«Можешь, если захочешь» — проклятие наших детей
В школе гиперактивный ребенок избыточно подвижен и постоянно отвлекается на уроке. Ребенка с СДВГ часто объявляют агрессивным, потому что типичная ситуация – когда его потыкали сзади пальцем, и он выдает первую реакцию на опасность: разворачивается и бьет.
Он часто — легкая жертва для школьной травли, его очень легко троллить, потому что его обзываешь, а он приходит в ярость и кидается в погоню, он не в силах совладать ни с весельем, ни со слезами, он не умеет справляться с неудачами и устраивает истерики, когда они случаются, поэтому дети довольно скоро начинают считать его немного ненормальным.
Ему тяжело выстроить на уроке собственную программу поведения. Типичная ситуация: «Почему ты ничего не делаешь?» — а он смотрит на задачу и не знает, с какой стороны ее решать, и при этом у него еще потекла ручка, весь портфель заляпан, сосед по парте не дает салфетку вытереть, и он сидит полностью парализованный и не знает, за что хвататься. Естественно, ему очень трудно готовиться к экзаменам и контрольным, потому что для этого нужна многомесячная сложная программа подготовки, а этот ребенок даже не может запланировать, как он будет решать пример в двенадцать действий – на пятом действии он уже забудет, что и зачем он делал.
У Носова в книге «Витя Малеев в школе и дома» приведен замечательный пример хаотичных попыток решения задач, когда ребенок то делит пилы на топоры, то складывает пилы с топорами и делит на рубли, это поиск решения вслепую, но когда ребенок гигантским усилием воли и разума самостоятельно доходит до озарения, понимает и сам вырабатывает алгоритм решения задачи, то учитель говорит: «О, можешь, если захочешь».
Это «можешь, если захочешь» — проклятие наших детей.
Гиперактивному ребенку очень трудно соблюдать временные ограничения. Он может построить целый мир в воображении, но это никак не приближает его к решению задачи, время утекает, и к середине отведенного времени он начинает вдруг задумываться, что задача не решена, пытается сконцентрироваться и выработать какую-то программу решения, делает две-три безуспешных попытки решить задачу хаотичным способом, а она все не решается, поэтому в последнюю отведенную четверть времени он паникует, а когда приходит конец, устраивает истерику.
На этих детей очень плохо действуют самостоятельные задания с ограничением по времени – сами они ничего ни не сделают, надо специально с ними сидеть и заниматься алгоритмами. Но учитель не в состоянии сидеть с каждым из этих учеников, а им нужна именно такая помощь: с распределением времени, с выстраиванием программы поведения, с обучением пониманию их собственных целей и задач.
Не предвидит, не планирует, не переключается
Гиперактивные дети живут здесь и сейчас, у них плохо с предвидением и планированием будущего. Такому ребенку совершенно бесполезно объяснять, что если он не сделает домашнее задание, то в конце четверти у него будет двойка, в конце года будет двойка, он не сдаст ЕГЭ и станет дворником. Для него когда еще будет это ЕГЭ, но за десять лет, пока мы это бесконечно повторяем, он хорошо усваивает, что ЕГЭ он не сдаст, можно даже не пытаться, точно станет дворником, поэтому какой смысл выбирать для себя другие карьеры.
Еще гиперактивным детям очень тяжело дается переключение. Они не в состоянии переключиться с того, что они делают сейчас, на что-то другое, особенно если то, что сейчас – очень привлекательное действие. Например, если они играют в компьютерную игру, и тут вдруг приходит мама и требует немедленно выключить, а то и просто выдергивает провод из розетки, и у ребенка начинается дикая истерика, с которой очень тяжело справиться, хотя на самом деле следовало бы прийти минут за 15 до окончания времени, предупредить, что, мол, у тебя осталось 15 минут, вот таймер или песочные часы, потом прийти за 10 минут и напомнить, что надо сохранить игру, потому что надо заканчивать, потом за 5, 4, 3, 2, 1…
Синдром гиперактивности — мнение медиков
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.
Симптомы СДВГ: ребенок гиперактивный, невнимательный, импульсивный.
Существует перечень проявлений данных симптомов у ребенка согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) и американской классификации психических патологий (DSM-V).
Дефицит внимания | Гиперактивность и импульсивность |
Часто теряет вещи | Совершает импульсивные движения руками или ногами |
Избегает задач, требующих умственного напряжения | Не может ждать своей очереди |
Ребенок забывчивый | Вмешивается в разговор или деятельность других |
Часто переключается с одного занятия на другое | Отвечает прежде, чем был закончен вопрос |
Не может выполнить задание до конца | Совершает шумные выходки, выкрики |
Не слушает | Не может играть тихо, спокойно |
Не выполняет инструкции, не работает самостоятельно | Действует как будто «заведенный» |
Легко отвлекается | Чрезмерно много бегает |
Часто встает с места |
При наличии минимум 6 проявлений из 9, наблюдающихся в разных социальных средах (дом, класс, секция) в течение не менее 6 месяцев, врачи подозревают у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Синдром гиперактивности — мнение педагогов
Мы показали данный перечень воспитателям детского сада и педагогам начальной школы. Они отметили, что не меньше 20 % всех детей в 2-3 года (при поступлении в садик) и около 15 % ребят в возрасте 6-8 лет (при поступлении в школу) имеют некоторые из этих симптомов.
Чаще всего встречались следующие характеристики:
малыш активнее других детей;
ребенок проявляет нетерпеливость, может вскакивать с места, выкрикивать ответ в классе или на занятии в детском саду;
совершает беспокойные движения руками и/или ногами (например: барабанит пальцами, стучит ногой);
не может спокойно сидеть на одном месте, вертится, крутится, ерзает, извивается;
находится в постоянном движении, куда-то лезет, карабкается, бегает, прыгает;
ребенок шумный и болтливый, не может играть тихо и спокойно.
Значит ли это, что синдром гиперактивности встречается у каждого пятого ребенка?
Сложность постановки диагноза
- Прежде чем говорить о синдроме гиперактивности у ребенка, медики предлагают сначала убедиться в том, что импульсивность, чрезмерная активность и отвлекаемость не являются реакцией ребенка на сложную жизненную ситуацию в семье, садике, школе (переезд, семейные неурядицы, конфликты). Однако в современной жизни сложно «поместить» ребенка в идеальную ситуацию, чтобы сказать, что симптомы никак не связаны с влиянием психотравмирующих факторов.
- Не существует лабораторных и радиологических тестов, подтверждающих данное заболевание.
- Критерии диагностирования синдрома гиперактивности недостаточно ясные, часто изменяются.
Лечение, предлагаемое гиперактивному ребенку, длительное и не всегда эффективное, 100-процентное излечение невозможно.
Все это затрудняет диагностирование и ставит под сомнение необходимость медицинского вмешательства при синдроме гиперактивности.
Некоторые медики (включая психиатров), психологи, учителя, родители считают синдром дефицита внимания и гиперактивности несуществующим заболеванием (среди них специалисты с мировым именем — Томас Сас, Мишель Фуко).
Комитет по правам ребенка ООН даже выпустил рекомендации, в которых выразил озабоченность ошибочным диагностированием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдрома дефицита внимания (СДВ).
Итак, не все врачи имеют 100-процентную уверенность в необходимости назначения лечения гиперактивному ребенку.
Многие медики, психологи, педагоги склоняются к мнению, что если у ребенка не выявлены органические нарушения центральной нервной системы (ЦНС), то с проявлениями синдрома гиперактивности можно справиться немедикаментозными методами.
Пути коррекции | Ответственный за помощь ребенку |
Психокоррекционная работа | Психолог |
Коррекционная педагогика | Воспитатель в доу, учитель в школе |
Улучшение микроклимата в семье ребенка | Родители |
Правильное воспитание | Родители |
Большое значение в коррекции поведения ребенка с признаками синдрома гиперактивности имеет самочувствие ребенка в семье и его правильное воспитание.
Родители могут создать условия для развития ребенка, научить его использовать свою энергию в нужном русле. Для этого нужно понять особенности психики гиперактивного ребенка. Эти знания даются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Покажем основные моменты, которые просто необходимо знать родителям о своем шустром ребенке.
«Заберите его куда угодно»
И школа, и часто родители считают, что это моральный дефект и ребенок просто ленивый, болтливый, несобранный, или, как сказала одна мама нашей форумчанки, «нет у него никакого СДВГ – он просто жутко невнимательный и у него шило в заднице». Все это считается педагогической запущенностью: родители не научили ребенка, как себя вести, поэтому школа требует от родителей, чтобы они закрутили гайки, ужесточили дисциплинарные меры, больше пороли, больше любили, больше с ним занимались.
Учительница моей дочери объясняла мне, что я совсем не обращаю внимания на своего ребенка и не делаю с ней уроки, хотя эти уроки мы делали вместе. И, конечно, постоянно звучит лейтмотив «заберите его из школы – на домашнее, на семейное обучение, на очно-заочное, какое угодно, главное заберите, чтобы он нам тут не создавал проблемы».
Иногда школа ведет себя иначе – она считает, что либо это медицинская проблема, либо ребенок сумасшедший, и значит, вам надо в психбольницу или во вспомогательную школу. Или говорят: «Вылечитесь и приходите», но СДВГ вылечить нельзя, нет таких таблеток, от которых ребенок моментально станет собранным, внимательным, сосредоточенным. Эта ситуация требует многолетнего решения.
Бывают еще удивительные предложения сделать специальную школу или летний лагерь для гиперактивных. Попытки такого рода были, но это примерно то же самое, что варить суп из одного красного перца. Во-первых, дети в таком коллективе не получают примеров правильного поведения, а во-вторых, они зажигаются друг от друга и моментально воспламеняются, и управление таким детским коллективом теряется уже через пять минут, дальше все превращается в хаос.
Мы на нашем форуме каждый год организуем «Гиперактивный Новый год», потому что наши дети обычно так тяжело чувствуют себя на праздниках, что их не водят в большие скопления народа, и они остаются без новогодних елок. Поэтому наша елка делается специально для них. Но для того, чтобы праздник удался, при каждом ребенке есть его взрослый, который внимательно отслеживает его состояние и готов в любой момент выдернуть этого ребенка из начинающейся драки, заметить, что ему плохо, отвести в уголок, успокоить, дать попить водички, вывести на улицу погулять.
В школе «гиперы» — тоже как перец: они нужны в школьном коллективе, но в небольшом количестве – когда их пять на класс, уже трудно: вокруг них возникают очаги хаоса, учитель начинает сосредотачиваться на них, и другие, более тихие дети оказываются предоставлены сами себе, приходится перестраивать порядок урока, чтобы ввести гиперактивных в определенный рабочий ритм, а им нужны микроциклы: сосредоточились, сделали задачу, расслабились, передохнули, и заново.
В последнее время многие учителя считают, что СДВГ – это модный надуманный диагноз, а на самом деле дети просто невоспитанные. С другой стороны, и родители часто называют диагнозом «СДВГ» совершенно другие вещи. Бывает, что учителя жалуются, что у них этих невнимательных и гиперактивных в классе просто каждый второй, начинаешь спрашивать, и выясняется, что ребенок хамит на уроке или дерется, или агрессивен, хотя ни хамство, ни агрессивность не имеют прямого отношения к СДВГ.
Ищет стимулы, но легко перегружается
Эти дети не очень способны к рефлексии, к анализу собственного поведения, у них нет этого внутреннего разговора с самим собой – а что я делаю не так, как надо было сделать. Возвращаться назад им неинтересно, надо двигаться куда-то вперед, потому что там ждет что-то заманчивое. Считается, что если обычному человеку дать на слух список из 10 слов, то он через какое-то время воспроизведет из них примерно 5-7 – это то, что он в состоянии удерживать в памяти. Гиперактивные дети больше трех не удерживают.
Более того, типичная ситуация с нашими детьми, когда ты им говоришь: «Сходи в магазин, купи хлеба, молока и сметаны», ребенок спрашивает: «А можно шоколадку?» — «Можно», и ребенок приносит из магазина только шоколадку. Он запомнил самое привлекательное, — и то, что больше всего хочется, то и удерживается в памяти. Отсюда любовь к газировке, к сильным ощущениям, к фастфуду, острым мексиканским перцам, к массовой культуре, ко всему, что блестит, гремит, переливается и так далее, но, кстати, при этом у такого ребенка часто наступает состояние перегруза.
С одной стороны, он ищет этих стимулов, с другой стороны, их оказывается для него так много, что его психика не в состоянии с этим справиться. Поэтому маме практически каждого такого ребенка знакома ситуация истерики, которую ребенок вдруг закатывает в торговом центре, и повод может быть любым, просто он уже так возбужден, что сам не может успокоиться, нервная система не справляется.
Ругать бесполезно, считать эту истерику манипулятивной бессмысленно, потому что у нее нет цели вынудить родителя купить или сделать что-то – она просто для того, чтобы спустить накопившееся возбуждение, и самое лучшее, что можно сделать с ребенком в этот момент, это увести его в тихое место, посадить, обнять, дать успокоиться.
Ирина Лукьянова
В этом мире вообще не надо быть
Когда этому ребенку не помогают, он очень быстро проникается пониманием, что он плохой, безнадежный, тупой, можно даже не пытаться учиться, все равно ничего не выйдет. Другой вариант – «да ну ее, эту школу, школа для лохов», — и ребенок ищет самоутверждения где-то в другом месте, и находит его, как правило, во всяких нехороших компаниях. Часто у таких детей сначала происходит школьная дезадаптация – ребенок вываливается из школьного контекста и очень быстро перестает решать учебные задачи, затем социальная – ребенок оказывается на обочине общества, которое его старательно выпихивает.
На протяжении своей жизни он получает страшное количество замечаний от окружающих, примерно в пять раз больше, чем любой другой ребенок. «Куда пошел», «вернись обратно», «сядь смирно», «не вертись», «закрой рот», «перестань», «не делай», «хватит». Наше общество вообще не очень доброжелательно к детям, и когда я еду, например, в транспорте или иду по улице, я наблюдаю, как взрослые разговаривают с детьми, которые находятся там без родителей, и я вижу, что обычно это удивительные по уровню хамства разговоры. С детьми разговаривают так, как будто эти существа заведомо не заслуживают никакого уважения: «Что пришли», «пошли отсюда», «ну-ка встань, уступи бабушке место».
И когда на это общее неуважение к ребенку еще наслаивается бесконечное количество замечаний, который он получает от мира как обратную связь по поводу своего плохого поведения, у него формируется устойчивое понимание того, что ему тут делать нечего, что ему в этом мире вообще не надо быть, его тут не хотят. Последствия могут быть самыми разнообразными.
Этим детям от рождения не доложено воли
Невнимательность, гиперактивность и импульсивность – это верхняя часть айсберга. Самое главное находится под водой, и мы его не замечаем, потому что в глаза бросается гиперактивность и отсутствующий вид ребенка на уроке или нежелание делать домашнее задание.
Когда мы что-то делаем, мы выстраиваем определенную программу поведения: когда мы садимся писать книгу, у нас в голове есть план этой книги, когда мы делаем рабочий проект, мы, как правило, его планируем, и даже когда мы делаем уроки в школе, нам надо выстроить довольно сложный алгоритм собственной деятельности: сначала расчистить стол, чтобы на нем ничего не мешало, потом заглянуть в расписание и посмотреть, что нужно готовить к завтрашнему дню, затем положить на стол то, что нужно для выполнения домашнего задания…
Ребенок теряется уже на второй стадии, потому что построить и выполнить эту программу собственного поведения, проследить, нет ли в ней ошибок, вернуться и проверить себя он не в состоянии. Эта машина не только без тормозов, но и без руля, поэтому ребенок находится в состоянии полного хаоса, он мечется туда-сюда, его поведение совершенно случайно и управляется какими-то внешними факторами.
Как правило, у этих детей нарушены воля и самоконтроль. Есть люди, которые плохо видят, есть люди, у которых нет одной ноги, а этим детям от рождения не доложено воли. Но со стороны это расценивается как дефект воспитания, их собственная, целенаправленная злая воля все делать не так, как надо. (Кстати, если мама считает, что ребенок все делает ей назло, я бы озаботилась состоянием мамы, потому что это ощущение – депрессивное, это сконцентрированность на собственных страданиях, которые настолько сильные, что мешают понять, что за этим поведением еще могут быть какие-то другие мотивы, кроме мотива причинить тебе боль).
Школа и родители — шаги навстречу
В мировом опыте, как правило, между школой и семьей, где растет такой ребенок, есть промежуточное звено – это законы, правила, нормы, подзаконные акты, которые обеспечивают права такого ребенка в школе, это служба помощи ученику непосредственно в школе, это районные ресурсные центры, куда учитель может обратиться и где ему помогут решить трудную задачу, если он с этим учеником не справляется.
Школа может совместно с учеником разработать индивидуальный учебный план, у ученика может быть свой куратор, который следит, чтобы этот план выполнялся, чтобы учителя сотрудничали друг с другом, а родители делали свою долю работы, и так далее. Такая служба – служба поддержки учащихся или служба сопровождения – включается в тех случаях, когда учительских усилий недостаточно: когда, например, ребенок из семьи в трудных социально-экономических обстоятельствах, когда у него проблемы в обучении, когда язык обучения для него неродной, когда у него ограниченные физические возможности.
В российском школьном образовании это звено в школах просто отсутствует, его практически нет, поэтому школа и родители перекидывают ребенка, как ту тряпку, о которой я говорила в начале. В недавно принятом профессиональном стандарте педагога говорится, что педагог должен осваивать и применять психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с ограниченными контингентами учащихся, но от него требуют навыков очень разных специальностей, потому что обучение русскому языку как иностранному – это одна специальность, работа с детьми с девиантным поведением – другая, работа с аутичными детьми – третья, преподавание своего предмета – четвертая.
При этом от учителя ждут еще свободного владения иностранным языком и компьютером. Всего набора этих умений нет ни в одной учительской голове. В школе нужна служба, которая будет заниматься такими случаями. Пока же считается, что все это – ответственность учителя, и ситуация остается плачевной.
Но пока этого звена нет, единственное реально возможное решение – это когда родители делают добровольно шаги навстречу школе, берут на себя определенные дополнительные функции, а школа делает шаги навстречу этим родителям и тоже берет на себя дополнительные функции. К сожалению, пока обязать никого ни к чему нельзя, пока инклюзия в школах толком не обеспечена, это остается делом доброй воли.
Закручивание гаек не решает, а усиливает проблемы
В результате всего этого у ребенка формируется замкнутый круг проблем: он демонстрирует плохое поведение – в ответ на это школа и семья ужесточают дисциплинарные меры, закручивают гайки, внедряют какие-то репрессии – все это не помогает решить проблему, потому что если ребенка лишить обеда, прогулки, гаджетов, общения с детьми и посадить его делать уроки с утра до вечера, это все равно не научит его создавать алгоритмы и не разовьет способности к организации планирования. Это вызовет естественное чувство протеста или чувство «я плохой», то есть ответом становится агрессия ребенка – поведение ребенка закономерным образом ухудшается, учеба тоже.
Все эти меры заставляют его вести себя хуже, что приводит к ухудшению успеваемости и поведения, что в свою очередь вызывает следующий виток закручивания гаек, а это – снова протест ребенка, и так до бесконечности. Одна мама на форуме спрашивала нас, как ей еще наказать ребенка, если он уже лишен сладкого, дней рождения, нового года, каникул, поездки на каникулы, компьютера, телефона, и все равно не меняется.
То есть видно, что наказания не работают, тем не менее эта страшная спираль продолжает и продолжает закручиваться. Иногда к нам на форум приходят родители, когда возможности закручивания гаек уже исчерпаны, гайки срывает с резьбы, и начинаются семейные скандалы, разводы, ссоры с ребенком, дети пытаются убежать из дома, ребенка пытаются исключить из школы…
Правило 30 процентов
Самое важное, наверное, что надо помнить про этих детей, сформулировал Рассел Баркли, ведущий специалист в мире по СДВГ – это правило 30 процентов. То есть если гиперактивному ребенку шесть лет, он ведет себя как четырехлетний, если ему девять – то как шестилетний, если ему двенадцать, то его поведение соответствует девятилетнему возрасту, и если ему восемнадцать, то он ведет себя как двенадцатилетка, а ему надо заканчивать школу, сдавать экзамены и выбирать себе профессию – и все это он делает с той же мерой серьезности, понимания и ответственности, которую мы можем ожидать от типичного шестиклассника
То есть если гиперактивному ребенку шесть лет, он ведет себя как четырехлетний, если ему девять – то как шестилетний, если ему двенадцать, то его поведение соответствует девятилетнему возрасту, и если ему восемнадцать, то он ведет себя как двенадцатилетка, а ему надо заканчивать школу, сдавать экзамены и выбирать себе профессию – и все это он делает с той же мерой серьезности, понимания и ответственности, которую мы можем ожидать от типичного шестиклассника.
Не надо списывать это на трудный подростковый возраст или на то, что ребенок просто лентяй – у него эти функции еще не сформировались как следует, они формируются с большой задержкой. Есть и хорошая новость: к 24 годам они выходят на уровень нормального выпускника школы, но к 24 годам ожидается, что человек уже нашел работу, делает карьеру, заводит семью…
Гиперактивный ребенок — что делать взрослым?
Хорошие родители всегда переживают за своих детей, если их поведение отличается от принятой в обществе нормы. Причина волнения — непонимание того, что действительно нужно малышу.
Случается, что ребенку с синдромом гиперактивности действительно нужна врачебная помощь. Но в подавляющем большинстве случаев за «симптомами» СДВГ скрываются природные особенности ребенка, позволяющие ему развиваться в правильном направлении, обеспечивающие его счастливое и успешное будущее. И «лечить», подавлять эти проявления крайне опасно.
Понимание причин поведения гиперактивного ребенка, особенностей его психики дает родителям возможность найти эффективные методы воспитания, подобрать верную программу обучения. Часто этого достаточно, чтобы избавить ребенка от проявлений, определяемых как синдром гиперактивности.
Это работа не только внутри семьи — воспитатели, учителя, тренеры должны понимать особенности малыша.
Родители в ответе за своего ребенка. Иногда достаточно перевести его в группу к другой воспитательнице (например, с кожным вектором, как и у него), и снимаются вопросы о синдроме гиперактивности. По равенству свойств воспитатель будет понимать малыша и не требовать от ребенка невозможного.
Основные рекомендации для родителей гиперактивного ребенка:
1. Любой ребенок должен расти в ситуации защищенности и безопасности. Он должен чувствовать, что вы его любите, понимаете
Важно, чтобы сами родители находились в сбалансированном состоянии, то есть не испытывали страхи, депрессии и другие плохие состояния
2. Категорически нельзя бить, кричать, оскорблять ребенка — это только усугубит проявления синдрома гиперактивности и приведет к задержкам психического развития ребенка.
Родители, прошедшие тренинг «Системно-векторная психология», уже нашли ответы на все свои вопросы о воспитании детей.
Они знают, почему ребенку с кожным вектором важны дисциплина и ограничения, соблюдение режима дня. Могут выбрать подходящий малышу вид спорта и упражнения, развивающие его логическое мышление. Понимают, что конструктор для их ребенка — лучшая игрушка. Умеют грамотно мотивировать сына или дочь на учебу и хорошее поведение.
Родители ребенка со звуковым вектором понимают, как вырастить гения. Они не сомневаются в необходимости занятий музыкой и в еще большей необходимости — предоставить ребенку тишину. Карта звездного неба и физико-математические задачи заменяют маленькому звуковичку игрушки и развлечения.
Родители малыша с уретральным вектором перестают видеть в нем гиперактивного ребенка. Они понимают, какое чудо растет в их семье, и воспитывают человека, ценность которого для общества сложно переоценить.
Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» позволит вам узнать своего ребенка и разобраться в тонкостях его воспитания. Вместо проявлений синдрома гиперактивности вы увидите настоящие особенности и возможности вашего родного человечка.
Читайте отзывы людей, которым это уже удалось:
Территория конфликта, в котором плохо всем
Я занялась этой проблемой не от хорошей жизни: она встала передо мной в полный рост в 1997 году, когда моя старшая дочь пошла в первый класс, и вдруг оказалось, что дочери, про которую говорили, что она умная, сообразительная, прекрасная и более чем подготовленная к школе, очень тяжело, что тяжело и учителям, и мне, и что с этим делать – никто не знает.
Пока я искала ответы, прошло несколько лет, и 13 лет назад мы с двумя другими мамами из Америки и из Израиля придумали свой родительский форум «Наши невнимательные гиперактивные дети» — и вместе с израильской мамой его администрируем.
Гиперактивный ребенок – это головная боль для школы, учителей и родителей, которым с первого дня ребенка в школе рассказывают о том, сколько проблем он создает, и как было бы прекрасно, если бы он перестал их создавать и куда-нибудь делся из школы; это бесконечные проблемы дома, связанные с тем, что ребенок быстро перестает хотеть учиться, и выполнение домашней работы превращается в кошмар. Я хорошо помню, как мы делали уроки по 7 часов в день и как все это кончалось общими слезами.
И у ребенка в этой ситуации крайне незавидное положение. Все мы в школе играли в такую игру, она везде по-разному называлась, но всегда не очень приличным словом, когда все перекидывали друг другу грязную тряпку, и кто остался с тряпкой, когда прозвенит звонок, тот дурак.
Гиперактивный ребенок в школе часто находится в роли этой тряпки, которую перекидывают друг другу родители и школа, и в результате кто-то из них оказываются тем самым дураком, который теперь должен разбираться с проблемами, с которыми никто больше разбираться не собирается, и обычно никто не знает, как из этого выбираться.
Ирина Лукьянова