Как проявляется
Как было сказано выше, первый возрастной кризис проявляется в виде гипобулических реакций со стороны крохи. Свое недовольство малыш выражает следующими эмоциями:
- Громкий плач. При этом он чаще всего не сопровождается слезами. Это скорее своеобразный сигнал для привлечения внимания взрослых, на который они должны молниеносно отреагировать, по мнению ребенка.
- Разочарование и обида. Если сигнал не был воспринят как побуждение к действию и родители никак не удовлетворили потребности малыша, на смену плачу приходят другие эмоции.
- Резкие движения. Кроха кричит, топает ногами, машет руками, мотает головой, а иногда даже падает на пол.
- Мимика. Недовольство малыша можно понять по выражению его лица — он хмурит брови, сужает глаза и плотно стискивает губы.
- Интонация. Мало детей хорошо говорят в возрасте одного года, но зато отлично умеют требовать чего-либо. Недовольный тон с командными нотками в сопровождении с громким голосом говорят о том, что ваш малыш рассержен и срочно хочет что-то заполучить.
Первый кризис переживется ребенком достаточно бурно и эмоционально. В любом случае, как молодые, так и более опытные родители должны понимать, что такое поведение — норма. Не стоит списывать это на плохие гены и не проводить аналогии с папой или другими родственниками — уберите из своего лексикона выражение: «Мой Петя пошел весь в своего отца». Лучше помогите своему малышу преодолеть такой важный барьер и нормально социализироваться.
Как реагировать на истерики?
Когда у ребенка кризис первого года, то он заходится плачем по поводу и без. Родители должны правильно реагировать в таких ситуациях. Если малыш капризничает, потому что ему не дали какой-то предмет, нельзя поддаваться слезам и отменять запрет. На некоторых детей успокаивающе действуют ласковые слова, произнесенные спокойным тоном, другие от этого еще больше заводятся
После того, как самый эмоциональный момент пройдет, нужно взять ребенка на руки, успокоить, пожалеть, переключить внимание на что-то новое. Ведь без помощи родителей ему пока сложно справиться со своим состоянием, не стоит оставлять его без ласки
В тех случаях, когда с истериками проходят простые бытовые действия, такие как одевание, купание, приемы пищи, надо постараться отвлечь внимание ребенка. Задействовать игрушки, например, вместе их кормить, листать книжки с картинками, петь песенки и болтать
Бывает, что малыш не хочет отпускать маму ни на шаг и практически висит на ее ноге. Это происходит, так как к году у детей появляется осознание того, что они с мамой не единое целое. А значит, она может оставить его и уйти. Кроха боится этого, вот и отчаянно цепляется за нее. В такой ситуации стоит отложить все домашние дела и поиграть с карапузом, выделив ему полчаса. После этого он, скорее всего, успокоится и охотно будет возиться с игрушками.
Кризис первого года случается почти у всех детей. Его интенсивность зависит от темперамента, у одного ребенка он может быть почти незаметным, у другого — доставлять немало хлопот родителям. Необходимо соблюдать спокойствие и запастись терпением, чтобы заложить фундамент гармоничного развития малыша.
Что чувствует малыш?
В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Если до этого им управляли – одевали, кормили, носили, когда хотели родители, то теперь он сам пытается управлять не только своей деятельностью, но и родителями.
Малыш начинает ходить и тянется до всего, что находится в поле его зрения. Ему интересен процесс познания. Он пытается все не только потрогать, побить, разобрать, но и пробует на вкус. Родители начинают ему все больше говорить «нельзя». Малыш не понимает, почему одно можно, а другое нет.
Например, если родители запрещают трогать провода или собирать окурки на улице, то кроха думает, что его не понимают и не любят. Ведь сами взрослые выполняют многие действия, которые ему запрещены. Он начинает протестовать, проявляя свой характер.
Ему кажется, что родители нарочно препятствуют его познанию мира. Малыш хочет сам выбирать себе, чем играть, когда и сколько гулять, и даже одежду. Речевое развитие ребенка этого возраста не дает возможности выразить свои желания. Поэтому малыш становится агрессивным, непослушным.
Так как годовалые детки начинают копировать поведение родителей, то будет полезно, если взрослые будут спокойно показывать, как правильно выполнить то или иное действие. Пусть пока у него плохо получается.
Не нужно его все время поправлять, ведь он только учится. Чтобы ребенок вырос самостоятельной и ответственной личностью, умеющей принимать решения в нужный момент и отвечать за них, необходимо с детства его соответственно воспитывать – давать больше самостоятельности, возможность учится на своих ошибках.
Капризы и истерики в 1 год – не редкость
Причины
Если родители смогли осознать суть кризиса, им будет проще понять его причины. Это поможет наладить отношения с ребёнком и совместно преодолеть все противоречия этого непростого периода.
Психологи называют следующие факторы-провокаторы:
огромное количество информации, которую нужно ежедневно усваивать и перерабатывать;
необходимость постоянно учиться чему-то новому: есть ложкой, ползать, сидеть, ходить, говорить;
непомерные физические нагрузки: на фоне ещё не сформировавшегося опорно-двигательного аппарата ребёнок начинает ходить, что даётся ему крайне нелегко;
открытие окружающего мира, который, оказывается, не ограничивается кроваткой или одной комнатой, и по нему можно перемещаться — причём самостоятельно;
отрыв от родителей: от них можно уползти и убежать — это второй разрыв с матерью в жизни ребёнка, но уже осознанный (первый — рождение);
отказ от материнской груди — потеря ещё одной важной психофизиологической связи с мамой;
освоение новых предметов (ложки, пирамидки, книжки, телевизора);
выстраивание первых отношений с окружающими: у кого-то можно попросить кушать, у других это делать бесполезно.
С точки зрения психофизиологии, мозг ребёнка постоянно развивается и совершенствуется, он пытается понять, какое место занимает в этом огромном мире и как нужно себя в нём вести. Это первые шаги на пути социализации, и чем увереннее они будут, тем успешнее человек будет в будущем. Но без помощи взрослых малышу это не под силу.
Если раньше он жил по законам биологических ритмов, то к 8-9 месяцам они теряют свою организационную функцию. Его поведение кардинально меняется из-за созревания структур головного мозга и перестройки нервной системы.
Овладение ходьбой, речью, манипулятивными и предметными действиями сопровождается формированием новых качеств психики. Появляется потребность в самостоятельности (ребёнок понимает, что сам может перемещаться, чтобы изучить окружающее пространство и предметы), но для этого отсутствуют условия. Для родителей он всё такой же кроха, и большинство из того, что ему хочется, нельзя.
Разобрав каждую причину подробно и применив её к своему малышу, родителям будет проще понять, что с ним происходит. Это позволит более безболезненно преодолеть возрастной кризис первого года жизни ребёнка. Психологи и педиатры называют данный фактор обязательным условием формирования гармоничной личности в будущем.
Вывод второй.
Почему ты можешь чувствовать себя плохо?
1. Кризис первого года у ребенка
Малыш очень изменился за этот год: из беспомощного комочка он стал розовощеким ребенком, любопытным, подвижным, но по-прежнему требующим максимум внимания. Он осознает, что может сам производить какие-то действия, которые принесут результат, и начинает этим умением вовсю пользоваться. Кроме того, он активно познает мир.
Психолог Даниил Эльконин1, считал, что кризис первого года разделяет два этапа эпохи раннего детства – младенчество и ранний детский возраст.
Лев Выготский2 этот возрастной кризис объяснял возникновением новых навыков: ходьбы и автономной речи. Это кардинально меняет привычную картину мира ребенка, когда все потребности ребенка в большинстве случаев сразу же удовлетворялись.
В годовалом возрасте ребенок начинает активнее изучать окружающий мир, его интересуют окружающие предметы, в его сознании теперь всплывают образы из памяти, все вызывает у него побуждение к действию.
По мнению психолога Екатерины Мурашовой3, в год у ребенка запускается биологическая программа, целью которой является определение границ дозволенного. Именно этот процесс приводит к появлению в поведении ребенка агрессии, нытья, манипуляторного плача.
Конечно, кризис роста может сказаться на поведении ребенка: он становится более капризным, требовательным. Это не может не отнимать мамин ресурс.
2. Усталость
Вот уже год ты находишься в напряжении. Помнишь это чувство, когда выходишь из дома без ребенка и продолжаешь инстинктивно искать его глазами? Ты не можешь расслабиться ни на минутку. Какими бы включенными не были современные папы, основная ответственность все-таки лежит на мамах. Бессонные ночи, переживания, гиперответственность – все это не добавляет сил и энергии.
3. Конфликты с окружающими
С появлением ребенка происходит рождение новых социальных ролей: окружающие тебя люди становятся папами, бабушками, крестными и просто желающими дать тебе совет.
Наверняка ты уже узнала о том, что молоко у тебя жидкое/невкусное/уже бесполезное, ребенку холодно без шапочки/жарко в этой куртке, ты с ним не занимаешься/замучила своими развивашками. Постоянное отстаивание своих границ, особенно перед ближайшими – мамой и свекровью – закладывает в голову вредные мысли о несостоятельности твоего материнства.
Могут охладиться отношения с мужем. Заботы о малыше не оставляют места для приятных бесед по вечерам. Иногда мысли о ребенке вытесняют из головы матери все остальные. Не все супруги относятся к этому с пониманием, и тогда случаются ссоры, которые тоже не добавляют приятных эмоций.
4. Болезни малыша
К 12 месяцам мама уже успевает познакомиться с повышением температуры, возможно, аллергией и даже раз проглядеть, как малыш падает с кровати или дивана. Болезнь ребенка, особенно, если он первый, добавляет мамам тревоги и всегда бьет по самооценке.
5. Чувство “отсталости от жизни”
Твой круг общения и интересов значительно изменился и сузился. Практически все время ты посвящаешь заботам о малыше, и так давно не была на вечеринках и взрослых тусовках. Ты помнишь сотню детских песенок, но совсем перестала интересоваться тем, что происходит в мире. Тебе кажется, что все вокруг такие современные, а ты часами укачиваешь и варишь кашу. От этого, конечно, не становится веселее.
6. Обманутые надежды
Один год! Ты ждала этой мифической даты, после которой “станет легче”. Но легче почему-то не становится. Малыш не начал спать всю ночь, не стал сам есть ложкой и не заговорил. Наоборот, он стал гораздо подвижнее, научился подставлять табуреточку и открывать шкатулку с косметикой. Отсюда порой возникает чувство обманутых надежд.
У молодых мам могут возникнуть такие чувства как:
- апатия или раздражительность;
- плаксивость;
- чувство “нелюбви” к ребенку;
- ощущение себя плохой мамой;
- снижение сексуального влечения.
Как справляться: советы психологов
Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.
По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом — ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
Постоянно общайтесь с крохой
Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете — рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел
Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.
Моторные функции
Итогом развития моторики на первом году жизни является:
- возникновение пальцевого захвата предметов,
- манипулирование с предметами и
- перемещение в пространстве (ползание, скольжение на ягодицах и ходьба).
Ребёнок очень подвижен и любопытен, что является основой для развития. Любопытство заставляет осваивать новое пространство, познавать функции предметов, а подвижность – постоянно тренировать новые навыки по управлению собственным телом.
Позы и перемещения
Говоря о каких-то сроках и нормах, мы всегда помним об индивидуальных различиях.
Среднестатистический ребёнок к возрасту 12 месяцев должен ходить и вставать на ноги самостоятельно, без помощи, но временной диапазон нормы довольно широк.
Приведем нормы по освоению ключевых навыков:
- вставание 6-11 месяцев,
- шаги с поддержкой 6,5-12,5 месяцев,
- стояние самостоятельное 8-13 месяцев,
- ходьба самостоятельная 9-14 месяцев.
В среднем, только половина детей в возрасте около 1 года могут ходить свободно.
Действия с предметами
К возрасту 1 года мы уже видим изменение захвата с ножницеобразного на клещеобразное (с использованием дистантных фаланг I и II пальцев).
Способность зажимать предмет между большим и указательным пальцем позволяет удерживать очень мелкие предметы, чем ребенок с удовольствие пользуется, изучая травинки, волоски, ниточки, и даже насекомых.
За малышом нужно внимательно смотреть, т.к. в этот период его неуемное любопытство и постоянное экспериментирование с предметами могут привести к возникновению опасных ситуаций: открывание всевозможных задвижек и ящиков, перетаскивание игрушек, включение телевизора и даже плиты. Ребенок пробует исследовать все, что «попадается на его пути», и это требует от взрослого постоянной бдительности.
Пока ещё достаточно активны содружественные (ненужные) движения второй рукой. Это абсолютно нормально и постепенно исчезает на протяжении всего детства. У большинства людей только к 20 годам одна рука становится полностью «безразлична» к движениям второй.
Большинство детей к возрасту 12 месяцев начинают самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, крепко держа её обеими руками. Конечно, сейчас речь не идет об аккуратности во время приема пищи. Пока это не главное.
Причины
Кризис у годовалых детей – это не единственный сложный период в детском возрасте. Всего их 5, и каждый из них может быть выражен по-разному: один – более, другой – менее интенсивно. Продолжительность варьируется от нескольких недель до года. Современные ребятишки развиваются очень стремительно, рано взрослеют. Часто так бывает, что, не успев выбраться из одного кризисного периода, ребенок тут же попадает в другой. Трудно приходится и ему, и родителям. Понимание же причин происходящего с ребенком существенно повышает шансы на достойное преодоление всех трудностей.
Суть кризиса 1 года в том, что в это время малыш учится 2 основополагающим умениям: самостоятельной ходьбе и речи. Неудивительно, что это сопровождается огромным рывком в развитии воли ребенка.
Годовалые дети стараются использовать приобретенные навыки в любой ситуации, они постоянно их оттачивают. При этом малыши сталкиваются с противодействием со стороны родителей, которые вводят бесчисленные ограничения. Ребятишки протестуют и борются с этим, как умеют, но отсутствие неограниченной свободы действий, к которой они так стремятся, заставляет их чувствовать возмущение и гнев. Только в этом возрасте кроха не может выразить подобные эмоции ничем, кроме слез, криков и истерик.
Ребенок в возрасте 12 месяцев уже осознает себя как отдельную личность, а не продолжение мамы и папы. Он хочет изучать окружающий мир сам, без чьей-либо помощи и надзора, приобретать собственный опыт. В данном контексте значимые взрослые нужны ему, только чтобы просто быть рядом и оказывать безусловную поддержку. У него нет чувства страха, он не видит потенциальных опасностей. Родители же прекрасно все осознают и оценивают ситуацию трезво, поэтому не могут так просто взять – и разрешить крохе делать все, что он захочет. И они начинают устанавливать различные ограничения. В этом и состоит конфликт, который приводит к гневу маленького исследователя и отчаянию его родителей.
Кризис 3 лет
Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.
Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.
Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать
Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети
В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать
Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее
В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.
При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.
Откуда взялись капризы?
Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».
Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.
Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.
Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.
Как себя вести: советы психологов
Есть родители, которые на интуитивном уровне чувствуют кризис 1 года и пытаются помочь ребёнку в его преодолении. Это лучше, чем списывать всё на прорезывающиеся зубки или вредный характер. Однако ошибок на данном пути избежать не получится, потому что в некоторых моментах правильно понять потребности малыша поможет только возрастная психология.
Правильный вариант поведения родителей в данной ситуации — заранее знать о предстоящем кризисе и максимально к нему подготовиться. Это значит, что нужно изучить соответствующий материал по теме (причины, признаки и что делать). С развитием Интернета детская психология стала доступной всем. Если возникли какие-то вопросы или проблемы, необходимо обратиться за помощью к профильному специалисту.
Итак, что же детские психологи советуют родителям делать, когда ребёнок вступает в фазу первого в своей жизни возрастного кризиса?
- Не бежать сломя голову на приём к психологу или психотерапевту. Кризис 1 года считается одним из самых лёгких и не требует специальной коррекции и уж тем более лечения.
- Принять ребёнка как самостоятельную личность и расширить круг его прав (можно дать возможность самому выбирать игрушки).
- Продолжать соблюдать установленный ранее режим дня, несмотря на капризы, но делать это через игру, а не насильственными методами.
- Развивать ребёнка: расширить его границы (купить ходунки), давать пищу для интеллекта (с помощью игр), тренировать моторику рук.
- Обеспечить ему бытовую безопасность, учитывая возросшее любопытство (не запрещать тыкать пальцами в розетку, а поставить на неё блокировку).
- Обучать самостоятельности: пусть сам умывается, ест, одевается — медленно и неправильно, зато он будет удовлетворён собственной значимостью и быстрее научится всё это делать.
- Не лишать его обратной связи: если он с вами разговаривает на своём языке, старайтесь понять, что он хочет донести до вас, и обязательно отвечайте на любой лепет словами, жестами и мимикой.
- Приучать к словам «надо» и «нельзя». Причём все запреты должны быть строгими, незыблемыми и соблюдаться всеми членами семьи.
- Показывать свою любовь: ласково разговаривать, обнимать, целовать, смотреть в глаза.
10 «нельзя»: памятка для родителей
И ещё одну небольшую памятку предлагают психологи родителям. С 8 по 15 месяцы категорически нельзя:
- Повышать голос: все запреты должны объясняться спокойно, с помощью игр.
- Идти на поводу у ребёнка и потакать его капризам: табу не должны нарушаться ни при каких условиях.
- Делать его центром вселенной.
- Лишать самостоятельности: определитесь, что в этом возрасте он может делать сам.
- Игнорировать его действия и слова: тесный контакт и прямая связь обязательны.
- Паниковать: терпение и спокойствие родителей — залог нормального психического развития ребёнка в любом возрасте.
- Нарушать режим дня.
- Отучать от груди: нужно сделать это либо раньше, либо позже.
- Выходить маме на работу: аналогично с предыдущим «нельзя».
- Устраивать ребёнка в детский сад или нанимать ему няню.