Методика раннего развития Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы

Польза обучения по системе Монтессори для детей

Основной положительный момент, которым характеризуются Монтессори занятия – это подготовка ребенка к реальной жизни. В отличие от других групп, где детей помещают в искусственные условия, здесь все происходит «по-настоящему». Монтессори классы способствуют развитию у малышей навыков, которые при других обстоятельствах сформировались бы у них намного позднее. Столь раннее развитие у воспитанников разных умений приводит к тому, что в будущем навыки превращаются в полезные привычки. Исследования показали, что такие дети более ответственны, самостоятельны, уважительны по отношению к окружающим, организованны, инициативны и любознательны.

Как организовать развивающую среду по методике Монтессори. Организация пространства

Игровая комната должна разделяться на несколько зон. Все пособия изготовлены в одном экземпляре, чтобы каждый ребёнок занимался самостоятельно и учился договариваться с товарищами об очерёдности использования дидактического материала. После занятия всё раскладывается по местам.

Зона математики

Математика по методу Монтессори должна неразрывно связываться с сенсорикой. Поэтому цифры и другие пособия сделаны из материалов, которые можно попробовать на ощупь.

Зона сенсорного воспитания

Наполнена предметами разнообразных форм, размеров, цветов, веса

Все они призваны развивать слух, зрение, обоняние, память, внимание

Зона речевого развития

Тут присутствуют кубики с картинками и буквами, прописи, вкладыши, подвижные азбуки, помогающие детям освоить азы писания и чтения.

Зона космоса и естествознания

В этой части комнаты ребёнок знакомится с окружающей средой – животными, растениями, странами, планетами – и проводит простейшие эксперименты.

Зона практики и реальной жизни

Обучение бытовым навыкам происходит с помощью веника, совка, ниток, иголок и пуговиц, шнурков, посуды и прочих атрибутов, способных научить ухаживать за собой.

Самостоятельность

Помимо свободы, Монтессори делает большой акцент на самостоятельности и призывает дать детям возможность делать самостоятельно все то, что им по силам:

Когда ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождаются, что дает ему не только автономию от родителей и взрослых, но и возможность самостоятельного познания мира.

Развивающая Монтессори-среда, в том числе направлена на развитие самостоятельности через действия:

  • По самообслуживанию (например, одеться, покушать или принести себе воду для рисования);
  • Личную гигиену и туалет;
  • Поддержание чистоты и порядка и т.д.

Весь Монтессори-материал («игрушки Монтессори») предназначен для самостоятельного использования.

Монтессори-материал

Часть Монтессори-материала вы могли видеть уже выше в разделе Монтессори-среда.

Дидактический материал Монтессори создавался не на пустом месте, частично это наработки уже известного на протяжении 200 лет «Даров Фребеля» (Фребель — немецкий педагог, основатель первого детского сада в 1836 году), частично это методики Сегена и Итара. Монтессори дорабатывает их материал, а также создает свой собственный.

Материал выполняется преимущественно из дерева и других природных материалов. На каждую группу выделяется по одному-два экземпляра каждого вида Монтессори-материала, что может вызывать у детей некое негодование. Детям не разрешается мешать другому ребенку, который уже действует с набором, и поэтому приходиться ждать, когда он освободиться (но ребенок как правило не ждет, а берет другой набор). По завершению действий с набором, ребенок должен самостоятельно сложить его и отнести на полку, лишь после этого набор доступен другим детям. Так Монтессори-среда вырабатывает в детях терпение, дисциплину и чувство личных границ других людей.

Особенность Монтессори-материала — это заложенная функция контроля при действиях с инструментом, когда ребенок сам видит свои ошибки. Это важный элемент в данной системе. Например, Блок с цилиндрами. Если ребенок неправильно расположит цилиндры местами, то некоторые будут слишком глубоко в отверстии, а некоторые будут возвышать над уровнем границы.

Принцип Монтессори-материалов частично можно перенести в домашние условия на многие предметы обихода (но в них не будет функции контроля): банки с крышками, коробки, застежки, прищепки, различные дары природы (камешки, песок, желуди), продукты (крупы, макароны, бобы) и так далее. Все это доступно ребенку дома, при должном подходе родителей.

Стоит также учитывать, что в Монтессори-среде весь материал располагается на стеллажах и комодах открытого типа, не выше уровня глаз ребенка, чтобы он мог спокойно и в любое время подходить и брать его.

Личный опыт

В моем арсенале великое множество различных педагогических материалов, созданных по методике Марии Монтессори

Это была вторая методика, которой я уделила пристальное внимание в воспитании дочери. Тем более, что игры с вкладышами были довольно занимательны. Когда мне удавалось подключить мышление дочери к игре, то сама игра сопровождалась глубоким мыслительным процессом, в котором мой ребенок находил глубокое удовлетворение

Когда мне удавалось подключить мышление дочери к игре, то сама игра сопровождалась глубоким мыслительным процессом, в котором мой ребенок находил глубокое удовлетворение.

Я уделяла большое значение развивающим книгам, где знакомили ребенка с миром флоры и фауны или рассказывали о динозаврах и планетах.

Недавно мы с дочкой увидели на картинке одну птицу и не могли вспомнить ее названия. И тут она мне говорит: «Мама, я знаю, что нам поможет» и побежала в другую комнату, взяла в библиотеке книгу с животными и птицами, принесла ее. Так мы нашли и искомую птичку, и ее название. Я была приятно удивлена. В этот момент, наряду с любознательностью, у нее сработала рассудительное мышление и таким образом нашелся ответ на вопрос.

Когда я объясняю дочери математический счет, я стараюсь не использовать методы бездумного запоминания, а поясняю все на конкретных примерах: «Смотри, я вам дала с Марко по яблоку, сколько их всего? – два. Ты сейчас одно съешь, сколько останется? – одно. А когда Марко доест яблоко, сколько их останется? – ни одного». Детей это здорово забавляет. К тому же так легче объяснить значение «ноль» — это когда чего-то не существует. Его просто нет – «Вы съели яблоки, и их больше не существует»))

В садике, куда ходит Джулия, им недавно рассказали об импрессионизме и о технике его исполнения, показали работы Монэ. А в конце они сами выбрали понравившуюся картину эпохи импрессионизма и нарисовали в этой технике свои работы. После Монэ их познакомили с Кандинским,  выбрали его «Композицию VIII» и научили ребят писать картины геометрическими фигурами. После Кандинского у них по плану Поллак.

Таким образом, ребята понимают, что можно рисовать не только каляки или человечков, можно рисовать мазками, можно рисовать отрывистыми движениями, а можно создать рисунок под линейку из геометрических фигур. Их воображение полностью открыто и задействовано. А картины великих художников приобщают детей к красоте и развивают вкус.

Все эти вещи легко можно реализовать вместе с ребенком в домашних условиях. Для этого вам понадобится Интернет (чтобы показать ребенку работы художников), краски, кисточки и бумага.

Единственное условие любых занятий с ребенком – это чтобы ему это нравилось. Прочь фанатизм и удовлетворение собственных амбиций! На первом месте ребенок и его потребности. Как только малыш заскучал или не проявляет интерес к какой-то игре, сразу же переключайтесь на что-то другое или просто дайте ему время на свободной выбор и самовыражение. А затем попробуйте вновь вернуться к занятиям.

Если в вашем районе находятся развивающие центры по Методике Монтессори вы можете посещать их вместе с малышом. Подобные центры, как правило, предлагают очень удобный график для обучения – вы можете выбрать приходить в центр на час, на два или три часа; можете оставлять ребенка на весь день; можете быть с ним вместе или оставлять его наедине с другими ребятишками.

А можете организовать обучение по Монтессори в домашних условиях, предварительно изучив ее труды.

Книги Марии Монтессори:

  • Дом ребенка
  • Мой метод
  • Монтессори-материал
  • Помоги мне сделать это самому
  • Самовоспитание и самообучение в начальной школе

Влияние методики на детей

Основное влияние методики на детей заключается в развитии самостоятельной, уверенной в своих возможностях личности. Дети Монтессори не воспринимают обучение как тяжелую обязанность, поскольку занятия проводятся без принуждения, критики или грубого вмешательства взрослого. Главный акцент в системе сосредоточен на том, какие потребности испытывает ребенок этой возрастной категории, на его способностях и уникальности каждого.

Обучение по методике Монтессори  предполагает, что ребенок испытывает радость от процесса. Связано это с возможностью изучать то, что ему в данный момент интересно. Организация учебного процесса таким образом помогает ребенку расти уверенным в себе и усваивать увиденное с максимальной эффективностью.

Методика развития Монтессори позволяет ребенку быть самостоятельным, рано получать практические навыки. Даже малыш, обучающийся по этой системе, может одеться без помощи взрослого, накрыть на стол и т. д. Самостоятельность подкрепляется тем, что дети решают, что они хотят узнать сейчас и с кем они будут работать в данный момент. Главным лозунгом методики Монтессори является девиз «Помоги мне сделать это самому».

Развивающая среда

В системе Монтессори предусмотрено зонирование пространства, как уже было упомянуто выше. Это для того, чтобы ребенку легче было ориентироваться и он знал, где что находится. А педагогам легче было поддерживать порядок и контролировать деятельность ребят.

  • Практическая зона предполагает занятия по обучению ребенка обычным бытовым навыкам, так необходимых в повседневной жизни. Это стирка, готовка глажка, уборка и другие.
  • Языковая зона поможет ребенку заговорить и обучиться грамоте и письму. Здесь он найдет все для данной темы. Это и буквы, и азбуки разных видов, книги, кубики, кассы букв и слогов, карточки и другие игры для расширения словарного запаса ребенка, для постановки правильной речи.
  • Математическая зона познакомит ребенка с цифрами, научит считать, поможет изучить геометрические фигуры.
  • Сенсорная зона направлена на развитие мелкой моторики рук ребенка и тактильные ощущения. Здесь можно найти такой дидактический материал: различные крышечки, крупы, сенсорные коробки и карточки.
  • Космическая зона расскажет о загадках галактики и вселенной, о природных явлениях, планетах, о свойствах природных материалов. Здесь: карты, глобусы, миниатюра солнечной системы.

Цели занятий по методу Монтессори по возрастам

Для того, чтобы понять, что это такое – школа Монтессори, необходимо разобраться в возрастных градациях, установленных автором системы. Доктор Мария делила взросление и развитие ребенка на несколько основных фаз.

В их краткий экскурс входят следующие этапы:

  • С рождения до полутора лет происходят самые быстрые изменения в сознании малыша, он впитывает всю информацию, связанную с простыми формами предметов, звуками, фактурой, движениями рук/ног.
  • С полутора до 6-ти лет он начинает строить себя. Именно в этой стадии развития происходят значительные психологические и физические изменения, формируется личность, приобретается независимость.

Мнение эксперта
Берковская Алина Максимовна
Практикующий детский психолог

После домашнего воспитания дети приходят в группу с разными признаками девиантного поведения. Его можно откорректировать и сделать личность ребенка гармоничной с помощью методики Монтессори.

Причинами ненормального поведения становятся недостаточная интеллектуальная нагрузка и отсутствие конструктивной спонтанной деятельности. Из-за этого возникают:

скука и лень;

зависть и ложь;

агрессия и жестокость;

страхи и капризы;

невнимательность и проблемы с координацией движений;

эгоизм и стремление обратить на себя внимание, например, поднимать шум;

воровство и вспышки гнева.

Монтессори считала, что избавиться от существующих отклонений помогут самостоятельные занятия в условиях подготовленной развивающей среды. У детей выработается концентрация внимания, которая позже перейдет в способность глубокой сосредоточенности. Только таким образом поведение ребенка нормализуется, и он станет гармоничной личностью.

Возраст

Для того, чтобы начинать подобные занятия со своим малышом, вы должны быть сами готовы к таким занятиям.

Если вы решили, что уже пора, то можете начинать с момента, когда ваш ребенок начинает ползать. Постепенно вводите в его жизнь Монтессори  — материалы, и проводите небольшие занятия по несколько минуток в день. Дальше малыш растет и развивается, соответственно и материалы вы должны менять, они должны соответствовать его развитию.

Для каждого возраста свои игры и занятия, например для возраста от 2,5 до 3,5 лет можете создать Монтессори — среду у себя дома своими руками, об этом подробно рассказано здесь.

Какие занятия проводить с ребенком и какие материалы должны находиться в каждой из зон можете узнать тут.

Развивающая среда

Правильно организованная среда – ключевой момент, без него сама образовательная система не сможет функционировать.

Именно окружающая действительность способствует самостоятельному развитию ребёнка через задействование всех органов чувств.

Тем родителям, которые решили создать аналогичную развивающую среду у себя дома, может быть полезна информация о том, как делать монтессори-материалы своими руками.

Также активным мамам и папам следует обязательно прочитать, как можно сделать бизиборд своими руками в домашних условиях.

Основные правила организации среды выглядят следующим образом:

Столы и стулья, прочее оборудование необходимо подбирать под детский возраст и рост, поскольку ребёнок должен сам переставлять мебель под собственные нужды. От воспитателя лишь требуется сказать, что делать это нужно тихо. Помещение для занятий должно быть просторным, светлым, со свободным доступом свежего воздуха. Педагогам и родителям необходимо продумать оптимальное освещение, обеспечить присутствие дневного света. Отделка стен должна быть спокойной, чтобы не отвлекать детей от непосредственной работы

Монтессори рекомендовала включать в интерьер хрупкие вещи, чтобы ребёнок скорее научился пользоваться ими и осознал их ценность

Важно обеспечить свободный доступ к воде. Множество занятий построены на использовании воды: например, её переливание из ёмкости в ёмкость

Кроме того, самостоятельное обучение гигиеническим навыкам предполагает установку раковин и унитазов на доступной высоте. Учебные материалы необходимо располагать на уровне детских глаз, чтобы ребёнок смог с ними работать без помощи воспитателя. Все пособия должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учитывали потребности своих одногруппников.

Важное правило применения пособий – работает с ними тот, кто первым взял. Таким образом можно ненавязчиво воспитывать в детях умение договариваться, обмениваться и взаимодействовать

Ключевые характеристики методики

Очевидно, что взрослые должны создать такую окружающую среду, чтобы ребенок мог самостоятельно развиваться. Ключевые характеристики методики Монтессори следующие:

  • ребенок вправе сам определяться с тем, что хочет делать;
  • модель образования – обучение через открытие, то есть ребенок познает мир не из рассказов педагога, а с помощью самостоятельного изучения материалов;
  • в одной группе могут находиться дети разных возрастов;
  • учебный материал, предоставляемый детям, разработан автором методики;
  • обычно на занятие отводится около трех часов;
  • хотя кажется, что роль учителя заключается в пассивном наблюдении, заниматься образованием по методике Монтессори может только специально обученный человек.

Уникальность системы Монтессори

Уникальность методики состоит в том, что для учеников создают комфортную среду, в которой они чувствовали бы себя главными. Мария Монтессори утверждала, что родитель и взрослый во время воспитания должен занять позицию внимательного и понимающего человека, а не стремиться к тому, чтобы стать воспитателем, постоянно корректирующим действия.

Ни в одной другой методике ученикам не отводится главенствующая роль, а всем процессом обучения управляют взрослые. Вывод Марии был основан на утверждении, согласно которому полноценное саморазвитие является следствием свободы действий. Также она считала, что ребенка не нужно исправлять каждый раз, когда он ошибается. Это необходимо, чтобы он мог самостоятельно понять, что он делает не так. Помощь оказывается только в том случае, когда воспитанники сами просят об этом.

Важно! Если в традиционной педагогике воспитатель дает уже готовые знания, то при обучении по методике Монтессори воспитанники сами добывают знания, так как находятся в развивающей среде. Классы Монтессори отличаются еще и отсутствием учебных парт

Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики. Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент

Классы Монтессори отличаются еще и отсутствием учебных парт. Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики. Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент.

Существует всего 3 общеизвестных системы воспитания, похожие на методику Монтессори. Они направлены на развитие самостоятельности детей и подразумевают индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Особенности методики Монтессори

Метод Монтессори побуждает ребенка к самообучению и развитию. Цель этой системы — воспитать самостоятельность, уверенность в себе и уважение к другим. Основное отличие методики от традиционного обучения — предоставление свободы выбора. Благодаря этому он может выбирать то, что ему хочется. Мария Монтессори утверждала, что свобода — это естественно развивающаяся способность выбирать для себя наилучший вариант.

При обучении по этому методу задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать то, что он желает. Это помогает воспитанникам найти свой путь развития, учась на собственных ошибках.

Обратите внимание! Система обучения учитывает сенситивные периоды развития. Особенность таких периодов состоит в том, что каждый из них бывает лишь один раз в жизни

Например, период интенсивного развития речи длится от рождения до 6 лет, поэтому именно в этом возрасте важно помочь ребенку, когда он стремится к общению и расширению словарного запаса

Например, период интенсивного развития речи длится от рождения до 6 лет, поэтому именно в этом возрасте важно помочь ребенку, когда он стремится к общению и расширению словарного запаса

Зона реальной жизни

Особенность методики также заключается в том, что Монтессори-класс делится на несколько зон:

  • Зона реальной жизни. В ней ребенок учится самостоятельно одеваться, рисовать, раскрашивать предметы, мыть и чистить, а также совершать другие действия.
  • Зона сенсорного восприятия нужна для изучения окружающего мира. Ребенок учится различать высоту, цвет, форму, вес и другие характеристики окружающих предметов. Одно из распространенных занятий в этой зоне — выставление на столе цилиндров разного размера по порядку от самого большого до самого маленького.
  • Языковая, географическая и естественно-научные зоны предназначены для умственного развития обучающихся.

Обратите внимание! Существуют и другие зоны, которые нужны для развития определенных навыков. Для двигательных упражнений в Монтессори-классах имеются нарисованные на полу линии, которые служат ориентиром при выполнении упражнений. Каждый воспитанник самостоятельно выбирает конкретный материал, с которым ему хотелось бы работать

Каждый воспитанник самостоятельно выбирает конкретный материал, с которым ему хотелось бы работать.

При обучении по методике Монтессори особое внимание уделяется развитию сенсорных и сенсомоторных способностей, которые лежат в основе умственных способностей. Также используются предметы, которые развивают чувствительность к температуре, барическое чувство и др

Адаптация ребёнка к жизни

Начнём с фундаментальной для системы темы. Научная педагогика рассматривает воспитание как организованный взрослым процесс адаптации ребёнка к человеческой культуре.

Одни философские учения о воспитании основаны на том, что всё заложено в генах, с которыми по большому счёту ничего нельзя поделать. Другие утверждают, что ребёнок — чистый лист, на котором взрослый пишет, что ему вздумается

Эти противоположности объединяет одно: они отказывают маленькому человеку в важности личных усилий. Ошибочно рассматривать процесс взросления как нечто, случающееся по вине неподвластных внешних или внутренних причин. Истина лежит не между этими крайностями, а в совершенно иной плоскости

Истина лежит не между этими крайностями, а в совершенно иной плоскости.

Только сам ребёнок может построить свою личность, и только взрослый может дать всё, что нужно для этого строительства.

Животные приспосабливаются через процессы естественного отбора. Чем меньше индивидуальные качества организма полезны в условиях окружающей среды, тем больше вероятность, что он не оставит похожего на себя потомства. Развитие зависит непосредственно от среды, а не от влияния других представителей вида. Забота и обучение потомства у животных со сложным поведением достаточно важны. Но всё-таки щенок вырастает более-менее собакой. Даже если его с детства воспитывают люди, или он выживает с раннего возраста в одиночку. Сильная сторона биологической адаптации в том, что такой способ взросления сложно сломать. А слабая в том, что жёсткая программа подходит для очень ограниченного спектра условий.

Адаптация человека устроена иначе. Он рождается предельно незрелым и берёт необходимое для взросления не из жёсткой программы инстинкта, а от других людей вокруг него. Дети разных исторических периодов и культур не сильно отличаются друг от друга. Но, достигнув взрослости, каждый из них становится человеком своего времени и места. Мы говорим на разных языках, имеем разные привычки, выносливы и чувствительны к разным вещам. Ни один вид на Земле не способен жить в таких разных условиях, питаться такой разной пищей, так по-разному выживать во всех климатических зонах планеты и даже за её пределами.

Ребёнок признаётся главным действующим лицом собственного развития, а взрослый — главным условием этого развития, образцом культуры, конструктором пространства взросления. Поскольку он способен осознанно и творчески изменять и себя, и мир вокруг, он способен оказать огромное влияние на то, каким создаст себя ребёнок.

Это определяет суть методики Монтессори:

Наблюдение за ребёнком позволяет почерпнуть из его поведения и интереса информацию о том, чем ему лучше помочь.
Врождённым является не результат-инстинкт, а интерес к культуре и развитию, названный человеческими тенденциями.
Понятие сензитивных периодов как механизма адаптации.
Отличие человека в раннем детстве, которое получило название впитывающего разума.
Важность самостоятельности и собственной активности как необходимом условии развития.

Метод детально отвечает на вопрос, что именно может предложить взрослый ребёнку с учётом возраста и индивидуальности. Такие условия развития позволяют наилучшим образом адаптироваться к своей культуре. А повзрослев, внести собственный вклад в развитие человечества.

Недостатки системы развития Монтессори

  • Эта методика базируется только на развитии интеллекта, для гармоничного развития ребёнку необходимы занятия спортом, творчеством, танцами.
  • В методике нет места ролевым играм, а ведь малыш изучает мир через ролевые игры.
  • В оригинальной методике Монтессори не было места для творчества, все материалы направлены на развитие логических, математических способностей. В современных студиях для развития есть зоны для рисования, лепки, аппликации.
  • После демократической системы в таких студиях, детям очень трудно адаптироваться к более строгому распорядку в обычных детских садах или школах.

Самые преданные приверженцы учения Монтессори критикуют современный подход к созданию групп для развития малышей, не достигших трёхлетнего возраста, ведь это противоречит принципу методики — развитию самостоятельности. В оригинальной методике Монтессори нет места для родителей, попытки создавать такие группы типа «Мама и Я» связано с низкой квалификацией педагогов.

Как показывает практика, методика развития Марии Монтессори действительно работает и помогает детишкам лучше адаптироваться в мире. Дети, занимающиеся по этой методике, быстрее осваивают счёт, научаются читать, приобретают многие навыки, которые способствуют быстрой социализации в любом новом обществе. Дети, привыкшие к общению, умеющие делать осознанный самостоятельный выбор, в обычной жизни легко могут принять решение. Однако роль родителей в раннем развитии малыша незаменима, какую бы вы ни выбрали методику, ориентируйтесь только на собственную интуицию, только вы можете понять нравятся ли такие занятия вашему ребёнку и приносят ли они ему пользу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий