Миф №5: дети в Монтессори-классе работают каждый сам по себе, поэтому они не научатся совместной работе
Да, работа в Монтессори-классе позволяет ребёнку работать в индивидуальном темпе и ритме, выбирать занятия и последовательность упражнений. Но самостоятельные занятия не единственная форма деятельности даже в классах для детей до трёх лет.
После трёх же предусмотрены разнообразные формы групповой работы: большой группы детей под руководством взрослого, группы детей между собой, маленькой группы, спонтанно объединившейся для совместной работы с дидактическим материалом. Школьники самостоятельно вместе планируют и воплощают различные мероприятия. В классах царит атмосфера деликатной, ненавязчивой взаимопомощи.
Дети учатся уважительно, корректно сотрудничать друг с другом. Они выбирают совместную работу с другими детьми по своей воле, с помощью взрослых придерживаются правил поведения в классе, и это даёт им позитивный опыт взаимодействия.
Немаловажно, что Монтессори-группы разновозрастные. Это чрезвычайно расширяет диапазон ситуаций и поведенческий репертуар детей
Недавнее исследование показало, что именно по количеству спонтанных позитивных взаимодействий дети, учащиеся в Монтессори-школе, значимо отличаются от сверстников из обычной школы
Недавнее исследование показало, что именно по количеству спонтанных позитивных взаимодействий дети, учащиеся в Монтессори-школе, значимо отличаются от сверстников из обычной школы.
Основные принципы подхода Гленна Домана
• Мозг ребенка — компьютер, запомнит все, что в него вкладывается.• То, что усвоено в раннем детстве, останется в памяти навсегда.• Любой ребенок может стать гением.• Раннее развитие — ключ к гениальности.• Начинать развитие ребенка необходимо как можно раньше, с самого рождения.• Мозг растет и развивается в работе, его рост заканчивается к 6 – 7 годам.• Все маленькие дети испытывают естественную потребность в познании, ее необходимо как можно раньше и как можно более объемно удовлетворить.• Лучшие учителя ребенка — родители.• Организованность, систематичность, последовательность, регулярность и хорошая подготовленность занятий.• Занятие заканчивается до того, как ребенок потерял интерес.• Разнообразие и новизна материала.• Создание родителями подходящей обстановки для занятий (чтобы ничего не отвлекало).• Занятия должны приносить радость обоим — и родителю, и ребенку.• Важно радоваться успехам ребенка и хвалить его за достижения. Гленн Доман делает серьезный упор на физическую активность ребенка, и ожидания взрослых оказываются оправданы в ближайшей перспективе. Дети, родители которых занимались с ними динамической гимнастикой и другими упражнениями для вестибулярного аппарата, действительно демонстрируют хорошую координацию движений, им легко даются любые физические навыки, они не боятся осваивать новые виды двигательной активности, чувствуют собственное тело, доверяют своим чувствам
Довольно неплохая база для хорошей самооценки, не правда ли?
Дети, родители которых занимались с ними динамической гимнастикой и другими упражнениями для вестибулярного аппарата, действительно демонстрируют хорошую координацию движений, им легко даются любые физические навыки, они не боятся осваивать новые виды двигательной активности, чувствуют собственное тело, доверяют своим чувствам. Довольно неплохая база для хорошей самооценки, не правда ли?
Гленн Доман делает серьезный упор на физическую активность ребенка, и ожидания взрослых оказываются оправданы в ближайшей перспективе. Дети, родители которых занимались с ними динамической гимнастикой и другими упражнениями для вестибулярного аппарата, действительно демонстрируют хорошую координацию движений, им легко даются любые физические навыки, они не боятся осваивать новые виды двигательной активности, чувствуют собственное тело, доверяют своим чувствам. Довольно неплохая база для хорошей самооценки, не правда ли?
Что стоит учесть при выборе этой методики
- В системе Домана совсем нет места творческим занятиям. Изобразительное, прикладное, музыкальное и танцевальное искусство вне сферы интересов в данной методике. Свобода самовыражения ребенка в ней не предусмотрена в отличие, например, от вальдорфской педагогики, которая, как вы уже сами увидели, является прямой антитезой подходу Домана.
- Наконец, поскольку в рамках этой концепции в интеллектуальном развитии ребенок выступает как получатель знаний, а не активный их искатель, неистово следуя одной лишь методике Гленна Домана, жажду познания довольно легко не только проглядеть, но и заглушить, а вместе с ней — и любую познавательную инициативность в недалеком будущем.
- Поэтому механическое копирование инструментария, предложенного Доманом, исключительно пассивная передача ребенку энциклопедических знаний без их осмысления вряд ли приведет к настоящему интеллектуальному развитию, которое является заявленной целью метода. Интеллект — это не набор разрозненных фактов в голове, а способность видеть в них взаимосвязи и самостоятельно выстраивать их, применять усвоенные знания и выработанные умения в решении задач самого разного рода — будь то интеллектуальные, профессиональные или социальные.
В век, когда благодаря цифровым технологиям информация может быть получена в течение считаных секунд, память на факты теряет свою ценность в сравнении со способностью быстро и грамотно анализировать информацию, а для этого ребенка нужно учить размышлять над тем, что он узнаёт, искать причинно-следственные связи и создавать новые смыслы. Механистически натренированный мозг на это не способен.
Правила обучения и материалы для занятий
Интересно, что в роли игрушки по данной методике могут выступать самые обычные предметы: тазик, ситечко, салфетки, ложка, губка и пр. Наряду с ними, существуют и специально разработанные Монтессори-пособия: например, Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши, числовые станки, рамки с застёжками и пр.
Наряду с обычными предметами методика предполагает использование специальных пособий, разработанных Марией Монтессори
Занимаясь с дидактическим материалом, нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила:
Все пособия и игрушки расположены в открытом доступе
Но малыш должен усвоить, что их нельзя разбрасывать по комнате, а нужно обязательно класть на свои места.
Малыш всегда сам выбирает материал для занятия.
Взрослый должен рассказать крохе, что не стоит переключать внимание с одного пособия на другое: упражнение следует довести до конца.. Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой»
Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием
Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой». Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием.
Родителям (поклонникам системы Монтессори) под силу организовать у себя дома «развивающую среду» — позволять детям участвовать в уборке и прочей бытовой деятельности
Есть ли эффективные методики раннего развития способностей к иностранным языкам?
Почему взрослому человеку бывает сложно выучить иностранный язык? Потому что язык — это не только слова и правила, но и определенный образ мысли, перестроить который во взрослом возрасте очень непросто. У ребенка все происходит иначе, потому что в его голове нет никаких языковых настроек. Дети, выросшие в двуязычных семьях, без особых усилий становятся билингвами, т.е. свободно владеют обоими языками. Этот «лайфхак» раннего развития известен уже давно, и в дореволюционные времена зажиточные российские семьи специально нанимали для своих детей гувернанток и нянь из Франции, Германии или других стран.
Если в вашей семье все говорят на русском, а выписывать заморскую гувернантку вы не собираетесь, сначала дайте малышу освоиться с родным языком, а обучение второму начинайте примерно с трех лет. Уроки должны проходить в игровой форме, полностью исключать любую зубрежку и наказания. Лучше всего раннему развитию способностей к языку способствует погружение в языковую среду. Прогресс малыша будет наиболее заметным, если он будет ходить в английский детский садик, используя новый язык для насущных задач коммуникации со сверстниками и воспитателями.
И не забывайте об одной очень важной детали: если вы решили обучать ребенка иностранному языку, останавливаться нельзя. Любой перерыв неизбежно обернется откатом в знаниях, и затем придется потратить время, чтобы вернуться к достигнутому ранее уровню
Популярные методики воспитания ребенка до года
Многие родители думают, что воспитание ребенка заключается в элементарном ежедневном уходе и не требует усилий. Но практика показывает, что дети, которыми активно занимались в первые 12 месяцев, показывают лучшие результаты в развитии по сравнению с малышами, что росли «сами по себе».
Чтобы мамам и папам было проще выработать для себя план воспитательных моментов, можно обратиться к существующим методикам воспитания:
- метод Монтессори;
- воспитание по Глену Доману;
- Вальдорфская методика.
Они включают в себя проверенные педагогические и психологические методы, которые учат детей расти самостоятельными и уверенными в себе.
Всестороннее воспитание — методика Монтессори
Данная методика успешно используется семьями всего мира на протяжении пары десятилетий. Педагоги Монтессори придерживается правила — детям нельзя ничего навязывать; ребенок сам решит, во что ему интересно играть в данный момент. «Детей учит то, что их окружает» — пожалуй, главный девиз методики. Идея самовоспитания позволяет ребенку самому черпать знания из окружающего мира.
Подробнее о методике на видео:
Развитие по карточкам — методика Глена Домана
Глен Доман создал уникальную методику, позволяющую воспитывать в детях безграничное воображение и стимулировать умственное развитие практически с пеленок. За основу взяты простейшие карточки с изображениями и словами, которые должны окружать ребенка повседневно. Систематические занятия с карточками развивают младенца буквально с «головы до пят», включая двигательную активность, любознательность и развитие речи.
Воспитание через подражание — Вальдорфская школа
У воспитанников данной школы развития каждый день наполнен событиями — вчера было рисование, сегодня театрализованное представление, а завтра — сенсорика и работа с природными материалами. Все занятия проходят в формате сюжетно-ролевых игр
Индивидуальность детей здесь главное, и этому фактору уделяется особое внимание, и никакой «зубрежки». Воспитание детей происходит через познавание мира и регулярную творческую деятельность
Интересный факт! Сторонники данной методики, как ни странно, против раннего интеллектуального развития детей. Письмо и чтение педагоги Вальдорфской школы рекомендуют изучать не ранее 10 лет.
«Перспективная начальная школа»
Традиционная программа обучения для начальных классов
Эта программа для детей начальных классов разрабатывалась в 2006 году вместе с первыми ФГОС. Как и в программе «Планета знаний», весь процесс обучения строится на желании ребёнка учиться. Для простоты рассуждений придуманы постоянные книжные герои — Миша и Маша. Так дети в начальной школе усваивают материал наглядно.
<<Форма курс 1-4>>
В УМК заложено изучение четырёх иностранных языков: английского, испанского, немецкого, французского. Программа рассчитана исключительно на началку — в средней школе дети переходят на программу, выбранную администрацией.
Отзывы родителей сильно разнятся. Так, многие утверждают, что программа непоследовательна и сложно даётся. В УМК есть моменты, идущие вразрез с привычными школьными программами. Например, дети не считают в столбик, а раскладывают числа, расписывая пример на половину листа. Дома родители объясняют, что легче посчитать в столбик, — и у ребёнка начинается переутомление от поступающей разрозненной информации.
Другие авторские развивающие методики
Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.
В число самых популярных входят следующие обучающие методики:
«После трёх уже поздно»
Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни. Динамическая гимнастика
М
Динамическая гимнастика. М
Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.
Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.
Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.
Стимулирующий метод Гленна Домана
Идея, лежащая в основе методики Домана, принадлежит еще Цицерону, который рассуждал о детях, «быстро схватывающих бесконечное множество предметов». Доман полагал, что стимулирование любого чувственного органа (зрения, слуха, обоняния и т. д.) увеличивает активность мозга, поэтому детям нетрудно систематизировать получаемые знания. При обучении таким методом дети раннего возраста быстро обучаются чтению, усваивают математические знания, активно вырабатывается эрудиция.
Система предполагает, что развитие наиболее действенно до 7 лет, когда растет мозг
Особое внимание надо обратить на возраст до 3 лет, так как кроха интуитивно запоминает значительный объем информации. Так, например, при обучении математике крохе показывают лист с крупными точками красного цвета
Дают вглядеться в течение 1-2 секунд, вслух называя число. Малыш должен успеть охватить взглядом и ощутить реальное количество точек. Подобным образом идет обучение чтению, когда ребенку показывается и озвучивается слово.
Положительно то, что идет усвоение дошколятами значительного объема информации без постороннего вмешательства, тем самым формируется желание к познанию. Кроме того, дети, получая много знаний, начинают теребить взрослых, которые осознают, что для достижения результатов с детьми необходимо много времени.
Минусом является то, что малыш не узнает изученное при изменении обстоятельств, например, цветовое решение или размер символов. Память ребенка активно развивается, однако, по мнению психологов, значительный объем информации может принести вред детской психике. Выражена пассивность детей при обучении, они просто нагружаются фактами, не умея пока употреблять полученные знания.
Система физического развития Никитиных
Педагогическая теория Никитиных утверждает, что уже у грудничка есть максимум потенциалов. Если их вовремя не развивать, они исчезают. Эта теория была подтверждена на их собственных детях.
При этом подразумевается, что взрослый не знакомит со способом решения задач. Если ребенок не справляется с заданием, его нужно отложить и вернуться со временем.
Положительным является активное использование развивающих игр, например, популярных «кубиков для всех», «сложи квадрат», предполагающим совместную деятельность детей и родителей. Они сложны, даже некоторые взрослые не могут пройти все уровни и варианты, но, в то же время, интенсивно развивают все виды мышления, особенно логическое.
В любой игре представлен комплекс заданий, которые выполняются при поддержке кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона, пластика, конструкторских элементов.
Положительно то, что методика разумно распределяет время, способствует закалке и спортивной подготовке детей.
Минус в том, что, по мнению специалистов, в ней нет индивидуального подхода, мало уделяется внимания другим видам игр, например, сюжетно-ролевым, развитию активного словаря, что необходимо для успешного обучения в школе. В таких группах полезно обучаться активным, общительным детям. Развивающие игры помогут в домашнем обучении.
Методика Гленна Домана
Основоположником идеи интенсивного физического и интеллектуального развития в чистом виде является американский врач-физиотерапевт Гленн Доман. Разработанная им методика раннего развития проросла из его программы реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Ему принадлежит идея интенсивной стимуляции внешними раздражителями головного мозга, способствующей тому, что непораженные клетки этого органа берут на себя функцию пораженных и обеспечивают нормальное когнитивное (познавательное) и физическое развитие детей раннего возраста.
Доман придумал показывать младенцам карточки с картинками, поначалу — с точками, позже — с изображениями предметов и явлений окружающего мира. Помимо этого, с детьми занимались специальной гимнастикой, стимулируя их двигательную активность. Интенсивность занятий увеличивалась, вместе с ней росли успехи детей, которые довольно быстро показывали отличные результаты в физическом и интеллектуальном развитии, обгоняя своих здоровых сверстников.
- Успех методики так впечатлил общественность, что ее решили применять в обучении здоровых детей.
- Суть метода в том, что ребенок усваивает символы, понятия и факты, запоминая визуальную информацию, многократно показываемую ему в виде карточек, на которых изображены знаки, слова, математические и химические формулы, географические единицы, исторические события, животные и растения, планеты Солнечной системы и т. д. Взрослый быстро показывает карточки, четко произнося названия соответствующих объектов, и дает некоторые поясняющие комментарии.
- Материал подается тематическими блоками (по дисциплинам), повторяется несколько раз с разной скоростью и постепенно усложняется, обрастая деталями. Предполагается, что таким образом можно вырастить гения, вложив в ребенка с любыми стартовыми интеллектуальными возможностями энциклопедические знания.
- Доман и его последователи верили в то, что человеческий мозг наивысшими темпами развивается до 3 лет, а к возрасту поступления в школу этот процесс прекращается. И задача сопровождающего взрослого — родителя, педагога — успеть в первые 3 года вложить максимум знаний. Ребенок при этом выступает как пассивный объект обучения.
- Активность ребенка, по Доману, проявляется в других занятиях — физических. На них он делал особую ставку, придерживаясь точки зрения, что они являются залогом успешного интеллектуального развития.
- Гленн Доман разработал систему гимнастических упражнений по стимуляции двигательной активности. С рождения малыша не пеленают, выкладывают на живот, не дают затухать его врожденным рефлексам (хватание, ползание), а, наоборот, при помощи определенных упражнений и приспособлений («треки Домана») их поддерживают и развивают. В результате дети рано начинают ползать, ходить, бегать, выполнять сложные акробатические трюки.
Дети с раннего возраста отрабатывают упражнения на тренировку вестибулярного аппарата, хваты, висы, кувырки, преодолевают различные препятствия, карабкаются, прыгают, приседают, лазают по канату и деревьям и делают многое другое. Невероятно, но факт: те, кто справляются с таким объемом разнообразной физической нагрузки, уже к возрасту 2, 3, 4 лет прекрасно плавают, скачут на лошадях и выполняют сложные элементы на гимнастических снарядах. В нашей стране широкое хождение получила динамическая гимнастика, элементы которой пришли в том числе и из системы Домана.
Методика «погружения» Марии Монтессори
Классической по праву считается методика Марии Монтессори. Система строится на использовании естественных возможностей ребенка, поэтому позволяет применять в обучении окружающие предметы, вплоть до фарфоровой посуды.
Эту систему развития называют «методикой погружения», так как занятие, которое выбрал ребенок, продолжается до тех пор, пока он сам не оставит его.
В обучении активно используется специально подготовленное пространство, необходимые предметы, помогающие малышу почувствовать себя полностью независимым. Роль взрослого в развитии сводится к тому, чтобы предложить материалы для деятельности ребенка и не навязывать ему каких-либо условий.
Казалось бы, система не представляет ничего сложного, однако не все родители смогут правильно построить занятия в домашних условиях. Можно порекомендовать посещать центры или классы «от 3 до 6», где идет и обучение, и общение детей разных возрастов, что способствует лучшей их социализации.
Большая заслуга Монтессори в том, что разработана теория о сензитивных сроках, когда в формировании детей наступает наиболее подходящее время для усвоения определенного навыка. Например, по ее мнению, период овладения речью приходит от 0 до 6 лет, социальных навыков от 2,5 до 7 лет
Недостаток методики выражается в отсутствие ролевых игр. Приучаться к обязательным занятиям детям также необходимо, так как уроки являются основой школьной учебы. Такая система развития годится спокойным, малоактивным детям, желающим подолгу заниматься с предметом.
Роль методики Домана в развитии интеллекта
Когда ребенок еще совсем маленький, он не понимает
устройство окружающего мира и как он работает. Потому стоит еще с ранних лет
готовить базу знаний, которая поможет в будущем лучше понимать, как устроена
вселенная вокруг нас.
В развитии кругозора и интеллекта к нам на помощь снова
приходят карточки, которые мы уже активно используем. Они разделены на
несколько категорий. К ним относятся такие, как математика, литература,
иностранные языки, биология, география и другие.
Есть сразу несколько основных рекомендаций, которые помогают существенно ускорить процесс обучения:
- При подготовке карточек стоит изображать на них
не более одного предмета. - Старайтесь показывать ребенку то, что он ранее
не видел вокруг себя. - Четко проговаривайте название предмета.
- Не используйте слишком сложные, научные вещи.
- Применяйте большие карточки, на которых четко и
качественно напечатано изображение.
Метод занятий стандартный. Трижды в день ребенку стоит показывать не менее 10 карточек. Их список должен постоянно наращиваться и пополняться таким образом, чтобы в результате количество дошло до 120 штук.
Всестороннее развитие детей
Многогранность ребенка станет надежным фундаментом для его будущей самореализации
Не следует делать акцент на гуманитарных или математических способностях ребенка, важно развить его память, воображение, творческие задатки, которые могут при грамотном подходе перерасти в способности, а затем – в таланты
Физическое развитие ребенка заключается в поддержании формы ребенка и его здоровья, интеллектуальное развитие – в совершенствовании творческого и рационального мышления, повышении умственных возможностей. Под социальным развитием подразумевается умение выражать свои мысли и идеи, улучшение коммуникативных навыков, так как невозможно жить в обществе и быть свободным от него. Эмоциональное развитие дает возможность контролировать свои чувства и эмоции, понимать чужие переживания, управлять собой. Творческое развитие ребенка способствует раскрытию его потенциала, а духовное развитие – принятие общеизвестных ценностей, правил и нравственных норм, соблюдение моральных принципов. Вышеперечисленные системы отлично помогают в воспитании гармонично развитой личности. Одной из популярных и востребованных методик является ментальная арифметика.