, если относиться к нему с любовью и терпением.

Внимательный и спокойный настрой родителей поможет малышу быстрее понять, что от него хотят. Если он тужится, напрягается, краснеет, это сигнал к быстрой высадке на горшок. Несколько удачных попыток, и ребенок сам будет проситься в свой туалет.

Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод:

  • быстрый результат возможен, если ребенок уже достиг определенного психологического возраста;
  • обязательна посадка на горшок после того, как ребенок проснулся, а если его одежда к тому же сухая, то увеличивается вероятность скорого формирования нового навыка;
  • не стоит приучать к туалету нездорового ребенка: больной живот, вылезающие зубки и температура – повод отложить обучение на некоторое время;
  • нельзя вызывать мочеиспускание при помощи звуков льющейся воды, сформировавшийся в результате рефлекс может сыграть с ребенком в будущем злую шутку;
  • во время приучения к горшку не стоит сразу отказываться от подгузников;
  • при неудачах нельзя ругать ребенка, нужно проявить больше заботы и терпения и все получится.

Приучаем малыша к горшку поэтапно

Чем рискуют трудоголики?

О том, что работа может вызывать настоящую зависимость, ученым стало известно еще в 1970-х годах прошлого века. Однако четкого клинического определения для этого понятия все еще нет, возможно это и затрудняет изучение влияния этого процесса на здоровье. Сегодня его распознают по трем основным критериям:

  • потребность в постоянной работе и увеличении ее количества
  • ухудшение физического и морального состояния при отсутствии работы
  • неудержимая тяга к очередной порции работы.

Трудоголизм очень тесно связан с профессиональным выгоранием, и наиболее подвержены этому менеджеры среднего звена. Кроме того трудоголизм вызывает расстройства сна, депрессию, повышает тягу к курению и риски профессиональных травм.

Между тем новые исследования показали, что продуктивность работника не зависит от длины его рабочего дня. Доказано, что трудиться эффективно вполне можно и не проводя всю жизнь на рабочем месте.

Как понять, что ребенок готов к освоению горшка?

Среди некоторых родителей существует стереотип: чем раньше кроха освоит чистоплотность, тем лучше и быстрее будет проходить его развитие. Мамы торопятся научить ребенка ходить на горшок, забывая о том, что раннее приучение не является главным приоритетом. Задача поважнее — помочь ребенку понять связь между желанием сходить в туалет и происходящим после: почему штанишки стали мокрыми, отчего мама недовольна испачканной одеждой.

Ребенок готов учиться пользоваться горшком, если он:

  • умеет уверенно сидеть и ходить;
  • понимает и выполняет простые просьбы родителей («принеси машинку», «дай чашку»);
  • может пару часов проходить в сухом подгузнике;
  • выражает недовольство при дискомфорте от мокрой одежды, старается её самостоятельно снять;
  • умеет выражать отрицательный ответ («нет») и может на своём языке выразить процесс мочеиспускания и дефекации («а-а», «пи-пи»);
  • интересуется, для чего предназначен туалет и чем там занимаются взрослые.

Обратите внимание! Когда кроха научится распознавать свою потребность облегчиться и сможет одновременно управлять мышцами мочевого пузыря, именно тогда и произойдет успешное освоение «туалета».

Первый шаг – привыкаем сидеть на горшке

Первый большой шаг в приучении к «домашнему другу» наступает, когда малыш уже твёрдо и уверенно сидит, а это происходит примерно месяцам к 8-ми.

Многие родители, озабочены вопросами: «Когда сажать ребёнка на горшок? Можно ли это сделать раньше 8-ми месяцев?». Сажать можно и в 6-7 месяцев, но очень ненадолго и непременно «страхуя» кроху, поддерживая его двумя руками.

Высаживать своё чадо-чудо на «домашнего друга» надо бережно и аккуратно в любом возрасте, чтобы этот новый жизненный опыт ни в коем случае не напугал малыша, иначе может возникнуть целый ряд неприятных проблем, основа которых – страх перед горшком, и тогда перед вами встанет иной трудный вопрос: «Как научить ребёнка этого горшка не бояться?».

Учтите, сразу у манюни сделать «дела» в горшок может и не получиться, да это и не обязательно, главное на первом этапе – научиться сидеть на этом самом горшке, привыкнуть к нему.

В помощь вам будет не Гугл, а внимательное наблюдение за дитятей, угадывание по его поведению приближающегося момента облегчения и своевременная «высадка» этого «саженца» в горшок, сопровождая процесс пением мантр: «Пи-пи! Ка-ка!»

Эти сигналы так же будут способствовать выработке у малыша нужной и полезной привычки. Через его рефлексы, которые вы у него выработаете еще до года.

Давайте «взятки»

Многие родители весьма категоричны в вопросе каких-либо поощрений для ребенка в целях повышения мотивации. Они считают, что «взятка» вырабатывает в ребенке неверную установку «ты мне — я тебе». В целом, так и есть, слишком частые материальные вознаграждения — не самый лучший вариант для похвалы. Но приучение к горшку — особый период. Порой любые средства хороши, главное — не переусердствовать со «взятками».

Какие поощрения подойдут? Это может быть конфетка за каждый «удачный раз» на горшке. Многие родители используют доску поощрений, куда можно вклеивать стикеры за маленькие успехи.

Что делать, если ребёнок боится: советы психолога

Современные методики, конечно, пользуются популярностью, их печатают в книгах, журналах для родителей. Многие мамы радуются и говорят, что только благодаря такому подходу они с малышом освоили горшок, другие, наоборот, разочаровываются и отрицательно высказываются о новомодных теориях.

Специалисты выделяют несколько причин, почему малыш боится ходить на горшок:

  • родители ругают ребёнка или применяют телесные наказания, если он намочил трусики. Поэтому кроха воспринимает этот предмет как своеобразного врага, из-за которого его обижают;
  • малышу не нравится цвет, форма или внешний вид изделия. Возможно, ему неудобно сидеть, слишком холодная сидушка и т.д. Просто уберите предмет на некоторое время, а потом попробуйте ещё раз познакомить с ним кроху. Если ничего не получается, возьмите сына или дочку с собой в магазин, где они самостоятельно выберут новый предмет гигиены;
  • возможно, виноват испуг. Например, малыш упал с горшка и ударился;
  • кроха страдает запором, поэтому изделие ассоциируется у него с болью во время дефекации;
  • ребёнок психологически не готов знакомиться с такими навыками. Чаще всего это происходит, когда родители начинают обучать малыша раньше двух лет.

Чтобы помочь малышу побороть страхи, психологи рекомендуют придерживаться следующих правил:

  • дождитесь оптимального возраста, когда организм ребёнка будет способен контролировать процессы мочеиспускания и дефекации. У кого-то это отлично получается в два года, а у других — не ранее трёх лет. Не стоит спешить в этом вопросе;
  • не ругайте и не заставляйте малыша, не давите на него. Следует усвоить один совет: не слушайте бабушек, подруг или соседку. Это ваш ребёнок и только вам лучше знать, готов он к горшку или можно ещё немного походить в подгузнике;
  • покажите крохе, как другие детки ходят на горшок. Если в семье нет братьев или сестёр, пригласите друзей малыша. Как только ребёнок увидит, что другие дети без принуждения, спокойно делают свои дела на этом «странном изделии», ему тоже захочется попробовать;
  • относитесь к малышу с любовью и уважением. Если сын или дочь говорит, что им не нравится этот предмет, попробуйте купить другой. Наклейте на него глазки и улыбку, персонажей любимых мультфильмов, чтобы кроха понял, здесь нет ничего страшного;
  • используйте метод сказки. Например, расскажите ребёнку, что горшочек грустит, когда к нему не подходит, ему обидно и он будет плакать и т.д.

Как часто можно услышать от знакомых старшего поколения, что сажать и приучать к горшку ребёнка нужно чуть ли не с трёх месяцев, а если в год кроха ещё не присаживается и не справляет нужду там, где нужно — это трагедия мирового масштаба, а вы совершенно никчёмные родители! Медики и психологи современного цивилизованного общества спешат успокоить всех мам и пап: физиология детей такова, что до полутора-двух лет организм малышей не может удерживать и контролировать мышцы мочевого пузыря и кишечника, а осознанно ходить на горшок мальчики и девочки начинают в промежутке между двумя и тремя годами. Но если трёхлетка совершает промахи — это не страшно, к четырём годам он всему научится. Не стоит тратить свои нервы и травмировать психику малыша криками, наказаниями и ранними попытками.

Как учить

Первый этап

Если все признаки налицо, поощряйте сидеть и пытаться сходить на горшок, пока Вы готовите вечернюю ванну. Хорошенько хвалите. Но избегайте слов «хороший мальчик» или «хорошая девочка», чтобы малыш не думал, что мама его одобряет только, когда он ходит в туалет.

Пытайтесь усаживать на горшок после завтрака, перед полуденным сном или после. Не волнуйтесь, если ребенок ничего не сделал: это будет тренировкой.

Если ребенок в течение недели успешно сидел на горшке, можно надеть на него штанишки.

Избегайте приучения к горшку, если Вы знаете, что будете слишком заняты некоторое время, приближаются праздники, Вы переезжаете, меняете работу, место жительства, Ваш ребенок недавно оправился от болезни, у Вас вскоре ожидается появление младшего ребенка, у старших проблемы со сном, старший проявляет признаки ревности и т. п.

Второй этап

Большинство детей готовы ко второму этапу в промежутке между одной-двумя неделями после начала первого. Но если ребенку уже три года, то это произойдет быстрее.

Основная задача мамы в это время — быть максимально свободной от домашних дел и проявлять максимум желания сотрудничать с ребенком. Если есть старшие дети, то лучше начинать обучение в выходные, когда за старшими может приглядывать муж.

Пусть в течение дня ребенок ходит дома в одежде, а не с голенькой попой. Так, сделав дело в штанишки, ребенок научиться различать состояния «сухое-мокрое».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий