Некоторые правила для просмотра детских мультфильмов

Какие мультфильмы рекомендуются к просмотру

3 – 4 года:

  • Здесь контекст ребенка в основном семья.
  • Различные бытовые правила поведения.
  • Жизнь, каких-то животных, растений.
  • Модели поведения, усвоение гигиенических правил.

Для этого возраста продолжительность 10 -15 минут.

Интересный факт, очень важно для малышей показывать один и тот же фильм много раз. Они сами это просят, чтобы встретиться со знакомым героем, воспроизвести, что им показали

Ребенок смотрит только яркие мультфильмы

Люди старшего поколения, которые утверждают, что советские мультики – бессмертны, абсолютно правы.

Именно эти мультики, отчасти благодаря строжайшей цензуре, практически всегда преследовали цель поучительную:

  • Объяснить ребенку разницу между хорошо и плохо;
  • Можно или нельзя;
  • Преподнести реалии жизни более мягким способом, отчасти даже шутя.

Кто не помнит смешных «Ну, погоди!», где проворный, смекалистый заяц всегда благодаря сноровке все время перехитрил угловатого, но сильного волка. Конечно, кроме таких поучительных мотивов, в этом многосерийном мультике существует ряд странностей, где волк много курит, иногда даже пьет, конечно, такие моменты не смогут научить вашего ребенка ни чему хорошему.

Винни-Пух, нашего производства, что диснеевский – настоящее произведение искусства. Наш учит детей, что нельзя никогда унывать, как это делает ослик, нужно вести активный образ жизни, есть поменьше сладкого, иначе не пролезешь в дверь при необходимости, как тучный медвежонок. Даже маленьких аспектам этикета – на день рождения обязательно нужно приходить только с подарком, чтобы сделать приятно близкому человеку.

«В тридевятом царстве» — вовсе настоящее пособие, каким быть в этом мире не стоит. Весь сюжет крутиться вокруг маленького, но очень ленивого мальчика, принципом которого становится притча — «И так сойдет». Весь мультфильм этот парень, который прыгает от сказки к сказке, пытается обмануть законы природы, общества и получить все легким путем. Но, как говориться, в итоге, не добившись никаких результатов от волшебства, мальчуган понимает, что все нужно делать собственными руками, много учиться. В итоге, он даже замахивается построить настоящий дворец старухе из «Золотой рыбки».

Дети находится очень близко от телевизора

Цикл серий «Простоквашино» нравится взрослым и детям за счет необычного сюжета – в попытках самостоятельности ребенок переезжает в деревушку Простоквашино, где обитает вместе с говорящим, хитрым и хозяйственным котом Матроскиным, верным другом и сотоварищем Шариком. Мультфильм показывает реалии жизни, что нужно заботиться о близких, хозяйстве, чтобы получить доход.

Однако в советском прокате немало было откровенно странных мультфильмов, значение которых понять не так просто. Например «Ежик в тумане», «Пластилиновая ворона» и прочие. Но, как говорится, каждому свое…

Что касается зарубежного проката, то тут точится множество споров. Бесспорно, лидирующее место в списке хороших мультиков заняла компания Уолт Диснея, особенно хороши ее творения девяностых годов: «Бэмби», «Синдерелла», «Синдбад», «Король Лев», «Гуффи», «Чип и Дейл», «Утиные истории». Приятные цвета, натуралистичность, мораль – это есть в качественных мультфильмах, которые сегодня стали классикой.

Приятны к просмотру пресловутый «Спанч Боб», «Даша-путешественница», «Денни Фэнтом», «Джимми Нейтрон» и другие мультфильмы, которые можно увидеть сегодня на Никелодеоне. Настоящий фурор произвел мультфильм производства канала «Аватар, легенда об Аанге, легенда о Корре», по мотивам которого даже снят полноэкранный фильм с многомиллионным бюджетом.

Из современного продукта, стоит обратить внимание «Маша и Медведь», где девочка откровенно выводит из себя могучего, но доброго медведя, который всегда терпит причуды Маши, ведь он горячо ее любит. «Лунтик», «Фиксики» — достойные рисованные картины для просмотра

«Лунтик», «Фиксики» — достойные рисованные картины для просмотра.

Возрастные ограничения мультфильмов

Выбирая мультфильмы для просмотра детьми, важно учитывать их возрастные особенности и включать только те, которые подходят их возрастной категории. Возрастные ограничения помогают родителям и воспитателям сделать выбор безопасных и познавательных мультфильмов

При выборе мультфильма для самых маленьких детей до 3 лет рекомендуется обратить внимание на анимационные сериалы с мягкими и яркими изображениями без быстрых и громких сцен. Такие мультфильмы помогают развитию критического мышления и коммуникативных навыков

Для детей от 3 до 6 лет идеальными вариантами являются мультфильмы с простым сюжетом, яркой графикой и недолгой длительностью. Они способствуют развитию воображения и логического мышления у малышей.

Детям старше 6 лет можно показывать мультфильмы с более сложными сюжетами и глубоким содержанием. Возрастное ограничение в этом случае помогает избежать психологического и эмоционального воздействия на несформировавшуюся психику ребенка.

Важно помнить, что возрастные рекомендации разработаны экспертами в области педагогики и психологии и должны быть учитываны при выборе мультфильмов для детей. Последствия неправильно подобранного мультфильма могут быть неблагоприятными для развития и психологического состояния ребенка

Возрастная категорияРекомендуемый тип мультфильмов
До 3 летМягкие и яркие анимационные сериалы
3-6 летМультфильмы с простым сюжетом и яркой графикой
Старше 6 летМультфильмы с более сложными сюжетами и глубоким содержанием

Помните, что правильно отобранные мультфильмы могут стать не только развивающим занятием для детей, но и помочь им в формировании ценностей и мышления.

Должны ли присутствовать нравственные основы в детских мультфильмах

Фильм должен быть понятен ребенку.

Причинно-следственная связь о событии понимается в дошкольном возрасте (примерно, 3 – 7 лет), она должна быть открыта.

  • Почему это случилось;
  • Куда идет герой;
  • Чего он ждет;
  • Что с ним приключилось?

Мама это познавательный пласт в жизни ребенка

Познавательный пласт, который должен быть

  • Узнаваемые события, понятно, что это сказка, волшебство.
  • Открытость сюжета, близость темы для возраста ребенка.

Дети очень чувствительны, они моментально схватывают с экрана, как ведет себя главный герой. Герой должен нести позитивные модели (не обязательно веселые), оправданные и понятные.

В чем опасность чрезмерного просмотра детьми медиа продукции

Зависимость от экрана у многих детей, к сожалению есть. Многих малышей уже надо лечить, так как без этого мультика, они не знают чем себя занять. Игры уже становятся не интересными. Они не любят рисовать, танцевать и т.д. Это уже не любовь, а зависимость! Так как, этот экран блокирует их инициативу, активность.

Создается пассивное состояние, из пустого взгляда. Смотрит, а ничего не остается. Что было, не понятно! Паралич активности, тормозит все! Мне постоянно нужен допинг. Я пассивный, а другие пусть вливают активность.

Влияние мультфильмов на человеческие качества ребенка

Ведь далеко не все из них должным образом влияют на весьма хрупкую психику малыша.

Начнем с того, что ребенок в этом возрасте, словно губка, впитывает все, что видит на экране, пытается повторить в жизни, верит в реальность, которую проецируют режиссеры в мультфильме. Поэтому, если малыш смотрит мультики о сверх героях – ждите, что он захочет вскоре летать, иметь лазерный меч или другие нечеловеческие способности. Никто не говорит, что это плохо, просто стоит быть начеку – а вдруг он возьмет себе в голову, что тоже сможет пройти через стену, разгонится и ушибется.

Ребенок восторге от мультфильмов

Начнем с того, что мультфильмы, да и вообще телевизор или видео на компьютере ребенку в день можно смотреть не более полутора часов. Кроме того, это не очень полезно для глаз. Может по-настоящему вырвать малыша из реальности или стать для него вполне реальной зависимостью, без которой он будет капризничать, кричать, плакать, требуя вернуть «мультики».

Если вы, осознали, тогда можно переходит непосредственно к самому перечислению тех мультипликационных фильмов, которые не только не вырвут малыша из реальности, но и будут обучать его таким важным человеческим качествам как:

Сострадание;

Внимание к окружающим;

Доброта;

Признательность;

Благодарность;

Умение действовать рассудительно в сложных ситуациях.

Есть очень много мультиков, построенных на принципе – необходимо разрешить проблему. Их герои попадают в смешные, курьезные ситуации, из которых необходимо выйти достойно. Такой вид мультиков сможет развить у малыша понимание причинно-следственных связей, уверенности в себе, своих силах, взаимопонимание с другими людьми.

Как Попадашкин помогает узнать правила безопасности

Онлайн-школа «Фоксфорд» выпустила пятисерийный мультфильм «Осторожно, Попадашкин!», целиком посвящённый вопросам детской безопасности. Это музыкальный мультсериал про мальчика Ивана Попадашкина, который сталкивается с разными опасными ситуациями

Вместе с непоседливым главным героем зрители научатся важным правилам поведения. Дети узнают, как вести себя при пожаре и тепловом ударе, что делать, если на улице к тебе подошёл незнакомец, и с кем нужно связаться, если потерялся в городе. 

После просмотра каждого эпизода ребёнка ждёт интерактивный тест, который поможет закрепить полученные знания

Важно, что мультфильм не только учит детей правильному поведению, но и объясняет, какие опасности могут встретиться в повседневной жизни, ведь многие не знают, что такое тепловой удар, пока не столкнутся с ним впервые. . Мы поговорили с продюсером мультсериала о том, как шла работа над историями про Ваню Попадашкина, и узнали, почему забавные песни — хороший способ рассказать детям о правилах поведения. 

Мы поговорили с продюсером мультсериала о том, как шла работа над историями про Ваню Попадашкина, и узнали, почему забавные песни — хороший способ рассказать детям о правилах поведения. 

Тимофей Мосолов, продюсер мультсериала «Осторожно, Попадашкин!»

Главная цель нашего мультфильма — в игровой форме рассказать детям о безопасности. У нас был консультант — действующий спасатель МЧС. Он ориентировался на существующие рекомендации по безопасности, так что подход у нас был максимально серьёзным. 

Мультипликационный формат понятен и близок детям

Мой опыт общения с детьми показывает, что нет ничего хуже назидательности, поэтому мы решили рассказать короткие интересные истории. У Вани Попадашкина есть прототип — это сын моих друзей: тоже рыжий, очень импульсивный и самонадеянный, но при этом умный и весёлый. 

Роль музыки

Музыкальный формат всегда отлично работает. Словами всего не скажешь, а в музыке передать эмоции гораздо проще. Если у нас получились увлекательные истории, то значит, в голове что-то точно останется. Опыт показа мультфильма говорит, что с форматом мы угадали: дети смотрят с удовольствием, а основная претензия, что мультфильм слишком короткий, — это на самом деле комплимент.

Мультфильмы готовят детей к реальности

Обучение с помощью мультиков актуально для детей с четырёх-пяти лет. На это есть несколько причин. Во-первых, у детей лучше всего работает образное мышление, поэтому знания в игровом и нарративном формате усваиваются естественнее. Во-вторых, в этом возрасте дети начинают понимать происходящее на экране и таким образом учатся новому. В более раннем возрасте зрительное восприятие у детей ещё несовершенно, и ребёнку сложно осмыслить опыт, который не был пережит им самим. 

Мультипликационный формат помогает самым нетравмирующим образом познакомить ребёнка со сложными и драматичными сторонами нашей жизни. С его помощью можно образно говорить с ребёнком о смерти, инвалидности, тяжёлых заболеваниях, а также в игровой форме предостеречь от нежелательных действий. 

Мультяшные герои также часто говорят с ребёнком играючи и используют смешные словечки. Поэтому разговор о важных вещах происходит как будто невзначай. Яркие, сказочные образы, подобранные для конкретного возраста, активизируют воссоздающее и творческое воображение ребёнка, помогают сделать правильные выводы, как вести себя в той или иной ситуации. Ценность таких мыслей чаще всего будет выше, чем если бы аналогичные фразы сказали взрослые. Это связано с тем, что ребёнок чаще всего идентифицирует себя с главным героем и относится к мультипликационным персонажам как к друзьям-сверстникам. 

Конечно, и родителям важно проговаривать правила безопасности: усвоение знаний из разных источников повышает эффективность запоминания. >

<<Форма демодоступа>>

Чем грозит бесконтрольный просмотр ТВ?

Старайтесь не использовать телевизор или планшет в качестве няни. Больше пользы принесет совместный просмотр и обсуждение увиденного. Если не контролируете время просмотра и содержание мультфильмов, последствия будут нежелательными:

  • постоянное напряжение зрительной системы, когда сеансы длятся более 2 часов, способствует снижению зрения;
  • эмоции и сильно выраженная эмпатия могут привести к неврозам;
  • получение информации, которую малыш не всегда понимает, вызывает проблемы с восприятием;
  • знакомство с фильмами, не предназначенными для детей, пополнит их словарный запас ненужной, а иногда и ненормативной лексикой;
  • привычка получать информацию из телевизора не способствует формированию художественного вкуса и проявлению интереса к чтению.

Родители, которые с раннего возраста усаживают своих детей перед экраном, ограничивают их в получении информации эмпирическим путем, нивелируют когнитивную функцию, снижают коммуникативные навыки и могут способствовать появлению признаков социофобии.

Какие мультики выбрать?

Фразы из анимационного серила про Машу и Медведя цитируют даже взрослые. Цирковой медведь в отставке волею судьбы каждую мультипликационную серию принимает в гости Машу, к которой неприятности притягиваются как магнит. Видно, что создатели хорошо потрудились над изображением и художественным смыслом. Специалисты по детской психике увидели в мультике отрицательный посыл: «ты можешь вести себя, как тебе вздумается, и нести ответственность ни за что не будешь». У главной героини болезненная гиперактивность, основанная на недостатке внимания и эгоизме. Сериал снимает все табу на плохое поведение ребёнка. Психологи советуют смотреть мультик с родителями, чтобы взрослые комментировали поступки Маши и говорили, что такое поведение непозволительно.

Куклами из мультика про фей Винкс грезят все девочки. По сюжету в каждой серии шесть эффектных барышень обучаются в школе фей, борются с темными силами и устраивают личную жизнь.

Главные героини – реализация фантазий дизайнеров Дольче и Габбана. Барышни с кукольным лицом, красивыми ногами, изящными талиями, длинными волосами и одетые 16+. Глядя на них, у девочек закладывается ложное представление о красоте, не существующее в природе. У юных зрительниц формируются комплексы неполноценности по отношению к собственной внешности. Кроме того, феи Винкс высмеивают такие качества, как сострадание, милосердие, доброта, скромность. В анимационном сериале доминирует женская сила, прекрасные героини грубят, могут ударить – в полном смысле слова сами стоят за себя. Посыл мультика: «Я достойна красивой жизни без капли труда». Всю работу за прекрасных див выполняют их маленькие помощницы.

По мнению психологов, в анимационном сериале про семью Барбоскиных показана явно нездоровая модель семьи. Родители щенят из серии в серию занимаются своими делами и появляются на экране, когда надо поругать детей или выполнить их капризы в виде покупок. Жизнь щенят построена на ругани, обзывании и интригах. Главные герои: глупая блондинка, зубрилка в очках, не блещущий интеллектом любитель спорта и посредственный малыш, ябеда с логопедическими дефектами – избитые стереотипы.

Это еще не все анимационные сериалы, часто показывающиеся по телевизору, и к которым у психологов возникают вопросы. И тем не менее детство невозможно представить без мультфильмов. Полный запрет вызовет еще больший интерес. Что же делать? Смотреть мультики вместе с ребёнком. Сначала узнайте мнение малыша относительно спорных, по вашему мнению, вопросов. Объясняйте, в каких случаях поведение героев непозволительно, а лучше сами подбирайте детские сериалы, где персонажи демонстрируют добрые качества, смелость и мужество.

Экран вместо мамы

Летом мы отдыхали в пансионате. Три раза в день приходили в столовую и наблюдали такую картину. Одна мама приводила двухлетнего сына, сажала за стол, доставала ноутбук, включала мультфильм и шла за едой. Затем мальчик, словно загипнотизированный, замирал перед экраном, а мама заполняла его желудок принесенной пищей.
А вы подобное не встречали? Дома разве так не бывает? Ребенок, увлечённый мультиком, не мешает заниматься своими делами или под просмотр проглатывает всё, что вы ему предложили. Телевизор выручает, когда надо быстро сбегать в магазин, сходить к соседке, срочно позвонить или ответить по электронной почте. Получается, что мы добровольно предлагаем экран вместо себя. А потом недоумеваем: почему ребенка не оторвать от телевизора?
Это не выступление против телевизора и тем более против мультфильмов. Это попытка «приручить» экран, чтобы он служил нашим человеческим целям, а не заменял родителей.
Телевизор, при разумном потреблении, может принести много пользы, он расширяет кругозор, способствует общему развитию, служит хорошим развлечением. Но как сделать так, чтобы подчинить экран развитию ребенка? Превратить зло в добро?

Каким должен быть хороший мультфильм

Чтобы ребёнок мог почерпнуть новые знания из мультфильма, сложность сюжета должна соответствовать возрасту. Чем младше ребёнок, тем важнее чёткость структуры: начало, знакомство с героями, завязка (проблема), поиск решения, финал и выводы, которые сделали для себя герои

Такая последовательность важна, так как детям сложно контролировать внимание и второстепенные сюжеты могут отвлечь их от ключевой мысли. В более старшем возрасте ребятам становится легче воспринимать абстрактные темы, а также филлерные и юмористические сюжеты

Успешны мультфильмы, в которых главный герой одного возраста с целевой аудиторией или чуть старше

Детям важно идентифицировать себя с героем: тогда захочется ему подражать. Существенное значение имеет простота и узнаваемость музыкальной темы, с которой можно связать начало и конец мультфильма, а также ключевые для запоминания моменты

Со скольких лет можно смотреть телевизор ребенку?

Ученые из Американской академии педиатрии считают, что раннее знакомство с ТВ отрицательно влияет на развитие мозга детей. Грудничка следует полностью оградить от просмотра телепрограмм. Даже если младенец не смотрит в сторону экрана, фоном телевизор работать не должен.

Психологической особенностью детей до двух лет является быстрое развитие мозга. Этот процесс зависит от взаимодействия малыша с окружающим миром. Если ребенок видит перед собою меняющиеся картинки, которые переносят его с одного места в другое, его восприятие искажается.  Мозг малыша, настроенный на телевидение, ожидает, что в реальности события будут такими же яркими и быстро меняющимися

Жизнь протекает по другим законам, поэтому маленьких телезрителей появляются проблемы со способностью концентрировать внимание и усидчивостью. Побочное действие быстро меняющихся кадров проявляется в своеобразном зомбировании малышей

Чтобы не допустить возникновения таких проблем, психологи и педиатры не рекомендуют знакомить детей с мультипликационными фильмами до двухлетнего возраста. После двух лет малыши проявляют способность отслеживать происходящее на экране. Они слышат речь персонажей и видят их. Отслеживать сюжет при первом просмотре у них получится только с помощью комментариев взрослых.

Начинать нужно с коротких мультиков по 10-15 минут. После трех лет мультипликационные фильмы можно смотреть не более 1 часа в день

Если просмотр становится более длительным у малыша могут возникнуть проблемы с вниманием

В каком количестве можно показывать мультфильмы ребенку

В раннем возрасте дети прилипают к мелькающим картинкам. Они уже требует получения этого видео ряда. Родители легко уступают им. Дети начинают плакать, кричать, требовать, закатывая истерики. Без этого занятия они уже не могут спать, есть, не могут занять себя. Поэтому маленькое количество очень быстро перерастает — большое.

Эта проблема очень актуальна в настоящие дни, так как большинство родителей сажают своих детей уже 5 – 6 месяцев, как только они научаются сидеть.

Яркий персонаж из мультфильма

Видимость, что ребенок застыл, уставившись в экран телевизора, планшета, компьютера, неотрывно следит за тем, что происходит.

Когда мы смотрим фильм (взрослые люди), наш мозг давно сформирован. Конечно, на нас оказывается влияние, но оно минимальное.

Но когда ребенок смотрит телевизор, его мозг только находиться в активной стадии формирования, развития, роста. Это означает, если он часто и подолгу смотрит быстро мелькающие картинки, то его мозг привыкает, что надо постоянно выделять вещество, чтобы тормозит восприятие.В будущем у такого малыша будет четко сформулирована привычка, не уметь быстро реагировать на то, что быстро происходит вокруг, уже в обычной жизни.

Очень удобно, ребенок моментально замолкает, успокаивается, не требует ни какого внимания к себе. Как бы находиться в безопасности, сидит и смотрит! Такая физическая безопасность таит в себе психологическую угрозу.

Как мультики влияют на детскую психику

Мультфильмы — лишь один из элементов системы воспитания. То есть они действительно оказывают влияние на ребенка, но параллельно с другими факторами: окружением, чтением, играми. Неверно утверждать, что плохие мультики обязательно «сломают» детскую психику. Одну и ту же сцену два ребенка воспринимают по-разному. 

Так, многие психологи видят в сериале «Том и Джерри» сцены насилия и жестокости. Сильный (кот) считает себя вправе обижать слабого (мышь). Однако целое поколение детей выросло на этом мультике психически здоровыми личностями. Некоторых людей «Том и Джерри» научил полезным вещам. Например, тому, что ум побеждает грубую силу, а плохие поступки нередко оборачиваются против самого обидчика. 

Как выбрать мультфильм?

Сначала вспомним свое детство. Практически все любили смотреть телевизор, и тем более мультфильмы. Многие родители помнят, как они в детстве ждали начала «Спокойной ночи, малыши!» или «В гостях в сказки». Выбор был невелик.
Сегодня всё по-другому. Родительские предпочтения формируют репертуар просмотра подрастающего малыша. Одни утверждают, что ребенку полезно смотреть только старые отечественные мультфильмы «потому что они добрые и смысловые», только их покупают и показывают. Другие считают, что дите может смотреть любые мультфильмы, лишь бы они ему нравились.
Одна мама пишет: «Специально во время беременности скачала и пересмотрела около 300 мультфильмов для дочки. Отсортировала их по темам и по продолжительности. Очень удобно. Начинали с коротких и музыкальных, с поучительным сюжетом и народным фольклором…» Редко кто во время беременности задумывается о такой, казалось бы, мало значимой теме, а ведь потом уже кажется, что нет времени на фильтрацию, будем смотреть из имеющегося в наличии.
Правда, существует и другая точка зрения: любой мультфильм может послужить в умелых руках полезным занятием. Это значит, что просматривать (а затем и обсуждать) мультфильмы нужно вместе с детьми. И чем младше ребенок, тем это важнее.
Хотелось бы привести слова Юрия Красного, педагога и писателя, автора стихов, сказок и книг о творческом развитии детей: «Дело в том, что максимальная польза (или хотя бы минимальный вред) от просмотров зависит не столько от перечня фильмов, сколько от многообразных и многочисленных приемов и форм работы с экраном.
В самых общих чертах, выбор фильма зависит от:
а) соответствия возрасту,
б) соответствия конкретному опыту и ожиданиям ребенка (в группе – не так, как в семье),
в) художественного уровня,
г) развивающих задач, которые вы сегодня решаете».

Как правильно выбирать мультики для просмотра

Юный человек впитывает информацию как губка и практически не чувствует тонкую грань между «черным» и «белым». Именно поэтому от качества мультика зависит воспитательный эффект. Ребенок может как освоить нравственные принципы, так и нахвататься дурных привычек. Ниже приводятся критерии, позволяющие выбрать хороший мультфильм и отсеять информационный мусор.

Признаки «нежелательных» мультиков

Наличие сцен жестокости, насилия, смерти, тяжелых заболеваний и другого шокирующего контента. Известный пример из мультика «Тарзан» — гибель браконьера Клейтона из-за случайного запутывания в лианах.
Подчеркнутая сексуальность персонажей. Пример — Джэссика Рэббит из мультфильма «Кто подставил кролика Роджера».
Поощрение поведения, идущего вразрез с принципами нравственности

Здесь важно не наличие в персонаже плохих качеств как таковых, а манера их подачи. Например, в советском мультике «Песенка мышонка» герой изначально был лоботрясом, но потом перевоспитался

А вот в сериале «Спанч Боб» деградация, отупение и инфантилизм главных персонажей преподносится как нечто забавное. Губка Боб и Патрик обзывают друг друга тупицами, ловят медуз и поедают несъедобные предметы.
Акцент на атрибутах «красивой» жизни. Так, в мультфильмах для девочек героини часто зациклены на отношениях с парнями или модных шмотках. Кроме того, женские персонажи (в частности, волшебницы «Винкс») часто имеют анорексичное телосложение и создают в головах детей недостижимый идеал.
Демонстрация экспериментов, которые не стоит повторять в реальной жизни. Ведь маленькие дети не всегда чувствуют опасность.
Сильное противоречие контента традиционным ценностям. Западные мультики часто грешат феминизацией, высмеивая хорошие женские черты: скромность, милосердие, материнство.
Обилие спецэффектов и тревожной музыки. Они не дают ребенку сосредоточиться на содержании видео, истощают психику и формируют зависимость.

Многие родители считают, что нестандартная прорисовка персонажей плохо влияет на детскую психику. Однако такое мнение спорно. Если главный герой мультика ведет себя порядочно, хотя и выглядит уродцем, то может выступать эталоном для ребенка. Ведь внешность не главное.

Признаки хороших мультиков

После сортировки нежелательного контента выбрать хорошие варианты становится проще. Вот признаки мультиков, полезных для детской психики:

  1. Четкое разделение на положительных и отрицательных персонажей. При этом «злодеи» в конце получают по заслугам.

  2. Наличие познавательного контента. То есть мультик дает детям новые знания, в том числе о взаимоотношениях между людьми.

  3. Простая, но не скучная подача информации. 

  4. Логичное развитие сюжета, понятный финал. В противном случае мультик будет чрезмерно напрягать психику ребенка и формировать зависимость. 

  5. Спокойный звуковой ряд.

  6. Чистая и грамотная речь у персонажей.

Кроме того, видео должно подходить ребенку по возрасту и интересам. Например, «Лунтик» — очень добрый и поучительный мультик о дружбе. Но дети старше 7–8 лет, скорее всего, сочтут сюжет примитивным.

Списки полезных мультфильмов для детей разных возрастов

3–5 лет

6–9 лет

10 лет и старше

Первые сезоны «Смешариков»

«Смешарики», серия «Пин-код»

«Золотая» классика Disney: «Король Лев», «Золушка», «Мулан», «101 далматинец»

«Лунтик и его друзья»

«Фиксики»

«Мой сосед Тоторо»

«Даша-путешественница»

«Щенячий патруль»

«Спирит: душа прерий»

«Гуппи и пузырьки»

«Бемби»

«Маленький принц»

«Робокар Поли»

«Чаччингтон: веселые паровозики»

«Карлик Нос»

«Клуб Микки Мауса»

Советская классика: «Мама для мамонтенка», «Котенок по имени Гав», «Приключения крокодила Гены и Чебурашки»

«Трое из Простоквашино»

Мультфильмы и книги

Если мультфильм сделан по какому-то произведению, то как лучше, – сначала читать книгу или смотреть фильм? Однозначного ответа нет. Некоторые мультфильмы хорошо дополняют восприятие книги, а некоторые настолько далеки от основного сюжета, что может лучше их и вообще не связывать.
Если вы решите и читать, и смотреть, то лучше начать… с пересказа «своими словами». Тогда в контакте, глаза в глаза, вы поймете, насколько интересна эта тема ребенку, как он реагирует, есть ли «всплеск» на сюжет. Пересказывая книгу, интонируйте, включайте мимику, жесты, даже движения. Потом можно вместе почитать и посмотреть мультфильм.

Изображение должно быть каччественным

Нормированное количество просмотра телевизора, безусловно, хорошо влияет на развитие малыша. При недостатке разных визуальных ощущений у малыша может возникнуть амблиопия, другими словами, задержка развития зрительного анализатора

Важно, чтобы изображение на экране было красивым и чётким, не было раздражающих мерцаний и других побочных дефектов. Не допускайте, чтобы знакомство с кинематографом для малышей было расплывчатыми силуэтами и омрачено блёклыми красками. Очень важно, чтобы на экране телевизора дети видели своих любимых героев живыми, веселыми, яркими, несущими доброту и радость

Очень важно, чтобы на экране телевизора дети видели своих любимых героев живыми, веселыми, яркими, несущими доброту и радость. Кандидат психологический наук, специалист Института психологии РАН А.А

Медынцев: «Некачественное изображение плохо влияет на развитие зрительной системы. У малышей с нарушением зрения возникают задержки в общем развитии. У них замедляются процессы обучения, формируются плохие зрительные образы. Плохо видящие малыши обладают большей тревожностью и эмоциональностью. Эти факторы затрудняют их адаптированные моменты  к полноценной жизни. И они требуют вмешательства педагогов и психологов. Поэтому не нужно рисковать развитием малыша и показывать не качественные мультики, способные нарушить зрение»

Кандидат психологический наук, специалист Института психологии РАН А.А. Медынцев: «Некачественное изображение плохо влияет на развитие зрительной системы. У малышей с нарушением зрения возникают задержки в общем развитии. У них замедляются процессы обучения, формируются плохие зрительные образы. Плохо видящие малыши обладают большей тревожностью и эмоциональностью. Эти факторы затрудняют их адаптированные моменты  к полноценной жизни. И они требуют вмешательства педагогов и психологов. Поэтому не нужно рисковать развитием малыша и показывать не качественные мультики, способные нарушить зрение».

Виды современных мультиков

Сегодня мультипликация поражает разнообразием технических решений, сюжетов, воспитательных программ. Однако для родителей широкий выбор — это одновременно и плюс, и минус. Ведь чем больше мультиков появляется на ТВ и в онлайн-кинотеатрах, тем сложнее заметить в коммерческом мусоре достойную картину. 

Диснеевские мультфильмы

Продукты компании Disney отличаются красивой графикой, продуманным и оригинальным сюжетом, воспитательной направленностью. Большинство персонажей обладают ярким, запоминающимся характером и идут к своей цели, преодолевая препятствия. Большой плюс диснеевских мультиков в том, что они показывают личностное развитие главных героев.

Например, автомобиль Молния Макуин из «Тачек» вначале зациклен на карьере, ведет себя эгоистично, пренебрежительно относится к окружающим. Но судьба заносит его в провинциальный городок, где внешние атрибуты успеха не играют никакой роли. Со временем Макуин заводит новых друзей, пересматривает прежнюю систему ценностей, становится более открытым и даже счастливым.

Принты с пресонажами Disney

Однако у диснеевских мультиков есть ряд недостатков:

  • редко подходят маленьким детям, так как имеют глубокий подтекст;

  • иногда в поощрительной манере преподносят сомнительные черты характера: агрессию, нахальство, эгоизм, мужеподобность у женщин, откровенную сексуальность;

  • ориентированы исключительно на западные ценности.

Кроме того, современная 3D-анимация Disney сильно заточена под зарабатывание денег на родителях. Многие мультики переполнены спецэффектами, «сортирным» юмором, сюжетными клише. Такие картины бездушны и точно не способствуют нравственному развитию детей.

Американские мультсериалы 

Именно такие мультики чаще всего вызывают праведный гнев у родителей. Ну чему может научить ребенка умственно отсталый Патрик из «Спанч Боба», который целыми сутками лежит под камнем и смотрит телек? Или популярный сериал «Гравити Фолз», где вовсе отсутствуют положительные персонажи, а грань между добром и злом размыта? Или Гомер Симпсон, олицетворяющий человеческие пороки: лень, глупость и неспособность контролировать эмоции?

К сожалению, 80% американских мультиков несут в себе исключительно развлекательную функцию. Они отличаются переизбытком ярких цветов и эмоциональным накалом. А сюжет развивается так быстро, что ребенок не успевает осмысливать происходящее на экране. 

Аниме

Аниме — это японская анимация. Многие легко узнают такие мультики по характерной графике (в частности, большим глазам у молодых персонажей). Аниме часто содержит глубокий философский подтекст и элементы эротики, поэтому рассчитано на возрастную категорию «16+».

Хотя попадаются и исключения, например аниме Хаяо Миядзаки:

  • «Мой сосед Тоторо»;
  • «Возвращение кота»;
  • «Навсикая из Долины Ветров».

Такие мультики красиво прорисованы, демонстрируют реалистичные образы животных и людей, имеют приятное музыкальное сопровождение. 

Еще японская анимация для маленьких детей следует моральным принципам. Главные герои часто демонстрируют положительные качества: доброту, верность, честность, ответственность перед обществом и смелость.

Футболки с персонажами Миядзаки

Российские мультики и сериалы

Пока российская мультипликация находится в стадии формирования. Одна из положительных тенденций — внедрение обучающих программ в развлекательной форме. А с точки зрения реалистичности персонажей отечественные мультики не выглядят такими отталкивающими, как американские.

Но попадаются и ленты, которые неоднозначно влияют на психику детей. Например, Маша из популярного мультсериала демонстрирует гиперактивность, совершает вредные поступки, а порой откровенно издевается над бедным медведем. Причем такое поведение остается безнаказанным. По мнению многих психологов, мультик «Маша и Медведь» формирует у детей неуважительное отношение к старшим.

«Щенячий патруль» (Канада, США)

Мультфильм канадского производства был показан широкой публике в 2013 году. Это — приключенческий анимационный сериал о команде щенков-спасателей во главе с мальчиком Райдером. Сериал имеет маркировку «0+», то есть рассчитан на самых маленьких детей.

Кадр из мультфильма «Щенячий патруль»

Мнение мам:

«Моему сыну после „Щенячьего патруля“ сносит крышу. Ребёнок становится невменяемым, агрессивным, дерганным. В общем, у нас под запретом», — Любовь Ратомская.

«„Щенячий патруль“ не нравится: слишком громкий, аляпистый, возбуждающий», — Анна Гольдштейн.

«С точки зрения морали в них вроде все в порядке. Но во всех этих мультах — синтетическая эстетика! Некрасивая 3D анимация: гипертрофированные фигуры, эмоции, цвета. Дети перестают воспринимать более тонкие материи, абстракцию, полутона. Это как пересоленная или переслащенная еда», — Надежда Низамова.

«Почему никто не говорит о том, что часть мультфильмов из списка вредит ещё и тем, что опустошает родительский кошелёк? У кого дети смотрят „Щенячий патруль“, сколько предметов на каждого щенка в вашей домашней коллекции?» — Милана Касакина.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий