Кто играет роль в формировании личности малыша?
Взрослые в данном случае играют важную роль в развитии своего ребенка. Дети не просто стараются подражать своим родителям, они приобретают языковые навыки еще задолго до произнесения первого слова.
Известно, что первым словом малыша является слово «мама» только в 40% случаев, чаще всего детки учатся говорить слово «дай». Однако и для этого требуется несколько месяцев работы малышей с родителями. Главное – постоянно общаться с ребенком. Так, если родители общительные, разговорчивые люди, то их дети произносят свои первые слова намного раньше
Поэтому важно постоянно разговаривать с чадом. К примеру, если мама вышла с ним на прогулку, рекомендуется говорить ребенку все, что происходит вокруг
Во время игры с детками необходимо четко проговаривать каждое слово, в данном случае этим словом является «мама». Например, можно спросить у ребенка о том, где мама или папа и прикрыть лицо ладошками
Когда малыш правильно отвечает, очень важно хвалить его, похлопать, порадоваться. Им это очень нравится
При этом стимулируется их развитие в будущем.
Что говорят исследования?
По результатам исследований доказано, что детям от 4 месяцев и старше нравится, как разговаривают с ними родители. Когда ребенок произносит свои первые слова, родители начинают с ним разговаривать по-другому, меняют тон голоса, выделяют гласные, стараясь развивать речь дальше. До этих пор они разговаривают с ним как с взрослым. Не следует этого делать, детям нравится, когда с ними по-особенному общаются.
Чтобы стимулировать формирование речи у своего малыша, можно использовать гимнастику для пальчиков и различные игры, развивающие моторику. Можно воспользоваться различными методиками, описанными в различной литературе. Такие игры помогут в развитии ребенка, а значит и приблизят тот момент, когда мамы и папы услышат первые слова своего ребеночка.
Когда ребенок может заговорить?
Каждый человек уникален. Каждый ребенок развивается по-своему. Одни детки начинают разговаривать в годик, а другим необходимо гораздо больше времени, чтобы развить в себе такую способность. Если родители будут помнить о некоторых особенностях, они смогут очень легко развить языковые навыки у своего малыша.
Прежде всего, необходимо помнить об индивидуальном развитии. Как говорилось выше, все дети начинают разговаривать в разном возрасте. И родители могут способствовать развитию речевых способностей, если будут постоянно проводить с ребенком занятия. Ведь малыши, они как губка, способны впитать все, что происходит вокруг них – эмоции, примеры поведения, определенные умения и др. В возрасте одного годика они уже могут отчетливо произносить звуки, в полтора годика уже появятся словосочетания, а к двум годикам малыш и вовсе начнет говорить предложениями. Все это будет зависеть только от того, сколько времени и внимания родители будут уделять своему крохе.
Что делать, чтобы ребенок заговорил вовремя?
Для того чтобы ребенок заговорил вовремя, уделять внимание развитию речи нужно с самого рождения. Психологи и логопеды предлагают ряд советов:. ИНТЕРЕСНО: проводим пальчиковый массаж для развития речи; проводим пальчиковый массаж для развития речи
ИНТЕРЕСНО: проводим пальчиковый массаж для развития речи; проводим пальчиковый массаж для развития речи
- Не включайте телевизор в игровой комнате. Постоянный звуковой фон только мешает развитию речи.
- Разговаривайте с детьми с самого рождения. Проговаривайте фразы четко и ласково.
- Рассказывайте крохе стихи, которые нужно закончить «в рифму». Самое популярное стихотворение «Гуси-гуси га-га-га». Его можно разучивать с малышом уже после года.
- Не нужно «сюсюкать» в общении с детьми. Коверкая таким образом звуки, вы лишаете малыша верного восприятия речи.
- Разговаривайте с детками простым и понятным для них языком, без сложных и непонятных конструкций.
- Не говорите слишком быстро. Общаясь к крохе, проговаривайте все фразы медленно и четко. Ребенок, отвечая, тоже не должен торопиться.
- Позвольте своим деткам стать активными собеседниками. Отвечайте на гуление, поддерживайте пение, хвалите за новые слова.
- Не упрощайте речь вашей крохи. Не называйте собаку «Гав-Гав», а курицу «Ко-ко». Услышав от ребенка фразу: «Мама, би-би!», подтвердите: «Правильно, сыночек, это машина!».
- Научитесь внимательно слушать и отвечайте на все детские вопросы. Отшучиваясь и отнекиваясь от общения, вы лишаете себя интересного собеседника в будущем.
- Не забывайте читать вслух. Выбирайте детские книги с короткими текстами и яркими интересными картинками. Чтение должно занимать не менее 10 минут в день.
ИНТЕРЕСНО: интересные книги для детей от 1 года
Не пренебрегайте этими советами, решение проблемы «упорного молчания» начинать лучше на самом раннем этапе
Чем раньше родители обратят внимание на задержку речевого развития, тем лучших результатов можно достичь и первые простые слова малыша не заставят себя ждать
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если у детей 3 лет задержка речевого развития?
Причины и симптомы задержки речевого развития
Существует календарь становления речи у детей
Важно сравнивать информацию, приведенную в нем, с фактическими данными ребенка. Надо учитывать, что все малыши разные. Есть ребята, которые быстро развиваются и начинают говорить раньше или в установленный срок
Но бывают дети, которые тяжело поддаются обучению, плохо усваивают новую информацию
Есть ребята, которые быстро развиваются и начинают говорить раньше или в установленный срок. Но бывают дети, которые тяжело поддаются обучению, плохо усваивают новую информацию.
У них становление речи может проходить немного дольше. В любом случае ребенок должен научиться говорить до трех лет. Если этого не происходит, то педиатры диагностируют задержку речевого развития (ЗРР).
Симптомами такого состояния являются:
- молчаливость;
- замкнутость;
- общение преимущественно жестами.
Признаки задержки речевого развития можно заметить на первых этапах. Для этого необходимо присмотреться к ребенку.
Основные симптомы ЗРР:
- новорожденный не издает звуков;
- в четырехмесячном возрасте ребенок не гулит и не реагирует на обращения родителей. Малыш является пассивным в физическом плане;
- в 9 месяцев отсутствует интерес к музыкальным игрушкам. Ребенок не лепечет;
- в полуторагодовалом возрасте малыш не выговаривает простые слова, не знает своего имени и не интересуется окружающим миром;
- в 2 года ребенок не может ответить на несложный вопрос, не способен повторить легкую фразу за взрослыми;в трехлетнем возрасте не общается при помощи простых предложений.
Если родители заметили описанные выше признаки задержки речевого развития у ребенка, то им необходимо посетить педиатра, проконсультироваться с отоларингологом, неврологом, психологом либо психотерапевтом. Доктор Комаровский не рекомендует откладывать решение проблемы молчаливости.
В 3,5-4 года может возникнуть задержка психо-речевого развития. Она лечится уже гораздо сложнее. К сожалению, сегодня ЗРР наблюдается у многих детей. Причины могут быть достаточно разнообразными. Все они делятся на физиологические, психологические, социальные и патологические.
К физиологической группе факторов задержки становления речи принадлежат:
- гипотрофия мышц органов артикуляции;
- недоношенность (дети, которые появились на свет раньше 37 недели, обычно отстают в развитии);
- асфиксия при родах;
- плохая наследственность (если один из родителей поздно освоит речевую коммуникацию, то не стоит удивляться, когда малыш также не начнет разговаривать рано);
- слабая деятельность головного мозга.
К психологическим причинам ЗРР можно отнести:
- стресс;
- сильный испуг.
Социальные факторы задержки речевого развития:
- в семье говорят на двух языках;
- родители мало общаются с ребенком;
- отсутствие мамы, папы, опекунов;
- педагогическая запущенность;
- гиперопека (мать предупреждает все желания ребенка, не стимулирует его самостоятельную речевую активность);
- чрезмерно информированная среда;
- невостребованность речи в семье (родители немного общаются не только с малышом, но и между собой);
- неблагоприятная атмосфера в семье.
Патологическими причинами ЗРР являются:
- нарушения слуха (глухота, тугоухость);
- внутриутробная гипоксия;
- поствакцинальные осложнения;
- менингит;
- аутизм;
- внутриутробное инфицирование;
- энцефалит;
- синдром Дауна;
- перинатальная энцефалопатия;
- частые и длительные болезни в период новорожденности;
- тяжелое поражение головного мозга вследствие падения, ударов, некоторых заболеваний.
Чаще всего ЗРР наблюдается при нарушении слуха. Как известно, становление речи происходит при непосредственном участии слухового аппарата. Малыш слушает определенные звуки, слова, сохраняет их в своей памяти, а затем произносит.
Второй распространенной причиной ЗРР стоит назвать отсутствие внимания и общения родителей, обучающих занятий. Истинную причину ЗРР способен определить доктор после анализа условий жизни ребенка, осмотра и обследования.
Примерно 30% случаев ЗРР остаются невыясненными. Бывает, что негативное воздействие одновременно оказывает несколько факторов.
Первые занятия
Звуки, гуление и лепет – важная составляющая подготовки голосового аппарата к будущей речи. Звуки носят больше рефлекторный характер и связаны с потребностями младенца.
В это время произносится первое слово маленького ребенка – «агу». Гулить младенец начинает в полтора месяца. Вначале это протяжные звуки: аааа, ууу, аууу. К трем месяцам появляются слоги «абу», «агу» и др. К полугоду кроха начнет петь, произнося звуки с меняющейся интонацией. К 6 месяцев появится лепет, а к 9 – и долгожданное «мама».
Гулит малыш только если ему комфортно. Убедившись, что он не голоден, ему тепло и сухо, присядьте рядом с ним, наклонитесь и тихо произносите звуки. Младенец обязательно вам ответит.
Разговаривать с новорожденным нужно ласково и с улыбкой, отвечая на все звуки, которые он произносит. Откликайтесь с улыбкой, а если крохе захочется пообщаться, откладывайте неотложные дела. Повторяйте агу, меняя сочетания звуков, и кроха будет повторять за вами.
Почему младенцы выбирают именно «агу»? Все звуки, произносимые новорожденными – гортанные. Звуки , по артикуляции больше на «г-гу» или «г-ха», поэтому их воспроизведение легче дается младенцу. Сначала звуки произносятся рефлекторно, но после продолжительных тренировок, кроха начинает придавать эмоциональную окраску своему «агуу» в разговоре с родителями.
Как стимулировать ребенка к общению?
Родители, волей-неволей сравнивая своего малыша с другими детьми, задаются простым вопросом — как помочь ребенку быстрее заговорить? На самом деле это очень просто. С самого начала нужно создать благоприятную среду для роста и развития ребенка, общаться с ним, использую нормальную взрослую речь. Самая большая ошибка родителей — сюсюканье, переход на «детскую» речь, коверканье слов. Этого делать не стоит, малыш должен слышать и запоминать правильное произношение слов.
Чтобы развивался словарный запас, пассивная и активная речь, нужно общаться с крохой постоянно — на прогулке, при купании, во время игр и кормления. Делая привычные домашние дела, нужно комментировать свои действия, объяснять их ребенку. Не нужно думать, что кроха еще мал, чтобы понимать, — он все запоминает. Только при запоминании правильного произношения слов и построения фраз формируется восприятие и фонематический слух — это основа последующего звукопроизношения и активной речи.
Если речевое развитие немного отклоняется от нормативных значений (в пределах полугода), это считается допустимым
Важно уделить больше внимания занятиям по развитию речи, тогда ребенок догонит сверстников:
Говорите с малышом простыми и понятными для него словами. Стройте короткие предложения.
Активно комментируйте все события, которые происходят вокруг вас.
Правильно, отчетливо произносите все слова. Говорите о себе от первого лица (только «я», но никак не «мама»). К сыну или дочке обращайтесь на «ты».
В зависимости от разных ситуаций, эмоционально окрашивайте речь
Детям важно научиться различать радость, гнев, грусть и т. п.
Не сюсюкайтесь, общаясь с малышом, которому больше года
Подобный стиль общения приводит к тому, что ребенок неверно запоминает слова, потом он произносит их в исковерканном виде.
Много говорите с ребенком, формируйте у него пассивный словарный запас, который затем постепенно станет активным.
Источники
- Wu Y., Li G., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi – 2021 – Vol35 – N4 – p.341-345; PMID:33794634
- Karcher NR., Loewy RL., Savill M., Avenevoli S., Huber RS., Simon TJ., Leckliter IN., Sher KJ., Barch DM. Replication of Associations With Psychotic-Like Experiences in Middle Childhood From the Adolescent Brain Cognitive Development (ABCD) Study. // Schizophr Bull Open – 2020 – Vol1 – N1 – p.sgaa009; PMID:32803159
- Skovlund E., Selmer R., Skurtveit S., Brandlistuen RE., Handal M. In utero exposure to analgesic opioids and language development in 5-year old children. // Pharmacoepidemiol Drug Saf – 2020 – Vol29 – N6 – p.736-744; PMID:32383248
- Yi YG., Lee DW., Kim J., Jang JH., Lee SM., Jang DH. Two Novel Mutations (c.883-4_890del and c.1684C>G) of WDR62 Gene Associated With Autosomal Recessive Primary Microcephaly: A Case Report. // Front Pediatr – 2019 – Vol7 – NNULL – p.457; PMID:31788460
- Llaci L., Ramsey K., Belnap N., Claasen AM., Balak CD., Szelinger S., Jepsen WM., Siniard AL., Richholt R., Izat T., Naymik M., De Both M., Piras IS., Craig DW., Huentelman MJ., Narayanan V., Schrauwen I., Rangasamy S. Compound heterozygous mutations in SNAP29 is associated with Pelizaeus-Merzbacher-like disorder (PMLD). // Hum Genet – 2019 – Vol138 – N11-12 – p.1409-1417; PMID:31748968
- Wu Y., Li G., Ma Y., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi – 2019 – Vol33 – N10 – p.918-922; PMID:31623034
- Botticelli S., Küseler A., Mølsted K., Andersen HS., Boers M., Shoeps A., Emborg BK., Kisling-Møller M., Pedersen TK., Andersen M., Willadsen E. Influence of Infant Cleft Dimensions on Velopharyngeal Function in 5-Year-Old Danish Children Born With Unilateral Cleft Lip and Palate. // Cleft Palate Craniofac J – 2020 – Vol57 – N4 – p.420-429; PMID:31505955
- Salvago P., Gorgone E., Giaimo S., Battaglia E., Dispenza F., Ferrara S., Martines F. Is there an association between age at first words and speech sound disorders among 4- to 5-year-old children? An epidemiological cross-sectional study based on parental reports. // Int J Pediatr Otorhinolaryngol – 2019 – Vol126 – NNULL – p.109602; PMID:31374388
- Ingram SB., Reed VA., Powell TW. Vowel Duration Discrimination of Children With Childhood Apraxia of Speech: A Preliminary Study. // Am J Speech Lang Pathol – 2019 – Vol28 – N2S – p.857-874; PMID:31306605
- Dawes E., Leitão S., Claessen M., Lingoh C. Oral literal and inferential narrative comprehension in young typically developing children and children with developmental language disorder. // Int J Speech Lang Pathol – 2019 – Vol21 – N3 – p.275-285; PMID:31159597
Как помочь малышам
Научить говорить маленького человечка нельзя. Зато можно ему помочь в освоении такого сложного навыка. Как это сделать?
- Активно и регулярно общаться, комментировать все, что происходит вокруг.
- Описывать и пояснять свои действия, когда малыши находятся рядом и наблюдают.
- Как можно чаще обращаться к детям с просьбами и поручениями, просить у них совета, интересоваться мнением, побуждать к общению.
- Читать книги, рассказывать стихи, рисовать, при этом подталкивая малышей к тому, чтобы они поддерживали разговор.
Если заниматься с детьми стабильно и с удовольствием, они будут год за годом радовать вас своими успехами.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Помощь ребенку в речевом развитии
Самому малышу очень сложно самостоятельно начать говорить, поэтому с ребенком нужно много заниматься. Следует больше разговаривать, проговаривать свои действия. Логопеды рекомендуют часто читать стихи, петь песенки и потешки. Малыш внимательно смотрит на губы родителей, запоминает артикуляцию во время произношения слов, поэтому нужно поворачиваться лицом к нему во время разговора. Следует говорить простыми фразами и предложениями, длинные фразы для крохи сложны.
Нельзя сюсюкать с ребенком. Это мешает ему учиться правильно говорить. Произношение родственников должно быть четким и не очень быстрым, чтобы малыш улавливал разговор. Полезно проговаривать звуки животных и манеру их произношения. Пример: кошка – мяу, собака – гаф, барашек – бе и другие. Ребенок сначала начнет произносить кошку при помощи слова «мяу», а потом будет полноценно говорить слово «кошка».
Логопеды советуют показывать с года картинки и проговаривать все, что нарисовано на них. Вместо картинок-карточек, подойдут любые детские книжки, которые нарисованы ярко и крупным планом. Ребенок будет визуально запоминать предмет или животное, пытаться его назвать.
Когда ребенок должен начать говорить?
В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм
Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется
И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех
Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.
Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).
2–4 месяца
Агуканье В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
6 месяцев
Агуканье В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
~ 1 года
Первые слова К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым.
Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.
1-1,5 года
Расширение словарного запаса Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки
Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.
При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых. 1,5-2 года. 1,5-2 года
1,5-2 года
Первые предложения Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»
Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».
Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.
2-3 года
Полноценная речь Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.
К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.
По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.
Правило 2. Вовремя замечайте «красные флаги» и при необходимости обращайтесь за помощью к специалистам
Если основные вехи освоения ребенком двигательных навыков родители обычно отслеживают и четко знают, во сколько ребенок сел, пополз, пошел или начал держать головку, то, когда дело доходит до норм психологического развития детей первого года жизни, все не так очевидно. И нередко этот вопрос ставит в тупик не только родителей, но и профессионалов.
Как понять, что нет красных флагов психологического развития ребенка на первом году жизни?
Между 1 и 2 месяцами жизни малыш должен начать улыбаться и оживляться при виде взрослого человека.
В первом полугодии жизни ребенок начинает кричать не только от дискомфорта или голода, но и обозначать с помощью крика свои желания.
Получается, что еще до появления речи малыш уже «просит» маму о чем-то — взять его на ручки, показывает, что ему скучно или что он голоден. Постепенно к просьбам подключаются жесты, звуки, мимика ребенка.
Как понять, что неговорящий ребенок просит?
Взгляд ребенка в такие моменты направлен на взрослого, малыш может указывать на нужный ему предмет взглядом или пальчиком, а как только его желание удовлетворено, то он перестает показывать или кричать.
В возрасте с 9 до 12 месяцев малыш начинает использовать жестовые знаки, например, он машет «пока-пока» уходящему папе, «здоровается» с бабушкой взмахом руки, кивает, когда соглашается на что-то, и мотает головой, если отказывается, начинает хлопать в ладошки, когда слышит текст потешки «ладушки-ладушки» и так далее.
Такие знаки — предшественники слов, и их наличие — важный флаг, который показывает нам, что все идет по плану.
В этом же возрасте малыш понимает, что картинки — это не просто цветные пятна на бумаге, а на них нарисованы предметы из реального мира. Он может указать на изображение предмета в книжке по вашей просьбе: «Покажи, где мячик».
К 10 месяцам у ребенка появляется способность устанавливать совместное внимание — обращать внимание на то, на что указывает мама. Также и сам ребенок, пользуясь жестами или звуками, привлекает внимание близких к чему-то, что его увлекло. Этот невероятно важный флаг говорит о том, что у ребенка нет базовых трудностей с коммуникацией
Этот невероятно важный флаг говорит о том, что у ребенка нет базовых трудностей с коммуникацией
Также и сам ребенок, пользуясь жестами или звуками, привлекает внимание близких к чему-то, что его увлекло. Этот невероятно важный флаг говорит о том, что у ребенка нет базовых трудностей с коммуникацией. В районе 9 месяцев малыш начинает подражать действиям взрослого
Малыши в этом возрасте похожи на маленьких обезьянок, которые стремятся делать все так же, как мама: вытирать тряпкой стол, когда мама убирается; причесываться, когда у папы в руках расческа
В районе 9 месяцев малыш начинает подражать действиям взрослого. Малыши в этом возрасте похожи на маленьких обезьянок, которые стремятся делать все так же, как мама: вытирать тряпкой стол, когда мама убирается; причесываться, когда у папы в руках расческа.
Этот навык невероятно важен для дальнейшего запуска речи, ведь ребенок смотрит, как говорят близкие, и, именно повторяя за ними, осваивает произносительную систему.
Если вы видите, что ваш малыш может повторять за вами движения с предметами, привычные действия или восклицания — все прекрасно, этого красного флага развития у ребенка нет.
К концу первого года жизни ребенок начинает взаимодействовать с предметом, отталкиваясь от их функции: например, стучать молотком, крутить юлу, кидать мячик, листать книжку, а после года он осваивает примитивные символические игры — малыш кормит куклу или катает машинку по дороге, или делает вид, что «ест ложкой» или «едет на машине», оседлав большой пакет из-под памперсов.
К году или чуть позже малыш должен говорить несколько звукоподражаний или «псевдослов» — то есть слов, которые имеют определенный смысл, но вполне могут быть до неузнаваемости искажены (это нормально): например, малыш говорит «ко» – вместо яблоко, или «такаток» вместо молоток.
Если вы видите, что указанных красных флагов нет у вашего ребенка — все в порядке. Вам не нужно делать с ребенком что-то «специальное», чтобы он заговорил.
Если вы увидели один или несколько красных флагов, я рекомендую обратиться к детскому психологу, который поможет оценить, есть ли почва для беспокойства за развитие ребенка. Как же «удобрять речь», если красных флагов развития нет, а делать что-то хочется?
Как помочь ребёнку заговорить
Когда дети начинают говорить первые слова, им самим это очень нравится. Основной способ помочь ребёнку заговорить — общаться с ним как можно чаще. В младенчестве малыш понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому говорить с ним нужно выразительно. Все действия, связанные с ним – купание, массаж, кормление и т.п. – сопровождать эмоционально окрашенными словами. Называть малыша по имени, проговаривать названия вещей, говорить о том, что делает сам ребёнок и как хорошо у него это получается, а также подхватывать и повторять все звуки, которые он произносит.
По мере взросления лучше использовать короткие и понятные предложения, чтобы ребёнок мог наблюдать за движением губ и применял знания в своей речи. Нужно поддерживать разговор с малышом, задавать ему вопросы и стараться вести продолжительную беседу.
Читать книги и петь песни. Можно читать ребёнку книгу и показывать персонажей на картинках
Они привлекут его внимание, а слуховое восприятие поможет запоминать новые слова. Совместное разучивание новых песенок и коротких стишков развивает речевой аппарат, а также укрепляет связь с малышом.
Развивать мелкую моторику. Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.
Мамам и папам на заметку:
«ФрутоНяня» выпускает пюре в паучах, которые закрываются фрутокрышками. Каждая фрутокрышка — это элемент развивающего конструктора, из которого можно собрать множество фигурок. И подкрепились, и поиграли! Попробуйте игры на развитие мелкой моторики с фрутокрышками, а также смотрите Видео: Развитие крупной и мелкой моторики
Развивать словарный запас. Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.
Отказаться от языка жестов и коверканья слов. Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики. Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.