Когда фантазии ребенка становятся опасными

Маленькие фантазеры

С 3 до 7 лет продолжается следующий этап в развитии фантазии. Здесь главенствует Ее величество Игра. Именно в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. К игре нужно относиться крайне бережно, ведь именно она — ведущая деятельность в возрасте с 3 до 7 лет.

В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: «дочки-матери», «войнушка». Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д.

Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными «реальностями» — настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза).

То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи слов «понарошку» и «как будто».

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

  • Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
  • Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
  • Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
  • Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
  • Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
  • Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
  • Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров

Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.

Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета

Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета. Перепады настроения

У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии

Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.

Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Светлая сторона луны

Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша.

Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший “старт” развитию фантазии, есть 3 главных пути:

  • Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками (“Колобок”, “Курочка Ряба”, “Репка” и др.). Именно сказочные образы – это “кирпичики”, фундамент фантазии.
  • После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: “Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки – руль. Садись, поехали к бабушке в гости… Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)”.Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло – гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!
  • Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: “Давай мы с тобою побудем кисками”. Имитируйте движения кошек, говорите “мяу-мяу”. Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное развитие ребенка. В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.

“Мой сынок очень интересно играет. Во время мытья наливает в чашечки воду и предлагает мне “чай”, да не просто, а с “конфетой”, деталькой от конструктора. То вдруг примется “тушить пожар”, “наливая воду” из построенной башенки. То подберет на улице палку и сверлит-чинит ею скамейку, говоря, что он мастер и работает “дрелью”, – рассказывает Татьяна, мама 2-летнего Толика.

Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!

Что делать

Портал Business Insider результаты ряда научных работ и выделил несколько важных факторов, определяющих будущий успех детей.

  • Работа по дому. «‎Если дети не моют посуду, значит, кто-то делает это за них, — считает автор книги «‎Как вырастить взрослого человека» Джулия Лискотт-Хэймс. — «Таким образом они освобождаются не только работы, но и от осознания того, что работа должна быть сделана, и каждый из нас должен внести свой вклад в общее благо».
  • Обучение социальным навыкам. Исследования показали, что социально развитые дети, которые могут взаимодействовать с другими без побуждения со стороны, имеют гораздо больше шансов получить высшее образование и достойную работу к своим 25 годам, по сравнению с людьми с ограниченными социальными навыками. 
  • Наличие образования у родителей. По словам специалистов, матери, закончившие среднюю школу или колледж, с большей вероятностью воспитают детей, которые как минимум добьются того же. 
  • Обучение математике. «‎Обладание в детсадовском возрасте даже начальными знаниями в математике — цифрами, их порядками, другими примитивными концепциями — влияет не только на успехи в этом предмете, но и, например, в чтении и обучении в целом», — считает научный сотрудник Северо-Западного университета Грег Дункан.
  • Работа вне дома. По данным исследования Гарвардской школы бизнеса, матерям желательно работать, так как это служит хорошим примером детям и влияет на их успехи, в особенности это касается девочек. 
  • Правильное питание и поддержка физического здоровья. Привычка к здоровому питанию и физическая активность помогают как детям, так и взрослым быть сосредоточенными и продуктивными в течение всего дня.

Фантазии детей в разном возрасте

В разном возрасте фантазии детей имеют разные проявления. Если малыши фантазируют о суперспособностях, воображают себя сказочными героями, то детки постарше уже сочиняют вполне правдоподобные рассказы. И отличить их от реальности родителям бывает не просто. Они начинают переживать, что их чадо вырастет обманщиком или так и останется жить в вымышленном мире.

Фантазии в 3 года и младше

3 года – это тот возраст, когда фантазия – часть процесса познания окружающего мира ребенком. Дети могут отличить воображаемое от действительности, но не умеют до конца их разделять. До 3-х лет дети активно впитывают и копируют все, что видят вокруг себя. Они дополняют это своим воображением и активно воплощают придуманное в своих играх.

Родители не должны вмешиваться и критиковать игры ребенка. Их задача наблюдать, как дети играют и воспринимают реальный мир. Детское поведение покажет, насколько правильно ребенок реагирует на то, что его окружает. Так родители могут аккуратно направлять своих чад, если видят что-то не то.

Фантазии в 3-5 лет

Этот этап детского развития примечателен тем, что детишки склонные играть с вымышленными друзьями. Иногда это могут быть даже придуманные семьи, большая компания друзей или домашние питомцы. При этом ребенок может применять на себя разные роли. Чаще всего это герои фантастических фильмов, книг, комиксов. Они воображают, что обладают необычными способностями и сверхсилой.

Депрессивное расстройство

Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.

Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.

Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.

Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.

Ролевые игры помогут в творческом развитии ребенка

Хорошо развивает фантазию игра по ролям. Но нужно, чтобы ребенок осознавал имитируемую ситуацию. Если дитя хоть один раз посещал доктора, он знает, чем занимается врач, и можно поиграть с ним в больничку. Например, вы будете пациентом, а малыш – доктором, который осматривает и определяет диагноз. Потом можно попробовать наоборот.

Также возможно играть в педагога и учащегося, продавца и покупателя, водителя автобуса и пассажира и многое другое. Можно вообразить, что вы с ребенком планируете длительную поездку. Тогда попросите его, чтобы он собрал нужные вещи и рассказал, зачем они ему понадобятся.

Практические советы для родителей по развитию воображения

Развитие фантазии и воображения у детей очень важно для усиления интеллектуальных данных ребенка. Поэтому даем вам несколько рекомендаций, как это осуществить

  • Складывайте вместе с ребенком развивающие конструкторы, не пользуясь инструкцией.
  • После просмотра фильма, мультфильма, прочтения книги предложите малышу представить себя на месте определенного героя. Пусть он расскажет, как бы он поступил в различных ситуациях (моделируйте вместе), почему именно так, каковы будут последствия таких действий.
  • Обсуждайте разнообразные способы применения предметов.
  • Побуждайте ребенка к сочинению историй с описанием характеров персонажей, места действия.
  • Во время прогулки обсуждайте прохожих. Пусть малыш придумает историю для каждого: где он живет, кем работает, куда спешит.
  • В этом возрасте обучающие курсы будут как никогда кстати. Специалисты рекомендуют отдать предпочтение ментальной арифметике. Эти занятия направлены на гармоничное развитие полушарий мозга. Это положительно сказывается на физическом и творческом развитии, способствует воображению и креативному мышлению.

Развитое мышление — залог успеха в учебе. Если родители культивируют в ребенке эту способность, в дальнейшем он становится активным, любознательным, легко справляется с нестандартными задачами и ситуациями

Но в ходе воспитания важно четко разграничить творческое мышление и беспочвенные фантазии

Как и чем фантазии помогают детям

Умение фантазировать помогает деткам справиться с множеством их переживаний и проблем. Дети остро ощущают запреты и ограничения. Чем больше взрослые ограничивают свободу своего чада, тем больше он фантазирует. С помощью воображения он может создать себе другой мир, где только он все контролирует.
То же касается и травматических ситуаций. Например, переезд в иной город или страну может трудно даваться ребенку. Вместо веселого общения со сверстниками, он будет проводить время в одиночестве с воображаемыми друзьями. Но это не значит что нужно заставлять его быстро приспосабливаться к жизни в других условиях. Ему нужно на это время. Фантазии для него – защитный механизм

И очень важно в такой момент дать ребенку время на адаптацию.
С помощью воображения дети учатся понимать, что они чувствуют на самом деле. Например, когда тихий и спокойный малыш постоянно фантазирует о сражениях, войнах, победах над врагом, это может свидетельствовать о внутренних переживаниях. Возможно, ребенка кто-то обижает, и он не знает, как с этим справится

В таком случае подобная защитная фантазия может помощь родителям понять, что не так с их чадом.
Когда ребенок фантазирует, он проявляет творческие способности. Он учится мыслить креативно и самостоятельно искать решение проблем. Именно фантазии детей способствуют появлению на свет художников, музыкантов и других творческих личностей. Поэтому, если ваш малыш часто фантазирует и это не причиняет никому вреда, стоит проявить спокойствие и понимание. Возможно, у вас растет будущий гениальный творец.

Возможно, ребенка кто-то обижает, и он не знает, как с этим справится. В таком случае подобная защитная фантазия может помощь родителям понять, что не так с их чадом.
Когда ребенок фантазирует, он проявляет творческие способности. Он учится мыслить креативно и самостоятельно искать решение проблем. Именно фантазии детей способствуют появлению на свет художников, музыкантов и других творческих личностей. Поэтому, если ваш малыш часто фантазирует и это не причиняет никому вреда, стоит проявить спокойствие и понимание. Возможно, у вас растет будущий гениальный творец.

  • Напряженные отношения между родными, которые ребенок наблюдает каждый день, отражаются на его эмоциональном состоянии. Он может и не понимать, что чувствует. Но фантазия помогает ему справиться с проблемой своим способом. Если ситуацию в семье не менять, малыш может и дальше продолжать жить в своём вымышленном мире. А в результате это чревато психическими расстройствами.
  • В детских играх фантазии также помогают детям познавать мир взрослых и примерять на себя их роли. Так дети учатся общаться между собой, вливаться в общество и формировать свою личность. Конечно, они не могут сыграть во все ситуации и попробовать все роли. Но их воображаемые роли помогут им в будущем во взрослой жизни.
  • Часто дети могут скрывать свои страхи и обиды, поскольку не осознают до конца, что они чувствуют и что с этим делать. И вместо того, чтобы сказать об этом родителям, они фантазируют.

Например, ребенок испытывает обиду на своих родителей. Он не знает, как выразить свои чувства, и не может это сдерживать. Малыш фантазирует, что с его родителями случилась беда. Это может ему снится или казаться.

Важно отличать фантазию от лжи.

Смешение фантазии и происходящего настоящего сохраняется у детей примерно до 8 -9 лет, но если вовремя не разобраться и не разделить  понятия лжи и фантазии, что обязательно должны сделать родители, то может возникнуть проблема зависимости подрастающего ребенка от своих фантазий. Здесь может понадобится помощь профессионала.

Фантазия тем и отличается от лжи, что первая относится к творчеству и духовности человека. Если бы люди не умели фантазировать, не было бы  ни поэтов, ни композиторов, ни музыкантов, ни актеров, ни других творческих людей. Вот еще важный момент — фантазировать способны только оптимисты. Таким образом, не давая детям шанса для фантазий, «любящие» родители отчасти превращают своего ребенка в будущего пессимиста.

Что дает нам полет фантазии?

Вы только посмотрите на влюбленных людей! Посмотрите на их  счастливые лица, они показывают всему миру все возможности невозможного, они способны фантазировать и изменять этим свою жизнь и жизнь вокруг них. Мысли материализуются.

Полет детских фантазий помогает родителям найти с детьми общий язык, так как именно в фантазиях проявляется то, что чувствует ребенок на самом деле. Это дает родителям вовремя помочь детям навести порядок в их чувствах, порой ошибочных. Будьте внимательны к детям, к их фантазиям.

Например, нередки случаи, когда ребенок часто говорит родителям о своем страхе потерять родителей. Отражается это в его  рассказах о несчастных случаях с родителями, которые снятся ему во сне или наяву он постоянно думает об этом, нафантазировав неприятные истории. Те, в свою очередь, сначала ничего не понимают, но потом оказывается, что они слишком мало уделяют своему ребенку внимания, постоянно оставляя его с бабушкой или няней, в силу своей постоянной занятости и суеты. В этом случае в фантазиях ребенка  проявляется чувство, о котором не принято говорить вслух, как считается в социуме.   В данном случае это агрессия на родителей. Именно фантазия ребенка помогает   видеть и осознавать такие чувства и эмоции.  И если родители примут необходимые меры, поговорив об этом с ребенком, и будут проводить с ребенком большее количество свободного времени, то ситуация изменится в лучшую сторону.

Когда в нашей жизни происходят не очень приятные события и кажется, что нет конца всем передрягам, то мы, взрослые (это по большому счету оптимисты) начинаем фантазировать, и фантазии действительно помогают нам выйти из состояния апатии, безразличия, уныния и дают силы для дальнейших действий. Именно потому, что  наши дети любят и умеют фантазировать более жизнерадостны, чем взрослые. Полетом своих  искренних фантазий они заглушают все невзгоды, которые и в самом деле уходят прочь. Это ли не чудеса?

Фантазии – это свобода мыслей, которая нужна каждому человеку и детям в том числе. Но большинство родителей раздражается при виде того, что их ребенок просто сидит или лежит. В это время он полностью погружен в свои мысли и фантазии, хотя родители считают это бездельем. не вникая в суть происходящего. Они забывают, что ребенку иногда необходимо находиться наедине с собой, как и любому взрослому. Он, в отличие от его непонятливых родителей, не боится этого временного одиночества, когда его мечты помогают становлению его духовного роста.

Фантазии учат нас взаимодействию и способам поведения в материальном мире. Поэтому нужно жить играя и играя жить. Это  важный фактор, который приведет наших детей и нас с вами  к успеху. Ведь в детстве все начинается с игр и все начинается с детства. И если что – то случается непредвиденное, и ребенок впоследствии не может восстановиться (это относится и к взрослым) необходимо несколько раз проиграть произошедшую ситуацию. Это поможет преодолеть тот или иной страх у ребенка или взрослого.

Фантазеры меняют все в этой жизни к лучшему, жизнь от этого становится прекрасной, наполненной любовью, радостью, чудесами, вдохновением ко всему новому, светлому и чистому.

Фантазируйте сами и давайте волю фантазии детям. Будьте счастливы с детьми фантазерами, и пусть они обязательно будут счастливы с вами, понимающими родителями!

Предлагаю посмотреть мультфильм детских фантазий вместе с детьми.

Синдром навязчивых грез, как психиатрический диагноз

В психологии термин обсессия, или обсессивное расстройство — это не просто невроз, а психическое нарушение, при котором человек не может избавиться от навязчивых мыслей. В его сознании то и дело возникают чуждые образы или какие-то идеи. У пациента не получается «выбросить их из головы», а попытки отгородится от навязчивых идей становятся причиной дискомфорта и тревожного состояния.

Человек еще глубже погружается в свои мечты и фантазии и ему начинает казаться, что пора действовать. Самые распространенные мысли при обсесии чаще всего направлены на самого человека или его близкое окружение. Например, он стремится поддерживать во всем идеальный порядок, непроизвольно считает ступень при подъеме или спуске по лестнице.

Так же он постоянно обеспокоен состоянием своего здоровья или думает, что с его близким человеком обязательно произойдет несчастный случай. Человек с обсессивным расстройством может переживать за сохранность имущества, испытывая при этом тревогу или патологический страх.

В некоторых случаях возникают какие-то нетипичные для него сексуально- агрессивные или религиозные идеи. Когда люди психологически не в состоянии управлять своими мыслями, и испытывают эмоциональную зависимость, у них появляется неконтролируемое желание делать непроизвольные повторяющиеся действия — компульсии. Например, мыть руки по 20 раз в день или совершать какие-то ритуалы.

Человеку кажется, что эти действия помогут ему избавиться от навязчивых мыслей либо думает, что благодаря определенным усилиям его мечта станет реальностью.В совокупности это называется обсессивно-компульсивным расстройством или ОКР.

Именно оно может стать причиной дезадаптивного поведения или сильных эмоциональных переживаний.Это существенно осложняет социальную жизнь и требует лечения. Особенно, если фантазии и последующие за ними действия приобретают буйную форму.

Стресс

Известно несколько причин возникновения этой психологической патологии. ОКР может передаваться по наследству или появиться после сильного стресса. Очень часто женщины после выкидыша не могут смириться с реальностью.

В своих фантазиях они видят нерожденного ребенка, причем, в их видениях он обретает человеческий облик. Нередки случаи, когда женщина, потерявшая ребенка, вдруг начинает заниматься рукоделием — шьет и вяжет для него одежду, покупает игрушки, пеленки и ползунки, придумывает стихи и песни.

Перемены

Некоторые жизненные изменения тоже могут стать причиной этого нарушения. Спровоцировать ОКР может переезд на новое место жительства и даже смена работы, особенно, если этим переменам предшествовали какие-то трагические события, в ходе которых мужчина или женщина испытывали негативные эмоции. Часто этим расстройством страдают подростки в период полового созревания.

Творчество

Творческие люди тоже подвержены ОКР. Художники, поэты и писатели зачастую видят свои будущие творения либо их преследуют навязчивые идеи во сне. После того, как фантазеры и мечтатели осуществляют свою задумку, им в какой-то момент кажется, что все, что им снилось, произошло на самом деле. И они не могут отличить вымысел от реальности.

Как развить воображение

Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.

У взрослых

Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:

  1. Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях.
  2. Чтение. Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
  3. Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
  4. Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
  5. Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
  6. «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.

Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.

У детей

С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.

Как же развить детское воображение?

  1. Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
  2. Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
  3. Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
  4. Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.

Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.

Как бороться с инфантилизмом.

При здоровом развитии личности ребенок должен переживать как взлеты, так и падения.

Родителям следует давать ему больше свободы. Чем раньше маленький человек научится самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия, тем раньше он повзрослеет.

В формировании личности маленького инфантила роль родителей огромна.

Однако это очень сложно — любить и поддерживать взрослого человека, который имеет свое мнение и поступает так, как ему вздумается. Страх перед таким будущим и нежелание меняться мешают родителям распрощаться с образом милого малыша, который когда-то робко делал свои первые шаги.

Если вы не хотите вырастить мягкотелого человека, который не сможет адаптироваться в социуме, то сейчас идеальное время, чтобы провести работу над ошибками.

Если вам понравилась эта статья, то поделитесь ею с друзьями, давайте остановим «эпидемию» инфантилизма в обществе вместе.

Научитесь отматывать пленку назад

Чаще всего боязнь засыпать, слезы и скандалы, просьбы оставить в комнате свет и прочие ночные беспокойства актуальны для дошкольников – детей от 3 до 7 лет. Они рассказывают о монстрах и привидениях под кроватью, приходят по несколько раз обниматься перед сном или ночью перебираются в кровать к родителям, потому что приснился страшный сон. Поскольку тема обширная, мы не будем пока говорить о детях старше 7 лет, у них есть свои особенности. Остановимся на дошколятах.

Обычно, если ребенок просит оставить включенным ночник, берет с собой дополнительную игрушку, уговаривает маму задержаться и подольше погладить спинку или животик, придумывает другие ритуалы перед сном, какое-то время родители их спокойно выполняют. Однако через неделю-другую, когда это надоедает или перестает быть удобным для взрослых, они начинают искать решение.

– И тут я хочу призвать родителей не терпеть и не дожидаться, когда придется идти за помощью к специалисту. Как только заметите у малыша признаки тревожности или странное поведение перед сном, постарайтесь разобраться, что происходит.

Нужно анализировать ситуацию с предыстории: что было перед тем, как ребенок начал странно вести себя перед сном или ночью? Мысленно шагните на несколько дней, недель и месяцев назад, чтобы понять, что могло спровоцировать состояние тревожности или страха у ребенка. Возможно, причиной стал переезд, смена обстановки, приезд или отъезд родственников, какие-то фильмы или мультфильмы, конфликты родителей, потеря любимой игрушки, смена воспитательницы или появление нового ребенка в группе детского сада. Отгадать бывает непросто. В таком случае стоит попытаться выяснить причину тревоги у самого ребенка.

Воображение у детей от 7 до 12 лет

Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй

Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира

Как это сделать?

Как это сделать?

Советы для родителей

  • Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
  • Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
  • Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям и как их можно было бы воплотить в жизнь?
  • Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
  • Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
  • Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за воображение и творческое мышление.

Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий