Как приучить ребенка к домашним обязанностям

Почему ребенок не помогает маме и папе?

Вначале необходимо проанализировать причины, по которым дети не помогают:

Стиль жизни. Когда мама и папа сами не убирают за собой вещи в шкаф, оставляют на столе грязную посуду, их поведение не самым лучшим образом отражается на детях.

Дома грязно. Там, где не убрано и некомфортно малыш не хочет наводить порядок.

Отсутствие взаимопомощи

Поддерживать друг друга важно, причём нужно своим примером учить детей делать это. У членов семьи обязательно должны быть дела, которые они выполняют вместе

Неравное распределение обязанностей

У папы и мамы совсем разное количество дел по дому. Мама делает всё, папа – ничего, ну или наоборот J. Тогда ребёнок думает: «наверняка правильно, что всё делает мама!»

Чувство вины или жалость. Мать и отец не осмеливаются привлекать свое дитя к работе, так как чувствуют себя виноватыми перед ним по каким-либо причинам, или просто жалко его, ведь он маленький, или услал.

Отсутствие одобрения. Дитя не проявляет инициативы, когда родители не хвалят его за работу.

Принуждение. Взрослые заставляют выполнять домашние дела в грубом тоне.

Наказание домашними делами. Помощь используется в качестве наказаний. Получил плохую оценку — моешь квартиру!

Вне игры!

Нельзя не заметить, что сегодня условия домашнего труда стали во многом легче. Появились технические усовершенствования: стиральные и посудомоечные машины. Не такая уж редкость и няни, помощницы по хозяйству. В связи с этим ответ на вопрос «зачем надо привлекать к работе по дому еще и ребенка?» кажется не столь очевидным. Поэтому, прежде чем начать приучать ребенка к домашнему труду, мы должные четко представлять себе, какую при этом преследуем цель. Хотим ли мы, чтобы он мог обслужить себя в наше отсутствие; получил бы навыки, необходимые для будущей жизни; а может, мы просто хотим сделать его жизнь менее вольготной? Психолог Евгения Пайсон считает, что приучать ребенка к труду имеет смысл тогда, когда его помощь действительно нужна. «Приучение ради приучения или ради каких-то далеких перспектив бессмысленно, — считает психолог. — Ребенок всегда почувствует, делает ли он чтото нужное, или же он — Золушка, которую заставили отбирать “белое от коричневого”, лишь бы чем-нибудь занять. Другое дело, когда мама говорит: мы — семья и всю работу делим на всех. Когда вам действительно нужна помощь, ребенок легко и естественно приучается трудиться». Даниил Ильяшенко, шестой ребенок в семье протоиерея Александра Ильяшенко, вспоминает, как в шестилетнем возрасте ходил по утрам на молочную кухню для своих младших сестренок-близнецов, а лет в десять, когда все большое семейство переезжало на новую квартиру, он в новых «апартаментах» сам вешал карнизы. «Сейчас я могу сказать, что невероятно счастлив, что вырос в такой семье и воспитывался именно в таких условиях, где нас было много и проходилось трудиться больше, чем в других семьях, — говорит Даниил, будучи уже отцом собственного семейства. — Эта закалка во многом мне помогла».
«Естественность» — именно то слово, которым характеризует процесс приобщения к домашнему труду своих восьмерых детей и Ольга Стриевская: «Я не могу вспомнить, чтобы кого-то надо было заставлять, все хотели мне помогать. Другое дело, что, когда все дети были еще маленькие, организовать такую помощь было невероятно тяжело, куда проще было все сделать самой, а детей отправить играть в детскую. Но ведь ужин понарошку — это совсем не то что готовить для папы ужин по-настоящему! И мне приходилось, если мы режем салат, каждому ребенку находить нож и дощечку; если мы жарим сырники, то к плите потом страшно было подойти…» Даже совсем маленький ребенок способен понять, что помощь по дому — это реальное дело. Именно поэтому, к примеру, дети охотнее участвуют в домашних делах, если мама заболела. А вот если ребенка заставляют убирать в своей комнате, когда во всех других порядок наводит помощница по хозяйству, такое занятие будет лишь имитацией работы. Но если попросить его собрать и рассортировать в доме книжки или диски перед приходом помощницы — это реальная помощь. Родители должны продумать, какое ребенку можно поручить дело, чтобы это не стало бессмысленной тратой времени, игрой или наказанием. Например, качественно помыть посуду маленький ребенок не в силах, для него это игра, зато расставить чистые тарелки по размеру в шкаф, разложить вилки и ложки — реальная помощь. «И есть еще одно отличие игры от настоящей помощи — за игру не благодарят», — отмечает психолог Евгения Пайсон.

Как организовать помощь детей по дому

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

У нас на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогал — он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Я не говорю, что это идеальная схема, но расписание определенно помогает.

Всему своё время

Как проконтролировать жизнь детей во второй половине дня

Неизвестно почему, но факт остается фактом: ребенок не умеет «чувствовать» время и не всегда способен определить, когда он голоден или замерз. Приходя из школы, он предается восхитительному ничегонеделанию, изредка прерываемому попытками сделать уроки.

Постарайтесь приучить ребенка жить по плану: «Вот ты приходишь из школы, в твоем распоряжении есть 5 часов. Смотри: сначала ты обедаешь и немного отдыхаешь, потом делаешь уроки и выполняешь обязанности по дому, все оставшееся время – в твоем распоряжении».

На выполнение заданных на дом упражнений и поручений родителей у ребенка должно уходить около 50% времени, 40% – занимать отдых, согласованный с родителями, 10% – оставаться на свободное время, когда школьник сам выбирает, чем ему заняться.

Обратите внимание: отдых и свободное время – разные вещи. Во втором случае речь идет о занятиях, позволяющих «забыть» про одно дело и перейти к выполнению другого. Даже если вы не оставите в расписании времени для безделья, оно все равно появится, только при этом вы будете нервничать, что ребенок никак не усядется за уроки

Даже если вы не оставите в расписании времени для безделья, оно все равно появится, только при этом вы будете нервничать, что ребенок никак не усядется за уроки.

Имейте в виду, что поначалу школьник будет выполнять лишь десятую часть из запланированного, а значит, его обязанности по дому должны быть небольшими. И еще: без стимула могут заниматься делом только высокоорганизованные от рождения дети! Ребенку должно быть выгодно помогать взрослым по дому и делать уроки до прихода родителей. Поэтому придумайте какое-нибудь поощрение за выполнение детских обязанностей.

Наверняка многие родители возразят: «Мы каждый день делаем уроки до глубокой ночи, а здесь речь идет еще о каких-то домашних обязанностях». Если на выполнение упражнений, заданных на дом, уходит больше двух часов, это может свидетельствовать о том, что ребенок устал, испытывает стресс (часто дети тратят на выполнение простых упражнений много времени, так как волнуются, что не успеют выполнить все задания), не может сосредоточиться из-за постороннего шума либо же не овладел образовательным материалом.

Иногда родители жалуются, что ребенок не обедает и ходит в школьной форме до самого вечера. С этим придется смириться. Дети не считают уход за одеждой своей обязанностью, поэтому просто забывают переодеться – это раз. Пока ребенок не осознает, что питаться всухомятку вредно, он не будет нормально обедать – это два. Сколько среди взрослых тех, кто вспомнит, как в детстве они разогревали суп, а потом выливали его, чтобы мама думала, что они нормально поели? К сожалению, чрезмерный контроль провоцирует вранье.

Важно: дистанционно контролировать ребенка, как правило, не получается. Телефонные разговоры на повышенных тонах приводят к непониманию между родителями и детьми: взрослые раздражаются, а школьники привыкают к тому, что на них кричат, и перестают слушать, что им говорят. Звонить оставшемуся одному дома чаду, конечно же, целесообразно: с целью уточнить, все ли дома в порядке, напомнить о чем-то

Однако не пытайтесь по телефону заставить сына или дочь делать что-0то из того, что он категорически отказывается делать

Звонить оставшемуся одному дома чаду, конечно же, целесообразно: с целью уточнить, все ли дома в порядке, напомнить о чем-то. Однако не пытайтесь по телефону заставить сына или дочь делать что-0то из того, что он категорически отказывается делать.

Вечером, придя домой, обязательно поговорите с детьми и проверьте, как они провели день, справились ли с уроками и вашими поручениями. Если результат вам понравится, поощрите ребенка, и он будет стараться повторить свой успех.

Обязательным элементом поведения родителя является компенсация отнятого у малыша времени. Самая частая причина разногласий между детьми, остающимися одни дома, и родителями заключается в том, что последние, приходя домой с полной головой проблем, не уделяют первым достаточного внимания.

Не вините себя в том, что обстоятельства заставляют вас оставлять ребенка одного дома. Главное, чтобы он не чувствовал себя брошенным. На самом деле существуют разные способы поддержания контакта с детьми: от прогулок и звонков до записок и оставления чего-нибудь вкусненького на столе.

Никто из взрослых не может контролировать своего ребенка круглосуточно. Рано или поздно придет время, когда он начнет оставаться дома один. Как приучить ребенка к самостоятельности, вы теперь знаете. Не торопите события, и ваше чадо научиться правильно организовывать свое время.

Просить и благодарить

Любая, даже не самым лучшим образом сделанная работа заслуживает благодарности. Именно благодарность родителей позволит ребенку получить моральное удовлетворение от оказанной им помощи, а это может вдохновить и на новые трудовые подвиги. Ольга Стриевская на всю жизнь запомнила совет матушки Марии Ильяшенко: если ребенок поможет тебе хоть с кончик ноготка, благодари его так, как будто он сделал необыкновенно много, эта благодарность даст ему силы работать дальше. Благодарность может быть просто эмоциональной реакцией.
Например, в семье Стриевских детям нравилось разыгрывать маму следующим образом. Сперва сказать: мама, пойди посмотри, как мы все разбросали. А когда мама приходила посмотреть на беспорядок — комната сияла чистотой. И как же радовались они неподдельному удивлению мамы! Благодарность необыкновенно приятна ребенку, тогда как критика, даже справедливая, может надолго отбить у детей желание сделать что-то полезное. Евгения Пайсон советует: «Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: “У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!”
Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, сделать по-новому. Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки». Конечно, благодарность, реальная помощь семье важны, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактные вещи для того, чтобыему включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать ребенку: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой». Прекрасным стимулом являются соревновательные моменты между детьми. В семье Стриевских, например, был период, когда на самой чистой комнате вешали флажок, потом было время — чертили графики помощи по хозяйству. Если ребенок постарше, нет ничего страшного, если стимулом для выполнения домашних обязанностей будет просмотр фильма, прогулка с друзьями.
Другое дело, что обязанности не должны возникать спонтанно, мама должна периодически напоминать о них ребенку, помочь ему рассчитать свое время так, чтобы его хватило и на работу, и на развлечения. Просить и напоминать — еще два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Евгения Пайсон отмечает: «Очень часто родители говорят, что лучше все сделать самим, чем напоминать ребенку десять раз. Не лучше! В этом случае ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым. Нужно не бояться напоминать, иногда даже взять за руку и повести за собой». Согласна с этим и Ольга Стриевская: «Бывает так, что сама начинаешь делать то, о чем попросила, и ребенок, подумав, включается в работу. Я показываю ему, что это не сложно, а даже приятно. Или говорю: давай половину сделаю я, а половину ты. Совместный труд всегда интереснее, чем приказы или указания. Все время идет поиск компромиссов. Иногда приходится подбирать ребенку ту работу, которая ему больше нравится. А иногда можно и сказать: сделай еще и что-то другое, хотя это не так приятно. Приходится сталкиваться и с отказами, но в этом случае я стараюсь не настаивать, а смириться. Бывает, покажешь ребенку, что ты не сердишься на него, а можешь сделать спокойно за него его работу — и он откликается, ему становится стыдно, неловко. Смирением можно победить детский протест, но все же я стараюсь никогда ситуацию до крайности не доводить».
Чем старше становится ребенок, тем более серьезную помощь он может оказывать. Но с другой стороны, серьезная работа требует и более серьезного вознаграждения. Может ли ребенок получать за свою работу деньги? Психолог Евгения Пайсон считает так: «Если ребенок выполнил работу, за которую вы все равно кому-то заплатили бы — например, мойка машины, заполнение документов на компьютере и т. п., — то вполне возможно отдать сэкономленную таким образом сумму на карманные расходы сыну или дочери. Конечно, при условии, что работа выполнена идеально — как выполнил бы ее наемный работник. Но есть в семье дела, которые мы распределяем внутри семьи и никому за них не платим: готовим, убираем, выносим мусор. Маме не платят за ужин — сыну не платят за вынесенное ведро»

И еще хотелось бы подчеркнуть одно важное свойство работы: она не должна даваться «в наказание», иначе ребенку очень трудно будет почувствовать от нее радость. Кроме того, наказание — это всегда требование, а не просьба, и уж при чем тут благодарность!

Практические рекомендации для родителей

Чтобы дочь или сын захотели помочь родителям участвовать в домашней работе, недостаточно просто привлекать его к этому занятию

Взрослым важно научиться правильно реагировать на действия младших членов семьи

Центральную роль играет поддержка, забота, внимание, положительный пример и любовь в семье

Практические рекомендации для того, чтобы дети помогали родителям:

Признание. Детям нужно слышать, к каким изменениям приводят их поступки

Необходим наглядный пример, как меняется состояние дома или квартиры от действий младших членов семьи.

Важно замечать работу. Даже самая мелкая помощь должна быть оценена и замечена. Благодарность, выраженная взрослыми за помощь — существенный момент

Констатируйте факты: «спасибо, что ты сделал такие вкусные бутерброды», «ты очень аккуратно сегодня застелил постель» и т.д

Благодарность, выраженная взрослыми за помощь — существенный момент. Констатируйте факты: «спасибо, что ты сделал такие вкусные бутерброды», «ты очень аккуратно сегодня застелил постель» и т.д.

Показывать, что вы нуждаетесь в помощи и поддержке от ребенка

Пусть малыш сделал совсем незначительный поступок ради вас — его необходимо преувеличить, оценить, как нечто очень важное и значительное

Не перехваливать. Отметьте помощь, но будете адекватны

В этом возрасте школьник уже хорошо оценивает ситуацию, и ему важно получать заслуженную похвалу

Сделать любую домашнюю работу весёлой. Для этого взрослым самим следует научиться относиться к бытовым обязанностям как к чему-то естественному и легкому. Хозяйственные заботы должны быть необременяющими и веселыми.

Найти работу по хозяйству, которая бы нравилась ребенку. Спросить, что ему нравится делать. Это может быть уход за собственным растением или выращивание фрукта. Занятие должно вызывать интерес и увлеченность.

Воспитание ребенка — это в первую очередь воспитание себя. Перед тем, как взрослым заняться воспитанием, стоит посмотреть на себя — проанализировать сначала свое отношение к труду и к бытовым делам. А также настроиться на позитив — любовь к своему чаду и юмор решают многие проблемы. Ваши верные помощники в воспитании ответственного отношения к домашним делам — отсутствие осуждений и нареканий — ребенок не станет вести себя лучше, когда слышит постоянную критику, споры, наблюдает негативный пример взрослых со стороны. И создание уюта — в доме должна каждый день присутствовать доброжелательная атмосфера, теплота во взаимоотношениях между всеми членами семьи.

Как научить ребёнка делать уроки

Тренировать самостоятельность

Сначала можно делать задания вместе с ребёнком, направлять его и отвечать на вопросы, а затем постепенно ослаблять этот контроль. Например, можно вместе разобрать, как делать все задания сразу. Как только ребёнок всё поймёт — пусть попробует сделать задание сам

Важно, чтобы школьник научился собирать вопросы и приносить на проверку задание целиком, а не звал родителей помочь каждую минуту. Постепенно можно расширить границы самостоятельности, полностью передав ребёнку ответственность за домашнюю работу, и проверять только результат

Улучшать концентрацию внимания и усидчивость

Чтобы понять, насколько школьник может сосредоточиться на работе и выполнить её до конца, следует понаблюдать за тем, как он выполняет домашнюю работу. Если у школьника не получается сконцентрироваться и довести задание до конца, стоит проводить занятия в игровой форме или попробовать добавить специальные упражнения на концентрацию внимания. В любом случае следует всегда делать небольшие перерывы в течение занятия — это позволит ребёнку немного отвлечься и приступить к задаче с новыми силами.

Планировать выполнение домашней работы

Можно взять за правило, что сначала надо делать устные задания — потом письменные, сначала на черновике — потом на чистовике, сначала простые — потом сложные. Перед тем, как приступать к домашней работе, следует проанализировать все упражнения, чтобы ребёнок понял, как их выполнять. Затем выстроить порядок, чётко спланировать время и проконтролировать — уложился ли, например, в час. То, что не получается, можно пропустить и вернуться потом. Задание желательно выполнять в тот же день, в который ученик его получил, пока информация, полученная на уроке, ещё не выветрилась.

Выработать систематичность

Соблюдать регулярность и не нарушать её — важно для закрепления любого навыка. Поэтому существенно, чтобы выполнение домашнего задания вошло в привычку. Например, даже если на дом ничего не задали, всё равно необходимо сделать любое задание из школьной программы (можно взять учебник за тот же класс, но от другого издательства)

Таким образом ребёнок не только привыкнет к занятиям в одно и то же время, но и поймёт, что может быть несколько решений на одну и ту же задачку. Этот метод особенно актуален для математики: бывает, сколько учебников, столько и решений одного и того же примера

Например, даже если на дом ничего не задали, всё равно необходимо сделать любое задание из школьной программы (можно взять учебник за тот же класс, но от другого издательства). Таким образом ребёнок не только привыкнет к занятиям в одно и то же время, но и поймёт, что может быть несколько решений на одну и ту же задачку. Этот метод особенно актуален для математики: бывает, сколько учебников, столько и решений одного и того же примера.

Организовать рабочее место

Не секрет, что окружающая обстановка влияет на работоспособность человека. Поэтому в комнате ребёнка должна быть оптимальная температура, хорошее освещение и удобный письменный стол, стул. На рабочем столе должно быть достаточно места для учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей, ноутбука. Следует приучить ребёнка не захламлять стол ненужными вещами, которые могут отвлечь

Важно, чтобы он понимал, что письменный стол — это рабочее место, на котором должен царить порядок

Дети от 4 до 7 лет: мытье посуды и аккуратная обувь

Дошкольники и младшеклассники выглядят уже очень смышлеными и разумными людьми, но по факту их мозг все еще остается незрелым. Они легко и быстро забывают обо всех тех обязанностях, которые взрослые пытаются на них возложить: убрать игрушки, отнести свою тарелку в посудомойку, повесить куртку на крючок и положить грязное белье в стирку. Или вспоминают об этом, но решают, что игра не стоит свеч, уж лучше заняться чем-то более приятным. Конечно, мы можем сердиться на них, но это не самый верный путь.

Другая частая ошибка родителей – откладывать «уборочное» воспитание на потом, а ведь основы характера и базовые навыки формируются до 7 лет. Если до этого возраста малыш привыкнет быть царевичем, потом вам будет очень сложно его «построить».

Как надо

Продолжайте придерживаться стратегии, которую вы ввели, когда ваш ребенок был малышом: обязательно давайте ему посильную нагрузку, но не ругайте за забывчивость.

Очень важно удерживать фокус внимания дошкольника на полезных делах с помощью совместной деятельности и личного примера. Даете задание собрать игрушки? Сделайте это вместе

Хотите научить мыть посуду? Вставайте рядом у раковины и мойте тоже. Вам не нравится раскиданная по прихожей обувь? Зовите детей и вместе с ними раз за разом, день за днем собирайте ботинки и ставьте в нужное место.

Постарайтесь не злиться: в таком возрасте ребенок – все еще немного малыш. Попытки сделать его взрослым прежде времени в будущем могут вылиться в поводы для визита к психотерапевту. Если же вы научите детей помогать вам из любви и желания делать приятно, однажды они обязательно привыкнут к тому, что уборка – неотъемлемая часть жизни.

И максимально поощряйте всякую самостоятельность и попытки помогать. Чем старше становится ребенок, тем шире диапазон его возможностей, тем больше полезных дел ему можно поручать.

А если ребенок не хочет убирать

Чем старше становятся дети, тем меньше они обычно интересуются домашним хозяйством. Помогать им уже не интересно, на передний план выходит общение со сверстниками, которое требует очень много времени. Как тогда мотивировать свое потомство?

Многие родители согласятся: абсолютно проигрышный вариант – предлагать за помощь деньги. Некоторые не верят и в постоянные похвалы в адрес подростков. Все равно навык хотя бы самообслуживания от положительного поощрения не вырабатывается. Было обнаружено, что даже маленькие дети подавляют свою готовность помочь даже тогда, когда их вознаграждают. А подростки – тем более.

В этом ракурсе можно сойтись во мнении: дети, которые вовлечены в быт с самого начала и вносят свой вклад в домашнее хозяйство, также будут помогать позже. Они знают, что их маленькие обязанности важны и нужны. Они всему научатся, поэтому, даже если в период подросткового бунтовства будут избегать домашней работы, в самостоятельной жизни все равно справятся с бытом.

Должны ли дети помогать родителям

В дореволюционные годы не стоял вопрос, нужно ли помогать родителям или нет. В семьях росло много детей и с раннего возраста они приобщались к хозяйству. В советское время трудовое воспитание было неотъемлемой частью образовательного процесса. Дети приобщались к дежурствам в школе и классе, работе на приусадебных участках, колхозных полях.

Ответственность за воспитание детей до 18 лет государство полностью возлагает на родителей или опекунов. Права и обязанности обеих сторон прописаны в следующих документах:

  • конвенции ООН по правам ребенка;
  • конституции РФ;
  • семейном, гражданском, трудовом кодекс РФ.

Методы воспитания родители могут выбирать в пределах закона

Приучение детей к труду является важной составляющей формирования здоровой личности. Выработка любого полезного навыка связана с усилиями. Во все времена лень осуждалась как серьезный порок и всегда наказывалась

Это нашло отражение в устном народном и литературном творчестве

Во все времена лень осуждалась как серьезный порок и всегда наказывалась. Это нашло отражение в устном народном и литературном творчестве.

Практически все педагоги и психологи высказываются за раннее трудовое воспитание детей. В детских садах и школах внедряют комплексные мероприятия по постепенному приучению детей к труду. Усилия принесут положительный результат, если образовательные учреждения и семьи будут действовать сообща.

Благодарность и отсутствие критики

За каждое сделанное по дому дело ребенка в обязательном порядке следует искренне благодарить. Не надо стесняться говорить ему «спасибо» и приучать к тому, что маму и папу тоже надо благодарить за то, что они делают для ребенка. Благодарность — лучшая награда и отличное подкрепление нужного поведения.

Критики же следует избегать

Важно помнить, что дети только учатся жить в этом мире. В 7 лет им сложно тщательно отмыть посуду, в 8-9 они только осваивают сложные бытовые приборы, подросток 12-14 лет может плохо протереть со стола… Перечислять можно бесконечно

Не надо обращать внимания на мелкие недочеты и акцентировать на них внимание. Иначе ребенок решит, что все, что он делает, недостаточно хорошо, а значит, можно не стараться. Естественно, переделывать то, что сделал ребенок, надо таким образом, чтобы он этого не замечал

Некоторые родители делают это демонстративно, тем самым навсегда отбивая желание помогать по дому и нанося серьезный удар по самооценке

Естественно, переделывать то, что сделал ребенок, надо таким образом, чтобы он этого не замечал. Некоторые родители делают это демонстративно, тем самым навсегда отбивая желание помогать по дому и нанося серьезный удар по самооценке.

Как добиться чистоты у ребенка в комнате

Не нарушайте личные границы ребенка

Первый и самый важный пункт: нет, не надо в отсутствие ребенка заходит к нему в комнату и наводить там порядок! Даже если вы всего лишь хотите убрать кружку с заплесневевшим чайным пакетиком и собрать грязные носки – все равно не надо. Поверьте, ущерб вашим отношениям может быть больше, чем бонусы от наведенной чистоты. Просто забудьте об этой идее.

Предложите помощь

Идеально работает со всеми тремя вариантами беспорядка, даже с бунтующим подростком. Попросите собрать конкретные вещи для стирки, когда вы собираетесь стирать, или принести грязные кружки, когда будете мыть посуду. Компромисс, конечно, но гораздо лучше, чем ничего. А главное – это точка дружелюбного контакта с подростком!

Предложите идеи

Познакомьте ребенка с системой Марии Кондо или любой другой системой организации пространства и времени. Особенно хорошо это работает с детьми-экспериментаторами: они легко увлекаются новыми идеями и начинают применять на практике. Хорошо помогает приобретение интересных вещичек – от смешного мусорного ведра до робота-пылесоса, в зависимости от ваших возможностей. Если ребенку приспособление понравится, он будет им пользоваться.

Пригласите друзей

Если ребенок не хочет убираться для себя и демонстративно игнорирует ваши интересы, то пренебрегать мнением сверстников он не будет. Поощряйте контакты ребенка, пусть его друзья как можно чаще заглядывают в гости. Стерильной, комната, конечно, не станет, но грязное белье и огрызки с пола исчезнут. Кстати, первая влюбленность (причем даже не самого подростка, а, допустим, лучшего друга или подруги) оказывает магическое действие на личную гигиену и, опосредованно, на чистоту одежды и комнаты.

Серьезно, большая часть подростков, сепарировавшись и начав самостоятельную жизнь, приводит свое жилье в состояние умеренного порядка. Тех немногих, кто все-таки не приходит к этому состоянию самостоятельно, приводят к идее порядка юноши/ девушки, с которыми они начинают встречаться.

Так что и это пройдет, просто нужно немного потерпеть.

27.09.2019

     о подростках, ребенок и родители

Чего делать не нужно

Напоследок расскажем, как делать не нужно:

  • Указывать, говорить повелительным тоном. Из-за этого малыш может или перестать хотеть проявлять инициативу, или привыкнуть к бездумной исполнительности.
  • Унижать. Если у чада что-то не получается, а родители упрекают его в этом в грубой или насмешливой форме, то пропадёт всякое желание пробовать и стараться.
  • Делать за малыша то, что он и сам вполне способен сделать. Он привыкнет к этому и не будет проявлять инициативу.
  • Переделывать что-то. Если ребёнок выполнил какую-то обязанность, а потом мама на его же глазах сделала всё по-своему, то в следующий раз малыш подумает: зачем делать это, если у взрослых получается лучше и правильнее? Желательно мягко указать на ошибки и попросить исправить их.
  • Заставлять делать то, что ребёнок пока не умеет в силу возраста. Не требуйте взрослеть быстрее положенного.
  • Наказывать, ругать за ошибки. Да, результаты не всегда соответствуют ожиданиям, но наказания разовьют страх ошибиться снова. И тогда ребёнок будет бояться что-то делать самостоятельно.
  • Навязывать советы, помощь. Можно мягко направлять и помогать по просьбам. Но если постоянно давать наставления, то вы будете лишать чадо возможности попробовать и дойти до конца самому, пусть и не так, как хотелось бы.
  • Перекладывать ответственность на себя. Пример: школьник тянул с уроками и в итоге понял, что не сделает их сам. Некоторые из жалости или ради предотвращения плохой оценки выполняют задание за ученика. Но ребёнок должен осознать последствия своего действия или бездействия, чтобы получить опыт и в будущем не допускать ошибок.
  • Оправдывать. Пример: ребёнок не застелил постель. Мама делает это сама, оправдывая отпрыска тем, что он просто ещё не проснулся и не собрался с силами.
  • Чрезмерно опекать. Конечно, меры безопасности нужны. Но оберегать от всего не стоит. Ребёнок должен познавать мир, сам осознавать реальные угрозы, иногда учиться на ошибках.

https://youtube.com/watch?v=KsokqX5abfw

Развитие самостоятельности у ребёнка – непростая, кропотливая и непрерывная работа, требующая терпения и сил

Но если всё делать последовательно, обдуманно и с любовью, то чадо обретёт столь важное качество и подготовится к взрослой жизни

Советы родителям

Будьте терпеливы, не ждите мгновенного идеального результата, ведь ребенок не в силах выполнять домашние обязанности наравне с взрослым человеком. Отвечайте ребенку за помощь благодарностью, а не упреком, иначе в следующий раз он просто откажется от выполнения домашних дел.

Превращайте уборку в веселое развлечение – с малышами очень легко найти общий язык, приложив к уборке игрушек немного смекалки, фантазии и терпения. С таким подходом любая уборка будет нипочем!

Учитывайте пожелания ребенка – дайте ему такое задание, которое придется по душе.

Не платите ребенку за помощь по дому – выбрав такой вид поощрения за проделанную работу, родители сами себе делают проблему, за которую приходится тяжело расплачиваться в дальнейшем. Ведь ребенок начнет воспринимать свои обязанности в качестве предмета торга, плата за который будет каждый раз расти.

Домашняя работа не должна выступать в качестве наказания, иначе малыш, убирая в своей комнате игрушки или застилая кровать, будет думать, что он сделал что-то не так.

Старайтесь делать домашние дела вместе и дружно, показывая малышу положительный пример.

Будьте терпеливы – “не требуйте” исполнения заданной задачи, а “попросите” ребенка о помощи или предложите ее выполнить вместе.

Для того, что бы ребенок вырос трудолюбивым и аккуратным, родителям нужно показывать это на своем личном примере. Запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой наравне – тогда ваши усилия в дальнейшем будут обязательно оценены по заслугам и в вашу же пользу.

Дети от 1 до 3 лет: раскладывание игрушек и вещей по своим местам

Это самый лучший возраст, чтобы начать приучение ребенка к уборке и помощи старшим.

Человек до трех лет воспринимает весь мир как одну большую игру и не догадывается, что мытье полов и вытирание пыли – на самом деле довольно скучное занятие. Да, такой малыш едва ли способен хорошо выполнить серьезное дело, зато он максимально открыт усвоению и подражанию. Он действительно хочет помогать старшим, полностью копировать их поведение, пробовать новое. А за одно – получать похвалу и подтверждение своей «правильности», «хорошести», значимости для семьи. Так что вручить тряпочку даже годовалому ребенку – отличная идея. Разумеется, без малейших ожиданий продуктивного результата. На первом этапе все, что вы получите, это дополнительный беспорядок (главное – не признавайтесь в этом малышу).

К сожалению, не у всех родителей есть ресурс на устранение этого дополнительного беспорядка, и тут многие совершают ошибку: словами «Ты еще не дорос» они полностью отказывают малышу в праве на помощь.

Как надо

На данном этапе мы формируем у ребенка не навыки аккуратности, а эмоциональную связку «я помогаю – взрослые радуются». Поэтому находим любые комфортные для вас формы такой помощи. Пусть это будет мелочь, но позволяющая малышу ощутить единение с семьей. Дайте ему хорошо отжатую тряпочку для пыли, предложите собрать мелкое белье с сушилки, позвольте перенести небьющуюся посуду с обеденного стола на кухонный. Все что угодно, лишь бы ребенок почувствовал, что он – помощник.

Для самых маленьких по возможности сделайте такую практику регулярной, но без малейших проявлений давления и назидания. С трех лет вводите для ребенка посильные постоянные обязанности: поставить ботинки на полку, собрать игрушки, положить одежду в отведенное для нее место и т. п.

Как приучать к хозяйству подростков?

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Помощь ребенка по дому: зачем

Домашние обязанности чрезвычайно важны и помогают развить ценные личностные качества. Опыт показывает, что такие дети лучше учатся и хорошо налаживают контакт с окружающими. Дети, воспитанные в труде, приобретают:

  • самостоятельность;
  • ответственность;
  • целеустремленность;
  • волевые качества;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • доброту, отзывчивость, чуткость.

Все эти качества нужны в дальнейшей жизни, и с ними легче создать счастливую семью и добиться высот в карьере.

Ограждение от домашних обязанностей делает детей потребителями, которые думают только о себе. Во взрослом состоянии такой человек будет страдать сам и принесет огорчения окружающим людям.

Чего следует избегать?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий