Кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Кризис 3-летнего возраста: из ангела в непослушного сорванца

Как реагировать на детскую истерику

В истериках дети проявляют чувство разочарования, гнев, страх или печаль. Типичное поведение вашего ребенка во время истерики — крик, плач, удары ногами, бросок игрушкой или падение на пол.

Ваш малыш часто использует этот тип поведения, чтобы привлечь ваше внимание, протестовать против того, что вы у него отняли, или чтобы сбежать из ситуации, которая ему не нравится:

Понаблюдайте за своим ребенком, чтобы определить в первую очередь возможную причину истерики:  разочарование, что-то, что было утеряно, гнев, голод, сонливость или, точнее, это просто манипуляции.
Отнесите его в безопасное место. Обнимите его, возьмите на руки и унесите из того места, где началась истерика. Этот метод известен как «тайм-аут». Дайте ему понять, что он будет там до тех пор, пока не почувствует себя спокойнее.
Как только вы заметите, что его состояние спокойное, похвалите его. Воспользуйтесь возможностью, чтобы описать чувство благополучия, которое вы испытываете в данный момент. Скажите ему: «Ты был очень зол и тебе стало плохо, теперь ты спокоен, тебе лучше, правда? Все прошло».
Поговорите с ним, пока он хватает воздух

Это способ научить его ценностям, потому что вы показываете, что понимаете его раздражение, но обращаете внимание только тогда, когда они успокаиваются. Это помогает детям различать свои чувства и эмоции во время и после истерики

Со временем он научится выражать свое разочарование.
Дисциплина. Дисциплина с любовью включает в себя сохранение спокойствия при разговоре с малышом, иначе все, включая детей и родителей, вступят в борьбу за власть. Малыши прибегают к всевозможным истерикам, чтобы привлечь внимание окружающих.
Голос. Говорите мягким голосом и покажите ребенку, что вы не позволите его поведению повлиять на вас. Вы останетесь расслабленными. Если вы кричите, то и он кричит.
Не позволяйте манипулировать собой. Не всегда давайте своему ребенку то, о чем он просит.
Пусть он кричит и плачет в безопасном месте. Он устанет и успокоится.
Имейте терпение и настойчивость. Не подвергайте ребенка физическим нападениям с вашей стороны. Если это приходит вам в голову, сделайте вдох и вернитесь позже.
Договоритесь со своей няней, чтобы справиться с истериками с помощью той же техники, которую вы используете. Если вы, как и его мама и папа, что-то решаете, а другой взрослый это отменяет, ребенок поймет, что он не сможет устроить с вами «спектакль».

Почему происходит трехлетний кризис

К третьему дню рождения ребенок повзрослеет. Это время, когда в его мире будут преобладать фантазия и яркое воображение:

Маленькие исследователи

Ребенок исследует все вокруг себя относительно автономно. Ему любопытно знать, почему все происходит, и когда он сталкивается с какими-то вопросами, ответы должны быть аргументированы простым, понятным и логичным образом, чтобы он научился диалогу.

Анатомические половые различия

Этом возрасте у ребенка начинается то, что Зигмунд Фрейд называл «фаллической стадией», на которой он обнаруживает свои гениталии и связанные с ними ощущения, поэтому для них обычным явлением является прикосновение и открытое исследование друг друга. Это ключ к различию между полами и открытию связанных полов и ролей. Его интерес к тому, что отличает его от детей противоположного пола, мотивирован исключительно любопытством, и когда ребенок удовлетворен исследованием, то и девочки, и мальчики часто забывают об этом предмете.

Аффективные отношения

Ребенок уже взаимодействует со своими братьями, сестрами и другими людьми в семье и на улице, которые становятся товарищами по играм, если они того же возраста. Таким образом, расширяется первичный аффективный круг ребенка. Они открыто выражают привязанность. Их легко разлучить с родителями. Они могут идентифицировать человека как мальчика или девочку. Но они до сих пор не до конца понимают разницу между полами.
КреативностьФантастическая деятельность посредством рассказывания историй или чтения историй способствует развитию их мышления. Это нормально, что иногда малыши путают реальность с фантазией.
ЭгоцентризмРебенок воспринимает мир только своими глазами. Он еще не может поставить себя на место других, и эта перспектива приобретается постепенно в процессе когнитивного созревания.

Социализация и эмоциональные достижения

Этот этап способствует развитию социальных отношений. Они ведут себя более независимо. Кроме того, новые фигуры взрослых, координирующих сосуществование детей в садах, подталкивают их к следованию первым социальным нормам. Дети уже готовы обсуждать решения конфликтов. Заинтересованы в новых впечатлениях. Взаимодействуют с другими детьми. Играют в «дочки-матери» и все более изобретательны в фантазийных играх. Но часто не могут отличить фантазию от реальности. Они видят себя как целостную личность, включающую тело, разум и чувства.

Мышление и рассуждение (когнитивное развитие)

Они знают имя, возраст и пол. Они следуют инструкциям из 2–3 шагов, например «возьмите куклу и положите ее на кровать рядом с плюшевым мишкой». Они понимают понятие «двое». Они запоминают серию чисел вместо того, чтобы считать. То же самое и с алфавитом. Ребенок может произносить буквы по памяти, но может не узнавать написанное отдельно от других. Им нравится собирать пазлы и кубики, состоящие из 3 или 4 частей. Умеют классифицировать предметы по форме и цвету. У них активное воображение и богатая фантазия. Например, они могут представить, что их игрушки или мягкие игрушки могут разговаривать и играть с ними.

Развитие языка

Они быстро учат новые слова. Большинство из них распознают и могут назвать общие объекты. Они используют слова во множественном числе, используют местоимения (я, ты, мой, мы, они) и используют полные предложения из 4–5 слов. Часто спрашивают «почему» и «что». Они понимают большую часть того, что слышат. Но до сих пор не могут полностью выразить свои чувства словами.

Контроль над физиологическими потребностями

Им интересно научиться ходить в туалет. Многие остаются сухими, когда бодрствуют. Ребенка не следует ругать, если приучение к туалету откладывается или из-за незначительных несчастных случаев, поскольку он может чувствовать разочарование и неуверенность.

«Я не хочу!», «Мне!», «Мое!»

Они понимают понятие «мое» и «твое». Иногда им может быть трудно делиться игрушками или конфликтовать, играя с другими. Это не эгоизм или дурной характер, ребенок ищет пределы его воли. Родители должны установить эти ограничения, даже если это может означать истерику.

Всегда ли проблемы в семье сигнализируют о кризисе среднего возраста?

Как известно, где тонко, там и рвется. Если, к примеру, семья уже выполнила свою роль — дети выросли, супруги больше напоминают друзей, — эмоциональные отношения между ними могут ослабеть, что может привести к возникновению желания завести отношения на стороне.

Относится ли это к кризису среднего возраста? Вопрос спорный. Бывает, что люди встретились, поженились, все задуманное в рамках семьи реализовали, а дальше возникает ощущение, что чего-то не хватает. И может быть предпринята попытка создать другую семью. Однако если мы доподлинно не знаем, как люди встретились и почему они поженились, совсем не осмотрительно привязывать их расставание к кризису среднего возраста. Бывает так, что отношения между людьми такие, что развод — это логическое завершение их отношений.

Как пережить кризис 3 лет у ребенка

Советы родителям от психолога, как вести себя с ребенком в кризисе трех лет:

  1. Запастись терпением. Не стоит пытаться во время истерики давить на малыша, кричать на него и угрожать наказанием. Эти действия могут дать обратный эффект: чем больше ребенок ощущает препятствий, тем интенсивнее он с ними борется.
  2. Договариваться. Например, зная, что ребенок может закатить истерику в магазине, договориться купить для него что-то одно, при этом сказать, что если он начинает капризничать, то из магазина придется выйти. И обязательно выполнять эти условия. Если все прошло удачно, то нужно похвалить малыша за достойное поведение.
  3. Устанавливать границы. Малыш должен четко знать, что ему можно, а что – нельзя. При этом нельзя отменять запрет из-за того, что ребенок заплакал. Лучше после того, как он успокоится, поговорить с ним о том, что произошло. Также успокоиться малышу помогает самостоятельное проговаривание сложившейся ситуации.
  4. Ограничить употребление слова «нельзя». Чем больше ребенку запрещается, тем больше ему хочется попробовать и проверить. В результате малыш будет протестовать и отстаивать свои права. В период кризиса трех лет разумно запрещать делать только то, что:
  • вредит здоровью самого ребенка;
  • угрожает другим людям или животным;
  • приводит к порче действительно ценного имущества.

Давать ребенку больше самостоятельности. Пусть он сам проверит: холодно ли на улице зимой в сандалиях? На то, чтобы он вышел на улицу и понял, что замерз, потратится в разы меньше времени и нервов, чем на то, чтобы уговорить трехлетку надеть не сандалии, а валенки. Быть последовательными. Обязательно выполнять свои обещания – как позитивные, так и негативные. Кроха должен знать: если мама сказала, что после садика предстоит прогулка во дворе, то она должна состояться; а если сообщила, что не даст сладкого, если не съест суп, то сладкого он действительно не получит. Нельзя ребенку что-то запретить, а через несколько минут – разрешить, и наоборот. Называть чувства ребенка. Это приводит к осознанию им своего состояния. Сообщать ему «ты сейчас злишься, потому что…», «ты обиделся, потому что…». К концу кризиса ребенок вместо истерики сам научится говорить «я расстроился, потому что у меня не получилось собрать дорогу для машинки». Снимать психическое напряжение. Для этого отлично подходит рисование, игры с песком, лепка из пластилина и теста, игры с водой. После ссоры с ребенком, когда он уже успокоился, обязательно нужно восстановить с ним связь. Обнять, сказать, какой он хороший и любимый, погладить и приласкать

Это важно для поддержания эмоционального контакта с ребенком в будущем

Рекомендации от Комаровского

Популярный доктор дает три совета родителям о том, как пережить кризис 3 лет у ребенка.

  • Как можно меньше запретов. Слово «нельзя» нужно произносить только в том случае, если это действительно критично для ребенка или других людей. Иначе оно перестанет восприниматься как сигнал об опасности, ребенок перестанет его выполнять. И это может привести к беде.
  • Единство системы воспитания. Все взрослые члены семьи обязательно должны договориться о правилах, чтобы малыш не имел возможности получив запрет от одного из них, уговорить на разрешение другого. Если сладкое нельзя есть до обеда, то никто не должен этого позволять: ни папа, ни мама, ни бабушка.
  • Постоянство правил. Ребенок должен знать, что правила работают всегда, каждый день. Если сегодня малышу разрешили не прибирать игрушки перед сном, то завтра уговорить его это сделать будет крайне проблематично.

Доктор Комаровский также считает, что кризис 3 лет – это нормальный период в развитии малыша, в который родители должны знать, как с ним справиться и помочь повзрослеть.

3 правила от доктора Комаровского

Пути преодоления

А теперь – немного конкретики. Как вести себя родителям, чтобы кризис трёх лет у их ребёнка прошёл безболезненно и продуктивно.

  1. Осознайте и примите взросление вашего малютки, как свершившийся факт. Чем раньше вы это сделаете, тем эффективнее сможете контролировать сам процесс становления личности ребёнка.
  2. Не пытайтесь переломить карапуза. Твёрдость проявляйте только в тех ситуациях, которые, действительно, по-другому решить нельзя. Если же возможны варианты, и они устраивают вас в равной степени, предлагайте крохе выбрать из нескольких тот, который будет приемлемым для него.
  3. Помните о правах маленького человека.
  4. Не ущемляйте его гордость.

  5. Чётко установите границы дозволенного. Ребёнок должен знать все табу, которые ни в коем случае нарушать нельзя.
  6. Всячески поощряйте стремление карапуза к самостоятельности. Иначе, как он приобретёт необходимые ему в жизни навыки? Это касается одевания-раздевания, еды, купания и др.
  7. Давайте малышу различные «взрослые» поручения. Так он будет чувствовать себя нужным и значимым. А ещё, таким образом, вы разовьёте в нём обязательность и чувство ответственности.
  8. Хвалите кроху, если он того заслужил.

  9. Не бойтесь показать, что вы расстроены, а главное, объяснить, что именно в поведении малютки вас огорчает.
  10. В общении с малышом используйте преимущественно просьбы и советы, а не приказы.
  11. Помните, что в 3 года ребёнка довольно легко отвлечь игрой от чего бы то ни было. Пользуйтесь этим приёмом в особо бурные моменты. А уроки хорошего тона будете преподавать крохе в более благоприятное время.

Уделяйте ребёнку достаточно своего внимания, любите кроху настоящей родительской любовью – нежной и мудрой

Не думайте, что только вам тяжело в это время. Ребёнку тоже ведь приходится несладко. И он должен быть уверен, что в вашем лице всегда найдёт поддержку. Если кроха поймёт, что родители его понимают и готовы всячески ему содействовать, его растерянность, порождающая раздражение и агрессию, постепенно растворится, как утренний туман.

Любите своё чадо не безумной и слепой любовью, а искренней и мудрой. Любовью родительской – верной и нежной, но где-то и требовательной, и строгой. Только так вы сможете найти золотую середину, и воспитать в вашем ребёнке Личность.

Последствия

Каковы же симптомы, как меняется поведение детей 3 лет?

Симптомы, характеризующие кризис, проявляются у многих детей дошкольного возраста. Излишнее упрямство, отрицание всего – вот свидетельство начала этого сложного этапа. Кризис не посещает ребенка в четко обозначенные сроки, приступы могут начаться и задолго до трехлетнего возраста или же по истечении его, перед началом школьного периода. Все зависит от личных особенностей развития ребенка.


Что такое кризис

О начале кризиса трех лет свидетельствует следующее поведение:

  • ребенок становится истеричным, даже без особой причины;
  • совместные посещения магазинов становятся несносными, он постоянно требует купить что-нибудь для себя. В противном случае, родителей ждет «показательное выступление» с рыданиями и катаниями по полу;
  • постоянно пытается перейти границу дозволенного, проверить реакцию взрослых, не реагирует на запреты или просьбы, понятия «нельзя» для него не существует;
  • на прогулке может убежать в противоположное направление движения и спрятаться;
  • отвечает на все предложения негативно, ему все не нравится, он не желает подчиняться;
  • пытается самостоятельно одеться, поесть, но столкнувшись с трудностями или препятствиями, закатывает истерику;
  • попытки поговорить с ребенком не заканчиваются положительным результатом, он в любом случае все делает по-своему.

Рекомендации и наблюдения родителей

  • Постоянная ругань с ребенком и попытки им командовать приведут только к тому, что он окончательно в вас разочаруется. Не срывайтесь по пустякам и не преувеличивайте трагизм ситуации, видя испачканную после прогулки футболку или разбитую кружку. Всегда лучше показать, что большая часть возникающих проблем решаема, а не формировать у ребенка постоянное чувство вины, которое будет мешать ему во взрослой жизни, источая негатив из-за каждого его промаха.
  • Используйте игровые элементы для разрешения спорных ситуаций. Если дочка не хочет завтракать, принесите куклу, которая голодна и которую нужно покормить с ложечки, а когда ребенок отказывается идти в постель, на помощь придет плюшевый мишка, отказывающийся засыпать без своего любимого хозяина.
  • Старайтесь хвалить ребенка при любой возможности, даже если вам вовремя убранная кукла или не пролитый компот кажется мелочью. Сосредоточившись на негативных ситуациях и называя ребенка дурачком или растяпой при любой ошибке вы безнадежно испортите его характер, лучше отмечать хорошее и предлагать свою помощь, чтобы вместе достигать еще лучших результатов.
  • Не продлевайте малышу трудный возраст неправильно выбранной тактикой поведения. Родители часто начинают сравнивать успехи и неудачи своего малыша с другими знакомыми ему детьми, обычно не в пользу ребенка. Это формирует чувство неполноценности и негативное отношение к сверстникам. Сравнение поступков малыша можно проводить только с его же поведением ранее.

Причины

Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3 лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать свои желания и эмоция вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые: есть то, что едят они, сидеть допоздна за телевизором, ругаться нехорошими словами. Каждое действие в рамках этого маленького домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.

Однако кризис 3 лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым — бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглаженно и практически незаметно.

Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.

Авторитарный стиль воспитания

Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.

Гиперопека

Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.

Социум

Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.

Внутрисемейные отношения

Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.

А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.

Темперамент

Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.

Состояние здоровья

У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.

Часто одной из основных причин кризиса 3 лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, кого определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.

Когда требуется помощь психолога

Если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля и уже не уверены, что способны сами справиться с этим кризисом – не стоит ждать, пора обращаться за помощью и для вас в том числе.

Cтоит поговорить с психологом, если:

  • Вы часто сердитесь или теряете контроль, когда реагируете на истерику.
  • Истерики вызывают много плохих чувств и мыслей между вами и вашим ребенком.
  • У вас есть вопросы о том, что вы делаете или что делает ваш ребенок.
  • Истерики становятся более частыми, интенсивными или длятся дольше.
  • Ваш ребенок часто причиняет вред себе или другим.
  • Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомыми людьми.
  • Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним питомцам, драчливость, намеренная порча игрушек, одежды.
  • Повышенная активность. Неусидчивость, неумение сосредоточится, стремление постоянно двигаться, производить шум.
  • Медленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.

Найдите способы помочь своему ребенку «попрактиковаться» в самоконтроле.

Ежедневно бывает много моментов, когда вы можете научить своего ребенка этому навыку. Например, игры, требующие очередности, отлично подходят для тренировки ожидания и обмена мнениями.

Каждый ребенок выражает трехлетний кризис по-своему, некоторые более интенсивно, чем другие. Что мы должны знать, так это то, что это нормальный период и значительный психологический рост. Взрослые должны опробовать методы, которые наиболее эффективны в каждом конкретном случае, чтобы справиться с этим. В противном случае то, что было временными проявлениями кризиса, можно определить как психологические характеристики с тенденцией к стабильности, и это подорвало бы психологическое благополучие наших детей и всей семьи.

Кризис 3 лет – как вести себя с ребенком

Перемены в поведении ребенка, причем порой очень большие, нередко вызывают недоумение у пап и мам

Очень важно не реагировать на них жестко, постоянно наказывая кроху. В подобной ситуации необходимо понять, что это нормальное развитие ребенка в 3 года

Возрастные кризисы затрагивают всех психически здоровых детей, вот только иногда они протекают практически незаметно, а иногда, наоборот, длятся очень долго и проходят тяжело, доставляя немало страданий малышу. В этот период основная задача родителей поддержать своего кроху и помочь ему максимально безболезненно его преодолеть.

Предоставьте ребенку свободу выбора

Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к э тому еще не готовы

Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее

Например, если ребенок изъявляет желание одеваться самостоятельно, пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше.

Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т.д. Неплохо работает прием переключения внимания. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребенку выбрать одежду, в которой он поедет в гости

В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда, и он не будет думать ехать ему с вами или нет

Некоторые родители используют стремление ребенка противоречить, себе на пользу. Например, планируя покормить малыша, предлагают ему отказаться от обеда. В свою очередь, кроха, стремясь возразить, захочет поесть. Однако в эстетичности использования такого метода достижения целей можно усомниться. Ведь, по сути, вы манипулируете своим малышом и постоянно его обманываете. Разве такое воспитание можно назвать приемлемым?

Дайте малышу почувствовать себя самостоятельным

Всегда кризис трех лет у ребенка проявляется возросшей самостоятельностью. Малыш пытается все делать сам, даже не смотря на то, что его возможности далеко не всегда соответствуют его желаниям. Родителям необходимо отнестись с пониманием к подобным стремлениям.

Постарайтесь проявлять больше гибкости в воспитании, не бойтесь несколько расширить обязанности и права крохи, дайте почувствовать ему самостоятельность, конечно, только в разумных пределах, определенные границы, все же, должны существовать. Просите иногда его о помощи или давайте какие-то простые поручения. Если вы видите, что кроха пытается что-то сделать сам, но не может с этим справиться, ненавязчиво помогите ему.

Научитесь справляться с истериками ребенка

В связи с кризисом, истерики у ребенка 3 лет – очень частое явление. Многие родители просто не знают, что делать и как вести себя в подобных ситуациях. Не обращать внимания, жалеть, выполнять капризы или наказать разбушевавшееся дитя. В данной ситуации единого совета, который бы подошел абсолютно всем, к сожалению, дать невозможно. Родители сами должны выбрать правильную линию поведения или стратегию борьбы. Ну а подробней о том, как можно справиться с детскими истериками вы можете прочитать в одной из наших статей.

Научитесь отказывать

Отказывать своему любимому малютки могут далеко не все родители. Тем не менее, уметь говорить четкое «Нет» — необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребенок должен о них знать.

Особенность возраста у детей

Немецкий психолог и физиолог Вильгельм Прейер, первый обратил внимание на отличие психологии человека по возрастам. Книга «Душа ребенка», изданная в 1882 г., изменила понимание явления. Даже у маленького ребенка в организме протекает множество процессов, способные повлиять на его поведение, настроение

Даже у маленького ребенка в организме протекает множество процессов, способные повлиять на его поведение, настроение.

Зачастую, у детей одного возраста есть совпадающие черты. В этот период дитя начинает проверять рамки дозволенного, пробуется на роль старшего, активно общается, выражает потребности. Жизнь изменяется: он социализируется, обретает больше навыков общения с разными людьми. Многое, определяет посещение детского сада и прогулки во дворе. Общение со сверстниками может протекать трудно: крики, слезы, драка за игрушки. Но это предсказуемые и неизбежные трудности. Задача родителей ― контролировать, как будет проходить контакт с другими детьми, направлять, учить нормам.

Уже сейчас с ребенком нужно вести взрослый диалог. Общайтесь, как со взрослым. В этом возрасте дети становятся любопытны ― тело позволяет изучать мир, не как наблюдатель, а активный участник. Сложность в том, что ребенок плохо понимает, что представляет опасность. Задача родителей ― стать бдительнее, уберите в помещении возможные угрозы. Конечно, исключить все невозможно. Объясняете малышу, почему какие-то предметы нельзя трогать.

Как реагировать на кризис у ребенка?

Проявление кризиса трех лет в период раннего детства: симптомы упрямства

Одним из ярких проявлений кризиса у 3-летнего ребенка является упрямство. В данном случае под упрямством подразумевается следование собственным решениям. Ребенок на предложение матери встать с кровати утром говорит «Нет, не встану!» Это может быть его действительным желанием (поваляться) либо проявлением того самого негативизма, о котором мы говорили: уж и собирался вставать, да мама помешала, сказала: «Вставай!»

Полежав немного, ребенок уже соскучился и сам бы хотел встать, но тут может подключиться то самое упрямство. Сказал же, что не встанет, теперь поздно обратный ход давать! Здесь поведение ребенка — это уже не реакция на предложение мамы встать, а результат его собственного высказанного решения — не вставать. Отказаться от собственного решения — значит потерять лицо, в каком-то смысле потерять себя, свою самостоятельность, ведь у ребенка так мало способов почувствовать себя отдельным и самостоятельным. А начни вот так отказываться от собственных решений, так и вовсе потеряешь себя! Так примерно переживает малыш, хотя, конечно, так он не способен рассуждать.

Нужно понимать, что для ребенка в период кризиса трех лет такой симптом, как упрямство, — это результат сложных психологических процессов, имеющих в конечном итоге позитивное наполнение: он отстаивает свои интересы, свое мнение. Пусть пока и неуклюже, но отстаивает. Нелепо сердиться на ребенка за то, что требования еще незрелые, но сам процесс вполне уместен и в возрасте 3 лет, и в будущем. Наверное, мало кто хотел бы воспитать ребенка, не умеющего отстаивать свое мнение, подчиняющегося только чужому. В таком случае давайте с пониманием отнесемся к первым, пусть и абсурдным, попыткам сделать это. Преодолевая кризис трех лет в период раннего детства, когда у вас возникнет импульс жестко пресечь упрямство ребенка, дабы показать ему, кто в доме хозяин, подумайте, действительно ли покорность — то самое качество, которое вы желали бы видеть у ребенка в будущем?

Дайте возможность ребенку делать самому те вещи, которые безопасны для его здоровья. Многие родители на это возражают, что у ребенка же не получается, и он в результате злится. Но даже если ребенок злится или расстраивается, это не должно быть сигналом вам, чтобы вмешиваться в его деятельность, предоставьте ему свободу до тех пор, пока он не попросит вас о помощи.

В ходе того как проявляется кризис трех лет у ребенка, родители сталкиваются с двумя принципиальными трудностями. Во-первых, ребенок все делает долго, не всегда есть время и терпение его ждать. И все же, чтобы не осложнять отношений с ребенком и, главное, чтобы его первые акты воли к самостоятельности, независимости имели необходимую поддержку, нужно найти возможность предоставить ребенку свободу действий. Настройтесь на то, что на обычные действия теперь ребенку требуется больше времени. Для примера возьмем одевание. Просто выдайте ребенку одежду на 15 минут раньше с учетом того, что он будет пробовать натягивать ее сам. Понятно, что малыш потратит минут десять, чтобы обуть ботиночки, а вы это сделаете за него за 30 секунд. Все, что вам нужно сделать, — это выдать ботинки на 10 минут раньше. В тот момент, когда ребенок пробует свои силы в новых для него вещах, просто не стоит пристально и критически за ним наблюдать (получается у него, не получается и правильно ли получается), займитесь своими делами.

Второе затруднение, которое возникает при первых самостоятельных действиях, — результат этих самых действий. Криво застегнутые вещи, сапоги, обутые не на ту ногу, размазанная по столу еда — все это может раздражать родителей и побуждать их вмешиваться. Поверьте, застегнутые на кофте пуговки — это уже победа для ребенка, это результат его усилий (и часто продолжительных). Чтобы безболезненно преодолеть кризис 3-х лет, нельзя мешать ребенку одерживать такие вот победы только потому, что оделся он в результате криво и косо.

Что влияет на развитие кризиса?

Внешние факторы могут повлиять на возникновениекризиса у ребенка. Психологиявыделяет следующие причиныкризиса 3 лет у ребенка, влияющие на нормальное формирование личности:

  1. Психические, физические патологии. Наличие заболевания затрудняет нормальное развитие психики. Кризисы наступают позднее положенного возраста, протекают сложнее, острее. Дети с аномалиями развития застревают в переломной фазе. В этом случае обязательна совместная работа родителей, психолога и дефектолога, которая компенсирует действие патологии.
  2. Генетическая склонность. Некоторые особенности характера проявляются только при определенных обстоятельствах, которые способствуют развитию паттернов поведения, передающихся по наследству. Если родители малыша с трудом преодолели собственный кризис, не смогли обрести нужные навыки, ребенку сложно переломить семейный сценарий.
  3. Авторитарное воспитание. Подавляющие агрессивные родители — дополнительный фактор стресса, мешающиймалышу стать самостоятельным.
  4. Неблагоприятная социальная обстановка. Иногда при благополучной ситуации в семье внешние обстоятельства перевешивают, влияют на личность ребенка. Например, грубая, излишне строгая воспитательница в детском саду. Она —значимый взрослый и может поведением нанести малышу психологическую травму.

Воздействие факторов, влияющих на развитие личности, можно минимизировать, компенсировать. Для этого потребуется приложить больше усилий, чем в благоприятной ситуации.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий