Как научиться искусству запрещать ребенку, не запрещая?

Правила запрета детям

  1. Учитывайте возрастные особенности ребенка. Любознательный малыш, исследуя пространство и окружающую среду, может испортить немало ценных вещей. Но если вы предложите ему на выбор интересную развивающую деятельность то, конечно, все будет в целости и сохранности. И окрики“ нельзя” в вашей семье останутся в прошлом. Самостоятельно дети до 5-6 лет редко могут придумать себе занятие. Запреты не должны идти вразрез с потребностями малыша.
  2. Нельзя запретить ему фантазировать, строить домики под столом, громко смеяться и пр. Для дошкольника такое поведение является нормой. Помните, способность управлять собой формируется только к 6,5-7 годам.
  3. Без мотивации запреты не действуют. Всегда и в доступной форме объясняйте причины запрета. Нельзя просто взять и запретить. Всегда следует объяснить малышу — почему нельзя, какие могут быть последствия. Запреты излагайте четко и ясно — без длинных лекций и чтения нотаций, а еще лучше – в игровой форме.
  4. При каждом удобном случае предлагайте ребенку выбор. Это повысит самооценку малыша. Предложите на выбор — синюю или желтую шапку, а перед купанием он сам выберет игрушки, которым пора купаться.
  5. Будьте примером своему малышу. Ваше «нельзя» будет пустым звуком, если вы сами позволяете себе нарушить правило. Не нарушайте сами введенные запреты. Нельзя сегодня запретить ребенку брать мамины вещи, а завтра разрешить, чтобы он не мешался под ногами, пока вы смотрите сериал.
  6. Избегайте нравоучений! Полезнее читать детям умные и красочные книжки. Сюжет из стишка запомнится малышу надолго. Смотрите вместе и обязательно обсуждайте специально созданные для расширения кругозора мультфильмы.
  7. В общении с ребенком проявляйте изобретательность. Чтобы меньше одергивать ребенка в поликлинике, прихватите с собой книжку, яркую бумажку или игрушку. Даже разглядывание фантика от конфеты и нахождение знакомых букв может увлечь ребенка. Вместо «прекрати капризничать, так нельзя!», спокойно скажите: «Машенька, пойдем, выберем игрушку для кошки. Посоветуй, сынок, какую открытку купить для бабушки».
  8. Позаботьтесь, чтбы ваш дом был безопасным для передвижения малыша. Установите заглушки, накладки на углы, опасные предметы разложите в недоступных местах и пр.
  9. Требования должны быть едины. Запреты должны исходить от всех членов семьи. Папа не должен разрешать то, что только что запретила бабушка.

Запреты ребенку

  1. Запрещено бить других и драться. Жестокость следует пресекать, обязательно объясняя ребенку — почему именно нельзя. Учите его «выпускать пар» цивилизованно. Например, рвать бумагу, лепить, рисовать, колотить боксерскую грушу, танцевать и пр.
  2. Нельзя нарушать нормы морали. То есть, плеваться, сквернословить, бросать в людей предметами, прыгать по лужам, если кто-то идет рядом.
  3. Запрещено обижать животных. Покажите, как нужно помогать животным и заботиться о них. Заведите питомца, свозите ребенка на экскурсию в зоопарк, конюшню.
  4. Нельзя брать чужие вещи. Присваивать чужие игрушки, брать вещи родителей или надкусывать продукты в магазине — нельзя. Спокойно и твердо нужно объяснить, чем заканчиваются такие поступки. Можно попросить знакомого сыграть роль полицейского, если объяснения не помогают.
  5. Нельзя убегать от мамы.  Одно из ключевых «нельзя». Малыш должен понимать, что от родителей уходить нельзя, а прежде чем отлучиться (до песочницы или до соседнего прилавка в магазине), нужно сказать об этом маме.
  6. Запрещено залезать на подоконники. Этот запрет категорический, даже, если у вас пластиковые окна и приняты все меры безопасности.
  7. Нельзя играть с огнем. Посмотрите с ребенком детские книги или мультфильмы на эту тему.
  8. Запрещено играть на проезжей части. Это правило изучите на картинках и закрепите эффект полезными мультфильмами.
  9. Нельзя вставлять в розетки пальцы или предметы. Просто заглушек и маскировки МАЛО! Обязательно объясняйте ребенку, почему это опасно.
  10. Нельзя делать то, что создает опасность для окружающих людей. Не говоря уже о том, что это просто некультурно.

Если вы будете достойным примером для своего ребёнка, тогда он четко усвоит, как можно поступать, а что категорически запрещено.

7 правил для мудрых родителей

Пусть слово «нельзя» будет категоричным отказом. Но используйте его только в самом необходимом случае. Со временем ребёнок привыкнет, что нельзя, значит, совершенно точно нельзя. Для не столь категоричных отказов используйте другие формулировки.

Всегда объясняйте причину запретов.

Не говорите «не ешь столько шоколада», «я сказала, нет, значит, нет», лучше скажите: «Малыш, ты уже съел много сладкого, лучше выпей йогурт». Естественно, на запреты ребёнок будет либо обижаться, либо пытаться сделать всё назло, либо кричать. Это абсолютно нормальная реакция

В этом случае ребёнку важно услышать, что вы его понимаете: «я понимаю, ты расстроен из-за того, что…». Совсем маленьких детей можно попробовать отвлечь. Запретов не должно быть много

Запретов не должно быть много.

Используйте запреты, когда может случиться что-то опасное или непоправимое. По возможности убирайте все документы, ценные вещи, хрупкие и опасные предметы так, чтобы ребёнок их не достал. Так вы будете знать, что ребёнок ничего не испортит и не поранится, и вам не придётся постоянно ходить за ним со словами «не открывай», «не трогай».

Чем больше вы что-то запрещаете ребёнку, тем менее уверенным в себе он будет, так как у него будут трудности с принятием решений.

Мнение родителей в отношении запретов должно быть единым.

Недопустимо, чтобы, например, папа запрещает долго играть в компьютер, а мама разрешила. Это только покажет ребёнку, что запреты ничего не значат.

Говорите чётко и уверенно.

Не кричите и не говорите запреты «извиняющимся» тоном.

Не запрещайте ребёнку проявлять эмоции.

Например, в семье у Натальи Водяновой детям запрещено плакать:

Я считаю, что так делать нельзя. Пусть ребёнок выражает те эмоции, которые он чувствует. Иначе в будущем, он не сможет адекватно оценить своё состояние и состояние других людей.

Чаще предлагайте альтернативу или ищете компромиссы.

Их можно найти практически в любой ситуации:

  • Хочет лечь спать на час попозже, договоритесь с ним, что можно только на полчаса.
  • Вы готовите ужин, а ребёнок хочет помочь вам что-то порезать? Предложите ему пока помыть овощи или разложить приборы на стол.
  • Хочет разбрасывать свои игрушки? Не запрещайте, но договоритесь, что он потом их уберёт.

Запреты крайне важны для детей, так как они делают мир более понятным и безопасным для них. Но не бойтесь предоставлять детям как можно больше свободы и доверяйте им (свобода – это не вседозволенность). Помните, что большое количество запретов будут подавлять инициативность вашего ребёнка.

Пусть запреты будут только там, где они действительно необходимы. Ведь нет ничего страшного, если ребёнок пройдёт по лужам, измажется красками или иногда съест что-то не очень полезное. Пусть дети проявляют свою индивидуальность.

Иметь секреты

У ребенка могут быть свои секреты. Как бы тяжело вам ни было, примите это. Ребенок растет, с каждым днем он нуждается в вас все меньше. У него появляются свои дела, друзья, проблемы. Контроль, конечно же имеет место быть, но и доверию тоже нужно учиться. Соблюдайте личные границы ребенка. Если он вам доверяет, то не портите сложившиеся между вами отношения. Не читайте случайно обнаруженный дневник, не копайтесь в его телефоне. Если ребенок не делится с вами своими переживаниями, не читайте ему нотаций, не говорите, что между вами не должно быть секретов. Вспомните себя в детстве, вы ведь тоже не все рассказывали своим родителям.

Как запрещать правильно

Чтобы запреты работали и приводили к нужному результату, нужно соблюдать несколько простых правил.

1

Запрещайте только то, что действительно важно. Например, бить других детей нельзя, но говорить «нет», если не хочешь делиться игрушками или играть с этим ребенком, можно

2. Запреты должны быть понятны ребенку. Говорить о том, что есть землю нельзя, потому что у тебя заболит животик или заведутся глисты, не имеет смысла. Если ребенок никогда с этим не сталкивался, он все равно не поймет. Лучше привести понятную аналогию — с температурой или синяком.

3. Иногда снимайте запреты. Например, иногда можно разрешить прогулять школу без уважительной причины или поесть в кровати в выходные. Такие праздники непослушания помогут стать гибче и понимать, что иногда запреты можно и нужно нарушать.

4. Периодически пересматривайте правила. Например, если десятилетке нужно быть дома в 19:00, то в 16 лет можно приходить домой попозже. Если дошкольник может пользоваться только микроволновкой, то младший школьник уже вполне может пользоваться газом и готовить несложные блюда самостоятельно.

5. Предлагайте альтернативу тому, что запрещаете. Например, дома нельзя бегать, но можно играть в тихие игры или прыгать на диване, можно лепить куличики в песочнице, но нельзя бросать песок в других детей.

6. Просите, а не требуйте. Положительные просьбы работают лучше отрицательных.

Вместо «Нельзя идти по газону» можно сказать «Давай пойдем по дорожке и сохраним растения».

Запреты не ограничивают жизнь ребенка и не превращают его в безмолвного раба. Они систематизируют и структурируют ее, помогают понять себя и свои желания, учат тому, что хорошо, а что плохо. Главное — не переборщить и запрещать аргументировано. Тогда они будут работать на вас и помогут воспитать сильную гармоничную личность.

Рекомендуем для изучения

Кто в семье главный — родитель или ребенок?

Что еще почитать:

Личный пример

С самого раннего возраста надо приучать ребенка к слову «нельзя».

Также с самого начального этапа приобщения нужно внедрять главное условие обучения – правило личного примера родителей.

Конечно, вы не будете тыкать пальцы в розетку, совать в рот игрушки, трогать спичку за зажженный конец. Это без особого объяснения понятные действия с явно выраженными признаками опасных последствий.

Курению, употреблению спиртного, проведению за компьютерными играми неограниченного времени, употреблению в разговоре нецензурной лексики – всего того, от чего вам бы хотелось оградить ребенка – вы должны для начала СЕБЕ сказать четко и категорично: «Нельзя!»

Бесполезно запрещать ребенку то, что вы разрешаете себе.

Если запретительные правила в семье распространяются не на всех или вообще только на ребенка, то могут сформироваться определенные психологические проблемы и в ваших отношениях с ребенком, и у него самого.

Восприятие ребенком данной ситуации может пойти по двум направлениям:

  1. «Им можно, мне нельзя, потому что они плохие».
  2. «Им можно, мне нельзя, потому что я плохой».

В первом случае ребенок может направить неприятие и агрессию от себя на родителей или на сверстников, во втором – внутрь себя. В первом случае ребенок может начать разрушать социальные связи, во втором – может начаться процесс самоуничижения и саморазрушения.

Публикация «Консультация для родителей „Как правильно запрещать ребенку или роль „нельзя“ в жизни ребенка“» размещена в разделах

  • Консультации для родителей
  • Темочки

Запреты, безусловно, должны присутствовать в жизни каждого ребенка. Но не стоит ими злоупотреблять. Чтобы вырастить думающего, решительного, уверенного в себе человека, нужно с умом подойти к тому, как преподносить ребенку запреты.

Как правильно запрещать ребенку?

1. Запретов не должно быть много. Подумайте, действительно ли то, что вы ходите запретить, имеет непоправимые последствия? Так ли страшно, если малыш испачкается, играя с красками, или прыгнет в лужу? Чтобы ребенок понимал смысл слова «нельзя», под ним должны подразумеваться только самые строгие запреты (например, не выбегать на дорогу, не совать пальцы в розетку). В ваших силах устроить жизнь так, чтобы запрещать что-то ребенку приходилось как можно реже.

2. Мнение родителей в отношении запретов должно быть единым. В некоторых семьях складывается ситуация, когда один из родителей старается быть строим, а другой, наоборот, добрым и все разрешает. Попустительская позиция не принесет пользы, так как ребенок будет думать, что запретов можно ослушаться. Если родители не могут договориться, нужно ли запрещать ребенку что-либо или нет, это сбивает его с толку и может приводить к истерикам.

3. Нельзя – значит нельзя! Не отменяйте свой запрет, даже если ребенок будет вас упрашивать, плакать или кричать. Иногда бывает очень трудно устоять перед негативными реакциями на запрет, но поверьте, изменяя свое решение, вы делаете хуже. Только настойчивость родителей дает ребенку возможность предугадать последствия своего поведения и научиться хорошо себя вести.

4. Выберите подходящую интонацию. Иногда, когда мы не знаем, как отказать ребенку, чтобы не показаться «плохим» родителем, говорим это ласково, как бы извиняясь. Или же, наоборот, кричим на детей, чтобы слова скорее подействовали. Психологи утверждают, что запреты нужно озвучивать спокойным тоном, четко и уверенно. Ребенок не должен заподозрить в ваших словах сомнение, иначе он вряд ли воспримет вас всерьез.

Для чего нужны запреты?

Запретов не должно быть много, но и без них совсем обойтись нельзя. Дело в том, что правила и запреты играют очень важную роль в развитии ребенка. Дети постоянно узнают новое о мире вокруг и нуждаются в структурировании информации. Знакомство с правилами поведения делает мир понятным для ребенка. Детям необходимо ощущение стабильности и уверенности во внешнем мире. Например, ребенок спокойно идет спать, зная, что когда он ляжет в кровать, мама прочтет ему сказку. То же самое действует в отношении запретов : к примеру, нельзя есть сладкое, пока не пообедаешь.

Важно различать запреты по степени их строгости. Категорически запрещены ребенку могут быть действия, связанные с опасностью для жизни и здоровья : например, уходить с незнакомыми людьми, приближаться к огню, драться, выбегать на дорогу, вставать на подоконник

Некоторые запреты могут быть не столь жесткими: соблюдение режима дня, употребление вредных продуктов и т. д. Остальные действия, по мнению специалистов, не требуют запретов. Ребенок имеет право выражать свои эмоции и мнение, пробовать новое, ошибаться. Однако каждый родитель должен решить для себя, что именно для него неприемлемо в поведении ребенка.

Как малыши воспринимают запреты

Любой ребенок познает мир вокруг себя, а потому ему очень интересно, что будет, если он потрогает сковороду на плите или оденет штаны на голову. В случае запрета того или иного действия, возможно, последует реакция в виде слез или гнева. Это вполне нормально, так малыш выражает протест.

Ребенок еще не способен усваивать любые запреты с первого раза и может завтра сделать то же, что было нельзя сегодня. Это совсем не значит, что он действует вам назло, просто любые «нельзя» не воспринимаются им в глобальном смысле.

Еще одна особенность восприятия запретов у детей – неспособность переносить ситуацию на аналогичную. Если вы запретили ему трогать микроволновку, это еще не значит, что он не подойдет к миксеру. Не думайте, что малыш решил вам «насолить». Такова особенность восприятия, так что наберитесь терпения.

Что такое экранное время и доказан ли его вред

Экранное время — это время, которое мы тратим на телевизор, телефон, планшет, ноутбук или компьютер. Принято считать его опасным, но научных подтверждений вреда психике и развитию детей от экранов нет.

Американская академия педиатров и Британский Королевский колледж педиатрии и детского здоровья обращают внимание: экранное время неоднородно. Бездумное потребление вредного контента ребенком отличается от индивидуального игрового процесса. Исследовательский центр SRI International из Кремниевой долины выяснил, что игровое обучение повышает когнитивные навыки на 12%

Кажется, что сидящие за экраном дети превращаются в изолированных овощей. На самом же деле большинство их действий интерактивны. Дети занимаются творчеством, решают проблемы, думают  и общаются. Учатся системному мышлению, обработке информации и командной работе

Исследовательский центр SRI International из Кремниевой долины выяснил, что игровое обучение повышает когнитивные навыки на 12%. Кажется, что сидящие за экраном дети превращаются в изолированных овощей. На самом же деле большинство их действий интерактивны. Дети занимаются творчеством, решают проблемы, думают  и общаются. Учатся системному мышлению, обработке информации и командной работе.

Мы настолько боимся экранного времени, что противопоставляем его физической активности. Сидячий образ жизни детей — проблема, которую нужно решать. Но делать технологии козлом отпущения — наивно и неправильно, считает Джордан Шапиро. Вместо этого стоит понять, как правильно интегрировать технологии в образ жизни современного ребенка.

Как доказать, что отец плохо влияет на ребенка?

   Если при или после встреч с отцом ребенка не узнать – он капризничает, ведет себя не так, как обычно, нецензурно выражается – есть повод ограничить общение отца с ребенком. Но как это доказать? Безусловно, для этого нужны неопровержимые факты, а не догадки или подозрения матери, среди которых могут быть:

  1. Свидетельские показания, в том числе близких родственников
  2. Показания, данные психологом, работающим с ребёнком
  3. Данные полученные органами опеки и попечительства о судимости отца (при наличии), приводах в полицию и т.п.
  4. Данные о том, что отец ребенка не имеет в собственности или пользовании жилья, пригодного для нахождения в нем ребенка (по площади, состоянию и т.п.)
  5. Факты доказывающие, что отец не здоров — туберкулез, гепатит, и т.п. Или состоит на учете у нарколога, психолога и тому подобное

   В случае если судом уже установлен график общения с ребенком – данные о его регулярном нарушении. Эти обстоятельства могут или наносят психологические травмы ребенку.

   Помимо вышеизложенного обратитесь к органам опеки. Попросите их провести беседу с отцом – этот факт будет зафиксирован. Также сотрудники органов опеки обследуют жилье отца, на предмет его соответствия потребностям ребенка. Обязательно привлеките их в качестве третьих лиц в судебный процесс, данные показания будут очень важны для Вас.

   Кроме того, в рамках для подготовки к судебному разбирательству можно опросить самого ребенка, поинтересоваться, чем они занимаются во время встреч с отцом. Но! Такая беседа должна быть проведена психологом.

    Суд, по своей инициативе, или по ходатайству лица, участвующего в деле также может опросить ребенка, спросить его мнение. Если ребенок старше 10 (десяти) лет, то его мнение будет иметь существенное значение при рассмотрении дела и, если у отца нет проблем с законом или здоровьем, то вряд-ли Вы сможете ограничить его в правах.

Мир не будет прежним

Шапиро объясняет, что попытки оградить детей от технологий вызваны бессознательным страхом перемен. Родители боятся уйти от знакомой и понятной концепции детства. Но некоторые вещи, которые считаются традиционными, появились в индустриальную эпоху. До XIX века в Европе, например, не было площадок для детей. В России первая заметка о детской площадке появилась в начале XX века.

Часто родители запрещают ребенку гаджеты, а сами постоянно пользуются смартфоном. Ребенок чувствует, что ценят родители. Видит, что мама использует гаджет, когда захочет. Ребенок понятия не имеет, что мама работает, и делает вывод: взросление приходит с привилегией играть на телефоне весь день. Неограниченный доступ к гаджетам становится маркером зрелости.

Иногда родители приравнивают регулярное использование гаджетов к страшной зависимости, равнозначной алкоголизму или наркомании. Но такие диагнозы должен ставить врач. Да, видеоигра поднимает уровень дофамина, но так же, как хорошая книга, аттракцион или мороженое. Шапиро уверен: нельзя ставить знак равенства между гаджетами и тяжелыми наркотическими веществами. Мир не делится на черное и белое, у цифровых устройств тоже есть  нюансы и тонкости.

Перекладывать на ребенка ответственность за свою жизнь

В таких семьях дети часто становятся родителями для своих родителей. Ребенку при этом может быть как пятнадцать, так и пять лет. Условия, в которых вынуждены жить дети, примерно такие: мать или отец неспособны заботиться о себе, взрослый может часто повторять малышу: «Ты один у меня остался» или «Только ты любишь мамочку, только ты меня не расстраиваешь — обещай, что никогда не будешь делать этого».

Особенно жестоко по отношению к детской жизни и независимости звучат слова: «Ты все, что у меня есть. Обещай, что никогда меня не бросишь». По сути, когда родитель находится в таком состоянии, он сам чувствует себя ребенком и нуждается в помощи, поддержке, успокоении. Причиной тому могут быть тяжелые разводы, расставания, смерть кого-то из близких. Только ребенок не может и должен становиться «спасателем» для матери или отца, иначе, они меняются ролями, и малыш взваливает на себя непосильную ношу.

Возрастной порог

Примерно к 2 годам ребенок будет осознанно отдавать отчет своим действиям. И вы должны постепенно приучать его к тем нормам, которые хотите, чтобы он соблюдал.

Чем раньше вы начнете ребенку объяснять, что не нужно складывать ножки на стол, когда кушаешь; что не надо ломать игрушки; что нельзя тереть глазки грязными ручками, нельзя совать пальчики в розетку, нельзя лизать пол (бывало и такое) и прочее, и бесконечное, тем раньше он начнет это осознавать.

Но! Не перегибайте палку, не запрещайте все подряд!

К трехлетнему возрасту малыш может вести себя по-иному: он может делать, как вам кажется, на зло или специально смеяться, когда вы ему что-либо запрещаете. Нет, это не так, это просто ваш ребенок перешел на новую ступень взросления и это вполне нормально.

Если вы запрещаете малышу что-либо — не улыбайтесь, иначе введете его в заблуждение.

Должно пройти время, чтобы малыш запомнил, что кидать кашу с ложки на пол нельзя.

Если вы запрещаете ребенку определенное действие, то добейтесь того, чтобы этот запрет соблюдался всегда.

А не так, что вы сегодня разрешили игрушки кидать на пол, а завтра вы его за это ругаете.

Если вы запрещаете, то доведите действие до конца. Если кидает ребенок свои вещи с дивана на пол, вы говорите — «нельзя так делать», а он опять так делает, и на этот раз вы решаете спустить это на тормозах и ничего ему не говорите. Так малыш не усвоит, того, что вы от него хотите.

Если запрещаете определенные действия, то пусть никто из ваших членов семьи их не разрешает, а то зачастую такой момент — мама запрещает, а папа разрешает, так тоже не годится.

Всегда предлагайте малышу альтернативу действий — если на улицу выходить одному нельзя, то можно выходить с мамой; если нельзя трогать папин телефон, то можно брать свой телефон, мы без тебя его тоже не трогаем.

Объясняйте ему, что это мамино, а это папино, а это твои игрушечки.

Желательно опуститься до его уровня глаз, присядьте или наклонитесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Не говорите «нет» или «нельзя» безапелляционным тоном и без объяснения причин.

Всегда объясняйте — почему вы ему запрещаете то или иное действие. Привыкайте с ним договариваться и у вас с вашим ребенком станут доверительные отношения всю жизнь.

Не забывайте хвалить, если ребенок вас понял. Про эмоциональное развитие детей можно почитать здесь.

Будьте готовы говорить и говорить одно и тоже по 100 и 200 раз, только тогда ребенок наконец привыкнет, и ни в коем случае не отступайте от запрета, иначе все придется начинать сначала.

Ни в коем случае не шлепайте ни по рукам, ни по попке, этот малыш — самый настоящий первопроходец.

Он хочет все познать все потрогать, везде заглянуть — не блокируйте его любознательность, он удовлетворит свой интерес и возможно не проявит интереса в будущем.

Чтобы меньше было запретов в целях безопасности, то лучше в окружении ребенка убрать все опасные предметы.

Если малыш ползает по квартире — уберите все по низам, закрепите все ящики системой безопасности, которые он мог бы открыть.

Убрать миски питомцев на то время пока малыш на полу. Убрать все шнуры и прочие опасные предметы. Но все равно никогда не оставляйте кроху без присмотра, поверьте, он что-нибудь да раздобудет!

Уважайте маленького человека, и он будет уважать вас — ведь у него, несмотря на столь юный возраст уже есть свои желания и характер.

Не повышайте на это милое создание голос, ведь мы все были такими. Это лишь этап познания мира, и он скоро пройдет, немного терпения уважаемые мамульки и папульки!

Надеюсь статья была вам полезной.

До новых встреч!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий