Конфликты на детской площадке: как не довести до драки?

Вопросы и ответы про конфликты на детской площадке

Когда ребёнок подрастает и начинает самостоятельно бегать по площадке, то не редко возникают разные конфликтные ситуации и просто не понятные у детей и их родителей. Давайте на разных примерах разберём, в какой ситуации и как поступить.

Ребенок нарушает общие правила на площадке

Все мы знаем и можем донести до ребёнка общие правила поведения, что на детской площадке мы:

  • Не толкаемся и не дерёмся
  • Не кусаемся
  • Не кидаем песком
  • Не рвем траву и цветы
  • Не мусорим, выкидываем мусор в урну
  • Не обзываемся
  • Не даём обижать себя

Пригодиться следующая статья:

Непослушный ребёнок что делать

Что делать родителям при нарушении общих правил

Подзываем к себе ребенка и спокойным тоном объясняем, что делать всё из списка выше плохо и обязательно, объясняем, почему и что такое в данном случае плохо. Главное не без нервов, не торопясь: дать ребёнку успокоится, если плакал и лишь потом приступать к разговору.

Некоторым детям можно просто дать посидеть на лавочке и успокоится, а потом поговорить, поначалу маленькие дети могут на всё реагировать очень эмоционально.

Можно приводить, как пример, что так себя ведут только малыши. А взрослые детки всё обсуждают и обдумывают. Ты же большой или большая, маленькие могут не понимать, еще чего-то не знают, а ты же знаешь и понимаешь. Почти каждый ребенок хочет быть взрослым, поэтому подобные рассуждения очень действуют.

Метод лишения в данном случае тоже подходит, о нём читайте далее  в конце данной статьи.

Что делать у моего ребёнка забрали игрушку

Например, у вашего ребёнка другой ребёнок забрал машинку без спроса, или даже спросил, а ваш не хотел давать. Проще всего подойти, к ним двоим и поговорить. Чужого ребенка можно попросить отдать игрушку вашему

Важно указать, чья эта вещь. И что ваш малыш не хотел с ней расставаться. Большинство детей прекрасно понимают, что значит «чужая игрушка» и спокойно отдают

Своего ребенка нужно попросить успокоиться и сказать, что другой ребёнок сейчас всё отдаст

Большинство детей прекрасно понимают, что значит «чужая игрушка» и спокойно отдают. Своего ребенка нужно попросить успокоиться и сказать, что другой ребёнок сейчас всё отдаст.

Хороший вариант предложить им поменяться чем-нибудь, тем самым разрядить обстановку и показать пример поведения. Так дети узнают, как поступить в такой ситуации, что можно решить всё мирно и играть вместе.

Что делать мой ребёнок отбирает игрушки

Плюс если доводы не действуют, и наоборот ваш ребёнок что-то отобрал или ударил, просим отдать чужое или не делать так, ведь это не хорошо обижать детей. Тут хорошо подходит поставить ребенка на чужое место. Спросите его: «А если и тебя так будут обижать, тебе же не будет приятно, так зачем так делать с другими». Главное, дать ребенку время на обдумывание и на ответ.

Метод лишения

Бывает такое, что до своего ребенка не достучаться. Если не он слышит или делает вид, что не слышит, то начинаем применять метод лишения того, что очень нравиться: в ближайшем будущем сладкого или чтения, или мультики. Можно пригрозить уходом с площадки. И обязательно держим слово, если вы не были услышаны или довольно долго пришлось уговаривать, то нужно обязательно выполнить те обещания, которые были даны вами.  Что значит долго? Это решать вам, но согласитесь, хочется быть услышанным с первого раза. Хотите результатов будьте тверды. Это к теме о важных моментах воспитания, о которых говорила выше — Родители держат слово.

Еще много других вопросов по поводу поведения детей на детской площадке разберу  в следующей статье, читайте далее:

Как вести себя на детской площадке без конфликтов (часть 2)

Профилактика семейных конфликтов

Рассмотрим самые распространенные способы предотвращения семейных конфликтов, которые возникают в семье. Вот 11 способов профилактики, которые помогут уменьшить семейные конфликты.

  1. Формирование психолого-педагогической культуры, знания основ семейных отношений (в первую очередь, это касается супругов).
  2. Воспитание детей с учетом их индивидуальных психологических и возрастных особенностей, а также эмоционального состояния.
  3. Формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, взаимной ответственности, доверия и уважения.
  4. Создание в семье атмосферы доверия, где каждый может без страха и стыда выражать свои эмоции, мнения и интересы.
  5. Формирование культуры общения. Сначала слушайте, потом говорите. Это хорошее правило общения, которое во многом предотвращает конфликты и ссоры в семье.
  6. Четко сформулируйте друг другу свои ожидания в отношениях и общении. Никогда не предполагайте, что члены семьи знают, чего вы хотите.
  7. Выделяйте время для семьи. Когда ваше расписание выглядит как расписание поездов в мегаполисе, то это благодатная почва для конфликтов. Создайте некоторый запас времени для своей семьи, оставив в календаре какое-то пустое место, чтобы проводить вместе время или просто отдохнуть.
  8. Следите за своим тоном и громкостью. Иногда семейный скандал возникают не из-за того, что мы говорим, а из-за того, как мы это говорим. Учитесь говорить с членами семьи спокойным, уважительным тоном, даже если вы устали или расстроены.
  9. Быстро прощайте и забывайте. Не набрасывайтесь на ошибки, которые делают ваши члены семьи. Не критикуйте, не жалуйтесь и не обвиняйте их. Скорее всего, они знают, что сделали не так, и уже достаточно плохо себя чувствуют.
  10. Используйте чувство юмора и позитивное мышление. Если можете, используйте шутку, чтобы снять напряжение.
  11. Постарайтесь для детей найти занятия, которые предполагают сотрудничество, а не соревнование. Придумывайте игры, в которых дети для достижения цели, должны сотрудничать, а не соревноваться.

Советую прочитать 6 главных качеств в психологии семейных отношений.

Заключительные слова о семейных ссорах

Конфликты и семейные ссоры, к сожалению, неизбежны. Они всегда будут происходить в отношениях между людьми с разными ожиданиями. Но конфликтов можно избежать, предприняв правильные шаги в споре, чтобы разрядить гнев и облегчить общение. А возникшие споры можно разрешить, зная правильные способы их разрешения.

В этой статье мы рассмотрели несколько ключевых советов, которые помогают избегать скандалов и разрешать семейные споры еще на ранних стадиях, прежде чем они перерастут в сложные баталии. Применение этих советов требует терпения, а в некоторых случаях даже необходимо изменить свое поведение или ограничивающие убеждения, которые у нас глубоко укоренились, но это того стоит.

Посмотрите, видео 12 способов разрешения конфликтов.

Как сделать так, чтобы ребёнка не обижали на детской площадке

На детской площадке можно столкнуться со взрослыми, которые иначе смотрят на то, как можно вести себя их детям.

Вот что вы можете делать, если вашего ребёнка обижают:

— Не позволять другим детям и взрослым брать и использовать вещи вашего ребёнка без его согласия. Избыточное количество игрушек может снизить накал страстей, но это не обязательно. Если малышу одинаково нужны все его сорок совочков и двести машинок, что вы потрудились взять с собой — ему виднее. К слову, вы несёте игрушки, поэтому вправе устанавливать лимит на их количество.

— Правило частной собственности работает в обе стороны. Вы не позволяете ребёнку брать чужое без спроса. Никогда. Да, несколько раз это будет поводом для большого огорчения. Но если вы последовательны в соблюдении этого правила и в равной степени уважаете чужое и его право распоряжаться личными вещами, то ситуаций сильной печали не будет очень много.

— Побуждать ребёнка ожидать, пока другие закончат пользоваться общими снарядами, такими как качели и горки, не позволять отбирать силой место

Иногда на время ожидания можно помочь переключить внимание на другое. Хорошо, если вы при этом обратите внимание ребёнка на то, что желанное место свободно. Захочет он туда идти, или уже нет, у него будет повод знать, что вы помните о его желаниях и серьёзно относитесь к его терпению

Захочет он туда идти, или уже нет, у него будет повод знать, что вы помните о его желаниях и серьёзно относитесь к его терпению.

— Ваш ребёнок не обязан уступать место на общем снаряде другим детям, и вы вправе оградить его от попыток других детей отобрать это место силой. Вы и другие взрослые заботитесь о безопасном использовании снарядов детской площадки: «не взбирайтесь по горке вверх, пока малыши катаются вниз, они могут вас нечаянно сбить», «не качай, пожалуйста, этот брус, Варя (которая стоит на нём) может упасть» и т. п.

— Другие взрослые вправе указывать вашему ребёнку только на корректное соблюдение их границ и границ их детей: «не трогай меня, не бери вещи моего Васеньки, не толкай Петю, подожди, пока Маруся покачается, потом будет твоя очередь» и т. п. Если посторонние люди переходят на личности («ты что, жадина?»), пытаются притеснять вашего ребёнка («разойдитесь все с горки, Настя будет кататься»), — вы пресекаете подобные действия. Возможно, это возвращает нас к первому пункту, касающемуся лично вашего репертуара поведения в конфликте.

— Вы обязаны обоснованно выбирать подходящие места для прогулок и совместных с другими игр и/или успешно отстаивать ваше право на корректное отношение к вам и ребёнку. К сожалению, есть немало стихийных сообществ, в которых встречаются токсичные взрослые и подражающие им дети. В некоторых случаях стоит поискать другое место, более дружелюбное. Иногда атмосферу можно переломить, но за изменения придётся побороться. Для этого требуется большое искусство, так как в итоге желательно не «выиграть войну», а помочь «победить миру».

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Нужно ли учить ребёнка давать сдачи, чтобы постоять за себя

Учить малыша давать сдачи или нет? Неимоверно сложный вопрос для многих ответственных родителей. И однозначного ответа на него нет, ведь даже у психологов мнения разнятся. Так, одни считают, что учить ребёнка бить в ответ неправильно. Причин тому несколько:

  • чадо в дошкольном и младшем школьном возрасте не умеет контролировать свою силу и может сильно поранить обидчика;
  • ответный удар может вызвать ещё один выпад, и в итоге начнётся бой без правил, ведь агрессия вызывает агрессию.

Оптимальный вариант — обходить задиру стороной, а в случае конфликта научить ребёнка говорить, что ему не нравится, когда его бьют.

Сложная дилемма для родителей: учить или не учить ребенка давать сдачи

Другие же психологи считают, что неправильно запрещать ребёнку давать сдачи, особенно мальчикам. Специалисты приводят такие аргументы:

  • мы живём в жестоком мире, и человек, который не умеет защищать себя, может плохо кончить;
  • ребёнок, которого приучили терпеть побои, ощущает себя очень униженным, так можно сломать его личность.

Маленького человечка нужно приучать к тому, что первым бить нежелательно, хотя иногда это единственный способ ответить на нефизическую агрессию. Расскажите школьнику, что нельзя бить по голове, в живот и ниже пояса, это смертельно опасно. И вообще, главное — дать понять любимому чаду, что он должен реагировать на оскорбление согласно ситуации, проявляя гибкость мышления.

Отметим, что по большей части всё вышесказанное относится к мальчишкам. А вот к девочкам нужен особый подход. Им стоит дать понять — с мальчиками драться нельзя и провоцировать их тоже, ведь рано или поздно она может столкнуться с мужчиной, которого не учили, что бить представительниц слабого пола плохо. Когда её обижают, стоит вначале поговорить с обидчиком, если не поможет, рассказать взрослым.

Важный момент: не стоит учить детей, что нельзя рассказывать взрослым о проблемах со сверстниками — это вовсе не ябедничество, а призыв о помощи. Лучше объясните: когда ваше чадо чувствует, что само не справляется, лучше рассказать старшим. Возможно, это даже спасёт кому-то жизнь.

Драки — естественная часть взросления ребёнка. Существует множество причин агрессивности — как внешних, так и внутренних. Но только от вас зависит, закрепится ли привычка размахивать кулаками, или маленький человечек научится решать конфликты мирным путём.

Ситуация 12. Дети, сами выясняющие отношения

Вы разговаривали по мобильному телефону и на какое-то время упустили из виду своего малыша. Когда он вновь появился в поле вашего зрения, оказалось, что он уже не один, их двое (ваш малыш и еще малыш) и они спорят (или толкаются).

Между детьми часто возникает соперничество. Поэтому они время от времени начинают выяснять, кто сильнее, причем делают это разными способами. В такой «разборке» не стоит выяснять, кто первый начал и принимать чью–либо сторону.

Ваши действия (или) Подсказка:

— Если стычка происходит на равных, и нет серьезной угрозы здоровья детей (они не дерутся, у них нет камней или палок в руках) – подождите и не вмешивайтесь.

— Если конфликт затягивается, набирает обороты или выявляется явно страдающая сторона, следует тут же вмешаться и разнять спорщиков.

— Первым делом переключите внимание на себя: «… (имя ребенка) и … (имя другого ребенка), посмотрите на меня». — Далее переключите внимание детей с предмета их спора друг на друга: «Посмотрите друг на друга». Можно переключить внимание на какую-то деталь, как это делала Мэри Попинс: «У тебя пуговица расстегнулась

А у тебя руки грязные». Возможно, что уже на этом этапе конфликт будет исчерпан, и дети заулыбаются

Можно переключить внимание на какую-то деталь, как это делала Мэри Попинс: «У тебя пуговица расстегнулась. А у тебя руки грязные»

Возможно, что уже на этом этапе конфликт будет исчерпан, и дети заулыбаются

— Далее переключите внимание детей с предмета их спора друг на друга: «Посмотрите друг на друга». Можно переключить внимание на какую-то деталь, как это делала Мэри Попинс: «У тебя пуговица расстегнулась. А у тебя руки грязные»

Возможно, что уже на этом этапе конфликт будет исчерпан, и дети заулыбаются.

А у тебя руки грязные». Возможно, что уже на этом этапе конфликт будет исчерпан, и дети заулыбаются.

— Скажите о своих чувствах: «Мне нравится, когда вы дружно играете».

— Поговорите о дальнейших планах: «Во что ты хочешь играть? А ты во что?»

— Предложить общую игру.

Суммируя всё вышесказанное, приведем общие рекомендации:

• Относитесь к другому ребенку так, как вы бы хотели, чтобы относились к вашему ребенку.

• Старайтесь использовать запретные слова в исключительных случаях. Вместо «нельзя ломать другому ребенку куличики» лучше сказать: «давай сделаем такие же куличики». Во-первых, потому что дети лучше воспринимают позитивные установки. А во-вторых, «нельзя» должно восприниматься ребенком, как действительно «нельзя». Категорически и без обсуждений! Поэтому таких запретов в жизни ребенка должно быть немного и звучать они должны сравнительно редко.

• В конфликтных ситуациях сначала вы все делаете за ребенка, потом вместе с ребенком (вы подсказываете, а он делает сам), потом малыш действует самостоятельно и зовет вас на помощь только при необходимости (следите за его знаками, необходимо тонко улавливать тот момент, когда вы должны вмешаться), а затем начинает урегулировать конфликты самостоятельно (например, в детском саду).

• Если вашего ребенка обижает ребенок, который намного меньше или намного больше вашего ребенка, или девочка (а у вас мальчик) – немедленно вмешайтесь.

• Введите четкие правила. Ребенок не должен обижать других детей, но и вашего ребенка никто не имеет право обижать. Если тебя несправедливо обидели – ты имеешь право защищать себя.

• Если игрушка вашего ребенка – он имеет право её никому не давать, она его собственность! Так же как вы имеете право никому не давать свой сотовый телефон, или свой личный автомобиль.

• Если ребенок хочет чужую игрушку, надо попросить дать поиграть или предложить поменяться игрушками.

• Если ребенок нарушает какое-то правило, нужно реагировать немедленно: сказать, что так делать нельзя, переключить его внимание и показать, как надо делать. • Обязательно хвалите и поощряйте положительное поведение ребенка. • Обязательно хвалите и поощряйте положительное поведение ребенка.

• Обязательно хвалите и поощряйте положительное поведение ребенка.

• Если мама другого участника конфликтной ситуации не вмешивается, вам придется самой урегулировать ситуацию, в случае необходимости сделать её ребенку тактичное замечание или призвать его маму к действиям.

• Дети не любят, когда им ставят в пример других детей или дискриминируют их по возрасту в пользу младших.

• Во время конфликта ребенок находится в возбужденном состоянии и не воспринимает информацию

А вот дома, в спокойной обстановке малыш с большим вниманием воспримет ваши «нравоучения». Только делать это надо в доверительной и непринужденной форме: разговоры с ребенком по душам, беседы по сюжетным картинкам, рассказы о своем детстве, ролевые игры, инсценировки, чтение художественных произведений и др

Если обижают старшие ребята вашего ребенка

  • Если обижают старшие ребята, то нужно подойти и прекратить обиды, объяснить старшим, что так делать нельзя, что ваш ребёнок меньше по возрасту и обижать его не нужно. Если старшие ребята не понимают, то привлекаем родителей или взрослых присматривающих за ними.
  • Разные ситуации могут возникнуть в таком случае. Бывает, что маленькие просто мешают старшим, что то делать, ломают построенное, тут конечно же и своему ребёнку нужно объяснить, что так делать не нужно. Можно же просто посмотреть, как играют старшие и поучиться, сделать рядом что-то своё похожее, выкопать ямку или насыпать замок из песка.
  • Так же и старших ребят можно уговорить, спокойно не ругаться и не обижаться на малышей сказать, что —  «им же тоже всё интересно, покажите малышам лучше, что делаете, научите маленьких ребят играть, как вы и они уже не будут ломать, а будут вам помогать. Вы же старше и малышам хочется смотреть на вас и подражать». Разговорите старших ребят, поинтересуйтесь, что они делают, дайте интересный совет по делу, и все отвлекутся и ссоры и обиды забудутся.
  • Вашего ребёнка толкнули или ударили, учите давать сдачи в ответ, пусть не терпит обиды. Если будет отвечать, то его самооценка и уверенность не будут падать и в будущем он сможет справляться сам с такими ситуациями. Ребенок должен учиться постоять за себя. Про это более подробно расскажу в следующей статье этого цикла в части 4. Иногда дети могут толкаться из-за небольших разногласий, после таких ситуаций, уйдя с площадки нужно поговорить с ребёнком разобрать ситуацию и сказать, что если тебя обижают, то не нужно терпеть, толкни в ответ. Это лично моё мнение, никого не принуждаю к насилию. Каждую ситуацию нужно разбирать отдельно и если ваш ребёнок был не прав, это ему тоже проговаривать.

В следующей статье расскажу про другие полезные и насущные вопросы, про то учить ли детей давать сдачи. И как не бегать за ребёнком на детской площадке:

Как вести себя на детской площадке без конфликтов (часть 4)

Один из основных наших советов воспитания своих детей — это воспитание самих себя, родителей. Становитесь лучше, избавляйтесь от вредных привычек, показывайте правильный пример для своих детей, тогда увидите, что копируют они то, что сделает их хорошими людьми в будущем.

Сил и терпения всем родителям, в том числе для улучшения самих себя!

Как на площадке общаться с чужим ребенком, если он сделал что-то вашему?

Если десятилетний ребёнок без родителя и любого взрослого что-то сделал с вашим, вы: подходите и  спрашиваете, есть ли на площадке его взрослый.

Если этого взрослого нет, вы напрямую общаетесь с этим ребёнком. Не повышая голоса и не делая личностных  оценок по типу: «Ты злой», «Ты плохой», вы разговариваете о поступке и оцениваете лишь поступок: «Мальчик, ты сейчас сделал вот это. Своей палкой чуть не попал в глаз этому малышу. Это опасно, это может привести: к тому, к тому, к тому и к такой-то ответственности». Далее предложите несколько вариантов решения.

Просто сказать «Не играйте» – это глупо. Дети будут продолжать играть. Возможно, вам с вашим ребенком придётся уйти с этой площадки. Это тоже нужно осознавать, что вы не можете переделать людей под себя.

Носите всегда запасные игрушки

Конечно, искать аналог каждой взятой игрушке – это чересчур, но вкинуть в сумку несколько запасных формочек, машинок и лопаток не помешает. Это просто спасительная ситуация в тех случаях, когда малышу понравилась чужая вещь, а хозяин упорно ее не дает.

Чтобы за этим отказом не последовали слезы или драка, предложите крохе аналог или переключите внимание на другую игрушку. Может так случиться, что в конфликте задействованы несколько детей: игрушка оказалась настолько привлекательной, что каждый хочет с ней играть

Может так случиться, что в конфликте задействованы несколько детей: игрушка оказалась настолько привлекательной, что каждый хочет с ней играть.

В такой ситуации проще отвлечь внимание всех детей, чтобы они оставили злополучную игрушку и переключились на какую-то совместную интересную деятельность (например, игра с мыльными пузырями, игра в мяч, строительство башни из песка и т.д.)

Выслушать другую сторону и договориться

— Что же делать? Какие ошибки еще могут допустить родители?

— Главная наша ошибка как родителей — когда мы думаем: ну вот сейчас быстренько разрулим конфликт, пригрозим обидчику, и все. На самом деле это долгий процесс. То есть мы вмешиваемся, призываем обидчика к порядку — после этого смотрим, контролируем, перестал ли Вася обижать Машу или не перестал. Контролируем через неделю — что изменилось. Через месяц. Через пару месяцев. 

И лучше начинать с выслушивания обеих сторон. То есть мы выслушали, что-то сказали, чем-то пригрозили. После этого мы дали ситуации измениться и смотрим — сработало или не сработало. 

Так что, если уж родитель входит в конфликт детей, он, во-первых, должен быть готов выступать как миротворец, а во-вторых, должен помнить, что это работа вдолгую, не на один день.

— А если у родителя есть намерение без агрессии, без насилия разобраться с обидчиком ребенка, можно ли общаться с чужим ребенком наедине, без присутствия его родных взрослых?

— Есть практика, а есть теория. В теории нехорошо, конечно, разговаривать с ребенком без присутствия его взрослых представителей. Но на практике почти всегда так и происходит. Очень мало случаев, когда участвуют прямо Монтекки и Капулетти — семья с одной стороны, семья с другой стороны. Это ситуация должна накалиться до такого градуса, когда в нее вовлекается множество людей. Обычно, когда конфликт между детьми и вмешивается родитель, он не ждет, когда появятся чужие родители. 

Имеет ли право родитель как-то строго разговаривать с чужим ребенком? В разумных пределах, наверное, да. Что при этом чувствует этот чужой ребенок? Гамму очень неприятных чувств. Разрушительна ли она? Ну, обычно нет. Травмирует ли она его на всю жизнь? Вряд ли. Тем более, раз уж он в этой ситуации оказался, у него, очень вероятно, тоже есть сложности с агрессией. И когда его поведение встречает отпор, осознание, что за жертву есть кому заступиться, часто отрезвляет.

— Как поговорить с родителями обидчика, чтобы их не заклинило на ситуации, что они ребенку верят и он такого не мог сделать?

— Ну, всегда полезно начать с того, чтобы выслушать другую сторону. Начинать не с обвинений, а с выслушивания — хотя это очень сложно, соглашусь. Мы говорим, другая сторона говорит, как она нас услышала, с чем она согласна, с чем не согласна. И так, пока не договоримся.

По большому счету, наша задача в таком разговоре одна — чтобы вторая сторона согласилась с тем, что эта ситуация не должна повторяться.

— А если мы настроены на конструктивный спокойный диалог, а в ответ слышим нахальный ор?

— Бывает и так, к сожалению. Это очень обидно. Но мы не всесильны.

Нет никакого волшебного способа превратить хама в человека, способного нас слышать.

И если мы чувствуем, что силовой перевес не на нашей стороне — нам ничего не остается, кроме пути смирения. Увы.

— А о чем можно попросить родителей обидчика? 

— Поскольку наша задача — сделать так, чтобы ситуация не повторилась, переговоры мы ведем именно про это. Мы играем в сотрудничество со второй стороной и говорим: «Давайте мы будем делать так, так и так. Вы согласны?» Нам отвечают: «Да, мы согласны»

Мы уточняем: «А вы согласны с чем?» Важно, чтобы вторая сторона проговорила, что она нас услышала и на что именно она согласна. 

— Если, например, очень важно, чтобы наш ребенок получил извинения, а та сторона отказывается их принести?

— В жизни бывают ситуации, когда нам важно что-то получить, а другая сторона отказывается это дать. Тут опять же нужно взвесить наши силы и силы другой стороны, и понять, можем мы силой выбить эти извинения или не можем? Если можем — ну, давайте попробуем. Если нет — то нет

Если нет — то нет.

Правила площадки

Для того чтобы жизнь наших детей, да и нас самих, протекала мирно, важно не забывать об основных правилах. Тем более что их не так уж и много

  1. НИЧЕГО ДОРОГОГО И ЦЕННОГО! Берите с собой на прогулку только те игрушки, поломка или утрата которых не приведет к трагедии. Если малыш настаивает на том, чтобы взять на прогулку любимую игрушку, растолкуйте ему, чем это может закончиться, и предложите взять что-то менее ценное. Объясните, что придется делиться своим сокровищем.
    Как правило, дети способны воспринять справедливые доводы и выбрать более подходящие им варианты (взять и делиться или оставить дома).
  2. ГЛАЗ ДА ГЛАЗ Молодым мамам на прогулке тоже хочется отдохнуть от постоянного контроля над детьми, расслабиться. Но придется научиться совмещать эти желания с необходимостью быть начеку.
    Это элементарная техника безопасности. Ведь помимо конфликтов есть еще горки, качели и собаки без намордников.
  3. РУКА НА ПУЛЬСЕ Нужно  не только приглядывать за детьми, но в случае возникновения конфликтной ситуации вмешиваться или хотя бы находиться поблизости. Позиция «дети сами разберутся» далеко не всегда верна. У малышей разные темперамент и воспитание, привычки и взгляды на жизнь (да-да, они у крох уже есть!). Поэтому родители обязательно должны участвовать в решении конфликтов. Пока все спокойно, можно просто находиться рядом. Но при малейшем намеке на ссору вмешательства не избежать. Воспринимайте эту необходимость как возможность преподать ребенку еще один урок общения. Кстати, вариант взять ребенка за руку и увести с площадки иногда тоже бывает оправдан. Не так уж просто протянуть ручку с мизинчиком для примирения, если ты вошел в раж, а у твоего соратника по песочнице тоже истерика.
  4. БЫВАЮТ ЧУЖИЕ ДЕТИ! Прекрасные слова «не бывает чужих детей» хороши и правильны, но не во всем. Помочь чужому малышу, уберечь его от падения или травмы, утешить, если он ударился, а мама далеко или занята другим ребенком, — правильно и нужно. Но воспитывать, поучать и уж тем более наказывать не своих озорников мы не должны.
  5. УЛЫБАЕМСЯ И МАШЕМ! Если конфликт все же произошел, старайтесь вести себя как можно более дружелюбно и с самим нарушителем спокойствия, и со всеми участниками происходящего. Постарайтесь удержаться от обвинений. Ни к чему хорошему это не приведет, а осадок от конфликта, случившегося на глазах детей, останется.
  6. ПРЕЗУМЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ Если между детьми разгорелся конфликт, а вы не были свидетелем его начала, не забывайте, что прав может быть любой из детей. Даже если ситуация кажется очевидной, не забывайте о презумпции невиновности! Случаи, когда все было не так, как показалось поначалу, не так уж и редки. Постарайтесь объективно разобраться в том, что произошло. Позиция «он мой и только поэтому всегда прав» ни к чему хорошему не приведет. Малыш растеряет друзей и будет думать, что ему позволено все. Но и сразу накидываться на своего ребенка, даже если он известный шалун и бузотер, не стоит. Возможно, как раз в этой ситуации он совершенно ни при чем.
  7. ВЕЛИКОДУШИЕ Одно из очень важных человеческих качеств — умение быть великодушным. Когда зачинщик определен, не стремитесь гневно клеймить его позором. Улыбнитесь маленькому виновнику ссоры, предложите ребятам новую игру, в которую постарайтесь вовлечь всех участников конфликта, включая забияку. Этот урок великодушия станет бесценным. Ведь он будет подкреплен не словами, а делом. А еще не будьте злопамятными. Если дети однажды подрались, не нужно шарахаться от второго участника конфликта все последующие недели и месяцы. Нередко бывшие враги становятся друзьями на всю жизнь.

Как научиться предотвращать и разрешать конфликты в ДОО?

Предлагаем пройти обучение на дистанционных* курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации для воспитателей ДОУ. В них рассматриваются вопросы эмоционального интеллекта, социально-коммуникативного воспитания дошкольников. Знания в этих областях помогут вам грамотно выстраивать работу в группе детского сада и эффективно разрешать конфликты между воспитанниками.

Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях реализации ФГОС

620 часов (5 мес.)

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

17400 руб. 10100 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО

340 часов (3 мес.)

Дисциплины: Специальные

Подходит для действующих специалистов

12500 руб. 6600 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

144 часа (1 мес.)

4100 руб. 2870 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Сказкотерапия. Психолого-педагогическое сопровождение тревожных и агрессивных детей дошкольного возраста в процессе адаптации к детскому саду

108 часов (1.5 мес.)

7500 руб. 3421 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Ссоры со сверстниками – обязательный этап взросления и социализации ребенка. Современному воспитателю нужно отойти от привычной модели защиты «обиженных» и наказания «виновных», ведь его цель – научить детей отстаивать свою точку зрения, не ущемляя других.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Автор статьи: ХарлановаЮлия Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, разработчик и преподаватель дисциплин психолого-педагогической направленности.

Другие статьи автора

  • Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ
  • Саморазвитие и самовоспитание педагога ДОО: как развиваться в профессиональном плане?
  • Техники снятия эмоционального напряжения для воспитателей

Все статьи этого автора

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий