Какие проблемы и трудности могут подстерегать приемных родителей

Диссонансы развития

Одна из специфических проблем приемных детей – неравномерность развития в разных сферах. В то время как в сфере физического здоровья и познавательной активности наблюдается общее недоразвитие, у ребенка могут быть очень хорошо развиты многие бытовые и социальные навыки: аккуратность, умение содержать себя в чистоте, способность знакомиться с любым взрослым на улице, проложить маршрут в незнакомом месте, добыть еду в любой обстановке.

Дети-сироты могут быть широко (но поверхностно) осведомлены о сексуальной стороне взрослой жизни. С такой проблемой приемные родители довольно часто не готовы столкнуться.

Период адаптации

Чем старше ребенок, тем сложнее ему принять новый порядок вещей. А дети младшего школьного возраста имеют довольно примитивное представление о семейной жизни. Они не знают материнской любви и, тем более, не знают, что с ней делать, просто завидуют сверстникам, которые получают от своих родителей подарки.

Таким образом, у ребенка может возникнуть нехитрый расчет: раз тетя и дядя хотят взять его к себе домой, значит, они хотят и одарить его некими детскими ценностями. При этом малыша не интересует мотивация взрослых – он просто хочет не упустить свой шанс. Вполне возможно, что он не испытывает осознанной потребности кого-то любить и самому быть любимым, и радуется только возможности исполнить свои желания.

Если в семье есть собственные дети, их нужно подготовить к переменам. Не стоит обещать, что появится любящий брат или сестра. Лучше объяснить, что в семью будет принят ребенок, прошедший сложный жизненный период и пострадавший от этого. Он не умеет строить отношений и может быть не готов отвечать взаимностью на дружеское расположение. Это вовсе не оттого, что он плохой, а оттого, что ему не знакомы естественные для нас вещи.

Кто не может претендовать на роль родителя

Имеются определенные ограничения для кандидатов, желающих стать воспитателем или родителем. Так откажут в усыновлении или взятии опеки, если имеют место следующие моменты:

  • лишение родительских прав;
  • отсутствие стабильного заработка;
  • недееспособность или ограничение действий;
  • ранее был в роли усыновителя, нарушил данный статус;
  • предоставляет для малыша опасность;
  • имеют место однополые супружеские отношения;
  • страдает алкоголизмом;
  • был осужден за правонарушение, повлекшее за собой вред здоровью или жизни человека;
  • совершил особо тяжкое или тяжкое преступление;
  • отсутствует ПМЖ;
  • ограничение в правах;
  • наличие заболеваний, которые препятствуют нормальному воспитанию;
  • учет в специализированных учреждениях, наркологическом диспансере или психиатрии.

Кроме этого, определенные формы устройства могут предполагать еще и дополнительные ограничения. Например, если предполагается усыновление, то возраст между ребенком и усыновителем должен составлять не меньше 16 лет.

Как избежать открытого конфликта

Если избежать истерики, капризов и требований не удалось, то важно соблюдать единую линию поведения со вторым родителем — а именно игнорировать проявления негатива, но не самого ребенка. Нельзя просто разворачиваться и уходить, оставляя его одного

Такой метод срабатывает с теми детьми, которые с рождения уверены в своих родителях, но не с теми, кто пережил потерю или предательство. Оставайтесь рядом, какие бы страсти ни разгорались

Нельзя просто разворачиваться и уходить, оставляя его одного. Такой метод срабатывает с теми детьми, которые с рождения уверены в своих родителях, но не с теми, кто пережил потерю или предательство. Оставайтесь рядом, какие бы страсти ни разгорались.

С малышом могут сработать такие методы остановить скандал:

  • Переключение внимания. Да, именно банальное, знакомое с детства «посмотри, какая птичка!». Это хороший способ, работающий в детсадовском возрасте. Увлечь чем-то новым, чтобы не дать истерике развернуться во всю мощь.
  • Игнорирование неподобающего поведения. Не обращая внимания на крик, скажите ребенку, что вы подождете, пока он успокоится и готовы обсудить его желания. Но не раньше.
  • Объятия. Обнимите плачущего или кричащего малыша и гладьте, пока он не успокоится.

Но истерик и ссор можно попытаться избежать. Если ребенок хочет чего-то, что неприемлемо или невозможно, применимы такие тактики:

  • Альтернатива. Если он хочет идти гулять, а на улице ливень — предложите порисовать, поиграть, почитать или посмотреть мультфильм.
  • Выбор. Он не любит чистить зубы? Не давайте возможности отказаться со старта. Спросите, какой пастой он предпочел бы их почистить — мятной или клубничной. Отказывается завтракать? Спросите, что ему приготовить — хлопья или бутерброд.
  • Похвала при критике. «Ты очень быстро справляешься с домашним заданием, но давай попробуем сделать его аккуратнее!» или «Ты прекрасный будущий футболист, но в следующий раз не нужно путать ворота и окно». Такие смягченные замечания позволят наладить контакт как с приемной дочерью, так и с приемным сыном.
  • Откровенность. Не скрывайте, что неправильное поведение причиняет вам боль. Говорите, что вы расстроены, вам грустно от того, что ребенок нарушил правила или не выполнил просьбу.
  • Слушать и слышать. Большинство конфликтов в мире просто не разгорелось бы, если бы стороны могли друг друга спокойно выслушать.

«Включить» переживания и думать

– Людмила Андреевна, есть такое мнение, что душевные передачи про сирот, передвижные выставки «Я ищу маму» и т. п., вызывая заданные эмоции, подталкивают людей «разбирать» ребятишек. Но было бы лучше, если бы родители сами бы доходили до такого решения, а потом смотрели бы базы данных детей, оставшихся без попечения родителей. Вы что по этому поводу думаете?

– Очень сложный вопрос. Практика показывает, что женщины, как правило, реагируют на конкретного ребёнка, а мужчины долго вынашивают мысль о воспитании чужого ребёнка вообще. И в семьях эти точки зрения часто сталкиваются… Я не возьмусь отрицать социальную рекламу: она у многих «включает» внутренние переживания. Главное, не торопиться с решением. Я за то, чтобы каждый ребёнок, находящийся сегодня в социальном учреждении, нашёл если не отеческое, то дружеское взрослое плечо. Если есть семья, которая может воспитывать детей, – это лучше, чем любой самый хороший детский дом. Но навязывания детей, чтобы всех «пристроить» и отрапортовать, конечно, быть не должно.

Рекомендации приемным родителям

В семье растет родной ребенок, который знает вас с рождения, привык к установленным в доме порядкам. Для него ваша любовь и забота – привычное дело, для этого не нужно ничего делать и доказывать, что он хороший. С приемным малышом все происходит по-другому. Поэтому нужно знать то, чего ждет от вас ребенок, которого вы забрали из приюта.

Ребенок должен быть уверен в том, что вы любите его в любом случае. Чувство не зависит ни от каких обстоятельств

Вам неважно, что он плохо учится или наступил на хвост коту. Вы должны любить ребенка не за достоинства или недостатки, а за то, что он есть на этом свете и он рядом с вами.Дайте понять ребенку, что вы уважаете каждое его решение

Он достоин уважения, как человек, как личность. Это позволит ребенку приобрести уверенность и уважение к себе.Не делайте так, чтобы ребенок вас боялся

Чувство страха – не то чувство, которое порождает любовь и уважение.Внимание по отношению к ребенку должно быть всегда пристальным. Вы должны знать, что с ним происходит, что беспокоит и тревожит его

Это позволит вовремя принять меры и избежать неприятностей в будущем.

Тем, кто хочет взять ребенка из детского дома, но сомневается, нужно найти приемных родителей с большим стажем. Поговорите с ними, расскажите о том, что останавливает и страшит вас в вопросе приемного ребенка. Советы тех, кто воспитывает приемных детей, сводятся к следующим позициям:

  • Учитесь у тех, кто уже прошел трудный путь воспитания приемных детей;
  • Не теряйте чувство юмора даже в сложных ситуациях;
  • Вера во Всевышнего и его законы спасают от отчаяния и помогают найти выход;
  • Любите приемного ребенка больше, чем самих себя.

Доверительные отношения

Тем, кто решается на приемное родительство, надо быть готовыми и к тому факту, что новые члены семьи не обладают детской непосредственностью. Не потому, что они злые и испорченные. Просто эти мальчики и девочки не привыкли, что о них кто-то может позаботиться, и во всем рассчитывают только на себя и свой опыт. Это значит, что они не станут откровенничать и запросто делиться своими секретами. Узнайте 10 способов показать ребенку любовь и доверие.

Зато они способны проявлять обходительность для достижения своих целей, пуская в ход лесть и притворство. Не следует за это обижаться на приемных детей — они еще не умеют жить по-другому. Родители должны проявлять терпение и личными примерами демонстрировать альтернативную модель поведения, имеющую выгодные отличия.

Необходимо учитывать, что ребята, прошедшие через детдом, могут иметь далеко не детские суждения и привычки, но при этом у них будет отсутствовать представление о самых элементарных вещах. Стоит предварительно рассмотреть подобную ситуацию со стороны, пообщавшись с семьей (семьями), где уже есть приемные воспитанники.

Какие проблемы могут возникнуть далее?

Даже если разрешение получено и все документы собраны, перед будущими родителями может появиться еще немало проблем. Все их можно разделить на несколько групп: социальные, правовые, моральные, медицинские и т.д.

На усыновление ребенка проблемы социального плана влияют очень сильно.

Также препятствием социального плана может стать недостаточная жилплощадь. Родителям недостаточно иметь собственное жилье, в нем должно быть определенное количество квадратных метров, чтобы ребенок имел достаточно места. Во многом решение социальных проблем зависит от позиции территориальных органов опеки.

Правовые проблемы не менее распространены в нашей стране. Институт усыновления у нас не так развит, как на Западе, многие законы местного и федерального значения дублируют друг друга, создавая множество препятствий в усыновлении.

Очень сложный вопрос – это иностранное усыновление. Если вы хотите взять ребенка, который не является гражданином Российской Федерации, порядок оформления усыновления будет совсем иным.

Одна из самых актуальных проблем – это проблема адаптации нового члена семьи. Если вы берете ребенка не новорожденного , ему может оказаться сложно освоиться в новой среде. К сожалению, у нас не осуществляется на государственном уровне должная психологическая поддержка, которая понадобится родителям и, в первую очередь, ребенку, в первый год после усыновления.

Многие родители также сталкиваются с медицинскими проблемами. Часто от детей отказываются из-за наличия серьезных заболеваний, но также распространены случаи, когда дети из неблагополучных семей не страдают чем-то серьезным, но могут иметь различные, поначалу не выявленные болезни. Любым родителям, решившимся на усыновление, следует быть готовыми к тому, что о здоровье ребенка придется заботиться больше, чем они ожидали.

Ксения, Москва, 51 год, домохозяйка

В 2007 году мы взяли двух сестер, Катю и Марину, из Новосибирска. Им было восемь и девять лет. Когда увидела их фотографию, у меня внутри что-то екнуло. Их сразу вывели и сказали: «Вот ваша мама». Я даже еще не успела ничего сказать, а за нас уже всё решили. Так мы прилетели в Москву и стали устраиваться.

Тогда еще не было школ приемных родителей, и я не до конца понимала, с чем столкнусь. Сейчас я думаю, что первопричина во мне.

Вначале я была очень оптимистично настроена: мы всё сможем. Я только спросила: «Здоровы? Смогут учиться в обычной школе?» Мне ответили: «Да, никаких тяжелых диагнозов нет, учиться смогут». К декабрю у младшей девочки Кати обнаружили бронхиальную астму. А в процессе учебы выяснилось, что она не справляется. Я никак не могла понять, почему Катя не может запомнить буквы, научиться читать.

Уже позже мы обратились к неврологу, который сказал, что детский дом не мог не знать о серьезных задержках развития у своих детей. Таблица умножения ей так и не далась, несмотря на возраст. Это касается даже похода в магазин: она никогда не знает, хватит ей денег или нет.

Как следствие, у Кати был бесконечный конфликт с учителями, и ее отправили в коррекционную школу. Назначили дополнительные занятия с психологом, математику и русский. Как-то раз учительница математики сказала мне после занятий: «Я подняла ваше личное дело и не понимаю, зачем вам это нужно? Вы видели, какие там гены?» Ее вопрос поставил меня в ступор. Тогда я всё еще пребывала в иллюзиях.

Мне казалось, что я воспитывала их как своих. Я довольно строгая мать, могу и крикнуть. Всегда заставляла их учить уроки. Летом мы отправляли их в лагерь, возили в Хорватию, Италию. Мы старались не ограничивать девочек материально, если они хотели сходить куда-то с классом. Но однажды я услышала, как они жаловались, что у всех уже давно айфоны и айпэды, а у них всего этого нет. У нас в семье никогда ни у кого не было айфона.

В 2012 году мы взяли мальчика Андрюшу, ему было десять. Наши дети уже начали жить отдельно, и младший сын сказал: «Чего бы вам не взять еще одного?» Тогда нам всё еще казалось, что всё нормально. Но как только Андрюша переехал к нам, дома начался запредельный праздник непослушания. Ситуация изменилась кардинально.

Посыпались претензии, что я не имею права заставлять их что-то делать, повышать голос. А когда это случалось, они начинали орать в ответ. Почему-то не воспринимали меня.

В их школе проводили специальные беседы, и Марина постоянно мне говорила, что может заявить на меня в полицию, если я буду ее обижать.

Я точно помню: это было 3 марта во время разговора с опекой, когда окончательно рухнули все иллюзии. Позже я так и сказала девочкам: «Я умерла 3 марта». Около полутора часов все трое с ухмылками рассказывали, как плохо они живут. Говорили, как я их истязаю, чего-то от них требую. Катя вообще сказала, что ее избивают.

Всё происходящее казалось мне настолько нереальным, что я только попросила: «Дайте мне бумагу, я на всех троих напишу отказ, если им так плохо». Мне вежливо намекнули, что это испортит статистику, так что отказ я написала только на Андрюшу.

Я помню этот день очень смутно, но вышла я оттуда с высоким давлением.

На тот момент Марина оканчивала 9-й класс, и я понимала, что, если напишу отказ, их отправят обратно в Новосибирск. Мне было попросту жалко девочек.

Они остались с нами, но ничего хорошего из этого так и не вышло. Их отторжение стало еще более демонстративным. Они отказывались прибирать квартиру, домой возвращались и в час, и в два ночи, притом что Кате еще не было восемнадцати. Она звонила моему сыну Саше и просила: «Сань, забери меня от метро, а то я пьяная, и тут полиция ходит».

Лейтмотивом наших отношений было «вы, конечно, много для нас сделали, но могли бы и больше».

Мои сыновья пытались проводить с ними беседы, но всё бесполезно.

Марину я уговорила пойти в колледж, а Катя не смогла сдать экзамены. Потом выяснилось, что она нашла себе компанию, с которой они прогуливали уроки, выпивали и курили в подъездах. Это всё при том, что у нее бронхиальная астма. Так Катя 9-й класс и не окончила.

Юридические вопросы

Этот аспект нельзя проигнорировать. У брошенных детей автоматически возникает необходимость решения множества задач по перераспределению собственности, оформлению выплат, защите от посягательств кровных родственников и так далее. Ребенку невдомек, какой у него статус, какие ему положены выплаты, что нужно оформить – всё это ложится на плечи приемных родителей. Им необходимо быть морально готовыми к различным трудностям юридического характера уже только потому, что это является спецификой сиротства.

Не стоит пугаться трудностей – нужно просто своевременно обращаться к специалистам, чтобы решать их.

Елена Турлина

Формы и особенности

Усыновление — форма замещающей семьи

Ребенок в замещающей семье может оказаться путем определенных устройств.

  1. Усыновление. Ситуация, когда у ребенка появляются вторые родители, которые замещают его настоящих. Малыш передается взрослым по решению суда; усыновители указываются, как родные; прекращаются отношения с биологической матерью; обретение всех имущественных, а также неимущественных прав. При этом усыновители не получают денежную поддержку от государства. Основная проблема, которая возникает в данной форме устройства – это продолжительный этап оформления документов, также необходимо пройти судебную процедуру. Стоит учитывать, что к усыновителям будут выдвинуты весьма строгие требования.
  2. Попечительство, опека. Ребенка устраивают на проживание к одному из родственников или к специально подготовленному человеку, желающему взять его на воспитание. Детям, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста, назначают опекуна, тем, кто старше — попечителя. Особенности данной формы: прикрепление взрослого происходит на основании утвержденного акта о попечительстве, в котором оговариваются сроки воспитания; взрослый принимает на себя роль представителя ребенка, охраняет его имущество; между взрослым и малышом не устанавливаются родственные связи; карапузу разрешается сохранить отношения с кровными родителями. Попечитель или опекун должен отчитываться о проделанной работе соответствующим органом, если он не исполняет требования, должен понести за это ответственность. Воспитание происходит на безвозмездной основе. По исполнению 18 лет государство выделяет ребенку социальное жилье.
  3. Приемная семья. Данный вариант рассматривается, как подвид опеки. Помещение малыша в такую семью происходит на основании соответствующего документа. Гражданам, которые взяли на себя заботу о малыше, выплачивается вознаграждение. «Родитель», который не работает, считается трудоустроенным. К плюсам данной формы относят: возможность для родителей получать дополнительные деньги, а также стаж. Минусы: строгий контроль со стороны опекунских органов, необходимость информирования о методах воспитания, проделанной работе.
  4. Семейный тип детского дома. Взрослого нарекают воспитателем или родителем, а малыша – воспитанником. Количество детей может быть от пяти до десяти. Ребенок находится в таком доме до восемнадцатилетия.

Воспитание приемного ребенка

Это третья – и немаловажная причина, по которой приемные семьи не распространяются по России так, как было бы нужно.

Бездетные пары боятся взять ребенка из приюта или детского дома, потому что их пугают возможные трудности в его воспитании, в особенности, наследственные склонности. Многие считают, что в государственные учреждения попадают дети алкоголиков, наркоманов, преступников. Конечно, родители могут быть всякими, но малыши, живущие в больнице или Доме малютки, не виноваты, что им не повезло с родителями.

Часто уже приняв ребенка в семью, взрослые с тайным страхом наблюдают за его взрослением, принимая склонность к шумным играм за агрессивность, детское желание взять чужую игрушку – за склонность к воровству, и стараясь подавить в зародыше эти аномалии развития, причем достаточно жесткими методами. Ребенок, не понимая, что он сделал не так, естественно, начинает сопротивляться, зарождается конфликт, который, из-за непонимания ситуации взрослыми, может стать причиной ухода ребенка из дома.

Привыкание родителей и детей в приемной семье – это тонкий осенний лед, который может хрустнуть от любого неправильного шага. Дети, потерявшие семью, пережили настоящее горе, они любят своих родителей – и алкоголиков, и наркоманов, и боятся привязаться к новой семье, чтобы не предать старую. По этой причине в период привыкания дети или замыкаются в себе, или начинают дерзить, на ласковые слова отвечать грубо и вызывающе. Только терпение и такт, понимание приемными родителями того, сколько страданий пришлось пережить этой неокрепшей детской душе, смогут помочь ребенку понять, что в этой семье никто не претендует на роль его мамы и папы без его желания.

Приемные родители, нашедшие подход к каждому ребенку, делятся опытом с новичками, помогая им преодолеть самую первую высоту – привыкание друг к другу чужих людей, есть возможность попросить совета у родителей, побывавших в сходной ситуации, посещать семинары и курсы для приемных родителей и вместе решать проблемы приемных семей.

Если вы думаете, что надо бы взять ребенка из детдома на воспитание – не сомневайтесь, берите. Органы опеки не оставляют без помощи людей, спасающих детские души и воспитывающих полноценных граждан нашей страны.

В России до революции детских домов не было вообще. Если ребенок оставался один, его брали к себе родственники, соседи, друзья родителей. Так что приемная семья – это исторически оправданная для нашей страны форма воспитания сирот.

Особенности диалога с приемным подростком

Часто приемные подростки, как и другие их ровесники, спешат почувствовать себя взрослыми, оставаясь при этом эмоционально и ментально незрелыми. Что делать родителям, чтобы наладить контакт с приемным подростком и достичь взаимопонимания? Во-первых, проявлять не меньшую мягкость, чем с приемным малышом. Потому что колючему тинэйджеру, а особенно пережившему травму, ласка и любовь нужны не меньше, а порой и больше.

Для подростка нужно стать не только родителем, но и другом. Секретничайте, устраивайте вечерние чаепития. Рассказывайте о себе, чтобы вызвать ответную откровенность.

Чтобы наладить отношения с приемным сыном, отцу стоит попробовать посвятить его в свои хобби. Совместные увлечения — это мощный инструмент сближения между людьми.

Отношения матери и дочери — это огромный мир женских секретов. Наладить отношения с приемной дочерью помогут совместные дела — вместе испечь тортик или выбрать шторы в гостиную, спланировать фотосессию или придумать планы на выходные.

Даже наличие разногласий не должно становиться поводом для огорчений — попросите подростка озвучить альтернативу вашим предложениям. Прислушивайтесь друг к другу и не забывайте о поддержке.

Адаптация приемного ребенка в семье

Оказаться в новом доме, с новыми незнакомыми людьми, чужими правилами и традициями – это шок для ребенка. И как бы дети не желали жить в любящей семье, избежать стресса вряд ли получится. Самым сложным бывает первый день. Многие неопытные приемные родители совершают одну и ту же ошибку – нового члена семьи встречают все родственники. Это неправильно. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться, привыкнуть новому образу жизни и новым людям?

Лучше всего начинать знакомство еще при посещениях ребенка в учебном заведении. При первых визитах происходит знакомство ребенка с будущими родителями. Тон общения при этом должен быть максимально искренним. Стоит вести разговор об интересах ребенка, его привычках, рассказывать что-то о себе, попросить рассказать о своих увлечениях, если ребенок занимается в кружках – посмотреть его работы.

При последующих посещениях провести заочное знакомство с домом и домочадцами – принести на встречу фотографии семьи и дома. Рассказать о привычках и традициях, о членах семьи, вспомнить какие-то интересные случаи. Уместным будет сфотографировать комнату, в которой ребенку предстоит жить. Пусть он знает, что его ждут, к его приезду готовятся.

Во время последних визитов стоит взять с собой детей, вместе с ними сделать открытку или подарок, дарить должны именно дети.

В первые дни пребывания в новой семье желательно чтобы присутствовали только уже знакомые люди. В это время ребенок начинает знакомство с домом, с правилами и привычками. Знакомство с остальными родственниками так же должно проходить постепенно. И только когда ребенок будет знать всех, немного обвыкнется в новом доме, можно организовывать семейные торжества.

При адаптации ребенка в новом учебном заведении приемным родителям необходимо поддерживать тесную связь со школьной псохолого-педагогической службой. Если родные дети учатся в том же учебном заведении, их поддержка так же будет очень важна.

Предварительное знакомство

Прежде, чем оформить приемное родительство и забрать ребенка насовсем, необходимо провести с ним несколько продолжительных встреч. Это позволит чуть-чуть привыкнуть друг к другу, и малыш попробует провести параллель между той жизнью, которая остается в прошлом, и той, что может скоро начаться.

Очень важно, чтобы ребенок подробнее узнал о том, к чему стремятся приемные родители. Было бы хорошо, если бы он преодолел застенчивость и откровенно рассказал, чего сам ожидает от новых взаимоотношений

Какими бы смешными или странными не показались эти размышления и доводы, не следует к ним относиться легкомысленно – надо учитывать, что дитя просто не осознает, какой шаг ему предстоит сделать, и какие его ждут перемены.

Трудности, с которыми сталкиваются приемные родители

Всем родителям знакомы такие проявления детского поведения, как капризы, конфликты, а в подростковом возрасте и открытый бунт. И это с теми детьми, которых растили с момента появления на свет, ждали и любили еще до их рождения. А если ребенок приемный?

Почему-то многим кажется, что забрав ребенка из государственного учреждения и окружив его семейной заботой и теплом, они непременно и моментально получат ответную любовь и нежность. Но этого почему-то не происходит — малыш может оставаться замкнутым, отказываться от предложенного распорядка, демонстрировать плохое поведение, а то и открыто провоцировать конфликты, словно проверяя приемных родителей на прочность.

Причина вовсе не в испорченности детей или, как любят утверждать диванные эксперты, «в порочных генах». Источником плохой социализации ребенка являются, в первую очередь, травмы, которые им пришлось пережить. Ведь в детский дом не попадают те, у кого в жизни все благополучно.

За плечами таких детей — отказ родных, гибель или асоциальное поведение родителей. Многим из них пришлось столкнуться с насилием в различных его формах — с моральным прессингом, избиениями, домогательствами, а то и надругательствами.

После всего пережитого ребенок теряет доверие к миру, и в первую очередь — ко взрослым. Даже если он рос в благополучной и любящей семье, которую потерял в результате несчастного случая — в его душе сплетены боль от потери любимых, и неосознанная злость на них за то, что они его оставили.

У длительно пребывавших в детских учреждениях детей происходит нарушение привязанности, которое выражается в отчуждении от мира либо наоборот — малыш каждого встречного называет мамой и папой.

Приемные родители чаще всего сталкиваются с такими проблемами:

  • эмоциональные нарушения — агрессия, плаксивость, замкнутость, истеричность, недоверие;
  • отсутствие навыков аккуратности и самообслуживания;
  • проявления ревности в отношении других детей, приемных или родных, а также прочих членов семьи и домашних животных;
  • невротические проявления — ночные страхи, депрессия, энурезы.

Следует учитывать, что многие воспитанники детского дома обладают внушительным багажом диагнозов, которые ухудшают адаптацию.

Чем младше ребенок, тем легче приемным родителям преодолеть трудности и вылечить раны своей любовью. Сложнее всего приходится с приемными подростками. У них уже сложилась искаженная картина мира и человеческих взаимоотношений. Поэтому чтобы растопить лед и наладить контакт с приемным подростком, потребуется много времени, терпения, чуткости и настойчивости.

Проблемы со здоровьем

Здоровье детей-сирот часто оставляет желать лучшего, и часто именно хронические заболевания, инвалидность и врожденные патологии служат поводом для отказа от ребенка. Сирота попадает в семью в запущенном состоянии, потому что некому было вплотную заниматься его здоровьем, когда появились первые тревожные симптомы.

Кроме врожденных и наследственных патологий, у некоторых детей-сирот наблюдается отставание в физическом развитии, невротические нарушения, психосоматические болезни.

Страдает не только физическое здоровье, но и психика ребенка, а в сфере эмоций и чувств — рассогласованность. Ребенок часто не может определить, что и в какой степени он чувствует. Это сопровождается волевыми нарушениями: ему сложно себя сдержать там, где это требуется, и вместе с тем он может терпеть и молчать тогда, когда жизненно необходимо высказываться и жаловаться.

Поэтому и возникают различные трудности в поведении: истерики, пустые, казалось бы, капризы, вранье, беспричинная агрессия.

С особой остротой могут проходить возрастные кризисы. Эти периоды у приемных детей осложняются из-за психических особенностей и расстройства привязанности.

Особо хочется выделить расстройство привязанности как комплекс психологических проблем, возникающий у детей, которые в раннем возрасте остались без заботы и любви значимых взрослых. Это тяжелый комплекс реакций и убеждений, откладывающихся глубоко в подкорке сознания ребёнка.

В некоторых случаях нарушение привязанности случается и у детей, воспитывающихся в кровной семье, когда к ним регулярно применяется физическое или психоэмоциональное насилие, попустительство или иные формы жестокого обращения. Но практически у всех оставленных детей нарушены способность к привязанности и способность любить.

Расстройство привязанности может проявляться очень по-разному и в различной степени. От слегка повышенной тревожности, проявляющейся в отношениях с близкими, до абсолютного недоверия всем (особенно взрослым), которое, кажется, невозможно преодолеть.

Проблемы в социальном развитии

Выученные реакции, помогающие детям выживать в атмосфере опасности, могут восприниматься приемными родителями как неумение правильно выстраивать общение. Кажется, что эти дети не в состоянии учитывать реакции и пожелания окружающих, не хотят соблюдать правила и традиции, сопротивляются естественным ограничениям.

Например, ребенок может постоянно разговаривать криком или провоцировать членов семьи на агрессию по отношению к себе, или постоянно брать без спросу то, что ему захочется. Дело в том, что в тех, прошлых условиях его выученные реакции работали на него, поэтому перестраиваться сложно. Чтобы избавиться от привычного поведения, потребуется много времени, объяснений, терпения и усилий и со стороны родителей, и со стороны ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий