5 способов от детского психолога приучить ребёнка помогать по дому и 5 ошибок родителей

Как приучить ребёнка помогать?

Нельзя заставить ребёнка работать по хозяйству. Но можно мотивировать. Наилучшим решением будет начинать привлекать детей к домашним делам еще с детства. В этот золотой период малышу самому интересно познавать мир и пытаться копировать действия родителей. Есть масса дел по дому, которые подвластны любопытному карапузу, например, месить тесто, мыть фрукты или спасать комнату от нападения плюшевых оккупантов

Важно начинать это делать вместе, вовлекать его в игровой форме. С течением времени навыки будут увеличиваться, и вот вы уже вместе делаете суп или чините водопровод. Нужно показать ребёнку, что вы действительно цените его участие и желание помочь

Нельзя уборкой или какой-либо работой наказать ребёнка или пытаться что-то ему этим доказать. Потому что в таком случае у него

Нужно показать ребёнку, что вы действительно цените его участие и желание помочь. Нельзя уборкой или какой-либо работой наказать ребёнка или пытаться что-то ему этим доказать. Потому что в таком случае у него

сформируется негативное отношение ко всем домашним хлопотам. И с этого момента никакой добровольной помощи уже ждать не придется.

Какие домашние дела можно предложить детям

Большинство хозяек предпочитают составлять списки дел, чтобы не забыть выполнить самое важное. Они смотрят, какие именно домашние дела нужно выполнить утром или вечером, а затем подстраиваются под составленный график. Он помогает сделать жизнь более спокойной, не превратить ее в рутину и бесконечные бытовые хлопоты

Такие же советы дают педагоги, когда стоит вопрос, как научить ребенка порядку.
Хорошо составить список дел для дошкольника и школьника, чтобы вспомнить, что следует сделать сегодня или завтра. Для этого можно воспользоваться следующими вопросами:

Он помогает сделать жизнь более спокойной, не превратить ее в рутину и бесконечные бытовые хлопоты. Такие же советы дают педагоги, когда стоит вопрос, как научить ребенка порядку.
Хорошо составить список дел для дошкольника и школьника, чтобы вспомнить, что следует сделать сегодня или завтра. Для этого можно воспользоваться следующими вопросами:

  1. Какие дела нужно выполнять каждый день обязательно?
  2. Что нужно сделать с утра, чтобы день прошел легко и без происшествий?
  3. Какие привычки помогают облегчить домашнюю работу?
  4. Чем можно помочь взрослым при выполнении ежедневных домашних дел?

Важно! Список дел существенно облегчает жизнь родителям и ребенку, оставляет больше свободного времени, которое можно провести в кругу семьи с удовольствием. Рекомендации психолога предполагают, что родители составляют список дел совместно с малышом. Это может быть:

Это может быть:

Рекомендации психолога предполагают, что родители составляют список дел совместно с малышом. Это может быть:

  • полив растений;
  • уход за домашним питомцем;
  • мытье чайной посуды;
  • проверка чистоты подставки для зубных щеток;
  • уход за расческой и щеткой для волос;
  • уход за своей одеждой и обувью;
  • участие в генеральной уборке квартиры;
  • вытирание пыли.

Отчасти с некоторыми трудовыми действиями ребята могут уже быть знакомы по детскому саду или школе. Родители при составлении списка могут исходить из возможностей своей квартиры и загруженности ребенка в школе.

Советы родителям

  • Следует с раннего детства прививать малышу собственную чистоплотность и уважение к делам других членов семьи. Если карапуз самостоятельно подмел пол, вложил столько сил и труда в это занятие, то он не захочет, чтобы другие намусорили. Желательно привлекать всех в семье к домашней работе, чтобы после долгой уборки никто не хотел мусорить или раскидывать вещи.
  • У каждого в семье должны быть собственные домашние обязанности. Ребенок должен четко понимать, какие обязанности в семье выполняет он. Например, все ребята сами должны убирать свои игрушки или школьные принадлежности.

Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать детей за неубранные игрушки, это ничего не даст и отобьет охоту убирать вообще. Нужно знать меру, ведь если ребенок сейчас категорически отказывается убирать, то заставить его вряд ли получится. Лучше пусть потом выполнит ваше задание, чем вообще ничего

Лучше пусть потом выполнит ваше задание, чем вообще ничего.

  • Взрослым следует показать, что уборка может стать не рутинными обязанностями, а интересным занятием, например, движениями под бодрую музыку. Главное, показать это малышу, тогда привычка выработается максимально быстро.
  • Родителям нужно постараться, чтобы и самим воспринимать уборку в качестве увлекательного занятия. Если мама относится к домашней работе как к ужасному факту в своей жизни, то ребенок не сможет относиться к этому иначе. Ну а если все происходит наоборот, то маленький член семьи будет воспринимать пылесос как разнообразие в играх.

Важно! Нежелательно заниматься домашними делами, когда ребенка нет дома. Даже если хозяйством занимается бабушка, маме тоже следует найти для себя домашнее дело и приобщить к нему сына или дочь

Приучаем к порядку ребенка 5-8 лет

На раннем развитии вашего ребенка необходимо заложить фундамент тяги к чистоте. Если это сделать удалось, то на следующем этапе ребенок сам начнет тянуться к порядку. Но, может возникнуть и другая реакция. У детей уже появится «более интересные» дела

Поэтому, важно избегать конфликтов, но при этом настойчиво продолжать приобщать свое чадо к порядку

Отличным решением в этом деле будет составление списка дел. Такой список можно составлять ежедневно или сразу на неделю. В примерный список дел для детей 5-8 летнего возраста должны входить:

  • Уборка игрушек
  • Мытье посуды
  • Протирание пыли на своем столе
  • Поливка цветов
  • Уборка постели после сна
  • Уход за домашними животными: уборка наполнителя для кошки, замена опилок у хомяка или бурундуков

Этот список можно продолжать. Но, главное при этом, не перегружать ребенка. Не стоит постоянно требовать от него помощи. Но, необходимо сделать так, чтобы за своими вещами он следил сам. И старайтесь, не делать за него его работу.

Как приучать к хозяйству подростков?

Мама 13-летнего подростка во время летних каникул пыталась приучить его к домашнему хозяйству. Вначале мыть посуду и убирать со стола. Уже с малолетства он мог убираться в своей комнате, вынести мусор, убрать за кошкой

Но она добивалась, чтобы он стал это делать регулярно и без напоминаний, не в качестве помощи маме, а автоматически – просто потому, что здесь живёт.Обучать домашнему труду ребёнка нужно спокойно и терпеливо, подходя системно, но быть готовым к тому, что любой адекватный, организованный и разумный ребёнок начнёт «тупить»: не слышать, удивляться, не замечать, забывать.
Зачем нужен данный эксперимент? Потому что в будущем у сына будет семья, дети, поэтому ему так важно с юности привыкать к домашнему хозяйству, чтобы помогать своей супруге, да и пустить его в «свободное плаванье» отдельно от родителей будет не так уж страшно. Можно купить посудомоечную машину, но, во-первых, она дорогая, а, во-вторых, навык мытья посуды в жизни важнее – не везде с ним будет такая техника

А не лучше ли вешать на холодильник листок с напоминаниями? Но когда сын вырастет, от кого ему ждать подобных напоминаний? Пусть уж лучше доведёт эту привычку до автоматизма.

С чем можно ещё столкнуться?

Ребёнок может пообещать всё сделать, но так и не сделать. В этом случае мать предлагает действовать не слишком педагогично – настаивать, заставлять, в надежде на то, что терпение и систематический подход помогут. Вода камень точит…

Как мама сына организовала данный процесс?

Вначале всю работу по дому нужно разделить между домочадцами, хотя во многих семьях предпочитают всё делать вместе, а не делить обязанности строго. И то, и другое является неплохим вариантом, но для ребёнка проще иметь конкретный участок работы по дому, за который он бы нёс персональную ответственность и не мог её свалить на кого-то другого. Навык понимания своей персональной ответственности очень ценен и обязательно пригодится ребёнку в будущем.

