Мнение психологов: можно ли бить детей

Поиск конструктивного решения проблемы

Очень хорошо, если естественное наказание сочетается с поиском конструктивного решения проблемы. Если ребенок своими неверными поступками загнал себя в сложное положение, можете быть уверены: он чувствует себя не слишком хорошо и испытывает те самые «естественные последствия», о которых мы уже поговорили. Усугублять это состояние, злорадствуя, напоминая о том, как неправильно он себя вел, ни к чему.

Намного достойнее в этой ситуации протянуть ему руку помощи. Это вовсе не означает, что вы должны за него исправить последствия его проступка — это сделало бы ситуацию бессмысленной. Нужно, чтобы ребенок сам вынес из своей ошибки позитивный опыт преодоления трудностей, убедился, что может решить проблему, которую сам же и создал. Ваша помощь должна заключаться в том, что вы предложите ему: «Давай подумаем, что тут можно сделать.

Получилось не слишком удачно, но ты наверняка можешь найти выход из этой ситуации». Можно подсказать ребенку несколько возможных вариантов решения проблемы, но выбрать должен он сам. Если он получил двойку за контрольную работу, вряд ли имеет смысл устраивать дома скандал по этому поводу. Если ребенок учится только под страхом родительского гнева, это означает лишь одно: в недалеком будущем он вообще учиться перестанет, и вы уже не сможете заставить его.

Специалисты, кстати, установили, что у самых отпетых двоечников, как правило, очень агрессивные родители. Когда их вызывают в школу, чтобы обсудить успеваемость их чада, они громко возмущаются, кричат и обещают «как следует всыпать» «этому негодяю». И будьте уверены, они не оставляют такое обещание невыполненным. Двоечников дома наказывают за двойки, порой весьма сурово, но они почему-то не перестают от этого быть двоечниками!

Все дело в том, что процесс учебы не имеет для этих детей никакого смысла, никакой ценности. Плохая оценка неприятна для ребенка лишь потому, что мать опять накажет. Поэтому все усилия будут направлены на поиск решения того, как избежать наказания. Можно спрятать дневник, сжечь классный журнал, попробовать куда-нибудь спрятаться от разгневанных родителей. Но к учебе все это не имеет никакого отношения!

Поэтому даже маленького ребенка можно постепенно приучать к тому, чтобы он искал способ решения проблемы, а не возможность спрятаться от последствий.

Психологи различают два мотива поведения: мотив стремления к успеху и мотив избегания неудач. Внешне два человека могут вести себя сходным образом, но мотивы у них разные. Один стремится решать возникающие проблемы, ищет ответы на вопросы, преодолевает препятствия, чтобы добиться своей цели. Другой осторожничает, все время пытается прокладывать свой путь таким образом, чтобы не было никаких препятствий. Такой человек тоже может добиться успеха, но это будет очень непрочное, неуверенное достижение. Какими бы предусмотрительными и осторожными мы ни были, никто из нас не застрахован от ошибок и неудач. А в любой проблемной ситуации человек, ведомый мотивом второго типа, беспомощно опускает руки.

Выбор мотива, как вы уже наверняка догадались, происходит в детстве. И во многом определяется именно тем, как вели себя родители: наказывали и упрекали или помогали и поддерживали, поощряя поиск решений.

Так что во многих случаях наказание вообще можно смело «пропускать» и сразу переходить к более полезному и информативному этапу: «Давай подумаем, как это исправить?»

Инструкция по применению

Разумеется, использование данного метода допустимо только в тех случаях, когда последствия совершенно безопасны для жизни и здоровья ребенка. Возможная травма, пожар, наводнение не могут рассматриваться как полезные последствия детских провинностей.
Используя данный подход, не забывайте учитывать возраст ребенка. Двухлетний малыш уже способен сделать нужные выводы из истории с соком, но еще не готов правильно оценить последствия своего отказа от вкусной и полезной пищи, поэтому можно объяснять ему, что люди, питающиеся одними «чупа-чупсами», в результате заболевают. Не стоит, правда, рассчитывать, что он быстро примет к сведению эту информацию, откажется от сладостей и станет сам следить за своим сбалансированным питанием. Впрочем, подобная ситуация была бы нарушением и первого пункта, о безопасности.
«Естественное последствие» должно наступать как можно скорее после совершенного «противоправного» деяния. Этот показатель напрямую зависит от возраста: маленький ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе вся история потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает. Если он попробовал схватиться за горячий утюг и обжегся — для вас связь достаточно очевидна, но не забудьте объяснить все про горячие утюги малышу. По мере взросления ребенка интервал между «преступлением» и «наказанием» может увеличиваться.
Сводите к минимуму свою роль. Наказание на то и естественное, что «организовано» самой природой вещей, а не вами. Если вы будете принимать слишком деятельное участие в таком событии (подробно рассказывая, почему именно так не следовало поступать, подчеркивая, что вы сто раз предупреждали, обещая какие-то неприятности на будущее и т. д.), вы рискуете свести на нет всю ценность такой «воспитательной» ситуации

Внимание ребенка опять будет сосредоточено не на реальном событии и том опыте, который можно отсюда извлечь, а на вас — и, скорее всего, очень скоро проступок повторится вновь.
Наконец, непременно убедитесь в том, что ребенок на самом деле мог не совершать того, что совершил. Наказание должно быть справедливым

Если тот же сок разлит по неловкости, из-за того, что малышу действительно трудно было удержать в руках тяжелую кружку, то «состава преступления» здесь нет. В этом случае наказывать не кого и не за что, и вы с чистой душой можете переодеть ребенка в сухую одежду.

«Правила для правил»

Правил и запретов не должно быть очень много.

Правила и запреты должны быть сформулированы предельно четко и ясно. Утверждение «Телевизор нельзя смотреть долго» — неправильно, потому что «долго» — понятие весьма и весьма относительное, а для полуторагодовалого ребенка и вовсе непонятное. Правильная формулировка такая: «Можно смотреть два мультика в день». Эти слова вполне понятны карапузу.
Правило должно соблюдаться всегда. Если вы установили правило, вы несете полную ответственность за его соблюдение. Даже если вы очень устали или заняты самыми важными, неотложными делами, вы обязаны «по первому свистку» вставать на защиту своего правила. Поверьте, последовательность — великая сила! Даже самый упрямый упрямец довольно быстро привыкает к соблюдению правил, если постоянно убеждается в их твердости.
Пресекая недопустимое поведение ребенка, сохраняйте спокойствие — признак вашей уверенности. Негромко, но твердо скажите карапузу: «Стой!». Это гораздо лучше, чем восклицать: «Нет!» или «Нельзя!». Слово «стой», как правило, не вызывает протестной реакции, оно действительно останавливает. Помимо слов, не забывайте задействовать и другие каналы: смотрите малышу в глаза, прикоснитесь к нему

Это поможет ему отвлечься от того, чем он в данный момент поглощен, и переключить внимание на вас. Теперь вы можете предложить ему какое-то другое занятие.

Если же эти простые действия не дают немедленного результата и строптивец продолжает двигаться в запретном направлении, вы должны донести до него, что ваша решимость отстоять правило ничуть не слабее, чем его упорство. Сообщите ребенку словами, интонациями, мимикой, что вы не боитесь его ярости и не спасуете перед ней. Пусть он знает: есть случаи, когда брать родителей на измор пронзительными криками и катанием по полу бесполезно — не получится. Никогда не отворачивайтесь от ребенка. Скажите ему: «Я тебе помогу, и ты справишься с гневом. Но правило нужно выполнять».

Как надо наказывать, или Семь «золотых» правил наказания

Когда ребенка все-таки приходится наказывать, сделать это можно по-разному. И лучше всего — так, чтобы этот неприятный «педагогический акт» все-таки принес пользу, не правда ли? Итак, каким же должно быть наказание? Известный психолог Владимир Леви предлагает, например, такие характеристики «правильного» наказания.

Правило второе

Нельзя наказывать «для профилактики»! Наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите.

Правило третье

Наказание должно быть одно. Даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все. Применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо!

Правило четвертое

Наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде. Нельзя в качестве наказания нарушать данные ему ранее обещания, если это не было специально оговорено. (Можно заранее предупредить: «Если ты сделаешь то-то и то-то, в зоопарк в воскресенье не пойдем». Но заявить в воскресенье утром: «Ах так! Ты, оказывается, опять набезобразничал? Ну все, зоопарк отменяется!» — нельзя.)

Правило пятое

Наказание должно следовать сразу за «преступлением». Нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил месяц назад, пусть вы даже и узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго. Натворил — наказали — и точка. Нельзя вновь и вновь возвращаться к уже исчерпанному вопросу.

Правило шестое

Наказание должно быть неприятным для ребенка, но ни в коем случае не унизительным! Ребенок должен понимать, что наказание связанно именно с проступком, что это не пустая демонстрация родительской власти и родительского превосходства. Справедливость — едва ли не главная характеристика «правильного» наказания.

Правило седьмое

Наказание не должно быть шантажом. Нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением. Если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать.

Будьте искренни

Если уж наказывать — так от души! Не в том смысле, что очень сильно, а в том, что искренне: то есть лишь тогда, когда у вас есть твердая внутренняя уверенность: в данный момент можно поступить только так, и не иначе.

Пожалуйста, не превращайте свой дом в сцену, а ребенка — в статиста, который обязан поддерживать ваше драматическое представление. Бывает, что родители заблуждаются, решив, что обдуманное, рациональное наказание — это нарочно изобретенная, тщательно срежессированная, «предпринятая мера».

Ребенок, даже совсем маленький, мгновенно улавливает любую фальшь. И если вы начнете демонстративно ахать, преувеличенно удивляться или недоумевать, хвататься за сердце или пузырек с валокордином и совершать прочие показательные действия, это не послужит укреплению вашего авторитета и осознанию «преступником» всей тяжести своей вины.

В отношениях с ребенком нет места каким-то ловушкам и трюкам. Поймите, от подобных спектаклей ему становится плохо. Просто плохо, без всякой дальнейшей пользы. Он видит, что вы играете какую-то роль, и испытывает неловкость за вас. Реальной же сути проблемы, ваших благих педагогических намерений, он все равно не уловит. Мама ведет себя странно, неестественно, нечестно, а зачем, почему — непонятно. Если вы хотите, чтобы ваши слова, ваши поступки (в том числе и наказания) ребенок принимал всерьез, ведите себя честно. Если вам что-то не нравится, если вы возмущены, раздражены, огорчены его деяниями — так и скажите. Искреннее выражение подлинных чувств обладает неизмеримо большей воспитательной ценностью, чем тщательно продуманные, спланированные и старательно разыгранные «выступления».

Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

  • когда он болеет;
  • перед сном и сразу после сна;
  • во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);
  • во время работы и игры;
  • непосредственно после душевной или физической травмы;
  • когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;
  • когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

Комментарии экспертов

Алика Савко, психолог, психотерапевт

Физическое наказание ребёнка — это проявление слабости родителя.

Допустимо ли, что родитель может ощущать себя беспомощным — конечно, допустимо ли при этом физическое наказание — категорически нет. Любое «наказание» имеет контекст насилия. Моральное или же физическое.

Если воспитание ребёнка перерастает в постоянную череду провинностей и наказания, стоит обратиться за психологической помощью, так как такие отношения в семье перестают быть продуктивными для формирования детской психики.

В первую очередь, разбирать ситуацию нужно начать с родителя, как с человека, который может отследить свое желания физической расправы над ребенком. Ведь если использовать привычную формулировку «физическое наказание», то звучит вполне себе обычно, даже можно сказать привычно для большого количества семей. И в союзе родитель — ребенок в такой формулировке родитель становится на сторону «правосудия», он как бы прав, он наказывает, а ребенок при этом «заслуживает» это наказание за свою провинность.Но когда мы называем вещи своими именами, то физическое насилие — звучит намного правдоподобнее и роли уже меняются. И родитель в этой формулировке становится на роль человека, который причиняет физические страдания ребенку.

В России нет официальной статистики по количеству детей, которые подвергаются дома физическому наказанию, но по своей практике могу предположить, что это вполне внушительное число, так как взрослея, люди, которые обращаются за психологической помощью в 90% случаев подвергались эмоциональному или физическому насилию дома. Поэтому, если вы понимаете, что у вас есть желание физического наказания ребенка, обратитесь за психологической помощью в первую очередь для себя, а потом и для своего ребенка.

Ольга Кожелупенко, психолог

Можно ли бить детей?

О допустимости физического наказания давно ведутся жаркие споры. Так ли страшен подзатыльник или шлепок по попе для ребенка?

Важно понимать что в разные периоды жизни у ребенка формируются новые навыки и чувства. И наказание от родителей, особенно за малейшие проступки, приведет к постоянному ощущению вины и стыда

Ребенок вырастет безынициативным и пассивным. Также важно понимать, что физическое наказание может привести к травме ребенка.

Травмы, с которыми справится ребенку гораздо сложнее, потому что были нанесены самыми близкими людьми. При таком воспитании ребенок вынужден отказаться от себя и своей идентичности и стать удобным для родителя

Для родителей важно понимать что ребенок это отдельная личность со своими потребностями и желаниями и нельзя на него смотреть как на средство удовлетворения своих собственных потребностей и желаний

Позвольте, скажете вы, а где ж тут наказание?!

А вы представьте себя в мокрой, холодной, липкой от сока одежде. Приятно? Не очень-то. Вот вам и наказание — вполне, между прочим, соразмерное «преступлению». А главное, естественно и логично связанное с ним, просто напрямую из него вытекающее. Если дитятко полчаса побудет в таком виде, испытывая ощутимый дискомфорт, это не причинит вреда его здоровью. Зато принесет определенную пользу, обогатив опытом. Скорее всего, не с первого раза, но достаточно быстро он усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым имеет смысл обращаться аккуратно.

Для вас такой образ действий тоже намного предпочтительнее. Вы оградите себя от чувства вины, которое неизменно появляется после того, как мы устраиваем детям скандал, потому что не приходится ни кричать, ни шлепать, ни истязать нежную детскую душу долгими нравоучениями. Конечно, на деле и такая реакция осуществляется не так легко, как это выглядит на бумаге. Ведь ребенок наверняка не будет молча терпеть: он будет ныть, хныкать, жаловаться или выражать свои чувства более энергичным образом.

Например, настойчиво будет требовать, чтобы его переодели и обязательно пожалели. Поэтому необходимо выдержать характер, запастись терпением и пережить эти шумные полчаса. Кроме того, если так же разумно, спокойно и последовательно вы будете вести себя во всех прочих подобных ситуациях, когда малышу случается провиниться, его реакция, скорее всего, не будет слишком бурной. Дети хорошо чувствуют справедливость.

Только не нужно акт педагогического мужества сопровождать многократно повторяемой присказкой: «Я же тебе говорила!». Это можно сказать один раз, причем не в упрек, не для подтверждения собственной правоты, а просто в порядке напоминания и закрепления полученной информации. В следующий раз, когда ребеночек пожелает развлечься с чашкой сока, не грех напомнить ему о «мокром деле». Но не для того, чтобы попрекнуть его и заставить испытывать чувство вины, а лишь для того, чтобы напомнить ему о возможных неприятных последствиях шалостей с посудой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий