Как проявляется кризис: причины и симптоматика
Кризис подросткового периода считается острым, поскольку происходит резкое разделение личности и окружающего мира, сопровождающееся проявлением дисгармонии в психическом развитии, понижением успеваемости и работоспособности.
Следует отметить также и позитивные изменения этого возрастного этапа. Вступая в борьбу за личностную независимость, подросток реализует свои потребности в самоутверждении, самопознании и выработке уверенности в собственных силах. Появляется способность рассчитывать на себя, свои умения и способности, что становится надежной базой для дальнейшей борьбы с трудностями.
Физиологические и психологические изменения в организме подростка сопровождаются расширением круга увлечений, интересов и проблем
То, что раньше не привлекало внимание подростка сейчас приобретает новый глубокий смысл. Меняется взгляд на вещи, пересматриваются привычки и пристрастия, происходят перемены в сфере общения
Создаются новые коммуникации вне домашних и школьных стен. Возникает масса новых знакомств, подросток входит в незнакомые, но интересные для него социальные группы, общение в которых помогает ему раскрыть свои способности и черты характера, понять себя и свою мотивацию, получить новые знания.
Причин кризиса личности подростка много:
- Каково мое предназначение? Этот вопрос на данном этапе развития становится для подростка самым значимым. Он пытается понять, кто он на самом деле, каковы его способности и как сложится его будущее;
- Самооценка. Подросток пытается понять, какие у него есть возможности для реализации замыслов. Но недостаточный опыт не позволяет дать правильную оценку своей личности, и это также приводит к внутреннему конфликту;
- Неудовлетворенность взаимоотношениями. В период созревания у подростка возникают новые потребности, собственное понимание окружающей действительности. Часто его взгляды и мнения оказываются непонятыми и не принимаются взрослыми и сверстниками;
- Самоутверждение. Постигая собственное «Я», не умея давать адекватную оценку своим возможностям в силу отсутствия опыта, подросток встречает непонимание и неприятие со стороны окружающих. Желание выделиться часто приводит к необычным решениям, которые не совпадают с общепринятыми нормами;
- Недостаточная загруженность полезной и интересной деятельностью. Скука. Подростковый период характерен также тем, что процесс обучения и большой интерес к учению, который был в начальных классах утрачивается. В богатой палитре новых увлечений и интересов подросток может «затеряться», поскольку у него пока недостаточно знаний о себе самом, о потребностях и способностях. Пытаясь познать и раскрыть себя, он увлекается то одним видом деятельности, то, разочаровываясь, переключается на другую деятельность. Не найдя себя, подросток зачастую предается скуке.
Какова симптоматика кризисного состояния подростка:
- Потеря интереса к учебной деятельности даже в тех областях, которые представляли для него особый интерес. Развивается логическое мышление, на первый план выходят философские вопросы о возникновении мироздания, мышление направляется на самопознание и оценку собственных переживаний, отодвигая на дальний план объективную действительность;
- Проявление негативизма. Подросток отталкивает от себя внешнюю среду, попадает в конфликтные ситуации, нарушает дисциплину и одновременно чувствует беспокойство, стремится к самоизоляции и одиночеству. Негативизм больше демонстрируется у мальчиков и начинается к 15-16 годам.
Проблема 2. На все, что родитель предлагает подростку, тот отвечает: «Нет!»
Это прекрасно! У вас в руках — отличный способ воздействия на ребенка. Попробуйте принцип «От противного». Подростки — это люди, которые живут «вопреки». Им нравится не то, что нравится, а то, что не нравится родителям. Антагонизм — естественное их состояние.
В начале 2000-х годов мы с коллегами получили премию ТЭФИ за программу «Детский адвокат». Я была руководителем программы, а съемочная группа — моими учениками. Им самим тогда едва исполнилось 20 лет. Съемочная группа приходила в школы и задавала детям и учителям вопросы. Неудобные вопросы, те, которые в обычной жизни мы стараемся не обсуждать. «Есть ли у вас любимчики?» — спрашивали учителей. «Где вы прячете шпоры?» — спрашивали учеников.
Программа была очень популярной, ее смотрели все — и подростки, и родители, и учителя. И отвечали на вопросы откровенно. Учителя признавались, что не всегда готовятся к урокам, что боятся детей порой даже больше, чем дети боятся их.
Двое ведущих (дети их узнавали в лицо, и смотрели восторженно) приходили в школу и приносили с собой значки. Подростки расхватывали эти значки влет, сколько ни принеси — все будет мало. Смешные блямбы на простой булавке. На значке — текст: «Я …. «Детский адвокат». На месте пробела — глагол.
Вспомните своего ребенка-подростка (или себя-подростка) и угадайте: какой это был глагол? Что там было написано такого, что дети буквально бились за значки? «Я люблю»? Ну что вы, какое «люблю»! «Я ненавижу «Детский адвокат». Именно эти четыре слова были написаны на суперпопулярном значке.
Антагонисты. Они выступают не за что-то. Они — против. Поэтому не бойтесь применять тактику «от противного». Очень может быть, что именно она даст результат.
В нашей семье была совсем анекдотичная история: мы уговаривали старшую дочь бросить музыкальную школу за год до диплома. Она очень много занималась с инструментом, уставала, времени на отдых не хватало.
— Бросай, — говорили мы ей.
— Нет, я хочу получить диплом! — упиралась дочь.
— Зачем тебе этот диплом? На стенку повесить? — я искала аргументы, которые ее убедят. — Играть «для себя» ты уже можешь, музыкантом ты становиться не собираешься…
В результате дочь, конечно, сдалась и из «музыкалки» ушла, но боролась она за свое право учиться музыке до последнего. И ее подзадоривала ситуация, в которой родители выступают в странной роли. Все требуют усидчивости и получения дипломов, а в нашем случае родители уговаривают ребенка просто погулять и отдохнуть. Может, именно поэтому во взрослом возрасте она вернулась к музыке, закончила курсы по игре на гитаре, и теперь музыка — это и есть ее релакс, ее отдых.
Вообще, подростковый возраст — это время, когда мы пересматриваем собственные ценности. Их эмоции, обиды, их злость — повод для того, чтобы увидеть себя со стороны. А туда ли мы движемся? А не поменять ли что-то в собственной жизни? А могу ли я еще совершить какой-то нестандартный ход?
Шутки, парадоксы, нестандартные решения — то, что всегда будет играть вам на руку. И что поднимет ваш авторитет в глазах подростков.
У ребенка кризис — что делать родителям? Семь советов психолога
Не вступайте в открытую конфронтацию, сглаживайте конфликтные ситуации.
Старайтесь объяснять ребенку свои мотивы, приводите примеры из своего опыта.
Давайте ребенку желаемое, насколько это возможно. Если малыш в три года хочет самостоятельности, позвольте в пределах разумного. Он должен сам набить свои первые шишки. Да и подросток, пока не переживет трудность сам, он не сможет усвоить этот жизненный урок.
Оберегайте и помогайте ему в его делах. Поддерживайте ребенка, обеспечивайте доверительные, открытые отношения.
Если малыш начинает протестовать, выстраивайте границы. Ребенок должен знать, что можно, а что нельзя.
Поддерживайте в семье единую точку зрения, если запрещать что-то, то запрещать всегда. Иначе у ребенка не сформируется понимание, что что-то запрещено, и он попробует манипулировать родителями, используя одну и ту же ситуацию с разных сторон.
Используя запреты, используйте и наказания за их нарушение. Часто родители боятся наказывать ребенка, считая, что он не понимает, за что его ругают. Но в раннем возрасте родитель должен вводить наказания здесь и сейчас. Не длительные и не отложенные, потому что ребенок забывает, за что его наказали
Важно, чтобы наказание было соизмеримо возрасту.
Кстати
Некоторые психологи выделяют еще кризис новорожденности: от появления на свет до первых двух месяцев жизни младенца. Физически он уже отделился от мамы, но все еще полностью зависит от нее, потому что самостоятельно не может даже перевернуться.
«Но я бы не называла это полноценным кризисом, — говорит наш эксперт. — Это скорее период адаптации к новым условиям и среде обитания».
Психологи в последнее время все чаще говорят о том, что помимо основных кризисов в развитии ребенка, есть еще и масса более незначительных, которым тем не менее тоже стоит уделять внимание. Читайте подробнее в материале «10 кризисов, которые малыш проходит к полутора годам: в помощь молодым родителям»
Подростковый период у девочек
Мы уже говорили о том, что у девочек подростковый возраст наступает раньше примерно года на два, чем у мальчиков. У некоторых девочек половое созревание может начаться в 9-10 лет, а у некоторых только к 13 годам.
Первые звоночки — это резкий скачок роста на 10-15 см. Из-за этого скачка у девушек подросткового возраста наблюдается неуклюжесть и нескладность фигуры.
Волосы становятся более жирными. Появляются угри и акне.
И из-за этих недостатков у девочек начинают появляться комплексы. Поэтому помогите своим дочкам подобрать правильные средства по уходу за собой.
Также, в этот период проявляется склонность к полноте, поэтому строго следите, чтобы дите не переедало, не употребляло много сладостей, фастфуда и калорийной пищи. Также в этот период нельзя сидеть на диетах.
Наряду со всеми изменениями тела у девочек начинает формироваться молочные железы, а также появляется растительность в районе лобка. В районе 13 лет происходит оволосение подмышечных впадин и ног. Если Ваша дочь желает удалять волосы, помогите подобрать ей подходящий способ.
Также у девочек в подростковом периоде формируется первая менструация. Если девочка не подготовлена к таким изменениям, то она испытывает стресс. Она может считать, что больна и переживать. Поэтому о половом созревании дочери нужно рассказать заранее. Менструальный цикл налаживается постепенно.
К 17-18 годам обычно наступает физическая зрелость девушки, а вот психологическая чаще наступает позже. Она выражается в готовности создать семью, родить и воспитать детей.
Естественно все изменения в жизни девочки сопровождаются определенными изменениями психики. Девочки становятся эмоциональными, часто плачут и переживают по пустякам. Именно в этот период ей необходима поддержка.
Признаки кризиса подросткового периода
Для того чтобы родители сумели заметить, что их ребенок вступил в кризис подросткового периода (осознание данного факта может уберечь семью от лишних конфликтов, а в случае необходимости родители смогут во время оказать помощь/поддержку своему ребенку), им необходимо помнить о ряде главных признаков данного кризиса.
Нетерпимость и негативизм. Подросток начинает относится ко всему, что происходит в его жизни и что совершают родители нетерпимо
Он может отрицать важность ценности семьи, негативно относится ко всему, что происходит дома или в учебном заведении, воспринимать все в штыки. Часто за таким поведением скрывается нечто большее: тоска, нетерпимость к самому себе, депрессия
Постоянный анализ. Этот признак кризиса подросткового периода проявляется в виде чрезмерного самоанализа и анализа окружающих. Подросток придирается ко всему, что делают взрослые. Он пристально рассматривает себя в зеркале и в каждом встречном отражении на улице.
Депрессия. Апатия, безразличие к окружающему миру, ощущение пустоты внутри и многое другое – все это признаки депрессии во время подросткового периода. Если подросток красит волосы разноцветными яркими или темного цвета красками, делает различные татуировки — это может быть признаками депрессивного состояния. Не оставляйте ребенка в одиночестве. Вы именно сейчас очень ему нужны. Возможно даже нужно обратиться за помощью к специалистам. Помогите своему ребенку.
Суицидальное поведение
Довольно часто подростки стараются привлечь внимание родителей различными формами суицидального поведения (угрозы суицида, попытки суицида и тому подобное). Все это – крик о помощи
Не стоит относиться к такому поведению легкомысленно с мыслями: «Он\она все равно ничего не сделает», ведь это опасно для жизни вашего ребенка. Демонстративный суїцид может окончиться бедой.
В особенности, если вы заметили два последних признака у своего ребенка, который находится в подростковом периоде, то необходимо обратиться к специалистам. Также, не забывайте о том, что самое главное, в ком сейчас нуждается ваш подросток – это вы. Не отворачивайтесь от него и давайте знать, что вы всегда рядом.
Кризис 13 лет
В подростковом возрасте происходит выход на новый уровень мышления. Балом правит логика! Авторитетных заявлений уже недостаточно, любое мнение требует доказательств, которые сравниваются с собственными ощущениями.
У ребёнка появляется интерес к философским вопросам (добро — зло, жизнь — смерть), становится более понятной абстракция. Подросток ощущает потребность в признании социума, важную роль играет общение со сверстниками. Он стремится найти своё место в коллективе и обзаводится собственными моральными принципами.
Негативные проявления подросткового кризиса: стремление к одиночеству, недовольство, агрессия. Инструкция по общению с подростками в переходный период →
Советы родителям
Помните о двух моментах.
- В этом возрасте условием для мотивации познавательной деятельности является возможность проявлять умственную самостоятельность и инициативность. Не запрещайте подростку устраивать научные эксперименты, интересуйтесь его исследованиями и обязательно хвалите даже за мелкие успехи.
- Подростку необходим опыт реальной общественно полезной деятельности и признание другими людьми. Отправляйте его в образовательные лагеря, записывайте в кружки и секции.
Проблемы современных подростков
У каждого подростка наступает время, когда он задаётся вопросами: «Кто я такой?», «Чего мне хочется от жизни?». Подростку тяжело найти ответы на эти вопросы, он не в состоянии сам разобраться в себе. В подростковом возрасте имеют место внутренние конфликты, чему сопутствуют смена настроений, потребность в друзьях и увлечениях, проявления агрессии. Именно в этот периоды и начинаются проблемы с родителями. Причина этому — внутренние противоречия:
- Подросток считает себя вполне взрослым, хотя реально — он ещё ребёнок.
- Подросток отстаивает своё право на уникальную индивидуальность, и в то же время хочет «быть, как все».
- Подросток хочет быть членом какой-то социальной группы, однако не всегда получается интегрироваться в неё. Отсюда — проблемы в общении со сверстниками.
Эти противоречия лежат в основе подростковых проблем:
- семейных
- половых
- поведенческих и других.
Множество родителей подростков не подозревают о том, что у их детей есть какие-то проблемы (ведь подростки предпочитают не откровенничать с родителями). Родителям сложно осознать, что их ребёнок вырос, и общение с ним теперь не может проходить в той форме, каким оно было раньше. Взрослые забывают, что они сами тоже были в подростковом возрасте, и у них тоже были сложности в общении с родителями и какие-то проблемы, например:
- Отцы и дети. Проблема взаимопонимания родителей и подростка. В ответ на непонимание родителей подростки ведут себя дерзко, считая взгляды папы и мамы устаревшими.
- Половые проблемы. Достигая подросткового возраста, ребёнок меняется не только психологически, но и физически. Однако созревают все по-разному: одни их них уже готовы вступить в отношения с противоположным полом, других — не воспринимают всерьёз. Другая грань проблемы — ранние половые отношения. Родителям нужно иметь доверие ребёнка и с тактом подходить к столь деликатным вопросам, чтобы обезопасить его от негативных последствий раннего секса.
- Неудовлетворённость внешностью. Подросток критически относится к тому, как он выглядит. Физическое состояние и внешний вид — основные причины общего недовольства собой, которые провоцируют неуверенность в себе, агрессию и недоверие к окружающему миру.
- Пройти через всё. Подростку хочется всё ощутить, попробовать. В связи с этим желанием могут возникнуть проблем с запрещёнными и пагубными веществами (сигаретами, алкоголем, наркотиками), половыми отношениями, другими девиантными отклонениями.
- Проблема духовности. Подростковый возраст сопровождается первым глубоким взглядом внутрь себя. Подросток хочет понять свою личность, сильные и слабые стороны. Неудовлетворённость качествами своего характера может быть весьма сильна и быть причиной страхов, навязчивых состояний и даже суицидальных наклонностей.
Советы для родителей подростков
Изучить теорию, чтобы узнать, как должен протекать переходный возраст. Подростковый кризис психология как наука изучает давно. Поэтому сейчас много литературы на эту тему. Из нее вы узнаете мнение лучших мировых психологов, получите советы и рекомендации по общению и воспитанию.
Принять изменения, которые происходят с вашим ребенком и в его поведении, за норму. Да, он бунтует и не слушается. Да, ничего не хочет. И его, как будто, ничего не интересует. Но это только так кажется. За видимым равнодушием скрывается ранимая и обидчивая натура.
Поддерживать самостоятельность и независимость. Не допускать гиперопеку. В отношениях с подростком уже не подходят приемы, которые вы использовали совсем недавно. Это время изменений не только ребенка, но и перестройки системы всей семьи.
Сепарация необходима для становления личности юноши или девушки. Отделение от семьи, родителей, выход из-под их влияния бывает слишком резкий. Но при правильной реакции взрослых это быстро проходит и отношения восстанавливаются.
Уметь слушать, не пытаясь наставлять и не задавать вопросов. Часто подросткам надо просто выговориться, чтобы их послушали, но не давали советов
Очень важно научиться этому. Тогда вы всегда будете знать, что происходит в жизни вашего подросшего малыша.
Быть внимательным к поведению и настроению ребенка
Не упустить начало нарушений. Не бояться пойти к психологу и попросить помощи. Быть на стороне ребенка, быть его другом, поддерживать его интересы.
Будьте уверены, что кризис переходного возраста это не вечно. Длится он несколько лет, но обязательно заканчивается. От взрослых во многом зависит, каким из кризиса выйдет их повзрослевший сын или дочь.
Говоря про подростковый кризис, рекомендации родителям хочется дать и такие:
Часто проблема подросткового кризиса происходит из-за отношений с родителями. Многие взрослые не готовы так быстро перестроиться, как это происходит с ребенком в 12-15 лет. Это особенно касается матерей, которые не работают, а занимаются воспитанием. Они чувствуют, что малыш вырастает, уходит из-под контроля, а сама мама вроде как уже и не нужна.
Поэтому еще один важный совет тем, кто живет с подростком: больше уделять внимание себе, своему здоровью, любимому делу. Фокус внимания сместить с ребенка на свою жизнь, тогда будет меньше придирок к нему
Надо помнить, что подростковый возраст связан с возникновением потребности быть независимым.
Тот, кто считает, что кризис подросткового возраста можно описать формулой, подходящей для всех, ошибается. Такой формулы нет. Как во всем мире нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек, вне зависимости от возраста, уникален. Также и протекание кризиса всегда идет своим собственным путем.
Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста:
- особенности физического и умственного развития;
- умение общаться в группе себе равных;
- отношение с родителями.
Кризис подросткового возраста кратко – это период стремительного роста и развития ребенка. Это переход от детства к взрослости, сопровождающийся отделением от семьи и получением новых функций, знаний и способностей. К концу этого периода мы уже увидим почти сформировавшегося взрослого человека.
Но надо помнить, каким бы взрослым не ощущал себя наш бывший малыш, в душе он еще ребенок. Нежный, ранимый, обидчивый. Он нуждается в понимании, поддержке и любви. И ежедневных объятиях. Во многом именно от родителей будет зависеть, каким станет ребенок. Наберитесь терпения, а в награду получите прекрасные отношения со своими детьми в дальнейшем.
Психология ребенка
Кризис подросткового возраста считается одним из самых сложных. Проблемы в этом возрасте могут повлиять на всю дальнейшую жизнь, ведь это то время, когда человек из детства переходит во взрослую жизнь. Моменты взросления, как правило, проходят с эмоциональным напряжением, тяжело и сложно не только для окружающих, но и для самого подростка.
Признаки подросткового кризиса
У некоторых подростковый кризис проходит незаметно, другие испытывают серьезные проблемы с общением. Психологи выделяют общие признаки наступления кризиса:
- конфликтность в отношениях;
- желание побыть в одиночестве;
- предпочтение виртуальным разговорам;
- подросток желает общаться с друзьями, убегает из дома, игнорирует родителей;
- эмоциональная неуравновешенность;
- перепады настроения;
- вспыльчивость;
- желание уединения;
- агрессия;
- недовольство собой и окружающими;
- беспокойство, повышенная тревожность;
- заниженная самооценка;
- повышенные требования к собственной личности;
- ухудшение успеваемости.
Как помочь подростку преодолеть кризис. Советы родителям
Переходный возраст – это всегда сложно
Самое главное, что стоит осознать родителю: переходный возраст у мальчиков и переходный возраст у девочек — это всегда сложно. И в первую очередь это сложно не для вас, а для самого подростка. Ваша задача — быть готовым к этим сложностям, принимать их и смягчать остроту кризиса, сделать дом и семью местом отдыха и спокойствия для ребёнка.
Как пишут Роберт Т. Байярд и Д. Байярд в своей полезной и популярной книге «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей»:
«Вы не одиноки. Буквально сейчас тысячи родителей проходят через то же самое, что и вы; а еще больше родителей испытали все это в прошлом».
Вероятные ошибки родителей
Если вы испытываете трудности с вашим сыном или вашей дочерью, то, весьма вероятно, вы делаете нечто одно (а может быть, и то и другое) из двух:
- Вы определенно не справляетесь с вашей важнейшей обязанностью, состоящей в том, чтобы делать счастливой свою собственную жизнь.
- Весьма вероятно, что вы берете на себя труд руководить жизнью ребенка, что является уже не вашей заботой, но прямой обязанностью вашего ребенка.
Преодоление кризиса
Если у ребёнка начинается кризис 3, 7 или 14 лет, нужно знать, как вести себя родителям. В первую очередь, психологи советуют набраться терпения. Никто не говорил, что воспитывать детей – лёгкая задача. В эти сложные периоды многое зависит от матери и отца, поэтому приложите все усилия, чтобы успешно преодолеть наступившие кризисы.
Уделяйте внимание
Внимание родителей – это самое важное в жизни каждого ребёнка вне зависимости от его возраста. Чаще будьте рядом со своими детьми, больше разговаривайте с ними, проводите совместно досуг. Дайте понять, что вы не осудите, а поддержите и поможете им в любую трудную минуту
Дайте понять, что вы не осудите, а поддержите и поможете им в любую трудную минуту.
Важно, чтобы ребёнок доверял вам, делился своими секретами, переживаниями. Если вы не будете с ним достаточно близки, то, кроме противостояния, ничего не получите в ответ
Смените привычную обстановку
Старайтесь чаще менять обстановку, посещать различные мероприятия, выбираться семьёй в путешествия, ходить в походы
Особенно это важно для детей 7-18 лет. Они активно познают мир, желают узнавать больше нового и интересно проводить время
Так помогите им в этом!
Воздержитесь от строгих наказаний, криков
Рядом с ребёнком в кризисный период должен быть друг и наставник, но никак не враг и деспот. Поэтому забудьте про крики, применение физической силы, унижения и прочие негативные методы борьбы с непослушанием. В противном случае вы только усугубите ситуацию.
Научитесь не ругать детей, а вести с ними строгую беседу, объясняя, почему так можно поступать, а так – нельзя. Ребёнок должен не бояться родителей, а понимать неправильность своего поступка или поведения.
Не ведитесь на манипуляции
Что делать, если у ребёнка наступил кризис 3 или 7 лет? Не вестись на его попытки манипулировать вами. Подобное поведение присуще многим детям, они стараются получить желаемое любыми путями. Если вы будете идти на поводу, дальше приобретёте больше проблем.
Не реагируйте на крики, истерики, валяние на полу и прочие способы малышей заполучить то, что им нужно. Покажите, что ваше снисхождение нельзя завоевать таким образом.
Позволяйте больше самостоятельности
Примите тот факт, что ребёнок растёт, и вы не можете всегда делать всё за него. По мере взросления дети должны приучаться к самостоятельному выполнению тех или иных задач. Поэтому старайтесь постепенно расширять круг действий, которые ваше чадо сможет совершать без помощи других.
Если вы всегда и во всём будете ограничивать ребёнка, он станет противостоять ещё сильнее, начнёт устраивать бунты. К тому же отсутствие самостоятельности негативно скажется на его дальнейшей жизни. Есть риск вырастить инфантильного человека, у которого войдёт в привычку перекладывать свои обязанности на плечи других.
Установите режим дня
Для нормального психоэмоционального состояния ребёнка важно строгое соблюдение режима дня. Контролируйте, чтобы малыш вовремя ложился спать, уделял сну необходимое количество времени
В противном случае капризы неизбежны. Это особенно важно в маленьком возрасте, когда дети слишком активны.
Проблема 3. Подросток хочет врезать в дверь своей комнаты замок и не пускает в нее родителей
Если подросток хочет поставить замок на дверь — значит, родители считали возможным входить в его комнату без спроса. Мы стучались даже в комнату к совсем маленьким детям. Комната — это их личное пространство, и нужно просить разрешение, чтобы в него проникнуть.
Даже оказавшись в комнате детей, я не открывала ящики их столов, не смотрела без спроса страницы дневника или тетрадей — это их территория, где каждый шаг нужно согласовывать с ребенком. Поэтому дети не ставили замки на двери комнат. А зачем запирать, если гарантированно никто никогда не войдет без спроса?
Подростки до боли чувствительны к своему личному пространству. Более того — им физиологически нужно пространство, где они гарантированно будут в одиночестве. И зеркало.
В 12-15 лет человек страшно не любит свое тело. И при этом разглядывает его часами. Это жуткое, несуразное, «у всех нормально, а у меня — все наперекосяк». Это тело они рассматривают бесконечно — и мальчики, и девочки. Я сама в таком возрасте долго-долго рассматривала свои ноги: понимала, что с остальными частями тела все обстоит лучше, поэтому я на них просто не смотрела. То, что хорошо, было мне не интересно
А вот ноги, не отвечающие моему представлению об идеальных, притягивали внимание
Или прыщи. Трагедия, некоторые из дома отказываются выходить! У подростков все преувеличено, разум почти полностью подчинен гормонам. И это тоже нужно понимать и учитывать.
Известного телеведущего Александра Пушного однажды пригласили выступить в престижной московской школе. Он пришел, ему сообщили:
— Мы запланировали два ваших выступления: перед 5-м классом и перед 10-м классом.
— Ну ладно, десятиклассники — это понятно, — кивнул он, — взрослые люди, поговорим с ними про физику, про опыты, про телевидение. А что мне делать с пятиклассниками?
Но когда он вошел к малышам, те его буквально окружили.
— Это же Пушной! — кричали они. — «Галилео»!
Оказалось, все смотрели его программу, все были его фанатами, Александр показал детям несколько физических опытов — дети на нем буквально висели. Окрыленный таким фурором, он буквально влетел в аудиторию десятиклассников. И замер.
За партами сидели парни и девушки с совершенно индифферентными лицами. Некоторые жевали жвачку, некоторые смотрели в пол, демонстрируя, как говорят подростки, «полный игнор».
— Здравствуйте, ребята, меня зовут Александр Пушной, — начал он. — я ведущий программы «Галилео» — может быть, кто-то из вас ее смотрит? — полная тишина в ответ.
Потом он рассказывал: в тот момент почувствовал, как пот тёк по спине. Александр понимал: его фурор закончился там, у пятиклашек. Однако не тот это был человек, чтобы сдаться без боя.
— Ну, вряд ли вас интересует «Галилео», — усмехнулся он. — Наверное, я и сам вас не особо интересую. Но, возможно, вам хочется узнать что-нибудь о телевидении? Задавайте вопросы.
С задней парты кто-то бросил ленивый вопрос:
— А сколько Вам башляют?
«И тогда я вспомнил себя в десятом классе, — рассказывал Александр. — Вспомнил, что больше всего меня волновала девочка Катя за первой партой. И больше, в общем-то, ничего меня с такой силой не волновало. Когда по крови гуляет тестостерон — как с человеком разговаривать? Ты можешь говорить только с тестостероном».
Тогда Пушной спокойно рассказал про «башляют» и про деньги, поменял тон. Сначала задавал вопросы сам себе, потом десятиклассники разговорились. «Но по энергетическим затратам эта встреча стоила как двадцать уроков у пятиклассников», — признавался он потом.
Да, с тестостероном тяжело. Но вы же не можете этот тестостерон взять — и выключить. Поэтому приспосабливайтесь! И не заходите в комнату ребенка без его разрешения. Это его территория, его «место силы». Оно ему нужно не меньше, чем вам ваша комната, а наверное, и больше.
Друзья, статья создана на основе моей рукописи. В МИФе выйдет моя книга «Семья что надо», и темы, которые я поднимаю в этом блоге, будут раскрываться шире и глубже. Если вы захотите что-то обсудить, пишите комментарии под статьей или письма мне на почту ninazvereva01@gmail.com. Интересно узнать ваше мнение.
Кстати, одну из моих книг можно приобрести на сайте МИФа.
Обложка поста: pexels.
Когда заканчивается подростковый период
Невозможно точно предугадать, когда у Вашего ребенка закончится подростковый возраст. Одни подростки созревают рано, другие запаздывают.
К тому же, так как девочки опережают мальчиков по развитию их созревание происходит менее интенсивно и заканчивается на год-два раньше, чем у мальчиков.
В среднем, переходный период проявляется у девочек с 11 до 16 лет, а у мальчиков с 12 до 18 лет. Примерно, он длится 3-4 года.
Переходный возраст — особый период в жизни человека. Он проявляется определенными симптомами, на которые следует правильно реагировать родителям. Если Вы подойдете к решению проблем правильно, то сможете пройти этот период практически незаметно. Запомните, что взаимопонимание — это залог счастливой семьи!
Основные особенности подростковой психологии
Загадочный подростковый возраст — время, когда ребёнок прощается с детством, но ещё не готов к взрослой жизни. Этот момент перехода — один из самых важных отрезков жизни человека. Для того чтобы родители научились понимать ребёнка, нужно знать о причинах проявлений кризиса.
Основные психологические особенности подростков:
особое внимание к своей внешности
объединение в группы со сверстниками
повышенное любопытство к сексу, интимным отношениям между полами
желание уединяться
необходимость личного пространства
дерзость в общении, бесспорная правота
повышенная ранимость в сочетании с внешним безразличием.
Рассмотрим характеристики этого периода:
- Постоянное или периодическое переживание чувства тревожности, беспокойства.
- Наличие чрезмерно завышенной или заниженной самооценки.
- Наличие повышенной возбудимости, интереса к половым отношениям, эротических фантазий.
- Перепады настроения: весёлое сменяется мрачно-депрессивным.
- Постоянные претензии к родителям, другим людям.
- Принципиальное чувство справедливости.
- Приписывание себе заслуг, которых нет.
- Требование соблюдения прав, не ограничения личной свободы.
- Потребность в друзьях, близких отношениях, а также признании своей индивидуальности окружающими.
Подросток всё время борется сам с собой. Он считает себя вполне взрослым, однако социально реализоваться ещё не способен, так как зависит от родителей. Одной из психологических особенностей подростков является стремление самому принимать решения, высказывать точку зрения, совершать поступки по собственному усмотрению. В этой тенденции прослеживается такая особенность, как неумение брать ответственность за поступки и решения. Несоответствие подростковых амбиций с возможностями может породить массу проблем.