При определении области ответственности ребёнка не стоит навязывать ему собственный выбор, лучше предложить ему сделать его самому. Не имеет смысла делать непосильную работу или ту, на которую не хватает пока умения

Важно, чтобы порученное дело было посильным для ребёнка. Его нельзя выпустить выгуливать собаку, поскольку даже по закону этим могут заниматься лица, достигшие 14 лет

То же касается и похода в магазин. А вот аргумент, что он не любит мыть посуду, поэтому и не будет, не должен приниматься в расчёт. Далеко не все любят бытовые хлопоты, но они неизбежны, и кто-то должен ими заниматься.
Поначалу, выдав сыну фронт работ, мама звонила ему с работы, напоминая, что должно быть сделано к её приходу. А спустя некоторое время она решила попробовать обойтись без звонка и посмотреть, что получится. Разумеется, сын про всё забыл и работу не выполнил. Маме пришлось объяснить, что в неубранной кухне она не будет готовить ужин. Из-за этого приходилось ужинать очень поздно, но сын запомнил, что и от него многое зависит.

Доведя до автоматизма одну работу, можно переходить к другой. Не стоит из мальчика делать Золушку и вешать на него весь быт. Но выносить мусор, ходить за продуктами и мыть посуду для подростка вполне по силам, несмотря на уроки и секции.

Не стоит ждать от ребёнка, что свою долю работы он сразу же начнёт делать качественно и вовремя. Поначалу за ним придётся переделывать, убирать осколки разбитой посуды, думать, что делать с окрашенным в машине цветным и белым бельём. Но за эти ошибки не нужно ругать, как и скрывать их от него, тайком выбрасывая испорченную вещь или перемывая посуду. Вначале нужно поблагодарить за работу, а потом заметить, что было сделано неправильно и показать, как надо.

Как приучить ребенка помогать? Важные советы

Запаситесь терпением. Наверняка будут сюрпризы, особенно если ребенок делает что-то впервые. Например, он может весь облиться во время мытья посуды. Или же он может что-то потерять, когда будет переносить какие-либо предметы с места на место. Главное – не ругайте малыша. Лучше помогите ему!
Учитывайте желания ребенка. Например, есть дети, которым в течение какого-то времени нравится совершать одно дело. А иногда ребенку удобнее действовать в разных направлениях, например, сперва сложить вещи на стульчике, затем помыть посуду, потом собрать игрушки.
Обязательно учитывайте физические особенности крохи. Например, не стоит ребенку мыть посуду, если на руках есть ранки. Или можно различать дела для мальчика и девочки. Например, для девочки актуальнее протереть пыль и полить цветы вместе с мамой. А мальчику полезно помочь папе починить стул или другую мебель.
Контролируйте вес, который несет ребенок. Особенно это актуально на детской площадке и в саду, где ребенок может насобирать много песка, камней, почвы. Также в супермаркете ваш малыш может насобирать в «свою» корзину много лишнего товара

Если малышу будет тяжело физически, то вряд ли от такой помощи будет польза.
Обратите внимание на настроение! Ваши попытки приучить малыша помогать будут действительно удачными, если ребенок в хорошем настроении, не устал, не голоден, не хочет спать.
Будьте благодарны! Всё же он работал. А любой труд должен быть вознагражден

Побалуйте чем-нибудь свою кроху. Например, можно сводить ребенка в парк или приготовить ему вкусный десерт.

О том, как приучить маленького ребенка помогать, можно рассуждать очень долго. А примеров дел для детей можно придумать огромное количество. Главное, чтобы детская помощь оказалась полезной для самого ребенка. А ваш ребенок помогает вам по дому? Что он любит делать больше всего?

——
Автор – Света Луч, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Как передавать ребенку домашние обязанности?

Выберите сначала что-то одно из списка, что вашему ребёнку будет по душе и по возрасту, и что он будет делать с удовольствием и интересом. Постарайтесь, чтобы ребёнок был воодушевлён такой возможностью, чтобы почувствовал, что у него получается и захотел делать это снова. Опыт успеха очень важен!

Осознание того, что нежелание ребёнка помогать – это результат воспитания, уже полдела. Осталось понять, как действовать, чтобы ситуацию исправить или не допустить в будущем.

Уделите время обучению

Уделите обучению ребёнка достаточно времени, наберитесь терпения, проявляйте доброту и понимание, поддерживайте, говорите, как у него хорошо получается. Нужно с терпением, без криков и критики показывать малышу все детали. Это для вас рутина, которая выполняется на автомате, а ребенок обучается новому. От того, как этот процесс будет происходить, будет зависеть, захочет ли он и дальше участвовать в хозяйственных делах или поймет, что ничего позитивного в этом нет и откажется помогать.

Делайте эти домашние дела с ребёнком, когда вы не раздражены, никуда не торопитесь и ребёнок тоже отдохнувший и в хорошем настроении. Атмосфера вокруг домашних дел должна быть спокойной и доброжелательной. Не настаивайте, не заставляйте и не давите. Постарайтесь преподнести это как удовольствие, как что-то особенное и очень интересное – вспомните пример с Томом Сойером, который красил забор.

И не называйте ребенку домашние дела «обязанностью» – пусть они будут для него «вкладом в домашние дела» или «вкладом в семью», Согласитесь, «Вклад» — звучит куда приятнее и позитивнее, чем «обязанность». Хороший, позитивный опыт ребенка — залог того, что ему это понравится и он захочет его повторять.

Привлекайте ребёнка к бытовым делам через игру

Например, можно устроить импровизированное кулинарное шоу, и научить ребёнка готовить какое-нибудь блюдо, или замешивать тесто и т. д. Если ребёнок маленький, привлеките куклу или игрушки, которые будут смотреть и учиться у него или как будто «ему помогать».

Поддерживайте инициативу ребёнка

Любое желание ребёнка что-то сделать самостоятельно по дому нужно поддерживать. При этом не нужно критиковать его за ошибки, а наоборот – подбадривать и мягко направлять.

Предоставьте ребёнку больше самостоятельности

Вы даже не догадываетесь, сколько всего под силу детям. Да, не все будет получаться с первого раза, но все мы когда-то чему-то учились и это нужно понимать.

Пересмотрев свой подход в воспитании, можно с легкостью приучить детей к бытовой рутине, более того они сами будут с удовольствием помогать родителям.

Хвалите ребёнка

Старайтесь использовать не просто похвалу, а благодарность:«Спасибо большое тебе за такую большую помощь!», «Спасибо тебе за твой вклад в наши семейные дела!», «Смотри, как замечательно у тебя получилось всё так чистенько убрать!» «Я вижу, что ты, действительно, постаралась!». Если ребёнок не закончил, поблагодарите даже за ту часть, которую он смог сделать.

Чем отличается самостоятельность и ответственность?

Самостоятельность и ответственность — это разные вещи. Сначала у ребенка формируется самостоятельность: «я могу это сделать сам». И только значительно позже, примерно к 9-10 годам, постепенно формируется ответственность: «я могу САМ за это отвечать, САМ об этом вспомнить и без напоминания сделать».

Не ожидайте, что ребенок до 9-10 лет будет сам помнить о тех домашних делах, которым вы его стараетесь научить. Совершенно нормально, что вы будете ему об этом каждый раз напоминать и просить помочь.

Еще очень важно — не делайте из этого «обязаловку» — ребенок, по сути, не должен делать что-либо по дому, это не его задача, а взрослых. Поэтому для него это дело добровольное и, если ребенок по какой-то причине не хочет и отказывается, не заставляйте его

Попробуйте перенести задачу на другой раз. Заставлять – это прямая дорога отвратить ребенка от того, чему вы хотите его научить.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!

P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, где вы узнаете, как построить теплые и доверительные отношения в семье, сделать материнство легким и счастливым, без ежедневной войны с ребенком, без криков и усталости.

Как научить ребенка порядку и приучить к уборке: список дел

Если вы не знаете, как научить ребенка убирать за собой и выполнять другие домашние дела, составьте такие рутины для себя и для ребенка отдельно или объедините их в один список дел. Составить ваш список вам помогут следующие вопросы:

  • Какие бытовые дела я выполняю ежедневно вне зависимости от внешних факторов?
  • Что мне нужно сделать утром (вечером), чтобы предстоящий день прошел легко и без стрессов?
  • Какие привычки помогут мне оставаться спокойной в течение дня? Какие привычки облегчат мои домашние хлопоты?
  • Чем мне может помочь мой ребенок при выполнении утренней и вечерней рутины?
  • Какие привычки, связанные с домашним хозяйством и самостоятельностью, я хочу у него сформировать? Также можно представить ваше идеальное утро и вечер и подробно его описать. Какие действия вы выполняете? На что вам всегда не хватает времени, но в идеале вы бы хотели это успевать?

Вы же не спрашиваете себя, чистить вам зубы или нет. Так же не будете себя спрашивать, мыть сегодня посуду вечером или нет.

Вот так могут выглядеть ваши рутины:

Утро:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель
  • Косметические процедуры и время для себя
  • Хлопоты на кухне: приготовление завтрака заготовки для обеда и ужина загрузка вещей в стиральную машину
  • Просмотр запланированных дел на день
  • И т.д.

Утро ребенка:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель с помощью мамы
  • Сложить пижаму (в шкаф, на полку, под подушку)
  • Почистить зубы и умыться
  • Одеться в приготовленную с вечера одежду
  • Помочь маме с приготовлением завтрака (порезать овощи, намазать масло на хлеб и т.д.)
  • Покормить кота
  • И т.д.

Как вы видите, рутины — это своего рода расширенный вариант режима дня, однако обратите внимание, что в этот список вносятся действительно важные и ежедневные дела, которые ребенок (или вы) уже выполняет или которые должны превратиться в привычку. Следующее, на что нужно обратить внимание, это:. Следующее, на что нужно обратить внимание, это:

Следующее, на что нужно обратить внимание, это:

  • отсутствие перерывов. Даже небольшие перерывы в несколько дней могут перечеркнуть работу, которую вы проводили в течение нескольких недель. Болезнь, поездка в отпуск или прием у себя гостей могут оказать пагубное влияние на формирование привычки. Так что не удивляйтесь, если после отдыха в отеле и ежедневных ужинов в ресторанах и кафе, где за вами убирают официанты, ваш ребенок перестанет относить грязную посуду в раковину самостоятельно. Не стоит огорчаться, по приезду домой принимайтесь с новыми силами за вашу полезную и нужную привычку.
  • постепенность. Как же нам хочется, чтобы наши дети поскорее стали самостоятельными и помогали нам по дому! Но не гоните лошадей и не старайтесь формировать много привычек за раз. Постепенность и последовательность помогут сделать привычки более устойчивыми. Если вы видите, что ребенок выполняет какие-либо действия без вашего напоминания, можно попробовать переходить к другой привычке, но не забывайте хвалить и поощрять своего помощника за все действия вне зависимости от того, закреплена уже эта привычка или еще находится в стадии формирования.

Если вы будете руководствоваться перечисленными принципами и приемами, формирование полезной привычки должно пройти легко и безболезненно для ребенка и окружающих.

Последним этапом формирования привычки является результат. Ведь мы столько трудились! Мы должны видеть плоды своей работы! Результатом может являться как конкретное действие (ребенок заправляет свою кровать, относит грязную посуду в раковину после еды, протирает свои ботинки после прогулки), так и более абстрактные, но не менее важные умения — видеть беспорядок, самому проявлять инициативу, предлагая свою помощь, испытывать потребность в чистоте и организованности.

Как побудить подростка помогать по дому

Полина Успехова:

  1. Всей семьей поделите домашние обязанности. Пусть каждый выберет свою зону ответственности. 
  2. Визуализируйте обязанности. Например, сделайте расписание уборки, чек-лист, напишите задачи и укажите ответственных за них.
  3. Даже если очень хочется ворваться на территорию подростка и сделать там уборку «по-своему», воздержитесь от этого. Ему нужно самостоятельно контролировать личное пространство, нести ответственность за свои действия и быть готовым к последствиям. Он сам постирает грязную одежду, когда чистая закончится. Но если вмешаться и все сделать за него, у него так и не сформируется навык преодоления трудностей: зачем напрягаться, если одежда все равно будет постирана и сложена в шкаф. Да, вы получите чистую комнату, но вместе с ней безынициативного, зависимого и неуверенного в себе подростка. 
  4. Установите штраф за неисполнение обязанностей. Например, подросток не помыл пол, хотя была его очередь, значит он не пойдет на ночевку или не сможет играть на компьютере. 
  5. Делайте позитивное подкрепление. Например, билет на концерт, поездка или покупка, о которой он мечтал, за месяц исправного выполнения обязанностей. 
  6. Просите сделать конкретные вещи, не делайте абстрактных призывов к чистоте. Спокойно напоминайте о том, что нужно помыть посуду, пропылесосить пол и постирать одежду. Подросток может забыть что-то сделать, но он оценит ваше уважительное и понимающее отношение к нему.

Материалы по теме:

  • Как пережить отпуск с подростком 
  • Почему подросток «ничего не хочет»? Объясняет Людмила Петрановская
  • Татуировки, эмоциональность, ссоры: психолог отвечает на вопросы родителей подростков

Мотивация и условия труда

В качестве основного мотива должны использоваться собственные эмоции ребенка и эмоциональные реакции взрослого на детский труд

Важно хвалить, поощрять инициативу, а также обращать внимание ребенка на положительный результат своего труда. Продуктивность трудовых усилий — один из основных параметров, которые необходимо предлагать ребенку в качестве критериев самооценки. Однако следует учитывать возможности малыша и не давать ему такую работу, с которой он не справится

Однако следует учитывать возможности малыша и не давать ему такую работу, с которой он не справится.

Поэтому не стоит ругать ребенка, если он что-то сделал не так или не доделал. Возможно, он просто устал. Можно предложить ему доделать работу позже. Но это нужно обязательно сделать. Иначе может сформироваться привычка, отказываться от работы под предлогом усталости. Он должен понимать, что все равно придется завершить начатое.

Таким образом, приучение к труду — это задача не только педагогов, но и родителей

Необходимо уделять должное внимание воспитанию трудолюбия. Понимание пользы труда поможет малышу стремиться к выполнению работы

Помогать взрослым — должно быть весело! Организуйте занятия с элементами игры и выбирайте посильную работу для ребенка. Тогда он станет отличным помощником для семьи.

Ребёнок не хочет помогать по дому

«Не хочу», «Не умею», «Пусть взрослые делают» — такие фразы знакомы многим родителям. Но почему детям не хочется помогать по дому и как мотивировать их это делать, особенно если они настойчиво отказываются?

Детский психолог Надежда Плотникова объясняет, почему детям нет дела до домашних обязанностей: 

— родители не приучили ребёнка к ответственности с раннего возраста;

— детей слишком опекают и делают всё за них;

— родители используют наказания, чтобы заставить ребёнка помогать по дому;

— родители сами выполняют домашние обязанности нерегулярно или не выполняют совсем; 

— ребёнок боится сделать неправильно или испортить что-то и понести за это наказание; 

— ребёнок не уверен в своих навыках или не знает, как правильно решить задачу;

— ребёнка не хвалят за выполненные дела. 

Как научить ребёнка помогать по дому

Вот несколько рекомендаций от Надежды Плотниковой, которые помогут приобщить детей к домашним обязанностям: 

— Будьте примером: если  хотите, чтобы дети помогали по дому, обратите внимание на то, как вы сами выполняете домашние обязанности. Если вы приходите домой и кидаете вещи на кровать, а не убираете в шкаф, то и ребёнок  будет делать так же. . — Не ругайте за ошибки: ни у кого не получается сделать идеально с первого раза

Разбитые чашки и тарелки — вполне вероятный итог детской помощи. Поэтому, если дети делают что-то не так, не критикуйте и не наказывайте их за это. Ошибки позволяют нам получать опыт и расти. 

— Не ругайте за ошибки: ни у кого не получается сделать идеально с первого раза. Разбитые чашки и тарелки — вполне вероятный итог детской помощи. Поэтому, если дети делают что-то не так, не критикуйте и не наказывайте их за это. Ошибки позволяют нам получать опыт и расти. 

— Не просите делать всё на свете: начните с простых задач, которые ребёнок может выполнить, и постепенно добавляйте новые.

— Будьте последовательными в своих требованиях: не позволяйте ребёнку отлынивать от  работы, но и не забывайте хвалить его за то, что он делает.

— Сделайте уборку интересной: дети охотнее будут помогать по дому, если это будет весело и увлекательно. Например, разнообразьте уборку какой-нибудь игрой. 

— Объясните, зачем нужно выполнять обязанности по дому и что это значит для вас: воспользуйтесь методом ненасильственного общения, чтобы экологично выразить свои чувства и потребности. 

— Не наказывайте домашними обязанностями : так помощь по дому в глазах ребёнка станет чем-то негативным, расплатой за плохое поведение. 

— Не платите за работу: по мнению детского психолога Марины Мишиной, невозможно совмещать семейные и товарно-рыночные отношения. В семейных отношениях главное —  доверие и уважение. В них не платят члену семьи за то, что он делает из заботы о любимом человеке.

Зачем родители пытаются приобщить ребёнка к работе по дому

Давайте разберемся, для чего мы вообще приобщаем ребенка к бытовым вопросам. 

1. Ребёнок не помогает по дому: «Ну, он же должен делать что-то полезное!»

Чаще приходится слышать именно такой ответ. И это что-то мы пытаемся придумать, потому что необходимости в его помощи объективно нет. В этот момент все проблемы и начинаются. Если мы хотим «что-то полезное» от ребёнка, то пусть это будет что-то, что принесёт всей семье радость и удовольствие. Десерт на семейный ужин. Экскурсионная программа по родному городу на 2 часа. Домашний концерт или лекция про динозавров с презентацией. Тогда он почувствует свою значимость, а вы получите новую информацию, приятную атмосферу семейного общения, вкусную еду.

2. Регулярные обязанности

Если очень хочется, чтобы у ребёнка были регулярные обязанности (накрывать стол, мыть посуду или заправлять постель), то надо о них договориться. Например, ввести правило: он делает это каждый день (раз в неделю, три раза в год)

Но здесь важно одно – никто другой не сделает его работу. И если он не заправил постель, а к старшему брату пришла девушка, то перед ней стыдно и брату, и виновнику ситуации

Если он не купил хлеб, то все ужинают без хлеба и т.д. Такой подход воспитает ответственность и даст почувствовать свое важное место в семье: «Если не я, то кто?»

3. Новые навыки

Если вы хотите просто научить ребёнка каким-то навыкам – печь пироги, забивать гвозди или рубить дрова, то лучше начинать это делать вместе. Детям очень ценно общение с родителями, и они с удовольствием включатся в любую деятельность, чтобы почувствовать единение со взрослым.

Но здесь опять очень важно не выдумывать ничего, а отталкиваться от ваших собственных интересов и активностей. Если вы любите сажать цветы на даче, то вовлекайте в это ребёнка, делясь с ним собственным энтузиазмом

Если любите готовить – зовите ребёнка резать морковку или лепить пирожки. Но если вам какое-то занятие не по душе, то лучше не насиловать себя и ребёнка совместной деятельностью, потому что результат с большой вероятностью получится слабенький. 

В конце концов, самое главное – это сделать ребёнка частью семейной системы, помочь ему найти там свое место, почувствовать свою важность для всех остальных. Именно это воспитает в нем ответственность и самостоятельность

А выполнение домашних обязанностей будет приносить чувство гордости и удовлетворения.

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика

Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок

Оставить заявку

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий