Коммуникативные способности ребенка: развиваем с юных лет

Как развивать коммуникативные навыки?

Развивать навыки самопрезентации

Ребенку важно не просто правильно говорить, но доносить свои мысли и чувства до других. У младенца, который может весь свой внутренний мир выразить одним криком, дела с самопрезентацией лучше, чем у стеснительного дошкольника.

Чтобы развить навыки самопрезентации, нужно научить ребёнка понимать свои потребности и выражать их. Научить пониманию потребностей можно через гимнастику и йогу: так ребёнок научится слышать свое тело, понимать, что с ним происходит. Также ребёнка нужно учить пониманию эмоций: вот я злюсь, боюсь, радуюсь. Выражению эмоций помогают ролевые игры: ребёнок воет как волчонок, ругается как пират, плачет как младенец и учится выражать разными способами свои мысли и чувства.

Работать с границами. Коммуникация тесно связана с понятиями «я» и «другой». Учить границам нужно с первого года жизни: где заканчивается тело ребёнка и начинается тело другого, как можно просить и требовать, а как нельзя, где можно остаться с родителями, где нужно дать им свободу. Узнавание границ не проходит гладко: дети дерутся, обзываются, замыкаются в себе

Важно обсуждать с ребёнком каждое нарушение границ и объяснять, почему важно их соблюдать.

Работать с эмпатией. После двух лет ребёнок постепенно учится вставать на место другого. Но все равно выделяет себя: я лучше, я не могу терпеть, а другой может

Важно на примере игрушек, родственников, сверстников учить пониманию эмоций. Если мишка обиделся, то он плачет и не хочет ни с кем общаться и ему можно помочь, утешив его

Но утешать можно по-разному: мишка может захотеть остаться один и лучше его не трогать. Постепенно ребёнок осваивает чувства других и становятся эмпатичным, понимающим.

Задать морально-нравственные нормы. У коммуникации есть свои законы, в том числе морально-нравственные

Важно определить для себя самые главные из них: нельзя причинять боль другим, нужно охранять свои границы, важно слушать мнение другого. Развитию помогают ролевые игры, обсуждение ситуаций и сказок. 

Процесс формирования коммуникативных навыков

Учиться общению малыши начинают с самого рождения. Сначала используется язык прикосновений и жестов, а круг собеседников ограничивается мамой, папой и близкими родственниками. Затем появляется речь, более богатой становится мимика.

Важно! Процесс обучения правилам общения не прекращается во время игры, купания, прогулки, кормления. Дальше маленький человек начинает общаться со сверстниками, узнавать себя, мир вокруг

На этом этапе появляются педагоги и психологи. К моменту поступления в первый класс, дети должны уметь общаться, понимать и воспринимать друг друга, быть готовыми к совместной работе

Дальше маленький человек начинает общаться со сверстниками, узнавать себя, мир вокруг. На этом этапе появляются педагоги и психологи. К моменту поступления в первый класс, дети должны уметь общаться, понимать и воспринимать друг друга, быть готовыми к совместной работе.

Начало формирования коммуникативности у малышей

Формирование коммуникационных способностей дошкольников начинается в семье. Условия формирования коммуникационных способностей:

Общение взрослых в присутствии младшего члена семьи должно быть позитивным примером. Если родители активно разговаривают друг с другом, обсуждают новости, то и малыш постепенно включится в этот процесс.
Обращение к детям
Постоянное внимание к ребёнку, речевое сопровождение своих действий, чтение литературы вслух — всё это способствует формированию навыков общения.
Обсуждение

Когда малыши научатся говорить, важно обговаривать с ними всё, что происходит вокруг: явления природы, прочитанные сказки, впечатления, полученные за день.
Общение с ровесниками
Для развития способностей к общению, дошкольник должен общаться с одногодками. Помогут в этом детские площадки, клубы, секции и кружки.

Один из важных аспектов в обучении и воспитании — умение распознавать эмоции (положительные или отрицательные), адекватно их использовать в общении, научиться определять состояние другого человека.

Научившись управлять своим эмоциональным состоянием, дошкольники избавляются от различных фобий, комплексов, могут адекватно оценивать действительность. В дальнейшем это поможет избежать отклонений в поведении.

Идёт знакомство с более сложными правилами коммуникации — социальные роли, статусы, профессии, семейные отношения. Детская психика легко воспринимает новую информацию в игровой форме. Существует целая система игровых занятий:

  • индивидуальные уроки;
  • занятия в группах;
  • интегрированные.

Такие занятия учат дошколят работать в команде, обмениваться опытом, мыслить и свободно выражать свою позицию.

Помощь родителей неоценима

Возможные проблемы при коммуникации дошкольников между собой и способы их решения

Без полноценного общения невозможна социальная адаптация, определение места человека в жизни, развитие. Коммуникация эффективна при соблюдении 4 условий:

  • желания общаться;
  • знания правил поведения в обществе;
  • умения слушать, воспринимать информацию, оценивать эмоциональное состояние собеседника;
  • способности идти на компромисс.

Условия просты и понятны. Тем не менее, с каждым годом растёт число детей с отклонениями формирования коммуникативных навыков. Дошкольники неуравновешенны, не могут контролировать эмоции, свою образовательную деятельность, отстают в речевом развитии. Полноценно развитый ученик, который сможет в дальнейшем написать курсовую или диплом, встречается все реже.

Важно! В такой ситуации необходима помощь специалиста и активное стремление родителей помочь. Педагоги и психологи владеют методикой оказания помощи таким детям

Родители — люди, с которыми малыши контактируют с самого рождения. Исследования доказывают, что ежедневное, доброжелательное общение с ребёнком в семье способствует развитию его личности. И наоборот, задержка речевого и умственного развития происходит из-за отсутствия правильной модели коммуникации дома

Педагоги и психологи владеют методикой оказания помощи таким детям. Родители — люди, с которыми малыши контактируют с самого рождения. Исследования доказывают, что ежедневное, доброжелательное общение с ребёнком в семье способствует развитию его личности. И наоборот, задержка речевого и умственного развития происходит из-за отсутствия правильной модели коммуникации дома.

Развитие детей, формирование их личности — процесс естественный и необратимый. Успешность, умение найти своё место и стать частью человеческого коллектива во многом закладываются в первые годы жизни.

Коммуникативная игра 22. «Снежный ком».

Эта игра хороша для знакомства, но может использовать и в других случаях. Играют так. Первый игрок называет свое имя. Следующий игрок называет имя первого игрока и свое имя. Третий игрок – имя первого и второго игрока и добавляет свое имя. И  так по кругу. Заканчиваем тем, что первый игрок называет все имена. Имена очень легко запоминаются в этой  гире.

Не обязательно в этой коммуникативной игре называть имена – можно называть, кто что любит или не любит, у кого какая мечта, кто откуда приехал (если играем с детьми в загородном лагере) или  у кого какое домашнее животное (то есть что говорим можно выбирать и придумывать самим в зависимости от темы)

Выскажитесь на тему, которая интересна ребенку

Большинство дошкольников не умеют вести разговор по принципу «Как дела?» — «Отлично, спасибо, а у вас?». Если вы хотите пообщаться с ребенком, вспомните, что его интересует, и выскажитесь на эту тему. Он раскрашивает раскраску? Скажите что-нибудь о раскраске, картинках или цветных карандашах, которыми он рисует.

А может, он просто стоит без дела? Взгляните на его игрушки и скажите: «Ого, у тебя есть игрушка-пружина! Я тоже ее люблю. Покажешь, что ты умеешь с ней делать?» Присядьте, чтобы быть на одном уровне с ребенком. Он перекатит пружинку из одной руки в другую, и вы должны восхититься этим. Затем скажите: «Хочешь, я покажу тебе один трюк? Давай поставим пружинку на лестницу и посмотрим, что будет».

Продолжайте беседу, говорите выразительно, но простыми словами, давая ребенку возможность высказаться и ответить на ваши вопросы. Старайтесь общаться на понятном ребенку языке, чтобы разговор не утомил его.

Подавайте пример

Лучше всего дети учатся тому, что видят и слышат. Ведете ли вы при них непринужденные беседы? Видят ли они, как вы соблюдаете правила этикета? Молодое поколение должно понимать, как надо вести себя на людях и заводить знакомства.

Объясните детям, как обмениваться рукопожатиями, вежливо отвечать на звонки, и научите их писать благодарственные письма. Молодые люди обычно не считают ритуалы и правила вежливости чем-то важным, поэтому вам придется запастись терпением.

Покажите на собственном примере, как нужно вести дискуссию. Вы можете отстаивать свою точку зрения и поддерживать ее аргументами, но нельзя критиковать и оскорблять собеседника за его мнение. Отношения с людьми должны быть для вас дороже, чем желание выиграть какой-нибудь политический спор. Помните: ваши дети учатся, глядя на вас.

По материалам книги «Говорить легко!»Обложка поста отсюда

Игровая тактика

Основной разновидностью деятельности дошкольников является игра. Игровой процесс не должен ассоциироваться с бессмысленным проведением времени. В отведенные для этого минуты активизируется развитие малыша и совершенствуется широкий спектр навыков. В игровой форме крохи постигают суть осуществляемой людьми деятельности. Именно в ходе игр приходит понимание глубинных мотивов, подталкивающих окружающих к совершению определенных поступков и действий. На этапе изучения системы человеческих отношений малыш выбирает для себя наиболее приемлемое место в социуме. Проигрывание сценок из реальной жизни, предполагающее копирование действий взрослых, открывает перед малышом незнакомые ранее аспекты окружающей действительности.

Дети, взаимодействующие между собой в рамках игрового процесса, учатся учитывать интересы сверстников, отодвигая при этом воплощение собственных желаний на более поздний срок. Разноплановые игры способствуют раскрепощению ребенка. Отныне его поведение определяется как произвольное. Сюжетно-ролевой характер игр закладывает основы управления собственным поведением и необходимость следования правилам. Впоследствии этот механизм будет просматриваться в иных разновидностях деятельности, включая учебную. Ролевые игры с разветвленным сюжетом и сложными в исполнении ролями — благодатное поле для реализации собственного видения, активизирующее процессы формирования творческого воображения. В качестве дополнительных положительных бонусов игры определены становление мышления, развитие внимания и произвольной памяти. Можно смело сказать, что игры ориентированы на создание условий, благоприятно сказывающихся на развитии ряда умений и навыков, без которых невозможно достичь значительных успехов в учебной деятельности.

Также следует отметить, что в играх дети могут демонстрировать качества, не проявляемые в рамках общения со взрослыми людьми. Общение ровесников не сковано социальными рамками, вследствие чего оно более обширно. К примеру, в рамках взаимодействия друг с другом малыши проявляют способность придумывания новых игр. Взрослые по объективным причинам воспринимают подобную идею со скептицизмом.

Роль семьи в развитии коммуникативных способностей ребенка

Семья — наиболее значимая для ребенка ячейка общества, рассматриваемая специалистами в качестве социального окружения, характерной чертой которого является постоянство. Влияние домочадцев сказывается на темпах и глубине развития личности малыша. Оказание профессиональной помощи закреплено за дефектологами и психологами. При необходимости подобной терапии приветствуется тесное сотрудничество с родителями, существенно улучшающее результат проделанной работы. Главная возлагаемая на педагогов задача заключена в понимании и верном оценивании возможностей малыша. В некоторых случаях взрослым показано усвоение основ, необходимых для успешного проведения занятий с собственным ребенком.

Уровень и особенности развития коммуникативных способностей малыша базируются на используемой родителями поведенческой модели, вследствие чего крайне важно учесть определенные нюансы. Ближайшим родственникам следует осознавать пагубность изоляции малыша от ровесников

Годовалых крох можно приобщать к общению путем посещения школы раннего развития или детского клуба. Фактор присутствия родителей других детей способствует привыканию дошкольников к наличию взрослых, не связанных с ними родственными узами. Игровая форма занятий ориентирована на приобретение навыков общения у малышей, чей возраст не превышает трех лет.

Общение с родственниками и ровесниками оказывает влияние как на темперамент и характер ребенка, так и на пребывающие в стадии формирования предпочтения и привычки. Обилие игровых комплексов позволяет выбрать наиболее подходящий вариант развития коммуникативных навыков, учитывающий типаж малыша и его индивидуальные особенности. После таких занятий капризные и требовательные дети умеряют свои «аппетиты», а зажатые малыши раскрепощаются.

В наши дни семья продолжает оставаться одной из лидирующих составляющих в сфере развития детей дошкольного возраста. Гармоничным психическим развитием могут похвастать малыши, подрастающие в благоприятных психологических условиях, созданных в узком семейном кругу. На ограниченном площадью квартиры или дома пространстве формируются важные для человеческого общества личностные черты. Родительской любви отведена роль корректирующей направляющей, отвечающей за психологическое развитие любимого чада. Проявляемые матерями и отцами мудрость и любовь ассоциируются у детей с надежной опорой и эмоциональной безопасностью, которые они пронесут через всю жизнь.

Современные тенденции вынуждают многие семьи строить будущее на основании избирательной тактики. При таком подходе взрослым зачастую приходится концентрироваться на решении проблем бытового и финансового характера. Необходимость развития отпрысков при этом переходит в разряд второстепенных задач, предполагающих возможность самоустранения. Нехватка времени на воспитание собственных малышей чревата торможением развития коммуникативных навыков

Отсутствие сознательности в столь важном вопросе осложняет вступление юного гражданина на тернистый путь взаимодействия с многогранным окружающим миром. Не исключено, что уже в ближайшем будущем такой малыш будет испытывать трудности с обретением новых друзей и не сможет самостоятельно найти выход из типичных для большинства его сверстников ситуаций

Чаще всего именно родители являются единственным источником общения для младенца. В рамках этого взаимодействия ребенок познает окружающий мир, знакомится с моделями приемлемого и неприемлемого общения с другими людьми. В процессе общения отец или мать проецируют на малыша сформированную некогда модель коммуникативности. Что интересно, передача может осуществляться как осознанно, так и неосознанно, вследствие чего родители обязаны учитывать высокую внушаемость и восприимчивость детей раннего возраста. Взрослым рекомендуется присмотреться к собственному стилю общения. В некоторых случаях он весьма далек от принятых в обществе правил и норм, что не может не сказываться на гармоничности развития дошкольников.

Книги по развитию коммуникативных навыков

Патрик Кинг «Как улучшить навыки общения» – это книга-бестселлер от американского режиссера и сценариста поможет прокачать коммуникативные умения и навыки, изменить токсичные деструктивные установки и привычки при общении с другими людьми. Другие полезные книги по развитию навыков общения:

«Как разговаривать с кем угодно» М. Роудс

У многих людей существуют сложности при общении: страх начать беседу, отсутствие уверенности и низкая самооценка
Автор уделяет большое внимание по преодолению всех этих психологических барьеров в себе.
«Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров» М
Гоулстон. Красиво и убедительно говорить, чтобы привлечь к себе внимание собеседника – это искусство, а умение слушать – высший пилотаж

Люди любят, когда их слушают, и благодарны, когда их собеседник искренне и с интересом их слушает, и в ответ они будут слушать вас с превеликим удовольствием.
«Секреты общения. Магия слов» Дж. Борг. Очень часто человек в своей речи использует слова, которые «прилипли» к нему и кочуют из разговора в разговор, по этим словам можно определить, что за личность перед тобой

Красиво и убедительно говорить, чтобы привлечь к себе внимание собеседника – это искусство, а умение слушать – высший пилотаж. Люди любят, когда их слушают, и благодарны, когда их собеседник искренне и с интересом их слушает, и в ответ они будут слушать вас с превеликим удовольствием.
«Секреты общения

Магия слов» Дж. Борг. Очень часто человек в своей речи использует слова, которые «прилипли» к нему и кочуют из разговора в разговор, по этим словам можно определить, что за личность перед тобой

Важно начать отслеживать свою речь и подбирать правильные слова для общения. В книге много практических упражнений.
«Разговор по существу

Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего» С

Скотт. Автор учит конструктивным навыкам общения и призывает отказываться от пустой болтовни, во время которой теряются время и энергия.
«Никогда не ешьте в одиночку. И другие правила нетворкинга» К. Феррацци, Т. Рэз. Книга написана для бизнесменов, но будет полезна к прочтению и широкой публике. Автор учит, как развить коммуникативные навыки у взрослого и выстроить конструктивные отношения с окружающими людьми с помощью проверенной пошаговой стратегии

Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего» С. Скотт. Автор учит конструктивным навыкам общения и призывает отказываться от пустой болтовни, во время которой теряются время и энергия.
«Никогда не ешьте в одиночку. И другие правила нетворкинга» К. Феррацци, Т. Рэз. Книга написана для бизнесменов, но будет полезна к прочтению и широкой публике. Автор учит, как развить коммуникативные навыки у взрослого и выстроить конструктивные отношения с окружающими людьми с помощью проверенной пошаговой стратегии.

Знание правил и норм при общении

Пока ребенок не посещает дошкольное учреждение, затруднения в манере общения могут не казаться существенными. Но когда ребенок начинает ходить в детский сад, обнаруживаются трудности. Конфликты со сверстниками могут решаться с применением силы, нехороших слов.

С самого детства приучайте ребенка к общепринятым правилам общения:

  1. Использовать слова вежливости, когда это необходимо. Слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извини. Употреблять их нужно не только при общении со взрослыми, но и при общении со сверстниками
  2. Здороваться со знакомыми при встрече и прощаться. Контакт глаз, улыбка, вежливое приветствие — обязательная часть этикета. Без слов приветствия и прощания невозможно построить вежливые взаимоотношения. Научите ребенка этим основам
  3. Не трогать чужие вещи. Если ребенок хочет взять чужую игрушку, он должен спросить разрешения у хозяина. Также приучите ребенка спокойно воспринимать отказ
  4. Не жадничать. Приучайте ребенка делиться игрушками, сладостями, если он играет (кушает) в коллективе. При этом нужно сделать так, чтобы ребенок делился не в ущерб себе
  5. Не говорить о людях плохо в их присутствии. Дети должны понимать, что некрасиво высмеивать физические недостатки других людей, а также унижать своих сверстников

С ранних лет приучайте ребенка к вежливости

Возникновение речи

На следующем этапе в развитии коммуникативных навыков у детей происходит преобразование предметной деятельности. Ребенок начинает овладевать речью. О новом этапе развития общения, которое происходит между ребенком и взрослым, можно говорить тогда, когда кроха начинает задавать свои первые вопросы: «Почему?», «Откуда?», «Зачем?», «Как?». Эта форма коммуникаций является внеситуативно-познавательной. Возникает она в младшем, а также в среднем дошкольном периоде. Это возраст 3-5 лет. Формирование коммуникативных навыков детей происходит из-за их потребности в уважительном отношении взрослых. К появлению такого общения ребенка побуждают познавательные мотивы. С его помощью дети расширяют рамки того мира, который доступен для их познания. Также для малышей открывается взаимосвязь событий и причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Ребят все больше начинает привлекать то, что происходят в социальной сфере.

Коммуникативно-речевые навыки детей все более развиваются с пополнением их словарного запаса. Ребенок еще продолжает посылать невербальные сигналы. Однако к ним он уже добавляет самые простые пояснения, например: «Моя машинка» или «Сыпь песочек в ведерко».

Четырехлетними дошкольниками уже легко произносятся повествовательные предложения. Во время общения со своими сверстниками у них возникает причастность к обществу. При этом они радостно констатируют: «Мы бегаем», «Мы катаемся» и т. д.

Пятилетние дети, начинающие приглашать сверстников в игру, активно используют предложения с более сложными конструкциями. Они могут сказать следующее: «Давай поиграем в магазин. Ты будешь продавцом, а я – покупателем».

Порой при общении младших дошкольников возникают и конфликтные ситуации. Как правило, провоцирует их детский эгоцентризм. Происходит это, например, когда малыш не соглашается отдавать свою игрушку. Конфликтную ситуацию могут создавать и дети, увидевшие красивую куклу или машинку у другого ребенка. Они желают немедленно получить интересующий предмет. И в том, и в другом случае взрослые должны быть рядом, поясняя дошкольнику, каким образом необходимо обратиться с просьбой к своему сверстнику, чтобы тот поделился игрушкой

Также важно научить маленьких коммуникаторов вежливым фразам, которые приняты в обществе для регулирования общения

Вербальные коммуникативные навыки детей дошкольного возраста особенно хорошо развиваются к пяти годам. В данном возрасте малыши уже достаточно полно овладевают связной речью, а также начинают осознавать, насколько важны слова для общения

На этой стадии коммуникативные способности приобретают для маленького человека особую важность

Коммуникабельность у детей

Самое большое значение для человека в плане развития умственных способностей и коммуникативных навыков имеет период детства. В первые годы жизни ребенок приобретает первые отличительные черты, у него начинает формироваться характер, появляются свои вкусы. В детсаде и младших классах особенно активно развивается коммуникабельность, после чего она становится окончательно сформированной.

Чтобы ребенок мог полноценно общаться, родители должны придерживаться ряда рекомендаций, направленных на развитие коммуникабельности. Они довольно просты, но не учитываются многими взрослыми. Что именно нужно делать:

Подавать правильный пример, общаться при ребенке;
Чаще задавать ребенку вопросы, что особенно важно для учащихся младших классов;
Обсуждать с малышом все свои действия, объяснять их суть;
Поощрять дошкольника за общение со сверстниками;
Учить ребенка выражать мысли устными словами и письменным текстом;
Просить малыша показывать желания словесно, а не невербальным образом;
Обучать ребенка вежливости, пониманию, сочувствию;
Спокойно реагировать на конфликты;
Не ругать школьника прилюдно, т.к. подросток может почувствовать себя униженным;
Объяснять ребенку, что все люди имеют свои интересы, которые следует учитывать;
Стараться поддержать у ребенка высокую самооценку, отказаться от жесткой критики.. Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры

Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее

Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры. Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее.

Игры

Хорошим способом добиться высоких коммуникативных навыков являются тренировки в игровой форме. Они помогают каждому участнику открыться для других людей, почувствовать себя свободно и полностью расслабиться. В таких условиях развивать коммуникабельность проще всего. Некоторые игры можно применять даже в домашних условиях для совместных тренировок родителей с детьми.

Как играть:

  1. Повторения. В игре участвуют от 5 человек. Один из них становится ведущим и показывает остальным определенные движения (хлопки ладонями, движения руками и т.п.), озвучивая каждое из них. Все должны повторять. Для усложнения ведущий может называть не то действие, что выполняет, а участники должны правильно сориентироваться и повторить именно сказанное.
  2. Угадывание эмоций. Для игры нужно разделиться на 2 команды. Все участники первой группы поочередно показывают разные эмоции, которые нужно вытянуть из колоды специальных карточек, а вторая должна их угадывать. Затем команды меняются ролями.
  3. Театральные сценки. Играть можно вдвоем, а целью станет разыгрывание какой-либо ситуации. Можно придумать абсолютно любые события, но они должны устраивать обоих участников. Желательно разыгрывать сцены различных конфликтов, пока они не будут полностью решены.
  4. Оригами. В игре нужно присутствие нескольких участников. Все они закрывают глаза, взяв в руки лист A4. Ведущий дает инструкции, как именно складывать лист, при этом ему следует несколько раз попросить разорвать его. В конце нужно сравнить результат у всех присутствующих.

Такие простые игры отлично помогут в достижении цели. Однако не стоит рассчитывать, что только их применения будет достаточно. Использовать их лучше всего в качестве дополнительной меры или первой ступени развития навыков.

Правила эффективной детской коммуникации

Сразу же, как малышу исполнится 1 год. Следует начинать развивать его способности к общению. До этого он мог обходиться общением только с родными и близкими друзьями семьи. Теперь же ему необходим более широкий круг.
Научите малыша называть свое имя во время знакомства с кем-либо. Когда он сделает это несколько раз, такое поведение станет для него привычным и естественным. Поощряйте попытки знакомства с другими детьми на площадке.
Когда вы выходите на прогулку, предложите ребенку расспросить, как дела у мальчика или у девочки, с которыми вы уже успели познакомиться в прошлый раз. Достаточно, чтобы дети сказали друг другу несколько фраз. После этого они будут охотно здороваться друг с другом, а затем разговаривать и играть вместе, что впоследствии может перерасти в дружбу.
Когда вы отправляетесь в магазин с дошкольником, спросите у него о том, что бы он хотел приобрести. Попросите, чтобы он сказал о своем выборе продавцу. Если он не может по причине неуверенности или застенчивости это сделать, не стоит его ругать. Таким способом вы только усугубите ситуацию. Лучше попробовать сделать то же самое через некоторое время. Перед этим ребенка можно к этому подготовить, научить его, как делаются покупки. Такие же действия нужно делать и в других общественных заведениях, где необходимы навыки общения.
Дети на площадке и в саду часто ссорятся, выясняют отношения. При этом некоторые родители сразу же бросаются разнимать своих малышей. Но это не совсем правильно. Иногда детям нужно дать время, чтобы они сами нашли пути решения конфликтов. Но если ситуация выходит из-под контроля, вмешаться просто необходимо. Необходимо поговорить с ребенком о том, что конфликтовать из-за мелочей не нужно, а из каждого спора следует выходить достойно.
Если ребенку 3-4 года, ему еще вполне можно делать замечания во время прогулки. Если он уже достиг школьного возраста, все беседы должны проходить только дома. Это же касается и выбора друзей. Совсем маленьким детям можно сказать, с кем им знакомиться, а с кем нет

Школьник должен выбрать друзей сам.
Очень важно объяснять ребенку правила поведения и этикета. Важно, чтобы он понимал, как общаться с взрослыми, а как с другими детьми. Правило следует объяснять постепенно и ненавязчиво, закрепляя их примерами.

Правило следует объяснять постепенно и ненавязчиво, закрепляя их примерами.

Watch this video on YouTube

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий