Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие:
- Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
- С опорой встает из положения сидя и опускается;
- Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
- Сам держит в руке и ест кусочки еды;
- Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.
Психоэмоциональное развитие:
- Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
- Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
- Громко и четко повторяет слоги;
- Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
- Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.
Как пользоваться календарем кризисов
Календари кризисов бывают 2 типов – общие и индивидуальные. Общий календарь подразумевает понедельную схему наиболее вероятных изменений в поведении ребенка, исходя из человеческой физиологии. Наиболее трудные периоды становления личности наблюдаются у всех людей примерно в одном возрастном промежутке.
Если ребенок родился недоношенным и роды состоялись, например, за 2 недели до предполагаемой даты, отсчет необходимо вести, начиная с дня, на 2 недели позже исходной точки. Во втором случае, при использовании индивидуального календаря кризисов, расчет скачков будет более точным, так как формируется с учетом даты рождения маленького человека. Составить такой календарь можно онлайн, с помощью бесплатных сервисов в интернете.
Например, изображенное солнце на 21 неделе жизни ребенка, рожденного 8 января 2017 г., свидетельствует о том, что грудничок в этот период проявит себя с «солнечной» стороны, в то время как туча на 12 неделе предупреждает родителей о начале кризисного этапа.
Календарь скачков развития
В ходе наблюдения за детьми ученые выделили наиболее непростые периоды в развитии малыша.
5 недель (1 месяц)
Первый скачок развития тесно связан с эмоциональным созреванием. Появляются слезы, первые эмоциональные реакции на маму, ребенок становится особо чувствительным к внешним раздражителям. Поэтому стоит обеспечить на этот период более спокойную обстановку для малыша: больше носить на руках и воздержаться от обилия громких звуков и ярких игрушек вокруг.
8–9 недель (2 месяца)
В это время ребенок начинает замечать то, что происходит вокруг него. Ему становится интересно, как перемещаются предметы, куда уходит мама. Кроха начинает лучше ощущать запахи, вкус, различать звуки. Параллельно малыш начинает знакомиться с телом и находит свою руку: вначале он с любопытством рассматривает ее, а затем — засовывает в рот и пробует на вкус. Такой разный «мир ощущений» вызывает целый взрыв эмоций, с которым грудничку трудно справиться самому.
12 недель (3 месяца)
Третий скачок развития связан с осознанием малышом своих возможностей — теперь он может держать в руке предметы и засовывать их в рот, может управлять своим голосом, может эмоционально реагировать на происходящее вокруг. Многие детки в это же время пробуют переворачиваться на бок. Кроме всего прочего, ребенок отчетливо понимает, что все вокруг него тоже меняется. Такие перемены вокруг вызывают тревогу, и лишь на руках у мамы все спокойно и стабильно, поэтому детки в этот период становятся по-настоящему «ручными».
14–19 недель (4 месяца)
Это время, когда ваш малыш открывает причину и следствие. Это означает, что дети учатся предсказывать будущие события («если я ударю в барабан, он издаст звук»), и это очень важный аспект понимания мира. Также ребенок начинает лучше осознавать свои возможности: теперь малыш сам может дотянуться до предмета, взять его и извлечь звук, например. Помимо этого, совершенствуются моторные навыки. Ребенка одновременно и радуют такие возможности, и пугают. Поэтому настроение в этот период очень переменчиво.
23–26 недель (5,5 месяцев)
Этот период — один из самых непростых для ребенка на первом году жизни, и во многом он обусловлен стремительным моторным развитием малыша. Улучшается координация и умение управлять своим телом, ребенок начинает при помощи переворотов (а иногда и ползком) перемещаться по территории. В какой-то момент ребенок начинает осознавать, что между ним и другими предметами и людьми (особенно мамой) существует дистанция, а это значит — маму можно потерять.
Именно в этот момент начинает кризис сепарации — страх отдалиться от мамы. В это же время ребенок начинает открывать для себя увлекательный мир межличностных отношений. Вы заметите, что ваш малыш становится более пугливым и застенчивым, — это результат его наблюдения за тем, как люди делятся на группы, например — «знакомый человек» против «незнакомца».
34–37 недель (8–9 месяцев)
Это время бурного развития интеллекта. За эти недели ваш ребенок познакомится с категориями, типами и разновидностями. Они заметят сходства и различия: например, собака на картинке ассоциируется у них с вашей любимой собакой. Или другой пример: персик и банан — совершенно разные на вид, но их оба можно есть. В этот период деткам нравится пристально наблюдать за предметами, перекладывать их, трогать, пробовать на вкус, нюхать.
42–46 недель (10,5 месяцев)
Время, когда дети открывают для себя последовательности, а это значит, что они узнают, что жизнь состоит из этапов — например, разрушение и строительство, сокрытие и открытие. Они способны замечать связь между событиями: если они увидят, что вы что-то прячете от них, они смогут это найти. Малыши начинают больше общаться как вербально, так и невербально — кто-то начинает произносить простые слова, кто-то будет использовать все более точные жесты, чтобы требовать желаемое.
Кризис ребенка в 6 лет
Этот кризис появляется в связи с новой ролевой моделью в жизни ребенка. Теперь ему пора в школу, к которой он может оказаться психологически не готов.
В шесть лет дети разделяются на два типа:
- Готовы к обучению, любят познавать новое. Дома им скучно, хочется новых знакомств, знаний, впечатлений. В этом случае школа станет избавлением от кризиса.
- Любят игры и не готовы переходить на новую форму обучения. Для некоторых шестилеток это слишком ранний возраст, чтобы идти в школу. Возможно, стоит подождать до семи.
Что делать?
Предоставьте малышу больше свободы выбора там, где он чувствует себя в своей тарелке. Пусть дома сам выбирает одежду из предложенной, или еду из неких вариантов. Пусть решение поздравить кого-то с днем рождения будет его собственным, а не потому что «надо». Убедитесь в том, что задачи, которые вы поручаете ребенку, он может выполнить. В противном случае в дальнейшей жизни он будет бояться браться за что-то новое.
Особенности поведения родителей
Мамочка и папочка устают не только физически, но и морально. Когда ребенок начинает капризничать и плакать, они начинают сомневаться в собственных силах. Однако такие изменения невозможно полностью исключить из взросления ребенка
Важное запастись терпением и подарить малышу максимальное количество тепла и заботы. Благодаря этому удастся преодолеть все трудности
Мамочке нельзя отвергать ребенка. Он нуждается в ней. Родители смогут обеспечить младенца ощущением защищенности и тепла. Именно поэтому не следует жалеть на них времени и сил. Трудный период пройдет, и малыш за него получит новые навыки, которые будут им использоваться на протяжении всей жизни. Мамочка должна обнимать кроху, петь ему песни и легонько гладить. Положительное воздействие оказывают книжки и покачивание. В грудничковом возрасте ребенка может заинтересовать даже узор на обоях, который он будет с увлечением рассматривать. Кроме прогулок на улице рекомендуется также смотреть в окно. Там проезжает много машин и людей, которые также покажутся ребенку интересными.
Для малышей, которые находятся на естественном вскармливании, потребуется давать грудь намного чаще. Некоторые мамочки говорили, что процедуру приходилось повторять каждый 20 минут. Такая ситуация будет вызывать много негатива, ведь женщине приходится выполнять определенные домашние дела. Если малыш уже питается прикормом, то необходимо сначала предложить его ему, а только потом переходить к груди. Если мамочка уверена, что малыш не хочет есть, то можно увлечь его игрой. Некоторым помогает успокоиться плавание в ванной, прослушивание музыки и прогулки на свежем воздухе.
Каждый ребенок растет и развивается в индивидуальном темпе. Однако каждый преодолевает скачки. Родители должны относиться к этому с терпением и уделять малышу больше времени.
Развитие ребенка: десятый месяц жизни
На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.
- Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
- Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
- Вставать и пытаться делать первые шаги.
- Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
- Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
- Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.
Девятый месяц
Многие детки в девятимесячном возрасте уже ходят, но, невзирая на это, им требуется и дальше наращивать мышцы и укреплять связки, вот почему на этом этапе, чрезвычайно важно качественное питание
Морфологические изменения
В основном, все жизненные системы малыша уже сформированы. Ребёнок хорошо различает предметы на близком и дальнем расстоянии, улавливает любые звуки. Но пищеварение малыша ещё не успело приспособиться к прикорму, поэтому необходимо грамотно сбалансировать питание, чтобы избежать нарушения работы кишечника и излишков жировой ткани. За месяц дети прибавляют в весе пол килограмма и подрастают на 1-2 сантиметра.
Новые свойства психики и мышления
В психоэмоциональном плане могут выражать самые разнообразные чувства, прекрасно понимают, что от них просят или требуют родители, проявляют интерес ко множеству предметов. Двигаются все дети по-разному – одни уже сами делают первые неуверенные шаги, другие перемещаются при помощи специальных устройств.
Важные достижения
Если развитие ребенка в 9 месяцев не отягощено болезнями, то у них появляется много новых навыков:
• детки могут складывать и сортировать разные по форме и цвету предметы; • играть с мячом; • ловко управлять своими пальчиками, поднимая игрушки; • говорить простые слова, и даже короткие предложения.
Кризис ребенка в 5 лет
Главный очевидный признак кризиса – ребенок начал придумывать много небылиц, у него могут появиться воображаемые друзья. Не следует ругать за вранье, так как это своеобразное проявление фантазии.
Менее заметный симптом кризиса проходит внутри ребенка: он очень хочет быть как взрослые. Некоторых детей это заставляет бросить игрушки, девочки тянутся к маминой косметике и примеряют ее туфли. В то же время ребенок остро нуждается в общении с детьми его возраста.
Что делать?
Если ребенок так страстно желает чувствовать себя взрослым, следует дать ему это, и во всех конфликтных ситуациях разговаривать на равных. Нужно дать ему возможность выполнять определенные несложные обязанности по дому. Причем, следует объяснить, что это именно обязанность, а не прихоть: задание придется выполнять постоянно.
Не следует «выбивать» из чада откровенность разговорами (а тем более физическими наказаниями). Доверительные разговоры рано или поздно выявят причину его плохого настроения и закрытости
Важно уметь успокаивать и развеивать страхи ребенка. К примеру, в пять лет уже появляется страх смерти близких, или собственной
Если вы не уверены, что справитесь с объяснением такой сложной темы, возможно, понадобится консультация психолога.
Развитие ребенка в 7 месяцев
Прошло более полугода с момента появления малыша на свет, и наступает новый важный этап в его жизни: самостоятельное передвижение. Большинство детей к 7 месяцам начинают ползать и границы их мира значительно расширяются. Оказывается, что вокруг столько интересного и непознанного! Напоминаем, что взрослым нужно быть внимательными и обеспечить безопасность всех мест, куда может добраться малыш.
Приблизительно в этот момент у детей начинает развиваться долгосрочная память: они запоминают, какие игрушки издают звуки, а какие молчат; различают знакомых людей и тех, кого видят впервые в жизни. Их речь приобретает большую плавность и иногда может казаться, что ребенок осознанно произносит какое-то слово. Но чаще всего это лишь набор звуков, похожий на заветные “мама” и “папа”.
Возможные проблемы в первый месяц жизни
В периоде новорожденности могут возникать такие проблемы:
- Желтушка. Это физиологическое состояние, характерное для большинства младенцев. Оно связано с процессом замены гемоглобина, который был в крови малыша во время внутриутробной жизни, на обычный гемоглобин. Обычно она проходит в первые 2 недели жизни крохи.
- Беспокойный сон. Хотя младенец первого месяца жизни и спит очень много, но вследствие особенностей работы его мозга сон младенца легко нарушается. Так что стоит позаботиться об оптимальных условиях для сна малыша – пусть ребенок спит в тихом и теплом помещении с приглушенным светом.
- Колики. Они появляются у большинства младенцев, как следствие недостаточной зрелости кишечника. Помочь малышу можно с помощью легкого массажа живота, телесного контакта, газоотводной трубочки или препаратов, помогающих избавиться от газиков.
- Плохое заживление пупочной ранки. Чтобы оно проходило нормально, пупочек новорожденного нужно ежедневно обрабатывать бриллиантовым зеленым. В случаях появления выделений из ранки или покраснения пупка ребенка стоит показать врачу. Также нужна консультация педиатра, если малышу уже исполнилось 2 недели, а корочка не отпала и ранка не зажила.
Подведем итог статье и перечислим некоторые советы и рекомендации:
https://www.youtube.com/watch?v=PELAO1bT00g
Седьмой месяц
К 7 месяцам ребёнок заметно подрастает, в его психике и работе нервной системы наблюдается значительный прогресс. Всё это даёт больше возможности для его активного познания мира.
Анатомо-физиологическое развитие
Анатомическое развитие ребенка в 7 месяцев, в том числе, мозга, способствует расширению психоэмоциональных способностей, в это время происходит определение главенствующей роли рук, то есть, малыш будет правшой или левшой.
Активно прорезываются молочные зубы, поэтому важно введение полутвёрдых продуктов. В 7 месяцев слуховой и зрительный аппарат завершают своё формирование, а мускулатура позволяет быстрее двигаться
Малыш продолжает набирать вес и, в то же время, худеть из-за активного времяпровождения.
Интеллект и двигательная функция
Рост умственных способностей, а также совершенствование органов чувств, приводит к тому, что малыш становится более коммуникабельным, отличается логичностью мышления, делает успехи в совершенствовании речи.
Главные результаты развития
Перемены касаются многих сфер жизни детей: • они уже могут проявлять отрицательные и положительные чувства; • искренне переживают за своих близких людей и боятся, когда их нет рядом; • слоги у многих ребятишек уже складываются в простые слова.
В семь месяцев приветствуются любые занятия с карапузом – зарядка, тренировка на фитболе и массаж, игры, предназначенные для пальчиков и ручек. В рацион детей родители уже могут включать диетические сорта мяса.
От полугода до 9 месяцев
7 МЕСЯЦЕВ
Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно ползать на четвереньках?
8 МЕСЯЦЕВ
Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: календарь скачков в процессе развития ребенка). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что уже умеет ребенок в 8 месяцев?
С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх – подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.
9 МЕСЯЦЕВ
Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности – коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.
Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.
Физические особенности
Месяц | Движения | Навыки |
---|---|---|
7 | Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. | Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек. |
8 | Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. | Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку. |
9 | Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. | Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов. |
Нервно-психическое развитие
Месяц
Эмоции
Речь
Интеллект
7
Старается быть в центре внимания
Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками.
Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др.
Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8
Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет.
Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др.
Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия
Ребенок все изучает и исследует.
9
Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность.
В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.)
Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.
Особенности развития новорожденного
В течение первого месяца молодые родители учатся жить с ребенком, ухаживать за ним. Мама и папа учатся купать малыша, вырабатывается режим кормления грудью или смесью, налаживается сон. Организм мамы постепенно начинает возвращаться в норму.
В месяц ребенок уже умеет лежать непродолжительное время на животике, начинает фокусировать взгляд на лице мамы или папы. Некоторые младенцы уже умеют реагировать на громкие звуки, следят за движениями на близком расстоянии. Малыш может поднимать головку из положения на животике, некоторые держат головку в вертикальной позе. У детей уже появляется спонтанная улыбка, восторженные звуки, агуканье.
Это время является адаптационным периодом
Организм ребенка приспосабливается к жизни, поэтому очень важно не пренебрегать осмотром врачей. Патронажная медсестра и закрепленный за младенцем педиатр будут посещать маму с ребенком раз в семь дней на протяжении месяца. Проводится осмотр малыша, аускультация (прослушивание)легких и сердца, осмотр живота
Доктор дает рекомендации по уходу за новорожденным. Врач показывает, как купают детей, как их кормят и пеленают
Проводится осмотр малыша, аускультация (прослушивание)легких и сердца, осмотр живота. Доктор дает рекомендации по уходу за новорожденным. Врач показывает, как купают детей, как их кормят и пеленают
На этом этапе маме очень важно наладить грудное вскармливание, поэтому она может обращаться за помощью к доктору, чтобы он показал, как правильно прикладывать ребенка
Личная гигиена
- Кожа ребенка, особенно в первые месяцы жизни, очень чувствительна к любым раздражителям. Поэтому для купания новорожденного следует выбирать средства, предназначенные именно для ухода за детской кожей. Такое мыло, шампунь или гель для купания не включают в свой состав веществ, способных спровоцировать аллергию, а их pH соответствует pH кожи малыша.
- Температура воды для купания должна быть в пределах 33–34 °C в первые недели, после чего, когда ребенок уже привык к водным процедурам, ее можно постепенно снижать (не больше чем на 1 °C в неделю), доводя до комнатной температуры. Это помогает стимулировать мышечный тонус малыша, улучшить кровообращение в поверхностных сосудах и в целом закалить новорожденного. Но снижение температуры воды для купания должно проводиться только после консультации с педиатром, так как закаливающие процедуры у ослабленного, недоношенного или перенесшего какое-либо заболевание ребенка недопустимы.
- При смене подгузника следует каждый раз очищать наружные половые органы, а также кожу в паховых и ягодичных складках ребенка с помощью специальных гигиенических салфеток без содержания спирта. В первые недели жизни малыша кал преимущественно жидкий или кашицеобразный, поэтому после дефекации ребенка лучше подмывать под проточной водой, уложив его на предплечье лицом вниз, или использовать специальные ванночки для подмывания. После купания кожу ребенка следует осушить мягким полотенцем, которое хорошо впитывает влагу, после чего можно выделить 5–10 минут на воздушные ванны.
Создание правильного микроклимата. В первые недели жизни у малыша недостаточно развиты механизмы терморегуляции – его тело еще неспособно в полной мере компенсировать слишком высокие или низкие температуры окружающей среды. Это значит, что переохлаждение или перегревание ребенка может привести к неприятным последствиям. Поэтому родителям нужно следить за соблюдением следующих условий:
- температуру в комнате ребенка следует поддерживать в пределах 18–22 °C, при этом нужно контролировать уровень влажности воздуха – нельзя допускать ни его чрезмерной влажности, ни сухости;
- одежда малыша должна быть выполнена из натуральных тканей, которые обеспечивают оптимальную вентиляцию кожи, гигроскопичность и не накапливают в себе статическое электричество;
- новорожденного не следует укрывать одеялом или пледом во время сна – достаточно одежды, соответствующей температуре помещения;
- следует регулярно проветривать помещение, в котором находится ребенок. Лучше всего проводить сквозные проветривания в то время, пока малыш на прогулке. За 15–20 минут до того, как он вернется в свою комнату, нужно прекратить проветривание, чтобы воздух успел нагреться до нужной температуры.
Кризис трех лет у ребенка
Здесь понадобится много терпения и спокойствия. Этот кризис сопровождают не только истерики, но и постоянные споры и упрямство. Малыш готов яростно отстаивать свои хотения. Требования родителей выполняет наоборот, в лексиконе появляется очень много «нет» и «не хочу».
Что делать?
Нельзя потакать требованием ребенка, но и нельзя его ломать. Во время истерики лучший способ справиться – спокойно сказать «Мы поговорим, когда ты успокоишься», и перестать реагировать на ребенка. Разговор после истерики обязательно должен состояться (вообще, всегда давайте малышу только те обещания, которые вы действительно исполните). Объясните, что истерики – совершенно недействующий способ добиваться своего.
В три года дети очень любят отрицать. Поэтому все вопросы и указания должны создавать иллюзию выбора. Если вы скажете: «Сейчас ты будешь есть кашу», ждите крика: «Я не хочу кашу!». Следует спросить: «Ты будешь кашу с изюмом или вареньем?».
Формируйте у ребенка положительные паттерны поведения. Хвалите его за самостоятельность, делитесь его успехами с родней при нем же.