Что ребенок должен уметь в год

Распорядок дня годовалого малыша

При составлении режима для ребёнка следует учесть, что дети, предпочитающие спать один раз в дневное время, должны вставать позже. Это, разумеется, не каприз малыша, а его особенность организма и одного тихого часа днём ему вполне хватает, чтобы оставаться бодрым и жизнерадостным. Всего в сутки ребёнку требуется около 13-14 часов на отдых, при этом ночью он может спать от 9 до 10 часов, а днём 3-4 часа. В данный период уже пора приучать детей засыпать самостоятельно.

Годовалые дети питаются вместе со взрослыми, но им запрещены некоторые продукты, в том числе соленья, маринады, колбасные и копчёные изделия. Слишком мягкая пища, приготовленная по старинке, как в начале введения прикорма, может приводить к неправильному прикусу и нарушению пищеварения, так что детям необходимо давать и достаточно твёрдую пищу в виде небольших кусочков. В год уже можно постепенно переводить ребёнка на четырёхразовое кормление, тем более, если он уже не питается маминым молоком.

Правила ухода остаются такими же, как и в предшествующие месяцы, и предусматривают все основные гигиенические процедуры. Что касается зарядки и массажа, то они малышам необходимы, так как помогают укреплять структуру мышечных тканей, обеспечивают нормальное кровообращение и обогащение организма кислородом. Массирование, кроме того, снимает напряжение после активного бодрствования.

Сколько мы уже весим

Как ваш малыш уже подрос! Теперь он весит раза в три больше по сравнению с тем, что было при рождении. А его рост увеличился в среднем на 25%. Так к годику вес детей колеблется от 10 до 12,5 кг, а рост, в среднем составляет 77 см.

Если в первые месяцы жизни малыш набирал чуть ли не по килограмму, то ближе к годику эта цифра сместилась на 400-500 грамм. А за промежуток с 11 по 12 месяц малыш и вовсе набрал грамм 350.

Но никогда не стоит забывать про то, что каждый карапуз уникален. И если его параметры не вписываются в общие рамки, это ещё не повод начинать переживать.

В один годик мой сын весил 11 кг 200 грамм, при росте – 79 см.

Умения ребенка в полтора года

Важно не то, что умеет малыш сейчас. Важно то, развиваются ли его умения, прибавляются ли к ним новые

Для успокоения мы приведем вам список того, что осваивает среднестатистический ребенок к 1,5 годам своей жизни. А вы наблюдайте и сравнивайте:

  • уверенно ходит;
  • переносит предметы в ручках с места на место при ходьбе;
  • встает и садится без опоры;
  • удерживает ложку в кулаке и аккуратно ею кушает даже жидкие блюда;
  • таскает за собой игрушки на веревочке;
  • листает книги;
  • нанизывает пирамидку с соблюдением размера колец;
  • отличает бросание мяча от его катания;
  • бросает предметы взрослому по просьбе, ловит летящий ему мячик;
  • выполняет простые просьбы (дай то, иди сюда, принеси);
  • расстраивается, если не умеет что-то делать;
  • отказывается повторять действие, если до этого не получилось;
  • проговаривает 20-40 простых или упрощенных слов;
  • отличает круг от квадрата;

знает 2 или 3 цвета.

Есть детки, умеющие половину всего этого в год, в год и месяц. Другие научатся всему если не в полтора, то к году и 8-9 месяцам точно. Главное – заниматься с ребенком, не ограничивая слишком сильно его свободу передвижения

Особенно важно развивать речь. Чем больше вы говорите с ребенком, тем скорее увеличится его словарный запас

Что должен уметь говорить ребенок в 1 год?

Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева рассказывает, что делать и чего ни в коем случае не следует делать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме – речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится

На самом деле, такой подход в корне не верен.
Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка.
Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться.
Основные этапы развития речи ребенка Начинать заниматься развитием речи малыша можно уже с первого дня его рождения.

Первое, на что нужно обратить внимание, – как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки

Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы». В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично. Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, обратитесь за консультацией к врачу.

Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить». Вместе с «гулением» появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него.

  • Если малыш не начинает «гулить», обратитесь к врачу, возможно, у него проблема с ушками.
  • С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно.
  • Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя.

В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными. К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги.

Особенности возраста

  • Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
  • Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
  • Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
  • Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
  • В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

Что умеет ребенок в 1 год?

Когда говорят про развитие ребенка в 1 год, нужно понимать, что требования к обязательному наличию навыков и умений достаточно условны, поскольку все дети очень индивидуальны. И то, что умеет ребенок в 1 год и что считается нормой для всех годовалых детей, необязательно присутствует у вашего малыша, и уж тем более, не говорит об отклонениях. Это всего лишь особенности развития: при помощи любящих родителей малыш приобретет необходимые навыки, когда будет к этому окончательно готов.

  1. Ребенок в 1 год уже ходит, может быть, не самостоятельно, но встает на ножки, и передвигается, держась за мебель или за вашу руку.
  2. Ребенок в 1 год может брать целую горсть маленьких игрушек, у многих получается держать несколько предметов одной рукой.
  3. Если попросить годовалого ребенка дать вам игрушку, он уверенно исполнит просьбу. В это время он уже отпускает пальцы, отдавая взрослому предмет.
  4. Ребенок в 1 год приседает и может сидеть, не опираясь на спинку.
  5. Играя с кубиками, строит из них башенку, или одевает колечки на детскую пирамидку.
  6. Ребенок в 1 год может сгибать большой и указательный пальцы, захватывая мелкие предметы, например, пуговицы на одежде.
  7. Словарный запас у малыша в год достаточно большой. Это не значит, что он говорит все слова, которые понимает. Произношение слов отдаленно напоминает правильное.
  8. Если родители позволяют ребенку в год пользоваться при еде ложкой, малыш ее быстро осваивает, хотя иногда может продолжать пользоваться руками.
  9. Если взрослые показывают малышу новые жесты, он быстро запоминает, и пользуется ими (целует в воздухе, остужает горячее, «грозит» пальчиком).
  10. Ребенок в 1 год способен выполнять простые поручения и просьбы взрослых.
  11. Вы можете понять, узнает он человека или нет: если входящий знаком и приятен, он с радостью машет ему ручкой, может посылать воздушные поцелуи.
  12. В годик дети очень любят подражать взрослым. Если у папы или мамы есть какие-то яркие привычки, не сомневайтесь, в этом возрасте малыш обязательно вас удивит точным копированием вашего поведения.
  13. Годовалые детки – очень музыкальны. Они с удовольствием пританцовывают под музыку и раскачиваются в такт. Некоторые детки в 1 год подпевают (мычат), подражая и повторяя интонацию музыкальных исполнителей.
  14. Если спросить вашего ребенка, где у него носик, он со смехом покажет на нос (или на ваш). Годовалый малыш уже знаком с частями тела, может показать ручку, ножку, животик и глазки. Особенно малышам нравится показывать, что они знают на любимых игрушках.
  15. Все годовалые малыши очень подвижны, их любознательность очень высока. Они могут часами провести на диване, забираясь на самый верх.
  16. Ребенок в 1 год любит изучать закрытые от него пространства, особенно кухню, ведь там так много всего интересного: многочисленные баночки, крышки, незнакомые и красивые предметы. Оставлять одного малыша на кухне нельзя: он обязательно попробует забраться в самые укромные уголки.
  17. Все дети в возрасте года любят, когда им читают или показывают красивые книжки. Даже если малыш не сидит, а постоянно бегает вокруг вас, разговаривайте с ним – он впитает вашу речь, как губка.
  18. К году ребенок пробует держать ложку и вилку, постарайтесь дать ему в руку карандаш. Многим малышам очень нравится, как после их руки остаются следы на бумаге. Это могут быть его первые рисунки.

Ребенку 1 год: что умеет?

При оценке способностей годовалого ребенка важно понимать, что все дети разные. Одни малыши начинают ходить уже в 9 месяцев, а другие делают первые шаги только ближе к году

Аналогичная ситуация происходит и с навыками.

Физическое развитие: базовые навыки

До года дети растут очень быстро. После годовалого возраста их рост и вес начинает увеличиваться медленнее. Регистрировать показатели веса и роста нужно каждые 3 месяца. Это можно делать взрослым самостоятельно дома или во время профилактического осмотра у педиатра.

В среднем, вес у детей в 1 год должен превышать их вес при рождении в 3 раза. Рост увеличивается примерно на 20 см (по сравнению с ростом при рождении).

Нормы роста и веса годовалых детей:

  • Мальчики — рост 75,5 см, вес 10 кг.
  • Девочки — рост 73,5 см, вес 9,5 кг.

Параметры роста и веса не должны точно соответствовать вышеуказанным нормам. Допустимо как отставание, так и опережение в росте и весе. О патологических нарушениях можно утверждать лишь тогда, если рост и вес малыша аномально низкий или, наоборот, аномально высокий.

В год у детей меняется внешний вид. Самыми большими частями тела у крохи являются животик и голова. Лицо принимает округлую форму и мягкие очертания. Ручки и ножки относительно тела кажутся короткими, на ощупь они мягкие без присутствия мускул.

  • Окружность головы — 46,6 см.
  • Количество зубов — от 4 до 10 прорезавшихся зубиков.

Взрослым необходимо помнить, что нет универсальных показателей нормы физического развития ребенка в 1 год. Развитие у детей происходит по-разному. Вышеуказанные показатели — это примерные данные, на которые следует ориентироваться родителям при оценке физического развития ребенка.

Навыки

По мнению специалистов, и девочки, и мальчики развиваются примерно одинаково. Но по примерам из жизни можно судить о том, что девочки начинают говорить раньше мальчиков. Мальчики же более активны, они с удовольствием играют в игрушки, общаются со взрослыми, стараются самостоятельно познавать мир.

Дети в 1 год очень непоседливы. Они активно двигаются, много играют. Некоторые малыши в год уже ходят, другие — только ползают. С освоением навыка ходить спешить нельзя. Если ребенок проявляет интерес к самостоятельной ходьбе, то мама должна его постоянно страховать.

Что должен уметь ребенок в год?

  • Сидеть на корточках и легко вставать из этого положения.
  • Открывать и закрывать дверки у шкафчиков. Доставать из шкафов одежду и складывать ее обратно.
  • Вскарабкиваться на невысокий диван или кресло. Дети в год должны уметь и слезать с них.
  • Малыш должен уметь брать двумя пальцами (большим и указательным) мелкие предметы и крепко держать, не роняя. Также годовалые дети должны уметь собирать пирамидки, кубики по картинкам (около 4 кубиков).
  • Копировать поведение и мимику взрослых (расчесывать волосы, умываться, ремонтировать машину и т. п.).
  • Играть в сюжетные игры.
  • Узнавать животных, показывать, где кошка, а где собака.

Если какой-то из навыков малышу дается трудно, то родители должны помогать осваивать его. Все должно происходить в форме игры.

Какие трудности в развитии ребенка в год могут возникать? Как их решить?

Дать оценку нормальному развитию ребенка помогут следующие тесты:

  • Умеет ли малыш твердо стоять на ногах, ползать на четвереньках, ходить (с помощью взрослых)?
  • Выполняет ли ребенок простые просьбы взрослых (принести мячик).
  • Использует ли малыш в процессе общения жесты?
  • Присутствуют ли в его речи осмысленные слова?

Если что-то родителей в физическом и психическом развитии малыша настораживает, то они должны проконсультироваться по этому поводу у специалиста.

Какие обычно возникают трудности?

  1. Малыш часто плачет, не интересуется игрушками, пассивен. Проблема может заключаться в стрессе, который когда-либо он получил. Оценить его психологическое состояние поможет психолог.
  2. Малыш не произносит звуки и слова. Многие дети начинают говорить после 1-2 лет. Но проконсультироваться с педиатром не помешает.

Малышу важно уделять много времени и внимания. Детки любознательны и, играя с родителями, они способны обучиться многим навыкам

автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко, врач-педиатр, к. м. н.

Теперь вы все знаете о том, что должен уметь ребенок в год. Надеемся, вам понравилась наша статья. Делитесь с друзьями, оставляйте комментарии – мы с радостью ответим!

Как развивать мелкую моторику у ребенка в 1 год

  1. Рисование карандашами. Вложите карандаш в руку ребенка и, придерживая ее, рисуйте по бумаге вместе. Заинтересуйте малыша этим занятием.
  2. Рисование красками. Сначала научите ребенка водить сухой кисточкой по бумаге, только после этого переходите к рисованию красками.
  3. Лепка из пластилина. Скатав пластилиновый шарик, превратите его в лепешку, дайте пластилин и предложите ребенку повторить те же действия.
  4. Приклеивание наклеек на листы бумаги.
  5. Рисование красками для пальцев.
  6. Использование шнуровок в играх.
  7. Наматывание ниток на катушку.
  8. Игры с водой, крупами или песком, с использованием сита и ложек.
  9. Закручивание и откручивание баночек.
  10. Игры с сортером и другими подобными игрушками.
  11. Обучение обращению с замками, липучками, кнопками, пуговицами.
  12. Игры с прищепками.
  13. Занятия с сенсорной коробкой.

Психоэмоциональное развитие малыша в 1 год

Наступает переломный момент в жизни ребенка. В этом возрасте кроха проявляет характер: может и соседа по песочнице лопаткой ударить, и маму укусить, и банановым пюре плеваться, и кошку за хвост таскать.

  • Первый психологический кризис. В 12 месяцев можно наблюдать приметы психологического кризиса. В чем он проявляется? Грудничок бурно выражает негативные эмоции, нарушает табу, выступает против всех «нельзя». Также малыш пытается все делать самостоятельно. Учащаются капризы, часто дети закатывают истерики. В этом возрасте уже можно говорить о так называемом манипуляторном плаче, когда малыш осознает, что истерикой можно (или нельзя) чего-то добиться. Период первого психологического кризиса длится примерно полгода. В полтора года снова наступает затишье, ребенок становится «шелковым». Но в 3 года грядет новый кризис. Так что мамам и папам нужно запасаться терпением.
  • Самостоятельность и безопасность. Запреты в жизни годовалого малыша должны быть, чтобы формировать у него чувство безопасности. Также табу показывают личностные границы родителей, ребенок должен их знать. Но запретов не должно быть слишком много. Лучше предлагать безопасную альтернативу, чтобы малыш имел право выбора. Например, если он находится на кухне, то лучше не запрещать что-то брать, а дать ему задание или такие вещи, которые нельзя разбить (пластмассовая посуда). Ребенок этого возраста охотно берется за домашнюю работу и любит копировать действия взрослых.
  • Общение. Ребенок с большим желанием выполняет просьбы взрослых и приносит игрушку, о которой его попросят. Уже нет такой отчужденности, страха перед незнакомыми людьми, но эмоциональная привязанность к маме остается. Да и со сверстниками потихоньку налаживается коммуникация. Конечно, в этом возрасте еще рано говорить о симпатии и дружбе. Общение происходит во время игры, которую организовывают взрослые. Нередко на детской площадке возникают конфликты из-за дележа игрушек. Психологи рекомендуют учить малышей делать обмен. Тогда у крохи не будет ощущения, что его лишают частной собственности.

Для гармоничного формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации в этом возрасте можно посещать школу раннего развития.

Общение со взрослым и развитие эмоций у ребенка в возрасте 1,5 лет

В этот период у малыша преобладают яркие положительные эмоции. Новые предметы вызывают удивление, восторг.

Развитие ребёнка все так же движимо его любопытством, поэтому взрослому необходимо поддерживать исследовательский интерес малыша. Нормальным станет появление большого числа вопросов типа «Что?», «Где?», «Зачем?», «Почему?», «Куда?», «Когда?» …

Возраст 1-1,5 года является «трудным» возрастом, поскольку у ребёнка может возрастать не только упрямство, но и яркое эмоциональное выражение желаний. Мы можем видеть, как в ответ на запрещение ребёнок ещё настойчивей повторяет действие. Иногда даже кажется, что он делает это «назло». А усиление запрета и попытки силой прекратить нежелательное поведение могут вызывать «истерики» с капризным плачем, «бросанием на пол», активным битьем руками и ногами по случайным предметам.

Всегда помним, что захлёстнутый эмоцией ребёнок не может тут же превратиться в разумно изъясняющегося человека, но шаг навстречу друг другу всегда более продуктивен, чем противостояние.

Мы должны помнить, что ребёнок пока не открыл своих переживаний и не может сказать «я зол» или «я рад». Эта ориентировка в собственных чувствах произойдет только к концу дошкольного периода.

В возрасте 1,5 года малыш может указать мимикой, жестами, какими-то  звуковыми последовательностями на то, что его беспокоит или влечет. Помогая ребёнку в этом процессе, мы создаем основу для самопонимания и доверия близким.

Чем быстрее ребёнок научится сообщать (говорить) о своих желаниях и чувствах, тем быстрее пройдет кризис 1-го года жизни и тем проще будет преодолевать сложности в дальнейшем, ведь понимание себя, своих эмоций и желаний, ощущение поддержки от сильного любящего взрослого невозможно переоценить.

Многие психологи говорят о том, что первый год жизни дает ту психологическую основу, с которой ребёнок дальше пойдет по жизни.

Физиологические изменения в 12 месяцев

Как правило, к году у детей появляется 8 зубов. Но если у малыша больше или меньше жевательных элементов, то паниковать не стоит.

Единственное, что нужно сделать родителям, так это убедиться в том, что малыш получает достаточное количество фосфора, кальция и витаминов С, Е, В, Д, А, группы В. Многие матери перестают кормить грудью ребенка на двенадцатом месяце.

Организм малыша уже достаточно окреп, способен получать требуемые ему вещества из взрослой пищи. С 4-6 месяцев, в рацион малыша наряду с молоком матери вводится и прикорм. К году большая часть меню представлена овощами, кашами, фруктами, мясом и другими продуктами.

К первому году жизни существенно сокращается продолжительность дневного сна. В светлое время суток ребенок отдыхает всего один раз. В 12 месяцев масса тела малыша втрое больше той, с который он родился. В год темпы увеличения роста и прибавки веса замедляются.

Нормы параметров тела для детей 12 месяцев в таблице:

Половая принадлежностьВес, кгРост, смОкружность головы, смОкружность грудной клетки, см
Мальчики7,7-1271-80,543,5-48,646,1-52,5
Девочки7-11,568,9-79,242,2-47,646,3-51,4
Среднее значение8,9-9,674-75,744,9-49,148,3-48,7

Стопы годовалых детей еще плоские, не имеют свод. Если ребенок начал ходить, то на ступнях появляются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы, такие образования исчезают и формируется изгиб.

Психология ребенка 1 год и его социализация

  1. У ребенка уже большой запас своих эмоций. Уже начинает проявлять чувства объятием или поцелуем.
  2. Происходит рост в развитие речевых способностей. Малыш уже говорит простые слава типа: мама, папа, баба и так далее.

Возраст, в котором ребенок заговорит, индивидуален. Но если вы чувствуете, что есть проблемы с развитием речи, обратитесь к специалисту. Возможно есть причины, мешающие развитие речевых способностей, такие как неврологические проблемы, нарушение слуха, проблемы с речевым аппаратом.

  1. Понимает и выполняет элементарные просьбы взрослых.
  2. Играет со сверстниками. Это большой показатель его социализации и взаимодействия с обществом.
  3. Важный момент в социализации: ребенок говорит «да» и «нет». Если не словами, то кивком головы демонстрирует свое согласие или не согласие.

Особенности речевого и психического развития ребенка 1 года

К 12 месяцам в норме у детей появляются первые простые в произношении слова: «мама», «баба», «бух» — их еще называют лепетными. Однако теперь каждое слово имеет определенный, один-единственный смысл. Словарный запас малыша составляет примерно 5–10 слов. Речь имеет эмоциональную окраску. Кроме того, продолжаются активные попытки повторять слова за взрослыми.

В год большинство детей активно использует простые жесты в повседневной жизни, такие как «пока-пока», кивание головой в знак согласия и махание головой при отрицании. Еще малышам-«годовасикам» свойственно копировать движения взрослых.

Как развивать ребенка в 12 месяцев? С помощью самых простых игр и заданий. Например, в этом возрасте многие детки уже имеют любимые игрушки: попробуйте приучить малыша убирать их за собой, ведь складывать и доставать предметы из коробки — одно из любимых занятий в этом возрасте. Также многие дети могут показывать на картинке предметы, о которых их спрашивают (например, «Покажи котика»), легко находят спрятанные вещи.

Как годовасики могут себя обслуживать и чему ребенок может научиться в 1 год

Если вы дали малышу возможность быть самостоятельным, то к 12 месяцам он научится:

  • мыть и вытирать руки;
  • держать в руках ложку (а, возможно, и вилку) и использовать их;
  • хорошо жевать, откусив твердую пищу, а прожевав, проглатывать ее;
  • пить из небольшой чашечки или из «непроливайки»;
  • интересоваться горшком и начать им пользоваться (малыш понимает логическую цепочку между естественными потребностями и горшком, особенно, если вы приучили его к этому каким-то условным знаком или звуком);
  • делать попытки самостоятельно одеться и обуться (особенно, если в свободное время вы даете ребенку его одежду, чтобы у него была возможность потренироваться).

Режим дня годовалого ребенка

В течение первого года жизни режим ребенка неоднократно меняется в соответствии с его насущными потребностями.

Потребность у годовалого малыша во сне составляет 14-15 часов в сутки, из них 10-11 приходится на ночной сон, остальные часы малыш досыпает в течение дня в два приема. Изредка годовалые дети могут перейти на однократный дневной сон, однако основная масса малышей в годик спит еще дважды в день примерно до полутора лет.

Первый дневной сон длится около 2-2,5 часов, второй короче, он составляет 1-1,5 часа.

Знаете ли вы? Уже в этом возрасте могут себя проявлять маленькие «совы», не желающие засыпать в предложенное время и отодвигающие свой сон и весь режим на более поздние часы.

  • активная деятельность проводится в первой половине дня;
  • в вечернее время следует предпочесть спокойные занятия, не будоражащие психику.

гимнастика

Рекомендуется гулять с однолетним малышом дважды в день, если это позволяет погода: после завтрака и в вечернее время. Желательно, чтобы длительность прогулок составляла не менее двух часов каждая. Однако следует разумно подходить к этому совету и учитывать погодные условия, внимательно относиться к сезонной одежде и соизмерять ее количество с активностью малыша, не допуская переохлаждения и перегрева, а также промокания обуви.

Важно! Уверенно ходящий и бегающий карапуз наверняка вспотеет в такой же одежде, которая будет комфортной для ребенка, который пока не научился ходить. Малыш, который еще остается на грудном вскармливании, как правило, получает материнское молоко перед каждым сном и под утро во время ночного, а также по желанию и необходимости: «закусить» съеденный обед, утешиться после получения травмы и тому подобное

Малыш, который еще остается на грудном вскармливании, как правило, получает материнское молоко перед каждым сном и под утро во время ночного, а также по желанию и необходимости: «закусить» съеденный обед, утешиться после получения травмы и тому подобное.

У искусственников прием смеси остается в первый прием пищи и перед сном. Первый постепенно переходит в молочную кашу или другой молочный завтрак, второй — в прием кефира или другого кисломолочного напитка.

Поскольку малыш еще тянет все в рот на пробу велика частота болей в животике, поносов.

В питании годовалого ребенка уже присутствует зелень и некоторые специи, соль, кое-какие сладости. Еще рано таким малышам давать:

  • колбасу и сосиски (даже с названием «детские»);
  • жареные блюда;
  • копчености;
  • грибы, баклажаны и другой растительный белок;
  • шоколад;
  • экзотические продукты;
  • мед.

питание ребенка

Простые рецепты блюд для годовалого ребенка

Каша на завтрак:

• 150—200 мл молока вскипятить в небольшой кастрюльке;

• в кипящее молоко медленно всыпать 40 г крупы;

• убавить огонь и варить 5—7 минут или до готовности, постоянно помешивая;

• готовую кашу подавать теплой. В нее можно добавить сливочное масло, сезонные фрукты или ягоды.

Кашу можно варить не только на молоке, но и на воде (тогда она будет менее калорийной). Каждый день можно использовать разные крупы: рисовую, овсяную, кукурузную и другие. Давать каши можно не только на завтрак, но и на ужин (особенно, если утром малыша кормили запеканкой или омлетом). Также крупы можно варить на воде в качестве гарниров к рыбным или мясным блюдам.

Омлет:

• в небольшой миске смешать куриное яйцо и 50 мл молока;

• можно добавить немного муки (достаточно 0,5 ст.л.);

• смесь должна получиться жидкой, однородной;

• ее переливают в смазанную маслом сковороду и готовят на слабом огне под крышкой около 10 минут.

Также готовить омлет можно на пару или в духовке. Для этого смесь переливают в смазанную маслом форму. На пару омлет готовится 15—20 мин. В разогретой духовке при температуре 180 °C достаточно 8—10 минут. Готовый омлет можно украсить зеленью. Его можно давать на завтрак или на ужин.

Суп:

• в небольшом количестве воды отваривают 100—150 г нежирного мяса;

• в бульон добавляют очищенные и мелко нарезанные овощи: морковь, картофель, капусту;

• овощи варят до готовности;

• мясо мелко нарезают;

• перед подачей в тарелке овощи разминают вилкой.

Варить суп можно, используя индейку, телятину, говядину, курицу. Также можно готовить рыбный суп. Рыбу лучше вынуть из кастрюли, пока варятся овощи, чтобы она не разварилась. Заправлять суп можно не только овощами, но и крупами (например, рисом), а также вермишелькой. Это позволит разнообразить питание. Если используются только овощи, можно делать суп-пюре. Для этого мясо вынимают, а овощи в бульоне измельчают блендером, после чего нарезанное мясо возвращают в суп.

Тефтельки, котлетки, биточки или фрикадельки:

• основной ингредиент — мясной или рыбный фарш;

• к фаршу можно добавить немного лука и часть сырого яйца;

• все хорошо перемешивают и лепят котлетки или шарики;

• их можно готовить на пару (20—25 мин.), в кипящей воде (15—20 мин.), в духовке (20—25 мин.), а также в сметанном соусе (1 ст.л. сметаны смешивают с небольшим количеством воды, время варки до 20 мин.).

Фарш можно смешивать с овощами: например, с натертой морковью или кабачком, и тогда котлетки получаются более легкими. Малышу в год их можно давать с овощным гарниром, крупами, вермишелькой.

Запеканка:

• 200 г творога смешивают с 1 яйцом;

• в смесь добавляют 1 ст. л. манной крупы и 50 мл молока;

• все перемешивают и выкладывают в смазанную маслом форму;

• запеканку выпекают в духовке 15—20 минут при температуре 180 °C.

В творожную запеканку можно добавить сезонные ягоды или фрукты. Также запеканки можно готовить из вермишельки или овощей. Для этого отварные и нарезанные овощи или вермишель заливают смесью из 1 яйца и 50 мл молока, а затем готовят в духовке при температуре 180 °C до готовности. В год творожные запеканки дают на завтрак, полдник или ужин. Несладкие овощные запеканки можно готовить на обед или на ужин, они хорошо дополнят ежедневное питание.

Для годовалого ребенка важной частью меню остается специальное детское питание: готовые овощные и фруктовые пюре, каши, творожки и десерты, готовые блюда Heinz. Они хорошо сбалансированы, содержат только полезные продукты, а также необходимые малышу витамины и микроэлементы

Питание Heinz помогает полноценно подготовиться к взрослому столу на первом году жизни. Оно обеспечивает здоровое развитие органов пищеварения и жевательного аппарата, а также знакомит малыша с новыми вкусами для поддержания пищевого интереса.

Вредность или избалованность?

У каждой мамочки в период кризиса первого года возникает множество вопросов. Почему малыш начал себя так вести? Он просто проявляет вредность или всему виной неправильное воспитание и избалованность? Не нужно так сильно переживать по этому поводу и давать бурную реакцию на появившиеся перемены в поведении малыша.

Вот список причин, которые влияют на поведение ребенка, меняя его не в лучшую сторону:

  • У малыша начинает постепенно формироваться воля, которая сталкивается с волей взрослого, в результате чего кроха начинает сердиться и раздражаться;
  • Восприятие мира у годовалого малыша претерпевает серьезные изменения. Он начинает осознавать тот факт, что он отдельная личность, а его родители взрослые, которым почему-то позволено гораздо больше чем ему;
  • Ввиду того, что малыш с каждым днем приобретает все большее количество навыков, у него начинает возрастать уверенность в себе и он становится все более самостоятельным. Однако при этом, кроха пока не в состоянии давать правильную оценку своим возможностям, предвидеть ситуации и рассчитывать силы. Именно из-за переоценки своих сил, карапузу часто приходится сталкиваться с неудачами, которые заставляют его выходить из себя и огорчаться. Малыш пока не может понять, почему у взрослых это же действие получается выполнить легко, а у него оно выходит с трудом либо не получается вовсе.

Все запреты, которые ему ставят родители, карапуз воспринимает как серьезные препятствия к познанию окружающего мира.

Особенности возрастного периода развития детей 1-2 лет

В этом возрасте ребенок в какой-то мере начинает быть самостоятельным. Он уже произносит первые простые слова, свободно ходит и даже бегает, начинает активно изучать окружающие его предметы.

Главная его деятельность в этом возрасте — предметно-орудийная, то есть он учится манипуляциям с предметами. Он копирует схему действий у родителей, иными словами, подражая маме или папе, ребенок воспринимает навык обращения с предметом.

Очень хорошо, когда взрослый осуществляя какое-либо действие, просит ребенка что-то повторить за ним

Очень важно совершать какие-то манипуляции совместно, к примеру, вместе играть, зашнуровывать обувь, складывать картинки

В этот период ребенок осознает, что каждая вещь наделена смыслом, что она выполняет какую-то важную функцию. И исходя из этого, малыш понимает, как именно ему нужно действовать.

Ребенок пытается сравнивать свои действия с действием мамы или папы. У него формируется свое «Я», малыш начинает постепенно сформировываться как личность, и непосредственно у него начинают развиваться такие личностные качества, как самооценка, самосознание и уважение к себе. Его речь начинает заметно развиваться и постепенно увеличивается запас слов.

Развивающие занятия с годовалым малышом должны строиться на следующих принципах:

  • Регулярность. Занимайтесь ежедневно, желательно в одно и то же время. Только в этом случае упражнения будут эффективны.
  • Разнообразие. Чередуйте упражнения, направленные на физическое, познавательно, сенсорное, моторное, речевое, психическое развитие.
  • Игровая форма, так как игра – это ведущая деятельность маленького ребенка.
  • Небольшая длительность. В день достаточно потратить 10-15 минут на каждое упражнение.
  • Помощь. Вам придется постоянно помогать малышу, ведь многие действия ему придется выполнять впервые.
  • Комфорт. Занимайтесь в теплом проветренном помещении, убедитесь, что ребенок в чистом памперсе, хорошо себя чувствует, не испытывает голода и жажды, нормально поспал.

Если ребенок капризничает, то занятие лучше отложить. В случае если вы не можете сами заниматься с ребенком регулярно, запишитесь на занятия в центр раннего развития. Занимаясь в мини-группе под руководством опытного педагога, ребенок быстро социализируется и овладеет нужными навыками.

Разница в воспитании мальчика и девочки

Мальчики и девочки различаются с самого рождения не только по половым признакам. В 13 месяцев очень заметны психологические различия между ними. Девочки раньше начинают ходить и говорить, как правило, не так тяжело болеют. Мальчики более прочно стоят на ножках, активнее исследуют окружающий мир.

И девочкам, и мальчикам в этом возрасте необходимы мамины объятия и тактильный контакт, но девочкам все же чуть больше, чем маленьким представителям сильного пола. Папа в воспитание сына должен включаться с первых месяцев жизни. При этом следует учитывать, что сын подсознательно копирует поведение папы, а девочка — мамы.

Мальчикам нужно давать больше самостоятельности, при этом поощряя словами за самые мелкие достижения. Девочки больше любят общаться, практически не могут играть самостоятельно, не вовлекая в процесс маму или папу. Мальчики могут увлечься кубиками или пирамидкой, абсолютно не обращая внимания на окружающих и даже не реагируя на зов родителей.

Конечно, каждому родителю хочется баловать сына или дочку, однако, следует помнить, что малыш, вне зависимости от пола, очень быстро привыкает к излишней опеке, потом уже трудно перестроиться и взрослым членам семьи, и ребенку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий