Когда ждать первых звуков
В течение первого месяца кроха только плачет и кряхтит. Других звуков от новорожденного родители не услышат. Крик — это первая стадия развития речи. Если внимательно вслушаться, Вы услышите разные оттенки гласных букв в крике. Крик боли будет звучать более протяжно, и похож на букву «О». Крик радости и удовольствия о встречи с мамой имеет схожесть с буквой «А».
В начале второго месяца младенец начинает пробовать свой голос.
Первоначально кроха с удовольствием агукает в полной тишине или увидев знакомое лицо. Агуканье — важный период в овладении речью, который нужно поддерживать и развивать.
На приеме у врача в 1 месяц, у вас обязательно поинтересуются, какие звуки произносит ваш ребенок, как часто он агукает. Не впадайте в недоумение и отвечайте так, как слышите своего ребенка.
Стадия агуканья — непродолжительная, и составляет 3-4 недели. Агуканье совпадает с общим уровнем развития слуха и зрения, развитием голосового аппарата.
Младенец может долго следить за источниками разнообразных звуков, а затем пытаться их воспроизвести.
От первого “агу” к осознанному разговору
“Агу”, – примерно так слышат и обобщают взрослые цепочку звуков, которые издают маленькие дети. С особым, мягким гортанным произношением, малыши проговаривают такие гласные звуки, как “а-а-а”, “у-у-у”, “ы-ы-ы”, “о-о-о”, а также что-то, напоминающее согласные. Это воркование называют по разному: гуление, гукание, агукание.
Дети начинают агукать в 1,5 месяца, иногда немного раньше или позже. Это означает, что период адаптации к окружающей среде проходит успешно. Примерно до трех месяцев младенец гулит неосознанно. В это время он обходится без собеседника, разговаривает сам с собой. Малыш размахивает ножками и ручками, проговаривая звуки в такт своим движениям, а также пускает слюни и пузыри. Таким образом новорожденный тренирует артикуляционный аппарат, разрабатывает и формирует речевые органы.
Почему так происходит, могут объяснить немецкие ученые. Они первыми обнаружили, что еще находясь в утробе матери, ребенок слышит и осваивает родную речь. Поэтому, когда он начинает агукать, то делает это с присущей его нации тональностью.
С 3-4 месяцев маленькие дети начинают агукать уже осознанно, активно вступая в разговор с близкими людьми и выражая эмоции. К гласным добавляются некоторые согласные. У малышей легче всего получаются гортанные звуки, издаваемые при сокращении мышц неба – “гъ”, “къ”. “х”.
После 6 месяцев добавляются губные звуки, такие как “м”, “п”, “б” и так далее. Кроме того, ребенок соединяет отдельные буквы в слоги, состоящие из гласных и согласных. Так он начинает произносить “а-ба”, “у-гу”, “а-га” и, конечно лепетать первые “па” и “ма”.
Стоит ли переживать, если ребенок мало гулит и улыбается
Бывает, что малютка очень мало улыбается или гулит. Такой момент несомненно беспокоит молодых родителей. Но если мама и папа сами не особо многословны, то здесь не приходится удивляться. Ведь ребенок, даже в период младенчества, копирует поведение родителей.
По этой причине в домах малютки новорожденные не улыбаются, не произносят практически ни звука. Такие дети чаще всего отстают в развитии от своих сверстников.
Случается, что кроха улыбается, гулит, но внезапно перестает это делать. Такая ситуация также пугает родителей. Но в данном случае особо беспокоиться не стоит – это этапы развития младенца. После периода молчания наступит новый, более развитый период лепета.
Но иногда молчание наступает после прививки, испуга или другой стрессовой ситуации
. В таком случае врачи назначают . Они абсолютно безвредны, чаще всего на травах. Могут быть предложены:
- отвары мяты;
- отвары валерианы;
- лекарственный препарат Валерианахель;
- Магнелис В6.
При определенных психоневрологических заболеваниях также бывает задержка в развитии. В данном случае необходима консультация, постоянное наблюдение у невропатолога. При правильном лечении отставание в развитии будет небольшим или практически исчезнет.
Кривощекова О.Ф., невролог, “Клиника классической медицины”, г. Пермь
Если не “разговаривает”, это признак отставания в развитии. И часто, услышав диагноз об отставании в развитии младенца, родители воспринимают его как приговор. Но это неправильно.
Это, наоборот, руководство к действию, чтобы родители “очнулись” и начали как можно больше заниматься с ребенком. Также необходимо проводить адекватное лечение, которое подбирается строго индивидуально.
Как научить навыку?
Чтобы малыш начал гулить, важно выполнять с ним простые упражнения, благодаря которым вскоре он начнет издавать певучие, протяжные звуки. Пойте песенки
Колыбельные, спокойные детские попевки помогут малышу закрепить опыт гуления и скорее начать агукать. Сочетание протяжных гласных с примесями отрывистых согласных являются сильным стимулом развития речи малыша
Пойте песенки. Колыбельные, спокойные детские попевки помогут малышу закрепить опыт гуления и скорее начать агукать. Сочетание протяжных гласных с примесями отрывистых согласных являются сильным стимулом развития речи малыша.
- Делайте массажи. Массаж ладошек и пальчиков, а также ступней младенца помогут начать ему скорее заговорить. Содержащиеся на кончиках пальцев нервные окончания напрямую связаны с развитием речи. Лёгкий массаж можно начать делать с первых дней жизни крохи, а в более взрослом возрасте (от 6 месяцев) можно под наблюдением взрослых давать ему играть с крупами (фасоль, горох, пшено и т.д.), что является лучшей методикой развития мелкой и крупной моторики.
- Читайте стишки, сказки, потешки и другие детские произведения. Это будет развивать не только речь малыша, но и память.
Как научить ребёнка агукать, если он не смог сам?
Читатели Ogrudnichke.ru рекомендуют: — Обзор самых популярных витаминных добавок для детей от компании Garden of Life Читать статью >>> — Как продукция компании Earth Mama может помочь молодым родителям в уходе за грудничком? Читать статью — Донг квай (Dong Quai) – удивительное растение, помогающее сохранять молодость женскому организму Читать подробнее… — Витаминные комплексы, пробиотики, омега-3 от компании Garden of Life, разработанные специально для беременных женщин Узнать подробности >>>
Только практикой. Все эти предречевые инстинкты очень глубоко заложены в нас, не бойтесь будить их. Малыш с радостью будет подражать вам, чтобы бы вы не делали – это его «программа» поведения лет до трёх. Издавайте похожие звуки, поощряйте его смехом и улыбкой, превратите процесс в весёлую игру – это совсем не сложно, когда грудничок настолько мал.
Спросите родителей или других старших родственников, кто и как учил вас самих. Старшее поколение бывает мнительным, но обладает бесценным опытом самостоятельного решения проблем, которого нам иногда не хватает.
В младенчестве нарушения речи поправимы почти во всех случаях, так что повод для паники сомнительный. Главное не пустить этот вопрос по течению, надеясь на то, что малыш разберётся сам.
Когда ребёнок начинает агукать и гулить?
Гуление и агуканье появляется вскоре после рождения и прогрессирует через несколько этапов. Новорождённый малыш разговаривает только криком. Затем к месяцу репертуар звуков у детей расширяется, а вокализация становится более речевой. Младенцы обычно начинают произносить узнаваемые слова, когда им около 12 месяцев, хотя гуление может продолжаться и некоторое время спустя.
Гуление и агуканье можно рассматривать как предшественник развития языка, или просто как вокальное экспериментирование. Эти первые формы звукового воспроизведения – самые простые для детей, потому что они содержат естественные, рефлексивные, в основном гласные звуки.
Предполагается, что агуканье происходит у всех детей, овладевающих языком. Младенцы во всём мире следуют общим тенденциям в гулении и агуканье. Различия, которые имеются, являются следствием чувствительности детей к характеристикам языка, который они постоянно слышат. Младенцы имитируют особенности этого языка (интонацию, тон, ударение). Гулит грудничок, используя согласные и гласные, которые чаще всего встречаются в их родительском языке.
Лепетание состоит из немногих звуков. Это означает, что кроха подготавливает произношение основных звуков, необходимых для того, чтобы говорить на том языке, который постоянно слышит.
Если агуканье ребёнка происходит в первый год, можно прийти к выводу, что речь у него развивается нормально. По мере того, как малыш растёт и меняется, произношение звуков также меняется.
Что делать, если ребенок перестал гулить
Самостоятельно родители могут помочь, продолжая с ребенком разговаривать (выразительно, эмоционально, активно), копировать звуки гуления и агуканья даже в том случае, если малыш произвольно больше их не произносит. Нужно всегда поддерживать благоприятную психологическую обстановку вокруг крохи. Это помогает, если состояние не вызвано нарушениями в интеллектуальном или физическом плане.
Что такое гуление должен знать каждый родитель грудничка, так как это важный процесс становления детской речи, при котором происходит процесс познания правильного произношения отдельных гласных и иногда согласных звуков. Появляется в возрасте 2-3 месяцев. Обратиться к специалисту следует, если ребенок вял, грустен, у него внезапно прекратилось гуление или оно отсутствовало изначально к возрасту 7 месяцев. Но если малыш веселый, жизнерадостный, а также активный, наиболее вероятно, что гуление еще не началось вследствие индивидуальных особенностей развития.
Гуление и агуканье — это этап речевого развития младенца, в ходе которого ребёнок экспериментирует с произношением артикулированных звуков, но ещё не начинает произносить никаких узнаваемых слов. Младенцы не обязательно гулят, когда радуются или расстраиваются. Они также могут болтать спонтанно и беспрерывно, когда эмоционально спокойны.
Малыш начинает «говорить»
хороший знак
Если попытаться описать агуканье малыша, это выглядит примерно так: разнообразные «о», «у», «а» и сочетания этих звуков, произносимые то протяжно, то резко, то мягко, при этом малыш чередует звуки, пробует разные варианты. Потом такие звуки сложатся в слоги и в целые слова.
Потребности у малышей пока минимальны. Если ребенок сытый, сухой и выспавшийся, у него ничего не болит, он будет активным и доброжелательным, настроенным пообщаться. Вот в такие моменты и начинаются «монологи». Если в это время попробовать «поговорить» с ребенком, издавая похожие звуки, он в большинстве случаев начинает прислушиваться, а ответные вокализации могут усложниться – это неплохо стимулирует развитие речевого аппарата.
Почему ребенок молчит?
Если ребенок до двух месяцев не начал агукать, это еще не повод думать о задержке речевого развития.
Половая принадлежность. Центр речи у детей разного пола находится в разных полушариях. По этой причине речевая активность у девочек проявляется раньше, а у мальчиков — позже. Девочки быстрее осваивают звуки, слова и предложения. Мальчики агукать начинают позже, а подрастая предпочитают звукам и словам мимику и жесты.
Окружающая атмосфера. Ребенок начинает активно гулить, когда он в хорошем настроении, накормлен, находится в уюте и тепле. Постоянные стрессовые условия не будут содействовать раннему развитию речи. Родители должны позаботиться о создании надлежащих условий для младенца.
Общение. Малыш будет активно гулить и успешно развивать речевой аппарат, если родители будут постоянно общаться с ним. Каждое действие — купание, кормление, переодевание, смена памперса, — должны сопровождаться объяснениями, рассказами и даже вопросами
Неважно, сколько дней или месяцев крохе. Хотя малыш не понимает слов, он хорошо улавливает эмоциональную окраску
По мере развития, ребенок ответит на любовь мимикой, движениями и гулением.
Когда малыш начинает гулить
В этой статье мы подробнее рассмотрим, когда ребенок начинает агукать и гулить. Многих родителей интересует, во сколько месяцев дети приобретают этот навык. Как правило, это происходит после восьми недель. В этом возрасте малыши уже осознанно проявляют эмоции. Они могут громко смеяться и показывать недовольство, испытывать радость и любопытство, переживать страх и обиду.
Грудничок в два месяца может выражать эмоции при помощи плача или улыбки. У малыша развивается мимика. Он начинает произносить первые звуки. В основном, это гласные “а”, “у”, “е” и “о”. Что еще умеет грудничок в два месяца, читайте .
В 4-5 месяцев прибавляются согласные звуки, среди которых “п”, “б”, “м”. Грудничок произносит различные варианты звуков “гы”, “гэ” и “агу”, постепенно переходит к легким слогам, наподобие “ма”, “па” и “ба”. Затем эти слоги будут выстраиваться в цепочки и легкие слова.
В четыре месяца грудничок становится более активным. Он узнает знакомые голоса и лица, машет руками и ногами, улыбается в ответ. Грудничок узнает и реагирует на свое имя, пытается повторять слова за взрослым.
Если малыш не научился гулить и лепетать до шести месяцев, обратитесь к врачу! Возможно, у ребенка наблюдаются отклонения в развитии или проблемы со слухом.
Гуление, агуканье и лепетание – важный этап в развитии речи. Во сколько месяцев, насколько быстро и правильно заговорит малыш, зависит от интенсивности и эффективности занятий
Поэтому важно регулярно заниматься с грудничком
Как можно определить, что малыш вас слышит и понимает, хоть и молчит:
- Улыбка в ответ на ласковой говор мамы.
- Изменение мимики как реакция на неожиданные звуки.
- Плач во сне при шуме.
- Проявление положительных эмоций при виде игрушек.
- Обострение внимания малыша в момент напевания ему мелодии.
Эти незначительные мелочи, которые повторяются изо дня в день свидетельствуют о правильном развитии малыша.
Проявление реакций – вот главная задача только начавшего жить крохи. А вот какая именно у него индивидуальная реакция – это уже его личный выбор! Время, когда ребенок начинает агукать, приходит всегда неожиданно и у всех по-разному.
Если вы хотите поскорее начать общаться в вашим крохой, начинайте диалоги сами. Напевайте ему детские песенки с короткими словами и выраженными звуками, говорите с ним по слогам, просто протяжно выводите отдельные гласные звуки. Малыш сначала будет просто беззубо улыбаться, потом попытается сворачивать губки в трубочку, и однажды первые звуки появятся сами!
Кроха очень быстро научится управлять своим речевым аппаратом, а главным помощником в этом ему будет, конечно же, его мама!
Мам часто волнует вопрос «Во сколько месяцев малыш готов к речевому общению?».
В первый месяц ребенок не слышит звуки и обращенную к нему речь. Уже в возрасте 1,5 месяцев кроха складывает трубочкой губки, разжимает их и издает гласные звуки. Он произносит их отрывисто, нараспев, протяжно, сочетая вместе или отдельно. Позже подключаются губные звуки «м», «п», «б». С этого момента считается, что маленький начал гулить.
Так называемое «агу» возникает из-за устройства речевого аппарата малыша и гортанного звукопроизношения. Когда карапуз общается, он прислушивается к звукам, как бы «замирает», а потом начинает интенсивно двигать обеими ручками, ножками и гулить. Мама может стимулировать появление «комплекса оживления», если будет своим доброжелательным тоном приглашать ребенка к участию в «разговоре», параллельно поглаживая его.
Развитие речи ребенка до полугода
- Регулярно разговаривайте с ребенком. Рассказывайте и объясняйте, что делаете. При этом, речь должна быть спокойной, ласковой и неторопливой. Не кричите на грудничка!;
- В рассказах используйте эмоции и интонации, жесты и мимику. Кроха с радостью повторяет за взрослым движения губ, слова и звуки. Помните, что дети следят за интонациями и тоном в голосе, за звуками и жестами;
- Используйте для занятий карточки с изображением. Называйте вслух, что на картинке;
- Грудничок хорошо воспринимает звуки животных, поэтому используйте карточки с рисунками зверей и аналогичные игрушки. Показывайте на животных и имитируйте звуки (“му”, “гав”, “мяу”);
- В шесть месяцев малыш уже хорошо играет с игрушками. Он умеет искать спрятанный предмет и может тянуться к нему. Покажите крохе игрушку и спрячьте ее, он посмотрит в ту сторону, куда вы ее спрятали и потянется ручками. Покажите игрушку снова, при этом приговаривайте “Где кошечка (собачка, коровка и пр.)? Вот она! Возьми кошечку! Как мяукает кошечка? Мяу-мяу”;
Во сколько дети начинают агукать и гулить, зависит и от особенностей развития и характера малыша. Некоторые дети осваивают первые звуки уже в 1,5 месяца, другие – только в четыре. Иногда ребенок начинает агукать во время, но потом замолкает. Значит, он готовится к новым словам и через некоторое время уже сможет произносить новые звуки или даже слоги. Поэтому, во сколько месяцев малыш начнет агукать и гулить – индивидуальный вопрос. Беспокоиться стоит в том случае, если грудничок молчит к полугоду.
С рождением малыша родителей ожидает удивительный круговорот событий, одним из которых является момент, когда ребенок начинает разговаривать. Первое слово крохи можно смело назвать самым незабываемым моментом в жизни мамы и папы. Когда ребенок начинает гулить и агукать, улыбаться и радовать родителей красочными, незабываемыми моментами?
В первый месяц жизни новорожденный не произносит ни одного звука, на протяжении первых недель от младенца можно услышать только плач и кряхтение, при помощи которых кроха выражает свои желания. Первое агу или произвольное произношение ожидает родителей несколько позже. Гуление – это попытка малыша пообщаться с родными, высказать свои желания и требования. Когда ребенок начинает агукать, это можно воспринимать как первую инициативу ребенка к общению. Но агуканье все же нельзя назвать полноценным, осознанным произношением – малыш просто пытается повторять звуки, услышанные от родителей и других членов семьи.
Специалисты утверждают, что большинство новорожденных уже на второй или третий день после появления на свет начинают слышать и различать звуки. Малыш активно пытается внимать речи родителей и окружающих – и чем лучше у него это получается, тем раньше домочадцы услышат от крохи первое, долгожданное «агу». Когда же именно начинают агукать дети? Во сколько месяцев ребенок начинает гулить?
Как показывает педиатрическая практика, даже малыши, принадлежащие к разным языковым группам, начинают агукать с произношения одних и тех же звуков. Проще всего младенцам удаются гласные звуки – «а», «о», «е», «у», «и». После этого у крохи появляется и гортанная речь, которая называется гулением. Этот вид речевой деятельности получил такое название благодаря схожести с голубиным гулением.
В возрасте около 3 месяцев дети уже учатся самостоятельно соединять звуки между собой, создавая различные сочетания – «агу», «ага», «агу-гу». Зарождение первых речевых навыков у новорожденного сопровождается адаптацией к условиям окружающей среды – он уже умеет узнавать маму, папу и других окружающих, отвечать им улыбкой. Это именно тот момент, когда ребенок начинает агукать и «общаться» с домочадцами. Младенец может начать агукать на несколько недель раньше или позже – это зависит от индивидуальных особенностей развития.
Для того, чтобы ускорить развитие речевых навыков, с малышом нужно постоянно заниматься, разговаривать, петь ему песенки. Новорожденные нуждаются в положительной реакции окружающих на их гуление. В таком случае у крохи появится интерес к дальнейшему развитию речевых навыков.
Проблемы в речевом развитии
В каком случае может понадобиться консультация специалиста?
- Ребенок молчит несколько дней, хотя до этого активно гулил и агукал.
- Малыш не начал гулить, хотя ему уже исполнилось 3-4 месяца.
- Кроха гулит, но звуки, издаваемые им, звучат отрывисто и мало похожи на воркование.
- Гуление напоминает визг.
- Ребенок не ведет «диалог» со взрослыми, издает беспорядочные звуки.
Появление долгожданного малыша – это радость для молодых родителей. Однако впереди еще много счастливых мгновений, успехов, забот и волнений.
Новорожденный еще не скоро начнет выговаривать полностью слова, но первые звуки родители услышат уже через несколько месяцев.
Первые звуки малыша
Малыш начинает агукать в 1-2 месяца, в этот период они общаются сами с собой, то есть происходит ознакомление с новыми для себя навыками. Детки очень долго наблюдают за источником звучания, а также пробуют воспроизвести его все чаще и чаще. Далее они стараются применять свои навыки в общении с родными или игрушками. Довольно часто они начинают агукать под мелодию, которая и очень нравится. Со стороны кажется, что малыш подпевает.
Примерно на четвертом месяце, детки начинают пытаться произносить первые согласные звуки. В первое время от них можно услышать: м, п, б. А далее все чаще вы будете слышать отдельные слоги, из которых и начинает постепенно формироваться лепет малыша. К концу первого года, детки уже начинают произносить свои первые слова, которые состоят из одинаковых слогов.
Что такое гуление?
А ведь процесс на самом деле очень важный. Гулением называют доречевой период ребёнка, до него младенцу доступен только крик. И поверьте, если грудничок уже нашёл для себя эту приятную альтернативу воплям и начал агукать, то уже не перестанет вплоть до лепета, а потом и полноценной речи.
Мы не помним нашего младенчества, а потому и представить не можем, насколько сложна для ребёнка речь. То, что нам кажется элементарным, младенец воспринимает как бесконечный набор звуков, мало поддающийся хоть какой-нибудь систематизации. Единственное, что новорождённый улавливает безошибочно – интонация.
Стадии развития речи младенца:
- Крик. Самый первый и довольно раздражающий звук, который вы услышите от новорождённого. На самом деле очень важен, так как является единственным способом сообщить свои потребности;
- Бессмысленное гуление. Такие звуки кроха издаёт «на пробу», развлекаясь и наслаждаясь своим новым умением;
- Осмысленное гуление, лепет. Здесь малыш уже пытается сказать вам что-то своим бормотанием, пожаловаться или поделиться радостью, просто пытается общаться «по-взрослому».
Повлиять на этот процесс вы никак не можете. Он начинается у всех младенцев неизбежно, причём во всех странах и культурах малыши начинают своё изучение речи с одних и тех же звуков. Это довольно просто объяснить – детьми выбираются простейшие гласные звуки, которые часто встречаются в речи взрослых, которые легко повторить. Малыши обычно искренне наслаждаются своим лепетанием, и время гуления зачастую совпадает с тем, когда ребёнок начинает улыбаться.
Почему ребенок молчит?
Если ребенок до двух месяцев не начал агукать, это еще не повод думать о задержке речевого развития.
Какие факторы могут влиять на разговорчивость малыша?
Половая принадлежность
. Центр речи у детей разного пола находится в разных полушариях. По этой причине речевая активность у девочек проявляется раньше, а у мальчиков – позже. Девочки быстрее осваивают звуки, слова и предложения. Мальчики агукать начинают позже, а подрастая предпочитают звукам и словам мимику и жесты.
Окружающая атмосфера
. Ребенок начинает активно гулить, когда он в хорошем настроении, накормлен, находится в уюте и тепле. Постоянные стрессовые условия не будут содействовать раннему развитию речи. Родители должны позаботиться о создании надлежащих условий для младенца.
Общение
.
Малыш будет активно гулить и успешно развивать речевой аппарат, если родители будут постоянно общаться с ним. Каждое действие – купание, кормление, переодевание, смена памперса, – должны сопровождаться объяснениями, рассказами и даже вопросами
Неважно, сколько дней или месяцев крохе. Хотя малыш не понимает слов, он хорошо улавливает эмоциональную окраску
По мере развития, ребенок ответит на любовь мимикой, движениями и гулением.
Настало время первых звуков
Когда дети начинают агукать? Тогда же, когда новорожденный начинает улыбаться? Так же, как и с улыбками, точного возраста, когда ребенок начинает гулить и агукать, нет. У каждого это происходит в определенном возрасте. Примерно это начинается в 1,5-2 месяца.
Звуки у всех малюток разные: кто-то тянет гласные (“а”, “о”, “у”), а кто-то фыркает, пробует гортанное урчание и др
. Все данные звуки являются нормой, просто ребенок таким образом изучает свои возможности
Со временем дитя начинает издавать звуки, привлекая к себе внимание. У некоторых получается целая композиция различных звуков для разных ситуаций
Иногда мамы приспосабливаются и могут распознавать, какие звуки, что означают на языке их малыша.
Чем агуканье отличается от гуления?
Под агуканьем принято понимать «речь» малыша, состоящую преимущественно из гласных. Кроха как будто распевает их — получается «а-а-а», «у-у-у» и т.д. Малыш может произносить такие звуки довольно долго, особенно если с ним кто-то разговаривает в этот момент.
Гуление отличается большей сложностью и включением согласных звуков (обычно это х, г, к). Появляется и сочетание гласных и согласных: агу, кы, кхы, гу.
Пик развития такой формы «речи» приходится примерно на третий месяц жизни. Произносимые в этот период звуки являются вполне осознанными — так малыши показывают свои эмоции и чувства близким людям.
Часто гуление сопровождается активной жестикуляцией и мимикой, надуванием пузырей и пусканием слюней. Звуки могут воспроизводится ребенком при виде кого-то из родных, в момент прослушивания музыки, рассматривании любимой игрушки, а иногда — спонтанно.
Следующий этап — лепетание, характеризуется тем, что ребенок начинает осваивать первые слоги и говорить «ма», «ба», «да» и прочее.
Если мама хочет, чтобы кроха начал агукать и гулить, как можно раньше, с первых дней жизни нужно разговаривать с младенцем. Самый простой способ — звуковое сопровождение всех действий, включая одевание, купание и прочее.
Намеренное искажение произношения и сюсюканье при общении с ребенком лучше сразу исключить — речь должна быть разборчивой, четкой, но спокойной и негромкой.
ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ: ЛЕПЕТ
Примерно в полгода родители впервые слышат из детских уст лепет – произнесение сочетаний звуков, похожих на слоги или даже слова. На первых этапах это обычно звуки «п» и «б» с гласными («па», «бу», «апу» и т. д). Логопеды называют это ранним лепетом. Затем кроха начинает произносить целые «слоговые цепочки». Разные чувства побуждают малыша к произношению разных звуков. Интересно, что в лепете присутствуют все звуки всех языковых систем мира, но сохраняются только те, которые ребенок слышит от окружающих взрослых. При лепете включается в работу артикуляция: органами речи (языка, губ, щек, нижней челюсти) производятся специальные движения.
Во время лепета кроха также может высовывать язычок, строить рожицы, пытаться имитировать мимику мамы. Начинается новый этап общения с ребенком – общение на основе понимания, когда взрослый через речь руководит всем развитием и поведением ребенка.
ПРАКТИКУМ
1. РАЗВИВАЙТЕ ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
Произнести слово малыш еще не может, но он уже способен усвоить его значение. Для этого он должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его, нюхать (если он имеет запах), пробовать на вкус (если он съедобен), выполнять с ним какие-нибудь действия (катать, держать в руках, гладить, и т. д.)
Называйте все, что привлекает внимание ребенка: части тела, игрушки, предметы одежды, имена детей и взрослых, действия – и давайте потрогать, если это возможно. Охватывая как можно больше органов чувств, вы обеспечите крохе легкое и полное усвоение слова
Практикуйте игровые упражнения, требующие выполнения движений по просьбе («Ладушки», «Дай ручку», «До свидания» и т. п.). Например, помогите крохе помахать ручкой вслед уходящему взрослому и скажите: «Пока-пока!»
2. СТИМУЛИРУЙТЕ ЛЕПЕТ
- Во время лепета подражайте звукам, которые малыш произносит. Говорите новые слоги («ба-ба», «ма-ма», «бу-бу», «пы-пы» и т. д.), добиваясь от него произнесения точно таких же слогов.
- Выразительно произносите простые потешки с повторениями новых слогов: «Бу-бу-бу, бу-бу-бу, сидит птичка на дубу», «Люли-люлю-люли, полетели гули», «Ай-ай-ай-ай, ты, собачка, не лай!».
3. РАЗВИВАЙТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЛИЧИНЕ, ФОРМЕ, ЦВЕТЕ ПРЕДМЕТОВ
Играйте с ширмой (ею может быть любая занавеска, загородка, дверца) – так, чтобы ребенку не было видно происходящее за ней. Варианты действий: «заходит» за ширму одна игрушка, а выходит другая; входит большая, а выходит маленькая; прячется за ширму шарик, а с другой стороны появляется кубик. Обязательно проговаривайте все названия, определения, действия.
Как стимулировать речь
Речевые способности лучше формируются, когда у ребенка хорошо развита мелкая моторика. На ладошках размещены акупунктурные точки, которые имеют связь с речевыми центрами головного мозга. Мелкую моторику у детей раннего возраста можно развивать следующими способами:
- Регулярно делать массаж ладоней.
- Часто играть в «ладушки-оладушки».
- Сгибать и разгибать пальчики, одновременно считая, сколько их на руках.
- Выкладывать малютку на живот, подкладывая под руки структурный коврик.
Малышам в возрасте от двух месяцев можно напевать детские песенки состоящими из коротких слов. Когда малыш гулит, взрослые могут четко повторять издаваемые им звуки. Кроха захочет ответить. Получится увлекательное занятие, которое приведет малыша в восторг. Когда ребенок подрастет, игру можно усложнить, проговаривая слоговые цепочки — «ма-ма», «ба-ба», «ау-ау».
Нет твердых рамок, определяющих, сколько слов и какие буквы должен выговаривать маленький ребенок. Неполный звуковой ряд до 2-3 лет является нормой. Если у ребенка нет задержки психического развития, он хорошо понимает речь взрослых и правильно реагирует на их слова, то нет повода для тревоги.
Разновидности гуления
Гуление-это произнесение цепочек различных гласных звуков (а, у, ы), иногда в сочетании с согласноподобными (м, г). Обычно эти звуки связаны с эмоционально-положительным состоянием.
До 3 месяцев гуление не зависит от слухового восприятия, позже произношение происходит под контролем слуха.
Специалисты выделяют два периода гуления:
- «Гуканье». Характеризуется короткими и отрывистыми голосовыми реакциями.
- «Свирель». Представляет собой произнесение цепочки сменяющихся звуков.
Интересно! Дети, с отсутствием слуха также проходят все стадии гуления и даже начинают лепетать. Но не получив слухового подкрепления теряют эту способность.
Что можно сделать, если гуления нет
Обратиться за консультацией к специалисту нужно, если ребенок совсем не может гулить к 4-х месячному возрасту. В такой ситуации полностью отсутствует произношение отрывочных или плавных гласных звуков. Тогда вероятны какие-либо нарушения развития.
Существует мнение, что гулению можно научить посредством простых задач и упражнений, когда молчание не вызвано сбоями или отклонениями в интеллектуальном и физическом росте. Отсутствие агуканья может быть вызвано недостатком общения. Для начала матери следует чаще разговаривать с крохой, петь ему детские спокойные песни и колыбельные. При пении желательно вытягивать гласные звуки, чтобы их можно было расслышать и запомнить.
Нужно создать правильную обстановку в семье – обеспечить спокойствие и благополучие. Ни при каких обстоятельствах нельзя ссориться вблизи ребенка, так как это может испортить настроение крохе и сказаться на процессе развития его коммуникационных навыков. Познание звуков начинается в процессе игры, а при неблагоприятной обстановке вокруг малыш этого сделать не сможет. Если отношения внутри семьи наладятся, ребенок быстро научится гулить.
Важно не кричать на ребенка за провинности и не заставлять его гулить силой, так как это дает обратный эффект – из-за страха перед родителями навыки речи не развиваются
Нужно обращать внимание на интонацию общения и корректировать ее, так как дети к третьему месяцу способны различать оттенки настроения и улавливать тон беседы.
Если гуление ребенка началось, оно плавно перейдет в этап лепета, на котором формируются слоги и простые слова
Методы поощрения ребёнка «разговаривать»
- включайте зрительный контакт с ребёнком, пока он разговаривает с вами. Когда он болтает, смотрите малышу в глаза, улыбайтесь и отвечайте;
- подражайте болтовне ребёнка. Если вы слышите, как он подражает звуки, которые вы издаете, повторяйте его снова и снова. Повторение может показаться простым и глупым, но это очень интересно для крохи. Оно поощряет его практику вокализации, а также учит малыша, что звуки не просто забавны, но являются и способом общения;
- задавайте много вопросов.
«Должны ли мы пойти в парк или на игровую площадку?»
«Как ты думаешь, бабушка хотела бы, чтобы на этой поздравительной открытке были цветы или птички?»
«Да, я думаю, бабушка хотела бы этих симпатичных птичек».
Да, вы говорите сами с собой, но в то же время вы моделируете разговор «вопрос-ответ»;
если не знаете, о чем поговорить, рассказывайте ребёнку, что вы (и он) делаете.
Пока младенец не понимает, о чем вы ему говорите, но со временем он начнёт это делать.
читайте книги. Книги — это супер-источник новых слов для ребёнка.Чтение позволяет малышу слышать, как звучат фразы.
Таким образом, гуление и агуканье являются строительными блоками для понимания речи и языка. И даже самые глупые звуки и шумы помогают ребёнку практиковать артикуляционные движения, которые ему понадобятся для развития его речи.
С рождением малыша в семье начинается период незабываемых событий.
Но когда малыш немножко задерживается с произношением звуков, мама и папа начинают искать причины, предпринимать какие-то меры, чтобы малыш заговорил.
Зачастую, молчание малыша обусловлено разными факторами, которые никак не связаны с задержкой в развитии.
Развитие речи малыша до полугода
В каком возрасте малыш начинает агукать, мы с вами уже изучили, однако теперь стоит обратить внимание на то, какая должна быть помощь от родителей:
- Постоянно общайтесь с ребеночком. Старайтесь ему донести все то, что вы делаете. Речь должна быть максимально спокойной, ласковой и четкой. Ни в коем случае, не повышайте голос на новорожденного.
- В своих рассказах следует показывать свои эмоции, жесты и мимику. Но не делайте никаких резких движений, дабы не напугать кроху. Ребеночек начнет с радостью повторять за взрослыми движения губ, слова и звука. Запомните, что малыши наблюдают за всеми вашими движениями.
- Для обучающих занятий, подготовьте карточки с красочными картинками. Объясняйте ребеночку, что на них изображено.
- Повторяйте звуки, которые использует малыш, а также добавляйте к ним новые.
- Включайте ребеночку музыку и звуки, которые произносят животные.
До полугода малыш научится осознанно улыбаться и агукать, данные навыки у ребенка развиваются благодаря занятим с родителями. Уделяйте малышу как можно больше внимания.