Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Дети могут (и должны!) пачкаться, играть с грязью и «пулькаться» в лужах

Страшный сон мамы-домохозяйки: сын или дочь бегают по лужам, размазывают в песочнице грязь или по локоть пачкаются, помогая дяде-дворнику. Я сама постоянно становлюсь свидетельницей тому, как мамочки на детской площадке истерически кричат своим чадам: «Петя! Быстро уйди из лужи!», «Маша! Попробуй еще раз взять в руки мокрый песок!».

Тем не менее только с грязью, в грязи или рядом с ней проходит важнейший этап психического развития ребенка! Эта стадия обычно длится у ребенка от одного до трех лет, и в это время важно давать ему возможность топать и прыгать по лужам и размазывать набухшую от дождя землю. Не прожитая как следует, эта стадия отпечатывается на всю жизнь различными достаточно неприятными «особенностями» характера. Кстати, в некоторых видах терапии психологи сознательно погружают клиента в такой регресс

Кстати, в некоторых видах терапии психологи сознательно погружают клиента в такой регресс

Пачкание в мокром песке или переживание ощущений валяния в грязи дает очень много ресурсов

Кстати, в некоторых видах терапии психологи сознательно погружают клиента в такой регресс. Пачкание в мокром песке или переживание ощущений валяния в грязи дает очень много ресурсов.

Особенности семейного быта

Советская семья рассматривалась как ячейка социалистического общества. Общественные организации могли бесцеремонно вмешиваться в личную жизнь. Женщина работала наравне с мужчиной. Едва родившись, ребенок попадал в ясли. Именно в тот период были организованы общественные столовые, прачечные — только бы не отвлекать женщину от строительства коммунизма.

Только после смерти Сталина значительно изменилось отношение к семье в лучшую сторону:

  • матерям разрешалось уходить в декретный отпуск с 8 месяцев;
  • разрешалось находиться с малышом до 1 года;
  • стали выплачивать пособия по беременности и родам;
  • строили новые детские сады и школы.

В Советском союзе царила эпоха дефицита товаров. Приобрести необходимые предметы быта было неслыханным счастьем. Мебель, бытовая техника, посуда, игрушки, продукты питания — все доставалось великим трудом. Но все товары отличались отменным качеством.

Автомобиль считался роскошью. Очереди на получение транспортного средства отстаивали годами. Зато большинство предприятий выдавало своим сотрудникам бесплатное жилье.

Как правило, советские дети очень много читали, выполняя завет Ленина «учиться, учиться и еще раз учиться». Детская литература находилась на высочайшем уровне — Носов, Чуковский, Драгунский, Успенский, Маршак, Барто — список можно продолжать до бесконечности.

Лампы и кинескопы

Грех было не разбить выброшенную на помойку лампу дневного света. Разбивались они с громким хлопком, если кинуть лампу на асфальт торцом. Об экологии тогда не думали. 

А вот эта находка на помойке была крайне редкой и всегда приносила огромнейшую радость мальчишкам.  Бросали жребий, кто первым кинет кирпич в верхнюю лампу (лучевую пушку кинескопа). Она была самым уязвимым местом кинескопа. Когда лампа разбивалась — кинескоп из-за внутреннего вакуума коллапсировал внутрь с очень глухим хлопком, эхом отзывавшимся во дворах. Соседские мальчишки тотчас же сбегались посмотреть на это действо. Но чаще мы находили кинескопы уже с отбитой лампой. 

Разные аттестаты об окончании школы

В общем, школы 70-х обучали труду так, как могли с помощью своих шефов

То было важное сотрудничество между школой и промышленностью, которое, к сожалению, в то время не всегда позитивно воспринималось шефами. Часто руководители предприятий относились к запросам школ, как к чему-то второстепенному

Но правда была на стороне школ, и пробивные директора школ могли добиться от своих шефов отчетливого понимания того, что школе надо помочь с трудовым обучением школьников.

У школ была градация по тому, насколько они могли обеспечить трудовое обучение школьников.

Аттестат со статусом «Средняя общеобразовательная школа»

Там, где с шефами было плохо, ну не было их «в ближайшей округе», там в школьных аттестатах писали «Средняя общеобразовательная школа», и больше ничего.

Аттестат «Средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа»

Там же где шефы были, и они реально помогали, там могли написать в аттестатах об окончании школы: «Средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа». Почувствовали разницу?!

«Искусство – детям»: в чем оно выражалось

Духовной пище для детей советское правительство уделяло особое внимание. Прежде чем посеять «разумное, доброе, вечное» в неокрепших детских умах, чиновники минкульта пропускали книгу, песню или фильм через жесткую цензуру

Не менее строго фильтровались и «взрослые» произведения искусства, ведь возрастных ограничений в СССР не было. Даже фильмы «до шестнадцати», которые пронырливая ребятня все же умудрялась посмотреть, были подчищены, обрезаны и подогнаны под идеологическую платформу.

В то же время писатели, поэты, режиссеры и композиторы старались творить для детей «как для взрослых, только лучше». И не только из-за боязни цензуры. Творческим людям хотелось, чтобы их произведения воспитывали в подрастающем поколении такие качества, как доброта, сострадание, уважение к старшим, любовь ко всему живому. Благодаря детским журналам и газетам, повестям и приключенческим романам, фильмам, мультфильмам и музыкальным спектаклям те, чье детство прошло в СССР, вспоминают его как самое счастливое время. Это был огромный и светлый мир, наполненный верой в добро, справедливость и всеобщее счастье. Мир что ни на есть реальный. Это потом, много позже, он превратился в иллюзорный…

А тогда дети действительно были счастливы.

1Мне нравится

Коллективная ответственность

Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами.

В качестве примера коллективной ответственности можно привести случай, описанный американским академиком и детским психологом Ури Бронфенбреннером в 1970‑х годах прошлого века. В изданной им книге «Два мира детства: Дети в США и СССР» есть рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе.

Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое

Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена

Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена.

Советская школа: новый этап воспитания

Полученные в детском саду навыки «будущего строителя коммунизма» успешно развивались и в школе. Идеологией в те годы были пропитаны практически все уроки: такова была методика преподавания. Советские школы встречали вчерашних детсадовцев портретами Ленина, а едва научившись читать, первоклашки могли самостоятельно прочесть предисловие к букварю: «Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин…». Современным детям даже представить невозможно, что слово «мама» когда-то ставилось рядом с именем революционного вождя. А тогда это было нормой, в которую детей учили свято верить.

Не обходилось и без массовых детских организаций: октябрятами и пионерами в СССР за редчайшим исключением были практически все. Тем не менее, стать октябренком, а затем и пионером, было почетно. Значимости этим событиям добавляла атмосфера, в которой происходила церемония принятия в октябрята и пионеры: на торжественной линейке детей, одетых в парадную школьную форму, поздравляли учителя, родители, приглашенные на мероприятие гости. Немалую роль играла и атрибутика: нагрудные значки, пионерский галстук, флаг отряда, знамя дружины.

Приучали школьников и к будущему ударному труду: дежурство в классе по графику, сбор макулатуры и металлолома, обязательные субботники по уборке пришкольной территории – все это воспитывало если не любовь, то хотя бы уважение к коллективной трудовой деятельности. Надо сказать, все эти мероприятия не только не напрягали советских детей, но и воспринимались ими позитивно, как возможность внести разнообразие в школьный быт.

Опрятность и аккуратность

Психологи считают, что для ребенка естественна та среда, в которой он живет. Если вокруг малыша грязно, вещи разбросаны, а в раковине гора немытой посуды, то научить его, например, аккуратно складывать одежду, практически не возможно. Малыш просто будет воспринимать это как нечто чужеродное. «Аккуратность — качество личности, включающее любовь к чистоте и порядку, тщательность, точность в делах, внешнюю опрятность, исполнительность и организованность. Аккуратность чаще прививается с детства: когда родители сами следят за порядком, то и дети чаще к порядку привыкают», — поясняет доктор психологических наук Николай Козлов.

В СССР всех детей приучали к порядку с детсада: складывать вещи аккуратно, хранить их в шкафчике, заправлять постель, убирать игрушки. Воспитатели призывали ребенка и его родителей следить за внешним видом, приходить в чистой одежде, выглядеть опрятно. Считается, что оптимальный возраст, когда малыша можно приучать к опрятности и аккуратности — три года.

Психологи заметили, что опрятные люди чаще добиваются успеха, умеют грамотно организовать свой день и в целом более довольны жизнью. Аккуратность, усвоенная с детства, помогает добиться значительных успехов в учебе, а главное, развивает позитивные личностные качества. Поэтому к обучению детей убирать игрушки и складывать вещи взрослым стоит относиться серьезнее — это может повлиять на характер ребенка и его будущее.

Красивый почерк

Еще одна строчка знаменитой песни: «Буквы разные писать, тонким перышком в тетрадь», — отсылает нас к ненавидимой многими каллиграфии. Те, кто застал времена, когда первоклашки писали перьями, пользуясь промокашками, а левшей обязательно переучивали, недоумевают: зачем было издеваться над детьми? Но сегодня забытое искусство каллиграфии возвращается, и многие родители готовы платить репетиторам, чтобы те обучили ребенка азам этого искусства. 

В СССР до 1960 годов писали перьевыми ручками, а первое производство шариковых ручек пробовали запустить в нашей стране только в начале 50-х годов. Писать чернилами левой рукой было невозможно — написанное просто размазывалось, поэтому всех переучивали. Исследований на тему, как почерк влияет на психику, тогда просто не было, но сегодня ученые доказали: красивый почерк может развивать мозг.

«Занятия каллиграфией не только научат ребенка писать красиво, но и будут способствовать развитию его творческих способностей. Они научат дисциплинировать мысль, а вместе с этим вырастет и общая усидчивость, дисциплинированность ребенка», — утверждает каллиграф и педагог Артем Лебедев.

Система образования и воспитания

В советскую систему образования и воспитания входили ясли, детский сад и школа. Каждое из учреждений претерпевало немало изменений. Что-то осталось неизменным и в сегодняшней России. Советская система образования и воспитания имеет свои плюсы и минусы. Чтобы сделать правильные выводы на будущее, нужно знать, как воспитывали детей в СССР. Кто-то ругает советскую систему, другие — вспоминают с умилением, но равнодушных нет.

Ясли и детский сад

Ясли существовали еще в дореволюционной России, но их было всего 19. Крупный расцвет ясельных групп пришелся на эпоху Советского Союза. Подобные дошкольные учреждения принимали детей от 2 месяцев до 3 лет, поскольку женщина должна была работать. Ясли входили в государственную систему здравоохранения.

Там осуществлялись:

  • присмотр за детьми;
  • работа по охране здоровья;
  • мероприятия по физическому и психическому развитию детей;
  • учебная деятельность.

Ясли имели 4 возрастные группы:

  • груднички до 9 месяцев;
  • ползунки от 9 до 14 месяцев;
  • средняя от 14 до 24 месяцев;
  • старшая от 2 до 3 лет.

С 1959 года в СССР формируются единые дошкольные учреждения — ясли-сады. Перед поступлением в детский сад ребенок проходил врачей и медицинское обследование. В учреждении находился медицинский работник, следящий за здоровьем детей. Детский сад классически подразделялся на семь групп: три ясельные и четыре детсадовские.

Последние делились по возрастному принципу:

  • младшая 3–4 года;
  • средняя 4–5 лет;
  • старшая 5–6 лет;
  • подготовительная 6–7 лет.

Режим и учебная деятельность зависели от возраста. Министерством образования была разработана программа занятий:

  • музыка;
  • рисование;
  • лепка;
  • математика;
  • конструирование;
  • аппликация;
  • знакомство с окружающим миром;
  • физическая подготовка.

Особенностью работы детских садов было то, что все они существовали за счет государства. Мебель, игрушки, книги закупались и обновлялись регулярно. Родители лишь частично компенсировали оплату питания в зависимости от доходов семьи. Малообеспеченные и многодетные семьи освобождались от оплаты.

Объединение обучения с трудом

Партия, последовательно руководствуясь идеями В. И. Ленина о воспитании молодежи, обнаружила этот недостаток учебно-воспитательной работы и выдвинула задачу перестройки школы. Новый Закон о школе должен был положить ленинскую идею об объединении обучения с трудом в основу изменения учебно-воспитательного процесса.

Тысячи школ страны искали новые пути, методы и формы педагогической работы, обеспечивающие воспитание многогранно развитых людей. Владимир Ильич Ленин говорил про таких людей, что они умеют все делать.

Первые результаты

Не успело минуть еще и двух лет с того дня, как был принят новый закон, а первые результаты перестройки школ были уже налицо. Об этом подробно говорилось на городских, районных, областных и республиканских съездах учителей, прошедших по всей стране с участием представителей широкой общественности.

Во многих школах страны новый закон всколыхнул учительский и ученический коллективы. Не везде, правда, дела шли одинаково хорошо. В одной школе было сделано больше, в другой – меньше. Одни педагоги относились к перестройке обучения с налетом формализма, другие – горячо, творчески. Считалось, что последних учителей – подавляющее большинство.

Вот как выглядели первые результаты работы по-новому в одной из ленинградских школ Невского района. Более 10 тысяч часов проработали старшеклассники на строительстве крупнопанельных жилых домов. Школьники собрали и сдали государству 10 тонн металлолома, посадили в парках района сотни деревьев и кустарников. На фабрике имени Ногина, где учащиеся овладевали производственными специальностями, они создали бригады комсомольского и пионерского труда.

Настоящее производство

В средней школе Рязанской области производительный труд школьников был организован на базе учебно-опытного хозяйства. Крупный земельный массив, животноводческая ферма, машинный парк, мастерские. Это были уже не прежние игрушечные делянки пришкольного участка, где урожай стыдливо определялся «в пересчете на гектар».

Было настоящее производство, позволяющее в широком масштабе проявить силу знаний, приложенных на практике. На выпускном вечере молодые люди вместе с аттестатами зрелости получали удостоверения механизаторов, животноводов, полеводов.

Некоторые выпускники средней школы получали сразу по 2-3 квалификационных удостоверения. Каждый из них сразу после школы имел право водить автомашину, трактор, выполнять работу слесаря четвертого разряда.

Например, в Альметьевске, молодом городе татарских нефтяников, самые почетные профессии – нефтяник и строитель. Городские школы выпускали ежегодно по нескольку сотен квалифицированных молодых рабочих этих профессий.

Приучение к труду – неотъемлемая часть воспитания

Трудовое воспитание в школе и дома ставилось во главу угла. Дети приобретали необходимые навыки на специальных уроках труда, где девочек учили шить, вышивать, готовить, а мальчиков – основам столярного и плотницкого дела. В старших классах учащиеся посещали УПК (учебно-производственные комбинаты), где знакомились с основами будущих профессий: машинистки, медсестры, слесаря, электрика, водителя и пр. Ученики дежурили по классу: мыли доску, проводили влажную уборку на большой перемене, после уроков мыли пол. Один раз в четверть устраивались генеральные уборки с мытьем парт, стен, дверей. Летом школьники проходили практику: работали на пришкольных участках, участвовали в ремонте помещений. В школе воспитывалось уважение к людям труда.

Рогатки

Кто помнит самодельные рогатки? Они были двух видов: классические и шпоночные. Классические вырезались из толстой ветки орешника с развилкой, покупался широкий серый жгут в аптеке, доставался кусочек кожи (можно было втихомолку вырезать дома из дорожной сумки и свалить на сестру) и все скреплялось медной проволокой или синей изолентой.  Заряжалась такая рогатка гладкой галькой, которую часто привозили во дворы вместе с песком, или незрелыми ягодами типа рябины, сливы или вишни, которая вдоволь росла за домом. Иной раз мощности выстрела камнем хватало, чтобы вдребезги разбить бутылку из-под шампанского с трех метров. Такая рогатка ценилась по причине того, что не у каждого хватало умений и средств на ее создание. Её можно было поменять на другие ценные вещи типа вкладышей от Turbo, CinCin и Final90. 

Гуляя и от нечего делать, можно было смастерить рогатку попроще — шпоночную. Для этого на свалке нужно было отыскать толстый алюминиевый провод в оплётке и найти жгутик. С последним проблем не было — легко добывался из резинки трусов. Чем новее трусы — тем лучше жгутик. Стреляла такая рогатка шпонками — согнутыми в подкову кусочками медной или алюминиевой проволоки. Вреда она особого не наносила, но голубей и кошек пошугать было ок. Иногда эта рогатка становилась последним аргументом в дворовых потасовках — по ляжке прижигала она здорово! В основном стреляли просто в воздух, наслаждаясь звуком летящей шпонки. Такая рогатка собиралась на один день и вечером, как правило, сливалась товарищу за «погонять на велике». 

Приучение к труду и самостоятельности

С раннего детства ребенка постепенно подготавливали к самостоятельной жизни. Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям.

Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых.

Школа

Школа в советское время была призвана:

  • решать образовательные задачи;
  • формировать любовь к труду;
  • развивать у подрастающего поколения коммунистические взгляды и убеждения;
  • воспитывать в соответствии с законами высокой нравственности, патриотизма и интернационализма.

В конституции СССР от 1977 года было зафиксировано право граждан на бесплатное образование всех уровней: от начального до высшего. Лучшие ученики и студенты имели возможность получать льготы и стипендии от государства. Кроме того, после окончания профессионально-технического или высшего учебного заведения выпускникам гарантировалось рабочее место через систему распределения.

В 1980 годы общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней и подразделяется на основные ступени:

  • начальная школа с 1 по 4 класс;
  • неполная средняя с 5 по 9 класс;
  • полная средняя 10–11 классы.

Значительными изменениями школы советского периода стали такие моменты как:

  • совместное обучение мальчиков и девочек;
  • отмена физических наказаний (хотя в семьях побои практиковались регулярно);
  • вытеснение религии из процесса обучения.

Цели и задачи образования и воспитания распространялись и на внешкольную деятельность. Каждый школьник обязан был посещать кружок или секцию.

Дополнительное образование дети получали в таких учреждениях, как:

  • дома пионеров;
  • станции юных техников;
  • дома культуры;
  • школы искусств;
  • лагеря труда и отдыха.

Несмотря на жесткую идеологию, у школьников была возможность развития инициативы, творческих способностей, самодеятельности.

Воспитание и образование детей в Советском Союзе носило идеологический характер. Государство жестко контролировало выполнение базовых требований не только детскими садами, школами, внешкольными учреждениями, но и с родителями. Быт стандартной семьи в СССР был скромен, потому что страна жила в условиях дефицита товаров и услуг. Отсутствие гаджетов давало возможность детям много читать, заниматься спортом и творчеством.

Многодетные семьи

Вот, например, давайте сравним пособия и компенсации для льготных категорий, которые предусматривались в бытность Союза и действуют сейчас. Всем известно, что многодетным матерям в СССР выдавались почетные медали и звания героинь, но, как известно, такие знаки почета не помогут материально.

Начиная с 1936 года им была положена материальная помощь, которая в последствии неоднократно корректировалась в большую сторону. В итоге на момент 1947 года размер этой выплаты соответствовал значениям, внесенным в следующую таблицу:

Для матерей, воспитывающих:При рожденииЕдиновременная помощь, руб.Ежемесячное пособие, руб.
2 детей3-го ребенка20
34-го654
45-го856
56-го1007
67-го12510
78-го12510
89-го17512,5
910-го17512,5
1011-го25015

Если учитывать, что в те времена, когда молодое советское государство проходило тяжелейший путь становления, заработная плата составляла сущие копейки, то даже 20 руб. было неплохим подспорьем, другое дело, что они выплачивались единовременно, тогда как размер самого пособия варьировался в диапазоне от 4 до 15 руб.

Ну, то есть, можно сказать, “почетное издевательство” над героическими женщинами. Представьте, матери 4 детей выплачивались 4 руб., а 11 и более – 15. Выходит по рублю или чуть больше на каждого ребенка. Не забалуешь. Кроме того, практически отсутствовали другие преференции, и все, на что можно было рассчитывать, – это 50% скидки в оплате детского сада, при соблюдении следующих условий:

  • наличие 3 детей и заработной платы до 40 руб.;
  • четверо детей и зарплата 60 руб.;
  • 5 и более детей вне зависимости от доходов.

А что же сейчас? Сегодня для многодетных не предусмотрено каких-то отдельных пособий. Вместе с тем, эта категория граждан при условии малой обеспеченности имеет полное право оформить не одну, а сразу несколько льготных выплат на каждого ребенка в зависимости от его возраста:

  • ежемесячное пособие на ребенка возрастом от 3 до 7 лет в размере 50% от установленного в регионе прожиточного минимума – 5500 руб. (по новым правилам возможно повышение процентной доли до 75 и 100%, соответственно, в зависимости от степени нуждаемости);
  • до 18 лет в размере 100% от установленного в регионе прожиточного минимума –11300 руб.
  • ежемесячная выплата за рождение 3-го ребенка – 10-15 тыс. в зависимости от региона;
  • единоразовый маткапитал за 3-го ребенка – 639 тыс. 431 руб. (если ранее маткапитал не оформлялся);
  • 30% льготы на оплату ЖКХ;
  • пособие на санитарно-курортное лечение;
  • школьное питание бесплатно;
  • на подготовку к школе (новое разовое пособие в размере 10 тыс. руб.).

Важно помнить, что перечисленные льготы актуальны только для малоимущих семей. При этом подача документов осуществляется только 1 раз (можно удаленно через сайт Госуслуг), после чего все начисления и перерасчеты производятся в автоматическом порядке, в отличие от Союза, при котором приходилось оббивать пороги разных инстанций, убивая львиную долю времени на сбор справок и очереди

Интим – неприлично и стыдно

В СССР не говорили об интиме с детьми 

В СССР никто из взрослых дома не говорил о половом воспитании со своими детьми. В подростковом возрасте ребенок не мог прийти с интересующим его вопросом к родителям и открыто с ними побеседовать. Темы инфекций, передающихся половым путем, и контрацепции вообще не поднимались. Отсутствие знаний вызывало неуверенность и страх, устранить которые самостоятельно практически невозможно. Сегодня психологи доказали, что такой подход неверен, а раннее половое воспитание необходимо современным детям.

Раннее половое воспитание необходимо подросткам 

Ремень и подзатыльник – основные инструменты воспитания

Всыпать ремня ребенку в СССР считалось нормой 

Во времена Советского Союза наказание «ремнем» за мельчайшую провинность являлось нормой. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх.

Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий. Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму. В дальнейшем у него могут наблюдаться депрессивные состояния или приступы агрессии, склонность к суициду. Факт доказан множеством исследований.

Что изменилось

К сожалению, мы вынуждены принять тот факт, что проблем с успеваемостью, состоянием здоровья, поведением молодого поколения значительно прибавилось. Известно, что воспитание в большинстве своем зависит от семьи, в которой малыш растет. В Советском Союзе это была настоящая ячейка общества, обособленный элемент со своим укладом.

Конечно, не все семьи идеальны, но, если возникали какие-либо проблемы, поднимались всем миром и старались помочь. В современной России люди разводятся больше, чем регистрируют браки, растет число неполных семей. А страдают от этого, в первую очередь, дети. Им просто не у кого брать пример, что мужчина должен быть сильным, а женщина – верной опорой во всех начинаниях. Сегодня зачастую бывает с точностью да наоборот. Мужчина как таковой уже не защитник, не пример для подражания – он просто папа. Мальчикам с детства не прививается самостоятельность и умение держать слово. А девочкам – не преподносится женственность и желание в будущем стать хорошей матерью.

Детские сады

Каким было воспитание в советское время в детских садах? Они тоже потеряли свои позиции. В СССР дошкольное образование считалось единым, имело определенные стандарты обучения. Сейчас кто-то посещает государственные детские сады, кто-то – частные. Некоторые семьи предпочитают воспитывать ребенка дома (обосабливаясь от общества). Если в Советском Союзе профессия «воспитатель» была крайне почетной, то в современной России квалифицированных специалистов осталось мало. Да и идти в эту специальность людям остается только по зову сердца, ведь зарплаты предлагаются смешные.

Раньше каждый человек был товарищем, детишкам объясняли, что важно проявлять трудолюбие, дисциплинированность, любовь к близким, уважение к старшим. Повсюду висели лозунги с соответствующими наставлениями. Современные школы обучают больше интеллектуальному мышлению, развивают творческие способности

Современные школы обучают больше интеллектуальному мышлению, развивают творческие способности

Разумеется, это тоже необходимо, но без трудолюбия, человечности, понимания, дружбы и честности далеко не уедешь

Современные школы обучают больше интеллектуальному мышлению, развивают творческие способности. Разумеется, это тоже необходимо, но без трудолюбия, человечности, понимания, дружбы и честности далеко не уедешь.

Изменилась и система физического воспитания детей. Советскому Союзу нужны были сильные, здоровые, работящие руки. Работало множество фабрик, заводов, колхозов, где необходимо много трудиться. В школах было много снарядов (кольца, брусья, перекладины), на которых занимались все. Конечно, достаточно времени уделялось и играм (футбол, баскетбол, волейбол). Сейчас тоже можно отдать ребенка в спортивную секцию. Но их не так много, и профессионализм тренеров не всегда достаточно высокий. Но на уроках не так строго спрашивают, не следят за выполнением нормативов. Отпускают домой с немного недолеченным насморком. О какой силе духа тут может идти речь?!

Разумеется, в любой системе есть свои положительные и отрицательные стороны. Возможно, когда-нибудь мы сможем вернуться к прошлому, советскому периоду воспитания, ведь он был далеко не плохой. А, быть может, спустя годы сегодняшняя система нам покажется идеальной. Кто знает, кто знает…

Моральные ценности

Этическое воспитание было важной частью педагогического процесса. Поэма Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» стала настоящим гимном нравственности нескольких поколений советской детворы

Так как религию в СССР не жаловали, то моральные ценности объясняли не на примере заповедей, а посредством особой системы ценностей советского человека и строителя коммунизма.

Детей учили жить не для себя, а для пользы всего общества, соблюдать чистоту, быть вежливыми, уважать старших и не стремиться к материальным благам

Большую роль всегда отводили семье, как важной ячейке советского общества. Можно сказать, что все эти ценности не слишком отличались от христианских, но были иначе сформулированы

Подписывайтесь, если вы настоящий ценитель красивых фото и интересных историй!

Особенности воспитания

Главной целью советской школы было воспитать полезного члена общества. В итоге человек должен стать жизнерадостным, здоровым, работоспособным, борцом за общественные идеалы, умелым строителем коммунистического общества. Государство берет на себя обязательство не только обучать подрастающее поколение, но и воспитать.

По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким гонениям.

В целом особенности воспитательного процесса сводились к следующему:

  • социализация или воспитание в коллективе;
  • физическая выносливость и забота о здоровье;
  • развитие таких качеств, как гуманность, дружелюбие, помощь пожилым и младшим, жертвенность;
  • научение трудовым умениям и навыкам.

Человек воспринимался как часть единой системы. Понятия о развитии личности, гибкости мышления, раскрытии творческого потенциала практически отсутствовало. Любое отступление от идеологии или нравственных норм строго порицалось со стороны общества.

Несмотря на сложные времена государство отличалось стабильностью. С раннего детства ребенок знал, кем хочет стать. Получив профессиональное или высшее образование, человек мог всю жизнь отработать на одном месте.

На Сталина с гранатометом

Лидия Шилова и Петр Таврин

Лучше всего к покушению на «отца народов» был подготовлен агент немецкой разведки Петр Таврин (настоящая фамилия — Шило). Для убийства Сталина его снабдили пистолетами с комплектом отравленных и разрывных пуль, а также портативным гранатометом «панцеркнаке». Крепившийся на руку, он на дистанции до 300 метров пробивал бронетехнику с толщиной брони до 40 мм.

Командир пулеметной роты Таврин перебежал к немцам в мае 1942 года (по другим данным — попал в плен). Готовый сотрудничать с нацистами, он был взят в обработку разведцентром «Цеппелин» и прошел специальную подготовку под контролем немецкого диверсанта номер один Отто Скорцени.

«В беседе Скорцени объяснял мне, какими личными качествами должен обладать террорист», — сообщил Таврин советским офицерам государственной безопасности в ходе допроса: «По ходу разговора он рассказывал о деталях организованного им похищения Муссолини. Скорцени заявил мне, что если я хочу остаться живым, то должен действовать решительно и смело и не бояться смерти, так как малейшее колебание и трусость могут меня погубить… Весь этот разговор сводился к тому, чтобы доказать мне, что осуществление террористических актов в отношении специально охраняемых лиц вполне реально, что для этого требуется только личная храбрость и решительность и что при этом человек, действующий в операции, может остаться живым и стать “таким же героем”, каким стал он».

Немецкий транспортный самолет Арадо Ar 232

Таврина снабдили несколькими комплектами воинских документов и отобранными у военнопленных наградами, включая звезду Героя Советского Союза. Он должен был проникнуть в Москву в качестве майора контрразведки СМЕРШ, но в столице легализоваться в качестве офицера Красной Армии, находящегося в отпуске по ранению.

Заводя полезные знакомства, диверсант планировал определить места пребывания руководителей советского государства и маршруты движения правительственных машин. Лучшим вариантом для «Героя Советского Союза» было попасть на торжественное мероприятие в Кремле и оказаться в непосредственной близости от Сталина. Допускалось также подорвать его автомобиль на улице с помощью гранатомета.

Однако все получилось совсем не так, как рассчитывали в Берлине. Ночью 5 сентября 1944 года транспортный самолет Арадо Ar 232 с группой диверсантов, включавшей Таврина и его радистку (а по совместительству и жену) Лидию Шилову, подбили советские ПВО над Смоленской областью.

Таврин после задержания – НКВД СССР

Благополучно выбравшись из совершившего жесткую посадку самолета, диверсанты пытались как можно скорее покинуть опасный район, но вскоре почти все они были задержаны сотрудниками госбезопасности.

После допросов семейную пару привлекли к операции «Туман» — радиоигре, которую против немцев затеяли советские контрразведчики. Вплоть до апреля 1945 года Таврин выходил на связь со своим начальством в Третьем рейхе, убеждая его, что активно работает над выполнением своей задачи. В ходе операции удалось нейтрализовать еще несколько заброшенных на территорию СССР диверсионных групп.

После окончания войны Петру Таврину и Лидии Шиловой были предъявлены обвинения в измене родине и в совершении террористических актов против советской власти. В 1952 году они были расстреляны.

Бережное отношение к вещам

Фото: torange.biz

В СССР все было в дефиците. И одежда, и игрушки доставались родителям с усилиями. И было не принято легко и просто что-то испортить или потерять. Книги берегли вообще как зеницу ока, это касалось и своих, и библиотечных, их давали почитать друг другу, но всегда возвращали. Сегодня все по-другому: даже если у семьи небольшой достаток, детям стараются ни в чем не отказывать, чтобы он не был хуже всех в садике или школе. Вещей много, понятия дефицита нет. Редкая мама теперь будет вязать своему чаду свитер, а если и будет, то только потому, что ей этого захотелось, а не потому что она не может его купить.

Ранняя социализация

Ясли, детсад, школа — ребенок с младенчества находился в коллективе под присмотром взрослых. Ранняя социализация детей, принятая в СССР, в 90-х рассматривалась как настоящая зло, считалось, что ребенок лишался собственного «я» в коллективе, его личность была подавлена. Но риторика изменилось, когда поколение «недетсадовских» детей отправилось в школу. Многие из них были просто не готовы принимать правила поведения, усваивать информацию, общаться.

Психологи и педагоги в Советском Союзе (да и сейчас) считали семью институтом первичной социализации, а следующим этапом — детское учреждение. Благодаря детсадам ребенок учился продолжительное время находиться в коллективе, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми людьми. Дети находили свое место в обществе, впитывали социальные нормы, вырабатывали позитивные поведенческие привычки. А главное, общались, развивая разговорный навык.

Сейчас педагоги бьют тревогу — дети не говорят, и занятия с логопедами помогают далеко не всем. Ребенок учится контактировать с гаджетами раньше, чем с живыми людьми, и у него просто нет стимулов общаться и взаимодействовать. Отсутствие контакта и совместных игр со сверстниками в раннем возрасте может привести к задержке интеллектуального и психического развития. «Низкий уровень коммуникации и слабо развитая игровая деятельность являются причиной низкого уровня интеграции человека в социум в более зрелом возрасте», — утверждает научное исследование, проведенное Кемеровский госуниверситетом в 2016 году.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий