Как использовать систему Монтессори в домашних условиях
Родители при желании могут организовать систему Монтессори дома. Для этого потребуется внести некоторые изменения в домашнюю обстановку и режим дня. Первым делом придётся зонировать пространство, подготовив дидактические материалы по разным темам.
Метод Монтессори в домашних условиях предполагает абсолютную добровольность занятий. Ребёнок самостоятельно решает, когда, чем и сколько заниматься. Если мама собралась убирать, то малыш может взять веник в соответствующей зоне и помочь подметать. Поначалу можно попросить помочь, но в дальнейшем он должен проявлять инициативу сам.
Занятия с малышами до 1 года
Нужно применять деятельность, связанную с сенсорными ощущениями, используя яркие игрушки. Они должны быть разными – мягкие, твёрдые, гладкие, шершавые и т. д.
Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет
После первого годика занятия усложняются упражнениями на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия. Помогут баночки и флакончики с насыпанными внутрь крупами или поиски в тазу с песком спрятанных игрушек.
Занятия родителей и детей от 2 до 3 лет
Пришло время осваивать операции с лоскутами, камушками, верёвочками, заниматься нарезкой пазлов из картинок, сортированием предметов по определённым признакам.
Метод для детей от 3 до 6 лет
Ребёнку даются полноправные права члена семьи с соответствующим кругом обязанностей – полив цветов, уборка дома, уход за собой. Кроме этого малышу понравится рисовать, музицировать, учить буквы и считать.
Человеческие тенденции
Строго говоря, установившееся в русском языке название этого понятия, не совсем точно. Английское tendency обозначает склонность, стремление, и гораздо ближе к понятию «потребность», чем к «тенденция». Но термин уже стал общеупотребительным в литературе, поэтому использую его.
Вместо желания реализовать инстинкт, человеческий детёныш рождается с желанием человеческого:
- ещё не умея общаться, жаждет общаться, нуждается в причастности к себе подобным не меньше, чем в пище;
- имея крайне ограниченные возможности мозга, жаждет познавать, мыслить и понимать, упорядочивать и разбираться в происходящем вокруг;
- почти не владея собственным телом, уже хочет совершенствовать себя и свои возможности, движения, хочет и получает удовольствие от использования собственного тела для исследования мира;
- обладает мощными способностями к абстрагированию и воображению, тягой к восприятию и созданию прекрасного, потребностью к смыслопорождению.
В разные периоды жизни человек по-разному, на доступном для себя уровне удовлетворяет эти потребности-тенденции. Они являются мотивационной первоосновой развития, собственной активности, самосозидания и самосовершенствования. Ниточки желаний направляют активность ребёнка. Чем больше он действует, тем большему научается. Новые возможности позволяют по-новому следовать за своим интересом, желания рождают действия, а действия — умения, знания, привычки, саму личность.
Взрослый в состоянии самостоятельно позаботиться о воплощении тенденций и способен ради этого изменять мир вокруг. А ребёнок нуждается в грамотном сопровождении, подготовленной среде, хотя и он реализует их исключительно в собственной активности.
Методика детского развития Монтессори использует столетний опыт собственной практики и все достижения психологии и физиологии, касающиеся развития ребёнка. Метод даёт эти знания взрослому, чтобы он смог спроектировать предельно полезную обстановку для самосозидающего ребёнка. Здесь есть и методические ориентиры общего характера, и практические советы о том, как реализовать метод Монтессори дома.
Кому подойдёт и не подойдёт метод Монтессори
Монтессори предложила использовать природную детскую любознательность для развития индивидуальных качеств, побуждая познавать мир и отыскать своё место в нём. Классов и уроков Монтессори не предусматривает.
Не следует думать, что методика рассчитана исключительно на талантливых детей, а остальные должны учиться из-под палки. Даже самые неуправляемые малыши обычно ведут себя на занятиях адекватно.
Отсутствие дисциплины
Многие родители удивляются, зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс? Но наставник показывает, что и как делается, подбирает дидактические материалы. Кроме этого, даст подсказку в нужный момент. Только на первый взгляд может показаться, что в помещении отсутствует дисциплина. На самом деле процесс находится под полным контролем.
Последующее образование
После Монтессори-группы у детей могут возникнуть некоторые проблемы. Ребёнок привык воспринимать педагога не как авторитетное лицо, а в качестве помощника. К тому же ученику обычной школы трудно понять, почему нельзя передвигаться по классу во время урока.
Что такое сенситивные периоды
Педагог выделила возрастные промежутки, когда детям легче всего приобретать определённые навыки. Если начать делать это слишком рано или опоздать, ребёнку станет неинтересно подобное занятие. Монтессори определила несколько сенситивных периодов.
1—4 года: развитие движениями и действиями. Дети должны активно использовать горки, качалки, лестницы, развивая мышцы и координацию движений. 1,5 года—5,5 лет: восприятие мелких предметов. Для развития мелкой моторики подойдёт использование бусин, фасоли, гороха и т. д. Их можно нанизывать на нитку, перекладывать, сортировать и проводить другие действия. 2,5—6 лет: социальные навыки. Ребёнок учится говорить и общаться с окружающими. Но заставлять его быть вежливым, здороваясь и прощаясь с незнакомцами, вовсе не обязательно.
Методика Монтессори раннего развития от 0 до 6 лет — в чем заключается
Основной принцип методики раннего развития — создание среды, в которой ребенок сможет развиваться. Обучение в возрасте до 6 лет подразумевает следующее:
- Неограниченную физическую активность. Этому способствуют различные упражнения и специально оборудованные места в классе, благодаря которым ребенок раньше и эффективнее осваивает новые движения и учится управлять собственным телом.
- Использование интересных и необычных предметов, которые хочется изучать.
- Прогулки и экскурсии, позволяющие получать новые знания об окружающем мире.
Обратите внимание! Нахождение в специально организованных зонах позволяет привыкнуть к порядку и организованности пространства. Также воспитанники учатся свободно выбирать деятельность
При правильной организации пространства они самостоятельно будут находить интересное для себя занятие. Но, помимо этого, они соблюдают определенные условия, чтобы не ограничивать свободу других обучающихся
Также воспитанники учатся свободно выбирать деятельность. При правильной организации пространства они самостоятельно будут находить интересное для себя занятие. Но, помимо этого, они соблюдают определенные условия, чтобы не ограничивать свободу других обучающихся.
Система педагогики Монтессори — что это такое
Рассматривать вопрос о том, что это такое – система Монтессори, следует с появления самой идеи. Как врач, Мария много общалась с детьми, в том числе с отстающими в развитии. Она прекрасно понимала, что классическая школа не в состоянии справиться со многими проблемами. Работа в психиатрической клинике подтолкнула ее к проведению собственных экспериментов, в результате которых появилась самая прогрессивная методика формирования личности ребенка.
История появления, преимущества и недостатки
Мария Монтессори была родом из состоятельной семьи. Благодаря родителям она получила прекрасное начальное и среднее образование, а затем семья поддержала ее в решении изучать медицину. Ей удалось поступить в старейший римский университет Сапиенца. Диплом этого учебного заведения дал возможность продолжить образование в медицинской школе при том же университете.
Мария была единственной студенткой женского пола. Ей пришлось пережить негативное психологическое давление со стороны руководства и преподавательского состава, но она не только успешно закончила учебу, но и защитила диссертацию, став одной из первых в Италии женщин – докторов наук.
В 1896 году Мария начала частную врачебную деятельность. Вплоть до 1901 года она работала с детьми, которые испытывали умственную отсталость, часто болели или имели инвалидность. По долгу службы она часто посещала детские приюты, где наблюдала за маленькими пациентами, страдающими психическими отклонениями. Тогда она прониклась идеями французского доктора Жана Итара, который прославился не только, как изобретатель акуметра (аппарат для измерения тонкости слуха).
Он еще известен, как воспитатель «Аверонского дикаря». 12-летний мальчик был полностью изолирован от общества людей, начиная с рождения. Итар поставил перед собой цель сделать из него человека. Многое у него не получилось, например, ребенок так и не научился говорить, но приобрел некоторые навыки развития.
Затем при Ортофреническом университете был создан модельный класс для детей, учившихся в обычных школах, но не сумевших освоить общеобразовательную программу из-за собственных недостатков. По окончании обучения они смогли сдать экзамены, рассчитанные на «нормальных» учеников.
Методика Монтессори – это такой основной педагогический подход, при котором ребенок развивается сам, а учителя только наблюдают за процессом и координируют его в зависимости от обстоятельств. Сама Мария охарактеризовала его, как помощь детям делать всё самостоятельно.
Педагог должен понимать, чем заинтересуется ребенок в определенном возрасте, а также создать для него подходящую среду.
Из преимуществ методики Монтессори для детей можно отметить следующие аспекты:
- Учеба без принуждения.
- Занятия по интересам.
- Самостоятельная работа с выбранным видом деятельности.
- Развитие уважения к окружающим.
- Умение договариваться.
- Наработка хороших практических навыков.
- Принятие самостоятельных решений.
Метод Монтессори также подвергается критике со стороны педагогов и части родителей за отсутствие домашних заданий и четкой программы преподавания, недостаточное внимание к творческому развитию ребенка и его физической активности. Технология игры, основанная только на естественных характеристиках предметов (форма, цвет, фактура) не позволяет развивать креативные возможности
Так считают критики из-за того, что Монтессори запретила использовать изображения фантастических существ, красок, не существующих в природе, искусственно созданные материалы
Технология игры, основанная только на естественных характеристиках предметов (форма, цвет, фактура) не позволяет развивать креативные возможности. Так считают критики из-за того, что Монтессори запретила использовать изображения фантастических существ, красок, не существующих в природе, искусственно созданные материалы.
Начиная с 3-х лет ребенку потребуется социализация в обществе, поэтому рекомендуется выбрать группу для дальнейшего обучения.
Мария Монтессори
Мария Монтессори (1870—1952) – итальянский врач, ученый, педагог и психолог. Мария Монтессори начала заниматься с “особыми” детками. Она хотела помочь таким детям, для этого была создана в 1900 году первая в Европе школа для детей с отклонениями в развитии — Ортофреническая школа. Для занятия с детьми были созданы специальные условия, упражнения и игры.
Интересно, что до ХХ века людей с отклонениями не лечили, а просто изолировали от внешнего мира. Мария Монтессори, однако, полагала (и была права), что внешняя обстановка оказывает большое влияние на развитие ребенка. Многие детки плохо говорили и Мария Монтессори разработала специальный комплекс упражнений для развития мелкой моторики пальчиков.
Ведь именно на пальцах имеются нервные окончания, которые стимулируют нервные центры в коре головного мозга. Так как многие дети плохо понимали то, как учителя пытались объяснить те или иные свойства, явления или действия, были придуманы специальные дидактические материалы, с помощью которых ученики самостоятельно изучали окружающий мир, познавали многие вещи с помощью собственного опыта.
Спустя некоторое время ученики такой школы научились считать, писать и читать раньше своих сверстников! Исследовав поразительные результаты методики, Мария Монтессори в 1907 году открывает первую такую школу для обычных детей, знаменитую как Дом Ребенка. Монтессори-школа была открыта в одном из беднейших районов Рима.
Кем была Мария Монтессори
Мария Монтессори – итальянский врач, педагог, философ и учёные. Биография Монтессори охватывает 82 года – именно столько она прожила.
Мария Монтессори родилась в маленьком итальянском городе. Славу и известность ей принесла так называемая система Монтессори. Кстати, она была первой женщиной из Италии, получившая медицинское образование и степень доктора наук. Впоследствии она стала первой женщиной-врачом Италии, изучая болезни нервной системы и проблему умственной отсталости, которая в то время почти не изучалась. Позднее, после успешного выступления на конференции в Турине, Монтессори пригласили возглавить первый в Риме Ортофенический институт для людей с задержкой в умственном развитии. Мария, конечно же, согласилась.
Затем учёный открыла свою школу для обучения здоровых детей – «школу Монтессори». Именно в этой школе учёный создавала и развивала собственные методы обучения детей, которые впоследствии были распространены во всём мире. Мария прочитала огромное количество лекций по теме обучения и воспитания детей.
Знаменитый метод Монтессори широко применяется до сих пор. О нем пойдёт речь далее.
Минусы методики Монтессори
- Ее главный недостаток в том, что эта система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков
- Недооценивается значение игровой деятельности в развитии малыша. Монтессори считала, что игрушки уводят его от реальной жизни и не дают никакой практической пользы
- Автор недооценила значение сказок и заменила их довольно сухим описанием предметов. Мария Монтессори рекомендовала читать детям исключительно про бытовые ситуации и реальные природные явления, объясняя это тем, что понимание символов и придуманных явлений появляются только ближе к школьному возрасту, а до этого времени сказки только искажают картину мира
- Педагог в системе Монтессори, зачастую, не имеет большого авторитета, в связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении. После обучения по данной методике, детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться
- Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания, не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится
- Родителям необходимо включаться в образовательный процесс, создавать «Монтессори среду» дома и поддерживать идеи Монтессори-воспитания, иначе ребёнок не будет успешен
- Данная методика не прививает детям способность к неинтересной монотонной работе и умению преодолевать себя. К сожалению, в реальности эти качества могут оказаться важными для успешной жизни
- Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям.
- Из-за популярности этой системы развития качество предоставляемых услуг очень сильно варьируется, и часто под вывеской Монтессори работают люди без необходимого образования и опыта.
Такую систему одобрят родители, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку. А вот родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребенка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит.
Если ваш ребенок любит творчество, то ему будет скучно в этих группах, и вам придется задуматься о дополнительных творческих занятиях.
В Монтессори-группе может быть трудно подвижному, активному, неусидчивому малышу. А у стеснительного ребенка проблемы с общением в дальнейшем могут только усугубиться, поскольку дети в этих группах мало общаются между собой.
История появления методики
Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.
При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.
Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.
Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.
Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.
Самостоятельность
Помимо свободы, Монтессори делает большой акцент на самостоятельности и призывает дать детям возможность делать самостоятельно все то, что им по силам:
Когда ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождаются, что дает ему не только автономию от родителей и взрослых, но и возможность самостоятельного познания мира.
Развивающая Монтессори-среда, в том числе направлена на развитие самостоятельности через действия:
- По самообслуживанию (например, одеться, покушать или принести себе воду для рисования);
- Личную гигиену и туалет;
- Поддержание чистоты и порядка и т.д.
Весь Монтессори-материал («игрушки Монтессори») предназначен для самостоятельного использования.
Методика Монтессори — суть и принципы
Программа Монтессори подразумевает соблюдение нескольких принципов:
- Свобода выбора и передвижения. Благодаря возможности самостоятельно выбирать учебный материал ребенок больше прислушивается к себе, становится более инициативным, учится выбирать и самостоятельно регулировать свои психические процессы. Передвигаясь свободно, ребенок все же соблюдает определенные правила — возвращать взятый предмет на место, не мешать другим и поддерживать чистоту.
- Контроль ошибок. Материалы по обучению детей в рамках системы Монтессори предполагают указание ребенку на его оплошности и ошибки. В результате у обучающихся формируется адекватная самооценка, развиваются навыки рефлексии (анализа собственных переживаний).
- Разновозрастность обучающихся. Контакты с воспитанникам более старшего и младшего возраста, а также с ровесниками, помогают сформировать чувство взаимопомощи, сформировать навык самостоятельной работы и сотрудничества. Младшие воспитанники учатся у старших, а те в свою очередь, приобретают лидерские качества.
- Не делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Стремление решить задачу самому позволяет ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
- Отсутствие постоянных оценок взрослого. В результате применения этого принципа каждый воспитанник занимается учебной деятельностью не из-за страха наказания, а потому что ему действительно интересно.
- Привлечение специально обученного педагога. Поскольку каждый материал в обучающей методике Монтессори требуется представлять детям определенным образом (это называется «презентация»).
- Отсутствие соревновательного мотива. Обучающегося по технике Монтессори нельзя сравнивать с другими воспитанниками. В результате применения этого принципа у него формируется позитивная самооценка и уверенность в себе.
Тезисы Марии Монтессори
Согласно теории Марии Монтессори, ребенок должен находиться в центре, а вокруг него необходимо подготовить среду. Рядом с ним постоянно должен находиться воспитатель или родитель, который лишь помогает, а не управляет поведением.
Важно! Необходимо, чтобы правила методики соблюдались родителями и дома. Иначе система будет неэффективна
Методика изначально была рассчитана на воспитанников с ОВЗ, но впоследствии была адаптирована и для здоровых детей. В России первые школы Монтессори стали появляться после 1995 года.
Монтессори педагог с детьми
Развитие через игру
В возрасте от 1,5 до 3 лет пора активно начинать развивающие занятия. В это время ребенок с огромным удовольствием и любопытством познаёт всё, что его окружает — учится ставить перед собой задачи, осмысливает и подбирает решения для них. У него улучшается координация движений, развивается пространственное мышление, логика и мелкая моторика рук, появляется стремление самостоятельно добиваться, пусть маленьких, но очень важных первых результатов.
Ни для кого не секрет, что ребёнок познаёт мир через игру. Именно игра формирует и развивает у малыша те навыки, которые будут помогать ему самостоятельно создавать комфортные условия в реальном мире. Но ещё не стоит забывать о том, что игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Игрушка становится спутником и неизменным помощником ребёнка с первых дней его появления на свет. Увлекая кроху, она доставляет не только радость и хорошее настроение, но и становится первым мудрым воспитателем, незаметно подготавливающим ребёнка к жизни в обществе и выступающим в качестве средства его психического, эмоционального и физического развития.
Подбор игрушек и обучающих материалов — это очень важное и ответственное решение, ведь от того, чем будет окружён ребёнок, с чем он будет взаимодействовать, зависит правильное направление и прогресс в его развитии. Одной из самых популярных методик саморазвития и самовоспитания малышей является методика Марии Монтессори. Она создала такую педагогическую систему, которая максимально приближена к идеальной ситуации, когда ребенок обучается всему самостоятельно
Нет никаких единых требований, поскольку для каждого ребёнка предусмотрен индивидуальный темп — малыш «соревнуется» с самим собой, обретая уверенность в себе и в своих действиях
Она создала такую педагогическую систему, которая максимально приближена к идеальной ситуации, когда ребенок обучается всему самостоятельно. Нет никаких единых требований, поскольку для каждого ребёнка предусмотрен индивидуальный темп — малыш «соревнуется» с самим собой, обретая уверенность в себе и в своих действиях
Одной из самых популярных методик саморазвития и самовоспитания малышей является методика Марии Монтессори. Она создала такую педагогическую систему, которая максимально приближена к идеальной ситуации, когда ребенок обучается всему самостоятельно. Нет никаких единых требований, поскольку для каждого ребёнка предусмотрен индивидуальный темп — малыш «соревнуется» с самим собой, обретая уверенность в себе и в своих действиях.
В этой статье на конкретных примерах пойдёт речь о том, на что следует обратить внимание и чем окружить ребёнка в возрасте от 1,5 до 3 лет, чтобы он не просто рос и развивался, а делал это самостоятельно с огромным желанием и удовольствием. Поскольку рынок детской развивающей продукции на сегодняшний день активно растёт, очень трудно выбрать действительно качественную, отвечающую всем требованиям и нормам детскую игрушку или книжку, которая не просто будет развлечением для малыша, а станет в его руках инструментом для всестороннего гармоничного развития. Поскольку рынок детской развивающей продукции на сегодняшний день активно растёт, очень трудно выбрать действительно качественную, отвечающую всем требованиям и нормам детскую игрушку или книжку, которая не просто будет развлечением для малыша, а станет в его руках инструментом для всестороннего гармоничного развития
Поскольку рынок детской развивающей продукции на сегодняшний день активно растёт, очень трудно выбрать действительно качественную, отвечающую всем требованиям и нормам детскую игрушку или книжку, которая не просто будет развлечением для малыша, а станет в его руках инструментом для всестороннего гармоничного развития.
Обучение по Монтессори на дому
Что можно организовать дома по методике Марии Монтессори? Во-первых можно обзавестись различными обучающими материалами – так называемыми рамками и вкладышами Монтессори, развивающими координацию и моторику.
Это могут быть рамки с геометрическими фигурами, где ребенку нужно выбрать не только правильный цвет, но и верную форму и найти нужную фигурку. А также эти формы можно обводить карандашом, тем самым развивая и письменные навыки.
Также рамки бывают звуковые – когда, например, ребенку нужно подобрать правильного животного в правильное отверстие, и к тому же найти тот звук, который издает это животное.
Очень интересна деревянная игра, где нужно одеть львенка, подвязав шнурочками (а по сути, соединив) его одежду к нему самому
Здесь еще важно правильно выбрать верх одежды и низ и подобрать к джемперу подходящие по цвету брючки
Рамок и вкладышей по методике Монтессори великое множество. Как правило, они выполнены из натуральных приятных на ощупь материалов и направлены на развитие зрительных и сенсорных стимулов.
Также для домашних игр и обучения можно приобрести различные обучающие игрушки, направление на развитие концентрации, точности и координации. Все эти игры относятся к серии настольных игр и послужат прекрасной возможностью для совместного времяпрепровождения.
Рамки и вкладыши помогут подготовить ребенка к рисованию и письму, развить общее представление о геометрических фигурах и цветах.
Мария Монтессори считала, что гармоничное развитие ребенка зависит от его представлений о свободе
Поэтому важно воспитывать в ребенке умение мыслить и понимать, чем отличается его свобода от свободы других людей. А также важно с самого начала объяснить ребенку, что значит «ответсвенность» и побуждать его к тому, чтобы он умел и стремился к тому, чтобы отвечать за каждый свой выбор и каждый свой поступок
Создание развивающей среды для ребенка
В первую очередь детский сад или школа Монтессори – это уникальные условия пребывания детей. Создать их совсем несложно, проект может быть реализован даже дома. В этом случае достаточно дать ребенку понять, что он полноправный участник бытовой жизни семьи. Он должен знать, что может помогать с уборкой, приготовлением пищи, уходом за растениями или животными, ремонтом. Не стоит приобретать ему массу детских аналогов «взрослых» вещей. Лучше подобрать настоящие изделия подходящего размера для удобства обращения.
Класс Монтессори оборудуется в соответствии с такими принципами:
- одно просторное помещение распределяется на несколько тематических зон. Они посвящаются естествознанию, математике, практической жизни, языку, сенсорике;
- материалы, предметы, игрушки раскладываются так, чтобы любой воспитанник при желании мог их брать самостоятельно, а потом убирать на место;
- все игры, объекты, материалы, изделия для обучения и развития выкладываются в одном экземпляре. В группах Монтессори немного участников, но одна и та же вещь может понадобиться нескольким. Отсутствие дополнительных экземпляров заставит детей договариваться об очередности использования предмета. Еще это позволяет ребятам работать самостоятельно, а не параллельно с кем-то, сравнивая результаты;
- у каждого ребенка должно быть собственное личное пространство в виде коврика или столика, за которым он сможет заниматься своими делами. Нарушать границы этой зоны без разрешения малыша запрещено;
- набор предметов не должен быть представлен сложными обучающими материалами. Предпочтение отдается природным объектам или изделиям из натурального сырья. По мнению Марии Монтессори, детям лучше контактировать с предметами, которые обладают естественной текстурой и понятными свойствами.
Создание развивающей Монтессори-среды дома
Поскольку в системе Монтессори первоочерёдную роль играют условия для раскрытия потенциала ребёнка (а не навязывание готовых шаблонов), то возрастает роль развивающей среды. В детской комнате ребёнка желательно выделить несколько ключевых зон развития:
Зона практической деятельности. Её задача — привить навыки самообслуживания, выполнения простейших бытовых функций. Сюда помещаются функциональные игрушки: посуда, предметы для уборки (желательно настоящие, а не игрушечные — губки, тряпочки, щётки и пр.), пособия с пуговицами, кнопками, молниями, шнуровки и пр.
Зона сенсорного развития. Это различные мелкие предметы, пазлы, коробочки с крупой, сенсорные мешочки, формочки-вкладыши, наборы геометрических фигур разной формы, размера, цвета, музыкальные инструменты, молоточки, баночки с ароматическими веществами, лоскутки тканей разной фактуры, опять-таки шнуровки и пр. В целом здесь находятся предметы для развития органов чувств
Вообще, Монтессори уделяла особенное внимание развитию осязания и мелкой моторики, считая, что именно точные действия с мелкими предметами совершенствуют мышление, речь, память, внимание.
Зона родного языка. Здесь дети изучают буквы, учатся чтению, готовятся к освоению навыков письма, развивают звуковое восприятие
Соответственным будет и наполнение зоны: карточки с шершавыми (из бархатной бумаги) буквами, слогами и целыми словами, просто фигурки букв, их трафареты для обводки, манная крупа с подносом (на ней ребёнок будет выводить буквы) и пр.
Математическая зона. Здесь находятся коробки с цифрами (карточки и объёмные фигуры), знаки для овладения действий сложения, вычитания, умножения и деления, штанги, веретёна, доски Сегена, набор золотых бусин и пр. Причём необязательно, чтобы дошкольник освоил все математические действия (особенно умножение и деление): всё зависит от его энтузиазма, индивидуального темпа развития.
Естественно-научная, или космическая зона. Здесь малыш знакомится с окружающим миром (в том числе со вселенной), учится классифицировать живую и неживую природу, познаёт в ней взаимосвязи и закономерности. У ребёнка будет возможность провести настоящие опыты: например, убедиться, что дерево горит, а камень тонет в воде, соорудить мини-вулкан, который будет извергаться и пр. В зоне находятся различные карточки с изображениями растений, животных, плакаты по строению человека, глобус, карты мира, модели планет Солнечной системы и пр., материалы для опытов.
Зона развития крупной моторики, или двигательная. Находится она в отдалении от других зон и содержит в себе спортивное оборудование.
Уникальность системы Монтессори
Уникальность методики состоит в том, что для учеников создают комфортную среду, в которой они чувствовали бы себя главными. Мария Монтессори утверждала, что родитель и взрослый во время воспитания должен занять позицию внимательного и понимающего человека, а не стремиться к тому, чтобы стать воспитателем, постоянно корректирующим действия.
Ни в одной другой методике ученикам не отводится главенствующая роль, а всем процессом обучения управляют взрослые. Вывод Марии был основан на утверждении, согласно которому полноценное саморазвитие является следствием свободы действий. Также она считала, что ребенка не нужно исправлять каждый раз, когда он ошибается. Это необходимо, чтобы он мог самостоятельно понять, что он делает не так. Помощь оказывается только в том случае, когда воспитанники сами просят об этом.
Важно! Если в традиционной педагогике воспитатель дает уже готовые знания, то при обучении по методике Монтессори воспитанники сами добывают знания, так как находятся в развивающей среде. Классы Монтессори отличаются еще и отсутствием учебных парт
Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики. Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент
Классы Монтессори отличаются еще и отсутствием учебных парт. Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики. Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент.
Существует всего 3 общеизвестных системы воспитания, похожие на методику Монтессори. Они направлены на развитие самостоятельности детей и подразумевают индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Музыка и человеческий голос
Для знакомства детей с музыкой демонстрируются созданные Монтессори колокольчики. Они представляют собой сенсорный материал, который гармонично и естественно раскрывает музыкальный слух, вне зависимости от того, предназначено ребенку быть музыкантом или нет.
При использовании колокольчиков применяются вводные упражнения, направленные на освоение речи, которые концентрируют внимание учащегося на различении «модуляций человеческого голоса»
Колокольчики Монтессори
Также упражнения приучают детское ухо воспринимать различные шумы, улавливать самые легкие шорохи, отличать их от звуков и с неприятием относиться к резким и нестройным шумам.
Подобное воспитание ценно еще и потому, что воспитывает эстетический вкус и в высшей степени способствует выработке дисциплины в практической жизни.